Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В.2Теория и практика изучения исторических источников/Исторические школы в изучении политической истории России
«Государственная школа» в русской историографии. Государственная,или юридическая,школа в русской историографии сложилась в середине 19 в.,когда ее основные принципы были сформулированы в трудах Б.Н.Чичерина. Своими идейными корнями историческая концепция Чичерина уходит в философскую систему Гегеля. Главным принципом государственной школы являлось признание государства как основного творческого начала истории и ее движущей силы.По определению Чичерина,"государство есть высшая форма общежития,высшее проявление народности в общественной сфере". Чичерин видел в государстве надклассовую силу и связывал с его деятельностью все изменения в общественной жизни. Он считал,что наиболее полно руководящая роль государства обнаружилась в истории России,где сам народ был создан государством,которое собрало под свою власть отдельных лиц,блуждавших по необъятным просторам. Географические условия России вызвали всемогущество русского самодержавного государства,которое силой своей власти создало сословия,закрепило их и заставило служить себе. Самодержавному государству Чичерин приписывал создание общины в России для фискальных целей.Такая община сменила собой в 17-18вв.вотчинную,которая еще ранее пришла на смену общине родовой. В книге "Опыты по истории русского права"(1858г.)Чичерин анализирует многочисленные юридические памятники,уделяя внимание истории земских соборов.Сама схема исторического развития,созданная Чичериным, согласно которой в России "союз кровный" сменился в 12 в."союзом гражданским",а ему на смену при Петре1 пришел "союз государственный", принципиально сходна со схемой Соловьева и Кавелини. Чичерин утверждал,что "образование государства- вот поворотная точка русской истории". Его формула:"у нас княжеская власть сделалась единственным двигателем народной жизни"подводила к заключению,что общественное устройство в России"получило бытие от государства,а монархия стала исходной точкой всего исторического развития народной жизни".Это,по мнению Чичерина,является основным отличием русской истории от истории Западноевропейских государств. В пореформенный период традиции государственной школы продолжили ученики Б.Н Чичерина-В.И.Сергеевич (1832-1911),А.Д.Градовский(1841-1889),Ф.И,Леонтович(1835-1911) На взглядах В.И.Сергеевича отразились позитивистские теории Конта,Миля и Спенсера, о чем свидетельствовала его докторская диссертация"Задачии метод государственных наук"(1871г.). В работе"Вече и князь"(1867г) Сергеевич подверг критике родовую теорию Соловьева,согласно которой отношения между князьями в древней Руси регулировались принципом старшинства в роде. Опровергая теорию "лествичного восхождения" при замещении княжеских столов, Сергеевич отмечал,что "корень ошибочного толкования источников родовой теории заключается в том,что она отправлялась от предположения наличия строго выработанного порядка преемства для такого времени,когда люди действовали не столько по правилам,сколько в меру своей силы" Согласно утверждению Сергеевича,договорные отношения определяли собой все стороны государственной и общественной жизни древней Руси.Древнерусское государство -результат договора между князем и народным представительством-вечем.Государственники продолжали освещать проблему происхождения крепостного права в России. В монографии "Крестьяне Юго-Западной Руси по литовскому праву 15 и 16 столетий" Ф.И.Леонтович отмечал решающую роль государства в закрепощении крестьян. Новую для исторической науки тему рассматривала диссертация А.Д.Градовского"История местного управления в России".Автор пытался обосновать распространенную в либеральных кругах идею "земского царя." Градовский издал книгу "Высшая администрация России18 столетия и генерал-прокуроры".В исследовании Градовский осветил деятельность Сената,Верховного тайного совета, а также административных преобразований в царствование Екатерины 2 и Александра 1. Влияние государственной школы прослеживается в трудах В.О.Ключевского и П.Н.Милюков
Date: 2016-07-22; view: 274; Нарушение авторских прав |