Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практические задания и ситуации
1. На графике представлены возможные объемы выпуска самолетов и тракторов при полном использовании ресурсов. Определите, чему равны альтернативные издержки производства: а) 35 тракторов; б) 7 самолетов. 2. После окончания школы вы стояли перед выбором: продолжить обучение или начать трудовую жизнь. Выбор сделан – вы студент высшего учебного заведения. Чему будут равны альтернативные издержки получения вами высшего образования при следующих условиях: ежегодная стоимость обучения – 50 тыс. руб.; расходы на питание, одежду, транспорт, досуг, учебные принадлежности – примерно 200 тыс. руб. в год, а ежемесячный доход, который вы могли бы иметь, если бы выбрали трудовую деятельность, составляет 4 тыс. руб.
3. Определите, какие из утверждений относятся к микро -, а какие – к макроэкономике: а) средний уровень заработной платы в России составляет 12 тыс. рублей; б) реализация национальных проектов в области здравоохранения и образования призвана способствовать росту уровня жизни населения; в) цены на продовольственные товары выросли за месяц на 2%; г) с мая месяца по октябрь наблюдается повышенный спрос на услуги туристических фирм; д) производство строительных материалов является отраслью с высокой степенью монополизации.
4. Определите, что из перечисленного является экономическим благом, а что – неэкономическим. Яблоки, выращенные в собственном саду; энергия ветра; учебник по экономической теории; деньги; нефть; городской парк; река Везелка; искусственный пруд; образование; техника; солнечный свет; кедровые орехи. Объясните, по какому принципу была произведена классификация.
5. Проанализируйте следующие утверждения и определите, какие из них относятся к позитивным, а какие – к нормативным утверждениям: а) «чтобы снизить степень неравенства в доходах населения, необходимо совершенствование налоговой системы»; б) «из всего объема международных операций на бартер приходится всего 4% сделок»; в) «данные статистики позволяют сделать вывод о неэффективной структуре российского экспорта»; г) «если экономическая система сталкивается с проблемой ограниченности ресурсов, то перед ее субъектами встает проблема выбора способа их наиболее эффективного использования».
Вопросы для самоконтроля
Тесты 1. Экономическая теория изучает: а) для кого производить; б) что производить; в) проблемы рационального использования ограниченных ресурсов; г) как производить.
2. Критерием деления экономической теории на микроэкономику и макроэкономику является: а) отсутствие или наличие оценочных суждений; б) степень связи с экономической политикой; в) особенности применяемых ограниченных ресурсов; г) масштаб изучаемого объекта 3. Кривая производственных возможностей является графической иллюстрацией существования такого главного вопроса экономики, как: а) как обменивать; б) что производить; в) как производить; г) для кого производить.
4. Наименее эффективен для исследования экономических отношений метод: а) непосредственных наблюдений; б) научной абстракции; в) экономического моделирования; г) статистического наблюдения.
5. Функцией экономической теории является: а) анализ, результатов экономической действительности; б) координация развития других экономических наук; в) разработка программ эффективного использования ограниченных ресурсов г) выбор системы справедливого распределения доходов.
Список рекомендуемой литературы
1. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича. - М..: «Дело и сервис», 2001, Гл. 1, 2. 2. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2004, Гл. 1 - 3. 3. Микроэкономика: теория и российская практика: учебник / под. ред. А.В. Грязновой. – М.: КНОРУС, 2004, Тема 11. 4. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник для технических вузов/ А. И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: «Высшая школа», 2001. Гл. 1, §1.1. 5. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник для вузов / С.С. Носова. – М.: ВЛАДОС, 2003, Гл. 1, 2. 6. Нуреев, Р.М. Курс экономической теории: учебник для вузов/ Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2001, Гл. 1, 2, § 2.1. 7. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001. Введение, Гл. 2. 8. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: ПИТЕР, 2002, Гл. 1 - 3. 9. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2002, Гл. 1. ТЕМА 2. Экономические системы: основы и механизм функционирования В процессе хозяйственной деятельности экономические отношения между людьми функционируют всегда как определенная система, включающая объекты и субъекты этих отношений, различные формы связи между ними. Экономика каждой страны – это большая система, в которой множество разных видов деятельности, и каждое звено этой системы может существовать только потому, что получает что-либо от других, т.е. находится во взаимосвязи с другими звеньями. Экономическая система - это совокупность субъектов и объектов экономической деятельности, способов, методов и форм хозяйственных связей и институтов, основанная на определенном типе собственности. Границами, отделяющими одну экономическую систему от другой, является промышленная или научно-техническая революция, означавшая радикальную перестройку производства. Дифференциация экономических систем определяется по следующим признакам: 1) формам собственности; 2) формам регулирования хозяйственной жизни. Как правило, в различных системах наблюдается сочетание различных форм собственности, но одна из них преобладает. Однако одного признака для точного определения типа системы недостаточно. Его нужно рассматривать в сочетании с преобладающей формой регулирования экономической жизни. Такими формами могут быть традиции, рыночная конкуренция, централизованное регулирование. В соответствии с эти различают традиционную, рыночную, командно-административную экономику и современную смешанную экономику. Дополнительными признаками деления экономических систем могут быть иразвитие производительных сил общества (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная), и тип вмешательства государства (свободный рынок, социально-ориентированная экономика, корпоративная) и др. Для перехода к рыночной экономике необходим ряд условий, среди которых важнейшим является наличие многообразных форм собственности. Собственность – это экономическая категория, выражающая отношения между людьми по поводу присвоения или отчуждения средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Собственность может рассматриваться как экономическая, юридическая категория. С юридической точки зрения собственность – это право контролировать использование ресурсов и распределять возникшие при этом затраты и выгоды. То есть волевым порядком устанавливаются правила разграничения собственности, смены хозяина, ответственности за свои действия в экономике. Она проявляется в виде прав по распоряжению ресурсами. Поэтому для предпринимателя собственность – это, прежде всего «пучок» прав, дающих его обладателю возможность принимать решения. С экономической точки зрения собственность – это не вещь, не просто отношение людей к вещам, а отношения между людьми, которые могут быть связаны с вещами (средствами и результатами производства). В экономической науке различают два типа собственности: общественную и частную. Частная собственность отражает присвоение средств производства и результатов его отдельными лицами – собственниками этих средств. Отношения общественной (государственной) собственности строятся на совместном присвоении факторов и результатов производства. Абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государственных институтов политической и экономической власти. Государство является верховным распорядителем имущества (условиями производства). Реформирование отношений собственности может осуществляться путем разгосударствления. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы, поскольку: 1) современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования; 2) оно создает правила игры и механизм по соблюдению этих правил; 3) оно направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Центральным звеном разгосударствления является приватизация. Приватизация – это одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Целью приватизации не является устранение гос. собственности, а устранение ее монополии, развитие конкуренции и предпринимательства, т.е. обеспечение условий для нормального функционирования экономики. Основные цели приватизации: формирования слоя частных собственников-предпринимателей; повышение эффективности работы предприятия; демонополизация экономики, создание конкурентной среды на рынке; привлечение иностранных инвестиций; стабилизация финансового положения в стране; социальная защита населения и развитие социальной инфраструктуры за счет средств, полученных от приватизации.
План семинарского занятия
1.Экономическая система: понятие, структура, свойства. 2.Типы экономических систем: критерии, различия. Решение главных вопросов экономики в разных типах экономических систем (традиционная, командно-административная, рыночная, смешанная) 3. Понятие «собственность»: экономическое и юридическое содержание. 4. Виды собственности: частная и общественная и их формы 5. Приватизация: сущность, формы, последствия в России.
Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов: экономическая система, традиционный тип экономики, командно-административная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика собственность, экономическое содержание собственности, юридическое содержание собственности, государственная форма собственности, частная форма собственности, разгосударствление, приватизация.
Вопросы для самоконтроля
1. Какими способами решаются фундаментальные проблемы экономики? 2. Что представляет собой планово-административная система? Почему произошло ее крушение? 3. Какова взаимосвязь понятий «экономическая система» и «цивилизация»? 4. Определите понятие собственности как экономической категории. 5. Охарактеризуйте специфику юридического толкования отношений собственности. 6. Каким образом может осуществляться реформирование отношений собственности? 7. В каких формах может осуществляться разгосударствление? 8. Какая форма собственности обеспечивает наибольшую эффективность производства? 9. Какая форма разгосударствления предпочтительнее разгосударствление или либерализация? 10. Для каких стран наиболее характерен процесс приватизации, а для каких процесс либерализации?
Практические задания
1. У муравьев и пчел существует разделение обязанностей между членами семьи, они строят жилье, накапливают пищу, ведут ожесточенные сражения за места обитания. Означает ли это, что в их мире существуют отношения собственности?
2. Правовые отношения собственности включают в себя правовые нормы, определяющие права собственника, его имущественную ответственность и способы защиты его прав. Эти отношения охватывают процессы присвоения, отчуждения, пользования и распоряжения имуществом. Вы являетесь собственником гаража. Что для вас конкретно означают эти права?
3. Объясните наличие государственной собственности и ее возросшую роль в экономике западных стран после Второй мировой войны.
4. На Ваш суд представлено три определение понятия «экономическая система». Какой из них, с вашей точки зрения, является наиболее удачным? Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями благ и услуг. Экономическая система - это совокупность субъектов и объектов экономической деятельности, способов, методов и форм хозяйственных связей и институтов, основанная на определенном типе собственности. Экономическая система – это совокупность механизмов институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории. 5. Заполните таблицу
Тесты
1. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика: а) командная; б) рыночная; в) натуральная; г) смешанная.
2. Если экономическая власть централизована, основным экономическим субъектом выступает государство, рынок не выполняет функцию регулятора экономики, а в поведении экономических субъектов общий интерес доминирует над личным, то это: а) рыночная экономика (чистый капитализм); б) смешанная экономика; в) традиционная экономика; г) командная экономика.
3. Безвозмездное изъятие у собственника его имущества в установленном государственном порядке, это: а) монополизация; б) приватизация; в) национализация; г) конфискация.
4. Основополагающими принципами возникновения и функционирования плановой экономики являются: а) составление и изменение макроэкономических пропорций; б) разделение труда и специализация производства; в) высокий уровень, обобществления производства и наличие единого экономического центра; г) планирование и прогнозирование производства.
5. Если производство осуществляется в интересах отдельного индивидуума, то это: а) коллективная собственность и коллективное присвоение; б) частная собственность и частное присвоение; в) общественная собственность и общественное присвоение; г) частная собственность и общественное присвоение.
6. Если какое-либо имущество взять в аренду, то арендатор: а) является потенциальным собственником; б) распоряжается потребительной стоимостью имущества; в) является полным собственником. г) распоряжается ценностью данного имущества (может продать его или подарить); д) является владельцем этого имущества.
7. Существование государственной собственности обусловлено: а) наличием капиталоемких и нерентабельных отраслей; б) необходимостью решения общенациональных и социальных задач, поддержание уровня жизни населения; в) стремление увеличить государственные доходы; г) все ответы верны.
8. Основной целью второго этапа приватизации в России является... а) получение максимально возможного уровня доходов для ликвидации дефицита госбюджета; б) отчуждение акций предприятий, находящихся в государственной собственности; в) льготная приватизация предприятий работниками; г) отказ от фискальной направленности.
9. Экономическая система – это: а) связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг; б) совокупность конечных результатов хозяйственной деятельности; в) сложившая совокупность производителей по созданию товаров и услуг; г) основное звено хозяйственного комплекса.
10. В условиях смешанной экономики: а) государство осуществляет антимонопольную, социальную, финансовую и прочую экономическую политику, что способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня; б) государство играет важную роль в утверждении правил экономической деятельности, регулировании бизнеса, развития образования, науки; в) вся экономика подчинена центру через государственное планирование; г) предприниматели и рабочие свободно перемещаются из отрасли в отрасль.
Список рекомендуемой литературы
1. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича.- М..: «Дело и сервис», 2001, Гл. 3, 38 - 40. 2. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2004, Гл. 4. 3. Микроэкономика: теория и российская практика: учебник / под. ред. А.В. Грязновой. – М.:КНОРУС, 2004, Тема 2, § 2.1. 4. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник для технических вузов/ А. И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: «Высшая школа», 2001. Гл. 1, §1.10. 5. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник для вузов / С.С. Носова. – М.: ВЛАДОС, 2003, Гл. 41, 42. 6. Нуреев, Р.М. Курс экономической теории: учебник для вузов/ Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2001, Гл. 2, §§ 2.3, 2.4. 7. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001, Гл. 3, § 2. 8. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: ПИТЕР, 2002, Гл. 4. 9. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2002, Гл. 2.
ТЕМА 3. Рынок: основные черты, функции, роль Рыночная система хозяйствования прошла длительный процесс эволюции и как всякая социальная система постоянно развивается. Первой и простейшей формой общественного хозяйства было натуральное хозяйство. Она оставалась господствующей в течение продолжительного исторического промежутка в силу таких причин, как: медленное развитие процесса разделения труда и прогресса техники, низкой мобильности рабочей силы, замкнутости хозяйств. Однако внутри натурального хозяйства медленно шло развитие товарно-денежных отношений. В результате общественного разделения труда и специализации произошло обособление производителей, их кооперация и объединение на новой экономической основе. На смену натуральному хозяйству пришло товарное. И на протяжении примерно восьми тысячелетий они сосуществовали бок о бок. Элементы рыночных отношений возникли в период становления товарного хозяйства, отношения обмена именно в рыночной экономике обрели всеобщность и целостность. Первоначально под рынком понимали место встречи продавца и покупателя, т.е. место массовой купли-продажи товаров. Позднее в понятие рынка ввели отношения между продавцом и покупателем, отношение спроса и предложения. Сегодня при выявлении сущности рынка следует помнить о том, что рынок - это система экономических отношений между продавцами и покупателями. Эти отношения сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а так же удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкуренции. Рыночные отношения включают отношения, связанные с арендой, процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда, кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент, процесс функционирования рыночной инфраструктуры, обменные процессы с зарубежными партнерами.
План семинарского занятия
1. Натуральная и товарная формы хозяйства.. 2. Рынок: понятие, условия формирования, основные черты, функции. 3. Структура и инфраструктура рынка. 4. Экономические субъекты: модель кругооборота. 5. Понятия «товар», «деньги», «цена», их сущность и формы. Товар и его свойства. Деньги: происхождение, сущность, функции, виды. Цена, виды, функции. 6. Конкуренция как элемент рынка. 7. Типы рынков. Модели рыночной экономики. 8. Преимущества и недостатки рыночных отношений, необходимость их государственного регулирования.
Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов: натуральное хозяйство, товарное хозяйство, автаркия, рынок, товар, деньги, цена, конкуренция, домохозяйство, фирма, инфраструктура.
Вопросы для самоконтроля 1. Перечислите основные условия возникновения товарного хозяйства и рынка. 2. Перечислите основные свойства натурального хозяйства. 3. Чем товар отличается от натурального продукта? 4. Что такое рынок? Приведите примеры конкретных форм взаимодействия продавцов и покупателей на различных рынках. 5. Перечислите основные функции рынка? 6. Существовал ли рынок в СССР? 7. Какую роль в развитии экономики играет конкуренция? 8. В чем проявляется ограниченность возможностей рынка? 9. Опишите инфраструктуру рынка и ее основные элементы. 10. В чем вы видите отличие рынка совершенного от несовершенного?
Практические задания
1. В России выделяют следующие этапы формирования рыночных отношений: 1861-1914 гг.; период нэпа; 80-90-гг. ХХ в. Можно ли сделать вывод о том, что в России сформировалось рыночное хозяйство?
2. Объясните, как «невидимая рука» рынка примиряет эгоистические интересы частных предпринимателей, стремящихся к получению большего дохода и процветанию, с интересами остальных членов общества.
3. На основе модели кругооборота раскройте взаимосвязь между основными элементами рынка.
Тесты 1. Рынок - это: а) совокупность актов купли-продажи; б) взаимодействие спроса и предложения; в) взаимоотношения между продавцами и покупателями; г) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара; д) система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления.
2. Натуральное хозяйство - это такая форма организации экономики, при которой: а) продукты труда производятся для обмена на рынке; б) существует замкнутость производителей; в) продукты производятся для внутрихозяйственного потребления; г) связь между производством и потреблением прямая, ничем не опосредованная; д) присутствует специализация производителей на производстве какого-либо продукта.
3. К возникновению товарного производства привело: а) появление монополий; б) появление маркетинга и менеджмента; в) исчезновение натурального производства; г) изменения в законодательстве развитых стран; д) общественное разделение труда и обособление производителей как собственников.
4.В какой сфере рынок действует эффективно: а) в сфере образования; б) при производстве общественных продуктов; в) в сфере здравоохранения; г) в сфере культуры.
5.К преимуществам рынка не относится: а) эффективное распределение ресурсов; б) высокая адаптивность к изменяющимся условиям; в) способность к удовлетворению разнообразных потребностей; г) появление организаций, монополизирующих рынок; д) оптимальное использование результатов НТР.
6. Отдельные проявления элементов натурального хозяйства в современной рыночной экономике объясняются: а) его преимуществами при выполнении отдельных видов работ; б) его преимуществами при выполнении всех видов работ; в) традиционным мышлением населения; г) принципиальными недостатками рыночной экономики; д) значительным, объемом свободного времени у населения.
7. К «осечкам» рынка относят такие процессы как: а) производство «общественных» товаров; б) побочные эффекты от перелива ресурсов; в) неравномерность в распределении личных доходов; г) все ответы верны.
8. Укажите, что означает понятие «товар»: а) вещь, являющаяся продуктом человеческого труда; б) вещь, обмениваемая на другую вещь или деньги; в) благо, не являющееся продуктом труда, но полезное человеку; г) вещь, обладающая потребительской стоимостью или полезностью. 9. К функциям рынка не относится: а) посредническая; б) ценообразующая; в) стимулирующая; г) социальная.
10. Какие из перечисленных недостатков характерны для свободного рынка: а) рынок дифференцирует участников по уровню жизни; б) рынок заставляет производителей выпускать те товары, в которых нуждаются потребители; в) рынок не в состоянии обеспечить общество товарами, услугами, в которых оно нуждается.
Список рекомендуемой литературы 1. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича.- М..: «Дело и сервис», 2001, Гл. 3. 2. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2004, Гл. 5, §§ 1 - 6. 3. Микроэкономика: теория и российская практика: учебник / под. ред. А.В. Грязновой. – М.:КНОРУС, 2004, Тема 2, § 2.2, 2.3. 4. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник для технических вузов/ А. И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: «Высшая школа», 2001. Гл. 1, §1.10.1. 5. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник для вузов / С.С. Носова. – М.: ВЛАДОС, 2003, Гл. 5. 6. Нуреев, Р.М. Курс экономической теории: учебник для вузов/ Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2001, Гл. 3, § 3.1. 7. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001, Гл. 5. 8. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: ПИТЕР, 2002, Гл. 4, § 4.4. 9. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2002, Гл. 3. 11. Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. – М.: Издательство «Дело», 2002, Гл. 1, § 1.4.
Date: 2016-07-22; view: 1017; Нарушение авторских прав |