Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные жанры публицистики





Типы жанров Жанры
Информационные Заметка, хроника, корреспонденция, информационное интервью, репортаж, блиц-опрос, пресс-конференция, некролог
Аналитические Статья, аналитическое интервью, обзор СМИ, журналистское расследование, обозрение, рецензия, комментарий, круглый стол, диспут
Агитационные Брошюра, листовка, плакат, дебаты
Художественно-публицистические Очерк, фельетон, эссе, памфлет, пародия, сатирический комментарий

 

Теперь поговорим подробнее о некоторых стилеобразующих чертах публицистики применительно к разным жанрам.

В связи с документальностью следует остановиться на таком понятии публицистики (и журналистики), как факт-новость. Ведь в мире происходит множество событий, но отбираются для освещения далеко не все. Критериями отбора являются их масштабность, конфликтность, способность вызвать интерес у широкой аудитории.

Одна из важных составляющих документальности – это фактографичность, которая предполагает указание места, времени и обстоятельств свершения факта, события, а также их участников. Достоверность, столь необходимая в информационной и аналитической публицистике, в меньшей степени свойственна художественно-публицистическим, а также агитационным жанрам. В очерках, например, допустима некоторая доля вымысла; фельетонам, памфлетам, листовкам свойственно использование преувеличения (гиперболы) или, напротив, приуменьшения (литоты). А вот о репортаже говорят, что он отражает действительность в наименее искажённом виде.

Естественно, в журналистских произведениях оба эти свойства «поддерживаются» и неязыковыми средствами: видеорядом, фотографиями, аудиозаписями и т. д.

Оперативность публицистики (особенно применительно к работе СМИ) обусловлена целым рядом причин, в том числе наличием конкуренции «на рынке новостей» и периодичностью издания (передачи, программы). А с технологической точки зрения она связана со способом фиксации и передачи информации. Так, если говорить о размещении публицистических материалов в СМИ, то следует иметь в виду, что среди существующих четырёх подсистем журналистики (печать, радио, ТВ и Интернет-СМИ) наименее оперативна, именно в силу технических причин, печать (газеты, журналы, книги и др.). А быстрее всего способны откликаться на события Интернет и радио.

Кроме того, для создания аналитических материалов, а тем более художественно-публицистических произведений, посвящённых той или иной проблеме, необходимо гораздо больше времени, чем для написания текстов информационного плана.

Доступность публицистического текста во многом носит относительный характер, и оценить это качество можно лишь с учётом адресата. Доступным является текст, уровень сложности которого (с точки зрения информативного содержания и композиционно-речевого оформления) соответствует фоновым знаниям и интеллектуальному уровню адресата. Другими словами, публицист должен быть уверен в том, что используемые им термины, заимствования, прецедентные тексты и т. д. должны быть понятны потенциальному читателю (слушателю). Разумеется, отдельные выражения в тексте спортивного (экономического, политического, музыкального и др.) обозревателя могут быть и не понятны широкой аудитории, однако сам этот факт не свидетельствует о нарушении автором коммуникативных норм.

Одно из главных качеств публицистики – выразительность. Дело в том, что основной задачей публициста является не только пробуждение интереса к своему устному или письменному выступлению, но и удержание этого интереса. Ведь именно выразительное выступление публициста расценивается нами как удачное, эффективное.

Выразительность состоит из многих «слагаемых», главными из которых являются экспрессивность, оценочность и образность. Экспрессивность – это выражение субъективного отношения автора текста к предмету речи и/или к адресату за счёт использования необычных и/или неожиданных в данной ситуации языковых и речевых средств. Антиподом экспрессивности является всё стандартное, привычное, ожидаемое, а наиболее типичным средством выражения стандартного являются речевые стереотипы (Подробнее о речевых стереотипах см. в лекции № 6, § 6.4). Оценочность подразумевает выражение положительной или отрицательной оценки предмета речи. И в целом, для публицистического стиля характерно открытое, незавуалированное выражениеточки зрения автора, его оценки фактов, процессов и т. д. Образность как художественное отражение действительности, разумеется, характерна для художественно-публицистических жанров (Более глубоко это понятие раскрывается в лекции № 10, § 10.3.).


Безличностно-нейтральной тональностью отличаются лишь некоторые из информационных жанров: заметка, хроника, информационная корреспонденция. Обратите внимание на то, что авторство этих материалов, как правило, специально и не фиксируется, т. е. фамилия автора не указывается. Почему?

Дело в том, что заметку типа:

«Около ста российских авиакомпаний включены Евросоюзом в список авиаперевозчиков, которым по новым экологическим нормам с 2012 г. могут быть запрещены полёты в аэропорты ЕС. В списке около 4 тыс. авиакомпаний со всего мира. Им предписано сократить объём выбросов углекислого газа» ( АиФ, 2009, № 35 )

может написать, а точнее составить, любой начинающий журналист. Но указание авторства в художественно-публицистическом или аналитическом публицистическом произведении является обязательным (хотя автор, разумеется, имеет право использовать псевдоним).

В целом же, выразительность как коммуникативное качество речи отличает публицистический стиль от строгих стилей и, напротив, сближает его с обиходно-разговорным и художественным стилями.

Говоря об оценочности и тенденциозности публицистического текста, необходимо учитывать и тот факт, что автор может выражать не только личную точку зрения, но и взгляды (применительно к СМИ – информационную политику) определённого сообщества: политические, корпоративные и т. д.

В публицистике (в отличие от других стилей) практически отсутствует деление на подстили, признаваемое большинством учёных-лингвистов. Так, наиболее известна классификация, предполагающая выделение следующих подстилей:

· газетно-публицистический (газетно-журнальный) подстиль;

· подстиль радио- и тележурналистики;

· ораторский подстиль.

Но эта классификация вызывает серьёзные возражения.

Во-первых, существенное различие между первыми двумя подстилями состоит не столько в их языковых особенностях, сколько в канале передачи информации. Во-вторых, при подобном подходе игнорируется само существование Интернет-журналистики. И, наконец, ораторская речь неоднородна по информативному содержанию и адресной направленности (подробнее об этом см. в § 9.3).

Таким образом, действительно обладающим особыми свойствами (и к тому же по-настоящему изученным) является только газетно-публицистиче-ский подстиль. Именно периодическим печатным изданиям (в первую очередь газетам и журналам) свойственны некоторые общие принципы композиционно-речевого оформления материала:

· экономия языковых средств, лаконичность изложения при информационной насыщенности;

· чёткая структурно-смысловая организация текста, при которой предпочтение отдаётся не широкому, всестороннему освещению проблемы, а выбору одного из её аспектов;

· особая роль заголовка (привлечение внимания, емкое обозначение темы, рекламная функция и др.);

· активное использование языковых средств, типичных для других функциональных стилей (обиходно-разговорного, научного, художественного).

Следует помнить и о том, что в периодических изданиях размещаются также иностилевые (непублицистические) тексты: официально-деловые (извещение, объявление, указ и др.), научные (дайджест изобретений и открытий, научно-популярный очерк), художественные (стихотворение, рассказ), а также рекламные тексты.


Для публицистики характерна как монологическая, так и диалогическая форма речи, причём диалогические жанры особенно последовательно используются в радио- и телевещании: это интерактивные или блицопросы, ток-шоу, круглые столы, телеинтервью, всевозможные беседы «без галстука» и пр. Но и в монологической публицистической речи адресат тоже воспринимается автором как участник диалога (пусть и заочного), поэтому, как правило, речь строится в расчете на невидимого собеседника.

Подобный приём, широко используемый в устном или письменном публичном выступлении, называется диалогизацией. Она создаётся путём вкраплением в структуру монолога элементов диалога: это вопросно-ответный ход, прямое и непрямое обращение к собеседнику, субъективная оценка того или иного факта, события и т. д. Другой распространённый приём, призванный приблизить автора, скажем, аналитической статьи к читателю, называется разговорностью (Подробнее о феномене разговорности см. лекцию № 10, § 10.4).

Все указанные особенности публицистического стиля проявляются прежде всего в языковом оформлении текстов. Эти языковые особенности отражены в табл. 9.3.

Таблица 9.3







Date: 2016-07-05; view: 299; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию