Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К патологии детского возраста великих и замечательных людей.





Изучая феноменологию великих и замечательных людей, мы до сих пор в наших предыдущих работах останавливали внимание на особенности генетики, структуры психомеханизма творческой личности и творческих приступов. 1

Теперь в этой работе обратим внимание на патологию детского возраста великих и замечательных людей.

Если мы будем исходить из того положения, что великий или замечательный человек есть результат скрещения двух родовых компонентов, из которых один компонент вносит психотическое (resp. психоневротическое) начало; другой компонент вносит начало одаренности, то эти два начала должны так или иначе, в той или иной закономерности, проявиться в феноменологии (resp. симптоматологии) творческой личности, во всех этапах его развития. Детский возраст, следовательно, как один из таких этапов развития—должен также иметь ту же двоякую симптоматологию (о которой мы не раз уже трактовали):

а) Симптомы диссоциативные.

в) Симптомы кумулятивные.

Осветить вопрос о том, как проявляется эта симптоматология у ребенка—будущего великого человека в отношении симптомов диссоциативных—вот задача настоящей работы.

Прежде всего, тот неоспоримый факт, что тот ребенок, который в будущем делается великим человеком, рождается в семье, где так или иначе конституционально заложена психотическая (resp. психоневротическая) отягченность, уже сам по себе создает анормальные условия развития ребенка и его быта.

Что та фамильная обстановка, из которой выходит этот ребенок, изобилует душевными или нервными заболеваниями, мы уже указывали в других наших работах (см. мою работу “Патогенез и биогенез великих и замечательных людей” // "Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии)", т. I, вып. 1, 1925 г.). Семьи, где рождаются такие дети—суть такие семьи, которые основаны на так называемых “несчастных браках”. Под понятием “несчастный брак” мы подразумеваем наличие тех семейных отношений между обоими сторонами супружеской четы, которые вытекают из патологических особенностей психики данных родителей. Например, отец Достоевского, как человек с тяжелым патологическим характером и как алкоголик, не мог создать нормальноздоровую семью, уж в силу своих резко патологических особенностей. Те тяжелые и кошмарные условия быта семьи Достоевского логически вытекают из патологии личности отца Достоевского. В этом смысле мы понимаем, что семья Достоевских представляет из себя тот тип семьи, который основывается на "несчастном браке”, создающий кошмарные условия быта подобных семей. Эти особенные, несомненно патологические условия быта семейной обстановки не есть случайное явление, так же как фамильная отягченность великих людей не есть случайность. “Несчастный” (resp. патологический) брак и патологические условия семейного быта великих людей—есть логическое следствие фамильной отягченности великих людей. Патологические условия фамильного быта великих людей надо так же тщательно изучать, как и генетические условия его происхождения.

Изучать этот вопрос по тем биографическим данным льстивых биографов, которые любят украшать своего героя— великого человека и изображать его, как рожденного в семье, где царит быт “счастливой Аркадии”—было бы величайшей ошибкой.

Наоборот, изучение условий быта таких семей привело автора к заключению, что великий человек есть почти всегда выходец из “семейного ада”. Патологические условия семейной обстановки поэта Байрона и условия семейной обстановки Максима Горького, несмотря на громадную разницу исторических эпох и громадную разницу социально-экономических условий, в этом отношении подпадают одному и тому же закону: семейные отношения и семейный быт переломляются резко патологически в таких семьях.

Приведем ряд примеров для иллюстрации этого положения.

Тургенев

Насколько была тяжела семейная обстановка Тургенева можно судить по той характеристике, которую сам Тургенев давал о своей матери и об отношениях между собой его родителей. Тургенев отзывается о своей матери, как о “взбалмошной”, дикой, бессердечной и жестокой женщине, которую он никогда не любил, и которая его тоже презирала. Она часто секла ребенка Тургенева и настолько жестоко обходилась с ним, что он ребенком пробовал бежать от своей семьи. Также жестоко обходился с ним его отец. Между отцом и матерью Тургенева были постоянные ссоры, и отношения между ними были так же ненормальны, как ненормальны были отношения и к их ребенку —будущему великому писателю. Сам Тургенев говорил, что он вырос среди побоев и истязаний.


Достоевский

Насколько патологическая была семья и семейный быт семьи Достоевских, достаточно напомнить о том, что отец-Достоевский страдал запойным пьянством и был прямо таки “свирепый”, жестокий и угрюмый человек, с тяжелым патологическим характером, за что и был задушен своими же крестьянами. Неудивительно, что жена, дети и все домашние боялись его, как жестокого и ненормального человека. Дети его страшно боялись, дрожали перед ним и опасались, как бы малейшим неудачным ответом, например, на уроках с ним, или малейшей ребяческой шалостью не вызвать у него вспышки гнева и суровости. Отец был чрезвычайно нетерпеливый и вспыльчивый человек: при малейшем промахе—сейчас же раздавался неистовый крик". Дети очень боялись его уроков. На этих уроках дети по часу и более не смели не только сесть, но даже облокотиться на стол: “стоят, бывало, как истуканы, склоняя и спрягая попеременно”. Детская шалость строго преследовалась и запрещалась. Детей никуда не пускали из дому (кроме школы), им никогда не давали ни копейки карманных денег, когда они учились в школе, и крайне нуждались даже в сапогах. Все эти патологические свойства отца-Достоевского вызывали озлобление у детей, а также создавали ненормальную семейную обстановку.

Некрасов

О тяжелой семейной обстановке Некрасова нам известны из биографии следующие данные. Отец его, Алексей Сергеевич. по своему анормальному душевному складу был невозможно тяжелый человек в семейной обстановке, чем в достаточной мере отравлял жизнь матери писателя (Некрасов рисует образ матери, как светлый образ и в самых лучших красках, очень образованной женщины с хорошими способностями и с литературными наклонностями). Это был внешне блестящий, но душевно ненормальный, грубый и пустой человек, выросший "красивым дикарем” (по отзыву близких), едва умевший подписать свое имя. Всю свою жпзнь проводил в картежной игре, в авантюрах, в разврате, в кутежах. Отец-Некрасов был тиран своей семьи и своих крестьян. Сам Некрасов, в характеристике отца своего, отзывается о нем, как об угрюмом невеже, дикаре, деспоте и палаче. Из этой характеристики можно судить о том, какова была семейная обстановка Некрасова.

Белинский

Не менее тяжела и ненормальна была семейная обстановка Белинского, которая вытекала из патологического характера душевного склада обоих родителей Белинского. Отец был не только резкий, тяжелый и невыносимый человек в семейной обстановке, но и для окружающей его среды. “Меня терпеть не мог, ругал, угнетал, придирался, бил нещадно”, говорит писатель о нем. Отца своего Белинский ненавидел всей душой: будучи гимназистом, он декламировал свою ненависть к отцу отчаянновосторженными возгласами героев Шиллера. Тяжелую семейную обстановку усложняла также и мать Белинского своим не менее (если не более) тяжелым патологическим характером. Белинский отзывался о своей матери таким образом: ..."Груди я не знал... Она была охотница рыскать по кумушкам, чтобы чесать язычек... Чтоб я не беспокоил своими криками, она душила меня и била. Она отличалась “неистово бешеным характером, отличалась неумеренным темпераментом и своенравной независимостью”.


Пушкин

Как известно, семья родителей Пушкина также не принадлежала к тем семьям, где ресенок мог бы развиваться в относительно "нормальных” условиях. Недаром школьный товарищ Пушкина Корф, охарактеризовал эту семью, как семью “взбалмошных”. И, действительно, патологический характер обоих родителей создавал ту тяжелую семейную обстановку, как и в других таких семьях. Отец Пушкина был тяжел и неровен в своих настроениях и поступках: то раздражителен до того, что мог быть агрессивным; то был чрезвычайно скуп, то мотал и сорил деньгами. Точно также и мать была неуравновешенная, вспыльчивая, деспотическая и эксцентричная натура. Ее психогатический характер усугублял ту ненормальную обстановку, в которой вырос Пушкин.

Александр Блок.

Брак родителей Блока (мы подразумевали первый брак, от которого родился позт Александр Блок) был с самого начала “несчастным” браком, вытекавшим логически из патологических свойств супругов Блок. Это обстоятельство и заставило после кратковременной семейной жизни родителей вскоре разойтись. Отец—Блок, помимо других его патологических свойств (“мрачный демонический характер,, “странное поведение” и прочее по отзывам близких), отличался садизмом и “жестоко” мучил свою жену. По словам сестры—это обстоятельство и заставило их разойтись. Также патологическим характером обладала мать Блока. Эксцентричная, экзальтированная, капризная и легко возбудимая натура, с неровным характером, мать Блока страдала истерическими (или истеро-эпилетическими припадками и вообще была в нервно-психическом отношении больным человеком. Если брак ее был несчастлив, вследствие садизма ее первого мужа, то вряд ли ее болезненная натура сама по себе в состоянии была создать нормальную семейную обстановку.

Леонид Андреев

Тяжела была семейная обстановка Леонида Андреева. Отец часто и запойно п ьянствовал, часто буйствовал и скандальничал. Был суров и жесток в семье, так что его боялись и все перед ним трететали. Так же и мать—натура эксцентричная, чудачка с патологическим (шлзоидным) характером дополняла ненормальность семейной обстановки, где вырос Л. Андреев.

Кеплер

Отец Кеплера—Генрих Кеплер—вел бродячую жизнь и плохо жил со своей женой, часто пропадал без вести, бросая свою семью на произвол судьбы. Своих детей не любил и не заботился о них. Патологический характер матери Кеплера, отличавшейся вспыльчивостью, сварливостью, злопамятством, вряд ли мог располагать к созданию относительно нормальной семейной обстановки, несмотря на ее другие положительные качества.

Ленау

Отец его—Франц Ленау—“легкомысленный”, развратный до крайности, кутила и азартный игрок. Жизнь его полна авантюр. Мать поэта принуждена была выйти за него замуж, (против воли ее родителей, которые не хотели выдать свою дочь за “морально низкого” человека), ибо стояла под угрозой родить от него “незаконнорожденного” ребенка. Семейная жизнь у них была несчастна настолько, что мать поэта принуждена была разойтись с ним. Будучи уже женатым, он совращал других богатых девушек с целью заставить их выйти замуж, чтоб обогатить себя этим браком.


Гюи Мопасан

Семейная жизнь родителей Мопасан была также весьма и весьма “горькая и несчастная”, по тем же причинам, что и в предыдущих случаях. С одной стороны отец—развратник и авантюрист, увлекавшийся бесконечными любовными авантюрами и приключениями настолько, что мать Мопасана принуждена была, чтобы положить конец тяжелой семейной жизни, вредно отражавшейся на детях, разойтись с ним и взять воспитание детей на себя без отца. С другой стороны мать, несмотря на все ее достоинства в смысле хорошего влияния и развития в детях литературных вкусов, была одержима истерическим (или истеро-эпилептическим) характером, страдала припадками и приступами патологического возбуждения, (кроме того пыталась не раз покончить жизнь самоубийством). Конечно, патологический характер матери также не способствовал созданию нормальной семейной обстановки для детей.

Байрон

В семье, где рос Байрон, дело обстоит не лучше, если не хуже предыдущих. Также отец—воплощение разгула, разврата, с бесконечными любовными похождениями, наполнявшими скандальную хронику того времени. Также мать— ненормальная, которую сам Байрон называл “фурией”, ибо ее припадки бешенства доходичи до буйства и агрессивных действий, а потому сам Байрон нередко называл ее “Мистрис Байрон—Furiosa”. Какова семейная жизнь такой четы—можно себе легко представить.

Перейдем теперь к объекту нашего исследования—к ребенку, будущему великому человеку, вышедшему из такой семьи, и посмотрим, каковы его биологические особенности.

Если читателю вздумается из любопытства проследить сотню—другую биографий великих людей с целью, чтоб проследить, как биограф)ы отзываются о здоровьи того ребенка, будущего великаго человека, которого он избрал объектом своей биографии, то мы всегда у них найдем обычную, почти трафаретную характеристику здоровья этого ребенка приблизительно в таких выражениях:

“Это был ребенок слабый, хилый”, или: “это был болезненный ребенок”.И, что замечательно, как будто все биографы сговорились давать такую трафаретную характеристику об этих детях, как будто болезненность и слабое состояние здоровья есть стихия этих детей.

Если же, паче-чаяния, читатель найдет, как исключение, отзыв биографа о “цветущем” или о “здоровом” состоянии данного ребенка, то—увы, при проверке этого отзыва по более детальным и достоверным архивным источникам, окажется, что биограф этот имел в виду физическое здоровье данного ребенка, но упустил из виду психическое здоровье, или наоборот.

Так или иначе, как правило, можно сказать: всякий ребенок, из которого в будущем развивается великий человек,обязательно будет болезненный ребенок или физически или нервно-психически.

И это явление мы должны рассматривать не как случайное явление (как это думают многие авторы), а как закономерное явление биологии детей, будущих великих людей.

С нашей точки зрения эвропатологического подхода к этому вопросу (смотрите мои работы в предыдущих выпусках “Архива” 1925-го года) это явление делается нам понятным и естественным.

Механизм выявления скрытой до сих пор одаренности (resp. гениальности) есть результат процесса расторможения. А процесс расторможения есть результат диссоциирования здорового невро-психического статуса, в свою очередь результируется нарушением здоровья в каком бы то ни было отношении: туберкулез, люэс, рахит, всякие диатезы, алкогольная наследственность, нервно-душевная отягченность,—словом, все, что может нарушить равновесие (здоровье) в отношении нервно-психического статуса—есть в то же самое время расторможение и “раскрепощение” скрытой кумулятивной энергии одаренности (resp. гениальности).

Положение: “mens sana in corpore sano” справедливо лишь по отношению к человеческому “середняку”, а к гению или выдающемуся человеку оно не применимо, ибо его природа совершенно другая.

Приведем здесь ряд примеров болезненности детей—будущих великих людей.

Байрон

По словам биографов, Байрон будто родился с укороченным ахиллесовым сухожилием, а потому остался на всю жизнь хромым. Кроме того, он был одержим, по словам других биографов “золотухой” и рахитом и вследствие этого страдал искривлением ног. В нервно-психическом отношении он страдал еще ребенком такими припадками бешенства и гнева из-за самых ничтожных причин, что близкие опасались за его жизнь.

В 16 лет у него начались эпилептические припадки. В школе считался неспособным и тупым учеником.

Бальзак

Большая голова—непропорциональная по размерам к туловищу—отмечается его биографами, а также его современниками. О его психической болезненности отмечается следующее: “когда ему было 14 лет, директор Коллегиума прислал матери письмо, в котором просил ее как можно скорее приехать к сыну. Оноре (писатель) был одержим странной болезнью, похожею на лунатизм: он как будто спал с открытыми глазами, часто не слыхал, что ему говорят, и чрезвычайно похудел. Доктор не мог понять болезнь: его взяли вскоре домой для поправки здоровья”.

Ницше

Больным ребенком, как физически, так и психически родился также и Ницше. То обстоятельство, что в два с половиной лет ребенок-Ницше произнес только первое слово, говорит не только о запоздалом развитии ребенка, но и о том тяжелом наследственном недуге Ницше, который впоследствии послужил причиной катастрофы его психической жизни. Уже с детских лет Ницше-- нервный ребенок. Он страдал жесточайшими головными болями.

Эти жестокие головные боли были чрезвычайно болезненны и длительны: они продолжались будто по плд года (по словам Мебиуса).

Ньютон

О физическом здоровье Ньютона биографом отмечается следующее: “При рождении был так мал и слаб, что его мать говорила, что его можно поместить в кружку (quartglass).

С большим трудом его выростили и весьма мало надежд было на то, что это будет жизнеспособный ребенок. Несомненно он был очень болезненный ребенок. Плохо учился в школе.

Наполеон

Болезненный ребенок. С детства был подвержен патологическим вспышкам гнева, доходившим до бешенства. Точно так же уже с детства начались у него судорожные припадки. Так однажды в школе он был подвержен наказанию за какую то провинность. Это на него так подействовало, что с ним случился судорожный припадок. Начальник школы принужден был из-за этого снять с него наказание.

Кеплер

“Хилый, слабый, болезненный ребенок, настолько, что его болезнь мешала ему учиться,- говорит биограф, - и была крестом его жизни”.

Галлер (Haller)

Болезненный слабый ребенок. Страдает рахитом.

Тургенев

О физической дефективности Тургенева свидетельствуют также следующие данные: “У меня кости черепа так тонки,- говорит Тургенев, - что если кто из товарищей хлопнет по голове—мне делалось дурно”. После, будучи взрослым, он говорил Полонскому: “Дотронься до моего темени—у меня до сих пор не срослись кости черепа”.

И, действительно, впоследствии, после смерти, когда вскрывали тело Тургенева в 1883 году в Буживале (во Франции), секционными данными было подтверждено, что кости черепа были так истончены, что при нажиме гнулись под пальцами, как тонкая пластинка. Если вспомнить к этому еще те обстоятельства, что Тургенев-ребенок отличался непропорционально большой головой, и что посмертные данные веса мозга Тургенева дали большой вес—сравнительно, то нет сомнения в том, что Тургенев в детские годы страдал каким-то хронически болезненным процессом, вызвавшим эти уклонения от нормы.

Альфиери

С юности страдал “расстройством лимфатической системы". Болезненный и слабый ребенок, подверженный судорогам и психическим ненормальностям. В 8 лет у него уже отмечается первый приступ меланхолии. В этом состоянии он делает попытку отравиться, но неудачно. Эти депрессии неоднократно повторяются затем опять. В состоянии такой же депрессии 19 лет он снова покушается на самоубийство.

Писарев

Биограф отмечает Писарева также ребенком слабым, болезненным, “физически дряхлым” и серьезным не по летам. “Труслив и пуглив и нервен, постоянно нюнил”. Плаксив. Достаточно было самого незначительного повода, чтоб он начал плакать. Плакал каждый день. Отец сек его за плаксивость. Когда отец появлялся на его крик, ребенок Писарев кричал умоляюще: “папа, секи, секи, только не больно”. |

Спенсер

Слабое и хилое здоровье Спенсера заставило его родителей взять его из школы, вскоре же после поступления туда. Маленький Спенсер не обнаруживал никаких способностей к предметам, которые требовали памяти (языки, история).

Лермонтов.

Болезненный ребенок. В детстве страдал какой-то длительной и тяжелой болезнью, которая, по-видимому, наложила отпечаток на всю его жизнь. Как это страдание отразилось на его душевней жизни, Лермонтов дает понять в описании детства Саши Арбенина: "болезнь, - говорит он там - имела важные следствия и странныя влияния и на ум и характер Саши: он выучился думать. Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, он начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой. В продолжении мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он привыкал побеждать страдания тела, увлекаясь грезами души”... Чтоб поправить здоровье больного внука, бабушка Лермонтова возила его на одиннадцатом году на Кавказ. Он был ребенок чрезвычайно замкнутый, необщительный, к людям относился с презрением, чем отталкивал от себя окружающих.

Эмерсон

Болезненным ребенком рос также и Эмерсон. Психическая ненормальность, замкнутость были присущи и ему: он. был сильно отягощен наследственностью.

Гоголь.

В отношении физического здоровья Гоголь уже ребенком представлял тип астеника. Впалая грудь, узкая грудная клетка с узкими плечами, худощавый, болезненный, физически слабый, он никогда не имел здорового и свежего цвета лица. Лицо всегда вытянутое, нос длинный. Биограф Шенрок говорит про него: “он был болезненный ребенок. Лицо его было какое-то прозрачное, он сильно страдал от золотухи, из ушей у него текло". Также и в психическом отношении Гоголь еще с раннего детства проявлял много психических анормальностей, которые впоследствии развились в настоящую душевную болезнь.

Чехов

За большую голову, по пропорции не соответствующую его небольшой фигуре, товарищи по школе прозвали его “головастиком” или “бомбой”.

В психическом отношении Чехов был мальчик “вяловатый” и “сыроватый” (как его характеризуют близко знавшие его). Помимо этого, это был мальчик замкнутый, малообщительный и выглядел “букой”. К играм с детьми его не тянуло, и он оставался в стороне. Ни детской резвости, ни подвижности в нем совсем не было. Также учился плоховато.

Адам Смит

Адам Смит рос также слабым болезненным ребенком. Уже с детских лет отличался психическими ненормальностями: "был баснословно рассеян, временами до того забывался, что разговаривал сам с собой; эта привычка сохранилась у него на всю жигнь”. Также сторонился от всяких детских игр своих сверстников. Несомненно, мы здесь также имеем дело с ненормально замкнутым ребенком, выходящим за пределы нормального аутизма детей.

Джемc Уатт

С самых малых лет отличался слабым и хилым здоровьем. С самого раннего возраста страдал ужасными головными болями, причинявшими ему не мало страданий впоследствии и в зрелые годы. Ребенком он был чрезвычайно замкнут, рассеян, “склонен совершенно забываться в своих собственных мыслях” (как говорит биограф). “Когда головные боли начинали его мучить, он становился молчалив и придирчив, всем недоволен и уходил куда-нибудь в поле или в горы”. К 14 годам его болезнь (и головные боли, в частности) очень мешала систематическому образованию мальчика и отрывала его от правильных школьных занятий. Его товарищи по школе утверждали, что он в школе не только не считался успешным учеником, а наоборот, — “туповатым” и очень медлительным.

Шелли

“Болезненный, с хрупким здоровьем ребенок”. Болезненность его особенно сказывалась в нервно-психической организации Шелли, которая представляла собой “комок дрожащих нервов” (по словам окружающих). Вследствие этого он в школе считался ненормальным ребенком, и его называли “сумасшедший Шелли”. Он отличался странностями и был подвержен галлюцинациям.

Чаттертон характеризуется также биографами как натура с резко выраженными ненормальностями психики: необычайно возбужденный, импульсивный характер, с ранней юности склонный к самоубийству.

Мальтус

Мальтус родился с заячьей губой, вследствие чего страдал всю жизнь плохим, невнятным произношением.

Попэ

Вследствие своей болезненности был уродлив, постоянно ребенком страдал головными болями.

Бентам

Был карлик ростом, говорил о себе, что у него совершенно не было икр.

Мирабо

По словам биографа, родился “с искривленной ногой и приросшим языком с двумя образовавшимися зубами”.

Руссо

Болезненный от рождения, Ж. Ж. Руссо страдал помимо всего гипоспадией.

Болезненными детьми отмечаются биографами также и следующие великие и замечательные люди (причем, выражения — “слабый ребенок”, “хрупкое здоровье”, “хилый и болезненный” — суть выражения обычные и весьма частые):

1. Марк Аврелий.

2. Кардан.

3. Виктор Гюго.

4. Григорович.

5. Гельмгольц.

6. Кеплер.

7. Джордж Элиот.

8. Лист.

9. Бэкон.

10. Паскаль.

11. Декарт.

12. Локк.

13. Попэ.

14. Флаксман.

15. Моцарт.

16. Глинка.

17. Бланки.

18. Загоскин.

19. Бородин.

20. Микель Анджело.

21. Леонарди.

22. Батрон.

23. Шиллер.

24. Пристли.

25. Спиноза.

26. Демосфен.

27. Кант.

28. Вольтер.

29. Надсон.

30. Даргомыжский.

31. Диккенс.

32. Белинский.

33. Монтескье.

34. Дарвин.

35. Гейне.

36. Даламбер.

37.Фенелон.

38.Кернер.

39.Вальтгр-Скотт.

40. Сенека.

41. Стефенсон.

Приведенный здесь список примеров болезненности детского возраста не есть исчерпывающий список, и также не есть специально подобранный список. Чиотатель может этот список продолжить без конца, если он захочет проверить. Но, повторяем — для этого он должен брать материалом не биографии льстивых биографов, цель которых дать читателю разукрашенный образ героя. Он должен взять материалом те биографические первоисточники, где факты констатируются в целях сбъектквного исследования в неприкрашенном виде.

Итак, из всех вышеприведенных данных мы видим, что великий или замечательный человек в своем детском возрасте есть всегда ребенок болезненный sui generis. И это явление не есть случайное, а является закономерным явлением биологии детского возраста великих и замечательных людей. Иначе говоря: великие и замечательные люди вербуются исключительно из среды тех людей, которые детьми должны проявлять с одной стороны симптомы скрытой или активной одаренности (кумулятивные симптомы), с другой стороны симптомы явной или намечающейся физической или психической (resp. психо-невротической) болезненности (симптомы диссо-циативные). Иллюстрированные здесь болезненности детей — будущих великих людей—и есть те диссоциативные симптомы детского возраста, о коюрых была речь. О кумулятивных симптомах (вундеркиндизм и прочее) будет речь особо.

Примечания:

1 Смотрите мои статьи в предыдущих выпусках этого “Архива” за 1925 и 1926 гг.

 

И. Б. Галант (Москва)







Date: 2016-07-22; view: 314; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.04 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию