Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Урок – ролевая игра.
Кроки такого типа имитируют научную, производственную или научно-производственную деятельность людей. Занятия аналогичного типа широко практикуются в экономике, на предприятиях, в медицине, на курсах повышения квалификации специалистов разных профилей для выработки навыков рационального решения проблем и задач, встречающихся в реальной жизни. Рассматриваемые уроки моделируют самые разнообразные жизненные ситуации и предназначены ля разных целей: изучения нового материала, его закрепления, расширения и отработки. Они нравятся ученикам тем, что ставят их в условия, когда нужно решать производственные задачи, что похожи на настоящую работу родителей и родственников, дают почувствовать себя взрослыми, принимающими серьезные деловые решения. Приведем несколько вариантов таких уроков. · Учительница 55-й средней школы г. Иваново Н. Л. Смирнова, организуя уроки-ролевые игры, имитирует работу специального конструкторского бюро (СКБ). На таких уроках, рассказывает она, моделируется труд разных специалистов, поэтому формирую из учеников следующие группы: поставщиков исходных данных(цель – актуализация опорных знаний), помощи (выдает сведения по справочной литературе), «мозгового центра» (выдвигает гипотезу, идеи), экспериментаторов (демонстрирует явления, лежащие в основе предлагаемой конструкции), инженеров (собирает сконструированную установку и показывает ее действие), историков (ищет сведения о развитии научных взглядов по данному вопросу), обозревателей (дает представление о значении рассматриваемой проблемы для жизни общества, подбирает факты о моральной ответственности специалистов за последствия применения их научно-технических достижений), правил безопасного труда, охраны окружающей среды, экономистов, психологов (организует психологическую разгрузку учащихся на уроке), ОТК (оценивает работу групп). В зависимости от темы создаю не весь набор групп, а только их часть. Для урока использую демонстрационные приборы, конструкторские комплекты разных типов, справочную и научно-популярную литературу, периодическую печать, тематические школьные стенгазеты по физике, самодельные приборы, диапозитивы, а также таблички с названиями групп и большое табло с критериями оценок. По рассмотренному типу проведены уроки: в 7 классе – «Плавание судов», «Применение сообщающихся сосудов», «Простые механизмы»; в 8 классе – «Тепловые двигатели», «Электронагревательные приборы»; в 9 классе – «Реактивное движение», «Механика и механизация производства»; в 10 классе – «Применение электростатических явлений»; в 11 классе – «Оптические приборы», «Фотоэлементы и их использование», «Ядерный реактор». Их продолжительность – 1-2 часа. К ним обычно даю опережающее домашнее задание. · Профессор РГПУ им. А. И. Герцена И. Я. Ланина (Санкт-Петербург) предлагает такие уроки-ролевые игры. Слет специалистов. Цель игры – «включение» учащихся в работу по изучению нового материала, развитие умения передавать полученную информацию. Организационный замысел: какая-тотема изучается рядом научных учреждений, однако каждое из них недостаточно знакомо с выводами и методами исследования своих коллег; задача участников слета: ознакомить всех с вопросами, которые разрабатываются в данном научном коллективе (НИИ, лаборатории, группе). Подготовка к уроку. Выбирают тему для самостоятельного изучения учащимися на уроке. Её разбирают на подтемы так, чтобы их число соответствовало числу групп «специалистов» в классе. Для каждой группы составляют информационную карту (в ней – название подтемы, перечень вопросов, которые нужно раскрыть, и список литературы), а также карточку демонстратора (там – название под темы, список опытов, которые требуется осуществить, и указания, где они описаны). Готовят также наборы книг и пособия по физическому эксперименту, листы ватмана и фломастеры или цветные мелки. Всю эту работу выполняют ученики – организаторы слета (2-3 человека). Поясню сказанное. К уроку «Свойства твердых тел» в 10 классе выделены следующие подтемы: «Кристаллические и аморфные тела», «Деформации твердых тел», «Упругость», «Пластичность и хрупкость», «Прочность и твердость». Информационные карты составляют по такому образцу: Кристаллические и аморфные тела: 1) Понятие о кристалле и его свойствах. – Лит.: Учебник физики: Мир металлов и сплавов. –М., 1978. – С. 24-28. 2) Анизотропия металлов – Лит.: Блудов М. И. Беседы по физике. – М., 1984. – С. 132-134. В карточке демонстратора по этой подтеме после её названия стоит 1) показ кристаллических и аморфных тел (коллекция); 2) опыт по анизотропии кристалла. – Лит.: Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. – М., 1967. – Ч.1. – С. 342 – 343 и т.д. Ход урока. На слете присутствуют 5-6 групп «специалистов». На доске – план изучения нового материала, каждый пункт которого соответствует вопросам, подложенным группам. В отведенное время группы готовятся к представлению своей темы: разбирают материал, составляют план его изложения; демонстраторы проделывают эксперименты, просматривают таблицы. Основная часть урока – доклад «специалистов». В качестве докладчиков выступают либо по очереди все члены группы, излагаю каждый свою часть, либо её представитель, который суммирует сказанное «коллегами» на предварительном «сборе», а остальные дополняют сообщение. Все участники слета конспективно записывают в тетрадях доклады, задают вопросы, уточняют сведения. Для успеха урока, который рассчитан на 2 учебных часа, очень важно выдерживать регламент: вступительное слово – 5 минут, подготовительная работа – 15 минут, выступления – 50 минут, прения – 15 минут, подведение итогов – 5 минут. Date: 2016-07-05; view: 505; Нарушение авторских прав |