Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи, методика и техника вычитки. Общие требования





Различают корректорскую вычитку как стадию издательского процесса, которой завершается подготовка оригинала к сдаче в набор, и правку-вычитку как самостоятельный вид редакторской работы. Основная цель корректорской вычитки -- завершить подготовку оригинала таким образом, чтобы при прохождении корректур сделать правку минимальной. Как самостоятельный вид редактирования правка-вычитка применяется при подготовке к выпуску переизданий, а также документальных материалов самого различного характера. Тщательная вычитка текста книги, которая должна быть переиздана, во всех случаях необходима. Бытующее в некоторых издательствах мнение, будто при переиздании, например, классических работ правка-вычитка не нужна, является неправильным. Ошибка или опечатка, как показывает практика, может быть допущена в любой книге. Прежде всего, необходимо внимательно прочитать текст, исправив при этом ошибки, вошедшие и не вошедшие в список опечаток. Затем надо изменить на титульном листе и обложке номер издания и год сверить рубрики текста с оглавлением, проверить нумерацию глав, разделов, параграфов, правильность ссылок на главы, параграфы, примечания, номера таблиц и номера формул, обратить внимание на последовательность расположения предисловий (если их несколько). Принято, что сначала в книге идет предисловие к последнему изданию, затем к предыдущему и последним -- предисловие к первому изданию. Наконец, необходимо вычеркнуть норму, сигнатуру, выходные данные предыдущего издания. При подготовке к выпуску документальных материалов политического, исторического, историко-литературного, экономического, юридического характера правка-вычитка должна проводиться в соответствии с "Правилами издания исторических документов", а также на основе "Правил издания документов советского периода", разработанных компетентными организациями.

Заключение

В ходе углублённого прочтения текста редактор достигает точности его оценки и обычно лишь после этого приступает к правке. Именно так рекомендует ему поступить традиционная методика редактирования, основывающаяся на опыте редакторов. Методика динамического редактирования советует редактору составлять своё заключение о материале сразу после ознакомительного чтения, правку вести в ходе углублённого чтения, а затем, непосредственно перед сдачей в набор, просмотреть весь текст ещё раз. При подготовке к опубликованию материалов массовой информации мы наблюдаем гибкое сочетание различных методик, диктуемое многообразием содержательных и жанровых характеристик журналистских произведений.

 

21. Задачи, методика и техника вычитки. Техника вычитки. Составле6ние паспорта.

Вычитка – это последоват. чтен. рукописи п-д набор. с целью устран. или предупр. разл. ошибок. В него корр-р/наборщик впис. группы замечан/установок; рек-ся след.перечень групп, по к-рым систематиз-ют указан. выч-чика:

1. уп-ние пропис. букв: слова выпис-ся в алф. порядке и под прописн. буквами

2. употр. кавычек: излаг-ся установка употр. кавычек для данн. текста и прив-ся примеры

3. напис-е малоизв. слов во избеж. ошибок

4. слова с особ. напис-ем в алф. порядке: шкап

5. пунктуац. замеч. (в отд. случаях)

6. принят. сокр. и их список

7. принципы единообр. располож. строк в таблицах и выводах (1-ые строки с абзацным отступом, 2-ые – неполн. формат)

8. принципы оформл. ссылок и помет.

9. приемы выдел. слов (курсив)

 

  • Исправление опечаток (авторских и сделанных при наборе).
  • Проверка грамматики (грамматические ошибки – ошибки словообразования, морфологии, синтаксиса).
    • Ошибки словообразования – неправильный порядок соединения частей слова и образования новых слов. Пример словообразовательной ошибки – употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с другим аффиксом.
    • Морфологические ошибки – неправильное образование грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, падежа, числа, склонения, совершенного и несовершенного видов, кратких форм и степеней сравнения). Типичные ошибки морфологии – употребление слов в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (пример: рельса, царящийся, ихний, ложит, яблоков).
    • Синтаксические ошибки – неправильное сочетание синтаксических единиц (словосочетаний и предложений); несоблюдение правил согласования слов и синтаксического управления; отсутствие соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов; ошибки в структуре словосочетаний; неправильное употребление деепричастных и причастных оборотов.
  • Проверка орфографии (правописания). Нормы орфографии – правила обозначения слов на письме, включают правила обозначения звуков буквами, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений, правила слитного, дефисного и раздельного написания, правила переноса слов.
  • Проверка пунктуации – правильности употребления знаков препинания, которые разграничивают в письменном тексте синтаксические структуры (или их элементы); фиксируют в тексте левую и правую границы синтаксической структуры или ее элемента; объединяют в тексте несколько синтаксических структур в одно целое.

 

22. Основные характеристики текста

Ред-ние опирается на фундамент-е знания о тексте, его теорию. Следует иметь в виду, что термин «текст» многозначен. В филологии троякое его толк-ние. Текст – результат целесообразной речетворч дея-ти, как письм источник, как речевое произвед. 1ая трактовка – наиболее широкая. Она представляет текст как сознательно организ-й рез-т реч процесса, как мысль, облеч в определ форму для выражения определ смысла. Текст как рез-т взаимодействия плана выражения и плана содерж, как система, предполаг 2 уч-ков – автора и адресата. В теории ред-ния термин «текст» спец не расшифр и употр в огранич смысле (=«автор рукопись», «текст оригинал»). Текст в понимании ред-ра ограничен рамками литер произв, конкретен и завершён. Ред-ние заинтерес в реш задач, выдвинутых теорией текста: 1) исслед-е смысл стороны текста в процессе его порождения, воспр-я и понимания; 2) наблюд над текстом как ед коммуник; 3) изуч проблемы информ-ти текста, созд методик кодирования и декодирования инфы, к-ую несёт текст.

Осн хар-ки, из к-ых для ред-ния важны целостность, связность, закреплённость в опред знаковой системе, информ-ть. Задача ред-ра – выявить смысл нить, к-ая проходит через весь текст и обеспеч его целостность. 2 напр оценки целостности текста: анализ его как огранич ед-ва, выявл полноты и точности сост-х его аргументов. Стремясь к целому, не забывать о частях, и, раб над частями, видеть целое. Целостность текста при ред правке требует сохр смысл тождества при переходе от одной степени компрессии реч высказ к др, более глубокой, устойчивости по отнош к побочным, посторон влияниям. Связность текста – условие целостности. Чтобы понять текст, недостаточно уяснить значение изолир фразы: каждая фраза включает в себя значение предыдущей. Д.б. анализ, идущий от связей внешних к связям глубинным, постижение и уточн их смысла. Закреплён – важнейшее качество письм речи – даёт ей преим-ва перед речью устной. Суть: у письм речи есть нек-ые возм-ти, при помощи к-ых можно отобразить на бумаге сказанное: абзацный отступ, таблич форма, прописные и строчные буквы, сочетание граф-х приёмов оформл текста (подчёркивание, курсив) и автор коммент, знаки препин. Информативность – важнейшая хар-ка текста журнал произв. Сущ текстовая инфа, а также подтекстовая, к-ая порождает доп, зачастую трудно уловимые смыслы. Инфа дел в зав-ти от распред-я в тексте: ключевая, уточняющая, доп-ая (разрушает связность), повторная (капает на мозги) и нулевая (связка).

 

23. Элементы текста. Рубрикация

классифи-ция рубр:

1) по составу: тематич (содерж. слова, к-рые опр-ют тему подраздела) и «немые» (графич.отделяют один подраздел от др. – пробел, звездочки, линейки, цифры)

2)тематич. рубр. по хар-ру выделяем.части дел. на: системн.(выраж.рубрикац.текста) и внесистемн. (рубр.аппарата издан. – предислов.,вспом.указатели,вступ.статья)

3) по возд-ю: прерывающ. и параллельн

4) прерыв. темат.рубр. по местополож. и отнош. к тексту: а) рубр. на шмуцтитуле – на чист, обычно нечетн. полосе. б)шапка – рубр. в сам. верху пробела спуск. полосы. в) на спуске – в пробеле спуск. полосы. г) в разрезе текста. д) в подбор с текстом – начин. соб. 1-й абзац св. подраздела, а текст продолж. ее.

5) параллельн. тексту рубр. дел-ся на:

а) форточка – заголовок, поставленн. в оборки 1-го абзаца св. подразд.

б) фонарик – заголовок на поле у 1 абзаца св. подразд.

в) скрыт. в тексте рубр. – выделяем. грфич-ки сл. или сл-соч., к-рое опр. тему небольш. части текста

Рабоч. оглавлен. и его оформлен.

1)рабоч. оглавлен. – это перечень всех заголовков произв-ния и издан. Они распол-ся колонками в соотв. со знач-тью: в 1 колонке 1-й вертикали колонки 1-й ступ, во 2-й – загол. 2-й ступ. По рабоч. огл-нию провер. правильн-ть рубрикац.

2) оформлен. раб. огл-ния – на листе провод. верт. линии от лев. края с отступом в 1,5-2 см. Число линий соотв. числу ступен. рубрикац., кажд. линию нумеруют обычно римск. цифрами. Против кажд. пункта проставл-ся страница, на к-рой он напечатан.

Знаки препин.

1) после рубрик в конце точку не став. Друг знаки сохр-ся (?,!)

2) в сложн. заголовках точка став-ся после 1-го предл, после 2-го не став-ся. При эт. лучше, если точка после 1-го буд. внутри строки, а не в конце.

3) порядк. № рубр. отдел-ся от текста точкой, если № и текст на одной строке.

Нумерац. рубрик

1) номера м. обозн-ся римск, арабск цифрами и пропис-ся словами

2) в кач-ве литер исп-ся прописн. и строчн. буквы рус. алфавита

Соподчин-сть: 1) от старш. к младш – римск. цифры – прописн. буквы – арабск. цифры – строчн. буква со скобкой

2) родов. названия: часть – раздел – глава – параграф

Сис-ма нумерац. и литерац. рубр.: 1) сквозн – от 1-й до посл. рубр. данн. ступ. Для рубрик осн. подразделов (глав, §)

2) подраздельн. – внутри кажд. подразд. нумер-ся заново

3) индекационн. – у кажд. рубр. став-ся цифр. индекс, состоящ. из порядк. № данн. рубрик и порядк. № старш. рубрик, к-рым подчин-ся данн. Такая сис-ма –для делов. и научн. стилей, не рек-ся в публиц. и худ.

 

 

24. Элементы текста. Абзацы

Абзацы – это часть текста, объед-ная одной микротемой. Абзац начин. нов. мысль и внутри него не д.б. отклонен от заданн. темы. Не допуск-ся слишком больш. и слишк. мал. абзацы – это затрудн. восприят.

Перечни понятий, опред-ний нумер-ся, литируются или графич. выдел-ся, чтобы подчеркн. кажд. эл-т. Это облегч. запоминан. Виды перечней: 1) внутриабзацн. – когда эл-ты сост. из 1 или неск. слов и не треб. особ. выделен. 2) с эл-тами, к-рые явл-ся абзацем, частью фразы или фразой – когда текст распр-н, когда надо подчеркн. кажд. эл-т

Выделен. внутриабз. перечня: обозн. арабск. цифр. или строчн. букв. со скобкой. Буквы –если нумерац. исп-на в рубрикац., цифры – когда абзац обозн-н буквой. Изредка прим-ся граф. обозн. – точки, ромбики,квадратики

Выделен. абзацев-эл-тов перечня: римск. и арабск. цифры с точкой или скобкой. Графич-ки – тире или др. знак.

Знаки преп.: 1) после обобщ. фразы или слова, указ-щего на послед. перечень – двоеточие. М-ду эл-ми перечня – запятая или «;». 2) после абзацев-эл-тов перечня ставят – запятая или «;», если эл-ты –арабск. цифрами или арабск. с точкой, а также если текст после обозн-ния со скобкой нач-ся с прописн. буквы

Уп-ние прописн. букв: абзацы-эл-ты перечня начин-ся с них, если: 1) они обозн-ны номером-цифрой с точкой или прописн. букв. с точкой. 2) они обозн. цифрой или строчн. буквой со скобкой, но эл-ты сост. из фраз, разд-ных точкой. В эт. случ. эл-т – абзац заканч-ся точкой.

25. Элементы текста. Сокращения.

Для того чтобы писать о сокращениях и аббревиатурах, как об элементах текста, необходимо дать определения.

Аббревиатура – слово, образованное на базе словосочетания путем значительного сокращения его единиц. Как правило, используются начальные элементы исходного словосочетания – буквы или звуки (КВН, МИД, ООН, вуз), а также части слов (госстрах, спецназ, старпом) или сочетание части слова с целой конечной единицей словосочетания (Сбербанк, стройбригада). Аббревиатуры делятся на два основных типа. Инициальные А. могут состоять из начальных букв исходных слов, это буквенный подтип аббревиатур (МГУ [эм-гэ-у]– Московский государственный университет, ОРТ [о-эр-тэ]– Общественное российское телевидение), или начальных звуков; звуковые аббревиатуры читаются как обычное слово (НИИ – научно-исследовательский институт, СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита). Сложносокращенные слова включают в себя части исходных слов или часть слова и целое слово (Минфин – Министерство финансов, сисадмин – системный администратор, рыбнадзор – рыболовный надзор). Соединение различных способов приводит к образованию аббревиатур смешанного типа.

Реже существенному сокращению подвергаются отдельные слова, что приводит к образованию усечений, характерных для разговорной речи, например: зав. – заведующий, спец. – специалист[1].

Современное состояние языка характеризуется процессами глобализации, которые привели к появлению особого рода наименований объектов и понятий. Одновременно повышаются требования к речевой экономии. Само понятие «сокращение» (как процесс и как результат) может обозначаться несколькими терминами: усечение, усеченное слово, сокращенное слово, укорачивание и т.д.

Следует отметить, что в лингвистике отмечаются различные подходы к рассмотрению аббревиатурного способа словообразования, и надо сказать, что среди исследователей нет единства в выявлении основных признаков сокращенных единиц.

Довольно часто аббревиация определяется как специфическое словообразовательное средство, служащее для создания стилистических вариантов слов.

Некоторые лингвисты считают, что аббревиация самый субъективный, самый искусственный среди всех словообразовательных способов, известных языку. С этим связаны многочисленные особенности аббревиации: пробы и ошибки при создании названий, вариативность и окказиональность, слабая национальная закрепленность и свободная проницаемость.

Для обозначения аббревиатурного способа словообразования нередко используют и термин «словопроизводство». Сергеева Т.С. в своей статье «Аббревиатура в системе лексических сокращений» предлагает следующее определение рассматриваемого лингвистического явления: аббревиация – произвольный процесс сокращения наименования какого-либо объекта, а аббревиатура – результат этого процесса: искусственно введенная (государством, соответствующим учреждением, автором и т. д.) номинационная сокращенная единица[2].

Жизнь аббревиатур в русском языке была сложной, противоречивой. В разные периоды преобладали разные типы аббревиатур – слоговые, буквенные, звуковые, смешанные. Аббревиатурам объявлялась «война», их изгоняли и осуждали. Но они появлялись вновь, язык уже не мог обходиться без аббревиатурных сокращений.

Аббревиатуры закрепляются в научном языке, в терминах; в названиях учреждений, организаций; в официально-деловом общении. Отрицательное отношение к аббревиатурам часто было обусловлено эстетическими причинами. Однако увеличение языкового кода за счет аббревиатур, дававшее огромную экономию на уровне текста, оказалось вполне оправданным и неизбежным, тем более что многие аббревиатурные образования путем грамматикализации завоевали себе место в словаре. Они в буквальном смысле вжились в язык, стали склоняться как обычные слова – лавсан, лазер; вуз, колхоз, дот, совхоз; бомж, бич; МХАТ, ГОСТ и др. Многие стали образовывать словообразовательные цепочки: бэтээры; гаишники, эмгеушники; эсенговыи, эсенговскш, эсенговия, эсенгэшник; гулажный; мхатовский; ооновский; гекачеписты, гекачепизм; элдэпээровец; обомжествленная наука; спецназовский, омоновский, цумовский, пример: Больше всего повезло энтэвэшникам – всю одежду телеведущим

 

26. Элементы текста. Числа и знаки в тексте

Граф. ф-ма чисел в тексте м.б.: цифровой (15, 256, IV), буквенной (десять) и буквенно-цифровой (5-й, 15-километровый). Многозн. числа орбычно обозн. цифрами. Для крупн. чисел реком-ся букв-цифр. обозначен. (12 млн.). Прост. дроби набир. цифрами, к ним не реком-ся добавл. слова «часть, для» - ½ квадрата, но не рек-ся: ½ часть квадрата. Знаки: №, §,% и т.п. став-ся т. при цифрах. Без цифр они допуск-ся т. в таблицах и выводах. Знаки при неск-ких цифрах не удваив-ся, став-ся один раз перед или после цифр. ряда.

 

 

27. Работа редактора над композицией текста.

 

Date: 2016-07-20; view: 1697; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию