Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные принципы и методы психологического исследования детей раннего и дошкольного возраста
Одним из серьезных требований к научному исследованию является его методологическая обоснованность. Методология - это совокупность принципов научного исследования и способов получения научных фактов. (Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско- го. М„ 1990. С. 209). Как известно, методологической основой отечественной психологии, в том числе и детской, является философия, а точнее диалектический материализм, рассматривающий психику человека как продукт отражательной функции Мозга. Но не только методология определяет научную достоверность получаемых в результате исследования данных. В основе построения исследования должен лежать ряд принципоп. Нылелим основные принципы детской психологии. I. Объективность и целостность изучения психики ребенка. 2. Принцип изучения психики ребенка в развитии.. 3. Принцип взаимосвязи детской психики и деятельности. 4. Принцип прогнозирования психического развития. Раскрывая содержание принципов детской психологии, необходимо назвать наиболее крупных ученых, разрабатывавших эту проблему в науке. Организация и проведение психологического исследования предполагает следующие основные этапы: 1. Определение целей и задач исследования. 2. Знакомство с методикой исследования и подготовка экспериментального материала. 3. Планирование исследования. 4. Проведение исследования и оформление его результатов. 5. Анализ полученных данных. 6. Психолого-педагогические выводы и рекомендации. Содержание каждого этапа исследования отражает специфику использования методов детской психологии. Эта специфика определяется также особенностями предмета исследования в детской психологии - психического развития ребенка. Данный вопрос раскрыт в учебниках по курсу «Детская психология» В.Н. Белкиной, B.C. Мухиной, А.А. Люблинской и др. Методология детской психологии является основной для разработки методов и конкретных методик психологического исследования. Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки (С.Л. Рубинштейн). Методика - это система действий исследователя, направленная на реализацию метода изучения ребенка. В детской психологии существуют различные классификации методов. Наиболее распространенная представляет две их группы: 1) основные (наблюдение, эксперимент); 2) вспомогательные (беседа, анализ продуктов детской деятельности, социометрия, тестирование). Студент должен дать определения каждого метода, названного в классификации, остановиться на особенностях его применения в детской психологии. Изучение детей проводится не только учеными-психологами. Каждый воспитатель детского сада должен уметь изучать своих воспитанников. Изучение детей воспитателем отличается от научно-психологического исследования. Воспитатель не устанавливает общих закономерностей психического развития детей, а выясняет индивидуально-психологические особенности каждого ребенка, позволяющие найти наиболее целесообразные формы индивидуального подхода к нему Спецификой исследовательской деятельности носпитателя является ее комплексный характер: включенное наблюдение сочетается с элементами психологического эксперимента, опросных методов, простейших тестов. Результатом изучения развития ребенка является психологическая характеристика. При ее составлении воспитателю следует пользоваться той классификацией разных сторон развития, которую дает детская психология. Date: 2016-07-20; view: 632; Нарушение авторских прав |