Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология субъектов Российской Федерации, разработанная Институтом экономики переходного периода (2002 г.)





Регионы с низкой инвестиционной активностью относятся к "потребителям". В зависимости от уровня жизни населения и экономического потенциала среди них выделяются три типа:

1. "Производственники-потребители". Это регионы, характеризующиеся сравнительно высоким (или повышающимся) уровнем жизни населения. Данный тип представлен в достаточной степени богатыми регионами, в экономике которых может преобладать как промышленное производство, так и сельское хозяйство при относительно низкой доле топливного сектора. Регионы этого типа живут за счет потребления существующего капитала, не делая инвестиций для экономического роста в будущем.

2. "Нефтяники-потребители". Рассматриваемые регионы характеризуются также сравнительно высоким (или повышающимся) уровнем жизни населения. Данный тип представлен в достаточной степени богатыми регионами, экономическая активность и богатство которых основано на производстве продукции предприятиями топливного комплекса: нефтедобывающими, нефтеперерабатывающими и угледобывающими.

3. "Бедные потребители". Регионы данного типа характеризуются низким (или снижающимся) уровнем жизни населения. Для экономики этих регионов характерно отсутствие мощной экономической базы и собственных ресурсов.

Регионы с высокой инвестиционной активностью относятся к "инвесторам". В зависимости от уровня жизни населения и экономического потенциала среди них выделяются следующие два типа.

1. "Богатые инвесторы". К этому типу относятся наиболее благополучные с экономической и социальной точки зрения регионы. Высокий экономический потенциал данных регионов обеспечен как за счет предприятий топливного сектора, так и за счет развития на их территории новых производств (преимущественно с участием иностранного капитала).

2. "Бедные инвесторы". В большинстве регионов, относящихся к данному типу, экономический потенциал достаточно высок, однако это не способствует повышению уровня жизни населения.

Регионы, для которых характерна крайне неустойчивая ситуация в социальной и экономической сферах, отнесены к типу "Шатающиеся".

Регионы, характеризующиеся крайне неустойчивой ситуацией в экономической сфере, но при этом наблюдается преобладание устойчиво низкого (или снижающегося) уровня жизни населения, отнесены к типу "Депрессивные".

Вопрос №6: Сущность, объект и задачи регионального управления.

Региональное управление - это самостоятельное направление государственной деятельности по регулированию регионального развития в соответствии с федеральными приоритетами. Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Главный объект исследования государственной региональной политики – отношения между центром (государством в целом) и регионами (субъектами РФ, территориями).

К задачам государственного регионального управления относятся:

- обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;

- экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;

- оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов управления экономической базы региона;

-обеспечение экологической безопасности в регионе защита окружающей среды;

- формирование и реализация структурной инвестиционной и научно-технической политики в регионе, формирование и развитие рыночной инфраструктуры;

- анализ использования территории и прогнозируемых ограничений ее использования;

- обеспечение устойчивого развития и повышения инвестиционной привлекательности территории субъекта.

Вопрос №7: Принципы, методы и функции регионального управления, их взаимодействие и разграничение.

Анализ зарубежной практики, а также опыта регионального менеджмента в России показывает, что его эффективность во многом зависит от соблюдения вполне определенных, проверенных самой жизнью принципов, обусловленных законами рыночной экономики.

К основным принципам регионального менеджмента относятся: децентрализация, партнерство дифференцировалось, поляризованное развитие, дирижизм, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.

Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального управления на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.


Принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития, которое приходит на смену политике выравнивания уровня регионального развития и предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы.

Принцип дифференцированности государственной политики регионального развития. Согласно данному принципу, на территории РФ должны существовать различные зоны, в отношении которых должны быть сформулированы различные цели социально-экономического развития и сформированы различные меры достижения данных целей.

Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном управлении через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.

Содержанием принципов мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменение внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.

Принцип выделенной компетенции (в отличии от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляется перераспределение функций субъектов, федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции.

Среди методов управления региональной экономикой выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической политики.

В условиях демократизации управленческих функций меняются механизмы мотивации принятия решений и соотношение экономических и административных методов управления.

Административные методы регулирования регионального развития базируются на отношениях власти и подчинения, характерных для властных структур, и осуществляются в форме:

- административных распоряжений, постановлений, адресуемых субъектам регионального воспроизводственного процесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию;


- правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм собственности (нормативное регулирование);

- рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиологического).

Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства — через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках.

Выделяются следующие основные функции: целеполагание, регулирование и стимулирование.

Реализация функции целеполагания обусловлена необходимостью осуществления научного прогнозирования социально-экономического развития региона и разработки целевых региональных программ.

Функция регулирования в региональном менеджменте реализуется в основном в системе объектов, относящихся к государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной собственности, переданных в собственность регионов.

Стимулирующая функция регионального менеджмента дает субъекту управления мощные средства для реализации интересов региона, муниципальных образований, предприятий и организаций, социальных групп.

Вопрос №8: Субъекты, объекты и уровни регионального управления. Различие между субъектами регионального управления и органами управления региональным развитием.

Субъекты:

- Высшие государственные органы власти РФ (Президент, Правительство, Федеральное Собрание). Поскольку принимаемые ими решения и нормативные акты затрагивают сферу управления развитием территорий в наибольшей степени, ибо именно они создают экономический и политический климат в стране.

- Высшие органы государственной власти регионов.

- Население региона.

- Хозяйствующие субъекты и добровольные объединения.

Таким образом, субъект регионального стратегического планирования — региональное сообщество (население региона), делегирующее права управления региональным органам власти и непосредственно участвующее в принятии стратегических решений с использованием институтов гражданского общества, а также представители федеральных органов власти и управления и бизнес-структур, имеющие стратегические интересы в данном регионе.

Объекты:

Объектами регионального управления и территориального планирования в общем случае выступают административно-территориальные единицы страны (регион — субъект РФ, ассоциация регионов, муниципальное образование и т.п.).

Учитывая сущность, содержание и задачи регионального управления, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам:

1) форма собственности (федеральная, собственность субъекта федерации, муниципальная и т.д.);

2) характер продукции или услуг, производимых хозяйствующим субъектом (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.);


3) характер и степень воздействия хозяйствующего субъекта на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе;

4) воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная поддержка и др.).

Таким образом, к объектам регионального управления следует отнести все хозяйственные единицы региона. Однако при этом непосредственными объектами регионального управления являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизнедеятельности населения вне сферы производства.

Уровни регионального управления и территориального планирования.
Системный подход к управлению процессами регионального управления и территориального планирования предусматривает рассмотрение всех уровней данной системы:

• федеральный уровень, на котором разрабатывается и реализуется государственная стратегия социально-экономического развития;

• межрегиональный уровень (уровень макрорегионов — федеральных округов), на котором координируется осуществление крупномасштабных социально-экономических программ и приоритетных национальных проектов на территории округов, а также действий администраций субъектов РФ, входящих в состав округов;

• региональный уровень, на котором формируется и реализуется региональная социально-экономическая политика, т.е. политика субъектов федерации, основными задачами которой выступают задачи решения социально-экономических проблем российских регионов на основе развития и использования региональных факторов производства;

• муниципальный уровень, являющийся средой обитания и общения, местом, где формируется человеческое сообщество, частью гражданского общества, где каждый индивид имеет возможность реализовать свои потребности, интересы, способности;

• микроуровень. Руководствуясь принципом корпоративной социальной ответственности, в процессах регионального управления обязаны участвовать и хозяйствующие субъекты (организации, осуществляющие производственную, торговую, финансовую деятельность),

11.Региональная политика в РФ: содержание, цели, задачи.

Под региональной политикой в РФ понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.

Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:

· обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

· обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;

· выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

· предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

· приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

· максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

· становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Главная цель предстоящего десятилетия - стабилизация производства, возобновление экономического роста в России, повышение уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций РФ в мире. Усилия органов государственной власти РФ и субъектов РФ концентрируются на решении следующих задач:

· укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;

· формирование региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;

· сглаживание различий социально-экономического развития регионов, поэтапное укрепление их собственной экономической базы;

· повышение благосостояния и рационализация расселения населения;

· развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и других);

· стимулирование развития районов и городов, способных стать "точками роста" экономики субъектов Российской Федерации;

· государственная поддержка регионов с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;

· реализация научно-обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и другие);

· совершенствование экономического районирования страны.

12.Уровни государственной региональной политики. Приоритетные направления современной государственной региональной политики.

Уровни
Системный подход к управлению процессами регионального управления и территориального планирования предусматривает рассмотрение всех уровней данной системы:

• федеральный уровень, на котором разрабатывается и реализуется государственная стратегия социально-экономического развития;

• межрегиональный уровень (уровень макрорегионов — федеральных округов), на котором координируется осуществление крупномасштабных социально-экономических программ и приоритетных национальных проектов на территории округов, а также действий администраций субъектов РФ, входящих в состав округов;

• региональный уровень, на котором формируется и реализуется региональная социально-экономическая политика, т.е. политика субъектов федерации, основными задачами которой выступают задачи решения социально-экономических проблем российских регионов на основе развития и использования региональных факторов производства;

• муниципальный уровень, являющийся средой обитания и общения, местом, где формируется человеческое сообщество, частью гражданского общества, где каждый индивид имеет возможность реализовать свои потребности, интересы, способности;

• микроуровень. Руководствуясь принципом корпоративной социальной ответственности, в процессах регионального управления обязаны участвовать и хозяйствующие субъекты (организации, осуществляющие производственную, торговую, финансовую деятельность),

Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и предусматривает следующие основные (приоритетные) направления:

1) определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);

2) определение соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;

3) подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;

4) решение национально-экономических вопросов (в условиях многонационального государства);

5) решение проблем урбанизации.

 

К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах (проводящих активную региональную политику) практически одинаково:

• освоение слаборазвитых территорий, реконструкция экономики депрессивных промышленных районов;

• децентрализация агломераций и районов концентрации промышленного производства;

• образование новых промышленных узлов за пределами городских поселений, не связанных с существующими центрами промышленности.

Без осуществления такой политики диспропорции как в регионах, так и в масштабе всей страны будут возрастать.

Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.

13.Законодательное и нормативно-правовое обеспечение государственной региональной политики.

Предпосылки правового обеспечения региональной политики содержаться в Конституции РФ. Она определяет государственное устройство (федеративное государство) и основы взаимоотношений РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

В Конституции РФ зафиксированы положения, которые определяют единство экономического пространства страны:

• равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами власти;

• гарантируемое единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции, свобода экономической деятельности, не запрещенной законом;

• недопущение установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного движения товаров, услуг и финансовых средств;

• запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля.

Порядок взаимоотношений между регионами и центром регулируется Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Закон устанавливает ряд ведущих принципов:

• принцип конституционности (не нарушение Конституции РФ);

• принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов;

• принцип равноправия субъектов федерации при разграничении предметов ведения и полномочий;

• принцип недопустимости ущемления прав и интересов субъектов федерации (имеется в виду, что заключаемые двусторонние договора соглашения не должны ущемлять права и интересы других субъектов федерации);

• принцип согласованности интересов Российской Федерации интересов ее субъектов;

• принцип добровольности заключения договоров, соглашений. Закон предусматривает также порядок участия субъектов







Date: 2016-07-22; view: 1028; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию