Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Появление дифференциальной психологии
К началу века дифференциальная психология начала обретать конкретные формы. В 1895 году Бине и Генри опубликовали статью под названием «Психология индивидуальности» («La psychologie individuelle») (4), которая представляла собой первый систематический анализ целей, предмета и методов дифференциальной психологии. Это не выглядело претенциозным, поскольку отражало реальный статус данной отрасли психологии в то время. Они писали: «Мы начинаем обсуждение нового предмета, сложного и практически неисследованного» (4, с. 411). Бине и Генри в качестве главных проблем дифференциальной психологии выдвинули две: во-первых, изучение природы и степени индивидуальных различий в психологических процессах и, во-вторых, открытие взаимоотношений психических процессов 28 Дифференциальная психология
индивидуума которое может дать возможность классификации качеств и возможность определения того, какие функции являются наиболее фундаментальными. В 1900 году появилась первая редакция книги Штерна по Дифференциальной психологии «Психология индивидуальных различий» («Uber Psychologie der individuellen Differenzen») (32). В 1-й части книги рассматриваются сущность, проблемы и методы дифференциальной психологии. К предмету этого раздела психологии Штерн отнес различия между индивидами, расовые и культурные различия, профессиональных и общественных групп, а также половые. Основополагающую проблему дифференциальной психологии он характеризовал как триединую. Во-первых, какова природа психологической жизни индивидов и групп, какова степень их различий? Во-вторых, какие факторы определяют эти различия или воздействуют на них? В этой связи он упомянул наследственность, климат, социальный или культурный уровень, образование, адаптацию и т. д. В-третьих, в чем проявляются различия? Можно ли зафиксировать их в написании слов, мимике лица и т. д.? Штерн рассмотрел также такие понятия, как психологический тип, индивидуальность, норма и патология. С помощью методов дифференциальной психологии он дал оценку интроспекции, объективному наблюдению, использованию материалов истории и поэзии, культурологическим исследованиям, количественному тестированию и эксперименту. Во 2-й части книги содержится общий анализ и некоторые данные, касающиеся индивидуальных различий в проявлении ряда психологических качеств — от простых сенсорных способностей до более сложных психических процессов и эмоциональных характеристик. Книга Штерна в существенно переработанном и расширенном виде была переиздана в 1911 году, и еще раз — в 1921 под названием «Методологические основы дифференциальной психологии» {«Die Differentielle Psychologie in ihren methodishen Grundlagen») (33). В Америке для исследований методов тестирования и сбора данных по индивидуальным различиям были созданы специальные комитеты. На своем съезде в 1895 году Американская психологическая ассоциация образовала комитет «для рассмотрения возможности сотрудничества между различными психологическими лабораториями по вопросам сбора психических и физи- Происхождение дифференциальной психологии 29
ческих статистических данных» (10, с. 619). На следующий год Американская ассоциация научного развития образовала постоянный комитет для организации этнографического исследования белого населения Соединенных Штатов. Кэттелл, являвшийся одним из членов этого комитета, отмечал важность включения психологических тестов в это исследование и необходимость координации его с исследовательской работой Американской психологической ассоциации (10, ее. 619—620). В русле основного потока исследований лежало и применение вновь создаваемых тестов к разнообразным группам. Келли (19) в 1903 году и Норсворс (24) в 1906 сравнили нормальных и слабоумных детей по результатам тестов на сенсомоторные и простые психические функции. Их открытия пролили свет на продолжавшее иметь место деление детей по их способностям и позволили утверждать, что слабоумные не составляют отдельной категории. В 1903 году вышла книга Томсона «Интеллектуальные различия полов» {«The Mental Traits of Sex») (36), содержавшая результаты проводившегося в течение нескольких лет разнообразного тестирования мужчин и женщин. Это было первое всеобъемлющее исследование психологических различий полов. Также впервые было проведено тестирование сенсорной остроты, моторных возможностей и некоторых простых психических процессов у представителей различных расовых групп. Отдельные исследования появились еще до 1900 года. В 1904 году Вудвортс (38) и Брюнер (8) протестировали несколько первобытных групп на Выставке св. Луиса. В том же году появилась оригинальная статья Спирмена, который выдвинул свою двух-факторную теорию психической организации и предложил статистическую технику для исследования проблемы (31). Эта публикация Спирмена открыла область исследования взаимоотношения качеств и открыла дорогу для современного факторного анализа. РЕЗЮМЕ Очевидно, что в течение короткого периода времени после 1900 года был заложен фундамент фактически всех отраслей дифференциальной психологии. Предпосылками, повлиявшими 30 Дифференциальная психология
на формирование новой области исследований, являлись философские трактаты представителей доэкспериментальной психо-^ логии, попытки астрономов делать точные измерения, используя индивидуальные различия во времени реакции, развитие экспериментального метода в психологии, важные открытия в области биологии и статистики, развитие средств психологического тестирования. Направления, в которых развивается современная дифференциальная психология, частично были предопределены открытиями в таких смежных с ней областях, как биология и статистика, а также последовательным развитием психологического тестирования. Кроме этого, на развитие направлений современной дифференциальной психологии повлияла антропология и социальная психология — области, имеющие с ней много точек соприкосновения. Отношение дифференциальной психологии к двум последним дисциплинам станет более очевидным после прочтения глав, в которых рассматриваются групповые различия и культурные влияния. Такие первооткрыватели в области статистических методов, как Гальтон, Пирсон и Фишер, вооружили представителей дифференциальной психологии эффективными методиками анализа данных. Наиболее важными статистическими понятиями, используемыми в дифференциальной психологии, являются понятия статистического значения и корреляции. Психологическое тестирование, уходящее своими корнями к работам Гальтона, получило развитие в работах Кэттелла, Бине, Термена и армейских психологов первой мировой войны, создавших первоначальные шкалы для группового тестирования уровня интеллектуального развития. На более поздних стадиях стали развиваться тестирование специальных способностей, многофакторные системы и измерения неинтеллектуальных качеств. Главными тестовыми понятиями, которые должен знать студент, являются понятия нормы, надежности и валидности. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Anastasi, Anne. Practice and variability. Psychol. Monogr., 1934, 45, No. 5. 2. Anastasi. Anne. Psychological testing. N.Y.: Macmillan, 1954. Происхождение дифференциальной психологии 31
3. Bain. A. The senses and the intellect. London: Parker, 1855. 4. Binet, A., and Henri, V. La psychologie individuelle. Anneepsychoi, 1895 2, 411-463. 5. Binet, A., and Simon, Th. Methodes nouvelles pour If diagnostic du niveau intellectual des anormaux. Annee psychoi, 1905, 11, 191—244. 6. Bolton, T. L. The growth of memorv in school children. Amer. J. Psychol 1891-92, 4, 362-380. 7. Boring, E. G. A history of experimental psychology. (Rev. Ed.) N.V.; Appleton-Century-Crolls, 1950. 8. Bruner, F. G. The hearing of primitive peoples. Arch. Psychol., 1908, No. 11.. 9. Cattell, J. McK. Mental tests and measurements. Mind, 1890, 15, 373—380. 10. Cattell, I. McK., and Furrand, L. Physical and mental measurements of the students of Columbia University. Psychol. Rev., 1896, 3, 618—648. 11. Davies, J. L., and Vaughan, D. J. (Transs.) The republic of Plato. N.Y.: Burt, 19_. 12. Ebbinghaus, H. Uber eine neue Methode zur Prutung geistiger Fahigkeiten und ihre Anwendung bei Schulkindern. Z. Psychol., 1897, 13, 401-459. 13. Galton, F. Inquiries into Imam faculty and its development. London: Macmillan, 1883. 14. Garrett, H. E. Elementary statistics. N.Y.: Longmans, Green, 1950. 15. Garrett, H. E. Statistics, in psychology and education. (5th Ed.) N.Y.: Longmans, Green, 1958. 16. Gilbert, J. A. Researches on the mental and physical development of school children. Stud. Yale psychoi. Lab., 1894, 2, 40-100. 17. Guicciardi, G., and Ferrari, G. C. I testi mentali per Lesame degli alienati. Riv. spcr. freniat., 1896, 22, 297-314. 18. Guilford, J. P. Fundamental statistics in psychology and education. (3rd Ed.) N.Y.: McGraw-Hill, 1956. 19. Kelly, B. L. Psychophysical tests of mentally deficient children. Psychol. Rev., 1903, 10, 345-373. 20. Kraepelin, E. Der psychologische Versuch in der Psychiatric Psychol. Arbeit., 1895, 1, 1-91. 21. McNemar, Q. Psychological statistics. (2nd Ed.) N.Y.: Willey, 1955. 22. Munsterberg, H. Zur Individualpsychologie. Zbl. Nervenheilk. Psychiat., 1891, 14, 196-198. 23. Murphy, G. An historical introduction to modern psychology. (Rev. Ed.) N.Y.: Harcourt, Brace, 1949. 24. Norsworthy, Naomi. The psychology of mentally deficient children. Arch. psychoi, 1906, No. 1. 25. Oehrn, A. Experimented Studien zur Individualpsychologie. Dorpaterdisser., 1889 (also publ. in Psychol. Arbeit., 1895, 1, 92-152). 26. Peterson, J. Early conceptions and tests of intelligence. Yonkers-on-Hudson, N.Y: World Book Co., 1926. 32 Дифференциальная психология
27. Philippe, J. Jastrow—exposition d'anthropologie de Chicago-tests psychologiques, etc. Annee psychoi, 1894, 1, 522—526. 28. Rand, B. The. classical psychologists. N.Y.: Houghton Mifflin, 1912. 29. Ross, W. D. (Ed.) The works of Aristotle. Vol. 9. Oxford: Clarendon Press, 1915. 30. Sharp, Stella E. Individual psychology: a study in psychological method. Amer. J. Psychol, 1898-99, 10, 329-391. 31. Spearman, C. «General intelligence» objectively determined and measured. Amer. J. Psychol., 1904, 15, 201-293. 32. Stern, W. Uber Psycologie der individuallen Differenzen (Ideen zur einer «Differentielle Psychologie»). Leipzig; Barlh, 1900. 33. Stern, W. Die differentielle Psyhologie in ihren metodischen Qxundlagen. Leipzig: Barth, 1921. 34. Terman, L. M. The measurement of intelligence. Boston; Honghton Mifflin, 1916. 35. Terman, L. M., and Merrill, Maud A. Measuring intelligence. Boston: Houghton Mifflin, 1937. 36. Thompson. Helen B. The mental traits of sex. Chicago: Univer. Chicago. 37. Wissler, C. The correlation of mental and physical traits. Psychol. Monogr., 1901, 3, No. 16. 38. Woodworth, R. S. Race differences in mental traits. Science, N.S., 1910, 31. 39. Technical recommendations for psychological tests and diagnostic techniques. Psychol. Bull., 1954, 51, No. 2, Part 2. Date: 2016-07-22; view: 283; Нарушение авторских прав |