Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примерная тематика докладов, эссе и рефератов1. Есть ли у России особый путь развития? 2. Ценности русской культуры и ценности информационной цивилизации. 3. А.И. Герцен. «Письма об изучении природы». 4. Н.А. Бердяев. «Россия-страна безграничной свободы духа». 5. В.С. Соловьев. Учение о Софии. «Смысл любви». 6. К.Э. Циолковский «Грезы о земле и небе». 7. Богочеловечество в русском религиозной философии. 8. В.И. Вернадский. Человек и ноосфера. 9.Особенности русского марксизма. 10. Космическая этика К.Э. Циолковского. Практические задания и дополнительные вопросы для обсуждения 1. Поясните, в чем национальная самобытность и уникальность древнерусского философского мышления. 2. Объясните суть доктрины Филофея «Москва - третий Рим», сформулированную им в XVI в. следующим образом: «Два Рима подоша, третий стоит, а четвертому не бывать». (Памятники древнерусской литературы. - М., 1982. - С. 16). 3. Почему философию Вл. Соловьева называют «философией всеединства» и какую роль христианство играет в этой концепции. 4. Охарактеризуйте философские и социально-политические идеи декабристов. 5. Поясните следующие понятия В.С. Соловьева: «София», «Богочеловечество». 6. В чем суть «русской идеи» во взглядах философов России? 7. Поясните содержание и основные идеи философии просвещения в России (Ломоносов, Радищев, Татищев и др.). 8. Какие научно-философские взгляды М.В. Ломоносова и с позиций какой философской школы объясняют теорию строения материи. 9. А.И. Герцен так охарактеризовал оригинальность русской философии: «У народа, лишенного общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой она заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести» (Герцен А.И. Собр. соч.: в 8 т. / А.И. Герцен. - М., 1990. - Т. 3. - С. 416). Поясните это положение. 10. В чем суть идей космизма и кто их авторы? 11. «Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок…. С первой минуты нашего общественного существования мы ничего не сделали для блага людей; ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего выдумывать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь». (Чаадаев П.Я. Философические письма / П.Я. Чаадаев.- М., 1990. С. 450). Прокомментируйте эту мысль философа. 12. В чем причина появления и суть таких философских течений в России как, «славянофильство» и «западничество». «Умом Россию не понять…» Есть ли в современной социально-политической жизни России влияние концепций. 13. С чем, по вашему мнению, связана радикализация идей западников? 14. Какой путь развития России поддерживают идейные течения нигилизма и анархизма? 15. К какому философскому течению в России относится принцип «соборности», кто его автор и в чем его суть? 16. К какому течению принадлежит философская концепция «византизма», охарактеризуйте ее и назовите автора. 17. «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип». И.С. Тургенев «Отцы и дети». Поясните данное положение. В чем его сильные и слабые стороны. 18. Л.Н. Толстой следующим образом сформулировал идею ненасилия: а) не творить насилия и не готовиться к нему; б) не принимать участия в насилии (в том числе государства - не служить в армии, не участвовать в судах и т.д.); в) не одобрять никакого насилия. Прокомментируйте их с гражданской и профессионально-юридической точек зрения. 19. Н.А. Бердяев противопоставлял два мира: мир свободы и мир необходимости. В чем суть этого подхода. 20. В чем смысл религиозно философского ренессанса ХХ в. С именами каких философов связывается это течение? 21. Кто из русских философов ставил и пытался решить проблему сохранения и развития человечества через воскрешение? 22. Основными отличительными чертами теории В.И. Ленина от системы К. Маркса и Ф. Энгельса можно назвать: а) уверенность в возможности построения социализма в отдельно взятой стране; б) принцип партийности, в котором партия представлена передовым и руководящим органом общества; в) представление о практической первостепенности политических и идеологических (партийных, а не экономических) проблем. Прокомментируйте данные отличия. 23. Кто явился первым пропагандистом и толкователем идей марксизма в России. Что вы знаете о его творчестве и деятельности. 24. Почему В.И. Ленин называл насилие «повивальной бабкой истории»? 25. «Ум и глупость я бы различал так: глупость - это все то, что думается само по себе. А ум - это то, что производится на собственных основаниях. Что я думаю сам. А это очень трудно - подумать самому». (Мамардашвили М.К. Философия свободы / М.К. Мамардашвили. - М., 1987). В чем суть данного высказывания? Рекомендуемая литература Основная: Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008. Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009. Скалепов А.Н. Философия в тестах и кроссвордах: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2011. Дополнительная: Герцен А. И. Соч: в 2-х т. / А.И. Герцен. - М., 1991. Евлампиев Н. И. История русской метафизики в XIX-XX вв. Русская философия в поисках Абсолюта. Часть II / Н.И. Евлампиев. - СПб., 2000. Ильин И. Сущность и своеобразие русской культуры / И.Ильин. - Т. 6. Кн. 2. - М., 1996. Лосский И. О. История русской философии / И.О. Лосский. - М., 1991. Самые знаменитые философы России. - М., 2001.
|