Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Мотивация молодых граждан к участию





Региональное общественное молодежное добровольческое

Движение «Вместе» Республики Башкортостан

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗВИТИЮ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК

УФА-2012

 

 

Составители:

Рябченко А.Л. – председатель РОМДД «Вместе» РБ,

Байтуганов И.Р. - специалист по работе с молодежью РОМДД «Вместе» РБ,

Набиуллина А.Н. -специалист по работе с молодежью РОМДД «Вместе» РБ

 

 

Данный сборник предназначен для кураторов и руководителей территориальных отделении РОМДД «Вместе» РБ, специалистов по работе с молодежью, социальных педагогов, специалистов работающих по направлениям развития добровольчества в подростково-молодежной среде.

 

 

© Региональное общественное молодежное добровольческое движение «Вместе» Республики Башкортостан, 2012, г.Уфа

 

I. ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей задачей любого общества является создание таких условий жизнедеятельности подростков и молодежи, которые побудят их быть честными, интеллигентными, высокообразованными и социально ответственными членами общества.

Формирование здорового образа жизни молодёжи, развитие физической культуры и развитие молодежного добровольчества, как эффективного инструмента вовлечения молодежи в социальную практику, относятся к важнейшим приоритетам молодежной политики Республики Башкортостан.

На современном этапе общественного развития Республики обществом и государством все больше осознается, что деятельность, основанная на идеалах добра и созидания (добровольчества), способна внести существенный вклад в процесс формирования здорового образа жизни; воспитание подростков и молодежи, как ответственных членов общества, снижения барьеров разобщенности, укрепления доверия и сотрудничества между всеми секторами общества.

Вместе с тем, наблюдающееся в последние несколько лет в Республики развитие негативных тенденций наркотизации и алкоголизации подростков и молодежи представляет собой серьезную угрозу не только самой молодежи, но и здоровью граждан, экономике республики, правовому порядку и безопасности Башкортостана.

Региональное общественное молодежное добровольческое движение «Вместе» Республики Башкортостан также является активным участником профилактического процесса и информирует молодежь о вреде наркотиков, методах борьбы с ними.

Складывающаяся чрезвычайно острая наркоситуация выдвигает на повестку

дня необходимость поиска новых (альтернативных) методов и форм работы с подростками, молодежью по пропаганде и формированию здорового образа жизни, применение которых способно изменить опасные тенденции.

В понятие «здоровый образ жизни», включаются разные составляющие, но в большинстве определений базовыми, как правило, считаются относящиеся в основном к физиологическому состоянию человека (воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда; отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, алкоголя; умеренное питание; физически активная жизнь, соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи и др.).

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в понятие здоровье, на основе которого следует, с нашей точки зрения, определять и понятие «здоровый образ жизни» — это позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как состояние полного физического, духовного (психологического) и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и инвалидности.

Основываясь на данных и иных научно обоснованных международной практикой представлениях, понятие «здоровый образ жизни» нами определяется не только с позиций наличия высокого уровня физиологического состояния человека, вт.ч. отказа от вредных привычек, но и в равной степени наличия в жизнедеятельности молодого человека духовно-нравственной и социально активной составляющих. Действительно, здоровый образ жизни в современном представлении, ассоциируется все больше с социально активным образом жизни, напрямую связанным с образованностью, здоровьем, долголетием, благополучием,гуманистическим, цивилизованным, ответственным отношением человека к себе и к окружающему миру.

В рассматриваемом контексте здоровый образ жизни это альтернатива (антипод) социально-пассивному, потребительскому стилю жизни, бездумному употреблению опьяняющих веществ, ведущему к утрате духовно нравственных ценностей и высоких социальных ориентиров. В противопоставление саморазрушительному поведению (алкоголизации, наркомании, игромании и т.п.) должно стать позитивное, творческое отношение подростков и молодежи к действительности, общее созидательное дело, воспитывающее и поддерживающее в молодом человеке жизненную активность, позитивные жизненные навыки, обеспечивающие личностное совершенствование, интеллектуальный рост, что служит основным фактором и индивидуального и общественного здоровья.

Следовательно, необходимо создание реальных условий для здорового образа жизни, наполненного смыслом, формируемым многообразием таких возможностей, которые побудят подростков и молодежь быть активными участниками общественной жизни, востребованными и значимыми членами общества.

Для реализации данной задачи, необходимо, наряду с такими широко распространенными формами, как информирование молодежи о вреде потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ; обучение навыкам соблюдения правил гигиены и режима труда, учебы, питания, развития физической культурой и спортом, основой формирования и пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде, создание условий для общественно полезной занятости подростков и молодежи, жизнедеятельности, наполненной здравым смыслом.

Прежде всего, речь идет о смещении вектора общественно — государственных усилий в сфере пропаганды и формирования здорового образа жизни в сторону формирования условий для позитивного, творческого отношения подростков и молодежи к действительности посредством их вовлечения в общественно полезную занятость. Одним из наиболее эффективных и всемирно признанных путей достижения данных целей является поддержка и развитие добровольчества, как широкого социального феномена и общественной ценности, инструмента социального и экономического развития, способа совершенствования личности, общества и государства.

Добровольчество (добровольческая деятельность) — в соответствии с наиболее часто встречающимся в международной практике понятием определим как: широкий спектр социально направленных действий, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, предоставление услуг и другие формы гражданского участия, осуществляемые безвозмездно на основе осознанного выбора, с пользой для общества в целом, сообществ и самих добровольцев.

В соответствии с международной практикой добровольчество — это стратегия позитивного развития молодежи, обеспечивающая личностный рост и самосовершенствование молодежи, как непосредственных участников (субъектов) социально культурных преобразований, основанных на изменениях, способствующих улучшению жизни общества с учетом нужд и потребностей молодежи.

Участие — это «процесс, посредством которого заинтересованные участники оказывают влияние и осуществляют контроль над решениями и ресурсами, затрагивающими их жизнь».

Через получение и накопление опыта участия в добровольческой деятельности в молодежной среде формируются установки на активную жизненную позицию, духовно нравственные ценности, базирующиеся на сочетании общественных и личных интересов, связанные с осознанием себя личностью, выбором будущей профессии, подготовкой к взрослой продуктивной жизни.

Добровольческая деятельность молодежи является пространством социализации, развития профессиональных компетентностей молодых людей как будущих специалистов. В процессе волонтерской деятельности молодые люди осваивают способы социального и профессионального поведения, новые социальные роли, а также социальные и профессиональные виды деятельности.

При системной, целенаправленно организованной добровольческой деятельности в образовательных учреждениях, в местах досуга, молодежных организациях будут созданы условия и возможности для каждого молодого человека проявить свои лучшие качества и способности, появляется возможность оценить себя и результаты своей работы. Участие в добровольческой деятельности способствует профессиональному становлению молодежи, формированию гражданской социальной ответственности.

Основываясь на данной стратегии, в экономически развитых странах мира

добровольческий сектор, превратился в мощный фактор повышения качества жизни людей, решения острых социальных проблем, составляя ощутимую часть валового национального продукта. Признавая уникальность этого социального феномена, Организация Объединенных Наций рекомендовала учитывать добровольчество в национальных планах социально-экономического развития всех стран мира в качестве важнейшего компонента любой стратегии, нацеленной на решение проблем в таких областях, как уменьшение нищеты, устойчивое развитие, здравоохранение, предотвращение бедствий, реагирование на бедствия, преодоление социального неравенства и дискриминации.

В России, как и во многих странах мира, с середины 2000 годов существенно

возросло внимание государства и общества к добровольчеству, как одному из приоритетных направлений социально экономического развития страны,

государственной молодежной и социальной политики. Импульсом послужило принятие в 2006 году Правительством Российской Федерации Стратегии государственной молодежной политики, в которой молодежное добровольчество признается одним из ее важнейших приоритетов. С этого времени добровольчество становится все более популярным среди молодого поколения, являясь эффективным способом получения новых знаний, развития навыков активной общественной жизни и демократических ценностей. Добровольческая деятельность молодежи охватывает множество видов участия молодежи в различных мероприятиях, акциях, конкурсах, социально значимых проектах, направленных на помощь своему сообществу, профилактику и предупреждение распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения, среди подростков и молодежи по принципу «равный равному», участие в дворовых спортивных мероприятиях и массовых соревнованиях, многое другое.

Вместе с тем, реализуемые в регионах молодежные инициативы, а это, как правило, молодежные добровольческие акции, вовлекают лишь ограниченное число подростков и молодежи. Как следствие, возникают предпосылки для приобщения подростков, молодежи к употреблению наркотиков, алкоголя, совершения антиобщественных поступков.

Для решения данных проблем и в целях реализации государственной молодежной политики, необходима система целенаправленных мер, разрабатываемых и реализуемых на основе объединения общественно-государственных усилий, по развитию и поддержке молодежного добровольчества, укреплению потенциала молодежных и поддерживающих молодежь организаций и образовательных учреждений. Их реализация непосредственно направлена на формирование просоциального поведения молодых людей, для которых здоровый образ жизни, стремление быть социально активным и ответственным членом общества является естественной жизненной потребностью, а добровольчество — стилем повседневного поведения.

Достижение данных целей потребует формирования, устойчивого функционирования и ресурсного обеспечения эффективной инфраструктуры в сфере поддержки молодежного добровольчества в системе образования и в

социуме, как взаимосвязанных компонентов государственной молодежной,

социальной политики и политики в сферах образования и охраны здоровья.

 

 

II. РОЛЬ МОЛОДЕЖНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА В

КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РОССИИ

II.1. Государственная политика в области добровольчества в Российской Федерации

В течение последних 10 лет в результате предпринимаемых совместных общественно-государственных усилий в России постепенно создаются определенные предпосылки и условия формирования институциональных механизмов содействия развитию добровольчества. Качественный и количественный рост добровольчества стал более заметен с 2006 года, когда к вопросам развития и поддержки добровольчества существенно возросло внимание государства, общества и СМИ. В этот период Правительством Российской Федерации утверждена и с тех пор действует Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации, предусматривающая ее реализацию до 2016 г. (далее также – Стратегия)

Одним из ключевых направлений данной Стратегии является вовлечение молодежи в социальную практику посредством развития механизмов добровольчества. В последние два десятилетия в Российской Федерации идет процесс становления и активного развития добровольчества, а с 2006 года молодежное добровольчество становится компонентом государственной

молодежной политики, как одного из приоритетных направлений социально-

экономического развития России.

С 2007 года тема добровольчества, как важнейшего индикатора построения

гражданского общества, ежегодно отмечается в Посланиях Президента России, в докладах Общественной Палаты; принят и реализуется ряд законодательных решений, способствующих развитию добровольчества.

 

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской

Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р (далее также – Концепция), содействие развитию и распространению добровольческой деятельности (волонтерства), отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики и в целом — достижения целей модернизации страны.

В 2009 году существенный толчок в развитии молодежного добровольчества

дал учрежденный Президентом Российской Федерации 2009 год – Год Молодежи, целью проведения которого являлось "развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активное привлечение к проведению социально–экономических преобразований в стране, воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей".

В 2009 году по результатам совместных усилий Минэкономразвития, Общественной палаты и экспертного добровольческого и благотворительного сообщества, Правительством Российской Федерации утверждена (от 30 июля 2009 г. N 1054-р) «Концепция содействия развития благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации». Чрезвычайно важным шагом в содействии развитию добровольческой деятельности стало введение в законодательство Российской Федерации норм поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-Ф, в котором содействие развитию добровольчества определено одним из видов социально ориентированной деятельности.

В Концепции содействия развития благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации обозначены цели и задачи, а также проблемы, на решение которых направлены создаваемые механизмы содействия развитию добровольчества.

Основная цель механизмов системной поддержки и развития добровольчества — активизация потенциала добровольчества как ресурса развития гражданского общества, способствующего привлечению в социальную сферу трудовых ресурсов добровольцев, расширению масштабов и повышению эффективности деятельности организаций некоммерческого сектора.

Основными задачами Концепции являются:

— обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия граждан в добровольческой деятельности;

— содействие повышению эффективности и профессионализма деятельности благотворительных организаций;

— развитие инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки добровольческой деятельности;

— формирование условий для эффективного использования потенциала добровольческой деятельности на этапах планирования и реализации социальных программ государства и бизнеса в деятельности государственных и муниципальных учреждений и некоммерческих организаций.

Основными принципами реализации задач содействия развитию добровольчества определены партнерское взаимодействие государства, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества на федеральном уровне и в регионах. Приоритетным направлением является содействие институциональному развитию добровольчества, что может обеспечить расширение масштабов добровольческой деятельности и повышение ее результативности.

Таким образом, становится очевидным, что именно государственная политика, формируемая и реализуемая совместными общественно- государственными усилиями, должна играть решающую роль в создании благоприятных условий и содействии формированию среды, способствующей продвижению и развитию добровольчества и молодежного добровольчества, в частности.

Данный концептуальный подход полностью отвечает задачам, поставленным

в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым по осуществлению системной модернизации страны, целью которой является построение современной России — страны:

— нацеленной на новый уровень качества жизни общества;

— устремлённой в будущее;

— занимающей достойные лидерские позиции в мире.

Чтобы реализовать столь масштабную стратегию, какой является модернизация страны, необходимо решить не менее масштабную задачу — создать условия для миллионов молодежи (граждан всех возрастов), желающих и готовых быть активными участниками социальных преобразований.

Одним из эффективных путей содействия решению данной проблемы является системное развитие и поддержка добровольчества–это признанный во всем мире способ объединения усилий и ресурсов общества и государства в решении общих социальных проблем, ресурсом повышения эффективности работы НКО; развития территорий местных сообществ; позитивного развития молодежи и человеческого потенциала.

Обоснованием роли и места добровольчества в процессе модернизации, как

механизма реализации государственной политики, являются обобщенные задачи и положения, содержащиеся в Посланиях Президента Российской Федерации, решению которых добровольчество может способствовать наиболее эффективно, включая следующие:

— создание условий и возможностей для развития институтов гражданского общества; повышения эффективности деятельности некоммерческих благотворительных и социально ориентированных организаций; роста гражданского самосознания и реализации благородных устремлений граждан участия в помощи социально незащищённым гражданам;

— воспитание молодёжи в духе гражданской социальной активности; стремления к достижению личного успеха, нетерпимости к коррупции, как части общенациональной культуры страны;

— создание стимулов, мотиваций и условий для здорового образа жизни

молодежи;

— формирование общества свободных и ответственных людей;

— укрепление ценностей и институтов демократии;

— создание наилучших возможностей для того, чтобы каждый гражданин на деле мог реализовать свои знания, возможности, опыт;

— создание возможностей для открытого обсуждения возникающих проблем, для честного соревнования идей, определяющих методы их решения, где граждане ценят общественную стабильность и уважают закон;

— формирование с учётом мнений граждан, реализации и повышению эффективности социальной политики; развитию общественно– государственных консультаций; взаимодействию и укреплению доверия между органами государственной власти, институтами гражданского общества, общественными группами и объединению их усилий в решении социальных проблем общества;

— в системе образования: способствовать личностному росту, раскрытию

способностей каждого ученика, воспитание новой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире;

— приток в Россию инновационных технологий и передовых идей; формирование позитивного имиджа России в мире в ее становлении лидерских позиций в мире.

Решить задачи по достижению целей модернизации, как отмечается в Послании возможно лишь совместными усилиями государства и общества с

особым акцентом на необходимости формирования «инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, творческой свободе, стремлении к улучшению качества жизни». Чтобы реализовать столь масштабную стратегию, необходимо решить не менее масштабную задачу — создать условия для миллионов граждан и в первую очередь для молодых граждан, желающих и готовых быть активными участниками социальных преобразований.

Особое внимание в решении задач, определяющих высокое качество жизни, прежде всего, это улучшение здоровья, образования, культуры, экологии, отводится вопросам молодежной, социальной, демографической политики и развитию человеческого потенциала. Становится очевидным, что в центр социально-экономической политики России поставлены интересы человека, развития личностного роста молодежи и улучшения качества жизни всего общества.

Успех достижения целей социально экономического развития во многом будет зависеть от того как Россия ответит на целый ряд новых вызовов и задач предстоящего периода, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. Одним из важнейших вызовов, непосредственно связанных с молодежью, как основного носителя инновационного потенциала развития страны, является «возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития».

Развитие человеческого потенциала невозможно без расширения возможностей выбора – круга вероятных сценариев самореализации человека как личности. Самыми элементарными предпосылками для человеческого развития являются долгая и здоровая жизнь, образование, достойный уровень жизни и обладание политическими и гражданскими свободами, необходимыми для участия в жизни общества. Из доклада «О развитии человека за 2003 г.

Человеческий капитал, как правило, рассматривается как совокупность знаний, умений, навыков, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях, или в более широком контексте, как «совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом».

Основываясь на данных дефинициях, следует отметить, что именно добровольчество является одним из эффективных инструментов развития и формирования человеческого капитала. С одной стороны, добровольчество, являющееся образовательной методологией для всех людей, получающих в ходе добровольческого труда новый опыт, знания, навыки, а с другой, как

спланированный, управляемый и целенаправленный процесс, обеспечивает

общественно полезную добровольческую занятость молодежи, людей всех

возрастов, в организациях, учреждениях, использующих труд добровольцев, тем самым повышая эффективность их работы.

Свидетельством о создании предпосылок системного развития добровольчества в субъектах Российской Федерации, является тот факт, что в ряде регионов (Тверская область, Санкт Петербург, Москва, Самарская область (Самара, Тольятти, Новокуйбышевск), Липецкая, Пермская области, Республики Татарстан, Карелия, и др.) накоплен позитивный опыт создания условий для активного участия граждан в общественно значимой добровольческой деятельности.

В этих регионах наиболее активно идет процесс создания нормативных правовых основ добровольчества через принятие региональных законодательных актов, концепций, региональных или муниципальных целевых программ поддержки и развития добровольчества, на базе которых формируется действующая инфраструктура поддержки добровольчества, как правило, через создание специализированных организаций, полностью посвященных развитию добровольчества (добровольческих центров).

 

II.2. Молодежное добровольчество в системе государственной молодежной политики.

Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является

молодежь.

Государственная молодежная политика, в которой среди приоритетных направлений названы вовлечение молодежи в социальную практику путем развития добровольческой деятельности, является одним из важнейших факторов достижения в процессе социально экономического развития устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики и укрепление позиций России в мировом пространстве.

Государственная молодежная политика представляет собой самостоятельное

направление деятельности государства, предусматривающее формирование

необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:

— выделение приоритетных направлений;

— учет интересов и потребностей различных групп молодежи;

— участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;

— взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;

— информационная открытость;

— независимость оценки результатов Стратегии.

Стратегия рассматривает приоритетные направления в качестве системообразующих государственной молодежной политики в России.

К числу ключевых приоритетов государственной молодежной политики, определенных в указанных документах, относятся:

— создание условий для успешной социализации и эффективной

самореализации молодежи;

— развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны;

— создание условий для раскрытия творческих способностей молодежи, формирование общенациональной системы поиска и поддержки талантливых молодых граждан;

— вовлечение молодежи в социальную практику;

— патриотическое воспитание молодежи, формирование и развитие ценностей здорового образа жизни;

— обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Достижение поставленных целей предполагается осуществить за счет решения следующих задач.

Первая задача — вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение

поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи.

Решение данной задачи будет достигаться за счет:

— развития систем информирования и программ социального просвещения

по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная жизнь, семья, международные отношения, жизнь молодежи в других странах и др.);

— модернизации материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, расширения их сети, модернизации системы подготовки и формирования механизмов непрерывного образования специалистов по работе с молодежью;

— оказания информационно-консалтинговой помощи молодежи, разработки специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, при осуществлении поиска, применения и распространения актуальной информации, обеспечения доступности для молодежи информации о создаваемых для нее условиях и предоставляемых возможностях;

— развития эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развития молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, совершенствования нормативно-правовой базы для максимально гибкого привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов;

— поддержки межрегионального и международного взаимодействия молодежи (тематические слеты, лагеря и фестивали, научно-практические и бизнес-конференции, дискуссионные клубы, молодежные обмены), участия в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры;

— реализации программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики.

Вторая задача — формирование целостной системы поддержки обладающей

лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи. Данная система включает в себя:

— обеспечение многократного увеличения количества молодых людей,

участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады), расширение перечня конкурсов и совершенствование методик отбора;

— создание и развитие системы "социальных лифтов" (поддержки и сопровождения) лауреатов премий и талантливой молодежи из малых городов и сельской местности, адресная государственная поддержка учреждений, общественных объединений и наставников, их подготовивших, расширение практики предоставления грантов и субсидий;

— развитие системы интернатов для талантливой молодежи, проведение летних научных лагерей и школ, исследовательских экспедиций с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций;

— повышение общественного статуса лауреатов премий и их наставников, активная пропаганда и популяризация достижений талантливой молодежи в России и в мире, организация стажировок в лучших отечественных и зарубежных вузах, образовательных и научных центрах мира;

— распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью, вовлечения молодых людей в деятельность органов самоуправления;

— вовлечение российской молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в международные творческие, научные и спортивные объединения.

Третья задача — гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. Задачу позволит решить:

— развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций;

— развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих, трудовых коллективах по месту жительства;

— популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких, как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция;

— поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества;

— стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды путем развития системы внутреннего туризма, межрегиональных молодежных обменов, поддержки участия молодежи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников.

Кроме того, в Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы»

(утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. №1433-р) одной из основных задач названа задача создания и развития системы волонтеров (добровольных помощников) в массовом спорте.

В Основных направлениях развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года, Министерство природных ресурсов РФ указывает (приказ МПР РФ от 22 апреля 2003 г. №342), что представляется необходимым, в сфере эколого-просветительской деятельности развивать институт волонтеров для работы в заповедниках и национальных парках.

С 2008 года вопросам молодежного добровольчества уделяется значительное

внимание в связи с проведением в 2012 году Саммита АТЭС, в 2013 году — Универсиады в Татарстане и Олимпиады «Сочи 2014».

При создании определенных организационных и экономических условий поддержки молодежного добровольчества, молодежь будет выступать мощным ресурсом для решения проблем общества, в том числе и решения проблем собственно молодежи усилиями самой молодежи.

В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики одним

из механизмов развития молодежного добровольчества в России является проект "Доброволец России".

Основными целями проекта «Доброволец России» являются:

— мотивация молодых людей к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке;

— формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых россиян;

— развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи;

Основными видами работы по реализации указанных направлений являются:

— развитие и поддержка общественных организаций и молодежных объединений;

— формирование информационных банков данных о потребностях и возможностях организации добровольческого труда молодежи в регионах России и за рубежом;

— привлечение молодежи к добровольческому труду в регионах России и

за рубежом в сферах массового молодежного спорта, туризма и досуга молодежи.

В результате этой работы формируется открытая и доступная для молодых

людей система поддержки молодежных инициатив, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России. Молодые люди получают возможность проявить себя и осознать свою востребованность в обществе, почувствовать себя причастным к реализации государственной молодежной политики. Проект "Доброволец России" адресован каждому молодому человеку в возрасте от 14 до 30 лет, живущему в Российской Федерации. Проведение в 2009 году в Российской Федерации Года молодежи содействовало дальнейшему созданию условий для реализации профессиональных и творческих возможностей молодых людей, пропаганде нравственности и здорового образа жизни, воспитанию гражданской ответственности и распространению идеалов мира и взаимопонимания между народами.

Таким образом, в контексте приоритетных задач социально-экономического

развития Российской Федерации, государственная молодежная политика является важнейшим инструментом создания условий для повышения степени вовлеченности молодых граждан в общественно-политические и социокультурные отношения, увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны.

 

II.3. Молодежное добровольчество как способ вовлечения молодежи в социальную практику, реализации потенциала и фактор инновационного развития российской молодежи.

Во всех международных документах, касающихся добровольчества, отмечается особая роль молодежного добровольчества в реализации молодежной политики и содействии образованию. Молодежное добровольчество ― это эффективный способ вовлечения молодежи в социальную практику через создание для детей и молодежи условий свободного доступа к добровольческой социальной деятельности. Общеизвестно, что молодежное добровольчество способствует получению и развитию новых знаний и навыков, формированию лидерских качеств, воспитанию молодежи интеллигентными, честными, высокообразованными и социально ответственными и социально активными личностями. Иными словами, молодежное добровольчество следует рассматривать, как системообразующий элемент формирования гражданской социальной ответственности и «выращивания» гражданской социальной активности молодежи, способ развития гражданского общества.

На основе рассмотренных понятий, определим признаки, отражающие смысл

содержания понятия гражданской социальной ответственности:

― проявление гражданами и/или создаваемыми ими общественными институтами заботы о других людях или обществе в целом, выражающееся в

безвозмездно исполняемых социально значимых действиях, направленных на

благо общества, на основе индивидуальной или коллективной инициативы;

― способность индивида принимать на себя и исполнять на добровольческой

основе обязательства в сфере общественно полезной деятельности, соответствующей социальным нормам общества;

― навык, приобретенный гражданином в процессе социализации и исполняемый им добровольно и безвозмездно на основе свободного выбора и доброй воли.

― осознанный общественно полезный поступок, как форма проявления свободной, доброй воли.

Гражданская активность в широком смысле рассматривается как совокупность форм человеческой деятельности сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, которая проявляется в различных сферах трудовой, общественно-политической жизни, культуры и быта. Важно отметить, что в определении гражданской активности мы исходим из таких понятий в высоком их смысле, как «гражданин», «гражданский» (свойственный, присущий человеку, как сознательному члену общества); гражданственный (проникнутый идеей общественного блага). В качестве основных субъектов гражданской активности могут выступать личность, коллектив, социальная группа, общество в целом.

Отметим, что понятие гражданской активности охватывает более широкие процессы, чем гражданская социальная активность, то есть включает участие не только в общественной, социально значимой, но и в целом — в общественно-политической жизни.

Молодежная добровольческая активность – это участие молодежи в разнообразной общественно — полезной социальной деятельности на основе

добровольного и свободного выбора, без какого либо принуждения «сверху».

Гражданское общество мы рассматриваем, как совокупность граждан и

общественных институтов, направляющих свои усилия на решение проблем

страны, действующих на основе свободного и осознанного выбора. Как было отмечено, одним из действенных способов в решении задач включения молодежи в социальную практику, является комплекс мер по развитию молодежного волонтерского (добровольческого) движения.

Социальная практика в общем виде — это процесс, в ходе которого, используя общественные институты, конкретно-исторический субъект так воздействует на систему общественных отношений, что изменяет общество и развивается сам».

Следует признать, что понятие «социальная практика» пока крайне редко

встречается в научной литературе, оно не определено законодательно, поэтому для целей нашей работы, определим ее также в смысловом контексте общепринятых понятий «практика» и «социальный» в контексте целей работы, как «целесообразная и целенаправленная деятельность25 по улучшению социального окружения.

Основываясь на приведенных определениях, по нашему мнению, социальную практику следует описать, как процесс приобретения/применения умений и навыков в ходе практической реализации социального проекта; применение на практике, знаний полученных в результате теоретического обучения и/или разработки и реализации социальных добровольческих проектов, акций, мероприятий.

Примерами социальной практики молодежи могут служить участие молодежи в различных социально значимых направлений деятельности таких как оказание помощи определенным категориям населения (детям группы риска, лицам пожилого возраста и с ограниченными возможностями); помощь библиотекам, музеям, учреждениям для детей, оставшихся без попечения родителей; распространение информационных материалов и многие другие. Индикатором, отражающим уровень повышения вовлеченности молодежи в многообразную социальную практику, может являться постоянный рост числа участников ежегодных общероссийских добровольческих акций Весенняя Неделя Добра (от 10 тыс. в 2000 году до более 1,5 млн. в 2010 г.), в которых более 80 % участников – это молодежь, и реализуемых ими социально значимых мероприятий, проектов, акций (более 25 тысяч за неделю).

Учитывая многообразие направлений социальной практики и одновременно

междисциплинарный и межсекторный характер добровольчества, в вопросах создания условий для участия молодежи в добровольческой деятельности, наряду с профильными органами (образования и молодежной политики), должен быть задействован целый ряд ведомств и организаций (в сферах социальной защиты, здравоохранения, и многих других). Однако, в большинстве случаев ведомства, как и многие организации, заинтересованные в организации и использовании добровольческого труда, часто недостаточно информированы о возможностях добровольчества, о том, где востребованы добровольческие усилия, о том, как организовать и скоординировать добровольческую деятельность молодежи.

Основная проблема состоит в том, что добровольческая деятельность слабо

организована на системном уровне, отсутствуют действующие на основе единых стандартов центры, компетентные в сфере молодежного добровольчества, специализирующиеся на создании условий для участия молодых людей в добровольческой деятельности, предоставлении им разнообразных возможностей для выбора поля приложения их добровольческих усилий. В результате молодые люди не знают, какими возможностями в сфере добровольчества они могут воспользоваться, где и какие учреждения и организации нуждаются в его добровольческих усилиях.

Создание инфраструктуры поддержки молодежного добровольчества, как эффективного инструмента координации в области молодежного добровольчества на разных организационных и ведомственных уровнях, позволит оптимизировать действия разных ведомств и организаций по вовлечению молодежи в социальную практику через инструменты добровольческой деятельности. Внедрение и использование данного подхода, позволит целенаправленно и более эффективно реализовывать задачи государственной молодежной политики, а с другой стороны

– вносить существенный вклад молодых добровольцев в реализацию задач других важнейших сфер жизни общества: социальной политики, развития гражданского общества, социального и экономического, и в целом – задач инновационного и модернизационного развития страны.

 

III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА

III.1. Сущность феномена добровольчества. Определения понятий добровольчество, (молодежное добровольчество), добровольческая деятельность, социальное служение.

Добровольчество, как социальное явление – это глубокая традиция многих цивилизаций и народов, корни которого исходят из социальной природы людей, их естественного желания откликаться на нужды других, объединять

усилия для улучшения своей и окружающей жизни. В то же время в каждой отдельной стране масштабы добровольческой деятельности, уровень ее развития и поддержки обусловлены своими историческими, социальными, культурными, политическими и экономическими факторами.

По определению добровольческая деятельность – это общественно полезная деятельность (индивидуальная или коллективная), осуществляемая людьми безвозмездно на основе доброй воли и свободного выбора в пользу третьих лиц или общества в целом. Добровольчество, как междисциплинарное универсальное явление, возникает везде, когда в нем появляется социальная потребность.

Добровольческая деятельность может приобретать характер от разовых общественно полезных действий до систематической деятельности в различных областях жизни общества. Во всем мире добровольцы – это люди, которые независимо от возраста, социального положения, должности, религиозных или политических убеждений, на основе своего осознанного выбора направляют свои усилия на улучшение жизни своих сообществ, осуществляют безвозмездно деятельность, приносящую пользу другим людям или обществу. Это проявляется в индивидуальной или коллективной гражданской активности, участии в работе неправительственных организаций для достижения тех целей, которые добровольцы считают важными для блага людей и общества.

Концептуальная основа добровольчества базируется на простой, но чрезвычайно важной идее о том, что, в любом обществе всегда есть люди, нуждающиеся в какой-либо помощи, равно как есть и люди, готовые откликнуться, придти на помощь, делая это добровольно, не извлекая какую-либо выгоду для себя.

В любом обществе есть люди, которые нуждаются в помощи, как и люди, которые готовы помочь.

Вторая концептуальная мысль состоит в том, что добровольческая деятельность столь же выгодна для людей, получающих помощь добровольцев, как и для самих добровольцев. Данный вывод базируется на исследовании мотивов, порождающих добровольческую активность. Существуют множество мотивов, почему люди становятся добровольцами. В процессе специальных научных исследований выявлено, что мотивы могут носить не только альтруистический или религиозный характер, но и могут являться ответом на другие потребности человека (например, обучиться новым навыкам, найти поддержку, почувствовать себя способным сделать что-то новое, строить социальные отношения, мн. другое).

Кроме того, медицинские исследования (США) позволили сделать вывод о том, что добровольческая деятельность, сфокусированная на нуждах других людей, а не на собственных проблемах, полезна для здоровья человека.

Одним из основополагающих принципов, признаваемых по всему миру,

является признание того, что добровольчество, особенно в молодежной среде, набирает силу (развивается) только тогда, когда добровольческая деятельность осуществляется без каких-либо признаков принуждения (эксплуатации), то есть является выражением гражданской позиции, основанной на доброй воле.

Общий результат добровольческой деятельности, складывающийся из отдельных усилий каждого добровольца, осуществляемых на любом уровне (своего подъезда, двора, улицы, микрорайона, города или страны), организованно или неформально, является мощным общественным ресурсом для решения социальных проблем, улучшения качества жизни всего общества.

В своем современном значении термин «добровольчество» в России начал употребляться в начале 90 годов. Как и во многих других странах мира, характерными чертами российского добровольчества являются: общественно — полезная направленность, безвозмездный характер и добрая воля в своей основе.

Наиболее употребительными в дореволюционной России были слова:

«призрение, «милосердие», «попечение», «забота», «благотворительность». Так, «милосердие» было определено как «высшая добродетель, исполняемая путем дел помощи телесных или духовных».

В толковом словаре В.И.Даля в значении наиболее близком к современному значению, слово «добровольный» трактовалось как «произвольный, не принужденный, сделанный кем-то по своей воле, по своей свободе».

В советский период термин «добровольчество» в основном трактовался, как «способ комплектования вооруженных сил путем зачисления на военную службу добровольцев».

В более поздний (переходный) период в Словаре Ожегова (1993) находим: «доброволец – тот, кто взял на себя какую-нибудь работу»; «добровольный: совершаемый или действующий по собственному желанию, не по принуждению». Здесь же: «на добровольных началах».

В современной трактовке Организацией Объединенных Наций (A/RES/56/38,

2002 г.) «добровольчество» (volunteering) определяется, как широкий спектр деятельности и услуг, включающих традиционные формы взаимопомощи, самопомощи и другие формы гражданского участия, осуществляемые людьми (индивидуально или коллективно) безвозмездно на основе свободного, осознанного выбора в пользу третьих лиц или общества в целом.

Следует признать, что в то время как в международной практике разработана

и действует в течение многих десятилетий целая совокупность терминов в области добровольчества, в России применяемые понятия, непосредственно соотносящиеся с трактовкой аналогичных международных понятий, требуют более четкого толкования, конкретизации и законодательного закрепления. Пока сфера добровольчества не выделена в самостоятельную отрасль научного знания и научной деятельности, тем не менее, приобретая черты профессиональной сферы, ей должен быть присущ профессиональный язык научного общения. Итак, более конкретно на основе международных подходов и практики добровольческая деятельность определяется на основе совокупности основных критериев (признаков), обеспечивающих полный охват возможных видов деятельности добровольцев, в то же время позволяющих исключить другие возможные формы общественного поведения, не являющегося добровольческим.

Критерии, определяющие добровольческую деятельность:

1) не направлена на получение прибыли (осуществляется без ожидания вознаграждения);

2) является результатом свободного осознанного выбора человека (без принуждения или указания "сверху");

3) результат приносит пользу третьим лицам или обществу в целом, а так же самим добровольцам.

На основе данных критериев, в самом общем виде, можно дать следующее

определение понятия «добровольцы»:

Добровольцы – люди, независимо от возраста, своего социального положения, должности, религиозных или политических убеждений, посвящающие часть своего личного времени, энергии, знаний для помощи другим людям, улучшения окружающей жизни или развития общества в целом, работая без вознаграждения (безвозмездно), на основе своего свободного, осознанного выбора.

Основные типы добровольческой деятельности: неуправляемая и управляемая.

Неуправляемая добровольческая деятельность. По всему миру люди откликаются, чтобы помочь во время стихийных бедствий — жертвам наводнений, землетрясений или лесных пожаров. Этот тип добровольчества, как правило, носит спонтанный (неформальный) характер и называется неуправляемой (неорганизованной) добровольческой деятельностью.

Неуправляемая (неорганизованная) добровольческая деятельность – это деятельность, основанная на спонтанном проявлении оказания помощи, как правило, во время чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф. Неорганизованная добровольческая деятельность не менее важна и ценна, чем организованная, но, как правило, она остается не только неучтенной в общем вкладе добровольцев, поскольку способы измерения и оценки вклада

неформальных добровольцев остаются не исследованными, но, и в основном без какой либо поддержки со стороны государства.

Эти и многие подобные случаи относятся к спонтанному (не формальному) типу добровольчества, когда в случае стихийных бедствий и катаклизмов реакция людей спонтанна, и многие готовы оказать помощь. И во всех случаях легко обнаружить все три критерия: помощь людям и обществу, без ожидания вознаграждения, собственный осознанный выбор.

И, конечно же, при неформальном добровольчестве проявляется именно альтруистическая составляющая поступка. Управляемая (организованная) добровольческая деятельность. Как правило, организованная добровольческая деятельность осуществляется в ходе многообразной деятельности, объединяющей людей для реализации общих интересов, выражения и защиты интересов своих целевых групп, участия в самых разнообразных видах социально ориентированной деятельности любых некоммерческих организаций, социальных и образовательных учреждений, государственных, бизнес организаций.

Особенностью организованного добровольчества является то, что это хорошо спланированный, мобильный и управляемый процесс по развитию, координации предоставления добровольческих услуг и обучению методам добровольческого управления, осуществляемый профессионально подготовленными людьми, работающими на оплачиваемой или на добровольной основе.

Характер и формы добровольческой деятельности. Добровольческая деятельность, независимо от типа (организованная или неорганизованная) может приобретать характер от разовых (краткосрочных или единичных) до регулярных (систематических) или долгосрочных общественно полезных действий добровольцев в различных областях жизни общества. Это проявляется в индивидуальной или коллективной гражданской активности, участии добровольцев в работе неправительственных организаций или вне организации для достижения тех целей, которые добровольцы считают важными для блага других людей или общества:

― краткосрочная добровольческая деятельность – это одноразовое, единичное, не систематическое участие волонтера в добровольческой деятельности, например в массовых добровольческих акциях, в разовых акциях сдачи крови, др.;

― регулярная добровольческая деятельность – осуществляемая на систематической основе регулярная или периодическая деятельность, например один раз в неделю или несколько раз в месяц (по 3-4 часа);

― долгосрочная, деятельность добровольца в организации на постоянной основе в течение определенного срока, например, от 3 месяцев до 1 года (по согласованному временному графику работы).

Опыт многих стран мира показывает, что добровольцы работают в любых областях и сферах жизни, выполняя деятельность, имеющую общественно полезную направленность. Ниже приведена классификация по наиболее характерным направлениям и видам добровольческой деятельности.

1. Обслуживание:

― традиционные формы и виды оказания социальной помощи

― нуждающимся людям;

― оказание профессиональных услуг;

― техническая помощь.

2. Гражданская активность:

― взаимодействие с органами государственной власти, органами

― местного самоуправления;

― работа в комитетах самоуправления, общественных советах;

3. Руководящая деятельность:

― руководство НКО;

― членство в советах директоров, наблюдательных советах;

― руководство проектами и программами.

4. Взаимопомощь, самопомощь:

― деятельность групп граждан по месту жительства (улучшение состояния двора, микрорайона, города и т.п.);

― деятельность групп самопомощи, направленная на решение проблем конкретных незащищенных групп населения, например, в организациях инвалидов, многодетных семей;

― объединение и деятельность групп в интересах ее членов.

5. Сбор средств:

― деятельность по сбору добровольных пожертвований для благотворительности или реализации конкретной социально значимой цели, добровольческих программ, проектов.

6. Защита и/или содействие реализации гражданских прав:

― помощь людям, нуждающимся в защите своих прав и интересов;

― участие в общественных (социальных, экологических) акциях, кампаниях по отстаиванию общественных интересов.

 

III.2. Добровольчество: почему это важно?

В России, как и во многих других странах мира, где деятельность по системному развитию добровольчества ведется относительно недавно, основополагающая научно-обоснованная концепция добровольчества не сформирована государством, не укоренена в общественном сознании, тема добровольчества вызывает множество вопросов на разных уровнях общественного диалога.

Учитывая многогранность феномена добровольчества, как общественной ценности и одновременно, как системы знаний и навыков в сфере развития людских ресурсов, не представляется возможным однозначно ответить на вопрос, почему в мире добровольчеству отводится столь важная роль в процессе социального развития государств, решения локальных, национальных и глобальных проблем?

Опираясь на выработанное международным сообществом научно- обоснованное мнение о том, что добровольчество в равной степени полезно и важно для каждого государства, каждого сектора и сегмента общества, каждого отдельного человека, ответов на данный вопрос можно найти настолько много, сколько преимуществ и возможностей предоставляет добровольчество для каждого отдельного человека, организации, сообщества, государства. Дополняя раннее представленные в данной работе аргументы, отметим еще ряд факторов, обосновывающих важную роль добровольчества в обществе.

По определению Организации Объединенных Наций «добровольчество является и духовным свойством, и гражданской добродетелью. Это деятельность, которая имеет глубокие корни в человеческой духовности и далеко идущие социальные и культурные последствия. Прислушиваться к нуждам других, заботиться о них, приходить на помощь — все это свидетельства высших человеческих побуждений. Люди помогают друг другу из любви и сострадания.

Однако глубочайшее духовное свойство и символическое значение добровольчества заключается не только в том, что мы делаем для других. На карту поставлены наши собственные ценности и человечность: «мы есть то, что мы даем другим».

Обосновывая ценность вклада добровольцев, в резолюциях и рекомендациях

(A/RES/56/38 от 5 декабря 2001 года, A/57/L8, 2002, др.) провозглашается:

― ценность вклада добровольцев в социально-экономическое развитие с пользой для всего общества, отдельных общин, категорий населения и самих добровольцев, включая традиционные формы добровольческой деятельности, такие как взаимная и самопомощь, предоставление услуг и многие другие формы гражданского участия;

― добровольчество является одним из основных средств, позволяющих людям участвовать в процессе социального развития;

― работа на добровольных началах является важным компонентом любой

стратегии, нацеленной, в частности, на решение проблем в таких областях, как уменьшение нищеты, устойчивое развитие, здравоохранение, предотвращение бедствий, реагирование на бедствия и социальная интеграция, и особенно на преодоление социального отчуждения и дискриминации;

― добровольчество, особенно на уровне местных сообществ содействует

достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (2000 г.), принятых всеми государствами –

членами ООН.

Глобальная программа действий, принятая на XVI Всемирной конференции добровольцев Международной Ассоциации Добровольческих усилий (IAVE) в Амстердаме в 2001 году, представляет собой платформу, отвечающую на вопрос о выгодности добровольчества для каждого отдельного человека, каждого из секторов общества (некоммерческий, государственный и коммерческий).

Добровольчество выгодно:

Для отдельного гражданина – расширение возможностей для самореализации и самосовершенствования, реализации прав на участие в управлении делами государства, в принятии решений; получения новых знаний и навыков, что представляет особый интерес для молодежи; решения собственных проблем нуждающихся людей, др.; реализация потребности быть социально полезным членом общества; решение проблем востребованности обществом, др.

Для государства: добровольцы – люди, независимо от своего социального и должностного положения, места жительства, политических и религиозных убеждений, участвующие на безвозмездной основе в общественно полезной работе, в делах общества, помогают тем самым более эффективно выполнять задачи, стоящие перед государством и обществом.

Для НКО: добровольцы — это мощный источник ресурсов для достижения

миссии и приоритетов организаций. Добровольцы дополняют работу оплачиваемого штата, расширяют возможности организаций, приносят новые перспективы и повышают эффективность работы.

Для бизнеса: участие работников компаний в добровольческой деятельности (корпоративное добровольчество) – это новая возможность помощи местным сообществам, получения новых знаний и навыков сотрудниками,

развития их организаторских способностей. Это путь приобретения большего веса в обществе, что способствует реализации политики компаний.

Для системы образования: добровольческая деятельность детей и молодежи (молодежное добровольчество) – это эффективный метод формирования и развития их знаний и навыков. Соответствующим образом организованная добровольческая деятельность на всех уровнях и стадиях обучения создает условия для активного участия подростков и молодежи в жизни общества.

Для СМИ: работа добровольцев полна интересных случаев взаимопомощи и

работы по улучшению условий жизни сообществ. Статьи о работе добровольцев богатый источник информационных поводов для продвижения позитивных изменений жизни общества.

В принятом Программой Добровольцев ООН Заявлении «Пробуждая добровольчество в каждом» по случаю Десятилетия Года Добровольцев фиксируется:

· Добровольчество приносит пользу как обществу в целом, так и самому добровольцу;

· добровольческая деятельность вносит значимый вклад в развитие человечества и права человека в той же степени, как и в личностное развитие

самого добровольца.

· Добровольчество создает возможность устанавливать связи между людьми,

объединять усилия и находить совместные решения, целеустремленно создавая возможности для добровольческого участия.

Деятельность добровольцев непосредственно способствует накоплению социального капитала, экономическому росту, социальному благосостоянию и защите окружающей среды, позволяет увеличивать количество участвующих волонтеров и активизировать проявление, ими инициативы, направляя и стабилизируя, таким образом, демократические процессы в обществе.

Добровольчество обладает многочисленными положительными свойствами:

служит выражением важнейших человеческих и демократических ценностей,

является способом формирования личной инициативы и гражданской ответственности, способствует реализации прав человека и консолидации усилий общества. Являясь межсекторным феноменом, добровольчество охватывает все общественные слои и группы общества и распространяется на любые аспекты человеческой деятельности. Представляет собой доступный и весьма экономичный ресурс, неиссякаемый источник народной энергии и накопления коллективного опыта.

Общий результат добровольческой деятельности, складывающийся из отдельных усилий каждого добровольца, осуществляемых на любом уровне (своего подъезда, двора, улицы, микрорайона, города или страны), организованно или неформально, является мощным общественным ресурсом для решения социальных проблем, улучшения качества жизни всего общества.

Суммируя рассмотренные и многие другие преимущества, выявленные в ходе многочисленных международных исследований и практике, можно назвать, по крайней мере, пять причин, по которым признается важная роль

добровольчества для человека и общества:

1. Это один из важнейших путей внесения психологического смысла в жизнь человека, семьи и сообщества.

2. Посредством добровольчества возрастает качество жизни того сообщества, в котором люди вовлечены в добровольческую (социальную, религиозную, экологическую), другие виды работ, выполняемых вне дома или служебных обязанностей.

3. Это важный путь решения социальных проблем и человеческих нужд.

Как известно, многие из проблем являются результатом разладов в семье, проблем местного сообщества, социальной несправедливости в обществе в целом.

4. Это один из способов поддержки демократии и развития гражданского

общества, посредством обеспечения граждан возможностью участвовать в жизни местного сообщества, в процессах социального развития.

5. Способ самосовершенствования личности, индивидуального достижения

более результативной и продуктивной жизни.

Добровольчество — это одновременно и общественная ценность и уникальная система знаний и технологий в сфере развития человеческих ресурсов, выступает важнейшим инструментом мобилизации общественной инициативы, социальной консолидации и самоорганизации общества, повышения эффективности государственной социальной политики.

Добровольчество на практике способствует реализации пр

Date: 2016-07-22; view: 594; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию