Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность и условия психического развития. Проблема взаимосвязи биологического и социального в психическом развитии ребенка
Психика – субъективное отражение объективной действительности. Развитие - это процесс необратимых направленных и закономерных изменений, которые приводят к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики. В психологии существует множество подходов к пониманию развития. Известны следующие принципы развития: - принцип устойчивого динамического не равновесия, как источник развития системы; - принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственность, изменчивость), как условие развития системы; - принцип дифференциации и интеграции, выступающий критерием развития структуры; - принцип цельности, как критерий развития функции. Первый принцип - без неустойчивости нет развития. Устойчивая система развиваться не может, это ведёт к тупику. Впервые этот принцип сформулировал Бауэр в биологии - 1935 г. “ именно неравновесное состояние системы означает её высокий потенциал». Второй принцип говорит об условиях развития - приспособления к среде обитания. Генотип почти не изменился за сорок тысяч лет. Третий принцип - развитие системы идёт от состояния относительной глобальности к состояниям большей дифференцированности и иерархической интеграции. Результат дифференциации - формирование новой автономной системы либо становление новых взаимоотношений (сначала у инфузорий химическая реакция, потом нервная система, затем специализированные органы чувств) дифференцирования. Интеграция - формирование новых связей между отдифференцировавшимися системами - централизация и иерархизация. Четвёртый принцип - цельность - интегральная, функциональная характеристика, связанная с единством цели и средств достижения. Цельность показывает меру связанности элементов целого (взрослый может подчинить своё поведение определённой цели (в отличие от ребёнка)). Созревание - это процесс, зависящий от наследственных факторов. Его сущность состоит в последовательности запрограммированных изменений (это количественные изменения). Развитие характеризует собой качественные изменения. Созревание является основой для развития. Развитие проявляется в следующих формах: - филогенез; - онтогенез. Филогенез - это процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида, т.е. история в целом. Онтогенез - это процесс индивидуального развития человека. Психическое развитие человека осуществляется в следующих сферах: - психофизическая - изменения тела (индивид); - психосоциальная сфера - изменения в эмоциональной и личностной сферах (личность); - когнитивная сфера - изменения в познавательной сфере и развитие способностей (субъект деятельности). Существуют следующие факторы психического развития: - наследственность; - среда; - активность. Наследственность проявляется в индивидных свойствах, выступает в качестве условия развития. Передача информации через генный аппарат (уровень сформированности сенсорных систем, половое созревание). Генотип - это совокупность всех генов или генетическая конституция организма. Фенотип - совокупность всех признаков и свойств особей, развивающихся в онтогенезе, в ходе взаимодействия с внешней средой. Фенотип = генотип + среда. Благодаря генотипическому фактору в эволюции существуют две тенденции типизация и индивидуализация. Среда - это многослойное понятие: географическое окружение (большое значение в период антропогенеза); экологическая среда; социальная среда (культура, уровень развития экономики). Среда - это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия. Активность - деятельное состояние организма, как условие его существования и поведения. Активность - системообразующий фактор, который связывает наследственность и среду. В психологии существует два подхода к изучению факторов развития: принцип активности; принцип реактивности. Принцип активности - жизнедеятельность организма, это активное преодоление среды. Активность - нормальное состояние организма. Принцип реактивности - жизнедеятельность организма, это уравновешивание организма со средой. Нормальное состояние организма - стремление к пассивности. Для современной психологии ближе принцип активности. Условия – философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим явлениям. Это та среда обитания, в которой явления возникают и развиваются. Выделяются три условия: биологические (наследственность), социальные (общение), активность (деятельность). Условия и обстоятельства всегда проходят через жизненный опыт человека, через его личность, индивидуальные психические особенности, его психический склад. В этом смысле внешнее влияние преломляется через внутренние условия, к которым относятся своеобразие психики индивидуума, его личный опыт. Еще И. М. Сеченов, выдвигая тезис о детерминированности поведения человека внешними воздействиями, предостерегал против упрощенного понимания внешних воздействий как только наличных, в данный момент действующих влияний, тогда как на самом деле надо принимать во внимание всю совокупность предшествующих воздействий, которые аккумулируются в жизненном опыте данного человека. В психологической науке существуют разные взгляды значимость психического развития ребенка: - биологический (Геккель, Блонский) - социально-генетический - конвергенции (Штерх) - психогенетический (Фрейд, Пиаже, Выготский). В психологии отмечаются общие тенденции, закономерности психического развития, но они вторичны по отношению к воздействию среды (в широком смысле слова), так как их своеобразие зависит от условий жизни, деятельности и воспитания. К таким общим закономерностям относится в первую очередь неравномерность психического развития, которая заключается в том, что при любых даже самых благоприятных условиях обучения и воспитания различные психические функции, психические проявления и свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды развития ребенка возникают наиболее благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер. По-видимому, существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут оптимальными, называют сензитивными (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Date: 2016-07-20; view: 814; Нарушение авторских прав |