Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Парламент в зарубежных странах





Цель: сформировать знания о месте парламента в системе органов государственной власти зарубежных стран, его структуре и компетенциях, видах контрольных процедур, а также стадиях законодательного процесса в зарубежных странах.

Парламент – это общегосударственный законодательный орган. Парламент в современном обществе является выразителем интересов различных политических сил в обществе. Термин «парламент» впервые появился в Англии, хотя корень слова французский «parle» (парле) – говорить.

История парламентаризма уходит вглубь веков. На рубеже первого тысячелетия появились и функционировали Народное собрание (экклезия) в Древней Греции, Сенат в Древнем Риме. Позднее появились собрания и сходы в Англии, Испании, вече в Древнем Новгороде. На этих собраниях граждан или «избранных» (старейшин, князей) обсуждались вопросы, которые считались актуальными для той или иной территории.

Все же принято считать, что первый парламент появился в Англии и это был компромисс между зарождающейся буржуазией и дворянством.

Историю парламентаризма можно условно разделить на 4 этапа.

Первый этап. Для него характерно становление института парламентаризма. Т.е. происходит становление парламента как органа государства. Парламент искал свое место и роль, боролся за первенство, отрабатывались способы его формирования (XIV-XIX вв.).

Второй этап. Его называют «золотым временем» парламента. В этот период парламенты формировались на основе цензового избирательного права, выражали интересы одного класса третьего сословия, зарождавшейся буржуазии.

Третий этап. Условно можно назвать кризисом парламентаризма. В начале ХХ века ситуация в большинстве стран изменилась, др. социальные слои также потребовали участия в политической жизни, возникли партии, представляющие интересы этих слоев и групп. На первое место вышла исполнительная власть. «Кризис парламентаризма» просуществовал долго.

Четвертый этап. 70-90-е годы ХХ века – возрождение парламентаризма. Парламенты возродились как очень представительные и активные народные собрания. Во многих западноевропейских странах парламенты не только формируют правительства и сильно влияют на них. Появились международные парламенты, такой как Европарламент.

Слово парламент универсально, применяется и понимается в любой стране мира. Однако в разных странах имеет различные названия: в США – Конгресс, Национальное собрание – Португалия, Франция, Риксдаг – Швеция, Дания – Фолькепгинг, Израиль – Кнессет, в Иране – Меджлис и т.д.

Место и роль парламента закрепляется в Конституции. Например, ст.41 Конституции Японии 1947г. гласит, что парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. А Конституция США 1787 г. закрепляет, что законнодательной властью наделен Конгресс США.

Классификация парламентов.

I группа:

по структуре парламенты бывают:

однопалатные двухпалатные

монокамеральные бикамеральные

Финляндия, Дания, Швеция большинство

II группа:

по объему компетенции делятся на три группы:

а) с неограниченными полномочиями: для этих парламентов юридически не определены полномочия – Великобритания, Новая Зеландия, Ирландия;

б) с ограниченными полномочиями: Конституцией или законом установлен точный перечень полномочий – США, Франция;

в) относительно ограниченной компетенции – Германия, Индия, Малайзия.

III группа:

по порядку формирования:

порядок формирования зависит от его структуры. Если парламент однопалатный, то он избирается обычно прямыми выборами гражданами. Если двухпалатный – то нижняя палата избирается прямыми выборами гражданами, а верхняя палата формируется разными способами:

формируется посредством прямых выборов (Сенат, США);

посредством непрямых многоступенчатых выборов или косвенных выборов (Сенат, Франция);

посредством назначения (Иордания, Канада);

по наследственному принципу (в Великобритании до 1999 г.);

смешанный способ (половина назначается, половина избирается, Малайзия).

Полномочия парламента:

в законодательной сфере (главная) принадлежит исключительное право принимать законы;

в финансово сфере – принимать бюджет и устанавливать налоги;

в сфере международных отношений – ратификация и денонсация международных договоров;

в сфере формирования государственных органов и учреждений – назначает президентов, принимает участие в формировании правительства;

осуществление парламентского контроля;

в сфере обороны и безопасности – объявлять войну и заключать мир;


судебные полномочия – амнистии и помилование, осуществление процедуры импичмента.

Парламент функционирует в рамках определенного порядка – процедуры, установленной в Конституции, законах и регламенте парламента или регламентах палат парламента. Процедуры бывают общими или специальными. Общими процедурами являются: созыв и проведение сессии, совместные заседания, организация парламентских слушаний. Специальные процедуры – законодательный процесс (состоит из множества стадий):

1) внесение законопроекта могут в Италии – 50 тыс., Швейцарии – 100 тыс., Австрии – 200 тыс., Испании – 500 тыс., США – от 3 до 5 % от общего числа жителей штата. В США и Великобритании проект может быть внесен одним депутатом, в ФРГ – 15 депутатами, Испании – 50, Японии – 20, а также правительством.

2) обсуждение законопроекта обычно проходит в 3-х чтениях: в ходе первого решается лишь вопрос о том, нужен ли такой закон, второе чтение – обсуждение проекта в деталях, в третьем чтении окончательно принимается данной палатой. В промежутках между чтениями закон проходит обсуждение в комитетах. Если парламент 2-х палатный, то закон должен быть одобрен второй палатой.

Санкционирование (подписание) и промульгация (распоряжение) об обнародовании закона осуществляется главой государства в установленные сроки.

Статус парламентария предопределен полномочиями, которые он осуществляет как член представительного и законодательного органа: соответственно, законодательство призвано обеспечить ему максимально «комфортные» условия для этого.

Правовой статус парламентария включает:

- свободный мандат (т.е. он является представителем всей нации, а не своей избирательной единицы – не может быть отозван избирателями);

- ряд привилегий и иммунитетов (нельзя привлечь к ответственности за высказывания в парламенте);

- права и обязанности по участию в деятельности парламента;

- определенное материальное содержание – индемнитет.

Темы рефератов

1. Парламент в странах Восточной Европы.

2. Парламент в странах Востока.

3. Институт омбудмсмана в зарубежных странах.

Используемая литература: [1, 9, 11, 14, 15, 23, 24]







Date: 2016-07-22; view: 299; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию