Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принятые федеральные законы и другие нормативные акты условно можно разделить на четыре группы.





Первая группа — это законы и акты, определяющие рамочные условия для региональной политики. Сюда относятся:

- «Основные положения региональной политики в РФ» (1996 г.);

- Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (1995 г.), предусматривающий разработку прогнозов по регионам и народнохозяйственным комплексам в территориальном разрезе.

Вторая группа — законы и акты с региональными аспектами. Например, Бюджетный и Налоговый кодексы, Закон «О недрах», Положение «О федеральных природных ресурсах», Федеральная целевая программа содействия занятости, Федеральная миграционная программа и другие нормативно-правовые документы.

Третья группа — законы и акты, регулирующие развитие особых, проблемных территорий. Это Закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", Закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» и др.

Четвертая группа — законы и акты, устанавливающие дифференцированные по регионам социальные нормативы. Такие нормативы необходимы для того, чтобы гарантировать населению компенсацию дискомфортных природно-климатически условий, транспортной недоступности и других негативных региональных факторов посредством дополнительных доходов и расходов на социальные нужды. Например, региональные потребительские корзины по основным социально демографическим группам разрабатываются в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме».

14.Правовые, организационные и экономические средства реализации региональной политики.

Характеристика региональной политики будет неполной без описания методов и инструментария, с помощью которых она осуществляется. Методы и инструменты реализации региональной политики – это набор, арсенал средств и рычагов воздействия национальных и местных органов власти на развитие регионов.

Организационными средствами этого взаимодействия являются основополагающие нормативные документы Российской Федерации: Конституция, Федеративный договор, конституции и уставы субъектов Федерации, Соглашение между Правительством РФ и субъектами РФ по различным сферам совместной деятельности, определяющие предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов, Положение по разграничению полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие законодательные акты и документы.

Федеративный договор, базирующийся на конституционных положениях взаимодействия федеративных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации, предопределяет порядок и направления деятельности и взаимодействия федеральных органов власти и субъектов Российской Федерации. Для уточнения деталей и особенностей указанного взаимодействия Правительство и администрация субъектов Федерации применяют Соглашение.

Развитие рыночной экономики предполагает применение методов экономического регулирования, включающих создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем.

К таким методам относятся методы:

· проведения политики субвенции (централизованные средства из федерального бюджета выделяются региону лишь на достижение таких целей, которые невозможно решить за счет других источников финансирования, например, на преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций);

· решения критических социальных проблем, а также реализации государственных региональных программ для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях;

· привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики;

· компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйственные субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями;

· предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями;

· установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих особое значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики;

К правовым средствам реализации региональной политики государства можно отнести федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, другие федеральные нормативных акты, соглашения между РФ и ее субъектами, а также законы и различные акты субъектов РФ, которые действуют и контролируют ход региональной политики того или иного региона.


15.Зарубежный опыт реализации региональной политики.

Первые шаги в области регулирования развития регионов были предприняты еще в середине девятнадцатого века. Основу региональной политики составляло соотношение “центр — периферия”. В литературе выделяют несколько этапов развития регионального управления в западных странах:

Начальный этап приходится на 30-е гг. XX в. После разрушительного кризиса 1929—1933 гг. важность и необходимость изучения проблем регионального развития экономики не оставляла сомнений. Программы по развитию регионов получили наибольшее распространение в Великобритании и США.

Второй этап приходится на 40—50-е гг. Данный период характеризуется также спадом производства, в основном в традиционных отраслях промышленности, что явилось последствием послевоенного экономического кризиса. Последствия этого кризиса в наибольшей степени проявились в странах Западной Европы (Новая Англия, Эльзас, Лотарингия, Северные районы Франции и др.).

Третий период: 60—70-е гг. Именно в этот период была признана эффективность формирования системы региональной политики, которая получила свое распространение в развитых странах Запада.

Четвертый этап приходится на середину 70-х гг.—1993 г. После кризиса 1974 г. на первый план выходят цели, носящие макроэкономический характер, нежели региональный.

Пятый этап: 1993 г. — по настоящее время. После подписания Маастрихтских соглашений происходит активное развитие интеграционных процессов (в основном на территории ЕС), что характеризует превращение “Европы национальных государств” в “Европу регионов”.

В Великобритании были разработаны мягкие, косвенные методы стимулирующего и сдерживающего контроля за размещением производства. Региональная политика опиралась на три группы мер:

1. финансовые меры, стимулирующие размещение и рост производства в депрессивных регионах (гарантии на капиталовложения, займы, налоговые льготы, региональные премии за занятость и др.).

2. непосредственная инвестиционная деятельность государства по развитию производственной и социальной инфраструктуры, в первую очередь – транспорта и жилья.

3. меры «негативного контроля» за промышленным строительством, предусматривающие разрешение на промышленное предпринимательство.
В Германии сформировалась новая региональная стратегия – направляемая государством политика вторжения в сложившиеся механизмы собственности и управления. Учитывая большую политическую самостоятельность и широкие финансовые возможности земельных правительств и органов местного самоуправления, была принята парадигма «среднего пути». Суть его заключается сочетании обновляемой традиционной экономики с инновационным развитием. Поддержка новых фирм, действующих в передовых отраслях (электроника, высокотехнологичное машиностроение, информационные системы, сфера услуг и др.), осуществлялась земельными и местными властями методами косвенного стимулирования – в виде специальных премий, гарантий по банковским кредитам, налоговых льгот, амортизационных списаний. Государственное инвестирование шло в традиционные отрасли (угольно-металлургический комплекс) и частный инновационный капитал
Для американской региональной политики характерно чёткое разведение функций рынка и государства. Для возрождения Аппалачского региона была учреждена Президентская Аппалачская Региональная Комиссия – автономное федерально-штатное агентство развития. Основные задачи возрождения региона были сформулированы следующим образом:

1. стимулирование законченных производственных циклов в экономике, доведение передельных производств и обработки сырья до максимально возможной степени готового изделия. Другими словами, была использована конструкция энергопроизводственных циклов, разработанная советскими учёными.

2. привлечение в регион новых отраслей, могущих (способных) извлечь выгоды из местоположения и потенциального рынка региона.

3. развитие рекреационных ресурсов.

4. диверсификация сельского хозяйства, в том числе пригородного.

5. расширение занятости и уровня доходности в горном деле и заготовках древесины на основе реконверсии отраслей.







Date: 2016-07-22; view: 950; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию