Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития исторического краеведения в XIX в.





На рубеже XVIII-XIX столетий к краеведению приобщаются писатели А.Н.Радищев, Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин и др. Эта традиция, зародившись на стыке веков, была подхвачена российской интеллигенцией, внесшей огромный вклад в дальнейшее развитие краеведения.

В «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина, в «Истории села Горюхина» А.С.Пушкина правдиво описывается быт русского народа, обычаи, нравы и

мн.др. Например, в повести А.С.Пушкина присутствуют все внешние признаки «научности»: здесь и нарративные материалы (летописи горюхинского дьячка), и «изустные», и документальные источники («ревижские сказки»), и даже список источников! Есть «методы» - «описательный», «междисциплинарный», «количественный анализ», даже приметы «синтеза» и «анализа» и «восхождения от конкретного к абстрактному». Но все это служит художественным целям автора. А.С.Пушкин, как мы знаем, историю высоко ценил и сам был прекрасным историком.

Для Н.М.Карамзина его письма стали первыми шагами на пути создания знаменитой «Истории государства Российского». А.С.Пушкин писал, что Карамзин открыл отечественную историю для русских читателей, подобно тому как Колумб открыл Америку. Действительно, успех «Истории» Карамзина был необыкновенным. Меньше чем за месяц были раскуплены все 3 тысячи экземпляров первых томов, и уже в 1818-1819 гг. тираж был повторен, хотя 10-й и 11-й тома впервые были опубликованы в 1824 г., а 12-й – в 1829 г. вскоре после смерти историка. Н.М.Карамзин, как В.Н.Татищев и М.М. Щербатов, считал, что история - наука, которая призвана наставлять людей в их практической деятельности.

В начале XIX в. продолжались экспедиции по изучению окраин Российского государства, совершались многочисленные кругосветные морские плавания. Особенно много дала экспедиция Ф.П.Врангеля и Ф.Ф.Матюшкина. Их главной целью были географические исследования. В путевых записках и в изданной ими книге «Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, совершенное в 1820, 1821, 1822, 1823, 1824 гг. экспедицией под начальством флота лейтенанта Ф.П.Врангеля», содержится много ценных сведений о чукчах, юкагирах, чуванцах, тунгусах, ламутах, колымских якутах и русских старожилах. Содержательны наблюдения Матюшкина – лицейского друга А.С.Пушкина. Им дано интересное конкретное описание быта чукчей, их торговли с русскими, обычаев, верований, хозяйства и быта охотничьих народов к востоку и Колымы.

Экспедиции XIX в. сделали много, но не меньший вклад в изучение народов России внесли ссыльные поселенцы. В начале века в Сибири предпринимаются первые попытки систематизированного краеведческого ее изучения. В 1818 г. ссыльный инженер Г.И.Спасский стал издавать журнал «Сибирский вестник», в котором постоянно печатались извлечения из отчетов «старых» путешественников и помещались описания памятников древности и т.п. В журнале был специальный раздел «Изображение обитателей Сибири». С 1838 г. стали выходить «Губернские ведомости», в которых часто помещались краеведческие сведения.

В 40-50-х гг. стали публиковаться труды по отдельным городам и губерниям России. Распространены были «Памятные книжки» - своеобразные краеведческие сборники.

С 1835 г. во всех губерниях создаются Статистические комитеты, которые занимаются сбором и приведением в порядок статистических данных; составлением ведомостей; описанием губерний и городов в топографическом, промышленном и с.-х. отношениях. Основная работа комитетов сводилась к подготовке обзоров, изданию памятных книжек и адрес-календарей. Фактически Губернские статистические комитеты и Губернские ученые архивные комиссии со второй трети XIX в. стали

аккумулировать вокруг себя лучшие силы краеведов-любителей.

Определенную роль в развитии краеведения сыграли провинциальные университеты (в Казани, Харькове, Киеве, Одессе) и местные отделения научных обществ. В 1804 г. было организовано общество Истории и древностей Российский, в 1845 г. – Географическое, в 1846 г. – Археологическое. В 1869 г. в Казанском университете создается Общество естествоиспытателей, а в 1878 г. Общество археологии, истории и этнографии. Определяющей чертой членов Обществ было желание «трудиться во имя науки и ради науки».

В XIX в. продолжало развиваться школьное краеведение. Еще М.В.Ломоносов стремился привлечь «малых, особливо крестьянских детей» к приискам «неизвестных руд, дорогих металлов и камней». По программе народных училищ 1782 г. предписывалось учителям собирать сведения местной истории и краев и о «народах там живущих, о древних остатках и курганах и что о них повествуют…»

Передовые учителя занимались краеведением, организовывали народные чтения, издавали труды о своем краеведческом опыте. С конца XIX в. стали издаваться серии книг «Народы России. Этнографические рассказы для детей» Н.А.Александрова. Под его редакцией издана серия книг «Где на Руси какой народ живет и чем он промышляет». Журналы «Всходы», «Детское чтение», «Родник» и др.

Демократическое направление в краеведении стремилось привить детям гуманные идеи.

Вместе с тем во второй половине XIX в. оживилось изучение этнографии Белоруссии, Украины и других регионов России. Например, много внимания краеведению уделял выдающийся сын казахского народа Чохан Валиханов (1835-1865). Им созданы труды по истории народов Средней Азии, Казахстана и Западного Китая: «Очерки Джунгарии» (1861), «Киргизы» (впервые опубл. лишь в 1958 г.) и др.

В связи с освоением Средней Азии и Кавказа ширилось изучение этих районов. С 1868 по 1881 г. выходили специальные издания – «Сборники сведений о кавказских горцах» (10 выпусков), их сменили «Сборники материалов для описания местности и племен Кавказа»; в 1881-1916 гг. вышло 46 томов. Большие работы на Кавказе провели филолог В.Ф.Миллер и историк М.М.Ковалевский.

Подводя итог, необходимо отметить, что XIX в. стал временем дальнейшего поэтапного развития краеведения. В краеведческую работу включились: писатели, большой отряд краеведов-любителей, ссыльные поселенцы, учителя и даже государственные чиновники. Огромную роль в развитии краеведения сыграли университеты и организованные при них научные общества; губернские статистические комитеты и губернские ученые архивные комиссии. С середины XIX в. регулярно стали выходить «Губернские ведомости», «Памятные книжки», «Адрес-календари» и много других специализированных краеведческих изданий. К краеведческой деятельности подключился большой отряд национальной интеллигенции.

Становление российской провинциальной исторической науки во второй трети XIX – нач. ХХ века.

Становление провинциальной исторической науки явилось частью общего процесса духовного развития российского общества. Использование термина «провинциальная историческая наука». Под данным термином «мы понимаем всю совокупность исторических исследований

определенной (не столичной) губернии (губерний) или области (областей) в различные исторические периоды. Это понятие несколько шире понятия «историческое краеведение», поскольку в него наряду с исследованиями любителей-краеведов мы включаем труды и профессиональных историков (независимо от места их проживания) о той или иной губернии или области…» (Первушкин В.И. Указ. соч. С.21-22).

Формирование провинциального краеведения в России началось с объединения провинциальной интеллигенции, разночинной по происхождению в социальную группу, объединенную общими мировоззренческими установками. В ее составе появились историки-любители, консолидирующиеся в каждой губернии в начале вокруг Губернского статистического комитета, а затем - Губернской ученой архивной комиссии. Идейное воздействие народничества на этот круг людей выразилось, прежде всего, в их обращении к истории, археологии и этнографии той местности, где они проживали. Интересы русской провинциальной интеллигенции нашли яркое отражение в деятельности замечательного русского историка той эпохи А.П.Щапова. Созданная им концепция «областничества» послужила теоретическим обоснованием для занятий местной историей многих историков-любителей.

Правовая база Губернских статистических комитетов (далее ГСК) формировалась на протяжении 30 лет. В конечном счете, эти учреждения стали систематически заниматься историко-краеведческой работой и до конца 70-х были единственными в России, вокруг которых концентрировалась провинциальная интеллигенция.

Церковно-краеведческие учреждения начали создаваться в России в середине XIX в., но попытки административными мерами подтолкнуть духовенство к развернутой краеведческой работе были обречены на провал. Большинство священников в силу своего образовательного уровня, интеллектуального потенциала и интересов были не готовы к такой работе.

Массовый характер этот процесс получил лишь на рубеже XIX-ХХ вв. Успех церковно-краеведческой деятельности во многом зависел от уровня организации краеведческого дела в провинции. К сожалении, работа церковно-краеведческих учреждений была не длительной, т.к. с началом Первой мировой войны она была свернута.

С 1884 по 1918 г. в России функционировали Губернские ученые архивные комиссии (далее - ГУАК). Процесс и создания не был случайным, спорадическим явлением. ГУАК появились в ходе продолжительного и сложного процесса создания в России системы историко-архивных учреждений. Создание комиссий также предшествовала длительная работа местных краеведов по сбору исторических источников, изучению истории края и пропаганде историко-краеведческих знаний. Организационными центрами этой работы были губернские статистические комитеты.

Основной целью ГУАК было сохранение массивов документов и формирование исторических архивов. Вместе с тем комиссии проводили археологическое обследование своих губерний.

На рубеже XIX – ХХ вв. трудами краеведов были заложены основы провинциальной этнографии.

В рассматриваемый период в России отсутствовало законодательство об охране памятников, поэтому ГУАК приходилось работать в условиях полной зависимости от воли местной светской и церковной администрации, а значит деятельность «комиссий» в большинстве случаев не была

эффективной.

Положительным моментом в их работе в конце XIX в. стало, то, что они, активно сотрудничая с научными обществами, стали создавать сеть музеев краеведческой направленности.

Оценивая деятельность ГСК, ГУАК и научных обществ, необходимо отметить, что они способствовали проникновению научных знаний в широкие слои провинциального общества и тем самым воспитывали местную интеллигенцию в духе не только понимания и поддержки научных исследований, но и активного участия в изучении местной истории.

Date: 2016-07-22; view: 1715; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию