Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сумасшествие и гениальность - тоже по сути, одно и то жеТруд Чезаре Ломброзо "Гениальность и помешательство" известен всем. Если нет, прочтите- линк. Интереснейшая вещь. Я сегодня дочитала другую работу в данной области- “Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии)”, посвященный вопросам патологии гениально одаренной личности, под ред. зав. психотехнической лабораторией, доктора медицины Г.В.Сегалина. Об архиве, а также ссылка на полный текст в эл.варианте ниже под катом. Любопытно мнение по теме А.Картелишева, профессора, доктора мед. наук, зав. кабинетом психодиагностики Психиатрического центра Главного военного госпиталя им. Бурденко: "Треть жителей планеты, по оценкам экспертов, имеют шизоидную аномалию характера. А у каждого седьмого землянина - предрасположенность к психическим расстройствам, в том числе и к шизофрении. Выдвинутая в начале века доктором Сегалиным гипотеза ("психотизм" раскрепощает "энергию одаренности") во многом, как мне представляется, находит подтверждение. Сегодня уже ясно, что главным "виновником" шизофрении является 11-я хромосома, контролирующая некоторые очень важные биохимические процессы в организме человека. Поврежденная хромосома вызывает серьезный дисбаланс. Организм пытается исправить ситуацию. Это может у него не получиться, и тогда постепенно начинаются серьезные расстройства мышления, воли, эмоций. В других случаях организм начинает функционировать в интенсивном режиме, приводя в действие резервные силы, имеющийся потенциал, в том числе и интеллектуальный. При этом заложенные природой способности человека проявляются при определенных условиях в полной мере. Обширный фактический материал, собранный в выпусках "Клинического архива", служит наглядной иллюстрацией того, как действует этот механизм... "Клинический архив гениальности и одаренности"-так назывался цикл необычных и весьма любопытных публикаций, появившихся в России в 1925 г под редакцией доктора медицины, заведующего Психотехнической лабораторией Г. В. Сегалина. (Позже все эти выпуски были запрещены и изъяты из библиотек медицинских институтов и даже у букинистов). Григорий Владимирович, инициатор выпусков, был неординарным человеком. В публикациях "Клинического архива" Сегалин и другие авторы на основе большого фактического материала пытались доказать (впрочем, попытки такого Следовательно, подытоживает доктор, в генах великого человека непременно должны быть два компонента: один из его родителей должен подарить ему скрытую энергию одаренности, а другой - передать... психотизм. Эта болезненная наследственность нередко проявляется и у кого-либо из братьев или сестер мировых знаменитостей. Во втором выпуске "Клинического архива" приводится большой список примеров: У Шумана, Гегеля, Дидро, Аксакова, Батюшкова была душевнобольная сестра. У Гаршина, Л.Толстого, Бальмонта, Виктора Гюго, Чаадаева, Фейербаха, Кеплера, Глеба Успенского, Врубеля был душевнобольной брат. У Гончарова были душевнобольные сестра и брат. У Достоевского были душевнобольные сестры и братья. Сегалин пишет далее, что и дети знаменитостей нередко бывают душевнобольными, слабоумными или препсихотиками (то есть предрасположенными к психическим аномалиям): Душевнобольного сына имели Себастьян Бах, Шуман, Тацит, Мендельсон, Гете. Дочь Марка Поэт Батюшков страдал умопомешательством в течение 49 лет. У Флобера была истеро-эпилепсия. У Гаршина - циркулярный психоз, несколько раз лечился в психиатрических больницах, покончил с собой во время приступа меланхолии. Бальмонт тоже пытался свести счеты с жизнью, выбросившись из окна, но остался жив. У Чайковского, Толстого случались эпилепсические припадки. Психически больным был Шуман, окончивший свое земное пребывание в психиатрическом заведении. Стендаль имел шизоидную с параноическим оттенком натуру. Психическими расстройствами страдали Гоголь, Достоевский, Руссо и многие другие выдающиеся личности. Клинический архив гениальности и одаренности -читать полностью- http://pathographia.narod.ru/index.htm ...есть факторы, хотя и не психотического порядка, но способствующие или усиливающие диссоциирующие действие психотического момента и тем самым как бы играющие роль вторичных дополнительных антагонистов-диссоциаторов при гипостатической реакции одаренности. Эта роль дополнительных факторов — антагонистов выполняется, между прочим, моментами расового скрещения у великих людей. К этому вопросу мы сейчас подойдем. Давно уже констатировано различными авторами, что великие люди происходят также и от непосредственного скрещения различных рас и национальностей.Иллюстрацию такого расового скрещения у великих людей приводим здесь: Приведенный здесь список, конечно, далеко не исчерпывающий. Приводим его как иллюстрацию происхождения замечательных или великих людей от двух различных национальностей или различных рас. С нашей точки зрения, точки зрения закономерной необходимости введения биологического антагонизма при скрещении, для выявления скрытой одаренности это явление будет понятно, если мы еще дадим следующее пояснение. Скрещение рас есть, по существу, скрещение биохимических противоположностей, относящихся между собой как некие антагонисты. Напомним тот общеизвестный факт в биологии, что введение в кровь здорового организма крови здорового же организма чужой расы равносильно введению в кровь патологического материала (т. е. равносильно введению яда). Иначе говоря, различные расы должны воздействовать друг на друга как антагонисты при скрещивании этих рас, т. е. аналогично действию психотизма на скрытую одаренность в вышеприведенном смысле. Вот почему, если в двух скрещивающихся фамильных линиях, где имеются все антагонистические условия для гипостатической реакции (т.е. имеется компонент скрытой одаренности и компонент психотизма), введение в это скрещение новых условий антагонизма в форме такого расового скрещения должно еще более усиливать этот антагонизм и тем более способствовать условиям, дающим гипостатистическую реакцию одаренности. Вот почему, по нашему мнению, расовые скрещения "льют воду на мельницу" этой гипостатистической реакции, но отнюдь недостаточны, чтобы сами но себе, без психотизма, могли вызвать эту гипостатическую реакцию. Расовый антагонист есть дополнительный антагонист к основному психотическому и сам по себе должен быть рассматриваем как интерферирующий антагонист (как явление интерференции). Как на яркий пример, где расовый (resp. национальный) компонент при скрещении с компонентом одаренности способствует (наряду с психотическим компонентом) выявлению скрытой одаренности, а тем, следовательно, способствует гипостатической реакции, укажем на особенности этой гипостатической реакции у евреев. Еврейская раса вообще представляет из себя удивительный объект для экспериментирования в биологической лаборатории природы. Кажется, природа тут, действительно, создала для себя специальный объект для всех ее лабораторных надобностей. Если какому-либо скептику по отношению к нашим выводам и нашей теории нужны экспериментальные доказательства, то на евреях эти эксперименты налицо. Прежде всего давно уже известно (чуть ли не вo всех учебниках это отмечено), что по количеству процента психоневротиков и вообще нервнопсихических заболеваний евреи занимают первое место среди других народностей (что послужило поводом говорить о них как о дегенерирующейся расе); с другой стороны, для всех также общеизвестен факт, что процент замечательных людей у евреев (по отношению к их количеству) также велик, т. е. природа здесь как бы экспериментально нас поучает: „Там, где Вы имеете больше всего в процентном отношении количество замечательных.людей, там непременно должно быть в процентном отношении и больший процент психотизма и психоневротизма". И недаром, еще Ломброзо говорил: „как дорого обходятся евреям великие и замечательные люди", ибо, наряду с ними, они имеют громадное количество невротиков и психотиков; таким образом, в лице евреев мы имеем самое лучшее экспериментальное доказательство необходимости диссоциативного и кумулятивного компонента, о которых мы говорили выше. И, таким образом, патобиологических данных для более частой гипостатической реакции у евреев чрезвычайно много, поэтому у них большой процент замечательных людей. Далее природа экспериментирует на евреях еще и в отношении доказательства корреляционной роли скрещения рас (при тех же имеющихся основных условиях для более частых гипостатических реакций). Как известно, одни и те же евреи в одних странах (например, в Германии и странах, говорящих по-немецки) дают более громадный процент великих и замечательных людей, несмотря на то, что количественно их там относительно мало, в тоже время как, живя в других странах (например в России), те же евреи в громадном, относительно, количестве (чуть ли не в 16 раз более2 дают меньший процент великих и замечательных людей. Как объяснить такое явление? Объяснения давали самые различные. Талантливость евреев Германии приписывалась другим культурным, политическим и социальным условиям, в которых находились евреи Германии и евреи старой России. Говорили, например, что, дескать, гнет царской России не давал евреям развивать свои силы, в то время как в Германии (как в „свободной" стране) евреям было легче развивать свои силы. Все это, конечно, верно, поскольку здесь рассматривается социологическая сторона вопроса. Но, поскольку мы здесь рассматриваем этот вопрос биологически, мы, не отрицая социологической стороны вопроса и, в частности, ту громадную разницу условий социально-экономической жизни евреев Германии и дореволюционной России, мы, однако, центр тяжести этой разницы должны отнести на биологическую сторону вопроса. Мы находим, что причина, почему евреи в Германии дают большее количество замечательных людей, кроме других еще,—биологическая. С нашей точки зрения дело обстоит так. В смысле биологической полноценности кумулятивный компонент евреев России и евреев Германии совершенно одинаков, т. е. одинаков их потенциал одаренности. Точно так же необходимый с нашей точки зрения психотический компонент для гипостатической реакции также одинаков (ибо процент психоневротиков и психотиков одинаков), поэтому в основе процент замечательных людей у тех и других одинаково высок (по отношению к другим национальностям). Теперь, при тех же условиях, у евреев Германии мы видим еще другое явление —это большое количество смешанных браков с коренными немцами, в то время как у евреев России количество смешанных браков относительно мало. Это большое количество смешанных браков у евреев Германии еще более способствует увеличению количества замечательных людей, чем у евреев России. И вот почему: для гипостатической реакции одаренности евреев Германии благоприятна интерференция нового антагониста расового характера, усиливающего этот антагонизм в более благоприятном смысле, для усиления гипостатической реакции одаренности. Для коренных же немцев также более благоприятно такое скрещение или вследствие введения диссоциативного компонента (более частого у евреев) или же, вернее, также вследствие той же интерференции нового расового антагониста. У евреев России как замкнутой расы этой интерференции расового компонента путем смешанных браков нет или же она редко бывает, потому и менее часты явления гипостатической реакции с рассвой корреляцией, но опять-таки менее часты по отношению только к евреям Германии, но не по отношению к другим народностям. Итак, интерференция расового антагониста при скрещении компонентов одаренности и психотизма благоприятна для гипостатической реакции; она, вероятно, также благоприятна не только в количественном отношении, но и в качественном. Конечно, эта сторона вопроса требует еще более глубокого исследования, и мы это здесь высказываем пока как "вероятное", но факт громадной роли интерференции новых антагонистов не подлежит сомнению. К этому заключению нас склоняет еще одно замечательное явление, о котором будет сейчас речь. Это—интерференция новых психотических антагонистов к основному психотическому компоненту. К патологии детского возраста великих и замечательных людей: ...всякий ребенок, из которого в будущем развивается великий человек,—обязательно будет болезненный ребенок или физически или нервно-психически. И это явление мы должны рассматривать не как случайное явление (как это думают многие авторы), а как закономерное явление биологии детей, будущих великих людей. С нашей точки зрения эвропатологического подхода к этому вопросу (смотрите мои работы в предыдущих выпусках “Архива” 1925) Приведем здесь ряд примеров болезненности детей—будущих великих людей. Бальзак- Большая голова—непропорциональная по размерам к туловищу—отмечается его биографами, а также его современниками. О его психической болезненности отмечается следующее: “когда ему было 14 лет, директор Коллегиума прислал матери письмо, в котором просил ее как можно скорее приехать к сыну. Оноре (писатель) был одержим странной болезнью, похожею на лунатизм: он как будто спал с открытыми глазами, часто не слыхал, что ему говорят, и чрезвычайно похудел. Доктор не мог понять болезнь: его взяли вскоре домой для поправки здоровья”. Ницше-Больным ребенком, как физически, так и психически родился также и Ницше. То обстоятельство, что в два с половиной лет ребенок-Ницше произнес только первое слово, говорит не только о запоздалом развитии ребенка, но и о том тяжелом наследственном недуге Ницше, который впоследствии послужил причиной катастрофы его психической жизни. Уже с детских лет Ницше-- нервный ребенок. Он страдал жесточайшими головными болями. Ньютон-О физическом здоровье Ньютона биографом отмечается следующее: “При рождении был так мал и слаб, что его мать говорила, что его можно поместить в кружку (quartglass).С большим трудом его выростили и весьма мало надежд было на то, что это будет жизнеспособный ребенок. Несомненно он был очень болезненный ребенок. Плохо учился в школе. Наполеон-Болезненный ребенок. С детства был подвержен патологическим вспышкам гнева, доходившим до бешенства. Точно так же уже с детства начались у него судорожные припадки. Так однажды в школе он был подвержен наказанию за какую то провинность. Это на него так подействовало, что с ним случился судорожный припадок. Начальник школы принужден был из-за этого снять с него наказание. Кеплер-“Хилый, слабый, болезненный ребенок, настолько, что его болезнь мешала ему учиться,- говорит биограф, - и была крестом его жизни”. Галлер (Haller)-Болезненный слабый ребенок. Страдает рахитом. Тургенев-О физической дефективности Тургенева свидетельствуют также следующие данные: “У меня кости черепа так тонки,- говорит Тургенев, - что если кто из товарищей хлопнет по голове—мне делалось дурно”. После, будучи взрослым, он говорил Полонскому: “Дотронься до моего темени—у меня до сих пор не срослись кости черепа”. И, действительно, впоследствии, после смерти, когда вскрывали тело Тургенева в 1883 году в Буживале (во Франции), секционными данными было подтверждено, что кости черепа были так истончены, что при нажиме гнулись под пальцами, как тонкая пластинка. Если вспомнить к этому еще те обстоятельства, что Тургенев-ребенок отличался непропорционально большой головой, и что посмертные данные веса мозга Тургенева дали большой вес—сравнительно, то нет сомнения в том, что Тургенев в детские годы страдал каким-то хронически болезненным процессом, вызвавшим эти уклонения от нормы. Альфиери-С юности страдал “расстройством лимфатической системы". Болезненный и слабый ребенок, подверженный судорогам и психическим ненормальностям. В 8 лет у него уже отмечается первый приступ меланхолии. В этом состоянии он делает попытку отравиться, но неудачно. Эти депрессии неоднократно повторяются затем опять. В состоянии такой же депрессии 19 лет он снова покушается на самоубийство. Писарев-Биограф отмечает Писарева также ребенком слабым, болезненным, “физически дряхлым” и серьезным не по летам. “Труслив и пуглив и нервен, постоянно нюнил”. Плаксив. Достаточно было самого незначительного повода, чтоб он начал плакать. Плакал каждый день. Отец сек его за плаксивость. Когда отец появлялся на его крик, ребенок Писарев кричал умоляюще: “папа, секи, секи, только не больно”. | Спенсер-Слабое и хилое здоровье Спенсера заставило его родителей взять его из школы, вскоре же после поступления туда. Маленький Спенсер не обнаруживал никаких способностей к предметам, которые требовали памяти (языки, история). Лермонтов.-Болезненный ребенок. В детстве страдал какой-то длительной и тяжелой болезнью, которая, по-видимому, наложила отпечаток на всю его жизнь. Как это страдание отразилось на его душевней жизни, Лермонтов дает понять в описании детства Саши Арбенина: "болезнь, - говорит он там - имела важные следствия и странныя влияния и на ум и характер Саши: он выучился думать. Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, он начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой. В продолжении мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он привыкал побеждать страдания тела, увлекаясь грезами души”... Чтоб поправить здоровье больного внука, бабушка Лермонтова возила его на одиннадцатом году на Кавказ. Он был ребенок чрезвычайно замкнутый, необщительный, к людям относился с презрением, чем отталкивал от себя окружающих. Эмерсон-Болезненным ребенком рос также и Эмерсон. Психическая ненормальность, замкнутость были присущи и ему: он. был сильно отягощен наследственностью. Гоголь.-В отношении физического здоровья Гоголь уже ребенком представлял тип астеника. Впалая грудь, узкая грудная клетка с узкими плечами, худощавый, болезненный, физически слабый, он никогда не имел здорового и свежего цвета лица. Лицо всегда вытянутое, нос длинный. Биограф Шенрок говорит про него: “он был болезненный ребенок. Лицо его было какое-то прозрачное, он сильно страдал от золотухи, из ушей у него текло". Также и в психическом отношении Гоголь еще с раннего детства проявлял много психических анормальностей, которые впоследствии развились в настоящую душевную болезнь. Чехов-За большую голову, по пропорции не соответствующую его небольшой фигуре, товарищи по школе прозвали его “головастиком” или “бомбой”. В психическом отношении Чехов был мальчик “вяловатый” и “сыроватый” (как его характеризуют близко знавшие его). Помимо этого, это был мальчик замкнутый, малообщительный и выглядел “букой”. К играм с детьми его не тянуло, и он оставался в стороне. Ни детской резвости, ни подвижности в нем совсем не было. Также учился плоховато. Адам Смит-Адам Смит рос также слабым болезненным ребенком. Уже с детских лет отличался психическими ненормальностями: "был баснословно рассеян, временами до того забывался, что разговаривал сам с собой; эта привычка сохранилась у него на всю жигнь”. Также сторонился от всяких детских игр своих сверстников. Несомненно, мы здесь также имеем дело с ненормально замкнутым ребенком, выходящим за пределы нормального аутизма детей. Джемc Уатт-С самых малых лет отличался слабым и хилым здоровьем. С самого раннего возраста страдал ужасными головными болями, причинявшими ему не мало страданий впоследствии и в зрелые годы. Ребенком он был чрезвычайно замкнут, рассеян, “склонен совершенно забываться в своих собственных мыслях” (как говорит биограф). “Когда головные боли начинали его мучить, он становился молчалив и придирчив, всем недоволен и уходил куда-нибудь в поле или в горы”. К 14 годам его болезнь (и головные боли, в частности) очень мешала систематическому образованию мальчика и отрывала его от правильных школьных занятий. Его товарищи по школе утверждали, что он в школе не только не считался успешным учеником, а наоборот, — “туповатым” и очень медлительным. Шелли-“Болезненный, с хрупким здоровьем ребенок”. Болезненность его особенно сказывалась в нервно-психической организации Шелли, которая представляла собой “комок дрожащих нервов” (по словам окружающих). Вследствие этого он в школе считался ненормальным ребенком, и его называли “сумасшедший Шелли”. Он отличался странностями и был подвержен галлюцинациям. Чаттертон характеризуется также биографами как натура с резко выраженными ненормальностями психики: необычайно возбужденный, импульсивный характер, с ранней юности склонный к самоубийству. Мальтус родился с заячьей губой, вследствие чего страдал всю жизнь плохим, невнятным произношением.
|