Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Морализаторский подходСтр 1 из 4Следующая ⇒ Региональное общественное молодежное добровольческое движение «Вместе» Республики Башкортостан МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОМАНИИ, АЛКОГОЛИЗМА И ТАБАКОКУРЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК
УФА-2012
Составители: Рябченко А.Л. – председатель РОМДД «Вместе» РБ, Байтуганов И.Р. - специалист по работе с молодежью РОМДД «Вместе» РБ, Набиуллина А.Н. -специалист по работе с молодежью РОМДД «Вместе» РБ
Данный сборник предназначен для кураторов и руководителей территориальных отделении РОМДД «Вместе» РБ, специалистов по работе с молодежью, социальных педагогов, специалистов работающих в сфере профилактики употребления психоактивных веществ среди молодежи.
© Региональное общественное молодежное добровольческое движение «Вместе» Республики Башкортостан, 2012, г.Уфа ВВЕДЕНИЕ В настоящее время употребление психоактивных веществ (алкоголя, табака, наркотиков), к сожалению, стало одной из наиболее серьезных молдежных проблем Республики Башкортостан. Как показывают результаты современных исследований, возраст приобщения к употреблению различных психоактивных веществ (далее – ПАВ) приходится в большинстве случаев на школьные годы и первые годы обучения в вузе. В связи, с чем необходимо проводить первичную профилактику употребления алкоголя, наркотиков, токсических веществ именно в этот период. Проводя профилактическую работу с молодежью, необходимо выбрать такую форму организации деятельности, которая стала бы связующим звеном между различными частями профилактических программ и способствовала взаимопониманию и согласованности действий всех заинтересованных сторон. Данные методические рекомендации предназначены для специалистов, реализующих мероприятия профилактической направленности.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В Республики Башкортостан с 2001 года осуществляется системная профилактическая деятельность по технологии информационной кампании, направленной на профилактику употребления ПАВ молодыми людьми и пропаганду здорового образа жизни. Профилактика - это система мер, направленная на предотвращение распространения негативных проявлений в обществе и пропаганду полезного поведения. Традиционная классификация профилактических действий: 1. Первичная профилактика- предотвращение роста и распространения явления во всем обществе. 2. Вторичная профилактика – предотвращение роста и распространения явлений в обществе, находящемся под угрозой. 3. Третичная профилактика - действия направленные на профилактику рецидивов. Наиболее эффективна первичная профилактика, но она, же наиболее затратная и ее результаты проявляются не скоро. При организации деятельности по профилактике необходимо помнить, что легче предупредить возникновение вредных привычек, чем потом ликвидировать их. Содержание, объем, и подача знаний относительно проблемы потребления алкогольных напитков и других психоактивных веществ должны соответствовать возрастным, социально-экономическим и культурным характеристикам детей, подростков и молодежи. Существование дифференцированных групп подростков и молодежи (разный возраст, разные учебные заведения, группы «риска» и т.д.) диктует необходимость разработки дифференцированных программ профилактической направленности. Причем термин «программы» необходимо применять в широком смысле, так как он предусматривает содержание и форму подачи информации, способы и средства познавательной деятельности, методы воздействия на мотивы поведения, т.е. все многообразие целенаправленного воздействия на человека, которое повлекло бы за собой изменение отношения и, соответственно, изменение навыков и привычек поведения. Другой аспект дифференцирования программ определяется возрастной динамикой, спецификой учебного заведения, характером социализации личности, изменениями ценностных ориентации. Основная цель профилактических мероприятий – изменение поведения с рискованного на безопасное, полезное поведение. Существуют правила, которых необходимо придерживаться при организации профилактических мероприятий. Так, любая информация в профилактической деятельности должна быть: · достоверной, · соответствующей реальности, · полной, · доступной, · помещенной в нужном контексте, · систематизированной, · дозированной, · соответствующей ситуации в обществе, · направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов. Специалисты, работающие в области профилактики, выделяют несколько возможных профилактических подходов: · позитивный · устрашающий (запугивающий), · морализаторский. · отрицательный/осуждающий; · логический/ рациональный; · эмоциональный · юмористический. Чаще всего для воплощения мероприятий по профилактике используются комбинации нескольких подходов. В рамках того или иного выбранного подхода необходимо подобрать соответствующий стиль. Под стилем в данном случае понимается единство художественных средств и приемов оформления и подачи профилактической информации и профилактических действий. Стиль играет важную роль в восприятии и общении, он привлекает (или отталкивает), внимание участников, мотивирует к поиску дополнительной информации, принятию продвигаемой нормы поведения. Рассмотрим возможные подходы более подробно. Позитивный подход При этом подходе: · признается наличие проблемы, которая представляется не как непреодолимое препятствие, а как отправная точка для начала «новой жизни»; · подчеркивается персональная ответственность и свобода выбора; · логически обосновывается и эмоционально подчеркивается необходимость продвигаемой нормы поведения; · учитываются нужды аудитории; · указываются меры, которые можно предпринять; · развеиваются мифы и заблуждения; · предлагается поддержка, формируется отношение к людям, употребляющим ПАВ. Опыт проведения мероприятий по профилактике показал, что воздействие, реализованных в рамках позитивного подхода и направленных на пропаганду позитивных действий, способных уменьшить риск употребления ПАВ, проявлялось медленно, но в долгосрочной перспективе вело к стабильному закреплению у целевой группы пропагандируемой нормы поведения. Целесообразно мероприятия по профилактике строить на позитивном подходе, комбинируя его еще с каким - либо подходом. Такой подход наиболее эффективен, так реализуется с помощью мероприятий, которые призваны вызывать положительные эмоции и показывать альтернативу рискованному поведению. Устрашающий подход При этом подходе: · подчеркивается страшная, беспощадная, неизлечимая природа алкоголизма; · сообщения внушают страх и ужас. Опыт профилактических мероприятий в нашей стране и за рубежом показывает, что практически все профилактические мероприятия начинались с попыток воздействовать на население с помощью страха. Отношение специалистов к страху как элементу профилактических мероприятий, остается неоднозначным. Попытки изменить поведение через запугивание имеют под собой интуитивную основу – люди знают, насколько сильно чувство страха, и надеются с его помощью быстро воздействовать на ситуацию. Страх действительно способен действовать очень быстро. Но всегда ли эффективно? Страх эффективен, но очень короткое время. Уроки устрашающего подхода: · мероприятия по запугиванию вызывают протест; · внушаемый страх приводит к ощущению полной безнадежности и фатализму, и люди не желают менять свое поведение; · у аудитории создается чувство беспомощности и бессилия. Морализаторский подход При этом подходе: · используется авторитарный, менторский тон · осуждаются любые формы поведения, отклоняющиеся от норм общественной морали; · привлекаются религиозные деятели, цитируются священные книги; · предполагается, что все члены общества должны следовать моральным нормам и, ни при каких обстоятельствах не нарушать их, не предполагается права выбора той или иной модели поведения для целевой группы; Уроки морализаторского подхода: · морализаторство способно вызвать у целевой аудитории отторжение, так как люди, особенно молодежь, не любят, когда их поучают; · возможны непрактичные решения, например, отказ от приема спиртосодержащих лекарственных препаратов; · апелляция к моральным и религиозным нормам уместна при пропаганде воздержания от употребления ПАВ и внебрачных половых связей. Осуждающий подход При этом подходе: · зависимость изображается как частная проблема социально неблагополучных и маргинальных групп. · формируется и закрепляется предвзятое отношение к этим лицам и группам. · создается ложное представления о неуязвимости всех, кто не относится к этим группам рискованного поведения. Профилактические действия, построенные на обвинениях и осуждении, пропагандируют предвзятое отношение. 5. Логический/рациональный подход Пример подхода: Мы предоставляем вам достоверную и объективную информацию, показываем причины и последствия каких-либо действий, а вы можете на ее основе принимать решения и делать выводы. При этом подходе: · предоставляется правдивая объективная информация о проблеме; · информация эмоционально не окрашена, беспристрастно описывает реальные последствия того или иного поступка или типа поведения; · информация по проблеме хорошо структурирована, приведены логически обоснованные выводы.
|