Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема соотношения ментального и материального в философии.
Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная область знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении материального и духовного (идеального), формулируемый традиционно как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя», «материальное» в данном контексте употребляются как синонимы, равно как и понятия «дух», «мышление», «сознание», «духовное» (идеальное). Данный вопрос имеет глубокие жизненные основания. Дело в том, что в существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, т.е. существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные, т.е. идеальные, существующие в сознании. Поскольку философия является системой знаний о мире как целом, постольку и возникает необходимость выяснить, прежде всего, как соотносятся материальное и идеальное, материя и сознание, дух и природа, составляющие это единое целое. Вопрос об отношении мышления к бытию получил название основного вопроса философии. Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 г. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Сегодня отношение к данному вопросу неоднозначно. Диапазон мнений колеблется от попыток лишить этот вопрос ореола универсальности до полного его отрицания, как лишенного познавательного смысла и значения. Но ясно и другое. Невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете – это не одно и то же. Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей. Исследование соотношения бытия и сознания, материального и идеального является условием, без которого человек не сможет выработать свое отношение к миру, не сможет ориентироваться в нем. Более четко этот вопрос сформулировал Ф. Шеллинг. Он говорил о соотношении объективного, действительного мира, который находится «по ту сторону сознания» и «идеального мира», находящегося «по эту сторону сознания»1. Бертран Рассел также писал: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астрономам, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем, и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы можем его достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслужить высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Исследовать эти вопросы... - дело философии»1. Таким образом, проблема «материя и дух» пронизывает всю историю философской мысли как одна из важнейших. Она продолжает сохранять свою актуальность и как одна из загадок мира, и как одно из существенных оснований для упорядочения философских школ, учений, взглядов. 30.Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
Сознание и мир находятся в сложной взаимосвязи: сознание способно не только отражать мир, но и конструктивно, творчески его преобразовывать. Сознание не яв-ся простым слепком с мира, оно обладает относит/самостоятельностью от мира. Внешний мир отражается в сознании в виде идеальных образов. Это особые информационные объекты, выступающие как связующее звено м/у миром и челом. Отличие сознание чела от психики животного: 1. наличие языка как речи; 2. способность к абстрактному мышлению; 3. опережающее отражение; 4. оценочное отношение к действительности; 5. общеисторический хар-тер. Функции сознания: 1. отражательно-информационная; 2. регулятивная; 3. коммуникативная; 4. творчески-преобразовательная. У сознания есть 3 базовые хар-ки: 1. Активность. Прояв-ние этого: целенаправленность и избирательность отражения; генерирование новых идей; продуктивное творч/воображение; управление практической деят-тью. Движущей силой сознания яв-ся мышление. Это оперирование идеальными образами сознания. Сознание по отношению к миру имеет двойственность хар-ра. 2. Системность. У сознание имеется опред/строение, структура. Системность сознания можно раскрыть с 3х сторон: 1. по центрированности сознания можно выделить его ядро и периферию, ядро – это то, на чем сконцентрировано внимание в данный момент t, все остальное – периферия. О наличии периферии чел знает, но в данный момент их не воспринимает. Гуссерль предложил 2 понятия: А) интенциальность – направленность сознания на объект, имеет место концентрация внимания на объект; Б) горизонт – подвижный край потенциального поля восприятия. Существуют объекты, которые чел в данный момент не воспринимает, это периферия сознания. При переключении внимания то, что было периферией, может стать ядром, а то, что было ядром – периферией. 2. Можно выделить подсистемы сознания: А) телесноперцентивная: в ней концентрируются чувств/ид/образы (ощущения, восприятия, представления). Это подсистема отвечает за ориентацию чела в мире, и ьез нее невозможно деят-ть чела с предметами; Б) логикопонятийная: понятия и теории. Основой яв-ся разум, логика, доказательство. Цель – истина, раскрытие сущности мира; В) эмоциональная: переживания, эмоции и чувства различной интенсивности; Г) ценностно-мотивационная: ценности и идеалы, которые воплощаются в целях и мотивах. Цель – управление деят-тью чела. 3. можно выделить уровни орг-ции. 3 уровня сознания: 1. телесное «я» (чел осознает мир объектов вокруг себя и самого себя как телесное существо); 2. сознательное «я» (чел осознает себя как соц/существо, находящееся с др. людьми в рамках об-ва); 3. нравственное «я» (чел – моральное существо и носитель дух/ценностей. Можно выделить цепочку понятий по их широте: психика, сознание, мышление. Существует классическая и холотропные концепции 31.Понятие познания. Объект и субъект познания. Пути познания: сенсорное, рациональное и эмпатическое познание. Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а так же субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя. Современная гносеология в основном базируется на принципах гностицизма Чувственное, или сенситивное познание — это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах. Чувственное познание основано на материально-физической системе отражения действительности в психике человека. Такие виды чувствования, как зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, имеют специальные органы, дающие познавательную информацию. Чувства голода, холода, давления, страха, боли, равновесия, влечения возникают в процессе взаимодействия ряда органов человека между собой и с внешней средой. Система чувствования у человека весьма разнообразна и хорошо развита. Несмотря на то, что у животных отдельные органы чувств развиты лучше, чем у человека, у людей они системны и в совокупности - совершеннее. Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление. 1.Ощущение - это чувственный образ отдельного свойства предмета - его цвета, формы, вкуса; это осознанная часть первичного чувственного отражения как познания. Это идеальные образы сознания, в которых зафиксированы отдельные внешние характеристики объекта познания. Ощущения как первичное знание у человека - самая богатая, динамичная и многообразная совокупность образов сознания. Но многие знания-ощущения недолго удерживаются в сознании, а качества и сущность объектов познания может лишь угадываться, предполагаться. 2. Восприятия -переосмысленные ощущения, в которых сформирована целостная, но поверхностная характеристика объекта познания. Восприятие - первый шаг деятельности сознания по группировке и некоторому обобщению информации, содержащейся в ощущениях. Благодаря восприятиям человек разграничивает объекты познания как целостны единицы - явления, находит в них внешне общее - форму, отдельные признаки. Благодаря этому качественное и закономерное осмысливается более устойчиво, но остается поверхностным. 3. Представления - воспроизведение в сознании образов ранее воспринятых объектов познания с помощью памяти, внимания, ценностных ориентиров, а также формирование новых образов, созданных продуктивным осознанием информации или воображением. В отличие от ощущений и восприятий, представления уже «поднимаются» над непосредственной данностью единичных объектов познания, приобретают признаки абстрактных, самостоятельно существующих в сознании образов как необходимой основы логического, рационального мышления. Абстрактно - логическое, или рациональное (теоретическое) познание представляет более высокий уровень познания действительности. Оно позволяет проникать в сущность объектов познания, открывать их качественные характеристики, закономерности. Это, как правило, опосредованное познание, не предполагающее прямого взаимодействия с объектом познания. Основными формами абстрактно-логического познания являются понятия, суждения и умозаключения. 1. Понятие - форма логического мышления, в которой отражены существенные признаки и связи объекта познания. Понятия могут выражать качественную определенность, уникальность объекта познания, а также характеристики, которые являются общими для сходных объектов. Оперирование понятиями позволяет находить родовые (общие) и видовые (особенные, частные) существенные признаки и на основе их осуществлять классификацию объекта познания, Формирование понятий осуществляется вне непосредственного взаимодействия с объектом познания, когда субъект познания как бы «со стороны» осмысливает информацию о познаваемом объекте. При этом активно используются такие приемы мышления, как абстрагирование, идеализация, сравнение, обобщение, определение. 2. Суждение как форма абстрактно-логического познания представляет всякую завершенную мысль об объекте познания. По качеству суждение может быть утвердительным или отрицательным, по объему единичным, частным и общим. По содержанию знания оно бывает атрибутивным (относительно свойств объекта познания), суждением отношений и существования. Суждение выражается обычно предложением, хотя вопросительные, большинство побудительных предложений не считаются суждениями. Нельзя относить к суждениям мысли и предложения как грамматическую их форму, если они выглядят неопределенными по смыслу, когда отсутствует логическая связь между основными понятиями. В суждении всегда должны быть понятия - такие слова, которые имеют объем и содержание, несут важную информацию об объекте познания. 3. Умозаключение представляет форму мышления, когда на основе одного или нескольких суждений получается новое, выводное знание. Суждения в умозаключении должны иметь логическую связь между понятиями. Не обращаясь непосредственно к объекту познания, субъект с помощью умозаключений может получать новые знания об его существенных признаках и связях. Эмпатическое познание –это исходный познавательный механизм, который позволяет зафиксировать Другого в качестве субъекта. Данная способность полно-стью отсутствует в сенсорном познании, в рациональное познании она присутствует в снятом виде, поскольку в данном способе познания сохраняется эмпатическое начало. В качестве инвариантов эмпатического познания, помимо эмпатии (как про-цесса вчувствования), могут быть названы понимание Другого, субъект-субъектные отношения, любовь, единство (но не слияние) познающего и познаваемого, вообра-жение, вера, фантазия, интуиция и некоторые другие иррациональные компоненты Date: 2016-07-20; view: 1487; Нарушение авторских прав |