Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость изучения данного курса





Тема 1. Религиоведение как наука. Феноменология религии

Необходимость изучения данного курса в православной аудитории отнюдь не представляется самоочевидной в отличие от специальных предметов истории церкви агиографии, апологетики и т.д. Тем более, когда вы не уверены, что у вас есть профессиональная необходимость. Тем более светским преподавателем.

Однако из опыта преподавания данной дисциплины в светском вузе я могу сделать некоторые выводы пригодные и для православной аудитории. Прежде чем приступить к их изложению, я должна пояснить свою позицию по дихотомии: православие – светская наука. Не следует думать, что я пытаюсь указать на неполноценность систем с разными аксиологическими основаниями, скорее на их параллельность. Как ни странно, светская религиоведческая наука и православная аксиология могут и должны сочетаться, поскольку коренное различие изучения религии и религиозности заключается в целеполагании. Наука отвечает на вопрос почему, религия на вопрос зачем. Это значит, что не следует ждать от меня ответов на вопросы: почему бог допускает такое разнообразие религиозных заблуждений, будут ли спасены иноверцы, есть ли подлинный религиозный опыт в других конфессиях и т.д. Ответы на эти вопросы лучше искать у священнослужителей и катехизаторов. Религиоведение занимается изучением религии как явления как феномена как данности, как способа для определенной части людей сформулировать для себя цель и смысл жизни, картину мироздания.

Далее я планирую обратиться к вам с практически невыполнимой просьбой – отказаться от оценок, от сравнения с православием, от восприятия чужого опыта как заблуждения. Я понимаю, что некоторые из вас будут разочарованы, поскольку ждут от меня разоблачения других религий как ересей, как глубоких духовных заблуждений. Но в этом отношении меня очень вдохновляет пример Б. Н. Зубова. В своих лекциях по истории религий, он с любовью и понимаем говорит о других религиях, ищет в них то зерно истины, которое в конечном итоге дало христианские праведные всходы. Думать иначе – возможно значит сомневаться в божественном всеведении и всемогуществе. Если бог допускает существование иных вер, то м.б. в этом есть смысл и для христиан? Не перенимать пороки, но то доброе, что имеют язычники делать своим. В этом случае нарративная позиция позволит нам с вами не отвлекаться на кипение страстей и не впадать в грех гордыни.

И еще один аргумент, я получала образование в тот период, когда новые ученики еще не были созданы, а старые работы по философии и истории пестрели ссылками на ошибочность мировоззрения и недопонимание тем или иным автором руководящей роли рабочего класса, коммунистической идеологии и т.д. при этом советские авторы нередко подменяли своими выдумками истинные мысли и тексты. С тех пор попытки высокомерного сравнения с точки зрения «руководящей роли партии в истории» вызывают у меня сомнение в компетентности автора. Есть ощутимая разница между стремлением изучить и понять, сохраняя свои мировоззренческие позиции в неприкосновенности, и желанием осудить с целью найти подтверждение правильности своего идеологического выбора. Я заранее прошу меня извинить, если эти слова были сказаны напрасно, но на практике во многих случаях приходится иметь дело именно с последним подходом, который мы с вами усваиваем некритически.

Теперь вернемся к вопросу о необходимости данного предмета. Я думаю, что вы уже сталкивались с ситуацией, когда тот или иной факт библейской истории требует дополнительных сведений, исторического, культурологического или психологического характера. Вы несомненно согласитесь, что религия – основа смысла жизни и картины мира в сознании человека, доминирующий аспект его мотивации. Поэтому понять образ мыслей и причины поступков людей, которые окружают христиан в различные периоды истории, в том числе и сегодня практически невозможно без знания основ их вероучения и культовой практики. Вы кончено можете возразить – есть много книг, в которых описано все необходимое. Безусловно. Например, про ислам вы сможете прочитать более 200 книг созданных и переведенных на русский язык. Часть из них будет действительно полезна, часть содержит собственные домыслы автора, часть заведомо вредна. У вас нет специальных навыков, позволяющих отличить указанные категории. Не спешите обижаться. Я не хочу сказать, что вы заведомо глупее. Нет, просто каждая профессия имеет свои специфические особенности, овладеть которыми можно только путем практики. У вас одни умения, у меня другие. Не стоит тратить время на то, что дается в готовом виде. Хотя, некоторыми навыками профессиональной религиоведческой деятельности вы сможете овладеть в процессе обучения примерно как буддизм тантры просветлением – путем простого чтения текстов. Однако, профессиональное религиоведение не исчерпывается только чтением. Одним из важнейших компонентов, на которых строится любое знание является включенное наблюдение, вхождение в среду, получение непосредственного религиозного опыта. Многие из вас сочтут неприемлемым себя простой поход в мечеть (мне приходилось сталкиваться с подобными аргументами как в пр/сл, так и в мус. среде). Но без такого опыта любое текстуальное знание будет фрагментарным и разрешить это противоречие может только фигура посредника в данном случае моя.

Именно религия и религиозные ценности лежат в основании современной культуры в любой части света. Это верно даже для такой страны как США в представлении многих являющейся оплотом демократии и антирелигиозности. Д. Бун, американский социолог, отмечает, что американец не принадлежащий к какой либо из религий, пусть даже самой экзотической весьма подозрителен и не может являться респектабельным членом общества. Еще более сложно общаться с представителем исламских государств, в представлении которых вообще нет места нерелигиозным поступкам. Коммуникативные технологии современности делают акцент на добровольности коммуникации и тот, кто проявляет в этом вопросе, больше доброй воли в сочетании с осведомленностью оказывается на заранее выигрышных позициях. Провокации и разногласия на религиозной почве возникают не только там где есть различная вера, но там где не хватает знаний. Легко истолковывать превратно любой неправомерный с твой точки зрения поступок, но такое отношение – заведомо приводит к неприятным последствиям. Верная аргументация на основе знания – позволяет вам быть свободнее и увереннее.

Date: 2016-07-20; view: 228; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию