Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеграция смыслов в жизненных темах 2 page





 

 

4 стр. Поток. Началом моей работы над теоретическим обоснованием феномена потока была защита докторской диссертации, посвященной исследованию того, как начинающие художники работают над картиной. Некоторые из результатов этой работы вошли потом в книгу «Творческое зрение» (Getzels, Csikszentmihalyi, 1976). С тех пор были опубликованы несколько десятков научных статей по этой тематике. Первой книгой, которая непосредственно описывала феномен потока, была «За пределами скуки и тревоги» (Csikszentmihalyi, 1975). Последняя подборка научных исследований по проблеме потока была представлена в специальном сборнике «Оптимальное переживание: психологические исследования потока в сознании» (Csikszent­mihalyi M., Csikszentmihalyi I., 1988).

 

Метод выборки переживаний. Впервые я использовал эту методику в исследованиях рабочих в 1976 г.; первая публикация о нем появилась в связи с исследованиями подростков (Csikszentmihalyi, Larson, Prescott, 1977). Подробное описание этого метода можно найти в (Csikszentmihalyi, Larson, 1984, 1987).

 

5 стр. Практическое применение концепции потока. Описано в первой главе книги «Оптимальное переживание» (Csikszent­mihalyi M., Csikszentmihalyi I., 1988).

 

6 стр. Цели. Первые попытки объяснения человеческого поведения, предпринятые еще Аристотелем, исходили из того, что действия побуждаются целями. Современная психология показала, что многое в поведении людей может быть объяснено более простыми причинами, часто подсознательными. Таким образом, роль целей в мотивации поведения отодвинулась на второй план. Некоторые исключения представляют работы Альфреда Адлера (Adler, 1956), который полагал, что человек создает иерархию целей, направляющую его решения на протяжении всей жизни. Американские психологи Гордон Олпорт (Allport, 1955) и Абрахам Маслоу (Maslow, 1968) также считали, что по мере того, как удовлетворяются основные нужды человека, его поведение все больше и больше начинает определяться устанавливаемыми им целями. Значение целей признается когнитивной психологией. Так Миллер, Галантер и Прибрам (Miller, Galanter, Pribram, 1960), Мандлер (Mandler, 1975), Найсер (Neisser, 1976) и Эмде (Emde, 1980) использовали это понятие для объяснения процессов принятия решений и регуляции поведения. Я не утверждаю, что большую часть своего времени люди работают над достижением своих целей, однако полагаю, что только в эти моменты они обретают чувство контроля над собой и своим окружением, которое отсутствует, когда их поведение не регулируется осознанно выбранной целью (Csikszentmihalyi, 1989).

 

9 стр. Хаос. Кому-то может показаться странным, что книга, посвященная оптимальному переживанию, должна рассматривать вопросы хаоса, заполняющего окружающую нас Вселенную. Однако, не разобравшись в угрозах и опасностях, таящихся в нем, нельзя понять истинную ценность человеческой жизни. Традиция сначала описывать угрозу, исходящую из беспорядка мироздания, а лишь потом переходить к обсуждению путей ее устранения восходит к первому известному нам литературному произведению — поэме о Гильгамеше, написанной три с половиной тысячи лет назад (Mason, 1971). Наверное, одним из лучших примеров такого подхода можно считать «Божественную комедию» Данте, в которой автор, прежде чем дать читателю свое решение проблем бытия, берет его с собой в путешествие по аду. Концепция этой книги построена похожим образом, и не только для того, чтобы отдать дань традиции, но потому, что это весьма разумно с психологической точки зрения.

 

10 стр. Иерархия потребностей. Наиболее известное описание взаимоотношений между «низшими» потребностями, такими как выживание или безопасность, и «высшими», такими как самореализация, принадлежит Абрахаму Маслоу (Maslow, 1968, 1971).

 

Рост ожиданий. По мнению многих авторов, хроническая неудовлетворенность, вечное ожидание чего-то лучшего является характерной чертой современного человека. Гетевскому Фаусту — воплощению современного человека — дьявол обещал исполнение любого желания, при условии, что тот никогда не будет удовлетворен тем, что имеет. Неплохое изложение этой проблемы можно найти у Бермана (Berman, 1982). Более вероятно, однако, что желание иметь больше, чем в данный момент доступно, является универсальной особенностью человека, возможно, связанной с эволюцией сознания.

Неоднократно отмечалось, что счастье и удовлетворенность жизнью напрямую зависят от того, насколько мал воспринимаемый разрыва между тем, что человек желает и тем, что имеет, и что ожидания имеют тенденцию расти. Опрос, проведенный в 1987 году газетой Чикаго Трибьюн (Chicago Tribune. 1987. Sept. 24, sect. 1, P. 3), показывает, например, что американцы, имеющие годовой доход выше 100 000 долларов — таких около 2% населения — полагают, что для комфортабельной жизни необходимо иметь как минимум 88 000 долларов в год, а те, кто зарабатывает меньше, полагают, что достаточно 30 000. Более состоятельные также считают, что им необходимо около четверти миллиона, чтобы исполнить все желания, в то время как средний американец мечтает о сумме в 5 раз меньшей. Многие ученые из тех, кто занимался исследованиями в области качества жизни, сообщали о похожих результатах (Campbell, Converse, Rodgers, 1976; Davis, 1959; Lewin et al., 1962/1944; Martin, 1981; Michalos; 1985; Williams, 1975). Однако эти исследования касались в основном внешних условий счастья, таких, как здоровье, финансовое благосостояние и так далее. Эта же книга рассматривает счастье как результат определенных действий человека.

 

Управление собственной жизнью. Достижение такого контроля является одной из старейших задач психологии. В своем обзоре нескольких сотен принадлежащих к разным интеллектуальным традициям трудов, посвященных развитию управления собой, Клаузнер (Klausner, 1965) обнаружил, что по объекту, или мишени приложения контролирующих усилий, могут различаться четыре основных категории контроля: контроль поведения, контроль базовых физиологических побуждений, контроль интеллектуальных функций, например мышления, и контроль эмоций.

 

11 стр. Культура как защита против хаоса. Смотри, например обзор Нельсона (Nelson, 1965). Интересное понимание так называемых позитивных интегративных эффектов культуры представляют собой понятие «синергий», предложенное Рут Бенедикт (Maslow,Honigmann, 1970), и общий системный подход, предложенный Ласло(Laszlo, 1970; см. также Redfield, 1942; von Bertalanffy, 1960, 1968; Polanyi, 1968, 1969). Пример того, как смысл создается индивидами в контексте культуры, см. Csikszentmihalyi, Rochberg‑Halton, 1981).

 

Им выпало счастье жить в центре Вселенной. Этноцентризм входит в число основ любой кудьтуры (LeVine, Campbell, 1972; Csikszentmihalyi, 1973).

 

12 стр. Онтологическая тревога. К экспертам в области онтологической (экзистенциальной) тревоги можно отнести многих писателей, поэтов, художников, драматургов и других людей искусства последних двух столетий. Среди философских трактатов на эту тему следует упомянуть работы Кьеркегора (Kierkegaard, 1944, 1954), Хайдеггера (Heidegger, 1962), Сартра (Sartre, 1956) и Ясперса (Jaspers, 1923, 1955), среди психоаналитиков выделяются труды Салливана (Sullivan, 1953) и Лэйнга (Laing, 1960, 1961).

 

Смысл. Переживание осмыслено, только если оно позитивным образом связано с целями личности. Жизнь обретает смысл, когда у нас есть цель, оправдывающая наше существование и когда наши переживания упорядочены. Для того чтобы достигнуть подобной упорядоченности опыта, мы часто нуждаемся в постулировании некой сверхъестественной силы или высшего замысла, без которых жизнь не имеет смысла (Csikszentmihalyi, Rochberg‑Halton, 1981). Проблема смысла будет обсуждаться более подробно в главе 10.

 

14 стр. Религия и потеря смысла. Тот факт, что религия представляет собой своего рода щит против окружающего нас хаоса, был подробно освещен в целом ряде исследований, которые показали, что религиозные люди, как правило, более удовлетворены жизнью (Bee, 1987, P. 373). В последнее время появляется все больше работ, показывающих, что культурные ценности, на которых зиждется наше общество, постепенно утрачивают свою эффективность в качестве поддерживающих механизмов. Так Дэниел Белл (Bell, 1976) указывал на упадок капиталистических ценностей, а Роберт Белла (Bellah, 1975) — на упадок религиозных. В то же время не вызывает сомнений, что так называемая «эпоха истинной веры», охватывавшая практически весь период средневековья, не была свободна от сомнений и нравственных исканий. Духовное смятение этого времени очень хорошо описали Йохан Хейзинга (Huizinga, 1954) и Ле Рой Ладури (Le Roy Ladurie, 1979).

 

15 стр. Тенденции социальной патологии. Подробнее данные по потреблению электроэнергии смотри в Statisti­cal Abstracts of the US (U.S. Dept. of Commerce 1985, p. 199); по распространению бедности и преступности — U.S. Dept. of Justice’s Uniform Crime Reports, July 25, 1987, p. 41, the Statistical Abstracts 1985, p. 166, and the Commerce Department’s U.S. Social Indicators 1980, p. 235, 241, по венерическим заболеваниям — The Statistical Abstracts of the US 1985, p. 115; по разводам — там же, p. 88. Цифры, относящиеся к душевному здоровью, взяты из U.S. Social Indicators, p. 93, а цифры бюджета — из U.S. Statistical Abstracts (1985, p. 332).

Информация по количеству подростков живущих в семьях с обоими родителями, имеется в Brandwein, 1977, Cooper, 1970, Glick, 1979, Weitzman, 1978. Данные по преступности — в U.S. Statistical Abstracts 1985, P. 189.

 

Подростковая патология. Данные по самоубийствам и убийствам среди подростков содержатся в Vital Statistics of the United States1985, U.S. Dept. of Health and Human Services, 1988, таблица 8.5, по уровню грамотности — в U.S. Statistical Abstracts 1985, P. 147. По достоверным оценкам, количество самоубийств с 1950 по 1980 год увеличилось на 300%. Причем наибольшее увеличение числа самоубийств произошло среди белых подростков мужского пола из семей со средним достатком (Social Indicators, 1981). Большой рост наблюдался также в отношении убийств, внебрачных беременностей, венерических заболеваний и психосоматических жалоб (Wynne, 1978; Yankelovich, 1981). В 1980 году каждый десятый старшеклассник ежедневно принимал психотропные препараты (Johnston, Bachman, O’Malley, 1981). Рассматривая эту мрачную картину, следует, однако, помнить, что во многих культурах подростковый возраст считается самым проблемным (Fox, 1977). «Большая внутренняя неустойчивость и внешне проявляемая ершистость подростков — это универсальное явление, лишь в незначительной мере подверженное культурным влияниям» (Kiell, 1969, P. 9). Согласно Офферу, Острову и Ховарду (Offer, Ostrov, Howard, 1981) лишь около 20% американских подростков могут быть оценены как «проблемные». Но и эти весьма осторожные оценки означают очень большое число молодых людей.

 

17 стр. Социализация. На необходимость отсрочки удовлетворения для общественной жизни указывал еще Фрейд в своей работе «Неудовлетворенность культурой» (Freud, 1930). Браун (Brown, 1959) подверг сомнению некоторые из его аргументов. Признанными работами по социализации считаются труды Клаузена (Clausen, 1968), Циглера и Чайлда (Zigler, Child, 1973). О проблеме социализации в подростковой среде подробно писали Чиксентмихайи и Ларсон (Csikszentmihalyi, Larson, 1984).

 

Социальный контроль. В качестве примеров того, как социальный контроль устанавливался через создание у людей физиологической зависимости, можно указать на спаивание испанцами индейцев Центральной Америки (Braudel, 1981, P. 248—249); на распространение виски на территориях, заселенных североамериканскими индейцами; на опиумные войны в Китае. Герберт Маркузе (Marcuse, 1955, 1964) подробно рассматнивал использование доминантными социальными группами сексуальности и порнографии с целью обеспечения социального контроля. Еще Аристотель говорил, что «понять удовольствие и страдание — задача для философствующего о государственных делах» (Никомахова этика, кн. 7, гл. XI).

 

Гены и индивидуальные особенности. Точка зрения, гласящая, что основной целью генетических программ является дальнейшее распространение генов, а не облегчение жизни их носителю, была впервые сформулирована Докинсом (Dawkins, 1976). Заметим, однако, что выражение «Курица — это способ, используемый яйцом, чтобы снести другое», которое очень хорошо передает смысл его идеи, было известно гораздо раньше. Другой взгляд на эту проблему см. Csikszentmihalyi, Massimini, 1985; Csikszentmihalyi, 1988.

 

20 стр. Пути освобождения. История этого вопроса настолько всеобъемлюща, что невозможно вместить ее в столь узкие рамки. Из мистических традиций см. Behanan, 1937; Wood, 1954 о йоге и Scholem, 1969 о еврейском мистицизме. Из философских работ можно выделить посвященную древнегреческому гуманизму работу Хадаса (Hadas, 1960), посвященные стоикам труды Арнольда и Мюррея (Arnold, 1911; Murray, 1940) и работу Мак-Венела о философии Гегеля (MacVannel, 1896). Из более современных философов можно указать Тиллиха и Сартра (Tillich, 1952; Sartre, 1956). Современную интерпретацию того, что Аристотель понимал под добродетелью, — которая, кстати, во многом напоминает понятие аутотелической активности, или потока, предложенную в этой книге, можно найти в MacIntyre, 1984. Из исторических работ выделяются Croce, 1962; Toynbee, 1934; Berdyaev, 1952; из социологических — Marx, 1844; Durkheim, 1897, 1912; Sorokin, 1956, 1967; Gouldner, 1968; из психологических Angyal, 1941, 1965; Maslow, 1968, 1970; Rogers, 1951; из антропологических — Benedict, 1934; Mead, 1964; Geertz, 1973. И это всего лишь отдельные характерные примеры из огромного числа взглядов, теорий и концепций.

 

Контроль сознания. Контроль сознания в той форме, в какой он представлен в этой главе, включает все четыре аспекта, представленных в работе Клаузнера (Klausner, 1965) и перечисленных в ссылке к стр. 10. Одной из древнейших техник достижения такого контроля является йога, появившаяся в Индии более пятнадцати столетий назад. Более подробно это древнее искусство будет рассматриваться в главе 5. Последователи холистической медицины полагают, что состояние психики пациента крайне важно для его общего здоровья (Cousins, 1979; Siegel, 1986). Наш коллега из Чикагского университета Юджин Джендлин разработал специальную методику по контролю внимания, получившую название «фокусирование» (Gendlin, 1981). Здесь я не собирался предлагать какие-либо техники, моей задачей является концептуальный анализ того, что мы понимаем под контролем и наслаждением, а также ряд поясняющих примеров, позволяющих читателю самому разработать подходящую для себя технику.

 

21 стр. Быстро увязает в рутине. Приводимая здесь аргументация восходит к Максу Веберу (Weber, 1922), который в своей работе «Социальная психология мировых религий» описывал «профанацию харизмы», и к еще более ранним идеям Гегеля о том, что «мир духа» рано или поздно замещается «миром природы» (См. в частности Sorokin, 1950). То же понятие с точки зрения социологии разрабатывалось Бергером и Лукманом (Berger, Luckmann, 1967).

 

Глава 2

 

Стр. 23-24. Сознание. Понятие сознания занимает центральное место во многих религиозных и философских системах, например у Канта и Гегеля. Психологи начала двадцатого века, например, Ах (Ach, 1905) пытались определить его в современных им понятиях, однако без особого успеха. На протяжении нескольких десятилетий сознание было изгнано из наук о поведении, поскольку самоотчет о внутренних состояниях не считался научно достоверным. Однако в последнее время наблюдается некоторое возобновление интереса к этой теме (Pope, Singer, 1978). Исторические обзоры этого понятия даны Борингом и Клаузнером (Boring, 1953; Klausner, 1965). Смит, введший в обиход понятие «интроспективный бихевиоризм» (Smith, 1969), дал определение сознания, сходное с тем, которое используется в настоящей работе: «Осознанное переживание — это внутреннее событие, по отношению к которому субъект делает именно то, что хочет делать». (Smith, 1969, P. 108). С другой стороны имеется не так уж много общего между предлагаемым здесь понятием сознания и его другими версиями, представленными в поведенческой психологии, в том числе у Смита. Главное отличие заключается в том, что я подчеркиваю роль субъективной динамики переживания и его феноменологическую первичность. Более полное определение сознания будет дано в конце этой главы.

 

25 стр. Феноменология. Термин «феноменология» используется мною не для того, чтобы подчеркнуть приверженность той или иной школе или мыслителю. Он лишь указывает на влияние, которое оказали на наш подход соответствующие работы (Husserl, 1962; Heidegger, 1962, 1967; Sartre, 1956; Merleau‑Ponty, 1962, 1964), в том числе в социальных науках (Natanson, 1963; Gendlin, 1962; Fisher, 1969; Wann, 1964; Schutz, 1962). Хорошее краткое введение в феноменологию Гуссерля представляют книги Кохака и Колаковского (Kohak, 1978; Kolakowski, 1987). Однако для чтения этой книги нет необходимости держать в голове все феноменологические допущения. Используемая аргументация должна содержать в себе все необходимое и быть понятна сама по себе. Все это в полной мере относится и к теории информации (Wiener, 1948, 1961).

 

26 стр. Сновидения. Стюарт сообщает, что малазийские синои учатся контролировать собственные сновидения, достигая таким образом необычного мастерства в управлении своим сознанием в бодрствующем состоянии. Если это действительно так, — что представляется маловероятным, — то это необычное «исключение» можно рассматривать в качестве доказательства основного правила. Ведь оно, в сущности, означает, что тренируя внимание, человек может научиться контролировать содержание своего сознания даже во сне. Один из последних методов «расширения сознания» преследует те же цели: это метод «осознанных сновидений», который направлен на обретение контроля над мысленными процессами в состоянии сна (La Berge, 1985).

 

28 стр. Границы сознания. Первая общая оценка количества одновременно обрабатываемой сознанием информации была дана Миллером (Miller, 1956). Используя расчеты, предложенные фон Икскюлем, Орме пришел к выводу, что наименьшей временнóй единицей, распознаваемой сознанием, является 1/18 секунды (Orme, 1969; Uexkull, 1957). К ученым, изучавшим ограничения внимания, относятся Simon, 1969, 1978; Kahneman, 1973; Hasher, Zacks, 1979; Eysenck, 1982; Hoffman, Nelson, Houck, 1983. Требования к вниманию со стороны когнитивных процессов рассматривали Neisser, 1967, 1976; Treisman, Gelade, 1980; Treisman, Schmidt, 1982. Вопросы хранения и использования сохраненной информации рассматривали Atkinson, Shiffrin, 1968; Hasher, Zacks, 1979. Но важность внимания и его ограничения хорошо понимал еще Уильям Джеймс (James, 1890).

 

29 стр. Возможности различения разговорной речи. Человек не может различать информационный поток, если он поступает со скоростью большей, чем 40 битов в секунду (подробнее см. Liberman, Mattingly, Turvey, 1972; Nusbaum, Schwab, 1986).

 

Использование времени. Пожалуй, первым всеобъемлющим исследованием того, как люди используют свое время, был международный проект, освещенный Салаи (Szalai, 1965). Приводимые здесь данные получены в моих исследованиях по методу выборки переживаний (Experience Sampling Method (ESM) — Csikszentmihalyi, Larson, Prescott, 1977; Csikszentmihalyi, Graef, 1980; Csikszentmihalyi, Larson, 1984; Csikszent­mihalyi M., Csikszentmihalyi I., 1988).

 

30 стр. Сидение перед телевизором. В исследованиях по методу выборки переживаний ощущения, которые люди испытывают во время просмотра телевизора, сравнивались с переживаниями во время других занятий (см. Csikszentmihalyi, Larson, Prescott, 1977; Csikszentmihalyi, Kubey, 1981; Larson, Kubey, 1983).

 

Психическая энергия. Процессы, происходящие в сознании — мышление, эмоции, воля, память — издавна интересовали философов и психологов (напр. Ach, 1905; Hilgard, 1980). Использование «энергетического» подхода для понимания процессов, происходящих в сознании, описано в следующих работах: Want, 1902; Lapps, 1899; Robot, 1890; Bidet, 1890; Jung, 1928, 1960. Более современные подходы представлены Канеманом и другими (Kahneman, 1973; Csikszentmihalyi, 1978, 1987; Hoffman, Nelson, Houck, 1983).

 

33 стр. В нимание и культура. Способность меланезийцев ориентироваться в океане описана у Глэдвина (Gladwin, 1970), а способность эскимосов различать многие сорта снега — у Бургиньон (Bourguignon, 1979).

 

Личность. Психологи выдумали поистине бесчисленное количество способов описания человеческой личности, от социально-психологических подходов (Mead, 1970/1934; Sullivan, 1953) до аналитической психологии (Jung, 1933/1961). В настоящее время психологи избегают говорить о «личности» как таковой, предпочитая использовать понятие «образ Я». Хорошее описание этого понятия имеется у Дэмона и Харта (Damon, Hart, 1982). Другой подход использует понятие самоэффективности (Bandura, 1982). Предложенная в настоящей работе модель личности проистекает из многих источников, см. подробнее Csiks­zentmihalyi, 1985 a, Csikszent­mihalyi M., Csikszentmihalyi I., 1988.

 

36 стр. Беспорядок в сознании. Отрицательные эмоции, такие как гнев, тревога, печаль, страх, стыд, презрение, отвращение были предметом исследования многих психологов (Ekman, 1972; Frijda, 1986, Izard, Kagan, Zajonc, 1984; Tomkins, 1962). Однако эти исследователи считают, что каждая из указанных эмоций отдельно встроена в центральную нервную систему, как специфическая реакция на определенные стимулы, а не является проявлением общей реакции личности. Клиническим психологам и психиатрам знакомо понятие «дисфорических состояний», таких как тревога или депрессия, которые нарушают концентрацию и нормальное функционирование (Beck, 1976; Blum­berg, Hard, 1985; Hamilton, 1982; Lewinsohn, Libet, 1972; Seligman et al. 1984).

 

39 стр. Порядок. О том, что представляет собой упорядоченность сознания, или психическая негэнтропия, будет сказано ниже (см. также Csikszentmihalyi, 1982 a; Csikszentmihalyi, Larson, 1984). В общих чертах, это состояние, для которого характерно отсутствие противоречий между отдельными фрагментами информации, присутствующими в данный момент в сознании человека. Когда информация находится в гармонии с целями индивида, его сознание упорядочено. Тот же относится и к межличностным отношениям: отсутствие конфликта — это когда цели разных людей находятся в гармонии друг с другом.

 

40 стр. Впервые результаты исследований и теоретическая модель переживания потока были опубликованы в моей книге «За пределами скуки и тревоги» (Csikszent­mihalyi, 1975). С тех пор появилось большое количество публикаций по этой тематике и много новых исследований. Можно назвать приложение этого понятия в антропологии (Turner, 1974), в социологии (Mitchell, 1983), в теории эволюции (Crook, 1980), в теории мотивации (Eckblad, 1981; Amabile, 1983; Deci, Ryan, 1985). Обзоры данных разных исследований см. в Massimini, Inghilleri, 1986; Csikszent­mihalyi M., Csikszentmihalyi I., 1988.

 

Это страшно воодушевляет…. Цитата из (Csikszentmihalyi, 1975, P. 95).

 

41 стр. Сложность зависит от того, в какой степени находящаяся в сознании человека информация дифференцирована и интегрирована. Сложная личность в состоянии получать точную дискретную информацию, умея при этом устанавливать связи между различными ее частями. Например, у сложной личности мысли, чувства, желания, ценности и действия в высокой мере индивидуальны и, тем не менее, не противоречат друг другу (Csikszentmihalyi, 1970; Csikszent­mihalyi M., Csikszentmihalyi I., 1988; Csikszentmihalyi, Larson, 1984). Интересно, что понятие сложности, использованное в этой книге, хорошо соотносится не только с пониманием, вкладываемым в него некоторыми сторонниками эволюционной биологии (напр., Dobzhansky, 1962, 1967), но и с поэтическими прозрениями Тейяра де Шардена (Teilhard de Chardin, 1965). Довольно многообещающее определение сложности физических систем в терминах «термодинамической глубины» было предложено Хайнцем Пагельсом, незадолго до его безвременной кончины (Pagels, 1988). Согласно этому определению, сложность системы есть разница между количеством информации, необходимым для описания системы в ее настоящем состоянии, и количеством, необходимым, чтобы описать все состояния, достижение которых возможно после ее выхода из настоящего состояния. Применительно к психологии личности, сложной личностью можно считать того, чьи мысли и поведение не поддаются простым объяснениям и чье дальнейшее развитие непросто предсказать.

 

Никакая другая ситуация…. Цитата из Csikszentmihalyi, 1975, P. 94.

 

Глава 3.

 

44 стр. Подробнее о взаимозависимости между счастьем и материальным благосостоянием индивида смотри в работах: Diener, Horwitz, Emmons, 1985; Bradburn, 1969; Camp­bell, Converse, Rodgers, 1976.

 

45 стр. Удовольствие и наслаждение. Практически вся «Никомахова этика»посвящена этой проблеме, смотри в частности книгу 3, главу 11 и книгу 7, а также Csikszentmihalyi, Csikszentmihalyi, 1988, p. 24—25.

 

47 стр. Удовольствие от действия у детей. Немецкие психологи начала прошлого века ввели понятие Funktionslust, или удовольствие от физической активности, например бега наперегонки, игры в салки и тому подобное (Groos, 1901; Buhler, 1930). Несколько позже Жан Пиаже говорил, что одна из сенсомоторных стадий детского развития характеризуется так называемым «удовольствием действия» (Piaget, 1952). В США Мэрфи установил, что причиной сенсорной и моторной активности является ощущение удовольствия, получаемого от визуальных стимулов, звуков или чувства напряжения мышц (Murphy, 1947). Результаты его работ были использованы Хеббом и Берлайном в процессе работы над теорией оптимальной стимуляции или оптимального возбуждения (Hebb, 1955; Berlyne, 1960). Они считали, что удовольствие есть результат некого баланса между входящей стимуляцией и способностью нервной системы воспринять ее. Эти в значительной мере физиологические объяснения сути ощущения человеком удовольствия, были перенесены на психологию личности в работах Уайта, де Чармса, Деси и Райана (White, 1959; deCharms, 1968; Deci, Ryan, 1985). Их объяснение держалось на том, что действие порождает удовольствие, потому что оно создает ощущение компетентности, эффективности, или автономии.

 

Обучение во взрослом возрасте. Важность продолжения самообразования в зрелом возрасте особенно подчеркивается в последнее время. Важнейшие идеи по этой проблематике можно найти в работах Мортимера Адлера, Тафа и Гросса (Adler, 1956; Tough, 1978; Gross, 1982).

 

48 стр. Интервью. Большинство представленных в этой книге интервью было собрано в процессе исследований, описанных в Csikszentmihalyi, 1975; Csikszent­mihalyi M., Csikszentmihalyi I., 1988. Более 600 интервью было собрано профессором Фаусто Массимини и его коллегами в Европе, Азии и на юго-западе Соединенных Штатов.

 

49 стр. Экстаз. Обширная коллекция описания конкретных случаев переживания религиозного экстаза собрана Марганитой Ласки (Laski, 1962). Абрахам Маслоу, который ввел термин «пиковые переживания» для описания этого феномена, внес большой вклад в его признание психологической наукой (Maslow, 1971). При этом необходимо отметить, что и Ласки, и Маслоу рассматривали экстаз в качестве некой случайности, удачи, чего-то, что случается само по себе, а не как естественный процесс, который можно развивать и которым можно управлять. Сравнение между концепциями пиковых впечатлений и потока содержится в Privette, 1983. Экстатические переживания человек испытывает гораздо чаще, чем это может показаться на первый взгляд. В США в репрезентативном опросе общенациональной выборки в 1000 человек в марте 1989 года на вопрос «Не кажется ли Вам, что иногда Вы попадаете в руки некой высшей силы, которая как бы возносит Вас над самим собой?» 30% опрошенных ответило утвердительно. Причем 12% заявили, что испытывали такое чувство часто или неоднократно (General Social Survey, 1989).

Date: 2016-07-20; view: 256; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию