Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОСВЯЩЕНИЕ. (ИНИЦИАЦИЯ) 4 page
В качестве наглядного примера того, как мы можем задействовать тайное значение понятия «страх», используем лингвистическую интерпретацию знаменитого выражения Ап. Павла «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33). Организуем полученный ряд в текстовую структуру. «Жена да боится своего мужа» логически означает: жена оберегает своего мужа и через служение ему связывает, соединяет себя с ним. И тем самым она осуществляет жертвоприношение, которое в свою очередь открывает возможности максимального само-раскрытия, реализации и полного воплощения себя в качестве архетипической женственности. Через подобную трансформацию она переживает сакральный экстаз, продолжающийся в радости и «цветении». Удивляясь происходящим переменам, жена, пребывая в подобном изумлении, вдохновляется еще больше и тем самым обретает дополнительные импульсы к тому, чтобы продвигаться дальше, вперед в своем поступательном развитии. Полное и максимально пережитое осуществление предыдущих этапов предоставляет женщине принципиально новую возможность, воплощающую в явь ее древнюю и вожделенную мечту – приобщиться к фаллической мощи мужа и через силу его стержня подняться вверх, в инобытие духовных измерений, где пребывают вечные восторг и торжество любви. Разделяя весь процесс подобного восхождения на отдельные ступени, мы получим конкретную формулу индивидуального преображения. «Да боится жена своего мужа»: «Пусть оберагает и бережет жена своего мужа». «Пусть служит жена своему мужу». «Пусть соединяет и связывает себя жена со своим мужем». «Пусть приносит себя в жертву жена своему мужу». «Пусть через подобное жертвоприношение жена переживает внутренний сакральный экстаз». «И пусть тогда жена радуется и расцветает при своем муже». «Пусть удивляется и изумляется жена происходящим в ней переменам». «Пусть от того жена вдохновляется происходящим и движется дальше в совершенствовании своей женственности». «Пусть приобщается жена к фаллической силе и духовной мощи мужественности, воплощающейся в ее муже». «Пусть поднимается вверх жена в измерение духовного мира вместе с мужем». «Пусть переживает жена восторг и торжество исполнившейся мечты». «Пусть соединяется в любви жена с мужем» и «будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). И «тайна сия велика» (Еф. 5:32). Разумеется, все указанные предписания выполнимы и достижимы при наличии одного необходимого и главного условия, а именно – соответствии мужа необходимым в этом случае критериям. А случай же при этом один и единственный: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Еф. 5:35). И только тогда «жена да боится своего мужа». Семантическое поле: Страх - Стеречь – Беречь – Служить – Связывать – Соединять – Жертвоприношение – Экстаз – Радость – Улыбаться – Продвигаться – Подниматься вверх - Верх – Стержень – Восторг – Торжество – Сила. СУДЬБА И.-е. корень dhe - (dho: dh - i) – “ставить”, “устанавливать”, “класть” + приставка som – «су-», которая вносит значение сочетания, соединения, совпадения (например, со-весть – совместная весть). Получается и.-е. праформа: Som-Dhe – буквально «с установлением». Здесь обнаруживается явное соотнесение с древнеиндийским samdhi – «соединение», «договор», «мир». С другой стороны корень dhe - также является основой, из которой выходят понятия: «Дело», «Деть». Рассмотрим проявившийся ряд понятий в вариантах их развития. Древнерусское Дело – «деятельность», «деяние», «поступок», «способ», «работа», «труд», «сражение». Соответственно, мы можем обнаружить и основные жизненные тенденции, или индивидуальные варианты развития, несущие в себе некие устойчивые позиции. Жизнь – как деятельность. Жизнь – как деяние. Жизнь – как поступок. Жизнь – как способ. Жизнь – как работа. Жизнь – как труд. Жизнь – как сражение. Деть – «поместить, положить что-либо куда-либо». Древнеиндийское dadhati – «кладет», «помещает», «ставит». Чешское diti se «делаться», «происходить», «твориться», «становиться». Древнерусское деяти – «делать», «трогать», «говорить». Последнее отсылает нас к таким понятиям как Слово, Речь. И здесь же уместно напомнить, что значение «действие» в истории индоевропейских языков переплетается со значением «слово», «речь»! Примечательно также то, что на себя обращает внимание и тесная фоносемантическая связь между значениями «Речь» – «Рок». Оба они несут в себе один и тот жу и.-е. корень rek -. На основании полученных данных уже можно проявить архитектонику изучаемого понятия. Dhe- - «ставить», «устанавливать» – «становиться». Делать = Говорить. Рок = Речь. Соединение = Договор (Говорить. Речь). Обращаясь к очередным источникам, имеющим непосредственное отношение к рассматриваемой теме, находим следующие смысловые соотношения. Латинское fatum, известное в массовом сознании как «судьба», в своем первостепенном значении, однако, раскрывалось как: 1). Слово (изречение, воля, приговор) богов (fata deorum). И только затем уже означало: 2). Рок, судьба, удел, участь. Корень слова fatum – for. For – 1). Говорить, (воз)вещать, повествовать. 2). Воспевать. 3). Прорицать, предрекать, предсказывать. С другой стороны известно еще одно значение и.-е. основы dhe -, а именно – «Дух». Тогда получается Som-Dhe – «с Духом». Наметившиеся смысловые контуры, позволяют приблизиться к возможности дать определение тому, что называют судьбой, но перед тем, как вывести формулу, более четко проясним сочетание значений. Дух ставит – Явление становится. Дух устанавливает – Явление становится. Дух говорит – Явление делается. Дух-----------------------------Соединение----------------------Явление. Следовательно, получается, что: 1). Рок (rek -) есть функция Речи (rek -). 2). Явление (uel -) есть проявление Воли (uel -). Если обратиться к традиционной математической символике, то запись получится следующая: F = f(V), где F – Fatum – Судьба. V- Verbum – Слово. f- функция. Данное положение возвращает нас к первоначальному тезису – «То, что происходит в нашей жизни, происходит в точном соответствии с тем, что и как мы говорим». (См. Часть I. Психограмматика. 1. Жизнь есть текст. – Начало данного Словаря). Высказывание “Явление есть проявление Воли” можно записать данным образом: S = f(VN), где S – событие, явление, V – слово, N – число. Введение в уравнение нового элемента – Числа (N) связано с ядерным значением понятия «Воля», которое раскрывается именно через Слово и Число. (См. в данном словаре статьи Воля, Слово, Число). Вместе с тем, в древнерусском языке понятие «Судьба» употреблялось со значением «суд», «суд божий». Суд: одно из значений – «закон». Обобщим сказанное. Индоевропейская база представляет собой сложение: приставка som и корень dhe - «ставить». «устанавливать» (отсылка к «деть», «дело»). Древне индийское samdhi – «соединение», «договор», «мир». Деть - «происходить», «твориться», «становиться», «говорить» (Слово). Латинское fatum означает не только «судьба», но также и «слово», «изречение», «воля». Делать – «создавать». Выстраиваем ряд значений: Судьба – Закон (доначальное, дообычное) – Устанавливать – Соединение – Договор (Завет) – Происходить – Говорить– Становиться. Вглядываясь в этот ряд представленных смыслов, нетрудно уловить проступающий рельеф нашего главного понятия. И в данном случае мы усматриваем следующие сюжетные линии. В данном ряду легко выделяются две глагольных группы: активная и пассивная. Активная группа: «говорить» – «устанавливать». Пассивная группа: «происходить» – «становиться». Активная группа имеет прямое отношение к Закону, ибо исходит от него. Пассивная – к началу принимающему, то есть субъекту и обозначает некое свершение, результат. Однако, это вовсе не означает наличия тотальной фатальности субъекта, подчиненного и подчиняющегося Закону и соединенному с ним, ибо в контексте их отношений мы замечаем еще одно понятие – Договор – Завет. И это весьма существенное примечание. С одной стороны выясняется, что человек никакой не хозяин своей судьбы. С другой же видно, что и заявлять о механистической, отчужденной предопределенности, некой тоталитарной «кармической» обусловленности также не представляется чем-то осмысленным. Человек, безусловно, не есть хозяин своей судьбы, и было бы совершенно неразумно и самонадеянно полагать подобное, но благодаря наличествующему Завету - Договору, он становится ее соавтором, вернее, получает такую возможность. Последнее добавление означает, что в субъекте также присутствует частичка активного принципа, который в какой-то части своего смыслового контекста можно назвать волей. Каждому дана воля, и каждый волен распорядиться ею. И тогда, если желание проявить свою активность присутствует, то посредством воли личность направляет ее на то, чтобы не просто оставаться роботическим исполнителем неких программ, но стать и быть дееспособным участником Завета. И в этом смысле между человеком и Автором исходящих предписаний устанавливаются отношения со-творчества, сотрудничества, со-авторства – через Слово. Какова же прагматика материала, полученного в результате наших исследований? Цель одна – стать осознанным Со-Автором и снискать счастье. Как и в отношении судьбы, о счастье ходит много толков, но в конечном итоге оказывается, что все толки совершенно бестолковы. Обратимся к испытанному уже методу. Нетрудно заметить, что слово это самой своей фонетикой указывает на идею Участия. (По словарному определению Судьба трактуется как - 1. «доля», «участь». 2. «история существования кого-либо, чего-либо». 3. «будущее, то, что случится, произойдет». 4. «рок». В представленном ряду присутствует понятие «участь», которое и соотносится со смыслом «участие»). Тут мы вправе задаться вопросом – а в чем, собственно, участия? Ответ же прост, ибо очевиден – Участия в Завете, Если я принимаю участие, то становлюсь Участником, а значит, и соавтором. Возможность быть причастным к Участию есть один из величайших даров, ибо раскрывает врата, ведущие в свободу. Связь между понятиями Судьба и Счастье прояснилась. Счастлив тот, кто использует шанс сделаться соавтором своей судьбы и стать активным участником Договора (Завета) между собою и Законом – До-начальным, Предвечным, то есть – Богом. В этом случае человек обретает Судьбу. Стало быть еще, счастье – это способность обрести свою судьбу. А значит, кто вне Судьбы, тот как бы и вне Игры, вне Счастья, постольку поскольку вне Участия. Безучастный несчастлив. И кто не имеет участия, тот не имеет и участи. Отсюда следует, что не бывает судьбы плохой или хорошей. Само по себе наличие таковой есть благо. Снискать последнее можно лишь одним способом – найти и обрести свою судьбу. Она есть у каждого, но у кого-то она в совместном бытии, у кого-то – совершенно отдельно и отделенно. Ощущение этой раздельности и порождает переживание тревожности, сиротливости, потерянности и одинокости. Семантическое поле: Судьба – Закон – Дух - Устанавливать – Соединение – Договор (Завет) – Слово – Воля – Число – Рок – Речь - Происходить – Говорить– Становиться.
СЧАСТЬЕ Историко-этимологически имеет отношение к древнерусскому Часъ. Часъ – «время», «пора», «срок», «счастье», «удача». И.-е. корень kei - (ki -) – «быть в движении», «приводить в движение», «двигаться». Древнеиндийское cestati – «движется», «действует». «Срок» соотносится с «Рок» (Судьба). Параллельно, через ту же корневую основу можно проследить развитие ряда соотносимых значений. И.-е. ke(i) означает также «почитать», «ценить», и является основой, на которой образовались и произросли такие понятия как «Честь» (Честность), «Чистый», «Читать», «Чета – Сочетаться». Честь: старославянское чьсть – «почет», «благоговение», «прославление». Чьстити – «любить», «поклоняться». Авестийское cisti-s – «мышление» (Мысль), «понимание». Древнеиндийское cetati – «понимает», «наблюдает». Чистота: древнерусское чистъ, чистый – «открытый», «свободный от обязательств», «святой», «священный». Корень на славянской почве cit от и.-е. skei – «резать», «отсекать ненужное», «отделять». Отсюда и понятие «часть». Древнерусское часть – «часть», доля», «наследство». Следъ на древнерусском языке означает «знак», «указание»; следовати – «идти вслед», «согласоваться». Стало быть «наследство» буквально означает «согласоваться с указанием». «Указание» в свою очередь напрямую соотносится со смыслом понятия «Слово» и его разветвленными значениями: указать – рассказать – сказать - говорить, то есть непосредственно имеется в виду проявление речевой активности. Более понятно, какое или чье «указание» подразумевается, станет, если обратиться к предыдущей статье «Судьба». Семантическое поле: Счастье – Час – Судьба – Любовь – Мысль – Чистота – Честь – Время – Делать – Свобода – Сочетание.
ТЕЛО И.-е. корень tel -: tol-. Латинское tellus – «твердая земля», «почва». Греческое telos – «конец», «цель», «срок», «предел». Общеславянская база telo – «вещество», «образ», «вид», «изображение». Общеславянское tьlo – «почва», «основа». В Традиции понятие «тело» связывалось с целым рядом значений. Антропоморфная модель Вселенной соотносила тело с Мировым Деревом: английское body “тело” – древнеиндийское bodhi «дерево». Число: русское «тело» – древнеанглийское tal «число». Огонь: английское body – индоевропейское bhaudo «гореть», «светить». Сравним «тело» – «тлеть». Бездна: body – и.-е. bhodsa «бездна». Сила: латинское corpus “тело” – русское «крепкий». То, что связывает (душу): body – и.-е. bheudh «связывать». Быть: body – и.-е. bhu «быть», «существовать», буквально «вздыматься вверх». Сразу обращает на себя внимание разветвленная семантическая сеть, в которую вплетено данное понятие. Но при внимательном рассмотрении можно уловить обусловливающую взаимосвязанность присутствующих в этом обширном контексте понятий. Подобный подход, изначально естественный и закономерный, отвечавший сугубо прагматическим нуждам, позже был обозначен как холистический, или целостный, который подчеркивал единство вещественного (telo) и не вещественного (telo). Значит, тело – одновременно и вещество, и не вещество («образ», «вид», «изображение»). Но: образ, вид – чей? Изображение – чье? Если оно «связывает душу» (body – bheudh), то, естественно, ее образом, видом, изображением и является. С другой стороны на эту же объединенность указывает и спиритуальный оттенок, который несет в себе данное значение: Мировое Дерево – Огонь – Число. На основе сказанного становится вполне очевидной и явственной антропологическая и этимологическая обоснованность такого понятия как психосоматика, получившая в наше время, благодаря психоанализу, столь бурное развитие. Что, в общем-то, подчеркивает действенность мысли: модерн – это актуализация архаического. Стало быть, если строго придерживаться логической последовательности, то говорить о медицине или психологии не психосоматической, по меньшей мере, абсурдно. В связи с тем, что данная парадигма в современном человековедении является актуальной и практически действенной, рассмотрим ее основополагающие позиции, которые определим так – ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. Ниже предлагаются некие психосоматические критерии, по которым можно определить зоны своего неблагополучия и своевременно скорректировать их. Волосы символизируют силу. Проблемы с волосами – признак хронического страха. Когда человек испуган, он как бы втягивает голову в плечи, словно пытается защититься от нападения. При этом создается сильное напряжение в плечевом поясе, распространяющееся и на голову, что в свою очередь блокирует питание волосяных мешочков. Уши. Проблемы возникают тогда, когда в жизни происходит нечто такое, чего наотрез не хочется слышать. Боль в ушах сигнализирует о выраженном раздражении от того, что приходится слышать. Глаза. Проблемы с глазами означают символический протест против того, что приходится видеть, в частности, в себе самом или собственной жизни. Возникающие микронапряжения в глазных мышцах изменяют фокус, и зрение рассеивается. Когда привычка к подобной физиологической реакции становится прочной, соответственно, и изменения делаются стойкими. Шея. Отражает такую способность мышления как его гибкость. Проблемы с шеей могут указывать на упрямство и ригидность, “упертость” в собственные установки. Горло. Связано с самоутверждением. Недаром существуют такие общераспространенные выражения, как «отдать за кого-то свой голос», про иного говорят «у него совсем нет своего голоса». Кашель зачастую выражает бессознательное сопротивление. Проблемы с самоутверждением психосоматически проявляются в проблемах с горлом. Спина. Телесный символ поддержки и защиты. Легкие. Способность участвовать в трансформации жизненной энергии. Обеспечение жизненного пространства. Проблемы с ними могут отражать бессознательный страх перед жизнью. Астма – это сигнал нежелания жить самостоятельно, страха перед откровенностью, искренностью и боязни перемен. Груди. Материнский принцип. Встречаются ситуации, которые метафорически характеризуют – «задушить своим вниманием», «задушить своей любовью». Проблемы с грудями связаны с данным проявлением. Сердце. Любовь. Нарушение сердечной деятельности связано с недостатком чувства любви и безопасности, невниманием к собственным чувствам, эмоциональным самоподавлением, боязнью открыться на встречу спонтанным чувствам, заниженной самооценкой по типу «не достоен любви». Сосуды. Регуляция жизненного тонуса. Гипертония развивается как следствие самоуверенного желания взять на себя непосильную нагрузку, одержимости трудом без отдыха и передышек, потребности оправдать ожидания окружающих, стремления к утверждению собственной значимости перед другими, что является проявлением склонности к перфекционизму (см. Примитивная идеализация в статье Защиты). Зубы. Сила. Решительность. Первое соприкосновение с незнакомой информацией. Подготовка к перевариванию. Размельчение информации. Проблемы с зубами отражают нерешительность и несамостоятельность. Иногда потеря зубов может означать символическую кастрацию как самонаказание вследствие чувства вины, реактивно возникшей на стремление к наслаждениям. Здесь обращает на себя внимание примечательное совпадение, что сладости, от которых якобы «портятся зубы» и «наслаждение» – слова одного корня. Желудок. Усвоение новой информации. Расстройства желудка отражают тенденцию застревать в прошлом, привязанность к старым идеям и неготовность взять ответственность за настоящее. Гастрит возникает на фоне длительной раздражительности. Изжога – свидетельство подавленной агрессивности. Поджелудочная железа. Переработка и усвоение сладостного чувства любви. Диабет развивается как следствие потребности в контроле и сопротивления принятию и усвоению любви. Печень. Фабрика организма по переработке негативной, токсической информации. Неотреагированный и не разряженный гнев приводит к нарушению деятельности данного органа. Желчный пузырь. Переработка агрессии, в таких ее вариантах как злобность и раздражительность. Выражение «желчный характер» психосоматически весьма точно. Толстая кишка. Освобождение от лишнего, переваренного и потому отжившего свое прошлого. Колиты и запоры являются непосредственной реакцией на избыток накопленных чувств, переживаний и жизненного опыта, с которыми субъект не желает расставаться. Почки. Выведение токсической информации – страхов, разочарованияй, осуждения, критицизма. Соответственно, задержка в организме указанных качеств способствует нарушению функции почек. Мочевой пузырь. Выделение переработанной, токсической информации. Надпочечники. Трансформация страхов, тревог, беспокойств в силу. Спина. Защита и поддержка. Ноги. Опора. Связь с землей. Простуда. Сигнализирует о сбое иммунной системы, стремлении слишком много успеть. Организм вынужден сделать остановку паузу, прервать спешку. Суставы. Эмоциональная подвижность. В качестве обобщения представленной темы рекомендуется отсылка к статье Болезнь данного словаря. Семантическое поле: Тело – Земля – Вещество – Образ – Вид – Изображение – Огонь – Число – Душа – Связывать – Крепкий – Верх.
ТОЛПА И.-е. база telp - “быть емким, вместительным”; tolpa – «пространство», «емкость», «вместимость». Сходным же смыслом – «вмещать в себя» обладает и другой символ – материнская утроба (Мать. Утроба). Следовательно, толпа может бессознательно идентифицироваться с женским чревом и представляет собой коллективный аспект архетипической матери, причем в ее негативном, уничтожающем, хтоническом – первобытном проявлении. При этом показательно соотнесение указанной языковой основы с другой и.-е. праформой – telk - «толочь», «толкать», «разбивать» – при едином корне tel -. Даже столь краткий этимологический анализ позволяет прояснить важные нюансы, касающиеся психологии масс. Кстати, тут же обращает на себя внимание корневая и символическая взаимосвязанность таких понятий как «Масса» и «Мать». Подобный акцент уже представляет возможность разобраться с вопросом, отчего у многих людей существует потребность смешиваться с толпой, чем обусловлена их неодолимая тяга к массовым скоплениям. Если учесть предыдущие положения, то станет понятно, что дело здесь заключается в материнском комплексе, обусловленном инфантильным желанием проникнуть обратно, в материнское чрево. Проникновение в толпу символически удовлетворяет подобное устремление. С другой стороны, такое проявление можно рассматривать как влечение к смерти, ибо, как уже было сказано, толпа олицетворяет собой тьму неорганизованной, хаотической материи, бездну первобытного хаоса, где растворяется всякая индивидуальность и стираются отличительные признаки, подчеркивающие уникальность живого, и, стало быть, отдельного человеческого существа. При этом не следует забывать про корневую основу telk- и ее значение. Поэтому тот, кто дорожит своей индивидуальностью и развил в себе творческие и продуктивные механизмы адаптации, не станет регрессировать до примитивного уровня младенца, наполненного дезорганизующе-агрессивными импульсами, столь характерными и для психологии толпы. Семантическое поле: Толпа – Мать – Утроба – Тьма – Мрак – Смерть – Толочь. ТРАВМА Индоевропейская база treu - (tru -). Корень ter- «тереть», «сверлить». (Труд) – тот же, что и в слове «травить». Древневерхненемецкое drava:thrauwa:droa – «угроза». Греческое tryo – “мучаю”, “изнуряю”. Семантическое поле: Травма – Мучение – Изнурять – Тереть – Труд – Старание – Страсть.
ТРУД Индоевропейская база tr-eu-d (: troud) – «мять», «жать», «давить», «щемить». Корень ter - (tr) – «тереть». Отсюда древнерусское – «трудность», «беспокойство», «забота», «страдание», «скорбь», «болезнь». Трудитися – «работать», «страдать»; Тружати – «тревожить», «удручать». Чешское trud – «усилие», «напряжение», «затруднение»; trudny – «тяжелый», «горький», «безотрадный», «грустный». Польское trud – «работа», «беспокойство», «утомление», «усталость». Средневерхненемецкое droz – «тяжелая ноша», «досада», «трудность». Латинское trudo – «заставляю», «толкаю». Албанское tredh – «кастрировать». Примечательно, что из корня ter (trou): tr – «тереть» выходит еще один словообразующий луч. Литовское trupeti – «крошиться», «дробиться»; trapus – «хрупкий», «рассыпчатый»; латышское satrupet – «истлеть», «сгнить». Греческое trupao – «буравлю», «сверлю». Таким образом связь между понятиями «труд» и «труп» вполне очевидна. Рассмотрим эквивалентное труду значение «работа». Словенское rabota – «барщина»; rabotati – «отбывать барщину, трудовую повинность». Чешское robota – «барщина»; robotovati – «отбывать барщину», «тянуть лямку». Верхнелужицкое robota – «подневольный труд», «барщина». Древнерусское работа, робота – «рабство», «неволя»; работати – «находиться в рабстве»; работьный – «относящийся к рабству», «порабощенный». Общесловянский корень orbъ – «раб» – в старших значениях – «малый», «слабый», «беспомощный», «сирота». Индоевропейская основа orbhos, корень orbh - «осиротелый», «маленький», «слабый», «беспомощный», «беззащитный сирота». Отсюда латинское orbus – «лишенный чего-либо», «осиротевший». Теперь становится более понятным, почему общество «свободного труда» оказалось в действительности империей всеобщего гниения и рабства. Семантическое поле: Труд – Мять – Жать – Давить – Щемить – Тереть – Трудность – Беспокойство – Забота – Страдание – Травма – Утомление – Труп – Гниение – Работа – Рабство – Слабый – Беспомощный – Сирота.
УМ ( См. также Делать, Закон выживания, Мнение, Программа) И.-е. au- «воспринимать, понимать» и и.-е. au- «делать влажным». Отсюда и русское ум. Ум < и.-е. au - mo. Уместно сравнить древнесеверное safi – «сок», но sefi – «ум». Русское «смекать» (понимать), «кумекать» (соображать) и русское – «мокнуть», «мокрый». Отсюда же вытекает безусловная взаимосвязь понятий ум – уметь, где исторически устанавливается между ними четкое смысловое соотношение. Ум здесь выступает как некий инструментальный элемент, фактор не столько размышления, сколько овеществленного действия. Получается именно так, что размышляет разум, а ум умеет. И потому не следует эти понятия смешивать, путать, подменять одно другим, ибо они имеют отношение к различным аспектам человеческого жизнепроявления. Разум – нечто другое. Сама частица раз- в применении к некоему понятию означает нечто оппозиционное тому, что в данном понятии заложено. Обиходные примеры хорошо это иллюстрируют: раз-деть противоположно – одеть, разуть – обуть, разъять – объять. В своем ядерном значении означает также через, сквозь. Стало быть, разум как-раз демонтирует ум. Он его раз-девает, раз-увает. Разум раз-умеет. Он не думает, а раз-думывает, раз-мышляет. Ум примитивен, разум интеллектуален и в этом смысле, в какой-то степени, духовен. Можно сказать, что разум, проникая через ум, сквозь ум,находится за умом. Ум чистит зубы и отдергивает руку от утюга, разум создает теорию относительности и Лунную сонату. Животное может быть умным, но никак не разумным. Homo sapiens – человек именно разумный, а не умный! Даром ли говорят о Всемирном – Разуме, но никак не о Всемирном Уме? Разумный означает – способность проявлять себя креативно – творчески и созидающе. Date: 2016-07-20; view: 281; Нарушение авторских прав |