Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткая история магии
История — это ангел, летящий назад в будущее. История — это куча осколков. Ангел хочет вернуться назад, чтобы связать, отремонтировать то, что разбилось. Однако из рая дует штормовой ветер и все время относит ангела назад в будущее. Этот штормовой ветер называется прогресс. Л. Андерсон, «The Dream Before»
Десятки тысяч молодых и старых читателей знают о первой встрече Кастанеды с доном Хуаном Матусом в 1960 году на пыльной автобусной станции в Аризоне вблизи от мексиканской границы больше, чем о встрече Данте с Беатриче на берегу Арно. Пожалуй, это объясняется тем, что учение дона Хуана было опубликовано во времена, когда большее, чем когда бы то ни было, число людей было склонно причислить к действительности также и иррациональные вещи», — жаловался американский журнал весной 1973 года. Журнал видел в произведениях Кастанеды и в их популярности неоспоримое свидетельство падения ценностей цивилизации, закат западной культуры просвещения. Подобные опасения высказал в 1994 году и критик Ганс Штайн в своей рецензии к «Искусству сновидения», в которой он полемизирует с «отказом Кастанеды от ценностей общества, морали и разума». Штайн ставит произведения Кастанеды в один ряд с «Виннету» Мэя и «Демиан» Гессе: «Кому в семидесятые годы все еще было мало, тот читал Кастанеду. В его произведениях были еще раз рассказаны те же самые истории успеха». Можно было бы понять это высказывание как комплимент. Однако для Штайна Кастанеда — соблазнитель молодых людей, «малообразованный шарлатан», его индейский учитель дон Хуан — «типичная проекция, критикующая цивилизацию» и само учение — «скрытый плагиат: мешанина из Витгенштейна, Гуссерля, восточных мудрствований и психологических учений о спасении». Похоже, универсальный метод защиты от мыслей, которые не нравятся, всегда один и тот же: тому, кто высказал эти мысли, приписывают либо заимствование из одного источника или исторической данности, либо из суммы разных — и дело с концом. Или все же дело обстоит не так? «А что, если Кастанеда ничего не выдумал»? — спрашивает обвиняемый в смысле ответа. Пожалуй, эта мысль питала и скрытый страх физика, автора ряда книг и критика Кастанеды Ганса Петера Дюерра, когда Кастанеда пригласил его в 1982 году открыто высказаться. На этой встрече Дюерр познакомился также и с Флориндой Доннер-Грау, другой ученицей дона Хуана, что устранило его сомнения в том, происходило ли в действительности то, о чем Кастанеда сообщил в своих книгах. Он после этой встречи был «склонен верить, что существует (или существовал) как дон Хуан, так и группа учеников мага». Между тем еще два члена этой группы — Флоринда Доннер-Грау и Тайша Абеляр — опубликовали сообщения о времени своего ученичества, что подтверждает достоверность изложенного Кастанедой и со всей очевидностью показывает, что полемика, развернутая Штайном и другими, по меньшей мере несвоевременна. Можно крутить хоть так, хоть эдак — Кастанеда и дон Хуан — это историческая действительность, да, они сами писали историю. Для тех читателей, кто не знаком с произведениями Кастанеды или кто прочитал много лет назад лишь «Учения дона Хуана», мы кратко воспроизводим здесь основные события. Летом 1960 года Карлос Кастанеда, студент антропологии, посещает пограничный регион между Аризоной (США) и Сонорой (Мексика), чтобы провести полевые исследования лечебных и психотропных растений среди коренного индейского населения. На автобусной станции его друг обращает его внимание на старого индейца-яки, который представляется как Хуан Матус. Встреча этих совершенно непохожих друг на друга мужчин подобна столкновению двух миров. С головой ушедший в науку исследователь, ищущий добровольного информатора, и традиционный шаман, узнавший в собеседнике своего избранного ученика, которого привели к нему силы Универсума. Недоразумения, которые следуют из такого культурного шока, запрограммированы. Вначале Кастанеда принимает роль ученика мага только для вида, чтобы добраться до нужной ему информации. А дон Хуан прилагает все усилия, чтобы прорвать ограниченное восприятие своего ученика и привести его в состояние, в котором он может видеть мир таким, каким он является в действительности. Кастанеда подводит итог: «Его поучения были как дубинка, которая долго стучала по моей глупой голове, пока я не понял, что мой драгоценный взгляд на мир в действительности является конструкцией, сотканной из всех возможных фиксированных интерпретаций, которые я использовал для того, чтобы защититься от чистого, удивительного восприятия». Кроме всего прочего, дон Хуан использовал психотропные растения (растения Силы), чтобы разрушить устоявшиеся представления о мире своего ученика. Эту фазу своего ученичества Кастанеда изложил в первых книгах «Учения дона Хуана: путь знания индейцев яки» и «Отдельная реальность», в которой переживания, связанные с приемом психоделиков, занимают центральное место. Кастанеда был убежден, что он достиг заветной цели и получает информацию из первых рук для своих этноботанических исследований. Потребовалось довольно продолжительное время, пока он понял, что ввязался во что-то, не имеющее никакого отношения к его академическим амбициям, и что с помощью растений Силы дон Хуан лишь пытался преодолеть его привязанность к определениям и понятиям. Последующие книги — «Путешествие в Икстлан» и «Сказки о силе» излагают основные фундаментальные аспекты учения дона Хуана. Кастанеда продвигается вперед по пути воина, учится и без растений Силы покидать застенки повседневного мира: «Дон Хуан показал мне, что мир намного больше того, что мы обычно признаем, что наши нормальные представления о действительности являются следствием нашего социального соглашения, которое само по себе является лишь трюком. Нас приучают рассматривать и понимать мир через процесс социализации, который, если он правильно функционирует, убеждает нас в том, что интерпретации, с которыми мы соглашаемся, определяют и границы реального мира. Дон Хуан прервал во мне этот процесс, показав мне, что мы обладаем способностью перемещаться в иные миры, которые существуют постоянно и независимо от нашего в высшей степени ограниченного осознания. Магия приносит с собой новое программирование наших способностей воспринимать сферы, которые столь же действительны, единственны в своем роде, абсолютны и привлекательны, как и наш повседневный нечестивый мир». Это перепрограммирование достигает своей высшей точки в конце обучения Кастанеды, что выражается в действии, только от попытки представить которое волосы становятся дыбом. После основательной подготовки под руководством дона Хуана и его сподвижника Хенаро, Карлос и его соученик Паблито прыгнули в отнюдь не символическую пропасть. Этой захватывающей сценой завершается четвертая книга цикла о доне Хуане. Кастанеда приходит в себя в своем бюро в Лос-Анджелесе. Он совершенно ошеломлен. Чтобы выяснить, что же в действительности произошло, он отправляется в Мексику расспросить дона Хуана. Но его учитель исчез и не появляется больше. Он находит лишь группу учеников, среди которых и Паблито, который, со своей стороны, так же озадачен прыжком в пропасть, как и сам Кастанеда. Книги «Второе кольцо силы» и «Дар Орла» отражают замешательство, в котором Кастанеда находится в это время. Фрагментами, кусочками всплывают снова и снова разрозненные воспоминания, которые вначале, как кажется, не имеют никакого смысла. Однако затем все складывается вместе, и он вспоминает. Дон Хуан вводил его каждый раз в состояние, которое он сам называл состоянием повышенного осознания. Одной из особенностей этого необычного состояния сознания является то, что, возвращаясь в нормальное бодрствующее состояние сознания, люди не могут вспомнить о событиях, происходивших в нем с ними. Согласимся, это звучит невероятно. Однако если подумать о сравнимых состояниях, как, например, о лунатизме, о котором также не остается никаких сознательных воспоминаний, то можно представить себе, что понимается под этим расширенным осознанием. Сравнимым является и то обстоятельство, что мы не сохраняем никаких воспоминаний о большинстве наших снов. Но хороший гипнотизер может вызвать все эти воспоминания, так как они, очевидно, просто хранятся в нашей памяти в каком-то ином месте, чем обычные. Кстати, это похоже на объяснения, имеющиеся для таких состояний у самих магов. Кастанеда знакомит нас в книгах «Огонь изнутри», «Сила безмолвия» и «Искусство сновидения» не только с вновь обретенными воспоминаниями об учении области сознания, но также и с высокоразвитым мировоззрением магов, базирующемся на их столь своеобразных исследованиях сущности сознания и сущности мира. Эти исследования, однако, могут быть понятны только в контексте истории тех магов. По словам дона Хуана, более чем десять тысяч лет назад на высокогорной территории нынешней Мексики уже жили люди, которые то ли из-за голода, то ли из любопытства принимали психотропные растения. Под их влиянием они могли воспринимать другие миры или иные аспекты известного нам мира. Древние шаманы вовсе не были столь «примитивны», как некоторые могут подумать. Это были исключительно трезвые мыслители, которые начали систематизировать свой опыт. Они не отдавались в своих психотропных путешествиях воле случая, а планировали их как научные маневры в области человеческого сознания. Они узнали, что повседневное восприятие является лишь продуктом произвольного соглашения и с помощью определенных средств может быть прервано и заменено другими, столь же фактическими и объективными формами восприятия. Так, они, например, умели превращаться с помощью их «растений Силы» в зверей и птиц и совершать другие непредставимые действия — и умели это не только на уровне психологических желаемых представлений, но и в реальности. Они и были, собственно, основателями магии — манипуляции осознанием, которая включает в себя намного больше того, о чем мы осмеливаемся сегодня мечтать. Те древние маги поколение за поколением проникали все глубже и глубже сквозь внешнюю оболочку явлений, пока наконец не достигли восприятия, которое больше нельзя было редуцировать: восприятия мира как энергии, того, что дон Хуан называет видением. Это название нередко вводит в заблуждение, поскольку мы идентифицируем его с деятельностью глаз. Видение — в противоположность обычному смотрению — акт всего тела или, как говорят маги, акт восприятия всего собственного энергетического тела. Для предшественников дона Хуана, линии магов, пережившей свой первый расцвет между восьмым и пятым тысячелетиями до нашей эры, достижение такого видения сделалось основной целью, а знания, которые они получили, достигнув видения, легли в основу учения для всех последующих поколений магов. Кастанеда так излагает эти основные пункты: 1. Вселенная является бесконечным скоплением энергетических полей, похожих на нити света. 2. Эти энергетические поля, которые называют эманациями Орла, излучаются из источника непостижимых размеров, метафорически называемого Орлом. 3. Человеческие существа также состоят из несчетного количества таких же нитеподобных энергетических полей. Эти эманации Орла образуют замкнутые скопления, которые проявляются как шары света размером с человеческое тело с выступающими по бокам руками, подобные гигантским светящимся яйцам. 4. Только небольшая группа энергетических полей внутри этого светящегося шара освещена точкой интенсивной яркости, расположенной на поверхности шара. 5. Восприятие имеет место, когда энергетические поля из этой небольшой группы, непосредственно окружающие точку яркого сияния, распространяют свой свет и освещают идентичные энергетические поля вне шара. Поскольку воспринимаются только те поля, которые озарены точкой яркого сияния, эта точка называется «точкой, где собирается восприятие» или просто «точкой сборки». 6. Точка сборки может быть сдвинута со своего обычного положения на поверхности светящегося шара в другие места на поверхности же или внутри шара. Поскольку свечение точки сборки может озарить все энергетические поля, с которыми она приходит в контакт, она немедленно высвечивает новые энергетические поля, делая их воспринимаемыми. Это восприятие известно как видение. 7. Когда точка сборки смещается, становится возможным восприятие совершенно иного мира — такого же объективного и реального, как и тот, который мы воспринимаем обычно. Маги отправляются в этот другой мир, чтобы получать силу, энергию, решение общих и частных проблем, или для встречи лицом к лицу с невообразимым. 8. Намерение — это проникающая сила, которая дает нам возможность восприятия. Мы осознаем не благодаря восприятию — скорее, мы воспринимаем в результате давления и вмешательства намерения. 9. Целью магов является достижение полного осознания для того, чтобы овладеть всеми возможностями, доступными человеку. Это состояние осознания предполагает даже совершенно иной способ ухода из жизни».
Маги древности также видели, что точка сборки у новорожденного еще не фиксирована в определенной позиции, но колеблется туда-сюда. Только процесс социализации, когда родители и воспитатели обучают ребенка, каким он должен воспринимать мир, постепенно фиксирует точку сборки в позиции, из которой ребенок воспринимает действительность точно так же, как и его «указчики места», и может теперь взаимодействовать с ними осмысленно и в соответствии. Его шаг за шагом знакомят с действительностью, которую он учится воспринимать, защищать и удерживать как «истинную реальность». Другими словами, он учится самостоятельно удерживать точку сборки в одном фиксированном положении. Сила подобной фиксации столь велика, результирующая действительность столь всеобъемлюща, что практически нет возможности выйти за ее пределы. Вся энергия, находящаяся в нашем распоряжении, используется для удержания нашего мира, так что у нас не остается достаточно энергии, даже чтобы увидеть что-нибудь за краем действительности, не говоря уже о том, чтобы покинуть ее пределы. Растения силы давали магам древности необходимую для сдвига точки сборки энергию. Однако этот сдвиг был неконтролируем и принудителен, а его последствия для тела и энергетических параметров ужасны. Поэтому они стали искать альтернативы. Они видели, что точка сборки смещается также в экстремальных ситуациях, например под влиянием голода, температуры, болезни, старческой слабости и так далее. Бессонница, пост, эмоциональные неурядицы и глубокая медитация также вызывали подобное смещение. Однако достигнутые смещения редко оказывались стабильными, а цена за них была по-прежнему велика. Решающее открытие было сделано, когда они направили свое видение на спящих. Когда человек засыпает, его точка сборки начинает вибрировать и затем перемещаться вглубь светящегося яйца. Чем далее сместилась точка сборки, тем более необычными были сновидения, о которых, проснувшись, сообщали спавшие. Таким образом, маги древности не только объяснили причину ночных сновидений, но и получили дальнейшее подтверждение правильности их предположений относительно роли точки сборки. Из их объяснения следует, что необходимость сна возникает из того обстоятельства, что фиксация точки сборки в одной позиции — восприятии повседневного мира — постепенно истощает всю имеющуюся в запасе энергию и делает необходимой регенерацию. Необходимость в этом, снижающуюся фиксацию, мы ощущаем как чувство усталости. При засыпании фиксация прекращается, и точка сборки скользит внутрь нашего светящегося кокона. При этом она освещает другие эманации, что приводит, в зависимости от места локализации эманации, к более или менее чужеродным восприятиям. Если точка сборки смещается незначительно, то мы переживаем во сне фантомные картины нашего повседневного мира. Если же она смещается далее, мы переживаем фантастические сценарии, которые имеют лишь очень немного общего с известной нам действительностью. Однако подобные перемещения непостоянны, вследствие недостатка энергии точка сборки скользит вдоль полей эманации и освещает то одну, то другую световую нить. Подобный феномен известен всем нам: он проявляется всегда, если последовательный поток событий сновидения прерывается. Лица и места превращаются в другие, вещи переходят одна в другую, и действие теряет всякую логику. Такие переходы манифестируют постоянное смещение точки сборки во сне. Пытаясь контролировать подобные перемещения и фиксировать точку сборки в новых позициях, маги древности разработали две основы толтекской магии: искусство сновидения и искусство сталкинга. При этом речь идет о двух нераздельных методических системах, причем техники сновидения направлены на то, чтобы сдвинуть точку сборки, а принципы сталкинга нацелены на ее удержание в любой позиции, в которую она сдвинулась. Начало сновидения очень просто описать, но трудно выполнить. Человек ставит перед собой задачу сохранять во сне осознание того, что он спит. Маги применяют для этого различные трюки, например сохранять осознание в момент засыпания или дают себе задание увидеть во сне собственные руки. Результатом будет так называемое осознанное сновидение, в котором можно действовать и принимать решения, как и в повседневном мире. При этом человек осознает, что его физическое тело во время происходящего лежит в постели и спит. Однако толтекские мага не остановились на ступени осознанного сновидения, которое, кстати, изучается также и в других традициях, например в тибетской, и используется сегодня все чаще для терапевтических целей. Вначале они с помощью упражнений развили особый вид внимания, которое сделало их способными наблюдать картины сновидения столь долго и интенсивно, сколь им было угодно. Это внимание сновидения, которое Кастанеда называет, чтобы подчеркнуть его противоположность обычному вниманию в повседневном мире, вторым вниманием, стало основой одного из их самых значительных открытий. Звездный час магов древности наступил, когда они принесли во внимание сновидения свое видение. При этом они обнаружили, что большинство их снов представляли только фантом. Понятия «толтекский» и «Толтек» используются здесь и в дальнейшем не в этнологическом или историческом, но в их первоначальном значении. «Толтек» означает «образованный», «искусный» или «знающий». Только с развитием искусства сновидения и сталкинга в описаниях раннего среднеамериканского шаманизма появляется определение «Толтек». Иные миры, не обладающие энергетической основой, и, очевидно, были вызваны некоторыми аспектами воспоминаний или процессами в их собственном энергетическом поле. Однако в этих сновидениях все время появлялись существа, которые, если сновидящий изолировал их с помощью видения, излучали энергию. Очевидно, у них было собственное энергетическое поле, что отличало их от обычных феноменов во сне. Эти существа были столь же действительны, как и сам сновидящий. Маги обнаружили, что данные существа являются лазутчиками из других миров, которые пытаются через сновидение вступить в контакт с другими формами жизни. Они происходили из мира, существующего параллельно нашему, из универсума-близнеца, в котором существа хотя и обладают осознанием, но не имеют органического, материального существования. В традиции дона Хуана они были поэтому названы «неорганическими существами». Неорганические существа значительно отличаются от известных нам органических форм жизни. Их энергетическая структура такова, что по сравнению с нами они живут бесконечно долго. Они очень старые, и их осознание, соответственно, очень высокоразвито. Нет ничего удивительного, что древние маги попытались заключить с ними соглашение. Контакт с неорганическими существами был верстовым столбом в истории магии. С помощью более высокого осознания последних сновидение магов древности стало безукоризненным. Им удалось проникнуть телесно в мир неорганических существ и воспринять энергетическую структуру последних. В определенном смысле они тоже сделались неорганическими и бессмертными. Но какой ценой! Они очутились в мире, который исполнял все их малейшие желания, но и сама вечность превратилась в ходе тысячелетий в мучение. Многие из тех древних магов живут и поныне в том другом мире, из которого нет выхода, поскольку их собственный мир давно прошел и позабыт. Согласно дону Хуану, они попали в западню, заключив соглашение с союзниками и подписав соглашение, столь же связывающее и привлекательное, как и соглашение нашей социализации, которое мы научились воспринимать как «единственный реальный мир». Однако не все попались в ловушку. Некоторые маги были достаточно трезвыми, чтобы посмотреть фактам в лицо. Тот новый мир был, точно так же, как и повседневный мир, лишь одной позицией точки сборки и его восприятие—интерпретацией одного энергетического потока. Они стали двигаться дальше и открыли, что существует много других таких позиций, представляющих собой вход в другие миры, каждый из которых столь же фактический, реальный и привлекательный, как и мир, известный нам. При этом они пришли с помощью видения к новому пониманию термина «действительность»: реальными для них были только те миры и существа, которые вырабатывают собственную энергию. Все остальные — миры-фантомы, проекции нашей фантазии или воспоминаний, которые не производят никаких энергетических эффектов. Маги исследовали новые миры и обнаружили, что они подобны кожуре луковицы: к каждому миру непосредственно примыкает следующий. Одной из этих оболочек является и наш повседневный мир. Все эти миры — или позиции точки сборки — особо прочны и объединяющи, поскольку они вырабатывают энергию; поэтому из некоторых практически нет выхода. Дон Хуан сообщает, что целые группы магов никогда не вернулись назад из своих путешествий. Другие сознательно искали спасения в иных мирах, но никто не знает, что они там нашли. В те времена, примерно три тысячи лет назад, некоторые маги, так называемые Нагвали, сделались особенно влиятельными. Нагваль — это маг, который от рождения имеет особенную энергетическую структуру, отличную от энергетической структуры других людей: его светящееся яйцо кажется другому видящему двойным, с энергетической точки зрения у него большая масса. Светящееся тело обычного человека состоит из двух отделений, у Нагваля — из четырех. Такая структура не только ведет к необычным резервам силы, но и к тому, что Нагваль может сдвигать точку сборки других людей или синхронизировать ее. Данная способность делает Нагваля — это может быть как мужчина, так и женщина — прирожденным вождем группы магов. Под руководством мужчин и женщин такой энергетической конфигурации в классической Мексике расцвела высокая культура, которая никогда не была по-настоящему понята историками. Маги того времени настолько идеально развили свои способности сновидеть, что с помощью своего связанного внимания сновидения смогли проецировать копии городов и сооружений в иные миры, чтобы потом проследовать туда и жить там. Они сновидели вместе новый мир. Пример тому — храмовое сооружение Теотихуакан вблизи Мехико. Археологи до сих пор удивляются размерам этого сооружения и спорят о его назначении. Так, пирамида Солнца имеет в своем основании значительно большие размеры, чем самое монументальное сооружение Старого мира — египетская пирамида Хеопса. Другая загадка — улица мертвых, названная так потому, что в нишах стены этой крепости длиною более километра обнаружили деформированные человеческие останки. Вряд ли это были жертвы военных действий, потому что в Теотихуакане не обнаружили никаких следов войны, более того — никакого оружия. И куда могло деться население — столь бесследно, что историки до сих пор ломают голову, что же это за народ там жил? Согласно Кастанеде, Теотихуакан был городом древних магов. Он сообщает, что по всей длине улицы мертвых в маленьких нишах располагались сновидящие, чтобы закрепить пирамиду Луны, находящуюся в конце улицы, во внимании сновидения: «По сигналу они стали пристально созерцать пирамиду, чтобы сохранить ее для сновидения под различными углами зрения. В интенсивном совместном созерцании некоторые сгорели в огне изнутри, причем остались только некоторые части тела, и из благоговения их там и оставили, потому что считали, что они пропитаны необычной силой. Другие сновидящие тут же занимали место ушедших. Их целью было совместно сновидеть пирамиду на другом месте и сохранить ее там на несколько десятилетий, а может, и на более длительное время. Конкретный город Теотихуакан и его сооружения были для них лишь некоторого рода проектом. В действительности речь шла о версии сновидения города. Они увековечили картину. И население целых городов исчезло здесь, как и в других местах — например, на Юкатане — между 800 годом до нашей эры и 800 годом нашей эры, или еще позже, уйдя в иные миры, в свои города сновидения». Падение той чужеродной культуры произошло, однако, не из-за такой необычной формы путешествий. Это волны переселяющихся народов смели древних магов. Между 600 и 1200 годами нашей эры в Северной Америке царил страшный период засухи, и воинственные народы проникали в сравнительно благополучные плодородные пространства Юга. Древние маги с болью в сердце узнали, что все их способности не могут помочь против человеческой вражды, а их неорганические союзники не могут сделать их недоступными для ранений. Их просто-напросто растоптали. Завоеватели присвоили себе культурные достижения толтекских магов, однако ядро их знаний они не смогли постичь. Согласно дону Хуану, они так и не смогли научиться видеть: «До сих пор по всей Мексике встречается множество магов — последователей тех завоевателей. Они следуют по пути Толтеков, но понятия не имеют ни о том, что сами делают, ни о том, о чем говорят, поскольку не являются видящими». Маги, пережившие падение их мира, ушли в подполье и стали решать, что следует предпринять. Они были твердо убеждены, что причину падения их культуры следовало искать в их собственной слабости, и пришли к решению подвергнуть все их знание тщательной проверке. Они хотели раз и навсегда исключить все возможные ошибки. Из этой реформации вышла и линия традиции дона Хуана, которую ее наследники могут проследить назад вплоть до времени исторических Толтеков примерно до десятого века нашей эры. Те новые видящие преодолели маниакальное стремление своих предшественников находить все новые и новые позиции точки сборки, все новые магические трюки, чтобы властвовать над подданными как человеческого, так и нечеловеческого вида. Они видели, что именно это конкретное стремление к собственной выгоде, чувство собственной важности древних магов и связанная с ним переоценка самих себя и послужили причиной их поражения. Чувство собственной важности стало главным врагом новых видящих, которому они объявили открытую войну. Они повернулись спиной к конкретному и ко всем формам магии, преследующим определенные цели, и устремились отныне лишь к абстрактному. Этим словом они обозначили некую силу, которая была известна и их предшественникам, но которой прежде не придавалось существенного значения. Новые видящие познали, что это и есть та самая сила, которая правит положением точки сборки, восприятием и, следовательно, судьбой любого существа. Они видели, что эта сила определяет положение точки сборки примерно так же, как сильное магнитное поле определяет положение стрелки компаса. По этой причине они назвали эту силу абстрактным, духом или намерением. Свою новую цель новые видящие сформулировали одним словом: свобода — свобода от принуждения воспринимать то, что предписывает позиция точки сборки. Цель, выводящая за пределы оболочки луковицы и, по определению, находящаяся вне всех конкретных положений точки сборки, а значит, вне всех конкретных миров. Но поскольку в конце концов положение точки сборки определяется намерением, им следовало сначала овладеть последним. Так овладение намерением сделалось еще одним краеугольным камнем учения нового цикла. Задача эта оказалась непростой, потому что намерение является чем-то вроде власти судьбы, с которой не шутят. Надо сначала подружиться с намерением, войти с ним в доверительные отношения. Для этой цели новые видящие использовали реформированную практику сновидения, которая направлялась отныне не на цели конкретной магии, а концентрировалась на овладении осознанием, на свободе, которой они достигали намереванием новых позиций точки сборки. Параллельно они обратились к сталкингу, распространившемуся отныне на намеревание собственного поведения. Преимущество получили техники выслеживания самого себя, которые не только позволяли контролировать позицию точки сборки, но одновременно были направлены против чувства собственной важности и переоценки своих возможностей. Возник своеобразный кодекс, связывающий воедино три основы магии — сталкинг, сновидение и намерение — и ведущий практиков по пути к свободе. Это Путь воина. Этот Путь заканчивается единственным маневром, который невозможно себе представить: абстрактным полетом, огнем изнутри. При этом практик заставляет свою точку сборки скользить по всей ширине его светящегося яйца, по всему спектру возможных для человека восприятий и таким образом зажигает одновременно все внутренние эманации. Соответствующий кокон как будто взрывается, маг превращается в чистую энергию и обретает истинную свободу. Скольким магам это до сих пор удалось — не известно, точно так же, как мало что известно из истории первых двенадцати поколений линии дона Хуана, о которых Кастанеда и его спутницы до сих пор поведали очень немного. Точная генеалогия представлена нам лишь со времен испанских конкистадоров, другому значительному событию в истории магии. Дон Хуан сообщает: «Новый цикл только-только сформировался, когда пришли испанские захватчики. К счастью, новые видящие успели как следует подготовиться к такого рода опасности. Они уже стали непревзойденными мастерами практики искусства сталкинга. Последовавшие за этим столетия порабощения обеспечили новым видящим идеальные условия для дальнейшего совершенствования мастерства. Это может показаться довольно странным, но именно исключительная суровость и жестокость тех времен дали им импульс к выработке новых принципов. А благодаря тому, что они никогда не афишировали свою деятельность, их оставили в покое, так что они получили возможность разобраться в своих находках». После того как новые видящие поняли, что коммуникация с завоевателями бесполезна, они ушли в подполье. Они не были партизанами, но они хранили в тайне свое знание, они защитили его тем, что каждый Нагваль изолировал свою группу от любых открытых контактов с другими видящими. Этим они предотвратили свое окончательное уничтожение между жерновами инквизиции с одной стороны и местническим сознанием групп — с другой. Последствием данного эдикта новых видящих стало образование отдельных школ, которые развивали учение дальше индивидуальным образом. Не каждая школа находила последователей, что частично можно объяснить отношением новых, видящих к чувству собственной важности. Они больше не избирали своих учеников сами, как делали все их предшественники, но позволяли намерению указать на них. Это означает, что маг нового цикла уже не ищет сам никаких учеников, но ученик может искать себе учителя. Всегда имеется омен, знак намерения, духа, который руководит их соединением. Но даже если подобные предпосылки имелись, могло случиться, что полученный от намерения кандидат вовсе не интересовался магией, и соответствующая школа была обречена этим на вымирание. Школа дона Хуана имела, начиная с конца пятнадцатого века и до сегодняшнего дня, включая дона Хуана и Карлоса Кастанеду, шестнадцать Нагвалей. Первые восемь руководили своими группами до конца семнадцатого столетия в полном соответствии с кодексом новых видящих. Большинство этих групп воинов были невелики и состояли из восьми-шестнадцати членов. Каждая из таких генераций передавала непосредственно следующей свое традиционное знание и весь свой накопленный опыт. Однако в 1723 году случилось нечто такое, что в корне изменило дальнейшее развитие школы. Девятый Нагваль, Себастьян, встретился с одним из магов древности, внезапно появившимся перед ним во плоти и попросившим у него помощи. Его собственные силы иссякли, ему срочно нужна была энергия двойного существа, иначе он был обречен умереть. Древний видящий находился 7000 лет в заточении в параллельном универсуме, пока он в начале XVIII века не нашел лазейки из ловушки неорганических существ. Теперь ему срочно нужна была помощь, которую и оказал нагваль Себастьян после некоторого колебания. Он поделился энергией, необходимой древнему видящему для дальнейшей жизни в созданном им самим мире сновидения. В награду дон Себастьян получил непосредственное знание: позиции точки сборки, открытые в незапамятные времена магами древности. Нагваль Себастьян заключил с древним видящим соглашение, по которому и все его последователи обязывались отдавать энергию в обмен на знание других положений точки сборки. И Бросивший вызов смерти, получивший после заключения пакта также прозвище «Арендатор», являлся с тех пор всем последующим Нагвалям: Сантистебану, Лю Ханю, Розендо, Элиасу, Хулиану, Хуану и Карлосу Кастанеде. Последний описывает в «Искусстве сновидения», как он встречается с Бросившим вызов смерти в церкви и следует за ним в его город сновидения. Нагваль Карлос Кастанеда был первым в этой длинной цепочке магов, который не потребовал от Бросившего вызов смерти никакой ответной услуги. Однако, как оказалось, это было не единственным, что отличало его от дона Хуана и его предшественников. Когда на пыльной автобусной станции дон Хуан узнал в страстном антропологе избранного ученика, посланного ему намерением, он еще не знал, что встретился с окончанием своей линии. Или, может быть, он увидел новое начало?
О конце одной линии
Все начинается и все заканчивается в нужном месте, в нужное время. Джоан Линдсей, «Пикник в день Валентина»
После того как нагваль дон Хуан нашел в Кастанеде своего предполагаемого наследника, он и его спутники занялись составлением партии воинов для нового Нагваля. При этом они полностью отдались воле намерения, которое также определило и конфигурацию их группы. Новая команда должна была быть точной копией команды предшественников. Они следовали правилу Нагваля, мифу, который предполагает, что союз Нагвалей — мужчины и женщины — ведет группу воинов к свободе. Эти воины принадлежат к различным основным типам, из которых и состоит человечество: четыре женских и четыре мужских типа. Женщины к тому же были представлены двумя группами: сталкеры и сновидящие. Такая классификация является у магов не психологической изощренностью, а энергетической данностью. Светящиеся коконы отдельных типов явно имеют отличительные параметры, которые выражаются также в поведении и предпочтениях типов. Да, можно сказать, что четыре различных человеческих типа имеют различное представление о том, что такое счастье в жизни, представление, которому уравниловка нашего современного повседневного мира не дает возможности развиться. Ученый человек найдет осуществление в понимании, человек действия — в деле, организатор — в планировании, а курьер — в практическом исследовании новых путей и возможностей. С женской стороны четыре типа соответствуют четырем сторонам света: Восток соответствует порядку, Север — силе, Запад — чувству и Юг — росту. Восточная женщина найдет свое счастье в творческом оформлении, северная женщина — в борьбе, западная женщина — в интуитивном познании, а южная — в заботе и уходе за другими существами. Согласно правилу, партия воинов составляется из представителей всех этих типов. Наибольшая мыслимая разнородность отдельных членов ведет в совместных действиях к наибольшему возможному потенциалу активности, потенциалу, который вообще возможен для какого-либо человеческого сообщества. При этом Нагваль-мужчина и Нагваль-женщина образуют посреднический центр, без которого другие члены группы вряд ли нашли бы общий язык. Данная посредническая функция принадлежит им от рождения, поскольку они могут отражать все остальные типы различными гранями своего поведения. Правило Нагваля — это живой миф, абстрактный сценарий человеческого взаимодействия, который создает из толпы отдельных индивидов структурное целое, единый организм. И этот организм обладает способностью размножаться в смысле передачи структуры своей культурной традиции наследникам, когда он продолжает существовать абстрактным образом в соответствующей группе последователей. Это было именно то, что дон Хуан и его спутники намеревались сделать. И они нашли для нового Нагваля группу мужчин — Нестора, Паблито, Бениньо и Элихио — и кольцо женщин: Лидию, Розу, Хосефину и Марию-Елену, которую за ее полноту называли также «Ла Горда» — толстуха. Теперь недоставало только женской половины, дополняющей Кастанеду, — женщины-Нагваля, которая нашлась последней. Это была Кэрол Тиггс. Ее первая встреча с доном Хуаном и Кастанедой произошла в Мехико, где она тогда изучала историю искусства. Она наслаждалась семестром за границей, вдали от охраняющей ее семьи, так как, как она сама говорит, она была «законченная стерва», которая старалась, нарочно шепелявя, привлечь внимание мужчин. Однажды вечером она гуляла по парку Аламеда и заметила, что за ней следуют двое мужчин, старый и молодой. Она приняла обоих за «нахальных латиноамериканцев» и ускорила шаг, но мужчины подходили все ближе. Когда молодой мужчина почти поравнялся с ней, она услышала, как старый закричал: «Только не дай ей удрать! Хватай ее, за что можешь»! Это напугало не только Кэрол. Кажется, и молодой мужчина колебался, что же ему предпринять. Задыхаясь, он выпалил ей в спину целый ряд вопросов: «Ты американка? Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Ты одинока или у тебя есть друг»? Тут Кэрол запаниковала. Она уже хотела пригрозить, что громко позовет на помощь, когда старик вдруг очень громко отрыгнул. Она окаменела от ужаса и затем услышала собственные слова: «Меня зовут Кэрол Тиггс, мне девятнадцать лет и у меня нет друга». Кэрол рассказала мужчинам, где она живет, и они регулярно ее посещали, пока она находилась в Мехико. Совместная работа производилась всегда в состоянии повышенного осознания, в которое дон Хуан перевел ее уже при первой встрече. Благодаря своей громкой отрыжке он привлек к себе внимание Кэрол и одновременно магическим движением руки сдвинул ее точку сборки. Позже ему нужно было только привлечь ее внимание к своему левому глазу и повторить движение рукой — и Кэрол уже переходила в состояние повышенного осознания. Но когда она возвратилась назад в США, воспоминания о встрече заволокло туманом. Дома Кэрол как ни в чем не бывало продолжила свое обучение в колледже. Лишь годы спустя она вновь встретилась с доном Хуаном, на этот раз при совершенно других обстоятельствах. Она работала во время каникул в государственном учреждении, и к ней обратился старый, как ей показалось, беспомощный индеец, у которого были проблемы с документами. Она не узнала его! Кастанеда подробно описывает последующие события в книге «Дар Орла», где он еще был убежден, что речь идет о первой встрече Кэрол и дона Хуана. Он тоже не мог вспомнить предысторию, произошедшую в Мехико, потому что и он тогда находился в состоянии повышенного осознания. Дон Хуан использовал свои замечательные способности сталкера, чтобы окончательно завлечь Кэрол в свой мир. Он вновь перевел ее в состояние повышенного осознания, причем настолько глубоко, что она больше уже никогда полностью не выходила из него. Ее точка сборки сместилась столь драматическим образом, что никогда больше не возвращалась в свою привычную позицию. С этого момента Кэрол Тиггс перестала существовать для повседневного мира. Дон Хуан объяснил ей Правило Нагваля, и Кэрол приняла его со всеми вытекающими отсюда последствиями. Одним из последствий было то, что она как Нагваль-женщина должна была сопровождать дона Хуана и его спутников в их окончательном путешествии, чтобы позже стать светящимся маяком на пути к свободе для своей группы. До нее этот же путь проделали и все остальные женщины-Нагвали. Группа наследников линии дона Хуана была, таким образом, укомплектована, и все, казалось, находилось в идеальном соответствии, если бы не проявились некоторые несогласованности, подобные темным грозовым тучам на горизонте. Согласно правилу, кольцо женщин должно было состоять из сталкеров, которые очень сильно отличаются по свой энергетической структуре от сновидящих. Обычно те вступают в игру, когда прежняя команда воинов уже покинула мир. Однако Лидия, Роза, Хосефина и Ла Горда однозначно принадлежали к сновидящим. Поскольку сам дух избрал этих женщин, дон Хуан и его спутники приняли это решение намерения, хотя и не поняли его. Затем на сцене появилась новая фигура: Соледад, истинная женщина-сталкер. Вначале никто не принял ее всерьез, поскольку это была старая, жирная баба, у которой, по всей вероятности, было не очень много энергии. Однако от нее было не просто отвязаться, и знаки намерения были столь очевидны, что дон Хуан и его спутники не смогли отказать ей. Они приняли ее, хотя она совсем не вписывалась в схему, по которой формировался круг возле нового Нагваля. Следующей загадкой было преображение Ла Горды, которая в ходе обучения потеряла все лишние килограммы. Это не только изменило ее внешность, но и повлияло на энергетическую структуру. Видящие партии дона Хуана считали ее вначале южной женщиной. Однако вдруг оказалось, что она — северная женщина. Это было, собственно говоря, невозможно, потому что энергетическая структура от рождения представляет собой неизменный параметр. Об ошибке при видении тоже не могло быть речи, поскольку энергетическая структура имеет в каждом случае совершенно четкую конфигурацию, не допускающую никаких отклонений и ошибочных заключений. Все эти события придали партии воинов довольно странный вид: одна-единственная старая женщина-сталкер и неполное кольцо сновидящих, у которых южная позиция оказалась вакантной, а северная, напротив, была представлена сразу двумя женщинами — Розой и Ла Гордой. Такого еще не было ни в одном из предыдущих поколений. Становилось все более ясно, что что-то неладно. При более внимательном исследовании доном Хуаном и его спутником Сильвио Мануэлем, которым эти несоответствия не давали покоя, оказалось, что «ошибка» была в самом Нагвале — Карлосе Кастанеде. Все думали, что он — такой же Нагваль, как дон Хуан, и вдруг оказалось, что он имеет совершенно другую энергетическую структуру. Вместо четырех отделений, обычно характерных для Нагваля, его светящееся яйцо имело только три. Этого дон Хуан и его спутники до сих пор не заметили. Поскольку правила, которым они следовали, были созданы для «четырехзубчатого» Нагваля, они просто-напросто не срабатывали у «трезубца» Карлоса Кастанеды. При этом расследовании также оказалось, что никто не совершал ошибки. При выборе учеников маги точно следовали указаниям духа. Очевидно, само намерение подложило кукушонка в гнездо дону Хуану. Теперь следовало выяснить, что при этом имелось в виду, и действовать согласно условиям новой ситуации. В ходе дальнейшей учебы Кастанеды дон Хуан все более приходил к убеждению, что решение духа избрать Кастанеду его учеником не может означать ничего иного, как конец его линии. Кастанеда вспоминает точку зрения дона Хуана: «Он говорил, что конец его линии не имеет ничего общего с ним или с его усилиями а также с его успехом или неудачей как мага на пути к абсолютной свободе. Он понимал все обстоятельства как нечто такое, что связано с решением, которое было принято по другую сторону от человеческой области, не каким-либо существом или творением, но безличными силами самого Универсума». Изменения, потребовавшиеся вследствие данного обстоятельства, лишь частично документированы в книгах Кастанеды. Так, например, отныне Кастанеда не тренировался больше вместе с другими учениками. Его смягченная энергетическая структура делала для него невозможным вести других учеников, быть для них Нагвалем. Это касалось, прежде всего, трех мужчин — Нестора, Паблито и Бениньо, и трех женщин — Лидии, Розы и Хосефины. Они образовали собственные группки: «Хенарос» и «Сестрички». Необычайно талантливому Элихио удалось подключиться к курьеру дона Хуана Эмилито, а Соледад попала под крылышко Флоринды, северного сталкера старой группы. Только Ла Горда и Кэрол и дальше учились вместе с Кастанедой, поскольку были энергетически более совместимы и, очевидно, принадлежали его группе. К этому союзу вскоре присоединились еще две женщины, подходящие для Кастанеды. Дон Хуан получил знамение относительно девушки по имени Марта, которая была введена в мир магов с помощью Клары, южной сновидящей старой группы. А его спутница Флоринда открыла на вечеринке у одного техасского нефтяного магната непоседливую Регину, в которой сразу же узнала точную копию самой себя. Вскоре после этого Регина была завлечена в Мексику Делией, южным сталкером группы дона Хуана, и там посвящена в тайны магии. Оба новичка стали позже известны под другими именами: как Тайша Абеляр и Флоринда Доннер-Грау. Подобное изменение имен является у магов обычным делом. Во-первых, оно становится выражением полноты изменения, которое происходит с человеком при вступлении в мир магов. С другой стороны, существует традиция передавать имена от одного поколения к другому как наследство, чтобы еще более подчеркнуть принадлежность потомков рамкам правила Нагваля. Марта приняла имя, первоначально придуманное для нее родителями, — Тайша. А Регина унаследовала имя своей учительницы и предшественницы, которая была удивлена их необычайной схожестью с первого мгновения встречи — Флоринда. Итак, новый союз состоял из пяти членов: Карлос Кастанеда, Кэрол Тиггс, Тайша Абеляр, Флоринда Доннер-Грау и Ла Горда. Долгое время группа не упоминалась Кастанедой, поскольку дон Хуан не позволял ему писать о ней. Произведения Кастанеды должны были дать информацию о первоначальной традиции толтекских магов, а не об изменениях, произошедших в последнее время. После того как его линия была, очевидно, обречена на закат, дон Хуан сам стал поощрять Кастанеду в его писательской деятельности, потому что видел в ней шанс сохранить по крайней мере малую толику от завещания своей традиции, от знания Толтеков. Лишь с опубликованием «Искусства сновидения» Кастанеда прервал навязанное ему молчание и начал давать сведения о своей собственной группе. Он объясняет: «Мы взаимодействовали друг с другом исключительно во втором внимании. В мире повседневной жизни мы не имели друг о друге даже смутного представления. Что же касается отношений каждого из нас с доном Хуаном, то здесь все было совершенно ясно: он вкладывал одинаково огромные силы в обучение и тренировку каждого из нас. Тем не менее ближе к концу, когда время дона Хуана было почти исчерпано, психологическое давление, вызванное его предстоящим уходом, начало разрушать бывшие до того незыблемыми границы сферы второго внимания. В результате наше взаимодействие стало выплескиваться в мир повседневности. И мы впервые, как нам казалось, встретились». Флоринда Доннер-Грау сообщает в книге «Жизнь-в-сновидении» об этих встречах. Интересно, что при чтении этой книги создается совершенно иное представление о Кастанеде, который в своих собственных публикациях охотно выставляет себя глуповатым учеником старого мага-мастера дона Хуана. В «Жизни-в-сновидении» он сам предстает талантливым магом, который умело справляется со всеми вызовами на пути воина. Если бы он и в действительности не был таким, ему вряд ли бы удалось преодолеть все трудности, с которыми сталкиваются на этом пути. Так, в «Искусстве сновидения» Кастанеда рассказывает, как в конце шестидесятых годов он все больше попадает под неотразимое влияние неорганических существ и предпринимает в сновидениях продолжительные экскурсии в их мир. В одном из этих путешествий он находит заточенное там существо, энергия которого существенно отличается от энергии других неорганических существ. Его сияние было не красным или розоватым, как у существ в параллельном универсуме, а голубым. Поэтому Кастанеда назвал его голубым лазутчиком. В «Искусстве сновидения» он описывает, как начал испытывать жалость к этому существу и как он, наконец, попытался захватывающим дух актом воровства вырвать существо из мира неоргаников — маневр, который почти стоил Кастанеде жизни. Он затратил на попытку освобождения, удавшуюся лишь наполовину, всю свою энергию. Поскольку отказаться от своего предприятия он тоже не хотел, то, как объяснил ему дон Хуан, он и Кэрол Тиггс должны были совместно найти выход, чтобы окончательно освободить лазутчика из тенет параллельного универсума. Путь освобождения и последующие события не описаны ни в одной из книг Кастанеды. Единственной возможностью освободить голубого лазутчика из мира неорганических существ было целиком забрать его в наш мир. Но единственным путем, ведущим к физическому существованию в нашей сфере, является рождение. Поэтому Карлос и Кэрол в состоянии повышенного осознания решили зачать ребенка и дать, таким образом, осознанию голубого лазутчика физическую оболочку. Попытка удалась, и Кэрол Тиггс стала матерью необычной дочери, которая была выращена и воспитана с помощью магов группы дона Хуана. Однако оказалось, что голубой лазутчик был не один. За ним скрывалось еще одно существо, которое также попало в застенки мира неорганических существ, — оранжевый лазутчик. Кастанеда и его спутницы решили освободить и это существо, чтобы последовательно завершить начатое дело. Кэрол Тиггс уже не подходила на роль матери. После некоторого колебания Флоринда Доннер-Грау заявила о своем согласии родить оранжевого лазутчика. Для этой цели она нашла подходящего мужчину — как она сама говорит, «родового индейца из окрестностей Оахаки», и зачала с ним дочь. И эту девочку сразу после рождения маги группы дона Хуана взяли под свою опеку. Однако самые большие испытания ожидали Кастанеду в 1973 году, когда он впервые встретился с Бросившим вызов смерти. Это событие подробно описано в «Искусстве сновидения». Там он сообщает, как чудовищно старый маг появился перед ним в образе женщины, с которой он встретился в церкви в городке недалеко от Оахаки. Она провела Кастанеду в версию сновидения церкви и городка, и Карлос получил первые впечатления о непредставимой мощи древних магов, их способности фиксировать внимание сновидения на конкретных явлениях. В ходе описанной встречи произошел обмен между Кастанедой и Бросившим вызов смерти, отдача энергии, совершить которую он был вынужден как наследник линии Нагваля Себастьяна. Однако новый Нагваль Карлос отказался принять как ответное действие подарок Силы — конкретную позицию точки сборки. Он не хотел никаких сделок с Бросившим вызов смерти. Если уж он должен был тому помочь, то хотел сделать это свободно, как настоящий подарок. Это привело к неожиданным осложнениям. Бросивший вызов смерти не хотел брать у Кастанеды энергию без ответного действия. Поэтому он отказался от конкретного действия, а сделал новому Нагвалю абстрактный подарок: способность лететь на крыльях намерения, способность намереватъ во внимании сновидения. Это было высшее искусство древних магов, с помощью которого они и транспортировали в иные миры целые города вместе с их населением. Однако вскоре выяснилось, что этот подарок был подобен троянскому коню. Бросивший вызов смерти нашел возможность окончательно вырваться из тюрьмы своей позиции сновидения. Он знал, что это может быть его последним шансом после того, как конец линии Нагваля Себастьяна был опечатан Кастанедой. Он вступил в соглашение с женщиной-Нагвалем Кэрол Тиггс, о котором Кастанеда узнал, когда уже ничего нельзя было изменить. Кэрол объединилась с Бросившим вызов смерти в одно существо, использовав тот же дар, что он сделал Кастанеде: через намеревание во внимании сновидения. Таким образом старый маг навсегда соединил свою судьбу с последним звеном цепочки, последним Нагвалем и его группой. Если они когда-нибудь достигнут свободы, он тоже станет окончательно свободным. Непосредственным следствием слияния Кэрол Тиггс и Бросившего вызов смерти было то, что они покинули известный нам мир. Долгое время Кастанеда был убежден, что Кэрол ушла вместе с Нагвалем доном Хуаном и его группой, как то предписывало Правило Нагваля. Это заблуждение вполне понятно и объясняется эмоциональным взрывом в момент прощания и тем, что события практически совпали по времени. Ведь уже спустя несколько недель, в июне 1973, дон Хуан и его спутники заявили о своем решении предпринять окончательное путешествие. Кастанеда вспоминает по этому поводу: «Я видел, как они уходят, дон Хуан и его группа, целое скопление магов. Они шли к месту, свободному от всего человеческого и от болезненного принуждения поклонения человеку. Они сгорели в огне изнутри. Когда они уходили, они приняли форму, которую они называли пернатый змей. Они полностью, вплоть до обуви, превратились в энергию. Единым движением они еще раз обернулись назад, чтобы бросить последний взгляд на этот прекрасный мир. Когда я об этом вспоминаю, я дрожу и у меня выступает гусиная кожа. Последний поворот — только чтобы бросить один взгляд. Я бы мог их сопровождать. Когда дон Хуан уходил, он сказал: «Уход требует от меня всего. Он нуждается во всем моем мужестве, во всей моей надежде — и никаких ожиданий. Остаться — тебе тоже потребуется все твое мужество и все твои надежды». Так и случилось, что я прыгнул в пропасть и проснулся в моем бюро в Лос-Анджелесе». Элихио, курьер из первой группы Кастанеды, покинул мир вместе с доном Хуаном. Остались Хенарос, Сестрички, Соледад и группа Кастанеды. После долгих лет учебы они были впервые предоставлены сами себе, они остались без руководства, и потребовалось немалое время, прежде чем они вновь обрели равновесие. Кастанеда впечатляюще описывает это время во «Втором кольце силы». Когда ученики вновь обрели самообладание, они обнаружили, что не все маги старой группы покинули мир. Флоринда и Зулейка, западная сновидящая когорты дона Хуана, остались, поскольку по своим чувствам они не принадлежали дону Хуану. Они предполагали собрать еще больше энергии, чтобы совершить гигантский прыжок. Они хотели достичь группы их учителя, Нагваля Хулиана, которая покинула мир таким же образом десятилетия назад. Как говорила Флоринда, Нагваль Хулиан был «любовью ее жизни», к которому она чувствовала себя привязанной более, чем к миру. В течение следующего десятилетия обе ведьмы опекали оставшиеся группы, причем старая Флоринда больше заботилась о новой группе Кастанеды и о своей «приемной дочери», принявшей ее имя. Однако ее стиль руководства более походил на стиль нетерпеливого фельдфебеля, а не на стиль заботливой матери. Она давала все новые и новые задания, которые должны были развивать способности учеников в искусстве сталкинга. Кастанеда рассказывает: «Флоринда потребовала от меня, чтобы я нашел себе работу. Я ответил ей, что нахожу ее предложение бессмысленным, поскольку достаточно зарабатываю писательским трудом. «Писать и выступать с докладами — это бессмыслица! — нетерпеливо возразила она. — Ты должен вернуться на твердую почву». «И что я по твоему мнению должен делать»? — спросил я. Она немного подумала и ответила: «Работай поваром»! Так я нашел себе место повара в Туксоне, Аризона, где люди ненавидят латиноамериканцев, что я регулярно и чувствовал на себе. Однажды один парень величиной с дерево и набитый до отказа сахаром и пивом бросил в меня гамбургером и обругал. Я не знал, как я должен был реагировать в подобной ситуации. Позже я спросил у Флоринды, но она сказала только: «Пригнуться!» Подобный род указаний постепенно развил в Кастанеде очень прагматический способ поведения, который ему как ученому был прежде чужд. А Тайша и молодая Флоринда были, наоборот, посланы в школу, потому что они как женщины уже по природе своей были прагматиками, однако сталкивались с трудностями, пытаясь облечь свои знания в слова. Обе учились — как и сам Кастанеда — в УКЛА, университете в Лос-Анджелесе. Ученицы были благодарны старой Флоринде, что их учеба не превратилась в сухую академическую пытку. Так, Флоринда Доннер-Грау описывает в своих книгах «Шабоно» и «Сон ведьмы» свои захватывающие полевые исследования, к которым ее побудила ее учительница. Ее пребывание у индейцев яномама в девственных лесах Америки и у ведьм и целителей на побережье родины—Венесуэлы было одновременно огненным испытанием для всего, чему она научилась прежде на пути воина. Не пощадили и Ла Горду. Она была ассистенткой Кастанеды в Туксоне, где работала официанткой. Она не видела смысла в выполнении все новых и новых заданий, которые, как казалось, уводили все дальше от цели. В ее глазах Кастанеде было нужно слишком много времени, чтобы действительно научиться соответствовать роли Нагваля и вести ее к свободе. Ее нетерпение росло день ото дня. В 1985 году Ла Горда окончательно сорвалась. Поскольку дон Хуан в свое время уверил ее, что она является «непревзойденной сновидящей», она все больше и больше приходила к убеждению, что именно она должна возглавить руководство. В пылу чувства собственной важности она утверждала, что является истинным Нагвалем и поведет всех остальных к свободе. Поскольку ей никто не поверил, она попыталась самостоятельно совершить абстрактный полет. Попытка закончилась катастрофой. Вместо того чтобы сгореть в огне изнутри, она умерла на руках остальных членов группы. Когда старая Флоринда, во время этого события отсутствующая, вернулась домой, она страшно разгневалась. Она обвинила Кастанеду и его спутниц в ответственности за смерть Ла Горды. Они якобы ничего не предприняли, чтобы удержать Ла Горду от ее предприятия, и она сыта по горло столь некомпетентными дилетантами. Флоринда решила в тот же момент покинуть мир. Лишь свою возлюбленную дочь хотела она взять с собой. Флоринда Доннер-Грау рассказывает, что в этот момент из-за нее разгорелся спор. Кастанеда вырвал ее из рук старой ведьмы. Затем та покинула дом и исчезла за апельсиновым деревом. Молодая Флоринда увидела вспышку света, однако все еще думала, что ее любимая учительница всего лишь спряталась. Однако затем сад заполнился странной вибрацией, поколебавшей апельсиновое дерево и его цветы. Спутница дона Хуана действительно отправилась в свое окончательное путешествие. С тех пор Кастанеда и его спутницы были предоставлены самим себе и не знали, что они должны делать дальше. Поэтому они решили заниматься повседневными делами, пока не получат знака намерения, который укажет им дальнейший путь. Никто из них не предполагал, что такой знак очень скоро появится. Примерно за два года до описываемых событий Кэрол Тиггс вернулась в повседневный мир, хотя об этом никто не знал; Кэрол вдруг снова обнаружила себя на улице в Туксоне, где она бесцельно слонялась. Она чувствовала, что что-то не в порядке, потому что с трудом приходила в себя. Ее ноги были необыкновенно тяжелыми и ватными. Медленно она вновь обрела сознание. Она узнала свою бывшую родину, однако все здесь изменилось. Повсюду были новые дома и улицы. Что произошло? Сколько времени прошло? Кэрол решила подумать, что же ей следует предпринять. Она вспомнила, что дон Хуан постоянно советовал своим ученикам припрятывать в окрестностях своего дома небольшие суммы денег на случай, если случится что-то непредвиденное. Кэрол последовала его совету, что ей теперь и пригодилось. Она нашла часть зарытых ею денег, хотя на одном из ее тайников за эти годы уже выстроили новое здание. Когда она уладила свои дела таким способом, она попыталась установить контакт с другими членами своей группы. Однако это было нелегким предприятием. Кастанеда и его спутницы — не те люди, чьи фамилии можно найти в телефонной книге. Они постоянно стремились, чтобы даже ближайшие знакомые ничего не знали об их местопребывании. Поэтому потребовалось некоторое время, чтобы Кэрол отыскала их следы. В середине 1985 она увидела в Лос-Анджелесе плакат, приглашающий на доклад Кастанеды, чья книга «Огонь изнутри» как раз вышла из печати. Так она оказалась в указанный вечер в переполненном книжном магазине «Феникс» в Санта-Монике, точно так же возбужденная, как и другие посетители. Когда Карлос наконец появился, публика засыпала его вопросами. Его взгляд скользил по толпе и наткнулся на Кэрол. Как он сам рассказывает, он заметил сначала между слушателями «странно привычное свечение». Следует заметить по этому поводу, что светящееся яйцо мага имеет излучение иного цветового оттенка, чем яйцо обычного человека. Затем он увидел Кэрол и вначале не поверил своим глазам. Но это была действительно она. С трудом он закончил свой доклад, чтобы наконец увериться в своем предположении. Это была действительно Кэрол! Вне себя от счастья, Кастанеда не знал, что он должен говорить и делать. Поэтому он обратился к молодой женщине, сидящей рядом с Кэрол, так как думал, что это она совершила чудо, приведя Кэрол назад. Он осыпал ее благодарностями, в то время как женщина напрасно пыталась объяснить ему, что не имеет к происходящему никакого отношения. Она не могла и предположить, что она сделалась частью знака намерения, знака, которого Кастанеда и его спутницы страстно ждали со времени смерти Ла Горды и ухода старой Флоринды.
Начало новой эры
«Пойдем с нами, — сказал петух. — Что-нибудь получше, чем смерть, можно отыскать повсюду». «Бременские музыканты»
Возвращение Кэрол было событием, не имеющим аналогов в истории магии. Во всех предыдущих поколениях женщины-Нагвали покидали мир вместе со своими предшественниками и затем служили маяком к свободе для собственной группы. Только этот маневр и обеспечивал продолжение традиции на протяжении тысячелетий. Было ясно, что круг разорван, и конец линии определен однозначно. Кастанеда и его спутницы восприняли как особый знак, что Кэрол появилась именно во время одного из докладов. Для них это было неоспоримым указанием, что они, чтобы выполнить свое предназначение, должны еще активнее распространять свои знания в массах. Ведь они были последним звеном в цепи, и именно они должны были решить, что произойдет со знанием, переданным им предшественниками. Со времен Конкисты их традиция скрывалась под покровом тайны. Никто даже не догадывался, что она существует. Это привело к тому, что линия дона Хуана была подобна необитаемому острову, бытие которого оторвано от остального человечества, от развития человеческих целей и идеалов. После того как конец линии был предопределен, не имело никакого смысла больше поддерживать существующее положение. Напротив, речь шла о том, чтобы найти новые пути дальнейшего сохранения их знаний, абстрактного ядра их традиции. Одним из особых моментов этой традиции были магические движения, открытые магами древности и передававшиеся от поколения к поколению в большой тайне. Кастанеда и его спутницы задались вопросом, что им делать с этой частью их наследства. Было просто-напросто невозможно описать в книгах, что они с успехом делали в отношении других аспектов своего знания, большое число последовательностей магических движений. С другой стороны, в магических движениях речь шла о практической, функциональной части их наследства. Кастанеда пишет: «Мы решили использовать магические движения и передать их всем, кто желает их изучить. Наше решение положить конец таинственности, окружавшей их с незапамятных времен, было логическим следствием нашей глубокой убежденности, что мы действительно являемся окончанием линии дона Хуана. Мы не могли согласиться с представлением, что мы должны унести с собой тайны, которые вовсе не принадлежат нам. Окутать магические движения покровом тайны было не наше решение. Но это именно наше решение — покончить раз и навсегда с таким положением дел». И Кастанеда с его спутницами начали в конце восьмидесятых годов преподавать магические движения сначала небольшому кружку интересующихся. Они встречались один раз в неделю в балетной студии в Санта-Монике, всего в двух шагах от места, где Кэрол в 1985 году вновь восстановила контакт с группой: в «Phoenk Bookstore». Участие в «классах» было бесплатным и происходило по пригласительным билетам. Единственное, что требовал Кастанеда от участников, было нераздельное внимание. «Свобода свободна, — говорил он каждому, кто хотел его слушать. — Ее нельзя купить или понять». Участники набирались вначале из слушателей докладов, которые делали Карлос Кастанеда и Флоринда Доннер-Грау. Одной из первых, получивших такое приглашение, была молодая женщина, которая сидела рядом с Кэрол во время доклада и пыталась защититься от незаслуженных ею Date: 2016-07-22; view: 311; Нарушение авторских прав |