Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морализаторский подход





Региональное общественное молодежное добровольческое

движение «Вместе» Республики Башкортостан

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОМАНИИ, АЛКОГОЛИЗМА И ТАБАКОКУРЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК

УФА-2012

 

Составители:

Рябченко А.Л. – председатель РОМДД «Вместе» РБ,

Байтуганов И.Р. - специалист по работе с молодежью РОМДД «Вместе» РБ,

Набиуллина А.Н. -специалист по работе с молодежью РОМДД «Вместе» РБ

 

 

Данный сборник предназначен для кураторов и руководителей территориальных отделении РОМДД «Вместе» РБ, специалистов по работе с молодежью, социальных педагогов, специалистов работающих в сфере профилактики употребления психоактивных веществ среди молодежи.

 

 

© Региональное общественное молодежное добровольческое движение «Вместе» Республики Башкортостан, 2012, г.Уфа

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время употребление психоактивных веществ (алкоголя, табака, наркотиков), к сожалению, стало одной из наиболее серьезных молдежных проблем Республики Башкортостан. Как показывают результаты современных исследований, возраст приобщения к употреблению различных психоактивных веществ (далее – ПАВ) приходится в большинстве случаев на школьные годы и первые годы обучения в вузе. В связи, с чем необходимо проводить первичную профилактику употребления алкоголя, наркотиков, токсических веществ именно в этот период.

Проводя профилактическую работу с молодежью, необходимо выбрать такую форму организации деятельности, которая стала бы связующим звеном между различными частями профилактических программ и способствовала взаимопониманию и согласованности действий всех заинтересованных сторон.

Данные методические рекомендации предназначены для специалистов, реализующих мероприятия профилактической направленности.

 

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В Республики Башкортостан с 2001 года осуществляется системная профилактическая деятельность по технологии информационной кампании, направленной на профилактику употребления ПАВ молодыми людьми и пропаганду здорового образа жизни.

Профилактика - это система мер, направленная на предотвращение распространения негативных проявлений в обществе и пропаганду полезного поведения.

Традиционная классификация профилактических действий:

1. Первичная профилактика- предотвращение роста и распространения явления во всем обществе.

2. Вторичная профилактика – предотвращение роста и распространения явлений в обществе, находящемся под угрозой.

3. Третичная профилактика - действия направленные на профилактику рецидивов.

Наиболее эффективна первичная профилактика, но она, же наиболее затратная и ее результаты проявляются не скоро. При организации деятельности по профилактике необходимо помнить, что легче предупредить возникновение вредных привычек, чем потом ликвидировать их. Содержание, объем, и подача знаний относительно проблемы потребления алкогольных напитков и других психоактивных веществ должны соответствовать возрастным, социально-экономическим и культурным характеристикам детей, подростков и молодежи.

Существование дифференцированных групп подростков и молодежи (разный возраст, разные учебные заведения, группы «риска» и т.д.) диктует необходимость разработки дифференцированных программ профилактической направленности. Причем термин «программы» необходимо применять в широком смысле, так как он предусматривает содержание и форму подачи информации, способы и средства познавательной деятельности, методы воздействия на мотивы поведения, т.е. все многообразие целенаправленного воздействия на человека, которое повлекло бы за собой изменение отношения и, соответственно, изменение навыков и привычек поведения.

Другой аспект дифференцирования программ определяется возрастной динамикой, спецификой учебного заведения, характером социализации личности, изменениями ценностных ориентации.

Основная цель профилактических мероприятий – изменение поведения с рискованного на безопасное, полезное поведение.

Существуют правила, которых необходимо придерживаться при организации профилактических мероприятий. Так, любая информация в профилактической деятельности должна быть:

· достоверной,

· соответствующей реальности,

· полной,

· доступной,

· помещенной в нужном контексте,

· систематизированной,

· дозированной,

· соответствующей ситуации в обществе,

· направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов.

Специалисты, работающие в области профилактики, выделяют несколько возможных профилактических подходов:

· позитивный

· устрашающий (запугивающий),

· морализаторский.

· отрицательный/осуждающий;

· логический/ рациональный;

· эмоциональный

· юмористический.

Чаще всего для воплощения мероприятий по профилактике используются комбинации нескольких подходов. В рамках того или иного выбранного подхода необходимо подобрать соответствующий стиль. Под стилем в данном случае понимается единство художественных средств и приемов оформления и подачи профилактической информации и профилактических действий. Стиль играет важную роль в восприятии и общении, он привлекает (или отталкивает), внимание участников, мотивирует к поиску дополнительной информации, принятию продвигаемой нормы поведения. Рассмотрим возможные подходы более подробно.

Позитивный подход

При этом подходе:

· признается наличие проблемы, которая представляется не как непреодолимое препятствие, а как отправная точка для начала «новой жизни»;

· подчеркивается персональная ответственность и свобода выбора;

· логически обосновывается и эмоционально подчеркивается необходимость продвигаемой нормы поведения;

· учитываются нужды аудитории;

· указываются меры, которые можно предпринять;

· развеиваются мифы и заблуждения;

· предлагается поддержка, формируется отношение к людям, употребляющим ПАВ.

Опыт проведения мероприятий по профилактике показал, что воздействие, реализованных в рамках позитивного подхода и направленных на пропаганду позитивных действий, способных уменьшить риск употребления ПАВ, проявлялось медленно, но в долгосрочной перспективе вело к стабильному закреплению у целевой группы пропагандируемой нормы поведения. Целесообразно мероприятия по профилактике строить на позитивном подходе, комбинируя его еще с каким - либо подходом. Такой подход наиболее эффективен, так реализуется с помощью мероприятий, которые призваны вызывать положительные эмоции и показывать альтернативу рискованному поведению.

Устрашающий подход

При этом подходе:

· подчеркивается страшная, беспощадная, неизлечимая природа алкоголизма;

· сообщения внушают страх и ужас.

Опыт профилактических мероприятий в нашей стране и за рубежом показывает, что практически все профилактические мероприятия начинались с попыток воздействовать на население с помощью страха. Отношение специалистов к страху как элементу профилактических мероприятий, остается неоднозначным. Попытки изменить поведение через запугивание имеют под собой интуитивную основу – люди знают, насколько сильно чувство страха, и надеются с его помощью быстро воздействовать на ситуацию. Страх действительно способен действовать очень быстро. Но всегда ли эффективно? Страх эффективен, но очень короткое время.

Уроки устрашающего подхода:

· мероприятия по запугиванию вызывают протест;

· внушаемый страх приводит к ощущению полной безнадежности и фатализму, и люди не желают менять свое поведение;

· у аудитории создается чувство беспомощности и бессилия.

Морализаторский подход

При этом подходе:

· используется авторитарный, менторский тон

· осуждаются любые формы поведения, отклоняющиеся от норм общественной морали;

· привлекаются религиозные деятели, цитируются священные книги;

· предполагается, что все члены общества должны следовать моральным нормам и, ни при каких обстоятельствах не нарушать их, не предполагается права выбора той или иной модели поведения для целевой группы;

Уроки морализаторского подхода:

· морализаторство способно вызвать у целевой аудитории отторжение, так как люди, особенно молодежь, не любят, когда их поучают;

· возможны непрактичные решения, например, отказ от приема спиртосодержащих лекарственных препаратов;

· апелляция к моральным и религиозным нормам уместна при пропаганде воздержания от употребления ПАВ и внебрачных половых связей.

Осуждающий подход

При этом подходе:

· зависимость изображается как частная проблема социально неблагополучных и маргинальных групп.

· формируется и закрепляется предвзятое отношение к этим лицам и группам.

· создается ложное представления о неуязвимости всех, кто не относится к этим группам рискованного поведения.

Профилактические действия, построенные на обвинениях и осуждении, пропагандируют предвзятое отношение.

5. Логический/рациональный подход

Пример подхода: Мы предоставляем вам достоверную и объективную информацию, показываем причины и последствия каких-либо действий, а вы можете на ее основе принимать решения и делать выводы.

При этом подходе:

· предоставляется правдивая объективная информация о проблеме;

· информация эмоционально не окрашена, беспристрастно описывает реальные последствия того или иного поступка или типа поведения;

· информация по проблеме хорошо структурирована, приведены логически обоснованные выводы.

Date: 2016-07-22; view: 486; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию