Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Детская психология как научная дисциплинаСтр 1 из 37Следующая ⇒
Детская психология - отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики на стадии детства, закономерности функционирования и изменения познавательных, волевых и эмоциональных процессов, особенности формирования ребенка как личности. Детская психология изучает также особенности различных видов детской деятельности (игры, учения, труда), формирования возрастных и индивидуальных особенностей детей. Детская психология тесно связана с педагогической психологией, педагогикой, биологией, физиологией, медициной, семейной психотерапией. В детской психологии используются методы количественных оценок, различная аппаратура, информационные модели экспериментальное обучение в детских садах и т.д. Детская психология разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа. Принципы детской психологии: 1.Объективности и целостности. Предполагает использование ряда методов для получения и объективной интерпретации (толкование, объяснение) психических явлений. Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На его исполнителя не должны оказывать влияние общие впечатления о личности обследуемого; симпатии или, наоборот, антипатии, равно как и собственное состояние или настроение. Изучение психики ребенка в развитии. 3. Принцип взаимосвязи детской психики и деятельности. Психика развивается и развивается в деятельности, констатирует неразрывность этих двух важнейших феноменов. Деятельность — продукт психологии человека. Психическая деятельность — внутренний план, детерминанта внешней активности. Через деятельность, при оперировании с объектами мира, действуя, ребенок не только обнаруживает свою внутреннюю сущность, но и раскрывает их свойства. 4. принцип прогнозирования и психического развития. Методы детской психологии 1. Метод наблюдения. Наблюдение – это опосредованное познание индивидуальных особенностей через изучение его поведения в различных естественных ситуациях. Метод наблюдения может дать очень важные результаты. Но все зависит от того, что и как наблюдать. В зависимости от этого выделяют несколько вариантов наблюдения.
Во-первых, оно может быть сплошным и выборочным. Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка, их задача описать общую картину поведения. Конечно, фиксировать все движения и все слова ребенка невозможно. Фиксируется только то, что представляется наблюдателю наиболее важным и значимым, в особенности то новое, что можно увидеть в ребенке в момент наблюдения. Но, что именно окажется новым и главным, исследователь заранее не знает. Во-вторых, наблюдение может быть скрытым и включенным. При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть невидимой для ребенка или не привлекать к себе его внимания. Для этого используют специальный прибор — зеркало, обладающее односторонней проницаемостью (зеркало Гезелла). Включенное наблюдение отличается тем, что наблюдающий взрослый не только является видимым, заметным для ребенка, но и участвует в совместных с ним действиях (играет, кормит, читает книжки и т. д.). Он включен в деятельность ребенка. В то же время он не просто играет или кормит, но и осуществляет наблюдение за малышом (отмечает для себя его реакции, его инициативные и ответные действия, его эмоции и высказывания и т. д.). Задача эта довольно сложная. Здесь нужно не только замечать и запоминать все проявления ребенка, но и уметь наблюдать за самим собой, учитывать свои собственные действия, вызывающие те или иные проявления наблюдаемого малыша. Таким включенным наблюдением нередко пользуются воспитатели, педагоги, родители и другие взрослые, находящиеся в постоянном контакте с детьми. В-третьих, наблюдение может быть одноразовым (или срезовым) и длительным (пролонгированным или лонгитюдным). Одноразовое наблюдение проводится один раз, единовременно. С помощью этого метода исследователь обычно сравнивает поведение разных детей (мальчиков и девочек, детей разного возраста или детей из разных культур и т. д.) в одних и тех же ситуациях и делает выводы об особенностях их психики. Пролонгированное (лонгитюдное) наблюдение отличается тем, что оно продолжается в течение долгого времени (нескольких лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. При этом методе исследователь сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного ребенка (или нескольких детей). Пролонгированное наблюдение дает возможность проследить появление новых способностей, новых интересов ребенка, описать различные стадии его развития. Упомянутые выше дневниковые записи родителей и психологов являются типичными случаями пролонгированных наблюдений. 2. Метод опроса. Опрос – это метод получения информации путем устного или письменного взаимодействия опрашивающего и респондента. Существует несколько видом опроса: Беседа – это метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Интервью – это метод получения необходимой информации путем непосредственно целеустремленной беседы интервьюера с респондентом. Анкета – объединенная единым замыслом система вопросов, направленная на выявление количественных и качественных характеристик объекта и предмета исследования. 3. метод эксперимента. Эксперимент – это изучение психических явлений, условие проявления которого создаются специально, строго учитываются и при необходимости изменяются и воссоздаются. Виды эксперимента: лабораторный, естественный, полевой (минимум оборудования), константирующий – к развитию психики подходят как к явлению относительному, независимому от обучения и воспитания, формирующий – применяется в псих возр и педагогический метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого
Date: 2016-07-20; view: 560; Нарушение авторских прав |