Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отработка отделения от самолета и устойчивого свободного падения





После прохождения первоначального обучения происходит отбор парашютистов для продолжения обучения их по спортивной программе. Еще в период первоначального обучения инструктор парашютной подготовки должен изучать их с точки зрения возможности их перевода на следующий этап.

При этом нужно обращать внимание на следующее:
общеобразовательный уровень;
уровень физической подготовки;
структуру личности будущего спортсмена (темперамент, характер, способности, направленность).

Рекомендации по изучению структуры личности приведены в книге Г. Е. Леевика «Личность и деятельность спортсмена-парашютиста» (М.: ДОСААФ, 1986).

Работа тренера со спортсменом начинается до прыжков на индивидуальную акробатику. Все парашютисты по-разному воспринимают свои неудачи и победы. Задача тренера — своевременно разделить с ними горечь неудач и радость побед, пусть даже незначительных.

При проведении теоретических занятий и наземной подготовки нужно научить спортсмена правильно подгонять снаряжение, что имеет немаловажное значение для усвоения методов отделения от самолета и отработки устойчивого падения.

Для первоначального обучения отделению от самолета в современном парашютном спорте применяют в основном отделение «на мотор».

Обучение следует начинать на земле, отделяясь из макета самолета на батут или на растянутый брезент. Исходное положение спортсмена — правая нога у переднего обреза двери, левая нога за правой, корпус слегка согнут, правая рука держит передний обрез двери чуть выше отверстия под защелку. Левая рука на кнопке секундомера. Выносом левой ноги за борт и легким толчком правой ноги спортсмен должен отделиться и, включая секундомер, лечь «на поток» (брезент, батут). При этом спина должна быть незначительно прогнута, ноги незначительно согнуты в коленном и тазобедренном суставе и разведены, руки отведены в стороны и согнуты в локтевых суставах под углом приблизительно 90— 120°.

Отработав метод отделения «на мотор» на земле, можно переходить к обучению отделению из самолета в воздухе. При этом использовать по программе обучения все прыжки со стабилизацией падения, стягиванием чехла, расчековкой ранца,

После устойчивого отделения «на поток» можно переходить к обучению прыжкам с задержкой в открытии парашюта. Методика обучения описана в программе парашютной подготовки Хочу лишь напомнить, что до перехода к прыжкам с задержкой в открытии парашюта следует провести занятия и рассказать о возможных ошибках, которые могут привести к нестабильному падению. Занятия нужно сопровождать показом упражнений и тренировкой на снарядах парашютного городка (горизонтальная доска, подвесная система). Напомнить, что если человек в воздухе напряжен, сильно прогнут, то чувствует поток он слабо, и тогда свободное падение сопровождается клевками, кабрированием, рысканием, креном влево-вправо, может перейти в беспорядочное падение или штопор. Рассмотрим причины этих явлений и методы их устранения.

Клевок на голову — прямые ноги (слегка согнуть в коленях). Могут быть ноги в нормальном положении, но руки далеко отведены назад (вывести плавно руки вперед).
Кабрирование — руки далеко вынесены вверх (подобрать руки).
Рыскание — спортсмен излишне напряжен.
Крен влево или вправо — несимметрично расположены руки.
Беспорядочное падение — раскинуть руки и ноги на всю ширину.
Падение на спине — для перехода в нормальное падение прижать к телу левую руку, правую отвести в сторону или наоборот. При повороте лицом к набегающему потоку воздуха занять положение устойчивого падения.
Штопор — при современной методике выхода из плоского штопора достаточно определить сторону вращения, раскинуться и повернуть ладони в противоположную сторону вращения.

На занятиях следует рассказать, что если центр давления (ЦД) будет находиться сзади ОЦТ на продольной оси, то возникнет пикирующий момент, если наоборот, то кабрирующий момент (рис. 58).

Если ЦД расположен выше ОЦТ, то падение будет устойчивым (рис. 59).
Если ЦД находится в одной точке с ОЦТ, то падение будет безразличным (рис. 60).
Если ЦД будет находиться ниже ОЦТ, то падение будет неустойчивым (рис. 61).

Свободное падение (прыжки с задержкой в открытии парашюта) считается отработанным тогда, когда спортсмен устойчиво падает на выбранный ориентир, без клевков, рысканий и кренов, точно выдерживает время задержки и открывает парашют, придав телу положение, рекомендованное инструкцией для данного типа парашюта.

 


Рис. 58. Пикирование (ЦД находится сзади ОЦТ)



Рис. 59. Устойчивое падение (ОЦТ ниже ЦД)


Рис. 60. Безразличное положение тела (ОЦТ в одной точке с ЦД)


Рис. 61. Неустойчивое положение тела (ОЦТ выше ЦД)

СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ


ФИЗИКА СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ

После отделения от летательного аппарата парашю­тист начинает падать вниз под действием силы тяжести с ускорением, направленным к центру Земли. По мере увеличения скорости падения пропорционально ее квадрату растет сила сопротивления воздуха, направ­ленная в противоположную сторону. В определенный момент (после 10—13 с падения) сопротивление воздуха уравнивается с силой тяжести, и дальше тело падает равномерно, если парашютист не меняет позы. Как правило, парашютист имеет еще начальную горизон­тальную скорость, так как все летательные аппараты, кроме воздушных шаров, во время выброски двигают­ся поступательно. Начальная горизонтальная скорость парашютиста после отделения от летательного аппа­рата достаточно быстро гасится силой сопротивления воздуха.

Ниже рассмотрены базовые маневры в свободном падении.

^ СТАБИЛЬНОЕ ПАДЕНИЕ

Опорой парашютиста в свободном падении являет­ся достаточно плотный поток воздуха.

Устойчивое равновесие. Сила тяжести прикладыва­ется к центру тяжести тела и тянет его вниз. Сила тре-

Рис. 38. Направление сил, действующих на волан

ния действует в противоположном направлении, по точка ее приложения — центр давления. Противо действие указанных сил стремится разместить цент| тяжести и центр давления на одной прямой. Таким оЫ разом, если указанные точки не совпадают, а удалены друг от друга, можно добиться устойчивого положении тела. Ярким примером служит волан от бадминтон; Центр тяжести здесь сосредоточен в тяжелом и ма леньком наконечнике, а центр давления — в легким и объемном оперении. Силы тяжести и сопротинн ния действуют каждая на свой объект, и каждая из ниЛ «тянет одеяло» на себя. В результате волан, подброикч ный в воздух, через некоторое небольшое время разно» рачивается грузом вниз (рис. 38).

Неустойчивое равновесие характеризуется тем, что центр тяжести и центр давления находятся на одной прямой, но центр тяжести выше. Любое малейшее от­клонение стремится вывести тело из равновесия и пе­ревернуть его в устойчивое положение. Теоретически идеальный воланчик, размещенный строго по оси дей­ствия силы тяжести идеальной планеты с идеально ста­бильной атмосферой, может падать перьями вниз и не переворачиваться, но, так как ничего идеального и мире нет, вы вряд ли когда-нибудь такое увидите. Достаточно опытный спортсмен-парашютист, в отли­чие от волана, может падать в положении неустой­чивого равновесия, но для этого ему приходится постоянно балансировать, как канатоходцу.




Рис. 39. Силы, действующие на тело

Безразличное положение. Примером может служить шар из любого однородного материала. Центр тяжес-1 ти совпадает с центром давления, поэтому их взаим­ное расположение не играет роли. Такое тело может


без него. Чаще всего положение безразличного равно­весия свойственно симметричным телам.

На рис. 39 показана модель тела с удаленными центром тяжести (черный шар) и центром давления (бе­лый шар). Сила тяжести (черная стрелка) воздействует на центр тяжести и тянет его вниз. Сила сопротивления (белая стрелка) приложена к центру давления и направ­лена в сторону, противоположную вектору скорости тела, в устоявшемся свободном падении — вверх. Меж­ду силами, воздействующими на тело в положении а, имеется плечо, которое они стремятся уменьшить и та­ким образом перевернуть тело. В положении б плечо нулевое, векторы сил лежат на одной прямой, положе­ние устойчивое. Любое отклонение тела увеличивает плечо, но под воздействием указанных сил тело возвра­щается в положение б. В положении в векторы сил так­же лежат на одной прямой, но направлены друг к другу. Любое малейшее отклонение переводит тело в положе­ние а, а из него — в положение б.


«Коробочка». Классическая поза стабильного паде­ния, осваиваемая начинающими парашютистами, на­зывается «коробочка» (box). В этой позе тело состоит из прямых углов: угол между бедер, плечевые суставы, лок­ти — везде примерно 90 градусов. Поясница сильно про­гнута, колени слегка согнуты, мыски оттянуты, тело и конечности расслаблены. В таком положении центр тяжести (расположен в районе таза) удален от центра давления (который определяется положением конеч­ностей), поток стремится стабилизировать тело и под­держивать его положение —лежа на животе (рис. 40).

Если тело симметрично, оно должно падать ста­бильно, но часто человек занимает не совсем симмет­ричную позу. Если его тело жесткое (напряжено), то малейшая асимметрия приводит к вращению. Если же оно расслабленно, то поток может его «подправлять»,

Рис. 40. Положение «коробочка» — вид сверху и слева. Черным

кружком обозначен центр тяжести, белым — центр давления.

На этой и следующих схемах парашют условно не показан


Рис. 41. Парашютист, стабильно «лежащий» в положении «коробочка»

чтобы вращений не возникало. Поэтому расслабление очень важно при прыжке с парашютом.

Поза «коробочка» с незначительными изменения­ми используется как исходное положение во многих видах прыжков — групповая акробатика, воздушная съемка, тандем-прыжки, классика (рис. 41).

^ Плотная группировка (рис. 42). В такой дисципли­не, как классика, где требуется выполнить комплекс спиралей и сальто за кратчайшее время, получило рас­пространение исходное положение в группировке. В этой позе колени поджаты к груди, локти — к бокам, спина согнута. Центр тяжести оказывается примерно в середине композиции, а центр давления располага­ется низко. Положение неустойчивое, и начинающим спортсменам не сразу удается его освоить. Однако та-


 


Рис. 42. Плотная группировка

кая поза имеет несколько преимуществ. Во-первых, уменьшается площадь тела, создающая сопротивле­ние, следовательно, увеличивается скорость падения, плотность встречного потока и эффективность управ­ления. Во-вторых, рули (конечности) располагаются ближе к центру вращения, что обеспечивает их боль­шую эффективность. И в-третьих, у сгруппированно­го тела меньше момент инерции, ему легче придать вращение и остановить его. Как результат — возмож­ность выполнения комплекса из шести фигур (спира­лей и сальто) за время менее 6 с.


^ УПРАВЛЕНИЕ ТЕЛОМ

Пользуясь плотным потоком воздуха, человек научился падать стабильно. Но поток является пол­ноценной опорой, и от него можно отталкиваться, примерно, как от воды. Благодаря этому парашютист может двигаться в воздухе во всех направлениях и вра­щаться во всех плоскостях. Естественно, это возмож­но, только пока тело е большой скоростью двигается вниз под действием силы тяжести. Значительно уменьшить скорость падения без специального сна­ряжения невозможно, но «взлететь» относительно другого тела, падающего быстрее, не представляет большого труда.

Вращение в свободном падении выполняется откло­нением потока различными частями тела, обычно — конечностями. Для этого их надо напрячь и создать угол атаки. Расслабленные конечности не управляют телом и используются только как опора для обеспе­чения нужного положения центра давления. Для пе­ремещения используется смещение центра тяжести и изменение площади, оказывающей сопротивление воздуху.

^ Горизонтальное вращение (спираль)

Для выполнения спирали парашютисту требуется оттолкнуться от опоры какой-либо частью тела, уда­ленной от центра тяжести, вокруг которого будет про­изводиться вращение. Опорой в свободном падении является встречный поток воздуха (рис. 43). Управле­ние производится отклонением этого потока руками и/или ногами. Начинающих спортсменов учат делать управляющий ввод одними ладонями. Это позволяет понять принцип управления, не сообщая слишком сильных импульсов телу.

Рис. 43.'Классический вариант выполнения спирали — руками:

сплошные стрелки— отклоняемый воздушный поток,

пунктирные — направление вращения

Рис. 44. Выполнение спирали в стиле групповой акробатики

Опытные спортсмены для выполнения ввода ис­пользуют не только ладони, но и всю поверхность рук, ног, а также скрученный винтом корпус — грудь и таз. Например, в групповой акробатике важно выполнять быстрые развороты относительно центра тела, при этом не смещаясь по вертикали и горизонтали относитель­но партнеров. Для этого используется определенный стиль управления (рис. 44).

^ Вертикальное вращение (сальто)

Для выполнения сальто назад следует выставить руки вперед, подальше от корпуса, напрячь их и оттолкнуть­ся от потока, одновременно поджав ноги к животу. Руки останавливаются около бедер. Для остановки вращения надо в положении на спине сделать противоввод — от­толкнуться от потока руками, вернуть их в исходное по­ложение. Ноги вернуть в исходное положение.

Чтобы сделать сальто вперед, требуются обратные действия: убрать руки к бедрам, отдать (выпрямить в коленях) ноги и одновременно «клюнуть» головой вниз. Для остановки — выставить руки перед собой, ноги — в исходное положение.

В позе плотной группировки сальто можно выпол­нять и с помощью одних только рук.

^ Перемещение по горизонтали

Для того чтобы в свободном падении перемещаться в какую-то сторону, следует создать угол атаки так, что­бы возникающая сила не создавала вращения. Для дви-


 


Рис. 45. Перемещение вперед (пикирование)

жения вперед нужно отдать ноги (увеличить площадь опоры), руки сместить ближе к поясу или поджать (уменьшить площадь). При этом центр давления сме­щается, тело наклоняется (пикирует) и создает угол атаки, отклоняющий встречный поток назад. Тело на­чинает двигаться в противоположном направлении, то есть вперед (рис. 45). Чем сильнее отклонение рук и ног от нейтрального положения «коробочки», тем выше скорость перемещения.

Для движения назад производятся обратные дей­ствия — ноги подгибаются сильнее, руки выставляются вперед (рис. 46).

Для горизонтального движения в стороны приме­няются те же движения, что и для выполнения спира-


Рис. 46. Перемещение назад (кабрирование)

лей, только ноги и руки отклоняют поток в одну сторо­ну (а не в противоположные, как при вращении).

Частным случаем движения вперед является раз­бежка (планирование) — перемещение с максимально возможной горизонтальной скоростью (рис. 47). Этот маневр, используется для удаления парашютистов на максимальное расстояние перед раскрытием. Для эф­фективного планирования следует ноги свести вместе, напряженные руки — около бедер (или немного ниже), тело прямое или с небольшим обратным прогибом. В начале разбежки парашютист прижал голову к груди и смотрит назад — на партнеров, чтобы разбегаться от них, а не параллельно с кем-нибудь. Затем взгляд пере­водится в сторону перемещения (вперед). Перед рас-


 


Рис. 47. Положение тела для разбежки (планирование)

крытием парашюта следует затормозить, выставив руки вперед и подогнув ноги. Данный способ перемещения нельзя использовать для подходов к другим парашю­тистам в свободном падении, так как горизонтальная скорость слишком велика — при умелом выполнении она может достигать 50 м/с.

^ Перемещение по вертикали

Перемещение по вертикали вверх и вниз, есте­ственно, может происходить только относительно некоторого тела, падающего с постоянной скоростью. Перемещение вверх — замедление падения, вниз — ус­корение. Такие перемещения могут использоваться в групповой работе в свободном падении. Для измене­ния скорости падения требуется изменить соотноше­ние сил тяжести и сопротивления воздуха. Поскольку

Рис. 48. Движение вниз относительно исходного положения — «просыпание»

Рис. 49. Движение вверх относительно исходного положения — «вспухание»

изменить свой вес нельзя, остается попробовать изме­нить силу трения о воздух, которая зависит от конфи­гурации обтекаемого тела.

Чтобы увеличить скорость падения («просыпать» вниз) в положении лежа на животе, спортсмен должен сделать свою фигуру как можно более обтекаемой и уменьшить площадь миделя. Для этого следует силь­но прогнуться, подобрать к себе руки и ноги, рассла­биться (рис. 48).

Для уменьшения скорости («вспухания») необходи­мо наоборот — пошире расставить конечности, напрячь­ся, уменьшить прогиб или даже прогнуться навстречу потоку (рис. 49).

^ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К СВОБОДНОМУ ПАДЕНИЮ

Специфика парашютного спорта такова, что «рабо­чее время» прыжка очень ограничено: спортсмен нахо­дится в свободном падении всего лишь 30—50 с. Реально же для отработки упражнения (за вычетом времени на разгон и подготовку к раскрытию) остается около 20— 30 с. За 100 прыжков набирается менее часа— это очень мало. Поэтому необходимо эффективно использовать наземные тренировки и каждый прыжок.

^ Наземные тренировки

На земле нет возможности воспроизвести все усло­вия, сопутствующие реальному прыжку (аэродинами­ческие трубы пока не всем доступны), но зато можно тренироваться сколько угодно — идет ли речь об от­работке отделения от летательного аппарата или об упражнениях групповой акробатики.

Наземные тренировки, конечно, не должны ограни­чиваться работой с инструктором — надо использовать любую возможность для самостоятельной отработки упражнения. Например, вы осваиваете стабильное па­дение. На занятиях инструктор «выставил» вам клас­сическую позу («коробочку») и объяснил, что ваша задача — научиться устанавливать ее в воздухе. И те­перь вы должны уделить этой позе достаточно време­ни на земле, обращая внимание на основные моменты (прогнуться, расположить руки симметрично, ноги тоже, расслабить их), выполняя их сначала последова­тельно, а затем одновременно. Отсутствие симметрии (обычно ног) в воздухе приводит к неконтролируемо­му вводу во вращение, сначала слабое (на задержках 10—15 с), но если не изменить позу или не сделать про-

тивоввод.'— усиливающееся и переходящее в плоский штопор (на 20—25 с). Если не расслабить конечности, они начинают служить рулями, и малейшая асиммет­рия становится более значимой. Вы должны научить­ся хорошо чувствовать свои руки и ноги и осознавать их положение в пространстве. Дайте себе время при­выкнуть к правильной позе. Тогда тело «запоминает» это положение и потом легко принимает его в воздухе, когда времени на раздумья мало и большую роль игра­ет мышечная память.

Осваивая выполнение спиралей или сальто, надо еще основательнее прорабатывать нужные движения на земле. Вопрос о том, доводить ли движения до авто­матизма, является спорным (ведь можно закрепить и неудачные движения), но в любом случае надо ясно себе представлять, что вы собираетесь сделать в предсто­ящем прыжке. Тогда уже в воздухе можно исследовать эффективность того или иного движения, подбирать углы атаки. Возможно, оптимальным было бы следующее. обучение: инструктаж — самостоятельная отработка — выполнение в воздухе (соответственно, корректиров­ка движений) — обсуждение с инструктором — само­стоятельная работа (с учетом поправок) — и т. д.

Опыт подготовки спортсменов к соревнованиям показал, что за счет тренировки на земле можно сокра­тить в несколько раз количество прыжков, необходи­мых для освоения свободного управления телом.,

После того как упражнение-в целом освоено, пара­шютист может мысленно повторять его в любой об­становке (например, перед сном). Мысленный прогон упражнений оказывается полезным для многих видов спорта и широко применяется в настоящее время. Это называется идеомоторнои тренировкой (подробнее о ее принципах можно прочитать в соответствующей литературе).

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

По сравнению с первыми образцами современные парашюты имеют высокотехнологичную конструк­цию, дающую парашютисту широкие возможности управления. Обратной стороной медали являются сложность управления и неизбежная вероятность отказа. Аккуратной укладкой и четкими действиями вероятность отказа можно минимизировать, но пол­ностью ее исключить возможно, только отказавшись от прыжка. Современные основные парашюты нельзя раскрывать из произвольного положения, так как это многократно повышает вероятность отказа, а их высо­кая скорость связана с риском столкновений с землей, препятствиями и другими парашютистами.

Существуют несколько программ обучения, позво­ляющих научить человека обращаться с современной парашютной техникой, постепенно подготовить его к сложным условиям, используя специальные пара­шюты, планирующие с уменьшенной скоростью и имеющие упрощенное управление. Во время обуче­ния прыжки выполняются под присмотром инструк­торов.

Для допуска к самостоятельным прыжкам выпускник любой программы обучения должен уметь правильно отделяться от летательного аппарата, уверенно выпол­нять фигуры индивидуальной акробатики (спирали и сальто), уметь выходить из беспорядочного падения и штопора, контролировать высоту в свободном падении по визуальным приборам, раскрывать парашют на заданной высоте, обеспечивать стабильное положение тела (без перекосов и вращений) при раскрытии па­рашюта; знать устройство парашютной системы, с ко­торой совершает прыжки, уметь ею управлять, знать порядок действий в особых случаях.

Каждая из программ имеет свои достоинства и не­достатки,


^ КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ


Эта программа появилась и получила развитие одно­временно с совершенствованием парашютной техники.

Программа входит в Сборник программ по пара­шютной подготовке 1997 года (СППП-97) под номе­ром 2 и в Курс парашютной подготовки КПП-2003 под номером 6. Традиционно ее называют «второй программой».

Обучение происходит в составе группы.

^ Обучаемый по программе осваивает:

• отделение от летательного аппарата (чаще всего это Ан-2);

• стабильное падение;

• контроль времени свободного падения;

• контроль высоты в свободном падении;

• управление телом в свободном падении (выпол­нение фигур «спираль», «сальто»);

• тактико-технические характеристики основных парашютов Д-1-5У, Т-4, УТ-15, классическое «крыло» (ПО-16, Мастер-Хит, Parafoil), запасных парашютов 3-5, 3-6П, ПЗ-81;

• управление всеми перечисленными парашютами;

• варианты укладки перечисленных парашютов;


• основы работы на точность приземления со всеми перечисленными типами основных парашютов;

• действия в особых случаях.

Процесс обучения проходит обычно в следующем порядке. Проводятся теоретические занятия, включа­ющие лекции по всем темам программы, сдачу зачета. Инструктор проводит показательную укладку парашю­та Д-1-5У, обучаемые тренируются и сдают зачеты. Сту­денты программы, сдавшие все зачеты и прошедшие медкомиссию, приступают к выполнению прыжков.

Перед прыжками проводится наземная подготовка — отработка элементов предстоящего прыжка на трена­жерах, повторение правил безопасности, отработка действий в особых случаях.

Прыжки производятся в составе группы, инструктор-выпускающий отслеживает выполнение прыжка каж­дого спортсмена с борта летательного аппарата, при необходимости инструктор совершает контрольный прыжок — прыгает вместе с обучаемым и наблюдает его действия в воздухе, находясь рядом. Успешно выполнив задание на прыжок не менее двух раз, парашютист по­лучает у инструктора очередное задание.

По мере увеличения опыта спортсмен получает допуск к прыжкам с более сложными типами парашютов — Т-4, УТ-15. Каждый следующий тип меньше предыдущего по площади купола, имеет меньшую массу, большую горизонтальную скорость, более требователен к поло­жению тела при раскрытии. При каждом переводе на новую технику спортсмен также сдает зачет по уклад­ке, техническим характеристикам, управлению и осо­бым случаям при прыжках с данной парашютной системой. После уверенного выполнения всех необхо­димых упражнений спортсмен получает допуск к прыжкам с парашютом-«крыло», делает несколько прыжков под контролем инструктора, а затем ему оформляют документы (допуск в рабочей книжке), дающие право самостоятельных прыжков на любом аэродроме в соответствии с достигнутым опытом.

^ Типичный процесс обучения:

• освоение отделения от самолета «на мотор». (Д-1-5У, укладка «на веревку» — принудительное рас­крытие, высота отделения от летательного аппарата — 800 м);

• освоение стабильного падения после отделения (Д-1-5У, укладка на «расчековку», высота отделения — 800 м);

• освоение более длительного стабильного падения, контроля времени свободного падения, раскрытия па­рашюта через заданное время после отделения — 3—5 с (Д-1-5У, укладка на ручное раскрытие, высота отделе­ния — 900-1000 м);

• освоение стабильного падения в течение 10 с, кон­троля времени падения (по секундомеру) или высоты (по высотомеру), освоение элементов управления телом в свободном падении (парашют Д-1-5У или Т-4, уклад­ка на ручное раскрытие, высота отделения — 1200 м);

• освоение стабильного падения в течение 20 с, кон­троля времени и высоты, освоение управления телом в свободном падении — выполнение фигур «спираль», «сальто» (парашют Д-1-5У, Т-4 или УТ-15, ручное рас­крытие, высота отделения — 1600 м);

• освоение контролируемого падения в течение 30 с, закрепление навыков управления телом в свобод­ном падении, освоение падения и выполнения комп­лекса фигур в группировке (парашют Д-1-5У, Т-4, УТ-15, «крыло»; ручное раскрытие, высота отделения — 2200 м).

^ Недостатки «второй программы»:

• как правило, инструктор не имеет возможности ра­ботать индивидуально с каждым спортсменом;

• инструктору сложно контролировать прыжки каждого спортсмена группы (часто инструктор за­поминает только прыжки спортсменов, которым следует повысить или понизить уровень сложности за­дания);

• первые прыжки осуществляются с тяжелыми и медлительными парашютами Д-1-5У;

• относительно большое число прыжков по про­грамме, а следовательно, и большие расходы на эти прыжки.

Достоинства:

• стоимость обучения самая низкая из всех про­грамм (общие расходы порядка $400—500 в зависи­мости от способностей обучаемого и интенсивности

обучения);

• относительно большое количество прыжков по программе, а следовательно, достаточное время на адаптацию к свободному падению;

• освоение укладки нескольких типов куполов, а также управления ими, что положительно сказыва­ется на изучении парашютной техники в дальнейшем (многие принципы в укладке и управлении одинаковы для всех парашютов), на закреплении знаний процес­са раскрытия парашютов и возможных проблем;

• спортсмен, обучавшийся по этой программе, все или почти все прыжки совершил сам, в воздухе помо­щи ждать было не от кого, поэтому по сравнению с выпускником AFF он более самостоятелен и лучше подготовлен к сложным ситуациям.


^ AFF (ACCELERATED FREE FALL - УСКОРЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ СВОБОДНОМУ ПАДЕНИЮ)


Эта программа создана в США. Главная особен­ность — индивидуальная работа со студентом, обу­чающимся по программе. Этим объясняются самое короткое время обучения и самая высокая стоимость. Все прыжки выполняются со студенческим парашю­том типа «крыло» с высоты 4000 м.

^ Обучаемый по программе осваивает:

• отделение от летательного аппарата (Ми-8, Л-410, Ан-28);

• стабильное падение;

• контроль высоты в свободном падении;

» управление телом в свободном падении (выпол­нение фигур «спираль», «сальто»);

• управление студенческим парашютом-«крыло» (PD 9-cell, Falcon, Manta);

• основы работы на точность приземления;

• действия в особых случаях.

Обучение делится на восемь уровней. Каждый уро­вень включает самостоятельное изучение теоретичес­кого материала (учебника), теоретическое занятие с инструктором, отработку упражнения на земле, от­работку действий в особых случаях и непосредственно прыжок. Минимальное количество прыжков, за кото­рое можно окончить обучение по программе AFF, рав­но количеству уровней, хотя, как правило, на некото­рых уровнях приходится делать несколько прыжков. После прохождения всех уровней спортсмен про­должает прыгать под присмотром инструктора, и фак­тически курс обучения может быть окончен после

выполнения не менее 20 прыжков и присвоения сту­денту категории «А». Только тогда он получает право на самостоятельные прыжки. На каждом этапе студент приобретает определенные навыки:

0-й уровень — тандем-прыжок (AFF-тандем). Озна­комление со свободным падением, в процессе которого обучаемый (тандем-пассажир) выполняет все действия, отработанные на земле, — поза, контроль высоты, ими­тация раскрытия парашюта, а тандем-инструктор мо­жет корректировать действия студента.

^ 1-й уровень — освоение стабильного падения, конт­роля высоты, имитация раскрытия парашюта, обеспе­чение безопасного приземления. Обучаемый прыгает со студенческой парашютной системой в сопровожде­нии двух инструкторов, которые придерживают его в течение всего прыжка. При этом студент выполняет отработанные в процессе подготовки на земле дей­ствия. После раскрытия студент самостоятельно управ­ляет парашютом и приземляется. Чтобы инструктор мог подсказать правильные действия по управлению куполом, используется радиосвязь с обучаемым.

2-й уровень — повороты на 90 градусов, контроль высоты, самостоятельное раскрытие парашюта, изу­чение управления куполом. Студент начинает осваи­вать приемы управления телом в свободном падении. Для обеспечения безопасности и коррекции пра­вильности действий студента придерживают два инструктора. После раскрытия студент также само­стоятельно управляет куполом, пользуясь подсказка­ми по радио.

3-й уровень — контроль ног, падение без поддержки инструкторами, контроль горизонтального положе­ния, самостоятельное раскрытие, улучшение навыков управления куполом. На этом этапе инструкторы отпускают студента в свободном падении, оставаясь те не менее рядом. То есть студент падает самостоятел! но. При этом он отрабатывает необходимые действ*

^ 4-й уровень — расчет точки выброски, развороты бс лее 90 градусов, движение вперед, отмашка, работа точность приземления. Студент пробует рассчитать, где необходимо произвести отделение от самолета; во время прыжка он выполняет усложненные элементы — развороты на 180 градусов, планирование (движение в направлении инструктора). Как и во время всех ос­тальных прыжков, студент должен постоянно контро­лировать высоту, раскрывать парашют самостоятель­но на заданной высоте. Прыжок выполняется с одним инструктором.

^ 5-й уровень — спираль (горизонтальный разворот на 360 градусов), движение вперед, обеспечение безопас­ного раскрытия (отмашка и осмотр пространства перед раскрытием). Студент выполняет еще более сложные элементы управления телом в свободном падении. Инструктор не держит его, а просто находится рядом, контролируя правильность действий и следя за без­опасностью прыжка.

б-й уровень — расчет точки выброски, самостоятель­ное отделение, сальто назад, обеспечение безопасного раскрытия (разбежка, отмашка, осмотр пространства перед раскрытием). Студент осваивает выполнение сальто назад и дополнительных элементов, обеспечи­вающих безопасность групповых прыжков.

7-й уровень — комплекс фигур (сальто назад, вперед, разворот на 360 градусов влево и вправо), обеспечение безопасного раскрытия (разбежка, отмашка осмотр пространства перед раскрытием), совершенствование навыков работы на точность. Студент демонстрирует все освоенные навыки в комплексе.

^ Недостатки AFF:

• все прыжки совершаются в присутствии инструк­тора, студент привыкает, что рядом всегда есть тот, кто сможет помочь в нештатной ситуации. Данная привыч­ка может подвести после окончания обучения и нача­ла самостоятельных прыжков;

• стоимость обучения самая высокая (примерно

$1000);

• из-за короткого срока обучения студент не всегда успевает хорошо усвоить большой объем информации, знания оказываются поверхностными;

• укладка парашюта не входит в стоимость обучения.

Достоинства:

• индивидуальная работа инструктора с обучаемым, студент тратит свое время наиболее рационально;

• все прыжки совершаются в присутствии инструк­тора, который может помочь в сложной ситуации, что означает достаточно высокий уровень безопасности начальных прыжков;

• все прыжки контролирует находящийся рядом ин­структор, который отслеживает ошибки и может на месте скорректировать действия студента;

• все прыжки производятся с высоты порядка 4000 м, следовательно, рабочее время свободного падения в каждом прыжке составляет немного меньше минуты;

• все прыжки производятся с парашютом типа «крыло».


STATIC-LINE


Эта программа похожа на классическую программу обучения с тем отличием, что прыжки сразу произво­дятся с парашютами типа «крыло». Обучение проходит в группах от 10 человек. Стоимость и срок обуче­ния — средние между классической программой и AFF, В России обучение по программе Static-Line сопро­вождалось достаточно большим количеством проис­шествий. В настоящее время эта программа признана недостаточно безопасной и в России почти нигде не практикуется.

^ ВЫБОР ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

Ввиду разного подхода к обучению уровни подго­товки выпускников разных программ заметно отлича­ются друг от друга. Попробуем сравнить результаты обучения по двум основным практикуемым в России программам — классической и AFF.

В целом выпускники классической «второй про­граммы» лучше подготовлены в вопросах безопаснос­ти, более самостоятельны. Выпускники AFF лучше подготовлены с точки зрения спортивной работы, име­ют минимальные навыки групповой акробатики. Для примера возьмем типичных выпускников: «второй про­граммы» с 35 прыжками и AFF — с 12 прыжками. Вы­пускник классической программы имеет за плечами 35 раскрытий-приземлений и около 10 мин самостоя­тельного свободного падения, из которых приблизи­тельно 4 мин использованы малоэффективно, то есть не на изучение управления телом в свободном падении, а на разгон и подготовку к раскрытию. Оставшиеся 6 мин используются также не с максимальной отдачей, поскольку инструктор наблюдает за студентом с боль­шого расстояния (с борта самолета или с земли в опти­ческий прибор) и не может скорректировать мелких нюансов. Выпускник AFF имеет 12 раскрытий-призем­лений и примерно 12 мин свободного падения, из ко­торых приблизительно 10 мин были использованы

максимально эффективно — на освоение управления телом под контролем инструктора, находящегося ря­дом. Понятно, что бывший студент AFF должен уметь лучше управлять телом в свободном падении, а под ку­полом более уверенно будет чувствовать себя «второ-программник».

Различия в процессе обучения также накладывают заметный отпечаток на будущих спортсменов.

Прыжки по классической программе выполняются с относительно небольшой высоты (до 2500 м), пара­шютисты должны успеть выполнить задание за доста­точно небольшое время и приучаются получать от каж­дого прыжка максимум пользы.

Студента AFF не учат самостоятельно укладывать парашют. При желании он может пройти отдельный курс обучения укладке (за отдельную плату). Практи­ка показывает, что парашютист, которого изначально не приучили укладывать парашют самостоятельно, и в дальнейшем предпочитает прыгать на чужой уклад­ке, доверяя ей больше, чем своей. Студенты «второй программы», как правило, с самого начала самостоя­тельно укладывают как основной, так и запасной парашюты. Укладывая парашют, спортсмен лучше по­нимает взаимодействие его частей при раскрытии. Во время прыжка он на себе ощущает результаты своей работы, задается вопросом, как уложить «помягче» или, наоборот, чтобы парашют раскрывался быстрее.

Медленные круглые парашюты с ограниченными возможностями маневрирования заставляют спорт­сменов «второй программы» максимально использовать полученные знания по управлению куполом, чтобы приземлиться в желаемую точку. Студент AFF, прыгая с более летучим куполом, имеет больше свободы вы­бора места приземления и поэтому находится в более выгодных условиях с точки зрения безопасности.

Круглые парашюты приземляются относительно жестко, и выпускник «второй программы» уже подго­товлен к жестким приземлениям, с которыми иногда приходится сталкиваться и при прыжках на «крыле». Выпускник AFF имеет некоторый опыт управления «крылом», и при переходе от студенческих куполов к спортивным ему надо лишь немного скорректировать навыки, а не полностью менять технику управления парашютом.

Инструктор AFF постоянно опекает студента, под­страивается под него, а после окончания обучения начинающий спортсмен в некотором роде остается в одиночестве. Многие выпускники AFF, приступив к самостоятельным прыжкам, чувствуют себя в воздухе без инструктора настолько неуверенно, что перестают прыгать. Прыжки по «второй программе» выполняют ей группой, количество прыжков зависит от скорости и качества укладки парашюта каждого обучаемого, что! воспитывает в спортсменах дисциплинированность, ответственность и сплоченность. Часто спортсмены, обучавшиеся в одной группе, становятся крепкими друзьями по жизни. Примерно половина студентов, записавшихся на обучение по «второй программе», не заканчивает обучение, но практически все окончившие его остаются в парашютном спорте.

Условия обучения по «второй программе» можно назвать более спартанскими, а по AFF — тепличными, более подходящими для американского менталитета.

Обе программы обучения имеют как положитель­ные, так и отрицательные стороны. Желающих обу­чаться по этим программам много. Каждая программа занимает свою нишу, например, AFF обычно выбира­ют те, кто имеет высокий уровень доходов и очень мало времени на обучение. AFF широко практикуется в Московском регионе, в других регионах России на-

много больше распространена классическая програм­ма. На Западе подавляющее большинство спортсменов проходят подготовку по программе AFF.

Хотя спрос на обучение по «второй программе» не­малый, в последнее время по России наметилась тен­денция снижения числа обучающихся по ней. Одна из причин в том, что в этой программе, как правило, ис­пользуется парашютная техника аэроклубов, дожива­ющая последние годы своего календарного ресурса.

Многие спортсмены считают, что наилучшим ва­риантом обучения была бы комбинация «второй про­граммы» и AFF, вобравшая в себя все лучшее от обеих программ и включающая обучение небольшими груп­пами, освоение нескольких типов парашютов, высот­ные прыжки (самостоятельные и с инструктором), азы групповой акробатики.







Date: 2016-07-20; view: 7611; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.058 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию