Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности русского Просвещения.





Формирование русской национальной культуры (вторая половина XVIII в.) Идеи Просвещения проникают в Россию в 40 –60-е гг. под названием «вольтерьянство» (синоним вольнодумства). Однако русское Просвещение отличалось своеобразием и отвечало на вопросы, вставшие перед русским обществом этого времени. Наряду с рационалистическим восприятием явлений природы и общества, критикой феодальных устоев, сословного неравенства и суеверий в русском Просвещении особо остро стоял вопрос о положении крестьянства в условиях крепостничества. Проблема крепостного рабства стала предметом размышлений и дискуссий не только передовых людей своего времени, но привлекла внимание и императрицы Екатерины II, знакомой с философией Просвещения и состоявшей в переписке с Вольтером. Екатерина II, претендующая на звание «просвещенной императрицы», оказывала покровительство просветителям после начавшихся репрессий во Франции — по ее инициативе был приглашен в Петербург Дидро д’Аламбер, изгнанному из Франции Ж. Ж. Руссо графом Разумовским было предложено имение на Украине, в Гааге на средства князя Голицына печаталось запрещенное во Франции сочинение Гельвеция «О человеке», в России были изданы произведения французских просветителей и статьи из «Энциклопедии» (с 1767 по 1777 гг. — около 480 статей и заметок). Между тем самый острый для России того времени крестьянский вопрос решен не был, несмотря на то что в 1766 г. по предложению Екатерины II было создано Вольное экономическое общество, объявившее конкурс на лучшую работу о собственности крестьян. Из 140 работ (в том числе Вольтера и Мармонтеля, требовавших отмены крепостничества) лучшая выбрана не была, а само общество прервало свою работу. Екатерина II обращалась к идеям Просвещения в целях укрепления абсолютизма, о чем, в частности, свидетельствуют слова Дашковой, произнесенные ей в беседе с Дидро: «Когда низшие классы моих соотечественников будут просвещены, тогда они будут достойны свободы». Идеи укрепления абсолютизма красной нитью проходят и через «Наказ» Екатерины II, где обосновывается необходимость самодержавного строя для России. Просветительство как течение русской общественной мысли было открыто М. В. Ломоносовым, академиком Петербургской академии наук, почетным членом Шведской и Болонской академий, считающим науку и просвещение ведущими силами в развитии общества и выступающим за независимость науки от церкви. Эти принципы ученый воплотил при создании Московского университета — нового центра культуры и науки. Открытия Ломоносова затрагивают многие, абсолютно разнообразные научные области — математику, физику, химию, историю. С именем Ломоносова также связывают подготовку основ общенационального литературного языка. В этот период формирования и утверждения капитализма в России складывается национальная культура, т.е. культура, отличающаяся значительной степенью общности. В литературе утверждается классицизм, ставший к этому времени общеевропейским литературным направлением. Особенностью русского классицизма явились предпочтение национальной тематике, связь с традициями русского фольклора, а также более тесная, чем на Западе, связь с просветительством, а следовательно, и больший демократизм. Наибольшее распространение в данный период получают формы сатиры, оды, лирической песни. В русской литературе классицизм господствует до конца 60-х гг., и наиболее талантливым его поэтом и теоретиком является А. П. Сумароков (1717–1777). Однако к концу XVIII столетия в литературе (особенно в драматургии) начинает складываться новый метод — реализм, представленный комедиями Д. И. Фонвизина. Разрушение замкнутости и ограниченности классицистской эстетики и усиление национальных черт культуры было обусловлено общественной активностью всех сословий. Решающий вклад в развитие реалистической лирики сделал Г. Р. Державин. Реализм, опираясь на идеи Просвещения, утверждал достоинство человека и его способность к великим свершениям. Характерно, что то же величие человека и право его на счастье утверждал и сентиментализм (его основоположником явился Н. М. Карамзин), ставший главенствующим направлением дворянской литературы последних десятилетий XVIII в. Архитектура. Специфика русской архитектуры середины века определялась параллельным сосуществованием стилей, на Западе последовательно сменявших друг друга: барокко, классицизма и рококо. Наиболее выдающимся архитектором этого времени был Ф.Б. Растрелли, автор проектов Екатерининского дворца в Царском Селе, Зимнего дворца в Петербурге, комплекса Смольного монастыря, Большого Дворца в Петергофе. Роскошь скульптурного убранства, игру светотени, красочность сочетаний интенсивно-голубого, белого цветов и позолоты он умело соединил с грандиозностью и одновременно лаконизмом основной композиции.
В 60-е гг. барокко сменяется классицизмом, основной становится наряду с дворцовой и административная архитектура. Центр Петербурга застраивают лучшие отечественные и иностранные зодчие — А. Ф. Кокоринов, Д. Кваренги, Н. А. Львов, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, автор Казанского собора. В Москве старомосковская традиция была сохранена, что выразилось в собственном понимании барочной формы. Московскую архитектурную школу в это время представляли крупнейший зодчий Д. В. Ухтомский и его ученики: А. Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков. В 60-е гг. барокко сменяется классицизмом, основной становится наряду с дворцовой и административная архитектура. Центр Петербурга застраивают лучшие отечественные и иностранные зодчие — А. Ф. Кокоринов, Д. Кваренги, Н. А. Львов, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, Росси, Монферран, С. С. Пименов. Живопись. Особенностью русской живописи рассматриваемого периода становится сочетание в ней западной традиции, которую представляют приглашенные елизаветинским двором иностранные художники, работающие в стиле рококо: итальянец П. Ротари, немец Г. Х. Грост и др., и национальной, составленной рядом русских художников, учившихся на родине и воспринявших русские традиции: И. Я. Вишняковым, А. П. Антроповым, И. П. Аргуновым. Поскольку направление развития русского искусства в данный период определяла Академия художеств, основанная в 1757 г., то естественно, что ведущим направлением академической живописи был классицизм, прославлявший гражданские и патриотические идеалы. Его основные принципы наиболее последовательно воплотились в историческом жанре (его основоположником был А. П. Лосенко, наиболее известные работы которого — «Прощание Гектора с Андромахой» и «Владимир и Рогнеда»), позволяющем наполнять античные, библейские и национально-исторические сюжеты современным содержанием и идеологией. Эстетика классицизма столь же последовательно воплотилась в жанре парадного портрета, первые образцы которого были представлены еще в первой половине века. Портреты же данного периода обладают большей реалистичностью и психологизмом, хотя и не лишены еще некоторой условности, диктуемой самим их назначением. К ним принадлежат в первую очередь полотна Ф. С. Рокотова и Д. Г. Левицкого, сумевших впервые в русской живописи увековечить черты своих современников. Здесь запечатлен не только визуальный облик модели, но и ее внутренний мир, тончайшие переживания. Последний выдающийся портретист века В. Л. Боровиковский свои лирические работы создавал под влиянием не только классицизма, но и сентиментализма. Итак, середина XVIII – начало XIX в. — важный этап в развитии русской культуры, значительное влияние на которую оказывала просветительская философия. По сравнению с петровским временем, в этот период еще более возрастает значение науки, образования, делаются новые шаги в развитии гуманистических принципов в общественной мысли, а также литературе и искусстве. В это время продолжается процесс формирования русской национальной культуры и закладываются основы русского литературного языка, развивается реалистическая литература, профессиональный театр и национальная классическая музыка, осваивается эстетика художественной культуры Нового времени и утверждаются особенности ее национального варианта.


Сатира и басня.


Особое роль в развитии сатиры 18 века сыграло творчество А.Д.Кантемира. А.Д.Кантемир основывался на европейской литературной традиции и своими предшественниками считал Д.Ю.Ювенала, Н.Буало. Сатиры А.Д.Кантемира делились на философические и живописные. В.А.Жуковский в статье "О сатире и сатирах Кантемира" писал о том, что сатиры А.Д.Кантемира четко делятся на русские и заграничные: русские – "живописные", т. е. представляют собой галерею портретов носителей порока; заграничные сатиры – "философические", поскольку в них А.Д.Кантемир более тяготеет к рассуждению о пороке как таковом.

Своего расцвета русская сатира достигла в 19 веке. Сначала басни И.А.Крылова, сатирические стихи Г.Р.Державина. Потом А.С.Грибоедов в своей комедии "Горе от ума" "заклеймил Молчалиных и Скалозубов", а Н.В.Гоголь сатирически показывал "мертвые души" помещичьей России.

Элементы сатиры мы находим и в творчестве поэта революционной демократии Н.А.Некрасова ("Размышления у парадного подъезда", "Современная ода " и др.).

Важным этапом в развитии русской сатиры начала 20 века стала деятельность журналов "Сатирикон" и "Новый сатирикон". В них публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А.Аверченко, Саша Черный (А.Гликберг), Тэффи и др.

Русская сатира первой половины 20 века представлена также в баснях-сатирах Д.Бедного, сатирах В.Маяковского, новеллах М.Зощенко, сатирических романах И.Ильфа и Е.Петрова, драматических сказках Е.Шварца, очерках и фельетонах М.Кольцова, комедиях А.Безыменского.

Жанры сатиры многообразны:

сатирический роман

сатирическая драма

комедия

эпиграмма

анекдот

сатирический фельетон

карикатура.

Обращение к басне многих русских поэтов XVIII-XIX веков говорит о большом внимании к этому жанру. Басня - небольшой, обычно стихотворный рассказ дидактического назначения. Басня имеет богатую и древнюю традицию. В Россию этот жанр приходит в XVIII веке с именем А. Кантемира. К жанру басни обращались: М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.И. Майков, И.И. Дмитриев, В.С. Филимонов и другие. Наивысшего расцвета басня достигает в творчестве И.А. Крылова. На грани XVIII и XIX веков в жанре басни происходят заметные изменения: от классицистической басни литература переходит к басне сентиментального характера (Дмитриев И.И., Пушкин В.Л. и другие), и, наконец, к реалистической басне Крылова И.А.


И.А. Крылов стоит у истоков русского реализма. Басенный жанр он довел до высочайшего поэтического совершенства. Народность его басен сказалась в том, что басенные образы, меткие фразы стали народными пословицами и поговорками. В создание русского литературного языка Крылов также внес большой вклад.

Научная новизна курсовой работы состоит в том, что на основании внимательного текстологического прочтения концентрируется внимание на духовно-нравственных аспектах басен И.А. Крылова; творчество поэта исследуется целенаправленно и в тесной связи с эволюцией басенного жанра в русской литературе.

Басни Крылова изучали многие крупные ученые. В работах Г.А. Гуковского впервые был поставлен вопрос об эволюции творчества Крылова, и было предложено рассматривать эту эволюцию на фоне тех исторических событий и идейных течений, которые характеризуют время, в котором жил и работал Крылов. Со времен появления работ Г.А. Гуковского, впервые предложившего научно обоснованную схему эволюции Крылова-художника от комедии и журнальной сатиры к басне, изучение Крылова продолжало развиваться; было сделано много полезного. Благодаря исследованиям Д.Д. Благого, С.М. Бабинцева, Н.Л. Степанова, А.В. Десницкого, В.А. Западова мы приблизились к историческому осмыслению творчества Крылова в целом и к верному представлению о различных этапах его творческого пути. Н.Л. Степанов известен как создатель капитального исследования жизненного и творческого пути великого баснописца. Он анализирует басни Крылова в связи с эволюцией басенного жанра в русской литературе, прослеживая традиции басенного мастерства и связь этого жанра с русской действительностью того времени, показывая, как из условно-дидактической басня превратилась в реалистическую. Большое внимание уделено изобразительной силе языка Крылова в трудах В.В. Виноградова. В книге В.А. Архипова «И.А. Крылов. Поэзия народной мудрости» (М., 1974) - новые аспекты анализа: выделены басни о труде, с этической проблематикой, детально анализируется поэтика басен - жанровые, композиционные особенности, языковые средства, в частности тропы. В 1975 году коллектив авторов (И.З. Серман, Н.Д. Кочеткова, Г.Н. Моисеева, С.А. Фомичев, М.Г. Альтшулер, В.П. Степанов) издают монографию «И.А. Крылов. Проблемы творчества» (Л., 1975). Ученые поставили перед собой задачу написать научную биографию Крылова и дать обзор его творческого пути, с отзывами современников о Крылове и рассмотрением крыловского творчества в его связях с различными явлениями общественной и литературной жизни эпохи. Ученые на протяжении всего периода изучения басенного творчества Крылова проделали огромную работу по определению места, значения, идейно-художественного своеобразия, поэтики его басенного наследия, но специального исследования нравственной проблематики, на основании медленного и пристального прочтения художественных текстов басен сделано не было.

 







Date: 2016-07-20; view: 732; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию