Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Большие пальцы вверх, шепчем, все вместе
ИГРА 51 (с 6 лет) Цели: Нередко бывает, что все дети одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. Они учатся сосредоточению, а более медлительные дети получают больше времени для размышлений. Инструкция: Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: "Раз, два, три..." На счет "три" вы все вместе должны будете прошептать мне ответ. — Можете ли вы мне сказать, какой сегодня день недели? Другие возможные вопросы: — Как называется наша школа? — Как зовут директора нашей школы? — Как называется улица, на которой стоит наша школа? — Сколько учеников в нашем классе? — Сколько минут длится урок? — Сколько минут продолжается большая перемена? И т.д. Для того чтобы побудить детей к сотрудничеству, Вы можете в заключение дать им возможность поработать в парах. Задайте вопрос, и пусть пары ищут ответ. Затем Вы можете по очереди подходить к каждой паре и спрашивать партнеров: "Вы можете одновременно ответить на мой вопрос? Раз, два, три!" Волшебная палочка ИГРА 52 (с 6 лет) Цели: Этой игрой можно регулярно начинать неделю, так как она дает каждому ребенку возможность задуматься и подвести итог прошедшей недели. Игра развивает навыки общения и групповую сплоченность. Дети учатся попеременно говорить и слушать других. Для регулирования потока детских монологов Вы можете использовать "волшебную палочку". Эту "волшебную палочку" можно применять и в других случаях, например, во время дискуссии в классе, или когда дети по кругу придумывают вместе историю, или же в конце учебного дня, когда дети по очереди рассказывают, что они за этот день сделали или чему научились. Материалы: Возьмите палочку или прутик длиной примерно 40 см и покрасьте его серебряной или золотой краской. Когда краска высохнет, Вы можете дополнительно украсить палочку блестящей бумагой или цветными ленточками. Инструкция: Сядьте, образуя круг, и посмотрите на волшебную палочку, которую я вам принесла. Сейчас право говорить получит только тот ребенок, у которого в руках находится волшебная палочка. Все остальные должны будут внимательно слушать до тех пор, пока палочка не перейдет к ним. Я хочу, чтобы каждый, кто держит волшебную палочку, рассказал нам, что хорошего случилось с ним на прошлой неделе. Когда рассказчик закончит, он сам решит, кому передать палочку дальше. Другие возможные вопросы: — Что было для тебя на прошлой неделе самым трудным? — Хотел ли ты на прошлой неделе что-нибудь сделать, что пришлось отложить на будущее? — Было ли на прошлой неделе что-нибудь, что ты делал действительно с удовольствием? Следите, пожалуйста, за тем, чтобы каждый ребенок получил слово. Доброе утро! ИГРА 53 (с6 лет)
Цели: Используемый в игре микрофон поможет вам начать занятия нетрадиционным, особым, образом, укрепляющим чувство собственного достоинства детей и единство класса. Каждый ребенок получает возможность поприветствовать своих одноклассников и рассказать, что его в этот день радует, что он хочет сделать, какое у него настроение. Это чрезвычайно эффективный ритуал, он пробуждает у детей интерес, стимулирует их готовность прислушиваться друг к другу и, самое главное, дарит им возможность почувствовать себя в центре всеобщего внимания. Материалы: Любой микрофон (старый, игрушечный или самостоятельно сделанный). Инструкция: Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Сегодня я принесла вам микрофон. Каждый из вас по очереди сможет что-то сказать в этот микрофон, а остальным надо будет его спокойно выслушать. Тот, кто держит микрофон, может сказать всем нам: "Доброе утро!" и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать нам также, какое у него сегодня с утра настроение, и как прошло начало дня у него дома. Может случиться, что некоторые из детей не захотят ничего говорить. Не настаивайте. Когда Вы будете проводить этот ритуал впервые, начните говорить в микрофон сами, а затем передайте его кому-нибудь из детей. Микрофон можно использовать в самых разных ситуациях: когда кто-нибудь из детей дает инструкцию классу, поет песню, рассказывает что-нибудь смешное или интересное. Интервью в день рождения ИГРА 54 (с 8 лет) Цели: День рождения — это удобный случай для укрепления самооценки и чувства собственного достоинства ребенка. Мы предлагаем Вам сделать так, чтобы именинник на некоторое время оказался в центре всеобщего внимания и получил возможность поддержать позитивное представление о себе. Здесь можно использовать игрушечный микрофон из предыдущей игры. Инструкция: Олег, у тебя сегодня день рождения. Я хочу поздравить тебя и взять у тебя интервью. Для всех нас это приятная возможность узнать о тебе немного больше. Мой первый вопрос звучит так: "Какое самое смешное событие произошло с тобой за прошедший год твоей жизни?" Иногда имеет смысл записать интервью на кассету, а потом подарить эту кассету ребенку. При этом подбирайте, пожалуйста, вопросы в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка. Вопросы, приведенные ниже, подходят для детей примерно десятилетнего возраста: — Расскажи нам о каком-нибудь событии последнего года, когда ты сильно испугался. Каким образом ты преодолел свой страх? — С кем ты в этом году познакомился? — Что из того, чему ты за этот год научился, кажется тебе самым важным? — Какая ситуация в прошедшем году потребовала от тебя наибольшего мужества? — Какой цели ты хотел бы достичь в следующем году своей жизни? — Если бы ты мог снова прожить какой-нибудь один день прошедшего года, какой день ты бы выбрал? — Если бы какая-нибудь добрая фея согласилась выполнить любое твое желание в новом году жизни, чего бы ты пожелал? — Представь себе, что ты можешь выбрать любого человека в мире, чтобы в течение недели учиться у него. Какого человека ты бы выбрал? Волшебная подушка ИГРА 55 (с 6 лет) Цели: Эта игра дает детям возможность выразить свои желания и при этом почувствовать, что другие члены группы внимательно эти желания выслушивают и принимают всерьез. В конечном итоге вся группа может еще теснее сплотиться. Здесь Вы, как учитель, имеете возможность открыть для себя какие-то новые, личные стороны внутреннего мира ребенка, а позднее учесть и поддержать те или иные его желания или потребности. Материалы: Небольшая подушка, на которой может поместиться один ребенок. Инструкция: Сядьте, образуя круг. Я принесла вам сегодня волшебную подушку. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании, может быть, самом важном. Возможно, оно будет связано с кем-то из ребят в классе, или со мной, или со школой в целом. Но это может быть и совсем другое желание, например, чтобы у родителей было больше времени для вас, чтобы вы нашли хорошего друга, чтобы у вас появилась своя комната и т.д. Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: "Я хочу..." Все остальные будут внимательно его слушать. Рассказчик сам решает, кому он передаст подушку дальше. После того как мы выслушаем желания всех ребят, мы можем поделиться впечатлениями. Проследите, пожалуйста, чтобы очередь дошла до каждого ребенка. Если возможно, сыграйте в два круга. Анализ упражнения: — Слушали ли тебя остальные ребята? Почему ты так считаешь? — Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания? — Когда ты набрался, наконец, смелости, чтобы рассказать о своем желании или надежде? — Есть ли у тебя желания, которые может выполнить учитель или ребята из твоего класса? Любимые вещи ИГРА 56 (с 8 лет) Цели: Дети, обсуждая со своими одноклассниками вещи, которые обладают для них особой ценностью, получают возможность развивать свои коммуникативные способности. В то же время игра способствует укреплению единства группы. Другие возможные темы для обсуждения: место, милое моему сердцу; человек, к которому я привязан; животное, которое я люблю. Инструкция: Сядьте по трое. Сейчас каждый из вас по очереди будет рассказывать остальным о какой-нибудь вещи, которая ему особенно дорога. Это может быть игрушка, книжка, или даже кухонный стол, за которым вечером собирается вся семья. Надо будет постараться объяснить, почему именно эта вещь так важна для вас и почему вам хочется рассказать о ней. Внимательно слушайте и запоминайте, о чем говорят ваши партнеры, чтобы суметь потом рассказать об этом другим. (5 минут. Затем дети объединяются, и каждый ребенок рассказывает классу о вещи, которую особенно любит один из членов его тройки, и о том, почему она ему так дорога). Анализ упражнения: — Есть ли вещи, которые одинаково дороги многим ребятам? — Какие вещи дороги твоей маме (папе)? — Какая вещь особенно дорога твоему лучшему другу? — Какая вещь была тебе дорога раньше, а теперь потеряла свою значимость? — Что ты ощущаешь, когда можешь рассказать другим о важной для тебя вещи? ИГРА 57 (с 9 лет) Цели: Возможность обратиться к миру с важным посланием или просьбой может быть очень привлекательной для детей. При этом они могут потренироваться в формулировании политических требований и в сотрудничестве друг с другом. 'Материалы: Бумага и карандаши, большие листы бумаги, цветные мелки или фломастеры — по количеству групп. Инструкция: Объединитесь в группы по четыре человека и выберите тему, которая вам понравится, например: — Как можно сберечь воду? — Каким образом можно защищать права животных? — Как уменьшить число одиноких людей на Земле? — Как можно сделать дорожное движение более спокойным? Затем приготовьте все вместе речь, которую потом произнесет один из вас. Если хотите, вы можете произнести свою речь все вместе. Вы можете написать и нарисовать плакат, в котором сообщите миру о своих требованиях, или же все вместе сочинить пьесу, которая привлечет внимание к выбранной вами теме. У вас есть двадцать минут на подготовку. Дайте возможность каждой четверке представить свое послание. Анализ упражнения: — Как протекала работа в твоей группе? — Трудно ли было найти общую тему? — Доволен ли ты результатами работы группы? — Почему важно, чтобы дети интересовались мировыми проблемами? — Был ли ты когда-нибудь на демонстрации? — Принимал ли кто-нибудь из твоей семьи хоть раз участие в той или иной гражданской инициативе? слишком, много говоришь! ИГРА 58 (с 9 лет) Цели: Очень важно, чтобы дети развивали в себе гражданское мужество. В это понятие входит и умение в корректной форме критиковать взрослых. Не зная, как можно критиковать вежливо, дети или молчат от неуверенности, или грубят и тем самым наносят обиду или вызывают неудовольствие. Эта игра дает им возможность поучиться отстаивать свои права, не оскорбляя окружающих. Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку. Инструкция: Иногда у детей складывается впечатление, что взрослые говорят слишком много или слишком мало. Кто из вас знаком с кем-то из взрослых, кто говорит слишком мало? А кто из вас знаком с взрослыми, которые говорят чересчур много? Возьмите лист бумаги и напишите, какими словами вы можете объяснить учителю или взрослым членам своей семьи, что они слишком много говорят; что они значительно быстрее смогут с вами договориться, если перестанут бомбардировать вас словами. Запишите пять различных вариантов того, что вы могли бы им сказать. (5-10 минут.) Теперь еще раз внимательно просмотрите ваши пять вариантов объяснения. Поставьте "плюс" около тех формулировок, которые, как вы чувствуете, не обидят другого человека. В противном случае поставьте "минус". Если вы не уверены в безопасности той или иной формулировки, поставьте около нее знак вопроса. Теперь вы можете походить по классу, показать другим то, что написали, и послушать, что они об этом думают. В заключение дайте детям возможность представить свои лучшие варианты классу. Анализ упражнения: — Как ты можешь учесть характер того или иного взрослого, когда хочешь повлиять на его поведение? — Бываешь ли ты чересчур вежливым или чересчур дерзким? — Как ты определяешь, что тот или иной человек очень обидчив? — Насколько обидчив ты сам? — Представь себе, что ты сам говоришь чересчур много и действуешь на нервы окружающим. Как другому человеку лучше тебе об этом сказать? — Какие слова ты бы нашел, например, для своего неразговорчивого одноклассника, чтобы он рассказал тебе то, о чем думает? — Что бы ты сделал с собакой, которая слишком много лает? Корабль среди скал ИГРА 59 (с 8 лет) Цели: Это очень интересная игра, в которую все дети с удовольствием включаются. Группа сама может установить подходящий для себя уровень сложности. Игра дает детям возможность приобрести коммуникативные навыки, опираясь на интуицию и доверие к партнеру. Кроме того, эту игру можно с легкостью видоизменять применительно к любому возрасту. Материалы: Повязка на глаза. Инструкция: Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг. Сейчас я объясню вам, как играть в эту игру, и что каждый из вас должен будет делать. Все, кто образует круг, будут берегом. Они должны взять друг друга за руки. В середине круга находится море. Но это очень опасное море, поскольку в нем есть несколько скалистых утесов. Эти "утесы" чуть позже мы сделаем из стульев. Один из вас будет кораблем, а кто-то другой — капитаном корабля. "Кораблю" мы завяжем глаза, и капитан будет управлять им с помощью одних только слов. При этом он должен будет так управлять кораблем, чтобы тот не налетел ни на один утес. Любой из вас может сейчас сказать: "Я хочу быть кораблем" и встать на любое место внутри круга, которое становится гаванью. В этой точке начинается путешествие. Тот, кто стал кораблем, должен попросить кого-нибудь из вас стать капитаном, который будет управлять кораблем в его пути через море между скалами. После этого мы завяжем "кораблю" глаза. Нам осталось еще выяснить, к какой гавани отправится корабль в путешествие. Любой из ребят, образующих "берег", может сейчас сказать: "Пусть корабль плывет ко мне". Теперь мы знаем почти все, что нужно, чтобы начать игру. Нам не хватает только скал. Сейчас еще четверо из вас могут сказать: "Мы хотим быть скалами". Эти ребята выходят в круг вместе со своими стульями и, устраивают на предполагаемом маршруте следования корабля такие скалы, через которые кораблю будет достаточно сложно добраться до гавани. Помогите "скалам" создать в меру сложные препятствия — такие, чтобы затруднить выполнение задания для "корабля" и "капитана", но не сделать его невыполнимым. Вы можете, конечно, регулировать количество "утесов" в зависимости от уровня развития и возраста детей. Иногда имеет смысл дать возможность "кораблю" и "капитану" сообща определить, сколько "скал" они хотели бы преодолеть. Такая возможность управлять игрой — отличный способ мотивации для детей. "Скалы" остаются сидеть на своих стульях внутри круга, а потом расскажут нам, задел ли их "корабль". Капитан же должен вести "корабль" очень осторожно, говоря ему, куда плыть. Он может давать, например, такие команды: "Сделай два маленьких шага вперед", "Сделай еще один шаг вперед", "Стоп!", "Повернись направо... Еще немного", "Сделай один шаг вперед", "Стоп!", "Сделай один шаг влево" и т.д. Когда "корабль" подойдет к конечной точке своего маршрута, "гавань" должна сказать "кораблю": "Ты достиг цели", и радостно заключить "корабль" в объятия. Дети очень любят эту игру. Но, несмотря на это, каждый раз стоит отправлять в плавание не больше двух-трех кораблей, иначе дети могут устать. Анализ упражнения: — Что ты чувствовал, когда был "кораблем"? — Чувствовал ли ты себя достаточно безопасно со своим капитаном? — Что в следующий раз твоему капитану стоит делать по-другому? — Что было самым трудным для тебя как капитана? — Как часто твой "корабль" налетал на "скалы"? — Были ли "скалы" честным препятствием? — Что ты чувствовал, когда был "скалой", а "корабль" проходил совсем рядом с тобой? Истина или ложь? ИГРА 60 (с 8 лет) Цели: В ходе этой интересной игры дети могут многое узнать о процессе коммуникации. В чем состоит разница между уговариванием и убеждением? Как можно различить, где правда, а где ложь? Как можно придти к своему собственному мнению? Как связаны доверие к другим и уверенность в себе? Эти непростые вопросы рассматриваются здесь не теоретически, а исследуются практически в ходе весьма увлекательной игры. Повторите эту игру несколько раз, чтобы каждый ребенок мог побывать во всех трех ролях. Материалы: По одной монете и по одной повязке для глаз для каждой тройки ребят. Инструкция: Сейчас нам нужны три добровольца, которые готовы первыми попробовать предлагаемую игру. Один из вас будет кладоискателем. Ему завяжут глаза, и после этого он должен будет найти клад. Что это за клад? Кладом будет монета, которую двое других ребят, договорившись между собой, положат на пол на расстоянии примерно двух метров от кладоискателя. Что должны делать в игре эти двое других ребят? Они будут исполнять роли доброго и злого волшебников. (Девочек называйте феями.) Добрый волшебник, говоря кладоискателю, куда ему надо идти, чтобы найти клад, всегда сообщает правду. А злой волшебник всегда врет и посылает кладоискателя в ложном направлении. Однако кладоискатель не должен знать, кто из ребят играет роль доброго, а кто — злого волшебника. Поэтому волшебники, после того, как завяжут глаза кладоискателю, должны отойти в сторону и очень тихо договориться о том, кто будет говорить правду, а кто ложь. После этого они возвращаются к кладоискателю, и игра начинается... У всех трех ребят очень трудное задание. Кладоискатель ничего не видит и нуждается в помощи. При этом он должен еще выяснить, кому он может доверять. У доброго волшебника тоже трудная задача. Он ведь должен говорить правду, однако, что он может сделать, чтобы справиться с ложью злого волшебника? Но злому волшебнику тоже придется нелегко. Как ему соврать так, чтобы это было похоже на правду? Поэтому мы не можем предположить, как быстро кладоискатель найдет свой клад, и найдет ли он его вообще. Если кладоискатель найдет монету, ему можно будет снять повязку, и мы все поздравим его бурными аплодисментами... (Затем наступает очередь следующей тройки.) Анализ упражнения: — Как ты, будучи кладоискателем, выяснил, кто был добрым волшебником, а кто злым? — Как ты искал клад? — Что ты чувствовал, когда был кладоискателем? — Что ты чувствовал, когда был добрым волшебником? — Удалось ли тебе перехитрить злого волшебника? Почему? — Как ты, когда был добрым волшебником, пытался завоевать доверие кладоискателя? — Что ты чувствовал, когда был злым волшебником? — Что ты делал, чтобы войти в доверие к кладоискателю? — Чему ты научился в этой игре? — Легко ли ты даешь сбить себя с толку? — Ты сразу доверяешь людям или сначала хорошенько присматриваешься к ним? — Умеешь ли ты уговаривать других людей? — Умеешь ли хорошо убеждать? — Что ты будешь делать как-то иначе, если снова будешь играть в эту игру? Запрещенные слова ИГРА 61 (с 10 лет) Цели: Игра "Запрещенные слова" тренирует речевую гибкость детей, внимание и скорость реакции. Это очень оживленная игра, дающая возможность совершенствовать взаимодействие и эффективное соперничество со многими игроками. Дети здесь могут подвергнуть друг друга испытанию и выяснить, кто из них выиграет, а кто проиграет дуэль. Одновременно они могут потренироваться не терять голову и сохранять боевой дух, несмотря на текущие неудачи. Материалы: По пять горошин каждому ребенку. Инструкция: Мне хочется предложить вам игру, в которой надо быть очень внимательным. Вы можете ходить по комнате и заговаривать с другими ребятами. И при этом пытаться выманить у них слова "да" или "нет". Если вам это удается, вы забираете одну горошину у своего соперника, забывшего, что в этой игре говорить "да" или "нет" нельзя. У каждого из вас есть пять горошин, сохранить их может только тот, кто не нарушит правила. Когда кто-то заговаривает с вами и задает вам вопрос, вы должны быстро на него ответить. Если же вы не отвечаете или медлите с ответом больше пяти секунд (задавший вопрос может тихо и медленно считать от одного до пяти), то вы также должны будете отдать одну из своих горошин. Если кто-то из вас потерял все свои горошины, он может продолжать играть дальше и попытаться заставить кого-нибудь ответить "да" или "нет", чтобы таким образом вернуть себе горошины. Мы будем играть в эту игру десять минут, а потом снова сядем на свои места и посмотрим, у кого будет сколько горошин. Теперь пусть каждый из вас возьмет себе по пять горошин, и мы начнем играть. "^Анализ упражнения: — Понравилась ли тебе эта игра? — Сколько горошин осталось у тебя к концу игры? — Кто из ребят подходил к тебе? — К кому ты подходил сам? — Ты чаще сам задавал вопросы или ждал, пока спросят тебя? — Было ли тебе трудно находить другие слова вместо "да" и "нет"? — Умеешь ли ты проигрывать? — Был ли кто-нибудь, кто потерял много горошин, и, несмотря на это, отыграл потом много горошин? — Доволен ли ты своим умением говорить? Подойди поближе ИГРА 62 (с 8 лет) Цели: Это прекрасная игра на доверие, в которую играют парами. Дети могут здесь экспериментировать с собственными ощущениями и выяснить, насколько близко они хотели бы подпускать к себе другого человека. Одновременно с этим, игра дает возможность попробовать общаться без слов, одними звуками. Выключение речи и зрения позволяет детям прочувствовать новые аспекты общения. Они могут укрепить свою уверенность в себе и, возможно, способность доверять другим людям. Кроме того, они учатся внимательно слушать и проводить четкую грань между приемом и отправкой звукового сообщения в процессе взаимодействия. Инструкция: Сядьте, пожалуйста, образуя большой круг. Вы можете по двое выходить в середину круга и вставать на расстоянии примерно четырех метров друг от друга. Потом вам надо будет закрыть глаза и по очереди издавать какие-нибудь негромкие и не слишком протяжные звуки. Когда один из вас будет издавать звук, другому надо будет идти на этот звук до тех пор, пока он его слышит. Когда кто-то почувствует, что другой подошел к нему слишком близко, пусть он скажет "Стоп!". В этот момент оба открывают глаза. А все остальные смотрят, как ребята подходят друг к другу и на каком расстоянии друг от друга они останавливаются. (Дайте возможность поиграть нескольким парам, а потом повторите игру через некоторое время, чтобы все дети могли испытать такого рода опыт.) Анализ упражнения: — Как ты себя чувствовал с закрытыми глазами? — Было ли тебе трудно подходить к партнеру, ничего не видя? — Кто первым сказал "Стоп!"? — Насколько близко ты позволил партнеру подойти к тебе? Письмо ИГРА 63 (с 9 лет) Цели: Письма помогают детям развивать способность и умение общаться. В отличие от устной речи, здесь детям не требуется постоянно находиться в состоянии интенсивного общения. У них появляется возможность правильно и точно сформулировать и оформить свое послание. В данной игре письмо лучше писать не человеку, а предмету, по отношению к которому ребенок испытывает сильные эмоции. Это придает заданию прелесть новизны и необычности. Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку. * Инструкция: Когда вы последний раз писали письмо? Кому? А когда вы последний раз получали письмо? От кого? Я хочу, чтобы каждый из вас написал сейчас несколько необычное письмо. Вы можете сами выбрать, будете ли вы писать письмо своей любимой одежде или же блюду, которое вы терпеть не можете. Напишите такое письмо, чтобы эта одежда или блюдо прочитали его с интересом и затем выкрикнули: "Ну надо же, кто бы мог подумать!" Если у вас достаточно времени, дети могут придумать и ответное письмо от своего любимого или несимпатичного предмета. В заключение дайте возможность детям зачитать как можно больше писем. Анализ упражнения: — Чье письмо тебе понравилось? — Доволен ли ты своим собственным письмом? — Что делает письмо интересным? Договорим, о чувствах ИГРА 64 (с 9 лет) Цели: Мы все слишком мало используем возможность рассказывать другим о своих чувствах и, таким образом, один из важных аспектов общения нередко оказывается пренебрегаемым. Такая практика оказывает парализующее влияние на наши жизненные силы и делает взаимоотношения с другими людьми излишне сухими и скучными. Поэтому важно научить детей тому, что говорить о чувствах — нормально и правильно, что это даже доставляет удовольствие и укрепляет уверенность в себе. Поэтому старайтесь снова и снова предоставлять детям возможность немного потренироваться в разговорах о чувствах. Тем самым вы будете не только стимулировать их личностное развитие, но и улучшите понимание ими литературы, истории, социологии и т.д. Инструкция: Разделитесь на пары. Мне хочется узнать, сколько слов, обозначающих различные чувства, вы можете назвать за одну минуту. Каждый раз, когда один из вас будет называть какое-то чувство, о котором ранее не шла речь, второй должен будет громко считать. Это выглядит примерно так: один из партнеров говорит: "Любовь", другой считает: "Один", затем вновь первый говорит: "Гнев", а второй считает: "Два", и т.д. Через минуту спросите, какая пара назвала больше всех чувств... Теперь скажите мне, какие чувства испытывал каждый из вас, когда мы писали последний диктант... (30 секунд.) А теперь скажите, пожалуйста, какие чувства вы испытывали вчера, когда ваши мама или папа вернулись домой после работы... (30 секунд.) И, наконец, скажите, какие чувства вы испытывали, когда последний раз что-то сломали... (30 секунд.) Дайте еще пару заданий подобного рода, соответствующих уровню развития детей. Если во время ответов Вы заметите у кого-то из отвечающих скованность и смущение, не настаивайте, давайте слово другим. В конце концов, своими чувствами люди делятся обычно только с близкими и друзьями. Анализ упражнения: — С кем ты говоришь о своих чувствах? — О каких чувствах тебе бывает легче говорить? — О каком чувстве тебе говорить труднее? — Какое чувство нравится тебе больше других? — Какое, по-твоему, самое неприятное чувство? — Почему важно, чтобы мы могли говорить о своих чувствах? дружелюбные требования ИГРА 65 (с 9 лет) Цели: Даже многим взрослым бывает трудно сформулировать собственные требования ясно и дружелюбно. Маленькие дети часто предъявляют вполне ясные требования, но далеко не всегда делают это дружелюбно. Этим упражнением мы подтверждаем право детей что-либо требовать у своих сверстников или у взрослых, и предоставляем им возможность формулировать эти требования вежливо. Материалы: По одному экземпляру "Листа участника" каждому ребенку. Лист участника. Что бы ты сказал в следующих ситуациях: 1) Ты видишь нескольких играющих друг с другом ребят и хочешь включиться в игру... 2) Несколько твоих друзей идут вместе в кино, а тебя с собой не пригласили. Ты хочешь пойти вместе с ними... 3) Твоя подруга взяла у тебя книгу почитать и не возвращает ее обратно. Ты хочешь получить книгу назад... 4) Ты хочешь, чтобы родители давали тебе больше карманных денег... 5) Ты не понял, как надо решать пример, и хочешь, чтобы учитель объяснил тебе его еще раз... 6) Неделю назад ты спросил у своего отца, можно ли тебе поехать в туристический поход на два дня с ночевкой, и до сих пор ты не получил ответа... 7) Твой друг взял у тебя деньги взаймы и не вернул. Эти деньги нужны сейчас тебе самому... 8) Кто-то из ребят смеется над твоей новой прической... 9) Ты стоишь в магазине в очереди в кассу, а какая-то женщина пытается подойти без очереди... 10) Вы дома давно ни во что не играли все вместе. Ты узнал новую игру и хочешь, чтобы родители поиграли в нее вместе с тобой... Инструкция: Временами все мы чего-то хотим от других людей. Например, хотим, чтобы они приняли нас в свою игру. Я, например, хочу, чтобы вы меня слушали, или чтобы вы достали тетради. Когда мы чего-то хотим от другого человека, мы можем выразить свое желание удачно или же не очень. Если мы тревожимся или робеем, то формулируем наши желания недостаточно ясно. Если мы чересчур решительны и напористы, то можем задеть чувства другого человека, оскорбить или обидеть его. Лучше всего, если мы высказываем свои требования ясно и дружелюбно. Сделать это можно, например, следующим образом... Мы смотрим человеку прямо в глаза, говорим спокойным и уверенным голосом и сразу начинаем с того, чего мы хотим, говоря, например: "Я хочу... Мне нужно... "Разумеется, мы не всегда слышим в ответ "да", и не всегда получаем то, чего хотим. Но если мы вовсе не пытаемся получить желаемое, то гораздо чаще оказываемся разочарованными и испытываем чувство собственной слабости и беспомощности. Мне хочется, чтобы вы сегодня поучились выдвигать свои требования ясно и дружелюбно. Представьте себе, что вы пришли за покупками в магазин, и продавщица неполностью дает вам сдачу. Что вы ей скажете? (Обсудите с детьми различные эффективные и неэффективные варианты реплик в данном случае). Теперь возьмите листы, которые я для вас приготовила. Объединитесь по трое и сядьте вместе со своими партнерами. Просмотрите один за другим все примеры. Каждый из вас должен будет сказать, как он сформулирует свое требование в описанной ситуации. А двое других будут внимательно его слушать и потом скажут, что они об этом думают... (20 минут.) Анализ упражнения: — Чему полезному для себя ты научился? — Как ты высказываешь свои требования: слишком робко или чересчур напористо? — Что дается тебе легче: предъявлять требования взрослым или другим детям? ■ Почему так важно высказывать требования дружелюбным тоном? — Как ты реагируешь, когда слышишь в ответ "нет"? ■ Кто из ребят класса, по-твоему, умеет хорошо предъявлять требования? — Как предъявляет свои требования классу ваш учитель?
Глава 5 Умение ладить с людьми Я. помогаю другим. ИГРА 66 (с 6 лет)
Цели: В этой управляемой фантазии ребенок получает возможность представить себе, как он помогает упавшему малышу. Одновременно здесь подчеркивается золотое правило этики: если мы помогаем другим, то можем надеяться, что и нам помогут. Материалы: Бумага и цветные карандаши каждому ребенку. Инструкция: Можете ли вы мне сказать, кому вы последний раз помогали? Быть может, вы помогли своей маме накрывать на стол? Или помогали отцу помыть машину? Или помогли кому-нибудь из друзей? Кто из вас помог совершенно незнакомому человеку? Когда вы сами последний раз нуждались в помощи? Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Теперь представь себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься посреди чудесного луга. Трава на лугу мягкая и зеленая. Ты садишься в траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь посмотри вверх, на ясное голубое небо. Ты видишь плывущие по небу большие пушистые облака. Попробуй найти облако, похожее на какого-нибудь зверя. Легкий ветерок гонит облака дальше и одновременно освежает твое лицо. Теперь ты ложишься и растягиваешься на траве. Вдохни один раз глубоко-глубоко. Пусть твое тело станет таким же мягким и расслабленным, как у тряпичной куклы. (Сделайте сами один явно очень глубокий вдох-выдох, чтобы дети могли последовать вашему примеру.) Ты лежишь в траве совершенно безмятежно. Недалеко от тебя играют маленькие дети. До тебя доносится их смех. Ой! Вдруг какой-то маленький мальчик упал рядом с тобой. Он ударился коленкой о камень и заплакал. Ты вскакиваешь и подбегаешь к нему. Тебе хорошо, оттого что ты можешь помочь другому... Помоги этому мальчику встать. Осмотри его небольшую ранку. Скажи ему, что кровь сейчас перестанет течь. Положи свою руку ему плечо... Смотри, мальчик перестает плакать, он уже почти совсем успокоился. Тебе хорошо, оттого что малышу стало лучше... Что еще ты сделаешь для того, чтобы вернуть ему хорошее самочувствие? (30 секунд.) Скажи самому себе: "Я уже большой и могу помогать другим. Я помогу другим, а когда надо будет, другие помогут мне". Теперь ты можешь попрощаться с малышом и вернуться с летнего луга назад в класс. Немного потянись, выпрямись, подвигай пальчиками рук и ног. Энергично выдохни и открой глаза. Теперь объединитесь по трое. Возьмите листок бумаги и вместе нарисуйте историю, которую вы пережили в своем воображении. Анализ упражнения: — Что еще ты сделал, чтобы помочь малышу придти в себя? — Ощущаешь ли ты себя достаточно большим для того, чтобы помогать другим? — Что ты можешь сделать для кого-нибудь из членов своей семьи, чтобы его обрадовать? — Как тебе помогают родители или твои братья и сестры? — Как ты чувствуешь себя после того, как кому-нибудь поможешь? Поделись с ближним. ИГРА 67 (с 6 лет) Цели: Для того чтобы хорошо ладить с людьми, детям важно научиться умению делиться с ближним тем, что есть у них самих — будь то игрушки, или возможность высказаться, или всеобщее внимание. Чем более ребенок уверен в себе, тем легче ему будет отступить на время в тень и предоставить другим их шанс. В этом воображаемом путешествии мы обращаем внимание детей на приятное ощущение, возникающее в тот момент, когда ребенок чувствует, что нашел удачное сочетание самоутверждения и альтруизма. Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Представь себе, что ты находишься на чудесной игровой площадке. Оглядись вокруг и посмотри, что делают другие ребята. Одни играют в мяч, другие в салочки. Ты слышишь, как они смеются и от всей души веселятся. Тебе тоже хочется повеселиться... (10 секунд.) Теперь ты подходишь к стоящим на краю площадки качелям. Сядь на качели и начинай раскачиваться. Почувствуй, как ты летишь вперед, потом назад. Раскачивайся сильнее! Ты поднимаешься на качелях все выше и выше. Почувствуй, как воздух развевает твои волосы, когда ты летишь то вверх, то вниз на качелях. Ощути легкость во всем своем теле. Чувствуешь ли ты себя подобно птице, летящей по небу? Несясь вперед, ты можешь улыбаться и представлять себе, что достанешь сейчас пальцами ног до неба. Это у тебя хорошо получается... Проносясь над землей, ты чувствуешь себя совершенно легко и радостно. Ты чувствуешь себя абсолютно свободным и счастливым... (10 секунд.) А теперь ты видишь, как другой мальчик или девочка подходит к качелям и становится рядом с ними. Он смотрит на тебя и ждет своей очереди... Ты хочешь, чтобы он радовался также, как и ты, взлетая то вверх, то вниз на этих замечательных качелях. Ты перестаешь раскачиваться и ждешь, когда качели остановятся. Вот ты тормозишь ногами и слышишь, как шаркают по песку твои ботинки. А теперь останови качели. Тебе было так здорово качаться, что ты хочешь, чтобы и другой ребенок получил такое же удовольствие. Ты спрыгиваешь с качелей и смотришь на него, улыбаешься и говоришь: "Теперь твоя очередь. Я с радостью меняюсь с тобой местами. Это доставляет мне удовольствие". Смотри, как этот мальчик или девочка садится на качели и начинает раскачиваться. Тебе хорошо от сознания того, что ты уже достаточно большой для того, чтобы делиться удовольствием с другими. Теперь попрощайся с качающимся на качелях ребенком и возвращайся мысленно назад в класс. Немного потянись, выпрямись, сильно выдохни и открой глаза. Анализ упражнения: — Почему важно, чтобы люди делились друг с другом? — В каких случаях ребята вашего класса делятся друг с другом? — В каких случаях учительница делится с ребятами? — В каких играх нужно уступать друг другу и получать удовольствие по очереди? — В каких играх этого делать не нужно? — Как ты относишься к ребятам, которые не хотят уступать другим и делиться с ними? Будь дружелюбным. ИГРА 68 (с 8 лет) Цели: Мы лучше ладим с другими людьми в том случае, когда мы дружелюбны и без слов, на уровне языка тела, сообщаем партнеру: я уверен в себе, доброжелателен и нахожусь в хорошем настроении. В этой управляемой фантазии вы вдохновляете детей на использование имеющегося у них потенциала дружелюбия. Инструкция: Знаете ли вы какого-нибудь человека — ребенка или взрослого — который как будто распространяет вокруг себя дружелюбие, и рядом с которым вы сами становитесь дружелюбнее? Как вы видите и чувствуете, что этот человек дружелюбен? Знаете ли вы человека, который иногда всем своим видом нагоняет на вас угрюмость или враждебность? По каким признакам вы можете это заметить? В каких ситуациях вы сами чувствуете себя особенно дружелюбными? Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Представь, что тебе надо принять участие в постановке детского театра. Ты будешь исполнять главную роль в пьесе для детей. В пьесе тебя зовут Дружелюбный. Ты должен будешь показать публике, как выглядит дружелюбный, доброжелательный человек: как он или она одевается, как смеется, как что-то делает. Поэтому первым делом ты идешь к стоящему за сценой большому шкафу с одеждой и ищешь себе подходящий для этого спектакля костюм. Если ты готов примерить одежду, подними руку. (Дождитесь, пока все дети подадут вам этот сигнал готовности.) Теперь рассмотри все костюмы и выбери себе тот, который будет носить на сцене твой персонаж. Ты можешь попробовать разные варианты. Ищи одежду, цвет и фасон которой тебе нравятся. Если какая-то вещь тебе не нравится, попробуй другую, более, на твой взгляд, подходящую для роли Дружелюбного. Когда ты полностью оденешься для своей роли, сделай мне знак рукой... Теперь представь себе, что режиссер показывает тебе, как должен стоять на сцене твой герой. Выйди на середину сцены и слушай, что говорит тебе режиссер. Как должен выглядеть Дружелюбный? Насколько ярко должны сиять твои глаза? Насколько широкой должна быть твоя улыбка? Что тебе надо делать руками? Как ты должен стоять? Должен ли ты передвигаться как-то по-особому? Должен ли ты по-особому говорить? Попробуй сейчас стать Дружелюбным. Дай мне знак, когда войдешь в свою роль... (Снова дождитесь, пока получите знаки от всех детей.) Хороший актер испытывает чувства того персонажа, которого играет. Ты можешь стать Дружелюбным всем своим телом. Вдохни поглубже воздух и почувствуй, как ты становишься Дружелюбным с головы до пят. Когда ты это почувствуешь, снова подай мне знак... Теперь ты готов к тому, чтобы играть свою роль, и я знаю, что ты сможешь воодушевить всех ребят в зрительном зале. Наслаждайся этой чудесной ролью. И запомни, что ты теперь всегда сможешь быть дружелюбным и доброжелательным по отношению ко всем людям. Ты теперь знаешь, как это можно сделать. Скажи самому себе: "Я дружелюбен с головы до пят". Если хочешь, можешь позднее снова вернуться на сцену и попробовать делать все то, что любит делать Дружелюбный. А сейчас я хочу, чтобы ты тепло попрощался с режиссером. Так же по-доброму попрощайся со всеми детьми в зрительном зале и пообещай им, что еще покажешь своего Дружелюбного... Возвращайся к нам в класс. Выпрямись, потянись, пошевели пальчиками рук и ног, сделай глубокий вдох и выдох. Теперь открывай глаза, и вот ты снова здесь, в классе. (Если хотите, Вы можете попросить детей придумать сцену из воображаемой пьесы, где Дружелюбный должен будет показать, что носит это имя по праву.) Анализ упражнения: — Как ты оделся, когда был Дружелюбным? — Покажи нам, как ты стоял и двигался, когда был Дружелюбным. — Расскажи о том, что ты испытал, когда был Дружелюбным. — Можешь ли ты быть дружелюбным в своей повседневной жизни: дома, с друзьями, с учителем? Волшебные туфли ИГРА 69 (с 8 лет) Цели: Это хорошая игра-фантазия для застенчивых детей, которым не хватает уверенности в себе. Она поможет им почувствовать себя не менее привлекательными, чем другие дети. Материалы: Бумага и цветные карандаши каждому ребенку. Инструкция: Сядьте поудобнее, закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Представь себе, что тебя пригласили на детский праздник. Ты стоишь в своей комнате и думаешь, как бы тебе одеться. Ты достаешь все вещи, которые хочешь надеть, и тут вдруг обнаруживаешь в глубине шкафа пару волшебных золотых туфель. Они сверкают таким ясным и теплым светом, что ты сразу достаешь их и начинаешь примерять. Они сидят на твоих ногах, как влитые. И едва ты успеваешь их надеть, как замечаешь, что чувствуешь себя теперь совсем по-другому, как будто ты стал как-то больше, значительнее и привлекательнее. И ты уверен, что в этих туфлях уже не будешь смущаться, и что все остальные ребята будут восхищаться тобой. Представь себе, что в этих золотых туфлях ты идешь на праздник. Едва ты открываешь дверь, как все ребята подходят к тебе и здороваются с тобой. Каждый хочет пожать тебе руку или обнять тебя. Все в один голос говорят, что они рады тебя видеть. Ты проходишь в комнату и оказываешься в центре группы ребят, которые улыбаются тебе и всем своим видом показывают, что ты им нравишься. Представь себе, что ты играешь с ними, и они снова и снова говорят тебе о том, как они рады, что ты пришел... И как им хорошо быть с тобой рядом. (15 секунд.) Теперь представь себе, что ты уже собираешься уходить. Ты слышишь, как остальные ребята говорят тебе: "Пожалуйста, не уходи, побудь еще немного с нами". Слушай, как они приглашают тебя к себе в гости и говорят: "Я хочу, чтобы ты пришел и ко мне на день рождения... Приходи ко мне в гости, я хочу поиграть с тобой... Я хочу сходить с тобой в цирк..." Ты улыбаешься ребятам в ответ и договариваешься с ними о будущих встречах. Уже уходя домой, ты слышишь, как они говорят друг другу: "Мне так нравится дружить с ним (с ней)... Как хорошо, что он (она) пришел сюда сегодня..." Анализ упражнения: — Как ты себя чувствовал, когда на тебе были "волшебные туфли"? — Как другие ребята показывали тебе, что ты им нравишься, и они хотят дружить с тобой? — В каких ситуациях ты можешь использовать "золотые туфли"? — Есть ли люди, которые временами говорят тебе, что ты потрясающий, классный или замечательный человек? Кто эти люди? — Говоришь ли ты сам время от времени другим людям, что они тебе нравятся, и тебе приятно быть вместе с ними? — Почему важно, чтобы люди хорошо к себе относились? Значимый человек. ИГРА 70 (с 8 лет) Цели: Эта игра дает возможность повысить самооценку. Дети могут также потренироваться принимать иную, отличную от собственной, точку зрения. Они смогут испытать, что значит "влезть в чужую шкуру". Эта игра особенно полезна для детей с заниженной самооценкой, испытывающих трудности во взаимоотношениях с другими людьми. Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку. Инструкция: Вспомни какого-нибудь человека, который играет важную роль в твоей жизни. Это может быть человек, которого ты любишь, или же человек, с которым у тебя возникли проблемы. Закрой на минуту глаза и представь себе, как этот человек выглядит, во что он одет, как он двигается... А теперь нарисуй портрет этого значимого для тебя человека. (5-10 минут.) Сейчас представь себе, что этот человек будет рассказывать о себе. Пусть он опишет, что он думает или чувствует. Запиши то, что он говорит, от первого лица, например: "Меня зовут... Я очень люблю... А еще мне нравится..." (5-10 минут.) А теперь ты можешь записать то, что ты сам хотел бы сказать этому значимому для тебя человеку. Возможно, ты захочешь сказать ему, что тебе в нем нравится; возможно, выскажешь какое-то свое пожелание; возможно, тебе захочется попросить его, чтобы он что-то делал по-другому. (5 минут.) А сейчас разделитесь на пары и покажите друг другу, что вы нарисовали и написали. (5 минут.) Анализ упражнения: — Какого значимого для себя человека ты выбрал? — Что в этом человеке тебе нравится? — Было ли тебе трудно представить то, что другой человек говорит о самом себе? — Хочешь ли ты чего-нибудь от этого человека? — Как тебе кажется, не хочет ли он чего-нибудь от тебя? Победи одиночество ИГРА 71 (с 8 лет) Цели: Дети часто чувствуют себя одинокими. Им становится легче, когда они узнают, что и у других дела обстоят подобным образом, а также, когда они могут обсудить, какие существуют способы выхода из состояния одиночества. Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку. Инструкция: Внимательно послушайте то, что я сейчас вам прочитаю... "Степа был один. Ему было ужасно одиноко. Он встал, потом снова сел. Посмотрел в окно. Ему так хотелось, чтобы рядом с ним был сейчас какой-нибудь другой ребенок. Ему хотелось иметь друга, с которым можно было бы сейчас поговорить или поиграть. Степа подумал, что в последнее время он часто остается один. Он почувствовал, как к глазам подступили слезы..." Вспомни, когда тебе самому было одиноко. Или подумай о ком-нибудь, с кем это тоже случается. Напиши, что в таких случаях бывает на душе у тебя или у этого человека... (5 минут.) Теперь подумай вот о чем... Нередко одинокие люди находятся рядом друг с другом. Как им подружиться, чтобы всем стало хорошо? Запиши свои мысли по этому поводу. (10 минут.) Теперь объединитесь по трое и покажите или расскажите друг другу, что вы написали. А потом обсудите вот какой вопрос: что мы можем сделать, чтобы в мире стало меньше одиноких людей? (10 минут.) Анализ упражнения: — Знаешь ли ты одиноких людей? — Когда тебе бывает одиноко? — Что ты можешь сделать, чтобы преодолеть свое одиночество? — Что ты можешь сделать, чтобы помочь другим людям преодолеть их одиночество? Раскрасить любовью ИГРА 72 (с 6 лет) Цели: Чтобы действительно хорошо ладить с людьми, нам необходимо ощущать их любовь и поддержку. Иначе в критических ситуациях мы теряем самообладание и не можем сдержать раздражения. Эта игра замечательна тем, что она создает в группе обстановку взаимной любви, а также закладывает основы устойчивых дружеских отношений между детьми. Мы советуем вам почаще повторять эту игру, каждый раз с новыми партнерами. Хотя, конечно, это не единственная процедура, помогающая создать в классе атмосферу общности и дружелюбия. Здесь предлагается вариант игры, при котором дети сотрудничают друг с другом в парах. Материалы: Необходимо, чтобы во время игры звучала спокойная музыка. Музыкальное сопровождение делает переживания детей более глубокими. Инструкция: Как вы показываете другим людям, что вы их любите? Каким образом вы сами понимаете, что другой человек вас любит? Сейчас разделитесь, пожалуйста, на пары. Теперь вытяните руки вперед и представьте себе, что они покрыты чудесным цветом любви. (Вы сами тоже вытяните руки вперед.) Какой цвет вы для себя выберете? Я хочу, чтобы вы показали сейчас друг другу, как сильно вы друг друга любите. Для этого вы сейчас "раскрасите" друг друга цветами любви, нежности, добра, ласки... Я покажу вам сейчас, как это можно сделать. Вы подходите по очереди к нескольким детям и начинаете их "раскрашивать" — легкими круговыми движениями рук скользите сверху вниз по голове, плечам, рукам, туловищу, ногам... Таким образом вы как бы растапливаете льдинки недоверия. Скажите также каждому ребенку, какой цвет Вы для него выбрали. Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Сначала приготовьте свои ладошки для "раскрашивания": потрите их друг о друга. Почувствуйте, как ваши ладони становятся все теплее и теплее... Пока вы трете ладошки, подумайте о том, как много любви в вашем сердце... (15 секунд.) Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они... Теплые? Слегка покалывают? Они наполнены энергией? Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть она по рукам перетечет в ладони и наполнит их... (5 секунд.) Ощутите эту любовь в своих ладонях (5 секунд.), и почувствуйте, как ладони "окрашиваются" цветом любви, добра, нежности... (5 секунд.) А теперь откройте глаза. Тот из вас двоих, кто старше, первым начинает "раскрашивать" младшего. Делайте это под музыку. Положите руки сверху на голову вашего партнера. Если вы действительно "окрашиваете" его любовью, пошлите ему ласковые и нежные мысли. Представьте себе, что вы полностью покрываете его выбранным вами цветом любви и добра. Начните с головы и постепенно спускайтесь ниже. "Окрашивайте" уши, потом щеки, затылок... Через плечи опускайтесь по рукам к ладоням... Наконец, от бедер по ногам переходите к коленям и ступням... (30 — 60 секунд. Регулируя необходимую интенсивность, более старшим детям эту инструкцию можно давать медленнее, чтобы весь процесс длился 2-3 минуты.) Теперь поменяйтесь ролями... (Повторите, пожалуйста, всю инструкцию заново.) Теперь у вас есть несколько минут, чтобы обсудить друг с другом ваши ощущения. Вы можете продолжить эту игру дальше, предложив детям нарисовать партнера, которого они окрашивали любовью, окруженным выбранным ими цветом любви. При работе с очень робкими и застенчивыми детьми следует начинать игру несколько иначе... В процессе управляемой фантазии дети представляют себе знакомого человека, например, одного из родителей или своего лучшего друга (подругу), и в своем воображении "раскрашивают" его любовью или, соответственно, он "раскрашивает" любовью их. Анализ упражнения: — Что ты чувствовал, когда "окрашивали" тебя? — Что ты чувствовал, когда "окрашивал" своего партнера? — Видел ли ты тот цвет, в который тебя "окрашивал" твой партнер? — Испытывал ли ты какие-нибудь ощущения в ладонях, когда "окрашивал" своего партнера? — Какие нежные и ласковые мысли ты посылал своему партнеру? — Что было для тебя трудно в этой игре? Друзья, не похожие на меня ИГРА 73 (с 8 лет) Цели: Очень важно, чтобы дети учились ценить различия между людьми и принимать других такими, какие они есть. Тот, кто исходит из того, что другие думают и чувствуют точно так же, как он сам, постоянно разочаровывается. Такая внутренняя установка приводит к постоянному стрессу. Поэтому терпимость — важное качество любого человека. Она позволяет легко и без напряжения жить и работать вместе с другими людьми. Эта игра дает детям возможность потренироваться в описании различий между людьми, а также научиться уважать других, не оценивая их. Инструкция: Сядьте, образуя большой круг. Мне хочется, чтобы каждый из вас описал сейчас своего друга (подругу), который не похож на него самого. Вспомни своего друга, который в каких-то важных вещах существенно от тебя отличается. Возможно, у него другая национальность или религия, возможно, он старше или моложе тебя. Быть может, твой друг любит читать книги, а ты предпочитаешь смотреть телевизор. Возможно, он собирает марки, а ты собираешь значки. Может, у твоего друга есть какая-то иная особенность. Пожалуйста, не называй нам его имени, а расскажи, чем он от тебя отличается, и почему он тебе дорог. Подумайте об этом несколько минут, а затем вы сможете рассказать о своих друзьях друг другу. (Расскажите, пожалуйста, и Вы о своем друге или подруге). Анализ упражнения: — Есть ли что-нибудь хорошее в том, что твой друг или подруга от тебя отличается? Почему? — Что может произойти, если ты будешь настаивать на том, чтобы все твои друзья были такими же, как ты? Досылай хорошие чувства ИГРА 74 (с 8 лет) Цели: Мы все ощущаем исходящие от других людей флюиды. Мы замечаем, когда у человека хорошее настроение, когда он оптимистично воспринимает окружающий мир. Мы чувствуем также, если кто-то тревожен или огорчен. Разумеется, мы ощущаем и то, настроен ли человек по отношению к нам дружелюбно или враждебно. Чем дружелюбнее и оптимистичнее дети, тем приятнее для них и для учителя атмосфера в классе. В предлагаемом воображаемом путешествии мы тренируем у детей умение чувствовать настроение окружающих и побуждаем их чаще проявлять свои положительные эмоции. Одновременно эта игра-фантазия подготавливает детей к игре "Посылай и воспринимай уверенность". Инструкция: Приходилось ли вам когда-нибудь заходить в помещение, где ощущается "напряженная атмосфера", т.е. находятся раздраженные, недовольные или разочарованные люди? По каким признакам можно определить, что в той или иной группе людей царит "напряженная атмосфера"? Мы можем заметить это, даже если совершенно не знаем о том, что там произошло до нашего появления. И очень трудно самому сохранить хорошее настроение в такой ситуации. А по каким признакам мы замечаем, что в группе царит хорошее настроение? Передается ли и нам самим это хорошее настроение? Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Теперь представь себе, что над твоей головой висит чудесная золотая звезда. Это — твоя звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив. Представь себе, что ты с ног до головы озарен светом этой звезды, светом любви и радости... Представь себе еще, что этот свет насквозь пронизывает все твое тело... Теперь последовательно приложи свою руку сначала к сердцу, потом — к горлу и ко лбу. Почувствуй, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представь себе, что ты, как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем ребятам в этой комнате... Подумай обо всех, кто находится в этой комнате, и пошли всем немного своего света... Теперь пошли немного своего света людям, которых нет в этой комнате: твоим домашним, друзьям, а также близким и знакомым, живущим в других городах... Теперь прислушайся к самому себе. Ощущаешь ли ты как-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд.) Сохрани в памяти эти чувства и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал, или у тебя грустное настроение, или тебе просто нужны свежие силы... А сейчас попрощайся со своей звездой и мысленно возвращайся назад. Когда я досчитаю до трех, ты сможешь открыть глаза и снова оказаться в этой комнате. Раз... Два... Три... Анализ упражнения: — Какие ощущения ты испытывал, когда посылал свет другим людям? — Кому ты посылал особенно много света? — Было ли у тебя ощущение, что ты и сам получаешь свет от кого-нибудь из ребят? — Что в этой игре было самым трудным для тебя? Здесь возможны самые разнообразные реакции, в том числе, разумеется, и отсутствие вообще каких-либо ощущений у некоторых детей. Объясните им, что всякий опыт хорош и нормален. Досыхай и воспринимай уверенность ИГРА 75 (с 10 лет) Цели: При благоприятной психологической атмосфере в классе дети сопереживают радостям и заботам друг друга. Этой игрой мы даем им возможность потренироваться в соучастии и сопереживании. Наиболее эффективна эта игра в том случае, когда ей предшествует определенная подготовка, лучше всего — игра-фантазия "Посылай хорошие чувства". Аналогично, можно посылать и воспринимать не только уверенность, но и другие не менее важные вещи, например, здоровье, радость, надежду и т.д. Уверенность же имеет особенное значение для детей, например, перед контрольной работой. Инструкция: Сядьте все вокруг. Есть ли среди вас кто-нибудь, кому прямо сейчас пригодилось бы немного дополнительной уверенности или веры в себя? Пусть эти ребята встанут в середину круга. (Дайте возможность одному-двум детям встать в середину круга). Сейчас мы все вместе сделаем вам хороший подарок. Дождитесь, пока вы его почувствуете. Все закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Теперь представь себе, что над тобой — чудесное сияющее солнышко, которое медленно опускается к тебе... Солнышко ласковое и дружелюбное, от его теплого света тебе становится хорошо и приятно. Свет солнца соединится сейчас с твоим собственным чувством уверенности. И эти чувства мы все сейчас пошлем Олегу и Кате. (Назовите имена стоящих в середине круга детей.) Пусть солнце спускается сверху к твоей голове... И пусть оно наполняет тебя своим теплом и уверенностью... Вот ты уже ощущаешь это тепло, эту уверенность каждой клеточкой своего мозга... Теперь пусть солнышко опустится на твое лицо, согревая лоб, глаза, уши... От затылка тепло разливается по плечам и рукам, по груди и животу... Ощути, как уверенность струится по всему твоему телу и делает тебя сильнее и сильнее. Пусть уверенность наполняет и твои бедра, ноги, колени, ступни... Почувствуй, как все твое тело наполняется уверенностью, и ты ощущаешь себя все более и более сильным... Теперь сосредоточь свое внимание на Олеге и Кате... Поделись наполняющей тебя уверенностью и вместе с теплыми лучами солнца пошли ее ребятам. (10 секунд.) Олег и Катя, принимайте направленные вам чувства. Чтобы легче воспринимать нежность и заботу группы, раскройтесь внутренне навстречу этим чувствам. Ощутите, как внутри вас самих возникает все больше и больше уверенности, веры в собственные силы... (10 секунд.) Удерживай, пожалуйста, в себе наполняющие тебя ощущения. Сохрани их в памяти до того времени, когда тебе понадобится уверенность — для самого себя или чтобы поделиться с другими. Теперь медленно возвращай свое внимание назад в класс. Потянись, выпрямись, подвигай пальчиками рук и ног, сделай глубокий вдох и выдох. Теперь открой глаза и вернись к нам совершенно бодрым и свежим. Анализ упражнения: — Что ты испытывал, когда группа посылала тебе чувство уверенности? — Слышал или видел ли ты ли что-нибудь? — Тебе в голову приходили какие-нибудь мысли или внезапные озарения? — О чем ты думал и что чувствовал, когда посылал другим уверенность? Обратите внимание детей на то, что нет необходимости сразу понимать такого рода опыт. Нередко понимание приходит позднее. Вы можете развить эту игру дальше, предложив детям нарисовать, как они посылают или воспринимают уверенность. Будет совсем замечательно, если дети еще сочинят короткие стихотворения, описывающие их чувства, в то время как они посылают или воспринимают уверенность. Равновесие ИГРА 76 (с 8 лет) Цели: Дети, которые хорошо ладят друг с другом, в процессе общения бывают в состоянии интуитивно поддерживать равновесие между желанием говорить и необходимостью слушать, между поиском контакта и уходом от него, между оказанием собственного влияния и предоставлением возможности влиять на себя. Причем в этом случае никто не чувствует себя ущемленным. Если же кто-то из детей ощущает, что баланс нарушен, он реагирует на это обидой, возмущением или отказом от контакта. Это очень хорошая диагностическая игра, в ходе которой дети учатся настраиваться друг на друга и сохранять равновесие в общении. В то же время Вы сами также можете принять участие в этой игре. Вам стоит играть в положении "стоя", причем один раз с ребенком, с которым Вы хорошо ладите, а второй раз с ребенком, отношения с которым у Вас более сложные. И Вы сами сможете ощутить разницу между этими двумя ситуациями. Инструкция: Сядьте на пол, образуя двойной круг, так, чтобы вы попарно сидели друг напротив друга. В паре возьмитесь за руки и отклонитесь назад. При этом постарайтесь удерживать равновесие. Насколько далеко вы можете отклониться назад? Теперь встаньте на колени, снова дайте руки друг другу и отклонитесь назад. Что вам приходится делать, чтобы не упасть назад? А теперь встаньте. Поставьте ступни ног вплотную друг к другу, чтобы при этом они стояли прямо перед сдвинутыми ступнями вашего партнера. Возьмитесь за руки и медленно отклонитесь назад. Насколько далеко вы можете отклониться, удерживая равновесие? Найдите себе новых партнеров. Дайте детям воз Date: 2016-07-20; view: 287; Нарушение авторских прав |