Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Походи в моих ботинках





ИГРА 57 (с 10 лет)

 

Цели: Эта замечательная игра поможет детям научится ставить себя на место другого и открывать в жизненном опыте другого новые для себя перспективы.

Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку, аудиокассета с

записью спокойной музыки.

Ч»,

Инструкция: Возьмите лист бумаги и опишите свой обычный день. Напишите, что происходит, когда вы идете в школу, как вы проводите время после школы, когда вы дома. Еще опишите что-нибудь, что делает вашу жизнь особенно прекрасной, и то, что осложняет ее.

Теперь садитесь все вместе в один большой круг. Каждый из нас идет по жизни каким-то своим особенным путем, и часто мы только тогда можем понять, как живет другой, когда "попадаем в его ботинки", то есть, когда представляем себя на его месте. Снимите, пожалуйста, ботинки и положите свои листы в один из них... Теперь встаньте и начните двигаться по кругу.

Включите спокойную музыку; пусть дети пройдутся пару кругов, размышляя в тишине о том, что было бы, если бы они стали кем-то из других детей. Потом остановите музыку.

Остановитесь сейчас, пожалуйста, у пары чужих ботинок... Выньте листок и прочтите, что другой ребенок написал о своей жизни... Теперь снова наденьте свои собственные ботинки и пойдемте со мной на улицу. Мы немного пройдемся, но вы не разговаривайте при этом друг с другом, а представьте себе, что выребенок, о жизни которого вы только что прочитали... (10 минут.)

Теперь садитесь на свои места, возьмите лист бумаги и опишите, что вы чувствовали, когда вы были этим другим ребенком. Что было бы хорошего, если бы вы смогли стать этим ребенком? А что было бы не так хорошо для вас? Как жизнь другого ребенка отличается от вашей собственной? Чем они похожи? Что вы думаете о вашей собственной жизни теперь, после того, как что-то узнали о жизни другого? Вы довольны? Завидуете ли вы ему немножко?

В заключение дайте ребенку прочитать оба текста: чужой рассказ и собственную реакцию на него и наоборот — свой рассказ и чужую реакцию на него.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе было представить, как ты ведешь жизнь другого ребенка?

— Узнал ли ты что-то новое для себя?

— Думаешь ли ты, что каким-то детям живется лучше, чем тебе?

— Думаешь ли ты, что тебе живется лучше, чем другим детям?

— Знаешь ли ты о жизни детей в других странах мира?

— Какие преимущества могут быть у жизни в тяжелых условиях?

— Какие недостатки у легкой и приятной жизни?

— Что является самым важным для всех детей?

— Что из этого важного ты особенно пожелал бы себе?

Беседа с деревом.

ИГРА 58 (с 8 лет)

Цели: Наверное, все мы хотим, чтобы дети умели чувствовать природу, животных и растения. К тому же только так можно развить у них чувство ответственности за природу. Дети сами по себе готовы к этому, и нам нужно лишь поддержать их естественную способность прочувствовать окружающий мир. Эта игра подарит детям переживания гармонии, красоты и любви к природе.

Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Скажите мне, какие деревья вам особенно нравятся? У каждого дерева есть свое лицо. Изобразите своим теломкак выглядит издали ива? А как выглядит тополь? А дуб?

По возможности, перед этими этюдами или одновременно с ними, посмотрите с детьми картинки, изображающие разные деревья. Изображение дерева — прекрасная возможность закрепить понимание его морфологии.

Я хочу предложить вам путешествие в царство деревьев...

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните несколько раз глубоко...

Представь себе лес, по которому ты бредешь. Стоит прекрасный весенний день. Небо голубое, солнце светит ярко. Ты идешь по очень большому лесу. Здесь стоят самые разные деревья: хвойные, лиственные, большие и маленькие. Обрати внимание на цвет листьев и иголок. Посмотри, какие темно-зеленые иголки у сосны, и какие светлые листья у бука и березы. Посмотри, на разную форму листьев. На какое дерево ты смотришь? Взгляни на цвет листьев и их форму. Позже ты сможешь их нарисовать. Осмотри лес поближе и, когда ты увидишь какую-нибудь картинку отчетливо, подай мне рукой знак.

Где-то в этом лесу есть одно особенное деревоэто дерево будет с тобой разговаривать, только с тобой. Это дерево хотело бы

стать твоим другом. Осмотрись вокруг получше и найди его. Подними руку вверх, когда окажешься прямо под этим деревом. Теперь подойди к дереву совсем вплотную и приложи ухо к его стволу. Ты слышишь, как сок течет по кольцам дерева вверх?

Прислушайся очень внимательно к голосу дерева. Как звучит его голос? Как звуки саксофона? Как тихий шепот? Как светлый колокольчик? Как шум ручья? Этот голос веселый, как у Микки Мауса, или серьезный, как голос пожилого человека? Если ты узнал голос дерева, то ты сможешь его внимательно выслушать. Ты отлично это сделаешь! Сосредоточься. Шшшш... дерево хочет тебе что-то сказать. Не пропусти ни одного слова, которое оно тебе говорит... Может быть, оно хочет тебя попросить, чтобы ты что-то для него сделал. Может быть, обрадуется тому, что именно ты его навестил. Возможно, дерево скажет тебе, что ты однажды станешь таким же большим и сильным, как оно. Быть может, дерево хотело бы помочь тебе решить твои сегодняшние проблемы... (15 секунд.)

Когда ты услышишь, что хотело тебе сказать дерево, дай мне рукой знак.

Если кому-нибудь из детей будет трудно услышать голос дерева, помогите ему:

Илья, попробуй немного обойти дерево и приложи ухо к другой стороне ствола. Я знаю, что ты умеешь очень хорошо слушать. Возможно, здесь тебе будет лучше слышно. Или, быть может, ты заметишь, что дерево говорит с тобой иным образомчто оно движется, что оно дарит тебе изумительный запах или дарит твоему воображению прекрасный образ...

Запомни то, что сообщило тебе дерево. Запомни также, что деревотакое же живое, как и ты. А теперь попрощайся с деревом... Возвращайся назад. Потянись и будь снова здесь бодрый и отдохнувший... Возьми лист бумаги и нарисуй свое дерево. Там же напиши то, что сказало тебе дерево.

Цате детям показать свои рисунки и прочитать свои тексты. Можно также в конце всей группой придумать историю про лес с разговаривающими деревьями — один ребенок начинает, а каждый следующий добавляет к истории свое предложение.

Анализ упражнения:

— Что сказало тебе дерево?

— Что ты чувствовал, когда стоял вплотную к дереву?

— Какие деревья ты больше всего любишь?

— Как деревья без слов разговаривают с людьми?

— Что говорят они нам о погоде, о времени года, о бедах и радостях окружающего мира?

— Как дерево показывает, что оно заболело?

— Почему деревья болеют?

Что л чувствую?

ИГРА 59 (с 6 лет)

Цели: Эта прекрасная игра покажет детям, как каждый из нас обычно выражает испытываемые чувства. Здесь, не совещаясь друг с другом, дети должны угадать, какое чувство показывает каждый игрок. Игра развивает способности детей к самовыражению, их театральный талант и сензитивность.

Инструкция: Сядьте все вместе в круг. Сейчас мы будем загадывать и разгадывать чувства. Один из вас выйдет на середину и придумает, какое чувство он нам без слов покажет. Выбирайте чувство, которое вам самим хорошо известно по опыту или которое вы часто наблюдаете у родных. Придумайте также ситуацию, в которой это чувство возникает.

Например, кто-то может представить себе такую картинку: "Утром я слышу будильник и прерываю мой прекрасный сон. Я знаю, что должен вставать, но я еще хочу спать..." И этот ребенок может нам показать, как он лежит в кровати, вздрагивает неожиданно, потому что слышит будильник, и прячет голову под подушку, чтобы еще пару минут поспать. Пожалуйста, помните, что вы не должны говорить ни слова, когда предлагаете нам свою загадку, но вы можете пользоваться различными подходящими звуками. В примере, который я только что приводила, ребенок двигался. Но вы можете показать также "застывшую" картину. Так тоже очень много можно выразить. Понятно ли вам, как мы будем играть?

Подумайте, может быть, Вы сами начнете игру, чтобы "растопить лед".

Анализ упражнения:

— Понравилось ли тебе загадывать загадку группе?

— Какие чувства легче, а какие тяжелее показывать?

— Быстро ли ты догадывался, какие чувства были задуманы?

Кукольный театр

ИГРА 60 (с 6 лет)

Цели: Эта игра подходит и для маленьких, и для больших детей. Она развивает экспрессивные способности и понимание как собственных, так и чужих чувств. Самым оптимальным будет медленный темп работы, чтобы дети могли спокойно все обдумать, припомнить и прочувствовать.

Инструкция: Разойдитесь по двое. Решите, кто из вас будет Куклой, а кто Кукольником. Кукла должна сидеть совершенно расслаблено, свесив голову вниз, как тряпичная. Кукольник придаст потом этой подвижной марионетке какое-то положение: ее рукам, ногам, лицу, рту, пальцам и т.д. Кукольник должен следить за тем, чтобы те позы, которые он придает Кукле, не были для нее утомительны.

Я сейчас позову всех Кукольников и потихоньку им скажу, какие чувства должны будут изображать их Куклы. Затем Кукольники начнут так сажать, ставить или класть своих Кукол, чтобы они всем телом выразили задуманное чувство. Куклы выполняют все это и застывают в том положении, которое им придают. Когда Кукольник закончит, он говорит своей Кукле: "Я готов. Можешь ли ты сказать, какое чувство я из тебя «сделал»?"

Позовите теперь всех Кукольников и сообщите им, что должны показывать их Куклы. Например, Кукла радуется, так как она первый раз плывет без надувного матраца.

По окончании дети меняются ролями, и новые Кукольники должны будут показать Куклой злость, как будто младший брат пролил краски на их любимую книжку. Пусть дети чередуются друг с другом. Пройдитесь вокруг и напомните им, что выражение лица тоже необходимо продумывать.

Когда дети ухватят идею игры, то сам Кукольник сможет решать, какое чувство его Кукла будет выражать. В конце Вы можете провести небольшую театральную сценку:

"Мы играем сейчас все в кукольную лавку. Один ребенокКукольникприходит в магазин, включает свет и поднимает всех Кукол. Он заводит механизм на спине каждой Куклы, и они начинают двигаться.

 

Когда завод заканчивается, Куклы останавливаются или падают на пол".

Эта сцена будет более впечатляющая, если Вы подберете к ней соответствующую музыку.

Анализ упражнения:

— Понравилось ли тебе быть Куклой?

— Ты быстро сообразил, какое чувство должен показывать?

— Кукольник хорошо с тобой обращался?

— Что понравилось тебе больше — быть Куклой или Кукольником?

— Что ты испытывал в роли Кукольника?

— Слушалась ли тебя кукла, когда ты ставил ее?

— Быстро ли ты понял, какую позу должна принять твоя Кукла, чтобы выразить чувство?

— Какое чувство было труднее всего показывать?

Одинокая звезда

ИГРА 61 (с 6 лет)

Цели: В этой игре Вы расскажете детям увлекательную историю, из которой они больше узнают о сочувствии людей друг к другу. Потом эту историю дети смогут творчески обыграть.

Материалы: Яблоко, а лучше — на каждых двух детей по яблоку.

Инструкция: Знаете ли вы историю, в которой кто-то был одиноким? Чувствовали ли вы себя когда-нибудь одинокими? Чего вам больше всего хотелось, когда вам было одиноко? Я хочу вам рассказать историю про маленькую одинокую звезду...

В давние-предавние времена небо по ночам было совсем темным. На нем совершенно не было звезд, кроме одной крошечной звездочки. Она жила высоко в небе и, когда оглядывалась вокруг, то замечала, что она совершенно одна. И от этого ей становилось грустно. Ей очень хотелось видеть на небе другие звезды, чтобы ловить их лучи и дарить им собственный свет. Однажды отправилась звездочка на землю к одному старому мудрому человеку, жившему на высокой горе. И когда она его нашла, то спросила: "Можешь ли ты мне помочь? Мне так одиноко на небе. Мне не с кем поговорить, некому подарить свой свет. Иногда я даже плачунастолько мне одиноко". Старый человек знал, каково эточувствовать себя одиноким. Он знал, что тогда пропадает желание играть, еда становится невкусной и не поются веселые песни... Ему понравилась маленькая звездочка. А так как он был очень-очень мудрым, он пообещал, что поможет ей. Сначала старик пошел в свою хижину и взял блестящий черный волшебный мешок. Он открыл его, запустил туда руку и достал множество сверкающих звезд. Один взмах рукии по всему ночному небу засияли тысячи ярких звезд. "Смотри-ка,сказал старик,Это ли не прекрасно? Теперь на небе много звезд, это твои братья и сестры. Ты можешь с ними беседовать, ты можешь дарить им свой собственный свет и ловить лучи от них. Но поскольку ты так долго была одинока, я хочу сделать для тебя еще кое-что. Я хочу, чтобы память о тебе навсегда осталась здесь, на земле. Я создам на чем-то необыкновенном твое изображение". Он щелк-

 

пул пальцами, и изображение маленькой звездочки раз и навсегда запечатлелось на земле. И здесь заканчивается эта история.

Кто догадался, как мудрый старик сохранил изображение звездочки? (Достаньте одно яблоко и положите его на виду.) Да, в каждом яблоке есть место для счастливой крошечной звездочки. Давайте внимательно посмотрим, действительно ли есть маленькая звезда в этом яблоке.

Разрежьте яблоко горизонтально так, чтобы получились две равные половины. Разъедините эти половинки и покажите детям звездочку, в виде которой располагаются яблочные зернышки. Если у Вас больше яблок, разрежьте их и дайте каждому ребенку по половине яблока.

Теперь я хотела бы, чтобы десять человек подошли сюда и образовали звездочку. Встаньте в круг, один ребенок позади другого. Сделайте круг таким тесным, чтобы посередине, вытянув руки, вы могли коснуться друг друга. Там, в середине, наша звезда очень теплая. Там ее сила, которая необходима, чтобы посылать свет-как можно дальше, к другим звездам, нам на Землю.

Теперь вытяните другую руку назад и представьте себе, что из ваших рук льется свет звезды, чтобы обрадовать другие звезды и детей на Земле. Почувствуйте рукой, которая направлена в центр круга, тепло звезды, а рукой, которая вытянута в другую сторону, теплый свет, источаемый вашей звездой. А теперь покажите мне, как ваша чудесная большая звезда медленно перемещается по небупередвигайтесь по комнате очень маленькими шажками.

— Почему мудрый старик помог звездочке?

— Можешь ли ты описать, что почувствовала маленькая звезда, когда нашла на небе так много братьев и сестер?

— С кем ты разговариваешь, когда тебе одиноко?

— Ты замечаешь, когда кому-нибудь из детей нашего класса одиноко?

— Знаешь ли ты других людей, которым иногда бывает одиноко?

— Что ты чувствуешь, когда сделал для кого-нибудь что-то хорошее?

Глава 5

Саморегуляция

 

Рисуем, чувства

ИГРА 62 (с 6 лет)

 

Цели: Эта игра особенно хороша для детей, которые не умеют справляться со своими сильными эмоциями и, возможно, склонны к агрессии или деструктивному поведению. В этой игре у них есть возможность внутренне разрядиться, выразив глубоко лежащие чувства. Детям часто сложно показать свои чувства так, чтобы это было приемлемо для взрослых. Некоторые чувства, например злость, ревность, страх, печаль, считаются нежелательными или даже плохими. Поэтому дети, боясь наказаний или отказа со стороны родителей, эти чувства сдерживают и накапливают в себе. К тому же негативное отношение к чувствам ребенка вредно и для его самоценности. Когда ребенок обнаруживает в себе "нехорошее" чувство, то втайне думает, что и сам он плохой.

Эта игра позволит ребенку без опаски выразить любое чувство и поможет детям принять свои чувства и себя самих. Чтобы достичь желаемого успеха, периодически следует повторять эту игру.

<*

Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Возьмите бумагу и нарисуйте, как вы себя в данный момент ощущаете. Подберите цвета, подходящие вашему чувству. Вы можете царапать, можете рисовать линии, круги, узоры или картинку, в общем, все, что вам хочется.

Я буду ходить по рядам, и вы мне скажете, какое чувство вы хотите показать своим рисунком. Я запишу это слово, и вы сможете его потом переписать на свою картинку.

Если дети уже умеют писать, они должны сами написать название чувства на листе. Важно, чтобы каждый ребенок смог показать свой рисунок, а Вы положительно оценили его: так, чтобы дети поняли, что подобное рисование — хорошая возможность заметить и назвать свои собственные чувства. Поговорите также с детьми о том, что они могут делать и делают, когда им скучно; когда они волнуются; когда ревнуют...

Анализ упражнения:

— Какое чувство тебе больше всего нравится?

— Какое чувство тебе не нравится?

— С каким чувством ты идешь утром в школу?

— Когда ты радуешься?

— Когда тебе страшно?

— Когда ты злишься?

К. Фопвль, ч. 3

Теплый, как солнце, легкий, как дуновение

ИГРА 63 (с 8 лет)

 

Цели: Детям часто кажется, что все, что они делают — неправильно, что они всем мешают, что они и не могут быть хорошими. Эта игра — прекрасное лечебное средство, которое поможет детям обрести полноту ощущений и чувствовать себя "радужней".

Инструкция: Сядьте или лягте поудобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните...

Представь себе, что сейчас чудесный день, и над тобой проплывает серое облачко, на которое ты можешь уложить сейчас все свои горести и заботы. Дай всем твоим заботам просто улететь с ним...

Представь себе, что небо над тобой ярко-голубое, что легкие лучи солнца согревают тебя. Ты чувствуешь себя надежно защищеннымтак мирно и спокойно вокруг. Мягкое дуновение ветерка коснулось твоей головы, и ты чувствуешь себя легко и счастливо, как маленькое легкое перышко. Ты думаешь, что ты сегодня такой же замечательный, как небо, такой же теплый, как солнце, и такой же нежный, как дуновение ветерка.

Представь себе, что при вдохе твое тело наполняется золотым светомот головы до кончиков пальцев ног... А когда ты выдыхаешь, представь себе, что все чувства, которые не нужны тебе сейчас, покидают тебя. Ты вдыхаешь золотой свет, а выдыхаешь неприятные чувства.

Тыкак маленькое перышко, которое несет легкий ветер; тыкак луч солнца, падающий на Землю. Дай еще больше расслабиться своему телу, свои плечам и рукам, своим ногам, расслабь свои стопы и ладошки.

Представь себе, что тыкак радуга, которая состоит из множества различных цветов. Нет никого на свете, кто думал и чувствовал бы так же, как ты... Это просто замечательно, что ты можешь быть здесь, среди нас... (15 секунд.)

Не спеша возвращайся назад, сюда, к тем, кто сидит или лежит здесь на полу. Ощути свою голову, руки, ноги. Вздохни глубоко и легко. Теперь ты можешь чувствовать себя радугой и радовать цветами себя и других. Медленно открывай глаза, начинай снова двигаться. Когда ты откроешь глаза очень широко, то увидишь вокруг себя другие пестрые радуги.

диализ у_

— Когда ты был напряженным?

— Когда ты был расслабленным?

— Как ты думаешь, какие животные хорошо умеют расслабляться?

— Почему каждый ребенок не похож на других, уникален?

— Почему ты сам ни на кого похож?

— Что в твоей радуге особенно прекрасно?

Сад чувств

ИГРА 64 (с 8 лет)

Цели: В этой игре дети смогут поговорить о том, что вызывает у них стресс, и что они потом делают, чтобы восстановить внутреннее равновесие. В конце игры они смогут пофантазировать — это поможет им потом сосредоточиться и работать с более ясной головой.

Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку, "Камень повествования" (описание — на стр. 115), аудиокассета с записью спокойной музыки.

Инструкция: Сядьте все вместе в круг. Давайте поговорим о том, что для вас тяжело и что происходит, когда вы чувствуете напряжение. Вы огорчаетесь? Или у вас болит голова или живот? Или вы не можете сосредоточиться и делаете очень много ошибок? Многое в жизни вызывает у нас тяжелое состояние: когда мы испытываем страх перед контрольной; когда мы на кого-нибудь сильно рассердимся, когда мы плохо выспались, когда поссорились с родителями. Но и хорошие вещи могут вызывать у нас напряжение, например, когда мы чрезмерно радуемся своему дню рождения, так что даже не можем заснуть.

Думали ли вы о том, что вызывает у вас напряжение, приводит вас к стрессу? И как он у вас проявляется? Подумайте об этом минутку в тишине. Теперь будет говорить только кто-нибудь один из вас.

Этот ребенок должен будет взять Камень повествования. Все остальные будут внимательно слушать.

Сначала пусть каждый ребенок расскажет о своей стрессовой ситуации, а Вы напишите на доске список разных возможных ситуаций. Во второй части занятия вернитесь к этому списку и обсудите с детьми, что можно сделать, чтобы справиться с напряжением. Под конец занятия подведите детей к некоторой воображаемой ситуации. В ней будет заключаться прекрасная метафора, дающая возможность воспарить духом.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я хочу вам показать, как и в плохие времена можно пополнить запас внутреннего спокойствия и об-

 

рести свежие силы. Три раза глубоко вздохните и слушайте внимательно мой голос.

Представь себе, что ты идешь по саду, по которому много лет не ступала нога человека, и твоя задачапозаботиться об этом саде. Тебе надо навести в саду порядок и сгрести старые листья, сухие ветки, отцветшие цветы. Ты берешь легкие грабли и другой инструмент, который может понадобиться при уборке сада. Ты срезаешь старые сухие ветки, которые загораживают свет живым растениям, и выдергиваешь сорняки, которыми заросли маленькие тропинки. Ты заботишься о том, чтобы все снова было красиво и можно было бы любоваться ухоженным садом. Затем ты сажаешь новые растения, следя за тем, чтобы всем необычным и редким растениям нашлось свое место. Теперь сад выглядит уже намного ярче, и повсюду красочно сверкают пестрые цветы.

Ты слышишь чудесные звуки в этом саду: жужжание шмелей, пение птиц, шум далекого водопада. Но между тем, каким глубочайшим спокойствием наполнена природа! Этот покой помогает тебе хорошо сосредоточиться. Ты начинаешь острее слышать, ощущаешь самые тонкие запахи, становишься более чутким ко всему...

Все вокруг наполнено сильными запахами: смолистым ароматом сосны, запахом травы, благоуханием сирени, розы и жасмина. Вот в воздухе запахло дымом: где-то зажгли костер, чтобы приготовить еду. Представь себе всю эту вкусную еду и на сладкоесвой любимый десерт. Тебе настолько любопытно, что ты идешь к этому лагерному костру... и находишь богато накрытый стол. Кто-то подарил тебе еще одну радость! И ты садишься за стол и наслаждаешься этой едой. Сидишь ты при этом на большом пне, бывшим когда-то частью могучего дерева. Ты проводишь рукой по коре и ощущаешь, сколько силы было в этом дереве.

В этом саду ты мог бы провести еще много времени. За работу, которую ты здесь сделал, ты будешь щедро вознагражден. Внутренний голос говорит, что ты можешь вернуться в этот чудесный сад в любое время, когда захочешь отдохнуть или найти покой. Этот сад цветет в твоем собственном воображении, которое также полно жизни и ярко, как и сам этот сад:

Теперь вздохни глубоко и попрощайся с садом. Ты знаешь, что ты всегда сможешь туда вернуться. Потянись и открой глаза.

Возьми лист бумаги и карандаши и нарисуй свой сад.

Анализ упражнения:

— Знаком ли тебе стресс, который приносит пользу?

— Каких стрессов ты можешь избежать?

— Что происходит с твоим телом, когда ты испытываешь стресс?

— Что делают твои родные, когда испытывают стресс?

— Когда у нас в классе бывают стрессовые ситуации?

— Достаточно ли тебе перемены, чтобы отдохнуть и "заправиться" энергией?

— Что больше всего понравилось тебе в воображаемом саду?

— Что доставило тебе наибольшую радость в твоей прогулке по саду: прекрасный вид, дивные звуки, запахи или вкусная еда?

Очищающее дыхание

ИГРА 65 (с 8 лет)

Цели: Это важная техника на "осознанное" дыхание, соединяющее тело и дух, особенно поможет детям в школе. Если они смогут научиться сосредотачиваться таким способом, то им будет легче настроиться на учителя, на других детей и на то многое, что от них требуется в школе.

Инструкция: Назовите мне день, в который вы охотно идете в школу... Назовите день, когда вы не очень охотно идете в школу... Назовите ситуацию, в которой вы бываете собранными... Назовите ситуацию, когда вы взволнованы и невнимательны...

Я хочу вам показать, как можно научиться чувствовать себя уверенным, довольным и бодрым...

Сядь, выпрямившись, на стул и держи спину совсем прямо. Положи руки на стол или на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотри в центр своей груди. Вдохни глубоко и выдохни без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох... Когда ты выдыхаешь, представь себе, что твой выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда ты вдыхаешьне напрягайся, пусть воздух просто снова войдет в твое тело... Если хочешь, можешь своему дыханию придать какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представь себе, что ты выдыхаешь свое беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный цвет, например, голубой. И представь себе, что ты вдыхаешь спокойствие, уверенность и легкость.

Чтобы дети привыкли к этой релаксационной технике, вы можете ставить классическую инструментальную музыку в стиле барокко или отрывки из Моцарта. Повторите важнейшие пункты инструкции и дайте детям две-три минуты времени на это прекрасное упражнение.

 

Почувствуй себя любимым.

ИГРА 66 (с 8 лет)

Цели: Некоторые дети испытывают сомнения в том, действительно ли они любимы и желанны, имеют ли они право проявлять себя и высказывать свои потребности. В этой игре мы попытаемся активизировать собственные силы детей, чтобы они чувствовали себя любимыми и достойными.

Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Маленький ребенок не может натворить зла: он еще не знает о добре и зле. Он хочет только быть защищенным, ухоженным и сытым, хочет чувствовать себя любимым. Сколько лет должно быть ребенку, чтобы он уже мог сделать что-то плохое? И когда мы вырастаем и даже когда становимся взрослыми, в нас остается нечто от невинного, достойного любви ребенка, которым мы были в начале своей жизни. Я хотела бы, чтобы вы об этом помнили.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните...

Представь себе, что тымаленький ребенок, которому всего несколько месяцев; ты лежишь в своей детской кроватке... Ты еще не умеешь ни говорить, ни ползать. Мама и папа, твои братья и сестры должны о тебе заботиться; они дают тебе все, в чем ты нуждаешься... Ты слышишь их голоса, они звучат ласково... Ты чувствуешь, что они очень рады малышу, недавно пришедшему к ним в мир...

Ты ощущаешь тепло их рук, когда они тебя нежно гладят или держат, и ты улыбаешьсяпотому что чувствуешь себя под их надежной защитой. А когда ты голоден, ты кричишь громким голосом, напоминая, что тебя надо покормить.

Я сейчас подойду к тебе и слегка коснусь тебя, а ты прошепчи мне на ухо, что ты ощущаешь, когда ты такой маленький. И после того, как я до тебя еще раз дотронусь, становись снова таким, какой ты в действительности. Потянись и открой глаза. Поразмышляй еще не-

много о том, какие слова очень хотели бы слышать малыши, дети в один год, дети в два года...

Пройдитесь по классу и пообщайтесь с каждым ребенком.

Теперь нарисуй, пожалуйста, себя маленьким ребенком, который еще не может сделать ничего дурного и который заслуживает любви. Возьми карандаши и нарисуй картину разными цветами. Нарисуй красивую надежную обстановку, кроватку и детский манеж; место, в котором ты находишься, обозначь золотым светом, который защищает тебя. (Подождите, пока все дети не закончат свои рисунки.) Теперь давайте подумаем, что должен слышать малыш от мамы с папой, чтобы отлично себя чувствовать и хорошо расти.

Запишите высказывания детей на доске, обязательно включив в них следующие:

— Я очень рада, что ты есть на свете.

— Я очень рада, что ты девочка.

— Я очень рада, что ты мальчик.

— Ты можешь занимать наше время: ты можешь кричать, испытывать голод, хотеть на ручки...

— У тебя много времени впереди, ты можешь не спешить становиться большим.

Теперь запишите эти высказывания на ваших рисунках... Разойдитесь по четверкам и покажите друг другу свои картинки... А сейчас в каждой четверке разбейтесь на пары. Решите, кто из вас будет А, а ктоБ. А держит свою картинку и представляет себе, что онтот маленький ребенок, который там лежит. А Б медленно читает те предложения, которые написаны на картинке. Затем вы меняетесь ролями...

Теперь обсудите эти высказывания. Какие из них вы воспринимали с легкостью, а какие, возможно, было тяжело воспринимать? Еще скажите друг другу: слышали ли вы сегодня от кого-то подобные слова?

Анализ упражнения:

— Что самое важное дают родители своим совсем еще маленьким детям?

— Что нужно от родителей детям вашего возраста?

— Почему взрослым иногда трудно как следует заботиться о маленьком ребенке?

Беседа с эльфом.

ИГРА 67 (с 8 лет)

Цели: По сравнению с предыдущим это упражнение выглядит поверхностным — при всем том, что они оба лежат в одной плоскости. Дети, когда учатся хорошо обращаться с самими собой, обретают важнейшие жизненные ресурсы. Многие дети, когда они остаются одни, включают телевизор или едят сладости, они делают что-то подобное в моменты, когда им особенно хочется любви. Дети должны учиться самим себе доставлять радость: например, придумать и воплотить в жизнь какой-нибудь проект, начать тренироваться или подружиться с кем-то и играть вместе. В этой игре-фантазии ребенок встречает эльфа, который придаст ему смелости достойно занимать самого себя.

Инструкция: Мы знаем, что другие люди могут с нами обращаться по-разномухорошо или плохо. И с самим собой каждый из нас может обращаться так жехорошо или плохо. Расскажите мне (с примерами), когда вы обращаетесь с собой плохо, то что вы делаете? А в каких случаях вы обращаетесь с собой хорошо? А в какихочень хорошо? Что вы при этом делаете?

Нам всегда хочется, чтобы другие с нами хорошо обходились, и мы, собственно говоря, знаем, что должны и сами с собой так обращаться. Скажите мне, почему важны оба этих момента?

Теперь садитесь поудобнее, закройте глаза, дышите глубоко...

Я сейчас буду рассказывать историю, которую ты должен будешь представить себе. Тогда ты поймешь, каким ты можешь быть приятным для самого себя. Представь два стула, которые стоят напротив друг друга. Посмотри, как ты сел на один из них. (10 секунд.)

Хорошо! А прямо напротив тебя стоит второй стул. Догадайся-ка, зачем?

Здесь сидит маленький дружелюбный эльф, который пришел тебя навестить. Эльф знает тебя уже давно и хочет тебя кое-чему научитьчему-то новому и очень хорошему для тебя. Скажи эльфу: "Мне хочется от тебя узнать, какие три вещи я могу сделать, чтобы порадовать сам себя..." (10 секунд.)

Посмотри, как эльф, улыбаясь, поудобнее усаживается на стуле, и говорит: "Ты прав... Очень важно научиться делать для самого себя что-то хорошее... Бывает ведь, что ты чувствуешь себя подавленным, а рядом нет никого, с кем можно поговорить или поиграть. Тогда ты сам должен поразмыслить, что же ты хочешь делать?"

Подумай минутку над словами эльфа. Он не сказал тебе, что ты должен делать. Он сказал только, что это очень важносделать для себя что-то хорошее, что-то совершенно особенное, что хорошо именно для тебя... (15 секунд.)

"Скажи мне,говорит затем эльф,как ты можешь сделать себе приятное?" Ты смотришь эльфу в глаза и думаешь, что ответить ему. Неожиданно у тебя возникают три мысли о том, как ты можешь доставить себе радость и быть довольным собой. И ты говоришь: "Да, эти три вещи я сделаю сегодня для себя..." Произнеси это последнее предложение очень тихо и повтори его себе еще раз.

Мысль номер один... Запомни очень точно, что ты сказал эльфу. Мне хотелось бы это услышать после того, как история закончится... (30 секунд.)

Теперь второй ответ, что пришел тебе на ум... Скажи сейчас его эльфу и сохрани в памяти. (30 секунд.)

А теперьтретья мысль... Прекрасное чувствознать, что ты сегодня сделаешь что-то хорошее для себя. И ты скажи: "Дорогой эльф, этомой третий ответ". И снова хорошенько запомни это, чтобы потом мне рассказать... (30 секунд.)

А теперь пришло время попрощаться с эльфом. Он очень рад, что ты его понял. Если тебе позже понадобятся новые мысли, ты сможешь снова позвать эльфа и поговорить с ним.

Потянись и возвращайся снова к нам, в наш класс. Открой глазаты теперь свеж и бодр.

Анализ упражнения:

— Какой была твоя первая мысль?

— Какой была вторая мысль?

— Какой была третья мысль?

Противоположности

ИГРА 68 (с 10 лет)

Цели: Противоположности очаровывают человеческий дух. Они пробуждают нашу фантазию, наши желания, но вместе с тем — и наши опасения. И для детей, и для взрослых одинаково важно не избегать противоположностей, а исследовать их. Это открывает новые перспективы и дает людям внутреннюю уверенность и, возможно, даже большую терпимость.

Сначала мы предлагаем детям телесно изобразить противоположности, затем дети смогут образно изобразить пары-противоположности.

Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Поставьте все столы и стулья вместе, чтобы у нас было достаточно свободного места. И идите туда, где вам ничто не помешает двигаться. Я скажу вам сейчас два слова, обозначающих противоположные понятия. Изобразите мне с помощью тела, что означает первое слово, и затемчто означает второе слово. Первая пара противоположностейкруглый и прямой. Можете ли вы мне своим телом показать, что такое "круглый"? Возможно, вы захотите это показать стоя, возможносидя или лежа... Смотрите, как хорошо получается! Взгляните, как другие дети показывают: "Якруглый".

Теперь покажите, что значитбыть прямым... Смотрите, как здорово выходит! Посмотрите, какие идеи пришли в голову другим ребятам.

Продолжайте, используя другие противоположности: сидеть — стоять, маленький — большой, замороженный — растопленный, придвинуть — отодвинуть, широкий — узкий, лево — право, холодный — горячий, быстро — медленно, близко — далеко, верх — низ, да — нет, длинный — короткий, громкий — тихий.

Теперь выберите из только что показанных вами пар-противоположностей ту, что особенно вам понравилась. Возьмите бумагу и нарисуйте к ней картинку. Подумайте, каким образом можно изобразить противоположности, чтобы это было красиво и интересно.

 

Анализ упражнения:

— Какие противоположности тебе было трудно изобразить?

— Какие противоположности ты выбрал для рисунка?

— Чьи рисунки тебе особенно понравились?

— Доволен ли ты своим собственным рисунком?

— Почему в нашем языке используются слова-антонимы?

— Можешь ли ты себе представить, как выглядит нечто среднее между круглым и прямым, между левым и правым, между "да" и "нет"?

Конференция зверей

ИГРА 69 (с 10 лет)

Цели: Эта игра-фантазия поможет детям обнаружить составляющие "Я — образа". Звери здесь — символ собственной личности. В этой игре особенно важно, чтобы дети не были напряжены.

Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Я хочу вам предложить одну фантазию. Ложитесь на пол и закрывайте глаза. Вздохните три раза глубоко...

Последовательно ощути различные части своего тела. Расслабь пальцы ног, ступни, колени... Расслабь целиком свои ноги, ладони, локти, плечи, живот, грудь, шею, лицо и глаза...

Когда твое тело расслабленно, ты можешь лучше концентрироваться. Представь себе какой-нибудь простой предмет и посмотри на него совершенно спокойно; это может быть, например, цветок или горящая свеча.

Представь теперь, что ты на прекрасном лугу. Повсюду густой туман, так что ты видишь все вокруг очень нечетко. Посчитай, не спеша, в обратном порядке (от десяти до нуля) и посмотри, как туман под твой счет медленно поднимается вверх и рассеивается. Ты уже лучше видишь вокруг себя. И с каждым вздохом у тебя прибавляется тепла и возникает много приятных чувств. И ты можешь еще больше расслабиться, как после дня, когда ты совершил пеший поход. Тебе страшно хочется провалиться в глубокий сон, в котором ты увидишь четырех зверей. Изучи их, понаблюдай, что они все вместе делают. У тебя есть пять минут на это. (5 минут.)

С каждым из животных у тебя есть что-то общее — какое-нибудь свойство характера или одинаковые способности. Найди время, чтобы поговорить со всеми зверями. (3 минуты.)

 

Попрощайся теперь со зверями. Оставь их на лугу и возвращайся назад. Вздохни глубоко, потянись и открой глаза. Возьми лист бумаги и нарисуй зверей, которых ты видел.

Дайте затем каждому ребенку возможность показать Вам свой рисунок и порассуждать о том, что именно каждый зверь говорит о его личности.

Анализ упражнения:

— Скольких зверей ты увидел?

— Легко ли тебе было увидеть всех четырех зверей?

— Догадался ли ты, какое качество обозначает первый зверь, второй, третий и четвертый?

— Какому зверю ты доверяешь больше, а какому — меньше?

— Что ты сказал каждому из них?

— Что делали звери вместе, хорошо ли они уживались друг с другом, не ссорились ли они?

— Сделал ли ты что-нибудь, чтобы звери хорошо уживались вместе?

— Понравился ли тебе твой собственный рисунок?

Шанцы-противоположности

ИГРА 70 (с 8 лет)

Цели: В этой игре дети смогут поработать с противоположными эмоциями. Они должны, работая парами, выразить противоположи ости в импровизационных танцах. Дети очень быстро схватывают идею иты и д^нТжГи^™^ ""«* ""Р" не «ГпоГ

музы "аТеРИаЛЫ: АуДИ°КаССета с записью ритмичной инструментальной

Инструкция: Разбейтесь на парь, по двое. Вы должны будете вме сте придумать танец. Один из вас должен изобразить epycmZuml нец, а другой — веселый. Понаблюдайте, что произойдет^ посмотри-

те на танцы друг друга — ведь другие дети могут изобрести совершенно иной танец, не такой, какой придумали вы. Может быть, тогда счастливый танец будет еще счастливее, а грустный — еще грустнее. Скажите своим танцем, что вам грустно или, наоборот, что вы счастливы. Я ставлю музыку.

Каждые 1-2 минуты дети меняются ролями. Другие пары чувств, которые Вы можете предложить: нервный — спокойный, беспечный — озабоченный, сердитый — довольный, жадный — щедрый, трусливый — смелый, бунтарский — покорный, унылый — полный надежд, взволнованный — скучающий.

Спустя какое-то время предложите детям самим называть интересные для них противоположности.

Date: 2016-07-20; view: 433; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию