Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика как философская концепция развития, ее основные принципы, законы и категории.





Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Материалистическая диалектика - метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и преобразования действительности. Через диалектику форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Основные принципы диалектики - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистическая Д. выражается в системе философских категорий и законов. Одной из центр. проблем античной ф. - проблема единого и многого. Со временем она превратилась в проблему связи единичного/общего, части/целого и т.д. Такие универсальные связи бытия стали важными предметом диалектики. Главные законы: 1) превращение количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития. Диал. отриц. включает в себя триединый процессс: 1) Деструкция (разрушение) прежнего. Обеспечивает почву для след. фазы процесса. Но сама по себе деструкция отрабатывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки продвижения к след. фазам. Нор. продолжение процесса, его связь, единство, целостность обесп. 2) кумуляция - частичное сохранение, преемственность. Без этого пр-с всегда возращался бы к исх. точке, сл. движ. нарастает, движ. к фазе 3) конструкция - новации, формир. качеств. новых связей,F, черт. Реальн. аналогом о.о. в прир. и о-ве служат спиралевидн. процессы, сочет. цикличность, относит. повторяемость и поступат-сть: рождение и смерть, истор. пр-с.

Закон диалектического синтеза

Его можно сформулировать так: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.

Из трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим, следует, что никакое развитие невозможно без отрицаний.

Всеобщий характер отрицания признается и диалектиками, и ме­ханицистами. Но как понимается при этом отрицание? На осуществ­ление какого отрицания они ориентируются на практике? По этим вопросам их позиции различны. Механистическое понимание отрица­ния выступает в двух формах; 1) полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития, абсолютизация момента деструкции, разрушения и 2) абсолютизация момента преемственности в развитии. В первой форме наиболее распространенной разновидностью является нигилизм.

По характеристике Ю.А. Харина (см.: Харин Ю. А. "Марксистская социальная диалектика". Минск, 1985. С. 243), нигилизм предстает, с одной стороны, как особое духовное состояние личности и общества, а с другой — как вытекающая из этого состояния негативная установка, проявляющаяся в действиях по отношению к традициям, культуре, законопорядку, морали, личности, семье и т.д. Спектр нигилистиче­ского восприятия мира чрезвычайно широк: от состояния разочарова­ния и апатии, сомнения и цинизма до позиции отрицания "всего и вся". Нигилизм находит выражение в усилении настроений социальной пассивности, развитии социальных болезней, алкоголизма и наркома­нии, в росте преступности, в самоубийствах, в актах бессмысленного насилия, моральной деградации. К нигилистическому экстремизму относятся также преступные действия международного государственного терроризма, акты геноцида, установка на развязывание новых войн.

2. Диалектические категории системности.

Единичное и всеобщее. Любой объект предстает сначала как единичное со своими особенностями, затем обнаруживаются повторяющиеся признаки объектов, выделяются их классы. Черты некоторых объектов данного класса – это особенное, черты, общие у всех объектов данного класса – всеобщее. Пример: береза как дерево – единичное по отношению к лиственным деревьям как особенному, и единичное по отношению ко всем деревьям (и лиственным, и хвойным) как всеобщему. Единичное не существует без всеобщего, всеобщее без единичного, единичное переходит во всеобщее, всеобщее проявляется в единичном.

Часть и целое. В философии существуют три подхода, по-разному трактующих проблему их соотношения, – это меризм, холизм и диалектика.

Сравнение МЕРИЗМ ХОЛИЗМ
Суть целого Целое представляет собой простую сумму частей Целое определяет части и не сводится к их простой сумме
Предшествование Части предшествуют целому Целое предшествует частям
Причинность Целое причинно обусловлено частями Целостный подход противоположен причинному и исключает его
Познание целого Для познания целого достаточно познания частей Части могут познаваться лишь на основе знания о целом

С позиций диалектики:

· целое не сводится к простой сумме частей и характеризуется новыми качествами, не присущими частям по отдельности, но возникающими в результате их взаимодействия, целому присуще свойство интегративности, подчеркивающее его качественную специфику по отношению к составляющим его частям;

· как показал Г.Гегель, ни одна из сторон не может рассматриваться без другой: целое без (или «до») частей немыслимо; часть вне целого – уже не часть, а иной объект, так как только в рамках целого части выражают его природу;

· по К.Марксу, взаимосвязь частей выступает в виде замкнутого круга, внутри которого каждый элемент является условием другого, поэтому целое является причинным комплексом по отношению к образующим его частям;

· познание частей и целого осуществляется одновременно на основе единства методов анализа и синтеза.

 

4. Диалектические категории детерминизма.

Причина и следствие. Причина – это явление, действие которого порождает другое явление – следствие. Их связь является необходимой: если существует причина и соответствующие условия, возникает следствие, которое становится причиной другого явления, формируется причинно-следственная цепь (A–B–C–D…). Действие причины и производимое им следствие зависит от условий: одна и та же причина в одних и тех же условиях вызывает одинаковые следствия, при разных условиях – неодинаковые. Причину следует отличать от повода – это событие, явление, способствующее проявлению действия причины.

Отношение причины и следствия есть взаимодействие: исходный момент – формирование причины, во времени она предшествует следствию, но существуют стадии, когда причина и следствие сосуществуют, идет обратный процесс активного воздействия следствия на причину (в сложных и целостных системах, части которых зачастую не могут развиваться синхронно). Следствие, хотя и порождается причиной, не является пассивным. Условия превращают в действительность заложенную в причине возможность порождения следствия.

Возможность и действительность. Вероятность. Возможность – это объективная тенденция становления чего-либо, наличие условий для его возникновения (потенциально наличное бытие); действительностьэто совокупность всех реализовавшихся возможностей (актуально наличное бытие).

Выделяются следующие виды возможностей:

· абстрактная – возможно все, но для реализации нет условий, конкретная – обладает условиями, может стать действительностью; абстрактная возможность может стать конкретной при изменении условий и перейти в действительность;

· обратимая (цветение сада в строго определенно время года) и необратимая (смерть человека);

· формальная – связана со случайностью (выигрыш в лотерее), реальная – с необходимостью (созревание плодов при соответствующих условиях).

Вероятностьмера превращения возможности в действительность в ситуации неопределенности, степень появления события при данных условиях.

Необходимость и случайность. Необходимостьустойчивые, повторяющиеся отношения, способ превращения возможности в действительность, при котором в объекте есть только одна возможность, превращающаяся в действительность. Случайностьнеустойчивые, единичные связи, способ превращения возможности в действительность, при котором в объекте есть несколько возможностей, но реализуется только одна из них.

Необходимость вызывается регулярными и постоянными причинами, выражает нечто устойчивое, не изменяющееся в структуре объекта, характеризуется строгой однозначностью (часто неизбежностью). Случайность появляется в результате действия нерегулярных, непостоянных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью протекания. Механистический детерминизм отвергал роль случайности в развитии материальных систем. Г.Гегель в рамках диалектики показал, что случайность является формой проявления необходимости. С позиций синергетики случайность может играть определяющую роль в определении дальнейшего направления развития материальной системы.

Date: 2016-07-20; view: 635; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию