Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема соотношения ментального и материального в философии.





 

Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная область знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении материального и духовного (идеального), формулируемый традиционно как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя», «материальное» в данном контексте употребляются как синонимы, равно как и понятия «дух», «мышление», «сознание», «духовное» (идеальное). Данный вопрос имеет глубокие жизненные основания. Дело в том, что в существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, т.е. существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные, т.е. идеальные, существующие в сознании. Поскольку философия является системой знаний о мире как целом, постольку и возникает необходимость выяснить, прежде всего, как соотносятся материальное и идеальное, материя и сознание, дух и природа, составляющие это единое целое.

Вопрос об отношении мышления к бытию получил название основного вопроса философии. Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 г. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Сегодня отношение к данному вопросу неоднозначно. Диапазон мнений колеблется от попыток лишить этот вопрос ореола универсальности до полного его отрицания, как лишенного познавательного смысла и значения. Но ясно и другое. Невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете – это не одно и то же. Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей. Исследование соотношения бытия и сознания, материального и идеального является условием, без которого человек не сможет выработать свое отношение к миру, не сможет ориентироваться в нем.

Более четко этот вопрос сформулировал Ф. Шеллинг. Он говорил о соотношении объективного, действительного мира, который находится «по ту сторону сознания» и «идеального мира», находящегося «по эту сторону сознания»1. Бертран Рассел также писал: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астрономам, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем, и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы можем его достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслужить высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Исследовать эти вопросы... - дело философии»1. Таким образом, проблема «материя и дух» пронизывает всю историю философской мысли как одна из важнейших. Она продолжает сохранять свою актуальность и как одна из загадок мира, и как одно из существенных оснований для упорядочения философских школ, учений, взглядов.

30.Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.

 

Сознание и мир находятся в сложной взаимосвязи: сознание способно не только отражать мир, но и конструктивно, творчески его преобразовывать. Сознание не яв-ся простым слепком с мира, оно обладает относит/самостоятельностью от мира. Внешний мир отражается в сознании в виде идеальных образов. Это особые информационные объекты, выступающие как связующее звено м/у миром и челом.

Отличие сознание чела от психики животного:

1. наличие языка как речи;

2. способность к абстрактному мышлению;

3. опережающее отражение;

4. оценочное отношение к действительности;

5. общеисторический хар-тер.

Функции сознания:

1. отражательно-информационная;

2. регулятивная;

3. коммуникативная;

4. творчески-преобразовательная.

У сознания есть 3 базовые хар-ки:


1. Активность. Прояв-ние этого: целенаправленность и избирательность отражения; генерирование новых идей; продуктивное творч/воображение; управление практической деят-тью.

Движущей силой сознания яв-ся мышление. Это оперирование идеальными образами сознания. Сознание по отношению к миру имеет двойственность хар-ра.

2. Системность. У сознание имеется опред/строение, структура. Системность сознания можно раскрыть с 3х сторон:

1. по центрированности сознания можно выделить его ядро и периферию, ядро – это то, на чем сконцентрировано внимание в данный момент t, все остальное – периферия. О наличии периферии чел знает, но в данный момент их не воспринимает. Гуссерль предложил 2 понятия:

А) интенциальность – направленность сознания на объект, имеет место концентрация внимания на объект;

Б) горизонт – подвижный край потенциального поля восприятия.

Существуют объекты, которые чел в данный момент не воспринимает, это периферия сознания. При переключении внимания то, что было периферией, может стать ядром, а то, что было ядром – периферией.

2. Можно выделить подсистемы сознания:

А) телесноперцентивная: в ней концентрируются чувств/ид/образы (ощущения, восприятия, представления). Это подсистема отвечает за ориентацию чела в мире, и ьез нее невозможно деят-ть чела с предметами;

Б) логикопонятийная: понятия и теории. Основой яв-ся разум, логика, доказательство. Цель – истина, раскрытие сущности мира;

В) эмоциональная: переживания, эмоции и чувства различной интенсивности;

Г) ценностно-мотивационная: ценности и идеалы, которые воплощаются в целях и мотивах. Цель – управление деят-тью чела.

3. можно выделить уровни орг-ции. 3 уровня сознания:

1. телесное «я» (чел осознает мир объектов вокруг себя и самого себя как телесное существо);

2. сознательное «я» (чел осознает себя как соц/существо, находящееся с др. людьми в рамках об-ва);

3. нравственное «я» (чел – моральное существо и носитель дух/ценностей.

Можно выделить цепочку понятий по их широте: психика, сознание, мышление.

Существует классическая и холотропные концепции

31.Понятие познания. Объект и субъект познания. Пути познания: сенсорное, рациональное и эмпатическое познание.

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а так же субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя. Современная гносеология в основном базируется на принципах гностицизма

Чувственное, или сенситивное познание — это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах. Чувственное познание основано на материально-физической системе отражения дей­ствительности в психике человека. Такие виды чувствования, как зре­ние, слух, обоняние, осязание, вкус, имеют специальные органы, даю­щие познавательную информацию. Чувства голода, холода, давления, страха, боли, равновесия, влечения возникают в процессе взаимодейст­вия ряда органов человека между собой и с внешней средой. Система чувствования у человека весьма разнообразна и хорошо развита. Несмо­тря на то, что у животных отдельные органы чувств развиты лучше, чем у человека, у людей они системны и в совокупности - совершеннее.


Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

1.Ощущение - это чувственный образ отдельного свойства предмета - его цвета, формы, вкуса; это осознанная часть первичного чувственного отражения как познания. Это идеальные образы сознания, в которых зафиксирова­ны отдельные внешние характеристики объекта познания. Ощущения как первичное знание у человека - самая богатая, динамичная и много­образная совокупность образов сознания. Но многие знания-ощущения недолго удерживаются в сознании, а качества и сущность объектов по­знания может лишь угадываться, предполагаться.

2. Восприятия -переосмысленные ощущения, в которых сформирова­на целостная, но поверхностная характеристика объекта познания. Вос­приятие - первый шаг деятельности сознания по группировке и некото­рому обобщению информации, содержащейся в ощущениях. Благодаря восприятиям человек разграничивает объекты познания как целостны единицы - явления, находит в них внешне общее - форму, отдельные признаки. Благодаря этому качественное и закономерное осмысливается более устойчиво, но остается поверхностным.

3. Представления - воспроизведение в сознании образов ранее воспри­нятых объектов познания с помощью памяти, внимания, ценностных ориентиров, а также формирование новых образов, созданных продук­тивным осознанием информации или воображением. В отличие от ощу­щений и восприятий, представления уже «поднимаются» над непосред­ственной данностью единичных объектов познания, приобретают признаки абстрактных, самостоятельно существующих в сознании обра­зов как необходимой основы логического, рационального мышления.

Абстрактно - логическое, или рациональное (теоретическое) познание представляет более высокий уровень познания действительности. Оно позволяет проникать в сущ­ность объектов познания, открывать их качественные характеристики, закономерности. Это, как правило, опосредованное познание, не пред­полагающее прямого взаимодействия с объектом познания. Основными формами абстрактно-логического познания являются понятия, сужде­ния и умозаключения.

1. Понятие - форма логического мышления, в которой отражены суще­ственные признаки и связи объекта познания. Понятия могут выражать качественную определенность, уникальность объекта познания, а также характеристики, которые являются общими для сходных объектов. Опе­рирование понятиями позволяет находить родовые (общие) и видовые (особенные, частные) существенные признаки и на основе их осуществ­лять классификацию объекта познания, Формирование понятий осуще­ствляется вне непосредственного взаимодействия с объектом познания, когда субъект познания как бы «со стороны» осмысливает информацию о познаваемом объекте. При этом активно используются такие приемы мышления, как абстрагирование, идеализация, сравнение, обобщение, определение.


2. Суждение как форма абстрактно-логического познания представляет всякую завершенную мысль об объекте познания. По качеству суждение может быть утвердительным или отрицательным, по объему единичным, частным и общим. По содержанию знания оно бывает атрибутивным (относительно свойств объекта познания), суждением отношений и су­ществования. Суждение выражается обычно предложением, хотя вопро­сительные, большинство побудительных предложений не считаются суждениями. Нельзя относить к суждениям мысли и предложения как грамматическую их форму, если они выглядят неопределенными по смыслу, когда отсутствует логическая связь между основными понятия­ми. В суждении всегда должны быть понятия - такие слова, которые имеют объем и содержание, несут важную информацию об объекте по­знания.

3. Умозаключение представляет форму мышления, когда на основе од­ного или нескольких суждений получается новое, выводное знание. Суждения в умозаключении должны иметь логическую связь между по­нятиями. Не обращаясь непосредственно к объекту познания, субъект с помощью умозаключений может получать новые знания об его сущест­венных признаках и связях.

Эмпатическое познание –это исходный познавательный механизм, который позволяет зафиксировать Другого в качестве субъекта. Данная способность полно-стью отсутствует в сенсорном познании, в рациональное познании она присутствует в снятом виде, поскольку в данном способе познания сохраняется эмпатическое начало. В качестве инвариантов эмпатического познания, помимо эмпатии (как про-цесса вчувствования), могут быть названы понимание Другого, субъект-субъектные отношения, любовь, единство (но не слияние) познающего и познаваемого, вообра-жение, вера, фантазия, интуиция и некоторые другие иррациональные компоненты







Date: 2016-07-20; view: 1487; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию