Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юмористический подход





При юмористическом подходе:

· используются образы, сюжеты, слоганы, вызывающие улыбку за счет игры слов, необычных сопоставлений и противопоставлений;

· используются элементы, воспринимаемые целевой группой как юмористические;

· благодаря юмору ослабляется психологическая защита, и человек может задуматься о проблеме и изменить отношение к передаваемой информации.

Научных доказательств эффективности юмора как фактора, побуждающего к изменению поведения, пока не существует, однако в сфере профилактики отмечается все более частое использование юмора.

Для сравнения эффективности использования юмора и страха было проведено несколько исследований. Одно из исследований было направлено на выявление результатов демонстрации целевой группе трех видов буклетов. Один буклет содержал нейтральную информацию, в другом использовался страх, в третьем – юмор. Респонденты отнеслись к буклету, использующему юмор, более позитивно и поддержали его в большей степени, чем остальные. Респонденты, которым демонстрировали буклеты, основанные на страхе, запомнили меньше информации; у них сформировалось более негативное отношение, как к самим буклетам, так и к информации, содержащейся в них. Уровень осознания риска, а также степень готовности изменить поведение у респондентов, которым показывали «нейтральные» и «запугивающие» буклеты, существенно не различались.

Для достижения целей деятельности в рамках первичной профилактики рекомендуется использовать несколько подходов сразу.

Первичная профилактика часто выглядит как:

· обеспечение соответствующих средств защиты;

· предложение альтернативного поведения в данной общественной и культурной среде.

· информационные кампании (в т. ч и в средствах массовой информации);

Профилактическая деятельность строится на модели изменения поведения.

Почему мы говорим об изменении поведения?

Решение об изменении поведения может приобретать социально-значимые черты, если это касается отказа от употребления алкоголя и выбора здорового стиля жизни.

Принятие здорового образа жизни зависит от того, насколько сильно желание молодого человека изменить свое поведение. Сила желания зависит от позитивного или негативного отношения подростка к поведению и понимания его результата, а также от его уверенности, что родственники и друзья, чье мнение для него важно, верят в его способность изменить образ жизни.

На основе данной информации строится модель изменения поведения - модель «ЗНАЮ – ХОЧУ – МОГУ - ДЕЛАЮ».

Эта модель отражает взаимосвязи между информацией, отношением человека к информации, поведенческими навыками и поведением. Каким именно будет его поведение, зависит не только от того, какими поведенческими навыками человек обладает, но и оттого, что человек хочет добиться своими поступками, т. е. его отношение к происходящему. Отношение – это побуждение, вызывающее активность человека и определяющее ее направленность. Отношение к той или иной деятельности зависит от информации, которой владеет человек. Информация, в данном случае, это знания, личный опыт и дополнительные сведения о предметах или явлениях, получаемые человеком в течение жизни. Информация, которой владеет человек, может стимулировать его на приобретение новых навыков или отказ от используемых ранее. Наличие новой информации оказывает влияние и на поведение человека.

Эта схема хорошо иллюстрирует 3 основных цели профилактических программ, направленных на формирование здорового стиля жизни:

· достоверное информирование,

· формирование положительного отношения к сохранению здоровья и здоровому образу жизни,

· формирование поведенческих навыков.

Для того чтобы человек или общество, в конечном счете, изменили то или иное поведение, нужно сначала повысить уровень их знаний о проблеме. Приобретение знаний, в свою очередь, должно повлечь за собой изменение отношения к проблеме, а изменение отношения должно послужить мотивацией к изменению поведения.

Как видно из приведенной схемы, существует ряд благоприятных факторов, помогающих людям изменить поведение на длительный период. Это:

· эффективная передача информации, то есть обеспечение целевой группы понятной, изложенной доступным языком, наглядной информации, передающей самую суть проблемы;

· создание поддерживающей среды, которая благоприятствовала бы применению новых навыков на практике и изменению поведения.

Процесс изменения поведения и установок – это не всегда последовательное движение от первого этапа схемы к последнему. Большинство людей будут переходить от одной ступени к другой, и возвращаться назад, прежде чем смогут добиться успеха. Следует также помнить, что часто не ставят своей целью изменить поведение человека в целом. Наша цель изменить те элементы поведения человека, которые сопряжены с риском для его здоровья или здоровья окружающих его людей.

Профилактическая деятельность должна строиться, прежде всего, с учетом особенностей конкретной личности и ситуации с учетом собственного опыта, знаний и умений каждого специалиста. В основном речь идёт о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий подростков в работе над изменением собственного поведения.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослыми. Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются отношения равенства и уважения друг к другу. Подростки стремятся знать и уметь что-то по-настоящему. Это благоприятное время для освоения взрослых умений. Необходимо включить подростка на правах помощника в соответствующие занятия взрослых. Таким образом, организация молодежных волонтерских отрядов по противодействию употреблению ПАВ и пропаганде здорового образа жизни является одной из наиболее эффективных форм профилактической работы в молодежной среде. Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность − все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.

Привлечение молодых людей к работе в волонтерских отрядах по противодействию употреблению ПАВ и пропаганде здорового образа жизни позволяет сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются, развить чувство самоуважения и ответственности. Международная практика и накопленный в нашей стране опыт показывают, что добровольческий труд, являясь лишь одной из возможных форм социализации, играет важную роль в процессе формирования у молодежи первичных знаний, опыта, ценностей и полномочий, необходимых для того, чтобы стать социально активными, ответственными гражданами. Участие молодых людей в профилактической деятельности с молодежью обеспечивает наибольшую результативность и эффективность такой работы. Так как при распространении идей ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека – не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать − привлечь к информированию других. Один из самых действенных способов усвоения информации − передача ее кому-либо.

За счет волонтеров значительно увеличивается количество представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей.

Именно добровольчество является сегодня одним из действенных и эффективных инструментов реализации государственной молодежной политики.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Реализация профилактических мероприятий по противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения и пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде осуществляется по следующим направлениям:

1. Организация информационно-исследовательских и методических мероприятий по проблемам употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения и пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде посредством следующих форм и методов:

· проведение социологических исследований (анкетирование, опрос, интервью);

· проведение научно-методических мероприятий (семинары, «круглые столы», конференции и т.п.);

· разработка, адаптация и апробация методических материалов;

· формирование информационных баз данных (молодежь «группы риска», «проблемная» молодежь, программы, технологии работы и т.п.).

Для целевого профилактического воздействия на различные группы подростков и молодежи необходимо знать:

· разновидности ПАВ, наиболее распространенных на территории реализации программы;

· контингент потребителей (возраст, пол, социальное положение, возрастные и психологические особенности, этническое происхождение, культурный уровень и т.п.);

· география точек незаконного оборота наркотиков,

· места употребления ПАВ (в школе, дома, на улице, с друзьями или в одиночестве);

· причины, мотивы употребления психоактивных веществ;

· способы употребления (курение, инъекции, нюхание и т.д.);

· состояние развития у подростков и молодежи установок на здоровый образ жизни и наличие условий для их реализации.

В качестве источников необходимых сведений могут быть использованы официальные данные различных ведомств (УВД, УФСКН, органов по делам молодежи субъекта, органов государственной статистики, образования, здравоохранения), а также анкетирование подростков и молодежи, анализ публикаций СМИ и др.

Для использования социологических методов сбора указанной выше информации необходимо привлекать сотрудников, прошедших специальную подготовку, т.к. неквалифицированное проведение исследований по данным вопросам может обернуться своеобразной рекламой употребления наркотиков и алкоголя и спровоцировать рост интереса молодежи к психоактивным веществам. При проведении исследований целесообразно в большей степени сосредоточить внимание на изучении состояния проблемы здорового образа жизни, сознательного отношения к своему здоровью как к базовой жизненной ценности.

2. Формирование активного общественного мнения посредством следующих форм и методов:

· организация работы со средствами массовой информации (печатные издания, TV, радио, интернет);

· организация социальной рекламы (массовые мероприятия, издание печатной продукции, использование творчества молодежи и т.п.);

· проведение разъяснительной работы среди населения по данному вопросу (выступления, лекции, организация дискуссий, размещение информационных материалов);

· привлечение к участию в профилактических мероприятиях «значимых людей» (родители, молодежные кумиры и «звезды», спортсмены, лидеры, педагоги, тренеры, и т.п.).

Формирование атмосферы всеобщего непринятия алкоголя, наркотиков и табакокурения у населения осуществляется с целью преодоления пассивного и равнодушного отношения к данной проблеме. Наибольшего эффекта можно добиться при активном использовании возможностей средств массовой информации, которые служат основным, а порой и единственным, источником информации для большинства населения.

Устанавливая деловые контакты с работниками телевидения, радио, газет и журналов, представляя им необходимую информацию о данной проблеме в молодежной среде, необходимо добиваться, чтобы в основе сообщений СМИ лежала объективность, а не сенсационность.

Передаваемая информация должна быть объективной, точной и достоверной. В противном случае она будет расходиться с информацией, полученной ранее, и оказывать неоднозначное влияние на подростков и молодежь. Передачу негативной информации о проблеме необходимо подкрепить позитивными аргументами в пользу здорового образа жизни.

3. Организация профилактической помощи подросткам и молодёжи по проблеме употребления ПАВ посредством следующих форм и методов:

· представление услуг социальной помощи и поддержки в разрешении личных, семейных проблем и неблагополучий (индивидуальные и групповые формы консультирования и обучения, тренинги);

· обучение родителей диагностике признаков наркозависимого поведения и методам воздействия на подростка (консультирование, лекции, занятия в группе);

· проведение с подростками (в том числе с «проблемными» и «группы риска») занятий по формированию антинаркотических взглядов и убеждений, навыков противостояния наркотическому давлению, отказа от первой пробы и «наркоэкспериментирования», осознания преимуществ здорового образа жизни (обучение, диагностика, игра, тренинг);

· выявление возможностей и содействие включению подростков «группы риска» в творческие, спортивные, оздоровительные и иные программы и мероприятия молодежных организаций.

При проведении мероприятий по разъяснению подросткам и молодежи антинаркотического законодательства, негативных последствий немедицинского употребления психоактивных веществ, а также предупреждению совершения действий, подпадающих под уголовное или административное законодательство, требования к передаваемой информации аналогичны вышеуказанным для передачи СМИ. В связи с этим требуется квалифицированный подход и тщательная подготовка к лекции, беседе или выступлению.

Информация должна быть доступна той аудитории, где проводится разъяснительная работа. При этом необходимо подыскать конкретные причины и мотивы для отказа подростков и молодежи от наркотиков, алкоголя и табакокурения (здоровье, достижение успеха в жизни, стремление поддержать родителей и близких и т.п.).

В рамках проведения разъяснительной работы обычно представляют частичную информацию о фактах влияния наркотиков, алкоголя и табакокурения на организм, поведение и продолжительность жизни подростка или молодого человека, деградацию его личности, о ситуациях и мотивах употребления ПАВ, сопутствующих заболеваниях и неизлечимости химической зависимости.

При проведении профилактических мероприятий необходимо показывать опасность употребления наркотиков, алкоголя и табакокурения для личного здоровья каждого и генофонда нации в целом; освещать меры предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств; формировать самостоятельную активную жизненную позицию подростков и молодежи по отношению к любым попыткам одурманивания; стимулировать желание слушателей помогать работникам здравоохранения и правоохранительных органов в предупреждении немедицинского потребления психоактивных веществ.

При организации профилактической помощи молодежи необходимо помнить, что проблема употребления ПАВ чаще всего рождается в контексте неблагополучия, которое ограничивает полноценную жизнедеятельность молодого человека. В этом смысле зависимость от психоактивных веществ является попыткой компенсации личностного, психического или социального неблагополучия.

Как показывает практика, основные проблемы, с которыми подростки и молодые люди обращаются за помощью к специалистам, практически полностью совпадают с причинами, которые обуславливают приобщение к наркотикам:

- дисгармоничные отношения в семье (авторитаризм, отсутствие взаимной поддержки и понимания, повышенная конфликтность, агрессия и насилие, терпимое отношение к психоактивным веществам и т.п.);

- отсутствие успехов в учебной или профессиональной деятельности;

- одиночество (отсутствие поддержки в семье и дружеских связей среди сверстников).

Нередко подростки и молодые люди не обращаются за помощью к специалистам, а пытаются разрешить свои неблагополучия самостоятельно, порой, к сожалению, неадекватными способами, в том числе используя прием алкоголя или наркотиков. В этих случаях начальная фаза употребления психоактивных веществ может быть попыткой демонстрации «взрослого» поведения; формой отчуждения от родительской дисциплины; выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды; «инструментом» эксперимента; стремлением получить новый, ранее не познанный опыт; поиском удовольствия и снятия постоянного напряжения; «открытием двери» в группу сверстников; желанием стать участником оригинального субкультурального жизненного стиля; сигналом потребности в помощи в ситуациях конфликта, напряжения, давления со стороны социальной среды; актом отчаяния и т.д.

Субъективных мотивов здесь может быть очень много. Однако за всеми ними лежит некомпетентность подростка, молодого человека в других формах «разговора» с социальной средой, а также наивная убежденность в том, что психоактивные вещества являются частью этой среды.

Очевидно, что для данной категории подростков и молодых людей необходима организация занятий по развитию личностных навыков преодоления жизненных проблем и обучению социальным навыкам, которые повышают индивидуальную компетентность и устойчивость к различным социальным влияниям.

Следующей важной составляющей системы профилактической помощи является организация работы с молодыми людьми «группы риска». В данном случае под «группой риска» имеются в виду подростки и молодые люди, обладающие тем или иным набором факторов риска употребления психоактивных веществ.

1. Личностные факторы риска: ощущение собственной ненужности; недостаточный (слабый) самоконтроль и самодисциплина; неспособность осознавать и адекватно выражать свои чувства; стремление к реализации эмоционального напряжения в непосредственное поведение; неприятие и недопонимание социальных норм и ценностей; низкая самооценка и неуверенность в себе; отсутствие «смысла жизни».

2. Социально-психологические (психогенные) факторы риска: нарушенная семейная система (неполные семьи, вновь созданные семьи и т.п.); патогенный тип воспитания (все разрешается, слабый или вообще отсутствующий контроль, эмоциональное отвержение – гипопротекция; диктат, чрезмерно жесткий контроль - гиперпротекция); алкогольная или наркотическая зависимость родителей; отсутствие ясных норм и правил поведения в семье; проявление асоциального поведения, насилие в семье; слабые социальные связи семьи с отсутствием принадлежности к какой-либо группе; низкий уровень образования, культуры родителей.

3. Биологические факторы риска: патология головного мозга; отягощенная наследственность (психическое заболевание, алкоголизм, наркомания родителей); нарушенное развитие (черепно-мозговые травмы, хронические соматические заболевания).

Наличие у конкретного подростка или молодого человека особенностей, указанных в перечне факторов риска, увеличивает вероятность возникновения проблемы употребления ПАВ. Зависимость от психоактивных веществ чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих в структуре своего воспитания так называемый «запрет на эмоции» и неразвитую способность сопереживания (эмпатию). В связи с этим они не умеют накапливать не только собственный, но и чужой опыт переживаний и принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Подростки и молодые люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции обычно недостаточно общительны, низко оцениваются сверстниками как хорошие собеседники и поэтому готовы любой ценой, даже посредством приобщения к употреблению психоактивных веществ, быть принятыми в группу сверстников.

Такой фактор риска, как низкий культурный уровень, в сочетании с отсутствием полноценного досуга необходимо особо учитывать при работе с молодежью, проживающей в условиях сельской местности, где возможности для реализации разносторонних увлечений и интересов на сегодняшний день ниже, чем у молодых людей, проживающих в городах.

Организация работы с родителями является одним из основных направлений в рамках создания системы профилактической помощи и поддержки подростков. Цель состоит в том, чтобы обеспечить родителей знаниями об опасности, существующей в связи с либеральным отношением некоторых подростков к употреблению психоактивных веществ; проинформировать их о том, на что необходимо обращать особое внимание, как формировать отношение к психоактивным веществам у своего ребенка, как научить сказать «нет» в опасной ситуации. В этой связи большое значение имеет организация консультационных услуг (в том числе по предоставлению базовых сведений о психоактивных веществах и справочной информации о возможной помощи), а также организация специальных занятий. В процессе работы с родителями необходимо выявлять тех из них, кто сам нуждается в медико-психологической и психотерапевтической помощи, а также родителей-лидеров, готовых после соответствующего обучения оказывать консультационную и социальную поддержку другим семьям и родителям.

4. Развитие волонтерской основы проведения профилактической работы посредством следующих форм и методов:

· обучение волонтеров-подростков приемам ведения профилактической работы на улице, в неформальных подростковых группах (лекции, игры, тренинги, консультирование по результатам «уличной» работы и т.п.);

· содействие деятельности молодежных общественных организаций профилактической направленности (организационная, информационная, методическая и другая помощь).

Date: 2016-07-22; view: 333; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию