Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интеграция смыслов в жизненных темах 5 page
Быть среди людей. Этот раздел написан под влиянием блестящего анализа публичного и частного пространства Ханной Арендт (Arendt, 1958).
166 стр. Общество других людей. Здесь мы снова ссылаемся на наши исследования по методу выборки переживаний. То, что даже простой разговор с другими людьми может улучшить настроение на целый день, отмечается во многих работах (Lewinsohn, Graf, 1973; Lewinsohn, Libet, 1972; MacPhillamy, Lewinsohn, 1974; Lewinsohn et al., 1982). Группой Левинсона было предложено клиническое приложение психотерапии, основанное на создании благоприятных условий для общения пациентов и их участия в разнообразных приятных занятиях. Следующим этапом могла бы быть разработка клинической методики, основанной на принципах потока. Первые шаги в этом направлении уже сделаны в Миланском университете. Этот подход делает акцент в первую очередь на увеличении частоты и интенсивности оптимальных переживаний, а не на снижение частоты появления негативных.
Бабуины. Стюарт и Джин Альтманы, пожалуй, наиболее тщательно исследовали социальные взаимоотношения этих приматов (Altmann S., 1970; Altmann J., 1970, 1980). Их работы, в частности, раскрывают роль общения в обеспечении выживания, помогая тем самым осмыслить пути развития социальных «инстинктов» у человека.
166-167 стр. Психика людей достаточно подвижна и изменчива. Работая над своей диссертацией по результатам метода выборки переживаний, Патрик Майер обратил наше внимание на то, что подростки часто оценивали общение со сверстниками двойственным образом: как наиболее радостные и как наиболее тревожные или скучные впечатления дня. Интересно, что подобная двойственность оценок не распространялась на другие виды занятий, которые обычно бывали либо всегда скучными, либо всегда радостными. Наши дальнейшие исследования выявили подобную закономерность и у взрослых.
167 стр. Важность навыков общения для управления организациями была подтверждена данными, собранными в ходе реализации Программы постдипломного обучения, реализуемой Чикагским университетом (см. примечание к стр. 160). Участвующие в ней менеджеры среднего звена ставили их на первое место среди навыков, которые они бы хотели приобрести.
Книги по этикету. Образец книг такого рода, вводящий в полный ступор, написала Летиция Болдридж (Baldridge, 1987). В ней она без всяких экивоков называет вещи своими именами: «Лесть — весьма полезная штука...» или «Любой хозяин был бы очень польщен, если бы его гости пришли к нему изысканно одетыми. Своим внешним видом они как бы распространяют сладкий запах успеха». (Сравните эту цитату с высказыванием Сэмюэля Джонсона, опубликованным на страницах газеты Life Босуэлла» (March 27, 1776): «Изысканная одежда лишь тогда уместна, когда она согласуется с желанием получить определенную долю уважения другими средствами») См. также рецензию в Newsweek (Oct. 5, 1987, P. 90).
168 стр. Человеческие взаимоотношения податливы. Это утверждение было одним из главных постулатов символического интеракционизма в социологии и антропологии (Goffman, 1969, 1974; Suttles, 1972). На нем строится системный подход к терапии семейных отношений (см. Jackson, 1957; Bateson, 1978; Bowen, 1978; Hoffman, 1981).
Невыносимое одиночество. Смотри пояснения к стр. 165.
Воскресное утро. То, что именно воскресным утром люди особенно часто испытывают нервные срывы, было отмечено еще венскими психоаналитиками в самом начале XX века (Ferenczi, 1950). Однако в числе причин большинство авторов называют более сложные зависимости, чем те, которые рассматриваются в настоящей работе.
169 стр. Литература, посвященная смотрению телевизора, настолько обширна, что даже краткая выжимка из них заняла бы слишком много места. Один из обзоров дан в работе Кьюби и Чиксенмихайи (Kubey, Csikszentmihalyi, 1990). С учетом масштаба явления и его социальных и экономических последствий, очень тяжело при его анализе сохранить научную объективность. Одни ученые упрямо защищают его, утверждая, что телезритель имеет в своем распоряжении все необходимое для того, чтобы использовать телевидение для своей пользы. Другие с данными в руках показывают, что телевизор делает зрителей пассивными и неудовлетворенными. Нет необходимости говорить о том, что автор принадлежит ко второй партии.
170 стр. Утверждение о том, что наркотики не расширяют сознание, подтверждается результатами наших интервью с людьми искусства в течение последних 25 лет (Getzels, Csikszentmihalyi. 1965, 1976; Csikszentmihalyi, Getzels, Kahn, 1984). Хотя художники и склонны превозносить действие наркотиков, мне не доводилось встречать действительно великие произведения (или хотя бы такие, которые сам художник считал бы великими), созданные полностью под воздействием зелья.
Кольридж и Кубла Хан. Одним из наиболее часто употребляемых аргументов в пользу наркотиков, якобы способствующих раскрытию творческих способностей, является заявление Кольриджа о том, что он написал «Кубла Хан» вследствие прилива вдохновения под воздействием опиума. Однако Шнайдер (Schneider, 1953) высказал серьезные сомнения по поводу этой истории, приводя в подкрепление своих взглядов многочисленные наброски, сделанные Кольриджем в процессе работы над поэмой. Он считал, что поэт специально выдумал историю с наркотиком, чтобы придать своему детищу налет романтичности, предназначенный для удовлетворения романтических вкусов читательской публики начала XIX века. Наверное, если бы поэт жил сегодня, он сделал бы то же самое.
171 стр. Результаты проводимых нами в настоящее время исследований среди одаренных подростков утверждают нас во мнении, что причиной того, что ребятам не удается развить свои умения, является не неразвитость каких-то когнитивных функций, а их неспособность выносить одиночество. В результате их обгоняют сверстники, способные выдерживать трудности обучения и оттачивания навыков для развития своих талантов. Первые отчеты на эту тему появились в работах Nakamura, 1988; Robinson, 1986. В исследовании Робинсона одинаково одаренные студенты-математики были разделены на две группы: тех, кто по объективным и субъективным данным продолжал сохранять заинтересованность предметом к последнему году обучения и тех, кто терял интерес. Обнаружилось, что заинтересованные студенты проводили 15% своего времени бодрствования вне стен университета за учебной работой, 6% посвящали структурированным досуговым занятиям — например игре на музыкальных инструментах, занятиям спортом, и 14% неструктурированному досугу — например, общению с друзьями. Среди тех, кто утратил интерес к учебе, соотношение составляло соответственно 5, 2 и 26%. Поскольку каждый процент соответствует примерно 1 часу в неделю, получается, что заинтересованные студенты посвящали учебе на один час в неделю больше, чем общению с друзьями, в то время как утратившие интерес проводили с друзьями на 21 час больше времени, чем уделяли самостоятельной учебе. Если ребята становятся слишком зависимыми от компании сверстников, у них остается мало возможностей для развития у себя сложных навыков.
173 стр. Описание образа жизни Дороти составлено по собственным впечатлениям от ее посещения.
174 стр. Подробнее о Сюзан Батчер см. The New Yorker, Oct. 5. 1987, P. 34—35.
176 стр. Родственные связи. Одним из самых наглядных исследований влияний семейных отношений на становление человека является работа Леви-Стросса (Lеvi‑Strauss, 1947/1969). Социобиологический подход был впервые провозглашен Гамильтоном (Hamilton, 1964; Trivers, 1972; Alexander, 1974; Wilson E., 1975). Последними наиболее интересными публикациями на эту тему являются труды Sahlins, 1976; Alexander, 1979; Lumdsen, Wilson, 1983; Boyd, Richerson, 1985. Литература, посвященная проблеме привязанности, весьма обширна. В качестве классики можно порекомендовать работы Дж. Боулби и М. Эйнсворт (Bowlby, 1969; Ainsworth M. et al., 1978).
Первородство. Влияние законов наследования на экономическое и социальное развитие Европы анализируется в работах Habakuk, 1955; Pitts, 1964; Mitterauer, Sieder, 1983.
179 стр. Моногамия. Согласно мнению некоторых социобиологов, моногамия имеет абсолютное преимущество по сравнению с другими формами супружества. Если предположить, что сила взаимопомощи родственников напрямую зависит от количества их общих генов, то дети от моногамных браков будут интенсивнее помогать друг другу, чем дети от полигамных браков, потому что у них больше общих генов. Таким образом, дети от моногамных пар получат больше шансов на выживание и продолжение рода, чем дети от полигамных пар при тех же условиях среды. На культурном уровне рассмотрения можно утверждать, что при прочих равных условиях стабильные моногамные пары смогут обеспечивать своим детям более устойчивую психологическую и финансовую поддержку. Однако если принимать во внимание возможность разводов, «последовательная» моногамия, то есть цепочка браков и разводов, представляет собой экономически неэффективный способ распределения собственности и дохода. Проблемы семей с одним родителем описываются в (Hetherington, 1979; McLanahan, 1988; Tessman, 1978).
Cistothorus palustris (лат.). Брачная жизнь болотного крапивника описана в Британской энциклопедии (Encyclopaedia Britannica. V. 14. 1985. P. 701).
Высказывание Цицерона о свободе было напечатано на моем школьном дневнике. Мне не удалось найти источник публикации, поэтому остается только искренне надеяться, что эта цитата достоверна.
180 стр. Сложность семьи. Используя определение Пагельса (Pagels, 1988), можно сказать, что та семья, отношения в которой труднее поддаются описанию и чье будущее менее предсказуемо на основе имеющейся информации, сложнее, чем та, чьи отношения более понятны и более прогнозируемы. Это определение, возможно, приведет к тем же критериям сложности, что и определение ее через дифференциацию и интеграцию.
183 стр. Подростки из пригородов. Несколько десятилетий назад известный антрополог Дж. Генри (Henry, 1965) дал глубокое описание того, что представляло собой взросление подростков, живущих в пригородах. Позднее Шварц сравнил шесть общин Среднего Запада под углом зрения наличия возможностей, позволяющих подросткам почувствовать свободу и самоуважение (Schwartz, 1987). Выяснилось, что существуют весьма значительные различия. Таким образом, нельзя обобщенно говорить о том, что значит быть подростком в нашем обществе.
Даже если родители просто говорят... В исследовании учащихся одной весьма престижной гимназии мы выяснили, что подростки проводят с родителями лишь 12,7% своего времени. Время, проведенное наедине с отцом, составляет всего 5 минут в день, при этом половину из него дети и родители проводят перед телевизором (Csikszentmihalyi, Larson, 1984, P. 73). Трудно представить, как можно сказать друг другу что-то важное в это короткое время. Понятно, что важно качество, а не количество. Однако, начиная с какого-то момента, недостаток «количества» просто не может обеспечивать надлежащее качество.
184 стр. Случаи беременности у девочек-подростков. США занимают сегодня первое место из развитых стран по числу случаев подростковой беременности, абортов и родов. На 1 000 девочек в возрасте от 15 до 19 лет в год приходится 96 беременностей. За США следует Франция с 43 случаями (Mall, 1985). С 1960 gо 1980 год количество внебрачных беременностей среди подростков удвоилось (Schiamberg, 1988, P. 718). По сегодняшним оценкам, 40% девочек, которым сейчас 14, хотя бы раз забеременеют до 20 лет (Wallis et al., 1985).
Семьи, в которых созданы условия для переживания потока. Характеристики семей, стимулирующих развитие детей по типу аутотелических личностей, описаны в Rathunde, 1988.
186 стр. Друзья и хорошее настроение. Когда подростки находятся в компании друзей, они чувствуют себя гораздо более счастливыми, уверенными в себе, сильными и мотивированными. При этом они сообщают о более низком уровне концентрации и эффективности по сравнению с тем, что наблюдается в другом социальном окружении (Csikszentrnihalyi, Larson, 1984). Те же особенности распространяются на взрослых, предпочтения которых исследовались по методу выборки переживаний. Например, женатые мужчины среднего возраста и пенсионеры находятся в более хорошем настроении, когда проводят время в кругу друзей, а не в обществе супруга (супруги) или детей — или еще кого-нибудь.
Особенности пьянства. Различия в традициях публичного потребления алкоголя и, как результат, в человеческих взаимоотношениях на почве этого описаны в Csikszentmihalyi, 1968.
188 стр. Инструментальные и экспрессивные функции. Эти два понятия были впервые введены в социологическую науку Толкоттом Парсонсом (Parsons, 1942). Их современная трактовка дана Шварцем (Schwartz, 1987). Он считает, что одна из главных проблем подросткового возраста в том, что в рамках существующего общественного порядка у ребят слишком мало возможностей для выражения своих эмоций. В результате этого они часто находят выход в нарушении закона.
190 стр. Политика. Ханна Арендт (Arendt, 1958) определяет политику как способ взаимодействия, позволяющий людям получать объективную обратную связь о своих сильных и слабых сторонах. В политической ситуации, когда человек получает шанс выразить свое мнение и убедить других принять его, раскрываются скрытые возможности индивида. Однако подобный способ непредвзятой обратной связи становится возможным только в «публичном пространстве», где каждый готов слушать и оценивать оппонента по достоинству. По мнению Арендт, «публичное пространство» представляет собой лучшую среду для личностного роста, творчества и самораскрытия.
191 стр. Иррациональность экономических подходов. Еще Макс Вебер в своем знаменитом труде о протестантской этике указывал, что кажущаяся рациональность экономических расчетов обманчива (Weber, 1958/1930). Тяжелый труд, сбережения, капиталовложения, вся наука о производстве и потреблении оправданы уверенностью людей в том, что это сделает их счастливее. Но, по мнению Вебера, после того, как была создана эта гигантская машина капиталистического производства, она начала работать в собственных интересах, а не в интересах обеспечения человеческого счастья. С этого момента экономическое поведение перестало быть рациональным, потому что оно уже не направляется той целью, которая первоначально его оправдывала. Веберовский подход распространяется и на многие другие виды человеческой деятельности, которые после выработки четких целей и правил обрели независимость от тех целей, для достижения которых создавались, и продолжают автономное существование по внутренним мотивам — просто потому, что приносят удовольствие. Сам Вебер считал, что капитализм, возникновение которого напоминало рождение новой религии, постепенно деградировал до уровня «спорта для избранных» — узкого круга предпринимателей, — и «железной клетки» для всех остальных. См. также Csikszentmihalyi, Rochberg‑Halton, 1981, chapter 9.
Глава 9
193 стр. В тексте главы использованы расшифровки многих интервью, переданные мне профессором Массимини и переведенные мною на английский.
Высказывание Франца Александера приводится по Siegel, 1986, P. 1.
Стратегия, использованная Норманом Казинсом с целью установления контроля над своей болезнью, описана в его книге «Анатомия болезни» (Cousins, 1979).
198 стр. «Ничто так хорошо не помогает сконцентрироваться…» — цитата из письма Джонсона Босуэллу (Johnson’s Letters to Boswell, Sept. 19, 1777).
Стресс. Ганс Селье начал изучать психологию стресса в 1934 году. Он определяет его, как общий результат воздействия на организм психологической или физической нагрузки (Selye, 1978/1956). Значительный прогресс в выявлении психологических последствий такой нагрузки был достигнут в результате разработки шкалы, позволяющей измерить ее степень (Holmes, Rahe, 1967). По этой шкале наиболее сильным стрессом является потеря супруга — 100 баллов, женитьба оценивается в 50 баллов, а празднование Рождества — в 12. Другими словами, стрессовое воздействие женитьбы примерно равняется эффекту от четырех рождественских праздников. Не надо забывать, что стресс вызывают и позитивные, и негативные события, так как и те, и другие представляют собой нагрузку на нервную систему.
Поддержка. Из всех ресурсов, смягчающих воздействие стресса, наиболее подробно была изучена социальная поддержка, или сеть социальных связей (Lieberman et at., 1979). Семья и друзья часто служат источниками материальной, эмоциональной и информационной поддержки (Schaefer, Coyne, Lazarus, 1981). Даже просто интерес к проблемам других людей позволяет легче перенести собственный стресс. «Те, кто сосредоточен не только на своих собственных интересах, меньше подвержены тревоге, депрессии и враждебности. Эти люди более активны в попытках самостоятельного решения своих проблем» (Crandall, 1984, P. 172).
199 стр. Стили совладания. Переживание стресса опосредуется индивидуальным стилем совладания. Одно и то же событие может оказывать психологически позитивное или негативное влияние, в зависимости от внутренних ресурсов, которыми располагает личность. Сальваторе Мадди и Сьюзан Кобейса ввели понятие жизнестойкости для обозначения свойственной некоторым людям способности трансформировать угрозы в поддающиеся решению задачи. Тремя важнейшими компонентами жизнестойкости служат: включенность в реализацию целей, чувство контроля над ситуацией и принятие исходящих извне вызовов (Kobasa, Maddi, Kahn, 1982). С этим перекликаются понятия «зрелой защиты» (Vaillant, 1977), «совладания» (Lazarus, Folkman, 1984) и «силы личности» (Noelle‑Neurnann, 1983, 1985). Все эти стили совладания — жизнестойкость, зрелые защиты и трансформационное совладание, — имеют много общего с характеристиками аутотелической личности, приведенными в настоящей работе.
200 стр. Смелость. То, что именно смелость люди считают качеством, в первую очередь достойным восхищения, было выявлено в моих исследованиях, посвященных семейным отношениям трех поколений. Берт Лайон использовал эти данные в своей диссертации (Lyon, 1988).
201 стр. Диссипативные структуры. Этот термин введен в естествознание И. Пригожиным (Prigogine, 1980).
202 стр. Навыки трансформации переживаний в подростковом возрасте. В одном из наших лонгитюдных исследований по методу выборки переживаний выяснилось, что подростки старшего возраста переживают в среднем столько же негативных ситуаций в семье, с друзьями или в одиночестве, сколько и их более молодые товарищи, однако справляются они с ними гораздо лучше. То, что в 13 лет кажется трагедией, легко поддается решению в 17 (Freeman, Larson, Csikszentmihalyi, 1986).
203 стр. «Неэгоцентричная самоуверенность». Подробнее об этом см. Logan, 1985, 1988.
205 стр. «Каждый кристаллик в гранитной стене…» — цитируется по Robinson, 1969, p. 6. «Моя кабина очень мала…» —цитируется по Lindbergh, 1953, p. 227—228.
208 стр. Выявление новых целей. О том, что сложная структура личности развивается в результате разнообразных переживаний мира, подобно тому, как творчество художника берет свое начало в диалоге мастера с картиной, говорилось в Csikszentmihalyi, 1985 a; Csikszentmihalyi, Beattie, 1979.
Художественные открытия. Процесс открытия, постановки новых задач в искусстве описан в целом ряде работ, начиная с Csikszentmihalyi, 1965, и заканчивая Csikszentmihalyi, Getzels, 1989; см. также Getzels, Csikszentmihalyi, 1976. Полученные нами результаты показали, что те студенты-художники, которые в 1964 году подходили к своему творчеству так, как описано в этой книге (т.е. начинали рисовать, не имея в голове четкого образа законченной картины), оказались спустя восемнадцать лет гораздо успешнее (по стандартам, принятым среди художников), чем их коллеги, представлявшие себе картину в деталях перед началом работы. Другие характеристики, такие как уровень техники и т.п., были примерно одинаковы в обеих группах.
209 стр. Постановка реалистичных целей. В литературе уже сообщалось о том, что люди, которые ставят себе слишком долгосрочные цели, приносящие мало сиюминутного удовольствия, испытывают от жизни меньшее удовлетворение, чем люди, ориентированные на простые, краткосрочные задачи (Bee, 1987, P. 373). С другой стороны, слишком легкие для достижения цели часто не могут обеспечить необходимое для получения потока напряжение. Ни одна из этих крайностей не в состоянии дать людям радость жизни.
Глава 10
218 стр. Ханна Арендт описывает в своей книге различия между смысловыми системами, основанными на понятиях вечности и бессмертия (Arendt, 1958).
219 стр. Питирим Сорокин предложил свою классификацию культур в четырехтомнике «Социальная и культурная динамика» (Sorokin, 1937). Сокращенный вариант этой работы вышел в 1962 году. К сожалению, сорокинская работа почти полностью забыта современной социологической наукой. Виной тому либо ее старомодный идеализм, либо то, что как раз в это время в Гарварде были опубликованы труды Толкотта Парсонса (Talcott Parsons), впрочем, теоретически еще более запутанные. В этой связи остается надеяться, что наука еще оценит по заслугам новаторскую методологию и широту мыслей Сорокина.
221 стр. Этапы развития личности. Очень близкие теории стадий развития, в которых чередуются этапы преимущественной фиксации внимания на себе и на социальном окружении, предложили Эриксон (Erikson, 1950), который считал, что взросление происходит через этапы становления идентичности, обретения интимности, достижения продуктивности и заканчивается обретением интегрированности; Маслоу (Maslow, 1954), чья иерархия человеческих потребностей начиналась с физиологической безопасности, и через любовь и чувство принадлежности вела к самоактуализации; Колберг (Kohlberg, 1984), который считал, что формирование морали начинается с различения «хорошего» и «плохого», исходя из личного интереса, и заканчивается этикой, основанной на универсальных принципах, и Лёвинджер (Loevinger, 1976), рассматривавшей процесс развития эго в диапазоне от импульсивных самозащитных действий до ощущения интеграции с окружающим миром. В работе Хелен Би (Bee, 1987) имеется неплохой обзор этих и других «спиральных» моделей развития.
225 стр. «Vita activa and vita contemplativa» — «Жизнь деятельная и жизнь созерцательная». Эти введенные Аристотелем понятия использовались Фомой Аквинским в его размышлениях о хорошей жизни. Их также использовала Ханна Арендт (Arendt, 1958).
226 стр. Описание того, как правила ордена иезуитов помогают «наводить порядок» в сознании, дано в (Csikszentmihalyi I., 1986, 1988; Toscano, 1986).
227 стр. Появление сознания. Интересную теорию того, как возникло человеческое сознание, выдвинул Джейнс (Jaynes, 1977). По его мнению, разгадка заключается в установлении связи между левым и правым полушариями мозга, которое, по его словам, произошло только 3 тысячи лет назад. См. также Alexander, 1987; Calvin, 1986. Однако, скорее всего, на этот вопрос никогда не удастся ответить с необходимой точностью.
227-228 стр. Душевная жизнь животных. Вопрос о том, в какой мере животные способны чувствовать наподобие людей, широко обсуждался в научных кругах (Uexkull, 1921). Последние исследования приматов, общающихся с людьми, похоже, говорят о существовании у них определенных эмоций даже в отсутствие соответствующих внешних стимулов. Например, они могут грустить, вспоминая о разлуке с сородичем. Однако строгих доказательств этого пока не существует.
228 стр. Сознание первобытного человека. Одни ученые, в частности известный антрополог Роберт Редфилд, считают, что племенные общества были слишком простыми и гомогенными, чтобы их члены могли осознавать и анализировать свои собственные действия и убеждения. До первой урбанистической революции, в результате которой 5000 лет назад возникли первые города, человек воспринимал то представление о действительности, которое существовало в его культуре, как само собой разумеющееся и не имеющее альтернатив. Другие, в том числе антрополог Пол Радин (Radin, 1927), видят у первобытных людей чуть ли не способность философского понимания и свободу совести. Вряд ли этот спор будет разрешен в ближайшее время.
229 стр. Эта повесть Льва Толстого переиздавалась много раз. То, что усложнение социальных ролей человека приводит к усложнению структуры его сознания, отмечалось в работах Де Роберти и Драгическо (De Roberty, 1878; Draghicesco, 1906). Они разработали достаточно подробные теоретические модели социальной эволюции, основанные на предположении, что интеллект человека есть функция частоты и интенсивности межчеловеческих контактов. Эта точка зрения разделяется многими, в том числе русскими психологами Л.С. Выготским и А.Р. Лурией (см. Vygotsky, 1978; Luria, 1976).
То, что Сартр понимал под «проектом», описано в его работе «Бытие и ничто» (Sartre, 1956). Понятие проприативных стремлений введено Олпортом (Allport, 1955). О понятии жизненных тем, определяемых как «набор проблем, которые человек стремится разрешить прежде остального, и средств, которые он находит для решения», см. Csikszentmihalyi, Beattie, 1979.
231 стр. Ханна Аренд сделала основательный анализ жизни Адольфа Эйхмана (Arendt, 1963).
Автобиография Малькольма Икс (Malcolm X, 1977) представляет собой классическое описание формирования жизненной темы.
233 стр. Проектирование негэнтропийных жизненных сценариев. На первый взгляд неочевидная идея о том, что смещение внимания с собственных проблем на проблемы других способствует личностному развитию, подтверждается многими работами в области психологии развития (см. примечания к стр. 198 и 221, а также Crandall, 1984).
234 стр. Лучшая биография Антонио Грамши на английском языке — работа Джузеппе Фиоре (Fiore, 1973).
235 стр. Эдисон, Рузвельт и Эйнштейн. Гертцель и Гертцель, проанализировав жизни 300 прославленных личностей, пришли к выводу о том, что условия жизни в детстве практически не позволяют предсказать последующие успехи (Goertzel, Goertzel, 1962).
Концепция культурной эволюции была поспешно отвергнута науками об обществе последних десятилетий. В числе тех, кто стремится доказать жизненность ее основных положений, находятся многие известные ученые (Burhoe, 1982; Csikszentmihalyi, Massimini, 1985; Lumdsen, Wilson, 1981, 1983; Massimini, 1982; White, 1975).
235 стр. Книги как средство социализации. Влияние детских сказок, рассказанных историй, прочитанных книг на последующую жизнь человека рассматривается в работах Csikszentmihalyi, Beattie, 1979; Beattie, Csikszentmihalyi, 1981.
238 стр. Религия и энтропия. Смотри, например раннюю работу Гегеля (написанную в 1798 году, но опубликованную лишь 110 лет спустя) «Дух христианства и его судьба», в которой он размышляет о том, что произошло с учением Христа после того, как оно воплотилось в структурах Церкви. 239 стр. Эволюция. Многие представители разных областей знания с совершенно различных точек зрения высказывали предположение о том, что научное понимание эволюции, принимающее во внимание цели существования человека и законы мироздания, обеспечат необходимую основу для появления новых смыслов (см. Burhoe, 1976; Campbell, 1965, 1975, 1976; Csikszentmihalyi, Massimini, 1985; Csikszertmihalyi, Rathunde, 1989; Teilhard de Chardin, 1965; Huxley, 1942; Mead, 1964; Medawar, 1960; Waddington, 1970). На этой новой «вере» может быть выстроена новая цивилизация. Но процесс эволюции сам по себе не гарантирует прогресса (Nitecki, 1988). Человек может остаться за бортом эволюции. Произойдет это или нет, зависит от решений, которые нам суждено принять в будущем. И эти решения будут более продуманными, если мы лучше разберемся в механизмах, двигающих эволюцию. Date: 2016-07-20; view: 273; Нарушение авторских прав |