Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные жанры публицистики
Теперь поговорим подробнее о некоторых стилеобразующих чертах публицистики применительно к разным жанрам. В связи с документальностью следует остановиться на таком понятии публицистики (и журналистики), как факт-новость. Ведь в мире происходит множество событий, но отбираются для освещения далеко не все. Критериями отбора являются их масштабность, конфликтность, способность вызвать интерес у широкой аудитории. Одна из важных составляющих документальности – это фактографичность, которая предполагает указание места, времени и обстоятельств свершения факта, события, а также их участников. Достоверность, столь необходимая в информационной и аналитической публицистике, в меньшей степени свойственна художественно-публицистическим, а также агитационным жанрам. В очерках, например, допустима некоторая доля вымысла; фельетонам, памфлетам, листовкам свойственно использование преувеличения (гиперболы) или, напротив, приуменьшения (литоты). А вот о репортаже говорят, что он отражает действительность в наименее искажённом виде. Естественно, в журналистских произведениях оба эти свойства «поддерживаются» и неязыковыми средствами: видеорядом, фотографиями, аудиозаписями и т. д. Оперативность публицистики (особенно применительно к работе СМИ) обусловлена целым рядом причин, в том числе наличием конкуренции «на рынке новостей» и периодичностью издания (передачи, программы). А с технологической точки зрения она связана со способом фиксации и передачи информации. Так, если говорить о размещении публицистических материалов в СМИ, то следует иметь в виду, что среди существующих четырёх подсистем журналистики (печать, радио, ТВ и Интернет-СМИ) наименее оперативна, именно в силу технических причин, печать (газеты, журналы, книги и др.). А быстрее всего способны откликаться на события Интернет и радио. Кроме того, для создания аналитических материалов, а тем более художественно-публицистических произведений, посвящённых той или иной проблеме, необходимо гораздо больше времени, чем для написания текстов информационного плана. Доступность публицистического текста во многом носит относительный характер, и оценить это качество можно лишь с учётом адресата. Доступным является текст, уровень сложности которого (с точки зрения информативного содержания и композиционно-речевого оформления) соответствует фоновым знаниям и интеллектуальному уровню адресата. Другими словами, публицист должен быть уверен в том, что используемые им термины, заимствования, прецедентные тексты и т. д. должны быть понятны потенциальному читателю (слушателю). Разумеется, отдельные выражения в тексте спортивного (экономического, политического, музыкального и др.) обозревателя могут быть и не понятны широкой аудитории, однако сам этот факт не свидетельствует о нарушении автором коммуникативных норм. Одно из главных качеств публицистики – выразительность. Дело в том, что основной задачей публициста является не только пробуждение интереса к своему устному или письменному выступлению, но и удержание этого интереса. Ведь именно выразительное выступление публициста расценивается нами как удачное, эффективное. Выразительность состоит из многих «слагаемых», главными из которых являются экспрессивность, оценочность и образность. Экспрессивность – это выражение субъективного отношения автора текста к предмету речи и/или к адресату за счёт использования необычных и/или неожиданных в данной ситуации языковых и речевых средств. Антиподом экспрессивности является всё стандартное, привычное, ожидаемое, а наиболее типичным средством выражения стандартного являются речевые стереотипы (Подробнее о речевых стереотипах см. в лекции № 6, § 6.4). Оценочность подразумевает выражение положительной или отрицательной оценки предмета речи. И в целом, для публицистического стиля характерно открытое, незавуалированное выражениеточки зрения автора, его оценки фактов, процессов и т. д. Образность как художественное отражение действительности, разумеется, характерна для художественно-публицистических жанров (Более глубоко это понятие раскрывается в лекции № 10, § 10.3.). Безличностно-нейтральной тональностью отличаются лишь некоторые из информационных жанров: заметка, хроника, информационная корреспонденция. Обратите внимание на то, что авторство этих материалов, как правило, специально и не фиксируется, т. е. фамилия автора не указывается. Почему? Дело в том, что заметку типа: «Около ста российских авиакомпаний включены Евросоюзом в список авиаперевозчиков, которым по новым экологическим нормам с 2012 г. могут быть запрещены полёты в аэропорты ЕС. В списке около 4 тыс. авиакомпаний со всего мира. Им предписано сократить объём выбросов углекислого газа» ( АиФ, 2009, № 35 ) может написать, а точнее составить, любой начинающий журналист. Но указание авторства в художественно-публицистическом или аналитическом публицистическом произведении является обязательным (хотя автор, разумеется, имеет право использовать псевдоним). В целом же, выразительность как коммуникативное качество речи отличает публицистический стиль от строгих стилей и, напротив, сближает его с обиходно-разговорным и художественным стилями. Говоря об оценочности и тенденциозности публицистического текста, необходимо учитывать и тот факт, что автор может выражать не только личную точку зрения, но и взгляды (применительно к СМИ – информационную политику) определённого сообщества: политические, корпоративные и т. д. В публицистике (в отличие от других стилей) практически отсутствует деление на подстили, признаваемое большинством учёных-лингвистов. Так, наиболее известна классификация, предполагающая выделение следующих подстилей: · газетно-публицистический (газетно-журнальный) подстиль; · подстиль радио- и тележурналистики; · ораторский подстиль. Но эта классификация вызывает серьёзные возражения. Во-первых, существенное различие между первыми двумя подстилями состоит не столько в их языковых особенностях, сколько в канале передачи информации. Во-вторых, при подобном подходе игнорируется само существование Интернет-журналистики. И, наконец, ораторская речь неоднородна по информативному содержанию и адресной направленности (подробнее об этом см. в § 9.3). Таким образом, действительно обладающим особыми свойствами (и к тому же по-настоящему изученным) является только газетно-публицистиче-ский подстиль. Именно периодическим печатным изданиям (в первую очередь газетам и журналам) свойственны некоторые общие принципы композиционно-речевого оформления материала: · экономия языковых средств, лаконичность изложения при информационной насыщенности; · чёткая структурно-смысловая организация текста, при которой предпочтение отдаётся не широкому, всестороннему освещению проблемы, а выбору одного из её аспектов; · особая роль заголовка (привлечение внимания, емкое обозначение темы, рекламная функция и др.); · активное использование языковых средств, типичных для других функциональных стилей (обиходно-разговорного, научного, художественного). Следует помнить и о том, что в периодических изданиях размещаются также иностилевые (непублицистические) тексты: официально-деловые (извещение, объявление, указ и др.), научные (дайджест изобретений и открытий, научно-популярный очерк), художественные (стихотворение, рассказ), а также рекламные тексты. Для публицистики характерна как монологическая, так и диалогическая форма речи, причём диалогические жанры особенно последовательно используются в радио- и телевещании: это интерактивные или блицопросы, ток-шоу, круглые столы, телеинтервью, всевозможные беседы «без галстука» и пр. Но и в монологической публицистической речи адресат тоже воспринимается автором как участник диалога (пусть и заочного), поэтому, как правило, речь строится в расчете на невидимого собеседника. Подобный приём, широко используемый в устном или письменном публичном выступлении, называется диалогизацией. Она создаётся путём вкраплением в структуру монолога элементов диалога: это вопросно-ответный ход, прямое и непрямое обращение к собеседнику, субъективная оценка того или иного факта, события и т. д. Другой распространённый приём, призванный приблизить автора, скажем, аналитической статьи к читателю, называется разговорностью (Подробнее о феномене разговорности см. лекцию № 10, § 10.4). Все указанные особенности публицистического стиля проявляются прежде всего в языковом оформлении текстов. Эти языковые особенности отражены в табл. 9.3. Таблица 9.3 Date: 2016-07-05; view: 299; Нарушение авторских прав |