Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Редактирование текстов, различных по способу изложения. Типы изложения. Описание





Традиционная классификация, принятая в теории и практике редактирования, выделяла три способа изложения и соответствен­но три вида текста: повествование, описание и рассуждение (в некоторых пособиях рассуждение называется изъяснительным способом изложения) Цель повествования – передать дви­жение событий во времени. Это рассказ о том, как, в какой последовательности происходили события. Цель описания — создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определённый момент. Единовременность этих признаков – существенная черта описания. Цель рассуждения — исследо­вание, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство ис­тинности или ложности определённых положений.

Старинные риторики учили, что повествование занимается дей­ствием, описание – предметом, рассуждение – отношением пред­метов и действий. Повествование обязано своим происхождени­ем памяти, описание – внешним чувствам, рассуждение – уму и чувствам. Получив в наследство от классической риторики строй­ное и универсальное учение о способах изложения, лингвистика и поэтика (раздел литературоведения, изучающий структуру литературного произведения) долгое время довольствовались этими традиционными и достаточно общими представлениями о струк­туре текста. Однако способы изложения не поддавались той сте­пени формализации, к которой стремились лингвисты, изучая язык как систему. И в то же время именно универсальность катего­рий «повествование», «описание», «рассуждение» не представля­лась перспективной литературоведам. Современные исследова­ния в области стилистики и теории текста сделали очевидным необходимость вернуться к столь ясным, казалось бы, представле­ниям о строении речи и уточнить их. Академик В.В. Виноградов выделял как одно из перспективных направлений современной лингвистики учение о типах композиционно-словесного оформ­ления замкнутых в себе произведений как особого рода целост­ных структур [1]. Сегодня мы рассматриваем способы изложения как функционально-смысловые типы речи, воплощающиеся в структурные единицы текста, которые характеризуются смысло­вой целостностью, структурной завершённостью, организацией по определённой схеме, графической оформленностью. Функциональ­но-смысловой подход к тексту литературного произведения по­зволяет редактору объединить в ходе анализа текста лингвисти­ческую и литературоведческую методики.

Наблюдения над живой речью и соответственно над текстом убеждают в том, что речевые конструктивные формы чрезвычай­но разнообразны. Традиционная трёхкомпонентная (повествова­ние, описание, рассуждение) схема, бесспорно, справедлива и дос­таточна при рассмотрении редактором текстов художественных произведений. Однако многие редакторы – и таких большин­ство – имеют дело с материалами информационными, справочны­ми, литературой научной, научно-популярной, учебной, работают в широкой и разветвлённой системе средств массовой информа­ции. Применительно к этой практике схема нуждается в дополнении и уточнении. Своё место в ней должно найти сообщение, структура которого обычно предопределена хорошо известной всем журналистам формулой – ответом на вопросы: что? где? ког­да?; информационное описание, которое отражает не только внешние признаки предметов и явлений, но и знание существен­ных, часто недоступных внешнему, чувственному восприятию свойств; умозаключение – выведение нового суждения из суж­дений известных, не осложнённое агитационными задачами. На­учно-техническая революция, интерес к проблемам социальным, небывалая общественная активность, присущие нашему времени, обогатили речевой обиход огромным количеством новых поня­тий и терминов, которые редактору надо уметь ввести в текст и оценить их целесообразность и точность. В связи с этим возник­ла необходимость специально рассмотреть такие тексты, в кото­рых раскрывается содержание понятий, даётся их определение и объяснение.

Традиционная классификация, принятая в теории и практике редактирования, выделяет 3 вида текста по способу изложения: повествование, описание и рассуждение.

Повествование – это рассказ о событиях во временной последовательности.

Описание – это перечисление признаков (свойств, сторон) предмета, характерных для него в определённый момент (это то, что мы можем увидеть сразу как некий фотографический снимок).

Рассуждение – это вид теста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определённые положения.

Старинные риторики учили, что повествование занимается действием, описание – предметом, рассуждение – отношением предметов и действий. Можно сказать, повествование обязано своим существованием памяти, описание – внешним чувствам, рассуждение – уму и чувствам.

В «чистом» виде каждый из этих способов изложения встречается очень редко, обычно мы имеем дело с так называемыми смешанными текстами, где все три вида реализуются в тесном взаимодействии. И в работе над фрагментом редактор обязан выяснить эти, скажем так, связи и отношения изображаемого. Для этого нам необходимо детальней разобрать особенности каждого из вышеназванных способов.

 

Повествование. Это самый распространенный способ изложения. Он представляет собой рассказ о том, в какой последовательности происходили события. Вроде бы просто. Но простота обманчива. Чем точнее и продуманнее оно построено, тем проще и естественней будет выглядеть. Нагляднее всего это можно проследить на пушкинском примере.

Установлено, что делая выписки из документов, записывая свидетельства очевидцев, работая над немецкими и французскими источниками, Пушкин сразу обрабатывал эти материалы как литератор. Проследим, как преобразились под пером Александра Сергеевича мемуары академика Рычкова, отца симбирского коменданта.

 

Крупные писатели – первые и самые строгие редакторы собственных произведений. У них есть чему поучиться. Рассмотрим две редакции комедии «Ревизор», вышедшие из-под руки автора – Николая Васильевича Гоголя.

Первая редакция

 

Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. Меня уведомляют, что отправился инкогнито из Петербурга с секретным поручением обревизовать в нашей губернии всё относящееся к части гражданского управления.

 

Окончательная редакция

 

Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор…

 

Как видим, в окончательной редакции Гоголь оставил только самое важное, существенное, освободившись от излишних, случайных для текста деталей.

Не менее скрупулёзной выглядит работа над собственным текстом Максима Горького.

 

До правки

 

…А вот выстрела не помнит мальчик. Только почему-то упал и не встал отец.

Ваня остался в живых. Оттиснули его за Неву, на лед, под Троицким очутился мостом. Пробовал спрятаться, озяб, заскучал, заплакал. Конки нет и нет денег, темно.

 

После правки

 

…В топоте ног и криках мальчик не слышал выстрелов. Но отец упал, убитый пулей.

Ваня остался в живых. Оттиснули его за Неву, на лед, очутился под Троицким мостом. Спрятался там, озяб, заскучал, заплакал.

Согласитесь, «мальчик не слышал выстрелов» звучит проще и точнее, нежели «выстрела не помнит». Далее, «почему-то упал и не встал» в первоначальном варианте выглядит неуместно: читателю ясно, что он убит. И конечно же Ваня, испытав такое потрясение, не будет думать о конке и о деньгах.

Важно заметить, что позиция автора и авторская речь в повествовании не могут быть нейтральными, и редактор обязан позаботиться о том, чтобы в общем композиционном рисунке произведения голос автора, рассказ от автора в полную меру выполнял свои функции.

Особенным, схематизированным видом повествования является сообщение. Оно несёт информационный характер и редактируется так же, как и повествование. Сообщение обычно состоит из ответов на вопросы что?, где?, когда?, почему? и как? произошло или произойдёт, кто участники событий или жертвы обстоятельств.


29. Редактирование текстов, различных по способу изложения. Типы изложения. Повествование

 

Описание. В описании перечисляются признаки предметов или явлений в какой-то определённый момент. С точки зрения композиции каждый из этих признаков является её отдельным элементом. В отличие от повествования, задача которого – передача смены событий, цель описания – создать в представлении читателя картину, зафиксировать характерные признаки предмета. Описательный текст может начинаться с общего представления описываемого предмета или явления, а затем следуют элементы описания, в каждом из которых представлена отдельная деталь рассматриваемого целого. Возможен и обратный порядок построения. Главное в описании – соединять элементы в строгой последовательности, которая определяется степенью значимости выбранных элементов и таким расположением их, при котором читатель постепенно, шаг за шагом открывает для себя описываемый предмет или явление в его цельности, единстве.

При работе с описательным текстом редактору важно понимать синтаксическую структуру описания, при соблюдении которой достигается ясность и чёткость описания. Для этого опять обратимся к Пушкину и рассмотрим фрагмент из его очерка «Путешествие в Арзрум»:

 

В семи верстах от Ларса находится Дариальский пост. Ущелье носит то же имя. Скалы с обеих сторон стоят параллельными стенами. Здесь так узко, так узко, пишет один путешественник, что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головою. Ручьи, падающие с горной высоты мелкими и разбрызганными струями, напоминали мне похищение Ганимеда, странную картину Рембрандта. К тому же и ущелье освещено совершенно в его вкусе. В иных местах Терек подмывает самую подошву скал, и на дороге, в виде плотины, навалены каменья. Недалеко от поста мостик смело переброшен через речку. На нем стоишь, как на мельнице. Мостик весь так и трясется, а Терек шумит, как колеса, движущие жернов. Против Дариала на крутой скале видны развалины крепости. Предание гласит, что в ней скрывалась какая-то царица Дария, давшая имя свое ущелью, – сказка. Дариал на древнем персидском языке значит ворота. По свидетельству Плиния, Кавказские врата, ошибочно называемые Каспийскими, находились здесь.

Ущелие замкнуто было настоящими воротами, деревянными, окованными железом…

На что надо в первую очередь обратить внимание? Вспомним, повествовательный текст Пушкина (из «Истории Пугачёва») строился на глаголах совершенного вида в прошедшем времени. В описательном тексте за небольшим исключением сказуемые выражены глаголами настоящего времени: стоят, синеет, подмывает, шумит, гласит. Не случайно одна из функций настоящего времени глагола в грамматике имеет название настоящее изобразительное. Таким образом, подчёркнутость единого временного плана – характерная черта структуры описательного текста. Описанию свойствен параллелизм синтаксической структуры. У Пушкина он выражен чётко. Убедитесь сами, почти все предложения начаты с подлежащего, за которым следует сказуемое:

 

Скалы с обеих сторон стоят параллельными стенами. Клочок неба …

--------- ===== ----------

синеет над вашей головою. Мостик весь так и трясется, а Терек шумит,

==== ---------- ======= ------- =====

как колеса, движущие жернов.

Как раз благодаря чёткости структуры описание приобрело ритмический рисунок и завершённость формы.

У Пушкина «Дарьяльское ущелье» – описание статическое (объект находится в покое).

Динамическое мы можем встретить у К.Г. Паустовского в отрывке о латинисте Субоче:

 

Субоч был человек стремительный. Он влетал в класс как метеор. Фалды его сюртука разлетались. Пенсне сверкало. Журнал, со свистом рассекая воздух, летел по траектории и падал на стол. Пыль завивалась вихрями за спиной латиниста. Класс вскакивал, гремя крышками парт, и с таким же грохотом садился. Застекленные двери звенели. Воробьи за окнами срывались с тополей и с треском уносились в глубину сада.

Таков был обычный приход Субоча.

Прежде всего следует отметить активность объекта описания, а также чётко выдержанный параллелизм структуры – строгая однотипность предложений, начатых подлежащим и имеющих прямой порядок слов. Заметьте, прошедшее время несовершенного вида не двигает действие. Оно статично.

Динамическими могут быть описания не только предмета действующего, но и предмета неподвижного. Тогда активный действующий – наблюдатель, сообщающий описанию активный характер своим отношением к нему.

Ещё раз посмотрим, как Пушкин в «Истории Пугачёва» работает с текстом источника, придавая ему ясность, чёткость и законченность:

 

Источник

Пушка была одна, и та в воротах брошенная. Анбар был отворен, и несколько четвертей муки и сухарей валялось на дворе.

Текст Пушкина

Анбар был отворен. Несколько четвертей муки и сухарей валялось на дворе. Одна пушка брошена была в воротах.

Наблюдатель в тексте источника – военный. Поэтому в первую очередь его глаз ловит пушку, брошенную в воротах, а потом уже замечает прочие детали поспешного отступления. Пушкин поступил иначе. Он посмотрел на картину глазами отступающих, располагая детали в той последовательности, которая в точности соответствует их действиям. Таким образом он смог придать активный характер статической сцене, изображающей последствия бегства противника из городка.

Схематизированная разновидность описания – информационное описание. Оно отличается тем, что в его основе лежит не чувственное восприятие, а заданная, заранее известная логическая схема. Она строго соответствует предмету описания и его назначению. В этом плане наиболее наглядны различные технические описания, инструкции, описания в справочных изданиях, рекламе и информационных текстах паблик рилейшнз.

 

 

Date: 2016-07-20; view: 860; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию