Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 10. Парламент в зарубежных странах
Цель: сформировать знания о месте парламента в системе органов государственной власти зарубежных стран, его структуре и компетенциях, видах контрольных процедур, а также стадиях законодательного процесса в зарубежных странах. Парламент – это общегосударственный законодательный орган. Парламент в современном обществе является выразителем интересов различных политических сил в обществе. Термин «парламент» впервые появился в Англии, хотя корень слова французский «parle» (парле) – говорить. История парламентаризма уходит вглубь веков. На рубеже первого тысячелетия появились и функционировали Народное собрание (экклезия) в Древней Греции, Сенат в Древнем Риме. Позднее появились собрания и сходы в Англии, Испании, вече в Древнем Новгороде. На этих собраниях граждан или «избранных» (старейшин, князей) обсуждались вопросы, которые считались актуальными для той или иной территории. Все же принято считать, что первый парламент появился в Англии и это был компромисс между зарождающейся буржуазией и дворянством. Историю парламентаризма можно условно разделить на 4 этапа. Первый этап. Для него характерно становление института парламентаризма. Т.е. происходит становление парламента как органа государства. Парламент искал свое место и роль, боролся за первенство, отрабатывались способы его формирования (XIV-XIX вв.). Второй этап. Его называют «золотым временем» парламента. В этот период парламенты формировались на основе цензового избирательного права, выражали интересы одного класса третьего сословия, зарождавшейся буржуазии. Третий этап. Условно можно назвать кризисом парламентаризма. В начале ХХ века ситуация в большинстве стран изменилась, др. социальные слои также потребовали участия в политической жизни, возникли партии, представляющие интересы этих слоев и групп. На первое место вышла исполнительная власть. «Кризис парламентаризма» просуществовал долго. Четвертый этап. 70-90-е годы ХХ века – возрождение парламентаризма. Парламенты возродились как очень представительные и активные народные собрания. Во многих западноевропейских странах парламенты не только формируют правительства и сильно влияют на них. Появились международные парламенты, такой как Европарламент. Слово парламент универсально, применяется и понимается в любой стране мира. Однако в разных странах имеет различные названия: в США – Конгресс, Национальное собрание – Португалия, Франция, Риксдаг – Швеция, Дания – Фолькепгинг, Израиль – Кнессет, в Иране – Меджлис и т.д. Место и роль парламента закрепляется в Конституции. Например, ст.41 Конституции Японии 1947г. гласит, что парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. А Конституция США 1787 г. закрепляет, что законнодательной властью наделен Конгресс США. Классификация парламентов. I группа: по структуре парламенты бывают: однопалатные двухпалатные монокамеральные бикамеральные Финляндия, Дания, Швеция большинство II группа: по объему компетенции делятся на три группы: а) с неограниченными полномочиями: для этих парламентов юридически не определены полномочия – Великобритания, Новая Зеландия, Ирландия; б) с ограниченными полномочиями: Конституцией или законом установлен точный перечень полномочий – США, Франция; в) относительно ограниченной компетенции – Германия, Индия, Малайзия. III группа: по порядку формирования: порядок формирования зависит от его структуры. Если парламент однопалатный, то он избирается обычно прямыми выборами гражданами. Если двухпалатный – то нижняя палата избирается прямыми выборами гражданами, а верхняя палата формируется разными способами: формируется посредством прямых выборов (Сенат, США); посредством непрямых многоступенчатых выборов или косвенных выборов (Сенат, Франция); посредством назначения (Иордания, Канада); по наследственному принципу (в Великобритании до 1999 г.); смешанный способ (половина назначается, половина избирается, Малайзия). Полномочия парламента: в законодательной сфере (главная) принадлежит исключительное право принимать законы; в финансово сфере – принимать бюджет и устанавливать налоги; в сфере международных отношений – ратификация и денонсация международных договоров; в сфере формирования государственных органов и учреждений – назначает президентов, принимает участие в формировании правительства; осуществление парламентского контроля; в сфере обороны и безопасности – объявлять войну и заключать мир; судебные полномочия – амнистии и помилование, осуществление процедуры импичмента. Парламент функционирует в рамках определенного порядка – процедуры, установленной в Конституции, законах и регламенте парламента или регламентах палат парламента. Процедуры бывают общими или специальными. Общими процедурами являются: созыв и проведение сессии, совместные заседания, организация парламентских слушаний. Специальные процедуры – законодательный процесс (состоит из множества стадий): 1) внесение законопроекта могут в Италии – 50 тыс., Швейцарии – 100 тыс., Австрии – 200 тыс., Испании – 500 тыс., США – от 3 до 5 % от общего числа жителей штата. В США и Великобритании проект может быть внесен одним депутатом, в ФРГ – 15 депутатами, Испании – 50, Японии – 20, а также правительством. 2) обсуждение законопроекта обычно проходит в 3-х чтениях: в ходе первого решается лишь вопрос о том, нужен ли такой закон, второе чтение – обсуждение проекта в деталях, в третьем чтении окончательно принимается данной палатой. В промежутках между чтениями закон проходит обсуждение в комитетах. Если парламент 2-х палатный, то закон должен быть одобрен второй палатой. Санкционирование (подписание) и промульгация (распоряжение) об обнародовании закона осуществляется главой государства в установленные сроки. Статус парламентария предопределен полномочиями, которые он осуществляет как член представительного и законодательного органа: соответственно, законодательство призвано обеспечить ему максимально «комфортные» условия для этого. Правовой статус парламентария включает: - свободный мандат (т.е. он является представителем всей нации, а не своей избирательной единицы – не может быть отозван избирателями); - ряд привилегий и иммунитетов (нельзя привлечь к ответственности за высказывания в парламенте); - права и обязанности по участию в деятельности парламента; - определенное материальное содержание – индемнитет. Темы рефератов 1. Парламент в странах Восточной Европы. 2. Парламент в странах Востока. 3. Институт омбудмсмана в зарубежных странах. Используемая литература: [1, 9, 11, 14, 15, 23, 24] Date: 2016-07-22; view: 299; Нарушение авторских прав |