Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии
Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР в возрасте от одного года до двух лет должны быть направлены на развитие психомоторной, сенсорной, речевой, интеллектуальной функций. Большое значение в эффективности психологической коррекции детей с задержкой психического развития имеет, с одной стороны, ориентация на сложные системно-структурные модели их развития, а с другой — на онтогенетические модели. Учет системно-структурных моделей задержки психического развития у детей позволяет разработать дифференцированные методы психокоррекционных воздействий с ориентацией на степень тяжести и специфическую структуру дефекта. Многообразие и полиморфность видов ЗПР требует учета всех факторов, определяющих диагностируемые отклонения. Например, у детей с ЗПР церебрально-органического генеза могут наблюдаться выраженные нейродинамические и аффективные нарушения. У детей с психофизическим инфантилизмом — темповое недоразвитие психомоторных, сенсорных и интеллектуальных функций. Все это требует уже упоминавшегося нами синдромологического подхода к психологической коррекции с выделением ведущих и определяющих мишеней (симптомокомплексов) психокоррекционных воздействий, лежащих в основе задержанного развития. Кроме уровневых моделей психокоррекции детей с задержкой в развитии, широко используются онтогенетические модели, которые предполагают два основных направления: 1) Возврат к ранним онтогенетическим этапам развития познавательных процессов и личности и активация этих процессов в качестве ранее невостребованных резервов; 2) Ориентация на уровень ближайшего развития ребенка. Возрастной фактор также имеет большое значение в психокоррекционной работе с детьми с задержкой психического развития. В раннем возрасте происходят интенсивные изменения в физическом и психическом развитии детей. Уже на втором году жизни наблюдается бурное развитие предметных действий, а на третьем — предметная деятельность становится у здоровых детей ведущей. В исследованиях отечественных психологов и педагогов было убедительно доказано, что предметная деятельность здорового ребенка на первом году жизни претерпевает ряд существенных изменений. На этом первом этапе ребенок инициативно осуществляет действенную связь между собой и предметом путем непосредственного контакта (ощупывание, похлопывание, схватывание, бросание и пр.), происходит выделение предмета как объекта деятельности. В конце первого года жизни ребенок может действовать уже не одним предметом, а несколькими, перемещая их по отношению друг к другу, что уже является активным изменением пространственных отношений между предметами и является существенной предпосылкой для возникновения нового этапа — целевого использования предметов путем воздействия одного предмета на другой. Уже в конце первого года жизни здоровый ребенок может совершать результативные действия, воздействуя на предмет не только непосредственно рукой, но и опосредованно с помощью другого предмета. В связи с этим в основу психокоррекционной работы с детьми с ЗПР было положено формирование у них предметно-ритмической деятельности. В процессе становления предметной деятельности ребенка развиваются: 1) ориентировочная реакция на новый предмет; 2) умение выделять предметы; 3) способы действия с ними; 4) ориентировка на свойства и качества предметов. В этот возрастной период у здорового ребенка активно развивается речь. Вначале появляются отдельные слова, а на втором году жизни — фразы. Кроме того, пробуждается интерес к продуктивным видам деятельности: рисованию, конструированию. Недоразвитие предметных действий, наблюдаемое у детей с ЗПР, в значительной степени оказывает негативное влияние на формирование восприятия и таких его свойств, как константность, предметность, обобщенность. Все это определяет основные задачи психологической коррекции. Среди этих задач выделяются следующие: 1) обучение детей с ЗПР усвоению сенсорных эталонов с помощью развития у них предметно-практических действий; 2) развитие целостности, константности, предметности и обобщенности восприятия. В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы: 1) принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий; 2) принцип доступности заданий; 3) принцип систематичности занятий, предполагающий и определенную частоту занятий; 4) принцип закрепления усвоенного. Психолог в процессе обучения детей с ЗПР предметно-практическим манипуляциям формирует у них поисковые способы ориентировки в задании, обучает ребенка усвоению формы, цвета и величины предметов. Во время занятий ребенку необходимо показывать такие действия, совершая которые он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его деятельности. Предлагаем конкретную схему занятий с описанием психотехник. Date: 2016-07-18; view: 449; Нарушение авторских прав |