Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предоставление информации





Цели консультирования достигаются также посредством предоставления клиенту информации: консультант выска­зывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и инфор­мирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем. Достаточно подробно специфика предоставления информации по вопросам аборта отражена в первой части пособия.

Конфронтация

Каждый консультант время от времени вынужден в тера­певтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Конфронтацию определяют как всякую реакцию консультанта, противоречащую поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, "игры", хитрости, извинения, "пускание пыли в глаза", т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической за­щиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно ока­зывается стиль межличностного общения клиента, отражаю­щийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, ис­кажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.

Выделяют три основных случая конфронтации в консультировании:

1. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или меж­ду мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п. В этом случае можно говорить о двух ступенях конфронтации. На первой констатируется определенный аспект поведения клиента. На второй — противоречие чаще всего представля­ется словечками "но", "однако". В противоположность ин­терпретации при конфронтации прямо указывается на при­чины и истоки противоречий. Конфронтацией такого типа стараются помочь клиенту увидеть само противоречие, кото­рое он раньше не замечал, не хотел или не мог заметить.

Например:

Клиент: Я все хорошо продумала и все решила. Я знаю, какие последствия могут быть для моего здоровья, и вообще...

Консультант: Да, я чувствую вашу «твердость», однако Вы все же решили прийти для беседы, значит, какие-то сомнения и желание честно сказать себе: я сделала все, что могла, все же есть.

2. Конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию та­кой, какова она есть в действительности, вопреки представ­лению о ней клиента в контексте его потребностей. Напри­мер, клиентка жалуется: "Мой муж нашел работу, связанную с длительными командировками, потому что не любит меня". Реальная ситуация такова, что муж поменял работу по требованию жены после долгих ссор, поскольку на прежней работе он мало зарабатывал. Теперь муж зарабатывает доста­точно, однако редко бывает дома. В данном случае консуль­тант должен показать клиентке, что проблема состоит не в любовных отношениях, а в финансовом положении семьи, необходимости, чтобы муж больше зарабатывал, хотя из-за этого он вынужден часто бывать в отъезде. Клиентка не оце­нивает усилий мужа добиться большого благосостояния се­мьи и трактует ситуацию удобным для себя способом.

3. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем. Например, консультант высказывает клиенту удивление: "Вы основательно рассмотрели ситуацию со своей стороны. Однако, всякий раз, когда мы прибли­жаемся к тому, что есть еще и ребенок, Вы уходите в сторону".

Конфронтация является сложной техникой, требующей от консультанта утонченности и опытности. Она часто вос­принимается как обвинение, поэтому применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда клиент чувствует, что консультант понимает его и заботится о нем. Для правильно­го использования техники конфронтации важно знать и по­нимать ее ограничения.

1. Конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение. Это не средство выра­жения консультантом враждебности.

2. Конфронтация не предназначена для разрушения ме­ханизмов психологической защиты клиентов. Ее назначе­ние — помочь клиентам распознать способы, которыми они защищаются от осознания реальности. Стиль психологической защиты мно­гое говорит о личности клиента, и здесь важнее понимание, а не разрушение, которое раздражает клиента и вы­зывает его сопротивление.

3. Конфронтацию нельзя использовать для удовлетворе­ния потребностей или самовыражения консультанта. Кон­сультирование не та ситуация, где консультант должен де­монстрировать свою мудрость и силу в целях самовозвеличи­вания. Задача консультанта не победить клиента, а понять его и оказать помощь. Неправильное применение техники конфронтации часто свидетельствует о том, что в процессе консультирования специалист решает личные проблемы.

Дополняя перечисленные правила, хотелось бы подчерк­нуть, что конфронтация с клиентом ни в коем случае не должна быть агрессивной и категоричной. Желательно чаще использовать фразы: "мне кажется", "пожалуйста, попро­буйте объяснить", "если я не ошибаюсь", которые выража­ют определенные сомнения консультанта и смягчают тон конфронтации.

Как отдельный вариант конфронтации заслуживает вни­мания прерывание повествования клиента. Позволив клиен­ту свободно рассказывать, консультант не должен забывать, что не все сведения одинаково важны, что некоторые темы или вопросы следует углубить. Прерывание клиента возмож­но, когда он "перескакивает" на другие проблемы, не ис­черпав предыдущих. Если клиент изменил тему, консуль­тант может вмешаться с замечанием: "Я заметил, что Вы изменили тему. Специально ли Вы сделали это?" Однако частое прерывание повествования рискованно. Когда мы не позволяем клиенту рассказывать так, как ему хочется, то обычно не достигаем желаемого. Большинство клиентов склонны поддаваться руководству консультанта, поэтому постоянное прерывание порождает зависимость и тогда трудно рассчитывать на откровенность.

 

Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования

Date: 2016-07-18; view: 227; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию