Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеграция смыслов в жизненных темах 4 page





 

99 стр. Зависимость между переживаниями счастья и уровнем потребления энергии исследовалась в Graef, Gianinno, Csikszentmihalyi, 1981.

 

100 стр. Слова американского подростка о наслаждении танцем взяты из работы Csikszentmihalyi, 1975, P. 104.

Рассказ итальянской танцовщицы приведен по Delle Fave, Massimini, 1988, P. 212.

Культивация сексуальности. Прекрасный обзор развития на Западе идей о любовных взаимоотношениях дан в трехтомнике «Природа любви» Ирвинга Сингера (Singer I., 1981). Хороший обзор различных психологических точек зрения на феномен любви дает Кеннет Поп (Pope, 1980). Одной из последних публикаций на эту тему является работа психолога из Йельского университета Роберта Стернберга (Sternberg, 1988). В ней он расширяет классическое разделение видов любви на «эрос» и «агапе» до трех компонентов: близость, страсть и преданность. Американский антрополог Лайза Дэлби провела несколько лет в Киото, изучая искусство японских гейш. Ей принадлежит хорошее описание тонкостей «восточного» понимания сексуальности (Dalby, 1983). Об отсутствии романтичности в античных любовных отношениях см. Veyne, 1987, P. 202.

 

104 стр. Правила ордена иезуитов, разработанные Игнатием Лойолой, организуют жизнь послушников как единую активность, потенциально подходящую для создания потока. См об этом у Изабеллы Чиксентмихайи и Тоскано: Csikszentmihalyi I., 1986, 1988; Toscano, 1986.

 

Краткое описание патанджали-йоги содержится в Британской энциклопедии (Encyclopae­dia Вritannica 1985. V. 12, P. 846). Более подробное описание дает М. Элиаде (Eliade, 1969).

 

107 стр. Наиболее значимый вклад в современную психологию эстетики представляют собой работы Арнхейма и Гомбрича (Arnheim, 1954, 1971, 1982; Gom­brich, 1954, 1979). В частности, они подчеркивают важную роль в искусстве отрицательной энтропии, или упорядоченности. Психоаналитическое понимание проблемы содержится в работах Мэри Гедо (Gedo, 1986, 1987, 1988).

 

«Знаменитые “Купальщицы” Сезанна …»;

«Когда я вижу произведения…»;

«Однажды утром…» — цитаты из Csikszentmihalyi, Robinson, 1990.

 

 

109 стр. Использование музыки африканскими пигмеями описано в (Turnbull, 1961).

 

Важность музыки в жизни американцев подчеркивается в моей книге «Смысл вещей» (Csikszentmihalyi, Rochberg‑Halton, 1981). В ней, в частности, говорится, что наиболее важной для себя вещью домашнего обихода подростки считают музыкальный центр. Интервью с полицейским также приводится по этой книге. О том, как музыка помогает подросткам восстановить хорошее настроение, о ее роли в качестве поддерживающей матрицы подростковой солидарности рассказывается в Csikszentmihalyi, Larson, 1984; Larson, Kubey, 1983.

 

Музыкальные записи обогащают жизнь. Мне довелось услышать эту точку зрения из уст известного философа-эстетика Элизео Виваса (Eliseo Vivas) во время его лекции в Колледже Лэйк Форест в Иллинойсе в конце 1960-х годов.

 

110 стр. В своей знаменитой работе «Элементарные формы религиозной жизни» Эмиль Дюркгейм ввел понятие «коллективного воодушевления» для характеристики состояния, предшествующего становлению в обществе религиозности (Durkheim, 1912/1967). Современную трактовку важности «коллективных» ощущений — чувства локтя — дает в своей работе Виктор Тернер (Turner, 1969, 1974).

Книги Карлоса Кастанеды, которые пользовались большой популярностью еще десятилетие назад, сегодня не оказывают заметного влияния на общественное мнение (напр. Castaneda, 1971, 1974). В самом деле, многое было сделано для того, чтобы дискредитировать его наследие. Последние книги его длинной саги о годах, проведенных в учении у колдуна, выглядят слабыми и сбивчивыми. Первые же четыре книги содержат много важных и интересных идей, изложенных достаточно увлекательно; к ним применима старая итальянская поговорка: «Если и неправда, то хорошо придумано».

 

110 стр. Указанные стадии восприятия музыкального произведения были описаны в неопубликованной работе Майкла Хейфеца из Чикагского университета (Michael Heifetz). Похожую траекторию развития ранее постулировал музыковед Леонард Мейер (Meyer, 1956).

 

111 стр. Похожую точку зрения в отношении музыки высказывал еще Платон в «Государстве», книга 3, в диалоге между Главконом и Сократом, посвященном целям образования. Ее суть сводится к тому, что детям не должна навязываться ни слишком печальная, ни слишком «расслабляющая» музыка, поскольку в обоих случаях это негативным образом будет сказываться на характере. Поэтому музыка ионического и лидийского стиля должна быть исключена из учебного плана. Единственно приемлемыми являются произведения дорического и фригийского стиля, так как они несут в себе «мотивы долга и свободы», внушая молодым чувства отваги и выдержки. Важно не то, как мы сегодня относимся к музыкальным вкусам Платона, но то, что великий мыслитель предавал музыке очень большое значение. Сократ говорит: «Так вот, Главкон <…> в этом главнейшее воспитательное значение мусического искусства: оно более всего проникает вглубь души и всего сильнее ее затрагивает; ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека».


Алан Блум (Bloom, 1987, особенно P. 68—81) разделяет точку зрения Платона и выдвигает обвинения в адрес современной музыки, вероятно по причине ее сходства с ионическими или лидийскими гармониями.

 

112 стр. Лорин Холлэндер рассказала мне эту историю в 1985 году.

 

113 стр. Еда. Наши исследования по методу выборки переживаний выявили, что для взрослых американцев еда является процессом, обладающим самой высокой внутренней мотивированностью из всех повседневных действий (Graef, Csikszentmihalyi, Giannino, 1983). Для подростков процесс еды находится на втором месте по степени удовольствия после общения со сверстниками и занимает достаточно высокую позицию по внутренней мотивации, уступая лишь прослушиванию музыки, занятиям спортом и участию в играх (Csikszentmihalyi, Larson, 1984, P. ­300).

 

114 стр. Кир Великий. О нем писал древнегреческий историк Ксенофонт (431—350 до н.э.) в своей «Киропедии» — вымышленных записях о жизни царя Кира. Ксенофонт был единственным современником царя Кира, служившим в его армии, кто оставил письменные свидетельства, восхваляющие деяния этого человека (см. также его «Анабасис» — Warner, 1965).

 

115 стр. Пуритане и наслаждение. Историю вопроса см. в Dulles, 1965, а так же в исследованиях Джейн Карсон об отдыхе в колониальной Вирджинии (Carson, 1965) и главу 5 книги Келли (Kelly, 1982).

 

Глава 6

 

117 стр. Чтение. В результате опросов, проведенных проф. Массимини в различных уголках земного шара, выяснилось, что чтение наиболее часто называлось в качестве деятельности, позволяющей испытывать поток, особенно среди представителей традиционных сообществ, находящихся в процессе модернизации (Massimini, Csikszentmihalyi, Delle Fave, 1988, P. 74—75). О механизмах наслаждения чтением см. также Nell, 1988.

Интеллектуальные головоломки. Голландский историк Йохан Хейзинга считает, что современная наука и образование происходят от древних игр по разгадыванию загадок (Huizinga, 1939/1970).

 

«За произведениями искусства…» — цитата из (Csikszentmihalyi, Robinson, 1990).

 

119 стр. Нормальное состояние сознания есть хаос. Это утверждение основано на разных свидетельствах, связанных с методом выборки переживаний. Например, из всех занятий, свойственных подросткам, «размышление» меньше всего внутренне мотивировано и сильнее всего связано с негативными эмоциями и пассивностью (Csikszentmihalyi, Larson, 1984, P. 300). Причина этого в их убеждении, что они «думают» лишь тогда, когда им нечем заняться, когда нет никаких внешних задач, требующих напряжения их интеллекта. Та же логика справедлива и для взрослых. Они также чувствуют себя наименее счастливыми и мотивироваными, когда не вовлечены в какую-либо структурированную извне деятельность (Kubey, Csikszentmihalyi, 1990).


Эксперименты по сенсорной депривации показали, что без непрерывного поступления структурированной информации упорядоченность сознания легко разрушается. По мнению Джорджа Миллера, «Разум живет, питаясь информацией» (Miller, 1983, P. 111). В более обобщенном виде можно утверждать, что организмы выживают, поглощая негэнтропию (Schroеdinger, 1947).

 

Негативная оценка сидения перед телевизором зафиксирована во многих опросах по методу выборки переживаний (напр., Csikszentmihalyi, Kubey, 1981; Csikszentmihalyi, Larson, 1984; Csikszentmihalyi, Larson, Prescott, 1977; Kubey, Csikszentmihalyi, 1990, Larson, Kubey, 1983).

 

120 стр. Мысленные образы. Подробнее о грезах и фантазиях см. Singer, 1966, 1973, 1981; Singer, Switzer, 1980. В последнее время все больше людей в США интересуются «ментальными образами».

 

121 стр. Высказывание Бунюэля приведено по книге Сакса (Sacks, 1970/1987, P. 23).

 

Перечисление имен предков. В большинстве случаев задача заучивания доверялась старейшинам племени или его вождю. «У вождя меланезийского племени нет административных обязанностей, строго говоря, нет функции. Однако в нем заложена история племени, его миф, традиция, союзы и силы. Когда с его губ сходят магические заклинания или имена из истории клана, вдохновлявшие не одно поколение, время расширяет свои пределы для каждого члена племени. Власть вождя, его авторитет заключается в том, что он один являет собой Слово племени» (Leenhardt, 1947/1979, P. 117—118). Хороший пример того, насколько сложными могут быть родственные связи в племени, дан в работе Эванс-Притчарда, посвященной суданским нуэрам. Это племя различало своих предков по наиглавнейшим, главным, средним и незначительным линиям, каждая из которых прослеживалась на пять-шесть поколений назад (Evans‑Pritchard, 1940/1978).

 

122 Загадки. Стихотворение в переводе Шарлотты Гест (Charlotte Guest), а также материал на следующей странице отражают знаменитые идеи о происхождении поэзии и словесности, которые Роберт Грейвс издожил в «Белой богине» (Graves, 1960). Грейвс работал как раз в тот счастливый период развития английской науки, когда серьезные исследования еще не потеряли налета романтики и двигались вперед в свободном полете мысли. Именно в это время К.С. Льюис и Р.Р. Толкин преподавали в Оксфорде классическую литературу и одновременно создавали свои бессмертные фантастические произведения. Можно спорить о мифопоэтических реконструкциях Грейвса, однако их заслугой является то, что они в состоянии помочь непосвященному читателю понять остроту мысли и полет воображения древнего творца, расширив тем самым трактовку, даваемую более осторожными учеными.


 

123 стр. Заучивание наизусть. Гаретт собрал многочисленные экспериментальные доказательства в пользу удаления заучивания из школьных программ (Garrett, 1941; см. также Suppies, 1978). Суть их сводятся к тому, что заучивание бессмысленной информации не развивает способности к запоминанию. Однако трудно понять, почему на этом основании следует освободить школьников от запоминания вполне осмысленных текстов.

 

124 стр. Контроль памяти. Похоже, что запоминание, подобно сновидениям, невозможно полностью контролировать произвольным усилием. Например, мы вряд ли можем вынудить наше сознание запомнить то, что оно отказывается запомнить. Однако, — так же, как и в случае со сновидениями, — если человек готов вложить определенный объем своей энергии в процесс запоминания, его качество может быть значительно улучшено. Следуя определенным правилам и проявляя немного дисциплины, можно выработать целый ряд мнемических средств, помогающих запомнить информацию, которая в противном случае была бы обречена на забвение. Об истории развития подобных методов запоминания в период от античности до Ренессанса писал, например Спенс (Spence, 1984).

 

125 стр. Подробнее о мыслительных экспериментах Архита см. de Santillana 1961/1970, p. 63.

 

Развитие арифметики и геометрии. Виттфогель дает прекрасный материалистический взгляд на историю развития этих наук (а также политических форм), в связи с развитием ирригационных технологий (Wittfogel, 1957).

 

Достижения той или иной культуры появлялись вследствие стремления к радости, а не вследствие необходимости, см. Csikszentmihalyi, 1988. Этот тезис справедлив и по отношению к основным технологическим прорывам, например таким, как использование металла: «В различных уголках мира отмечалось, в частности, в контексте развития металлургии, что прежде чем началось производство бронзы и других металлов для хозяйственных целей, они использовались в качестве украшений <...> Во многих случаях использование металлов входило в практику именно потому, что они обнаруживали новые ценные свойства в качестве символов или предметов, привлекающих внимание, повышающих престиж их обладателя» (Renfrew, 1986, P. 144, 146). Йохан Хейзинга считал, что многие общественные институты, такие как религия, закон, правительство, армия зародились в качестве своего рода игр и только затем обрели свойственную им сегодня организационную жесткость и серьезность (Huizinga, 1939/1970). Аналогичную точку зрения высказывал и Макс Вебер, объясняя развитие капитализма желанием предпринимателей играть в некую захватывающую игру. И лишь позже он оделся в жесткий каркас норм и правил, превратившись в пресловутую «железную клетку».

 

126 стр. История из жизни Демокрита приведена по de Santillana, 1961/1970, P. 142 и далее.

 

127 стр. Подробнее об исландских сагах можно прочитать в сборнике С. Джонсона (Johnson, 1930).

 

129 стр. Тезис о том, как общение помогает сохранять символическую Вселенную, рассматривается в Berger, Luckmann, 1967.

 

131 стр. Обучение поэзии живущих в гетто подростков и пожилых людей, не имеющих школьного образования, описано в работе Коха (Koch, 1970, 1977).

 

132 стр. Талант писателя и депрессия. По крайней мере со времен Романтизма творцов всех видов часто воспринимают как «мучеников» или «одержимых дьяволом». Есть немало сведений о том, что среди людей искусства в наше время многие подвержены обсессивным либо депрессивным расстройствам психики (напр., Alvarez, 1973; Berman, 1988; Csikszentmihalyi, 1988; Matson. 1980). В последнее время много писалось о связях между маниакально-депрессивным психозом и литературным творчеством (Andreasen, 1987; Richards et al., 1988). При этом весьма вероятно, что эта связь между психической энтропией и художественным творчеством есть результат определенных общественных ожиданий и весьма неустойчивого общественного положения людей искусства, а не свойственные самому творчеству черты. Другими словами, если для того, чтобы заниматься искусством и при этом выживать в обществе человек должен смириться с неопределенностью, пренебрежением, насмешками, нехваткой общепринятых символов самоутверждения, то немудрено, что следствия этого отразятся на его психике. Вазари одним из первых еще в 1550 году выразил озабоченность духовным состоянием молодых художников своего времени. Эти люди, находившиеся под влиянием маньеризма — предвестника барокко и романизма, — зачастую демонстрировали элементы «дикости и безумия», которые в свою очередь делают их поведение «странным и эксцентричным», по сравнению с художниками предыдущих эпох (Vasari, 1550/1959, P. 232). В более ранние времена, например, в древнем Египте и даже в средневековой Европе, люди искусства вели достаточно комфортную и адаптированную жизнь (Hauser, 1951). И, конечно, есть немало примеров великих гениев искусства — таких как Бах, Гете, Диккенс или Верди — жизнь которых опровергает мнение о существовании связи между творчеством и неврозом.

 

Припоминание собственного прошлого. Отчасти под влиянием психобиографических исследований жизни Гитлера, Горького, Лютера и Ганди, выполненных Эриксоном (Erik­son, 1950, 1958, 1969), в психологии жизненного пути получила распространение идея «личного нарратива», или «сюжета жизни» (см. Cohler, 1982; Freeman, 1989; Gergen, Gergen, 1983, 1984; McAdams, 1985; Robinson, 1988; Sarbin, 1986; Schafer, 1980). Суть ее в следующем: то, как человек рассматривает свое прошлое, лучше всего позволяет предсказать его действия в будущем.

 

132—133 стр. Каждый дом является в некотором роде музеем жизни его обитателей. К этой точке зрения мы пришли во время нашего опроса 300 семей, живущих в окрестностях Чикаго и состоящих из представителей трех поколений. Мы просили показать нам любимые предметы в доме и назвать причины подобного предпочтения (Csikszentmihalyi, Rochberg‑Halton, 1981).

 

134—135 стр. Четыре цитаты приведены по книге Томаса Куна «Структура научных революций» (Kuhn, 1962, P. 24, 38, 38, 36). Одной из наиболее интересных перспектив практического применения теории потока является, то, что она может помочь объяснить, почему одни идеи, институты, продукты или технологии находят признание в обществе, в то время как другие отвергаются им. Ведь до сих пор проблемы подобного рода объяснялись исключительно с позиций экономического детерминизма. В самом деле, было бы интересно проанализировать, каким образом ход истории направлялся радостью, которую люди испытывали или ожидали от своих действий. В качестве первого шага в этом направлении можно рассматривать работу Изабеллы Чиксенмихайи (Csikszentmihalyi I., 1988), в которой рассматриваются причины успехов ордена иезуитов в XVI и XVII столетиях.

 

136 стр. Прорывы в науке. То, что поток «необходим» нам потому, что позволяет достигнуть успеха в науке и в любой другой области человеческой деятельности, идет вразрез с главной мыслью этой книги. Подчеркнем еще раз, самым важным является качество переживания, испытываемого в данный момент, и это намного важнее для счастья, чем богатство и слава. В то же время было бы несправедливо игнорировать тот факт, что люди, действительно достигшие высот, часто получают огромное наслаждение от своего занятия. Это, в частности, говорит о том, что те, кто наслаждается любимым делом, скорее всего, делают его хорошо, хотя, как мы знаем, корреляция еще не означает причинной связи. Много лет назад Морис Шлик указывал на важность компонента наслаждения в творческой научной работе (Schlick, 1934). В рамках одного из своих последних проектов Б.Е. Гриссман взял интервью у ряда людей, достигших жизненного успеха: от Фрэнсиса Крика, первооткрывателя «двойной спирали» ДНК, до Ханка Аарона, Джулии Эндрюс и Теда Тернера. Пятнадцать знаменитостей заполнили опросные листы, в которых они должны были оценить важность 33 личностных характеристик в деле достижения жизненного успеха. В их число входили уровень творческих способностей, компетентность, широта знаний и так далее. В результате выяснилось, что наиболее часто называлась способность испытывать радость от работы: 9,86 балов из 10 (Griessman, 1987, P. 294—295).

Другое соображение по поводу того, как поток может способствовать достижению успеха, высказано в работе Ларсона (Larson, 1985, 1988). В своем исследовании, посвященном изучению качества курсовых работ студентов высшей школы, он обнаружил, что работы тех ребят, которые испытывали скуку во время подготовки заданий, оказывались скучными по данным оценки экспертами. Работы, написанные тревожными студентами, испытывавшими беспокойство, выглядели путанными и бессвязными. А работы, написанные студентами, наслаждавшимися работой, читались легко и с интересом. Все это не зависело от их уровня интеллекта и способностей. Вывод очевиден: результаты труда тех, кто испытывает во время работы состояние потока, будут представлять наибольшую ценность для окружающих.

 

Интервью с Сусуму Тонегавой было опубликовано в USA Today (Oct. 13, 1987, P. 2A).

 

137 стр. То, насколько разнообразными могут быть интересы, которым взрослые люди посвящают свой досуг, хорошо описано у Алена Тафа (Tough, 1978; см. также Gross, 1982). Одной из областей знания, в развитие которой внесли и продолжают вносить большой вклад так называемые дилетанты, является медицина. Часто слышишь о том, как люди (часто матери) замечают некоторые особенности, связанные с состоянием здоровья членов их семьи, которые, будучи сообщены профессионалам, оказываются очень важными. Так, одна женщина из Новой Англии обратила внимание на то, что ее сын и некоторые из его друзей жалуются на странные, артритные боли в коленке. Она обратилась к врачам, заострив их внимание на подозрительной частоте случаев заболевания. В результате была открыта так называемая болезнь Лайма — потенциально опасная инфекция, передаваемая клещами.

 

139 стр. Наверное, слишком самонадеянно рекомендовать читателю перечень великих философов, однако только называние имен без точных ссылок оскорбит профессиональных буквоедов. Наиболее эпохальные работы в разных областях философии будут включать следующее. В области онтологии: Кристиан фон Вольф «Умные мысли», Иммануил Кант «Критика чистого разума», Эдмунд Гуссерль «Введение в чистую феноменологию», Мартин Хайдеггер «Бытие и время». Перед прочтением двух последних авторов есть смысл обратиться к работам Кохака (Kohak, 1978) и Колаковского (Kolakowski, 1987), посвященным Гуссерлю, и Георга Штайнера, посвященной Хайдеггеру (Steiner, 1978/1987).

Что касается этики, в первую очередь надо назвать «Никомахову этику», Аристотеля, трактаты Фомы Аквинского о действиях, о привычках, о жизни деятельной и жизни созерцательной, входящие в его «Сумму теологии»; «Этику» Бенедикта Спинозы и «По ту сторону добра и зла» и «Генеалогию морали» Ницше. В области эстетики выделяются произведения Александра Баумгартена «Размышления о поэзии», Бенедетто Кроче «Эстетика», Дж. Сантаяны «Чувство прекрасного», Дж. Коллингвуда «Принципы искусства».

54-х томник «Величайшие книги Запада», подготовленный Мортимером Адлером и вышедший в издательстве Британской энциклопедии, представляет собой хорошее введение в творчество большинства великих мыслителей нашей культуры. Первые два тома, дающие обзор основных идей всего издания, особенно полезны для философов-любителей (Great Books of the Western World, ed. by Mortimer Adler, the Encyclopaedia Britannica).

 

140 стр. В своей работе Ж. Медведев рассказывает о том, как аграрная политика Т. Лысенко, построенная на ленинистских догмах, привела к нехватке продовольствия в Советской России (Medvedev, 1971; cм. так же Lecourt, 1977).

 

Глава 7

 

143 стр. О распределении времени по видам занятий первобытных людей можно посмотреть в замечательной книге Маршалла Салинса (Sahlins, 1972; Lee, 1975). Структура труда в средневековой Европе освещается в работах Ле Гоффа и Ле Роя Ладури (Le Goff, 1980; Le Roy Ladurie, 1979), график рабочего дня среднего рабочего в Англии до и после индустриальной революции реконструирован Томсоном (Thompson, 1963). Изменения роли женщины на производстве обсуждаются в работах Clark, 1919; Howell, 1986.

 

145 стр. Серафина Виньон была опрошена группой профессора Массимини (Delle Fave, Massimini, 1988).

 

145, 147 стр. Слова Серафины Виньон цитируются по Delle Fave, Massimini, 1988.

 

149 стр. Личностное развитие и сложность. В то время как почти вся психология развития придерживается «свободного от ценностей» подхода (если не по сути, то на словах), психологи Университета Кларка придерживаются достаточно строгой ценностной ориентации, основанной на идее, что именно рост сложности является целью человеческого развития (напр. Kaplan, 1983; Werner; 1957; Werner, Kaplan, 1956). Последними работами на эту тему являются труды Робинсона и Фримена (Robinson, 1988; Freeman, Robinson, in press).

 

150 стр. «Тинг разделывал бычьи туши…» — цитата из перевода «Внутренних глав» Чжуан Цзы (Watson, 1964, p. 46).

В дополнение несколько критических замечаний. Предположение, что концепция потока описывает образцы мышления, свойственные исключительно западному сознанию, было отброшено в самом начале. На якобы существующие противоречия между учением Ю и потоковой философией указывает в частности Сан (Sun, 1987). Мы надеемся, что новые сравнительно-культурные данные, представленные в моих работах (Csikszentmihalyi M., Csikszentmihalyi I., 1988) развеют эти сомнения. Потоковые переживания описываются представителями различных культур практически одинаково.

 

151 стр. «Однако, всякий раз…» — по Watson 1964, p. 97. Уоли, в частности, считает, что приведенная цитата описывает не систему Ю, а нечто противоположенное (Waley, 1939, P. 39). Напротив Грэм и Уотсон придерживаются мнения, что в ней описывается способ разделки, используемый самим Тингом, и поэтому это не что иное, как описание Ю (Graham, цит. по Crandall 1983; Watson, 1964).

 

152 стр. Навахо. Разговоры с пастухами племени навахо были записаны профессором Массимини летом 1984 и 1985 гг.

 

153 стр. Жизнь английских ткачей XVII и XVIII вв. описана Э. Томпсоном (E.P. Thompson, 1963).

 

155 стр. Опрос врачей-хирургов проводила Джин Хамилтон (Dr. Jean Hamilton), результаты описаны ею вместе с Изабеллой Чиксентмихайи (Csikszentmihalyi M., 1975, P. 123—139).

 

156 стр. Первые две цитаты из Csikszentmihalyi, 1975, p. 129, следующие две оттуда же, p. 136.

 

158 стр. Результаты исследований по методу выборки переживаний, посвященных переживанию потока американcкими рабочими на работе и во время досуга, приведены в Csikszentmihalyi, LeFevre, 1987, 1989; LeFevre, 1988.

 

160 стр. Неудовлетворенность. Достаточно низкий процент неудовлетворенных рабочих был выявлен в результате многочисленных национальных опросов проведенных с 1972 по 1978 год (см. Argyle, 1987, p. 32).

 

Наши опросы американских рабочих. Кроме упомянутых исследований по методу выборки переживаний, мною было в течение 1984—1988 гг. опрошено около 400 менеджеров различных компаний из числа тех, кто посещал мои семинары, организованные отделением постдипломного обучения Чикагского университета.

 

162 стр. За работой легче испытывать радость. Организация свободного времени часто оказывается проблемой, что давно подмечено психологами и психиатрами. Группа прогресса психиатрии (Group for the Advancement of Psychiatry) сообщает в своем отчете за 1958 год: «для многих американцев досуг таит в себе опасность». К такому же выводу приходит Гуссен, который анализировал психологические недуги людей, не способных организовать свой досуг (Gussen, 1967). Роль телевидения как средства, помогающего скрыть проблему свободного времени, тоже часто отмечалась психологами. Так Конрад пишет: «Технологическая революция была направлена на экономию времени. Однако безудержное потребление, которое мы сейчас переживаем, постепенно уничтожает это сэкономленное нами время. Институтом, созданным для обслуживания этой цели, является телевидение...» (Conrad, 1982, P. 108).

 

Индустрия досуга. Трудно оценить общие (прямые и косвенные) затраты на досуг в рамках всей нашей экономики. Мы не можем оценить, например, ни стоимость государственной недвижимости, используемой для досуга, ни личные затраты на него. Однако, непосредственные расходы на досуг известны. Они составили в США в 1980 г. 160 миллиардов долларов, что в два раза больше суммы, потраченной в 1970 году, с учетом инфляции. Средняя семья расходует непосредственно на досуг около 5% своих доходов (Kelly, 1982, P. 9).

 

Глава 8

165 стр. Важность человеческого общения. Судя по результатам наших исследований с использованием метода выборки переживаний, люди чувствуют себя значительно лучше в обществе других людей. При этом качество их переживаний ухудшается, когда они остаются одни, даже если одиночество было следствием их свободного выбора (Larson, Csikszentmihalyi, 1978, 1980; Larson, Csikszentmihalyi, Graef, 1980). Живое и красочное описание того, как и почему люди опираются в своих убеждениях на общественное мнение, дается в книге Элизабет Ноэль-Нойман (Noelle‑Neumann, 1984). Философские аспекты проблемы анализировал Мартин Хайдеггер (1962). Он, в частности, рассматривал нашу постоянную зависимость от обобщенного психического образа других людей в нашем сознании (das Man). С этим сходны понятия «обобщенный другой» Чарльза Кули (Cooley, 1902) и «суперэго» Зигмунда Фрейда.







Date: 2016-07-20; view: 284; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.034 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию