Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вторая советская кодификация 60-х гг. ХХ в. - особенности, принципы, этапы.
На уровне Союза принимались Основные начала по отдельным отраслям права.В послевоенный период, и особенно в конце 50-х — начале 60-х гг., проходит вторая масштабная Кодификация советского законодательства. В середине 60-х - середине 80-х годов продолжалась начатая на рубеже 50-60-х годов работа по новой кодификации советского законодательства.В основе кодификации лежали, во-первых, социально-экономические и политические причины: кодификация должна была привести законодательство в соответствии с задачами Советского государства и общества, поставленными правящей Коммунистической партией по «совершенствованию развитого социализма». Во-вторых, надо было привести законодательство в соответствие с принятой в 1977 году новой советской Конституцией. В-третьих, кодификация была обусловлена и технико-юридическими причинами: накопившийся значительный законодательный материал необходимо было привести в определенную систему для удобства пользования.Жизнь выдвигала настоятельную необходимость кодификации трудового права, поскольку до 1970 года в СССР вообще не было единого кодификационного закона о труде. После соответствующей подготовительной работы Верховный Совет СССР в 1970 году утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. В 1971 году был принят Кодекс законов о труде РСФСР. С определенными изменениями и дополнениями, внесенными позднее, он действует и в настоящее время. Заметим, что трудовое законодательство было одной из немногих отраслей права, которое не только закрепляло трудовые права рабочих, но и содержало гарантии их реализации в конкретных условиях. В отдельную главу были выделены нормы, закреплявшие льготы для работников, совмещающих работу и обучением. Важная роль в охране трудовых прав КЗОТом возлагалась на профсоюзы.В условиях развернувшейся во второй половине XX века научно-технической революции большое значение приобрело природоресурсное законодательство. Оно регулировало охрану и рациональное использование земли, ее недр, вод и других объектов природы. Так, в декабре 1968 года были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а в 1970 году - республиканские земельные кодексы. В декабре 1970 года Верховный Совет СССР утвердил Основы водного законодательства СССР и союзных республик. В 1972 году был принят водный Кодекс РСФСР, который действовал до 1995 года. Тогда же было кодифицировано законодательство о недрах, лесах. В 1980 году появились законы об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира. На основании вышеизложенного можно сказать, что в данный период сформировалось природоохранное право как самостоятельная отрасль права. В 1984 году произошло важное событие в истории советского законодательства об административной ответственности. 20 июня Верховный Совет РСФСР принял Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Тем самым была кодифицирована важнейшая отрасль государственного принуждения - административная ответственность. В Кодексе была предпринята попытка дать определение понятия административного правонарушения. Это имело большое практическое значение, так как давало возможность правоохранительным органам не смешивать административные проступки с преступными деяниями, что иногда имело место. Административным правонарушением (проступком) признавалась противоправное виновное деяние, за которое законодательством предусматривалась административная ответственность.30 июля 1969 года был принят Кодекс о браке и семье РСФСР, который, с одной стороны, воспринял значительную часть ранее действовавших норм, а с другой, освободил семейное право от устаревших норм, обусловленных спецификой военного и послевоенного времени. 1) Ликвидировался прочерк об отцовстве в свидетельстве о рождении детей, родившихся вне брака. 2) Вводился упрощенный внесудебный порядок развода через органы ЗАГСА для супругов, не имевших несовершеннолетних детей. 3) Кодекс разрешил вступление в брак с иностранцами, запрет на который был введен в 1948 году.Значительным событием в области гражданского права явилось принятие Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года Жилищного Кодекса РСФСР. Благодаря данному нормативному акту в РСФСР впервые на уровне законов получили детальное регулирование жилищные отношения.Одним из наиболее крупных событий периода явилась подготовка и издание 11-томного Свода Законов СССР (издавался в 1981 - 1986 годах) и 9-томного Свода Законов РСФСР (издавался в 1983 – 1987 годах). Они охватывали действовавшие в то время законы.Таким образом, к середине 80-х годов завершились работы по кодификации основных отраслей права, продолжавшиеся более 30 лет.
Становление советского государства (1917 – 1920) Становление советского права - это особый период в истории государственности Руси, а затем России. В моменты глубоких кризисов государства, подобных революциям 1917 г., речь идет не об изолированных конфликтах и противоречиях, - политических и социальных - а об их соединении в одну большую, не объяснимую частными причинами систему цивилизационного кризиса. Он охватывает все общество, от него не скрыться никому, он каждого ставит перед "вечными" вопросами. Под сомнение при этом ставится не законность и праведность той или иной структуры государства или нормы права, а и те исторические события, которые предопределили путь всей цивилизации. Революция 1917 г. - это эпизод в единой цепи событий, отражающий цивилизационный кризис России в ходе индустриализации. Эти события представляли собой более или менее открытую борьбу в связи с созданием, изменением и ликвидацией институтов государства и права. Всего полтора десятилетия (1939-1953 гг.) Советское государство находилось в относительно стабильном внутреннем состоянии, и то эта стабильность была обусловлена катастрофой, угрожающей извне - войной против фашистской Германии и ее союзников. Сразу после восстановительного периода возобновилась борьба (принявшая новые формы), которая закончилась поражением Советского государства. Таким образом, для понимания смысла событий, происходивших в государственном строительстве (и разрушении) в советский период, его необходимо поместить в исторический контекст. В моменты глубоких кризисов государства, подобных революциям 1917 г., речь идет не об изолированных конфликтах и противоречиях, - политических и социальных - а об их соединении в одну большую, не объяснимую частными причинами систему цивилизационного кризиса. Он охватывает все общество, от него не скрыться никому, он каждого ставит перед "вечными" вопросами. Под сомнение при этом ставится не законность и праведность той или иной структуры государства или нормы права, а и те исторические события, которые предопределили путь всей цивилизации. Революция 1917 г. - это эпизод в единой цепи событий, отражающий цивилизационный кризис России в ходе индустриализации. Эти события представляли собой более или менее открытую борьбу в связи с созданием, изменением и ликвидацией институтов государства и права. Всего полтора десятилетия (1939-1953 гг.) Советское государство находилось в относительно стабильном внутреннем состоянии, и то эта стабильность была обусловлена катастрофой, угрожающей извне - войной против фашистской Германии и ее союзников. Сразу после восстановительного периода возобновилась борьба (принявшая новые формы), которая закончилась поражением Советского государства. Таким образом, для понимания смысла событий, происходивших в государственном строительстве (и разрушении) в советский период, его необходимо поместить в исторический контекст. Правовая политика Советского государства (1917 – 1920 гг.) Национализация средств производства Октябрьская революция произвела коренные изменения и социальном строе России. Генеральная их линия означала переход от прежней общественно-экономической формации к новой — социалистической. Коммунистическая партия, придя к власти, стала незамедлительно осуществлять свою программу, проводить в жизнь идеи Маркса и Ленина о переходе к социализму. Исходя из этого учения, следовало обобществить средства производства, сделать их собственностью народа. Обобществление средств производства проводилось в первую очередь путем их национализации, т.е. передачи имущества буржуазии и помещиков в собственность государства. Исторически первым объектом национализации стала земля. Эта задача была решена Декретом о земле, который превращал в общенародную собственность не только имущество эксплуататоров, но и земли крестьян. Национализация удовлетворяла вековые чаяния крестьян о земле, полегчала коллективизацию сельского хозяйства, индустриализацию страны, укрепляла ее обороноспособность. Однако со временем в психологии пользователей землей сложилось отношение к ней как к вещи ничтожной, с которой можно обращаться безжалостно и бесхозяйственно. Обобществление средств производства в деревне уже в первый послереволюционный период пошло и по линии производственного кооперирования. Наиболее распространенной формой колхозов в это время были коммуны. Труднее происходило обобществление средств производства в городах. Однако переходный период к национализации промышленности оказался довольно коротким. Этот процесс развернулся уже в конце 1917 г. Первой была национализирована Липинская мануфактура близ подмосковного города Орехово-Зуево. На первом этапе (осень 1917г. – весна 1918 г.) национализации были подвергнуты предприятия, имеющие особое значение для республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей, как центральных так и местных. С весны 1918 г. начался второй этап - национализация не отдельных предприятий, а целых отраслей промышленности. Третий этап национализации промышленности приходится на период гражданской войны. Во второй половине 1918 г. была завершена национализация крупных промышленных предприятий. Затем перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 г все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателей) или десяти (без двигателей на предприятии) человек объявляются национализированными. Тем самым национализации подверглась не только вся средняя, но и значительная часть мелкой промышленности. Уже в первый период существования Советского государства были национализированы и другие объекты - железные дороги, частные бани и пр. Социалистический сектор с самого начала пополнился и имуществом которое перешло Советскому государству в виде трофеев революции, - казенными промышленными предприятиями и землей, государственным банком, казенными железными дорогами. Управление национализированными предприятиями осуществлял Всероссийский Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) действовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны. Структура ВСНХ включала: Всероссийский Совет рабочего контроля, комиссию из представителей народных комиcapoв, группу экспертов, отраслевые отделы Руководящим органом было Бюро ВСНХ. В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестры (лишение прав распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение принудительной национализации отраслей промышленности и торговли; другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения, финансов. Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уездные совнархозы (СНХ), формировавшиеся при соответствующих Советах. В современной литературе хорошо изучены социально-экономические причины (не решен правовой вопрос с рабочими, национальный вопрос, отсутствовали демократические права у значительной части населения, несовершенство политических институтов, кризис самодержавия). В наше время обнаружили новые причины, это особенности менталитета, массовая психология, случайные обстоятельства (явно неудачная война с Германией). Большевистская партия с лета 1918 г. существует на полулегальном положении, она целенаправленно готовилась к вооруженному восстанию. С лета 1917 г. идет большевизация Советов. Выборы Советов, сроки, процедуры эти были не регламентированы, и в результате стихийной активности во многих Советах оказались большевика. На 24 октября был намечен 2-й съезд Советов, он мог принять важные решения, поэтому центральный комитет большевиков подготавливает восстание и решает провести его перед съездом, и в последнюю ночь перед съездом они осуществляют свои планы. Открывается съезд в Таврическом, на съезд являются большевики, и предлагают резолюцию о свержении Временного правительства через передачу новой власти большевикам и образование нового правительства. Съезд ее принял, таким образом, произошла легитимация власти. Резолюция провозглашена съездом, и утверждена новой властью. В государстве существовала масса проблем. Параллельно существовали советы крестьянских депутатов, которые на протяжении 1917 г. организовались и укрепились. Они пользуются особенной популярностью в деревне, что не трудно объяснить. Работая в деревне, в ноябре 1917 г. они проводят свой съезд. Им даже даны посты в Петроградском совете, во ВЦИКе, СНК. Окончательное слияние крестьянских советов с рабочими и солдатскими депутатами происходит в январе 1918 г. После февральской революции, продолжает существовать учредительное собрание, выборы которого проведены до революции. Оно открывается 5 января 1918 г. Большинство депутатских мест получили эсеры. В Таврическом дворце проходили собрания. На первом дне работы избран председателем эсер Чернов. Долго проходило обсуждение повестки дня, т.к. хотели рассмотреть кучу вопросов: документы по аграрному вопросу эсеров, были дебаты. 6 января двери Таврического дворца были закрыты. В знак протеста прошла хилая демонстрация. Делегатов учредительного собрания недолюбливали и те органы, которые они хотели создать в городах. В итоге вопрос о власти был решен. Происходит укрепление власти советов, начинается период “триумфального шествия советской власти”. По всей стране происходит утверждение советов, ликвидируются органы земского и городского самоуправления. Центральным органом власти является съезд Советов, ВЦИК и совнарком. Происходит утверждение советской власти, начинается создание первых военных советов. Период утверждение - это период борьбы между ВЦИКом и совнаркомом. В начале (конец 1917 г.) ВЦИК был постоянно действующим органом, имел сложную организационную структуру, состоял из президиума, отделов и комиссий. Количество членов ВЦИКа было велико и постоянно росло, так на 2-ом съезде 100 членов, а на 3-м – 300 членов. Функции правительства СССР выполняет совнарком, т.е. является исполнительным органом, который законодательно и фактически причитается ВЦИКу и съезду Советов, например, каждый нарком раз в неделю должен был отчитываться, должен отвечать на все запросы (наркомата или совнаркома), подписанные не менее чем 15-тью членами ВЦИКа. Совнарком мог издавать декреты, не противоречащие ранее принятым декретам ВЦИКа и съезда. Уже в ноябре 1917 г. наметилось противостояние ВЦИКа и совнаркома, причина его состояла в нечетко разделенной компетенции. Инициатива о правовом регулировании компетенции исходила от ВЦИКа, поскольку во ВЦИКе работали фракции и были беспартийные члены. Фракции имели значительные права на право запроса и т.д. Совнарком является чисто большевистским органом, его возглавлял самый авторитетный политический деятель – Ленин, и в этой борьбе победил совнарком. Изменяется порядок работы ВЦИКа, например, с декабря 1919 г. он работает сессионно. Во ВЦИК избираются только делегаты от советов, а раньше могли избираться от партий, профсоюзов, общественных организаций, советов. Раньше заседание ВЦИКа могло быть созвано по обращению 10 членов, теперь только по предложению СНК или 1/3 членов ВЦИКа. В нем были ликвидированы отделы, под предлогом того, что они дублируют аналогичные отделы наркома СНК. Создавалась рабоче-крестьянская милиция и Красная армия, вводится всеобщая воинская повинность. С постановлениями СНК растет число наркоматов, и они приобретают черты отраслевого управления. К весне-лету 1918 г. полностью оформляются органы государственной власти. Полагают, что в начале 1918 г. были подготовлены 3 черновых проекта конституции (в министерстве внутренних дел, наркомате юстиции и группой лиц). Официальный проект был создан комиссией ВЦИКа. Комиссия начала работать, а только потом была юридически оформлена. Возглавлял комиссию Свердлов, готовили проект направить во ЦК РКП(б) и советы. Исследователи полагают, что работа шла под контролем ЦК РКП(б). Проект конституции был опубликован, и предполагалось его публичное обсуждение. В этой комиссии присутствовало несколько эсеров с семионистскими взглядами (критическое отношение к государству, рассматривают его как совокупность учреждений разного плана). Недостатков в конституции было много. В ней нет ни слова о РКП(б), не понятно кто и как осуществляет властные полномочия. В ноябре 1918 г. принят декрет о суде № 1, который ликвидировал старые суды. Было создано 2 вида судов: народные суды и революционный трибунал. К народным судам относились практически все гражданские суды и некоторые уголовные. К ведению революционных трибуналов относились все самые серьезные преступления, главным из которых была контрреволюционная деятельность. Декретом № 1 упразднена старая прокуратура, в революционных трибуналах создавались камеры обвинения, которые действовали до мая 1922 г. Закрыты царские суды и суды Временного правительства, например, Сенат, Петроградский коммерческий суд. В декрете № 1,2 утверждены принципы советского суда: участие народных заседателей, выборность судей и заседателей, судопроизводств на русском языке, независимость судей и подчинение их только закону, право обвиняемого на защиту. В качестве кассационной инстанции учреждены съезды местных судей. Постоянно происходило расширение компетенции местных судов, они разбирали гражданские дела, ограниченные суммой до 3 тысяч рублей и/или 2-мя годами заключения. Вскоре учреждены окружные суды, которые избирались городскими и уездными советам, работали в составе 3-х членов и четырех заседателей. Окружные суды имели специальные следственные комиссии из 3-х человек, которые избирались советами. У них были функции предварительного следствия. При советах учреждались коллегии защитников и обвинителей. Советские суды созданы изначально, как не самостоятельные органы, они включены в систему советов по конституции 1918 г. Очень часто судьи не избирались, а назначались. Гражданский процесс проходил в состязательной форме. Революционные трибуналы появились с созданием новой власти, их предшественники начали работать в период временного правительства. Они назначались в основном советами, в зоне военных действий назначались из состава Красной армии. В мае 1918 г. организуется революционные трибуналы при ВЦИКе, в составе председателя и 6 членов. Они избирались на 3 месяца. Приговоры революционных трибуналов обжалованию не подлежали. В октябре 1918 г. при революционном военном совете организовали военный революционный трибунал. В 1920 г. при наркомате путей сообщения создан главный революционный железнодорожный трибунал. Для народных судов и трибуналов, высшей судебной инстанцией являлся ВЦИК. Для этого создается специальный кассационный отдел, созданный из председателей всех центральных трибуналов и представителя наркомюста. В 1920 г. этот кассационный отдел был преобразован в кассационный трибунал. Судебными функциями еще обладала ВЧК и ее местные учреждения.
Date: 2016-07-20; view: 4787; Нарушение авторских прав |