Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерная тематика докладов, эссе, рефератов





1. Проблема поиска «первоначала» всего сущего у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.

2. Проблема изменчивости в философии Гераклита.

4. Может ли человек быть «мерой всехвещей», как полагал Протагор?

5. Интеллектуальная этика Сократа - сильные и слабые стороны.

6. Сократ: жизнь и основные идеи.

7. Платон как ученик и критик Сократа.

8. Аристотель как основатель системы наук.

10. Противоречия философского учения Аристотеля.

11. Философский смысл христианства.

12. Патристика и схоластика: проблемы, позиции, персоналии,

13. Телеологическая концепция истории Св. Августина.

14. Соотношение веры и разума.

Практические задания и дополнительные вопросы для обсуждения

1. Кого из философов Милетской школы относили к «семи мудрецам» и за какие знания? Что вы могли бы о нем рассказать?

2. Что такое «золотое сечение», где оно применяется и какая философская школа Древней Греции его разработала? Чем еще знаменита эта школа?

3. Что такое монизм? Какие философские учения античности вы отнесете к монизму и почему?

4. Что такое пантеизм? Назовите философов, чьи учения были пантеистическими и почему?

5. Кто из античных мыслителей был первым диалектиком и почему?

6. Кто из философов основал атомизм? В чем состояла суть его учения? Был ли это материализм?

7. «Все течет и ничто не пребывает». «В ту же реку дважды не войдешь». Кто автор этих суждений? Как называется философское учение, основанное этим мыслителем?

8. Кто из античных мыслителей называл свой метод преподавания майевтикой? В чем сущность этого метода?

9. «Академия», «Ликей», «Сад». Кем и с какой целью были созданы эти учреждения? Можно ли сегодня использовать опыт этих учреждений?

10. Объясните понятие метафизики по Аристотелю.

11. О ком из древнегреческих философов античный автор сообщает: «Он полагал началом всех вещей воздух. По протяженной величине он бесконечен, а по своим качествам определен. Все вещи рождаются путем некоего сгущения и, наоборот, разряжения воздуха»?

12. Почему в древности еще не было (и не могло быть) четкого разделения между философией и другими науками, а философы одновременно были и математиками, и астрономами, и механиками, и т.п.?

13. Процесс развития научного познания приводил к отделению от философии частных наук. Означает ли это, что объем предмета философии сужался?

14. Разъясните следующую мысль Гераклита (ок. 544-483 до н.э.): «Гомер был неправ, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».

15. Гераклит утверждал, что этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим. К какому направлению в философии принадлежал он?

16. Древнегреческому философу Эмпедоклу (ок. 490-430 до н.э.) принадлежат слова о том, что мир попеременно возникает и уничтожается и, вновь возникши, опять разрушается... что поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит все в единство, разрушает мир Вражды, Вражда же снова разделяет элементы. Зачатки каких диалектических идей можно обнаружить в этих словах?

17. По свидетельству Аристотеля, Демокрит и Левкипп говорили, что все прочее состоит из неделимых тел, последние же бесконечны числом и бесконечно разнообразны по формам; вещи же отличаются друг от друга неделимыми телами, из которых они состоят, их положением и порядком… Основания какой концепции заложили Демокрит и Левкипп?

18. Можно ли утверждать, что средневековая философия является синтезом двух традиций: христианского откровения и античной философии? Обоснуйте свой ответ.

19. Правильно ли утверждать, что под реализмом в средневековой философии подразумевалась позиция, согласно которой подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи, предметы эмпирического мира?

20. Соответствует ли действительности суждение о том, что в средневековой философии под номинализмом понималась позиция, согласно которой подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи, предметы эмпирического мира?

21. Назовите основного систематизатора средневековой схоластики зрелого этапа ее развития? Что вы о нем можете рассказать?

22. Объясните тезис: «Философия - служанка богословия». Кто из схоластов его выдвинул и почему?

23. Объясните смысл принципа креационизма. Какое отношение он имеет к онтологии средневековой философии?

24. Объясните термины «дуализм» и «монизм». Какой из них следует отнести к средневековой, а какой - к античной философии и почему?

25. «И если (Бог) отнимет от вещей свою... производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они созданы». Чьи это слова и из какого произведения? Как называется учение, содержащее этот тезис?

26. «Философ — не тот, кто философствует сообразно стихиям мира сего, а - сообразно Богу, которым сотворен сам мир». Кому принадлежат эти слова? Как называется учение о философии, выраженное в приведенном тезисе?

27. Приведите доказательства бытия Божьего так, как это делал Фома Аквинский. Сможете ли вы его опровергнуть?

28. Что такое томизм и каковы его принципы? Когда он возник, кто его основатель и в каком виде он существует в наше время?

25. Объясните понятия «религия» и «теология», их сходство и различия. Рассмотрите их употребление в известных вам философских системах. Сопоставьте их с понятием «философия».

Рекомендуемая литература

Основная:

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Скалепов А.Н. Философия в тестах и кроссвордах: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2011.

Дополнительная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь / М.Ф. Альбедиль. - СПб., 2002.

Антология мировой философии. Т. I. Ч. 1, 2. - М., 1962.

Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М., 1976.

Бибихин В. В. Язык философии / В.В. Бибихин. - 3-е изд. - М.: Наука, 2007.

Богомолов А.С. Античная философия / А.С. Богомолов. М., 1985.

Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе / Ф.И. Гиренок. - М., 2008.

Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. I. Философия древности и средневековья. - М., 1995.

Кессиди Ф.К. Сократ / Ф. К. Кессиди. - М., 1976.

Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию / Л.А. Сенека. - М., 2000.

Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. - М., 2008.

Чанышев А.Н. Введение в любомудрие / А.Н. Чанышев. - М., 2000.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. - М., 1991.

Штекль А. История средневековой философии / А. Штекль. - СПб., 1996.

Date: 2016-07-22; view: 402; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию