Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Клинико-психологические синдромы у младших школьников с задержкой психического развития
Первым, наиболее часто встречающимся синдромом у детей с ЗПР является синдром церебральной астении, который проявляется у ребенка в нарушении интеллектуальной работоспособности. В психологической и медицинской литературе предлагаются различные определения умственной работоспособности. Например, Ю. М. Патрусевич (1964) предлагал рассматривать умственную работоспособность как один из наиболее интегративных и неспецифических показателей состояния здоровья ребенка, возможностей его адаптации к социальным требованиям школы, овладения учебными предметами. Работоспособность как интегральная характеристика познавательной деятельности учащихся имеет важное значение не только в реализации усвоенных учебных навыков, но и для овладения новыми умениями и знаниями. В психологической литературе отмечается тесная связь обучаемости ребенка с его умственной работоспособностью (Е. С. Иванова, 1969, П. Я. Гальперин, 1965; Л. И. Божович, 1968; М. В. Антропова, 1982; и др.). Работоспособность как форма психической деятельности заключает в себе следующие показатели (Н. В. Шабалина, цит. по: Т. В. Терехова, 1976): • систематичность; • непрерывность; • динамичность; • упражняемость. В исследованиях психологов было показано, что с возрастом работоспособность детей улучшается, что проявляется в повышении интенсивности работы и ее качестве. Наиболее значительное изменение работоспособности наблюдается у детей в первый год школьного обучения, а затем продолжается на протяжении всего младшего школьного возраста (Л. И. Божович, 1968). Оно находит отражение в преобразовании характеристик внимания младшего школьника, в интенсивном развитии всех его свойств. Многочисленные исследования показали, что в младшем школьном возрасте резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к концу младшего школьного возраста (9—10 годам) дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять заданную программу действий. Таким образом, интенсивное развитие умственной работоспособности является отличительной особенностью здоровых младших школьников. Нарушения работоспособности достаточно часто встречаются в детском возрасте в форме астенического синдрома. Астения — это одна из распространенных и вместе с тем наименее специфичная форма реагирования центральной нервной системы на самые разнообразные внешние и внутренние вредности: психогенные, травматические, соматические и др. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Таким образом, можно предположить, что, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Сложность, заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать. Date: 2016-07-18; view: 290; Нарушение авторских прав |