Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Группы и их классификация. Характеристика больших и малых групп.
" Социальная группа — относительно устойчивая совокупность людей, имеющая общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества" (141, с. 346). Различают большие, средние и малые социальные группы. Большие группы включают: общественные классы (рабочие, крестьяне, буржуазия, помещики, интеллигенция); социальные слои (предприниматели, фермеры, священнослужители, служащие); профессиональные группы (машиностроители, педагоги, строители, шахтеры и т. д.); этнические общности (нация, народность, племя); возрастные группы (молодежь, средний возраст, пенсионеры). Средние социальные группы включают в себя трудовые коллективы предприятий, организаций и учреждений (юридических лиц), а также граждан, характеризующихся территориальной общностью проживания (город, район, поселок). v Малая социальная группа характеризуется дополнительной специфической особенностью — непосредственным контактом ее членов и совместным обменом информацией. К малым группам относятся семья, школьный класс, производственная бригада, отдел и служба предприятия, дружеская компания и пр. Классификация социальных групп показана на рис. 2.6.1.
В сфере бизнеса мы имеем место со средними и малыми социальными группами. Для их идентификации дадим определения. Коллектив - средняя социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных задач, основанная на общности целей, принципов сотрудничества, сочетании индивидуальных и групповых интересов и работающая на одном предприятии или в одной организации. Группа — малая социальная группа, объединяющая людей, непосредственно контактирующих друг с другом на базе общности целей, норм поведения и сочетания индивидуальных и групповых интересов. В последующем изложении будем считать, что группа является частью коллектива. Характерные особенности группы: члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы. Человек говорит не о себе, а о группе в целом, употребляя местоимения "мы", "у нас", "наши", "нам"; взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личных разговоров, взаимопомощи. В группе люди непосредственно общаются друг с другом, придавая формальным взаимодействиям "человеческую" форму; в группе наряду с формальным распределением ролей обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой; в хорошо функционирующих группах обычно создаются возможности для того, чтобы человек мог вести себя в соответствии со своими способностями к групповым действиям и органично присущей ему определенной ролью члена группы. Под социальной группой принято понимать совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно-необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Социальные группы в отличие от массовых общностей характеризуются: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени; 2) относительно высокой степенью сплоченности; 3) отчетливо выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; 4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных элементов. В зависимости от плотности, формы осуществления связей и взаимодействий составляющих их членов, функциональной роли различают первичные и вторичные, малые и большие, формальные и неформальные, референтные и т.д. социальные группы. Важнейшую роль в социальной жизни и в жизни каждого индивида играют первичные социальные группы. Первичная группа — социальная общность, отличающаяся высоким уровнем эмоциональной близости и социальной солидарности. Характерными признаками первичной социальной группы являются: 1) малочисленный состав; 2) пространственная близость членов; 3) длительность существования; 4) общность групповых ценностей норм и образцов поведения; 5) добровольность вступления в группу; 6) неформальный контроль за поведением членов. Отличительным признаком этих групп, являются непосредственный, интимный, межличностный контакт их членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей и т.д. Вторичная социальная группа — социальная общность, социальная связь» и взаимодействие в которой носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Вторичная группа ориентирована на цель. Основным принципом ее существования является выполнение специфических функций, она ориентирована на достижение определенной цели. Примером вторичной социальной группы является футбольный клуб, так называемые «команды мастеров», профессиональные объединения спортсменов (в данном случае футболистов), объединенных в команду для получения определенных спортивных результатов, зарабатывания денег для клуба и его членов. Основным видом больших социальных групп являются организации (политические, производственные и т.д.). Первичные группы являются разновидностью малых социальных групп. Малая социальная группа — это малочисленная по составу социальная общность, члены которой объединены общей деятельностью, интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Минимальная численность малой группы два человека (диада). Например, семья из двух человек: муж и жена, мать и дочь и т.д. Их объединение создает возможность совместных действий и решения простейших проблем. Максимальная численность малой группы может доходить до 2-4 десятков человек. В малой социальной группе выделяются три основные черты: взаимодействие, членство и единство. Малые группы чаще всего зто те же первичные группы — семья, круг друзей, спортивная команда, первичный производственный коллектив — бригада и т.д. Для них характерны близкие, эмоционально окрашенные,неформальные отношения. В малых группах как первичных группах большое значение для осуществления совместной деятельности и взаимоотношений имеет групповое мнение. Личные контакты позволяют всем членам группы участвовать в выработке группового мнения и контролировать поведение его членов. Однако возможно формирование малых групп для решения каких-либо специфических задач с определенным целевым назначением: производственная бригада, творческий коллектив для решения какой-либо задачи, спецгруппа военных — «коммандос» для осуществления какой-либо диверсии и т.д. В таких группах сохраняются все принципы взаимодействия малых групп, но значительно ослаблены принципы взаимодействия первичных групп. Размер группы существенным образом оказывает влияние на качество социального взаимодействия. С увеличением количества людей в группе исчезает возможность постоянных личностных контактов между ее членами. В силу отсутствия личностных контактов уменьшается возможность вырабатывать единое групповое мнение, ослабляется групповая самоидентификация. Люди непосредственно не осознают своей принадлежности к единой общности. Для отражения своеобразия взаимодействия в зависимости от количественного состава наряду с понятием малых социальных групп в социологии существует понятие больших социальных групп. Большие социальные группы — это устойчивая совокупность значительного количества лиц, действующих совместно в социально-значимых ситуациях. Большие группы включают в себя десятки, сотни и даже миллионы членов. Это классы, социальные слои, профессиональные группы, национально-этнические общности (народность, нация, раса), демографические объединения (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры) и т.д. В силу их многочисленности члены этих групп могут быть разъединены во времени и пространстве и не вступать в непосредственное общение друг с другом. Тем не менее, в силу ряда объединяющих их факторов, они составляют определенную групповую общность. Принадлежность к той или иной большой социальной группе определяется на основе совокупности социально-значимых признаков. Большая социальная группа может быть только вторичной. В зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса и связанного с этим характера отношений социальные группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальная групп а — это социальная общность, положение и поведение отдельных членов которой регламентируются нормативными документами (юридическими нормами, уставами, правилами, служебными инструкциями и т.д). Формальные группы создаются для выполнения специальных целей, определенного круга задач, в решении которых заинтересовано то или иное сообщество. Так школа создается в целях обучения и социализации подрастающего поколения, армия — для обороны страны, предприятие — для выпуска определенной продукции и получения дохода и т.д. Поэтому в формальных группах имеется строгое разделение труда, деятельность и отношения ее членов регламентируются специальными правилами. Формальные группы имеют строгую структуру, упорядоченную иерархию, предписанные ролевые функции в соответствии с нормативным регламентом их деятельности. Формальная группа — это вторичная группа. Она может быть как большой, так и малой группой по числу участников. Неформальные группы представляют собой разновидность малых групп. Неформальная группа возникает чаще всего стихийно. Для нее характерны дружеские доверительные отношения между ее членами. В этих группах отсутствует жесткое закрепление места в разделении труда, роли и социальной позиции с присущими им правами и обязанностями. Неформальная группа может образоваться как в рамках формальной группы (организации), так и помимо нее. В первом случае она вторична по отношению к общей групповой организации. Это различные группировки — «клики». Во втором случае она не зависит от формальной и образуется по разным основаниям: на основании пространственной близости (соседи), общности интересов (рыболовы, охотники, любительская спортивная команда и т.д.), единства психологии (сверстники-подростки), просто межличностных симпатий (друзья, подруги и т.д.). Контакты членов неформальной группы носят ярко выраженный личностный характер, фактором сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов. Порядок основан на традиции, уважении, авторитете. Социальный контроль осуществляется с помощью неформальных норм, обычаев и традиции, содержание которых зависит от уровня сплоченности группы, степени ее закрытости для членов других социальных групп. Особой разновидностью социальных групп являются референтные группы. Референтная группа — реальная или воображаемая социальная общность, с которой индивиды соотносят себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой они ориентируется в своем поведении и самооценке. Это может быть как группа, к которой принадлежит данный индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше. По выполняемым функциям выделяют нормативные и сравнительные референтные группы. Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ценностных ориентиров по ряду значимых для него проблем. Сравнительная референтная группа является для индивида эталоном, своеобразным зеркалом, с помощью которого индивид может оценивать себя и других. Одна и та же социальная группа может выступать как нормативная и как сравнительная. По факту членства различают группы присутствия и идеальные группы. Группа присутствия — это референтная группа, членом которой является индивид. Идеальная референтная группа — это группа, на нормы, ценности, мнение которой индивид ориентируется в своем поведении, в оценке важных для него событий, в субъективных отношениях с другими людьми, но в состав которой он не входит. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной, воображаемой. Воображаемая референтная группа — это существующие в сознании индивида его ценностные и нормативные ориентиры, его жизненные идеалы, выступающие в виде персонифицированных эталонов и идеалов. Этими персонифицированными эталонами и идеалами могут быть сформированные средствами массовой информации «имиджи» — стереотипные образы рок-звезд, спортивных кумиров, политических деятелей и т.д., на которые индивид ориентируется в своих мыслях и действиях. Date: 2016-07-20; view: 6596; Нарушение авторских прав |