Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Постнеклассический тип научной рациональности и психологическая методология.
Научная картина мира постнеклассического типа рациональности. В основе постнеклассической научной картины мира лежит принятие принципиальной возможности объединения ранее считавшихся несогласуемыми (в классической науке) или плохо согласуемыми (в неклассике) представлений о реальности: живой природе, неживой природе и социальном мире. Обозначенные составляющие объединяются в постнеклассике при помощи принципа системного эволюционизма, предполагающего единение принципов системности и эволюционного подхода. Обоснование системного эволюционизма обеспечили три основные концепции: теория нестационарной Вселенной, синергетика, теория Пригожина, теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы. Идеалы и принципы постнеклассической науки. Изменяется взгляд на объект познания. Предмет рассматривается во внутренней плюральности и негомогененности. Еще одним принципом постнеклассической науки становится принцип холономности (целое равно не сумме частей, но часть может отражать или даже быть больше целого). В психологии эта идея находит свое преломление в трансперсональной психологии. Принципом постнеклассической науки является принцип «допустимо все», впервые объективизированный П.Фейерабендом. Например, в современной физике это выражается в допустимости сопоставления и использования идей разных времен и разных культур. В психологии этот принцип проявляется в современной практической психологии, выстраиваемой при помощи эклектичного использования методик из различных психологических направлений, а также использование религиозных подходов. Философские основания постнеклассической науки. В текстологическом философском проекте (Ж. Деррида, М. Фуко, Р. Барт) наиболее значимыми являются идеи «деконструкции» и «смерти автора». Деконструция направленна на отказ от понятий метафизики и на исследование идеологической подоплеки их конструирования. Метафора «смерти автора», а также ее типологические аналоги «смерть субъекта» и «смерть Бога» указывают на отсутствие внешней детерминации предметов (текста, идей, мира) и подчеркивают невозможность новаторства в творчестве. Номадологический проект (Делез, Гваттари). Понятие номада (дословно - кочевник) указывает на отрицание пространства в качестве дискретно дифференцируемого посредством определенных точек – монад (дословно – единица, простая сущность). Пространственная среда рассматривается как «мир, кишащий номадическими [кочевыми] … сингулярностями». Предмет рассматривается в качестве принципиально аструктурированной целостности (ризома), развиваемой по принципу случайности и без внешней детерминации. Шизоаналитический проект (Делезом и Гваттари) направлен на критику фрейдистского и неофрейдистского понимания бессознательного при помощи эдипова комплекса, а также его интерпретации при помощи сновидений и оговорок. Бессознательное предлагается понимать как «производящее желание». Нарратологический (Лиотар, Рикер) проект направлен на критику метанарративов, метарассказов как принципа интегральной организации культуры и социальной практики. Утверждается идея вариабельности рациональностей. Симуляционный (Батай, Бодрийяр) проект. Симулякр – это копия, оригинал которой никогда не существовал. Общение посредством симулякров противопоставляется понятийному общению. В понятийном общении важно значение понятий и возможно устойчивое взаимопонимание, в общении при помощи симулякров важны коннотации и могут обрести смысл лишь в том случае, если заложенные коннотации адресантом будут восприняты адресатом, причем это происходит не посредством усилия той или иной стороны (соответственно суггестивного либо герменевтического), но посредством самодвижения коннотаций и ассоциаций. Таким образом, в данном проекте также наблюдается отказ от идеи внешней детерминации. Наиболее значимыми из концепций, определяющих поснеклассический тип научной рациональности являются синергетика Г.Хаккена, теория диссипативных структур И.Пригожина, концепция автопоэзиса У.Матураны и Ф.Варелы. Синергетика. Синергетическая концепция сыграла в становлении принципа системного эволюционизма не меньшую роль, чем идея раздувающейся вселенной. Термин «синергетика» предложил Г.Хакен. Основным принципом синергетики является принцип сотрудничества согласованности различных процессов, обеспечивающих самоорганизацию сложных систем. Синергетика изучает любые сложные системы, состоящие из множества подсистем. В последние годы данная концепция начинает осторожно использоваться и в психологии [Трофимова, Курганский и др.]. Концепция диссипативных структур И.Пригожина. Важный вклад в новую картину мира внесла концепция Пригожина. Согласно Пригожину, удаляясь от состояния равновесия, термодинамические системы приобретают принципиально новые свойства и начинают подчиняться новым, нелинейным законам. Для описания таких состояний в системе Пригожин использует понятие «диссипативная структура». «Диссипативный» означает рассеивающий, связанный с потерей энергии, то есть диссипативные структуры описывают неравновесные системы, находящиеся в постоянной нестабильности. Такие системы, согласно Пригожину, характеризуются не планомерным разрушением, но способностью к самоорганизации, в том числе за счет их открытости и, как следствие, возможности черпать энергию извне. Важной частью концепции Пригожина о самоорганизации таких систем является идея возникновения «порядка через флуктуации». Каждая сложная самоорганизующаяся система, согласно Пригожину, характеризуется флуктуациями – отклонениями величин от их среднего значения. В случае если такие флуктуации достигают значительных масштабов, система оказывается в точке бифуркации (раздвоения), в которой она может пойти как в направлении повышения степени организованности, так и в направлении обращения в хаос. Здесь в дело вступает случайность, которая и определяет движение системы в точке бифуркации [Пригожин]. Чем сложнее система, тем более она подвержена флуктуациям. В этом смысле, психика, личность человека – системы в очень значительной степени подверженные флуктуациям. Тем не менее, представления о диссипативных структурах в психологии почти не используются. Среди немногочисленных психологов, использующих идеи И.Пригожина, можно отметить В.П. Зинченко, использующего вышеописанную модель при рассмотрении проблемы выбора человеком пути духовного развития. Концепция автопоэзиса. Еще одной концепцией является концепция автопоэзиса (самовоспроизведения) У.Матураны и Ф.Варелы. Автопоэзисная система, согласно Матураны, Варелы, состоит из «сети процессов, которые постоянно воспроизводят свои компоненты, таким образом, отделяя себя от окружающей среды» [Лубовский, с.78]. Системы такого типа являются автономными. Внешние воздействия рассматриваются лишь как возможные причины их дезорганизации. Концепция автопоэзиса может применяться в социальных науках, например, для анализа социальных систем (Ф.Хейлигхен). J. Shotter, анализируя перспективы развития психологии как постнеклассической науки, указывает на необходимость изменения позиции психолога-исследователя. С точки зрения J. Shotter, необходим переход с позиции отстраненного, «обособленного проверяющего теорию созерцателя, к позиции заинтересованного, интерпретирующего, проверяющего процедуру, включенного наблюдателя»; с «одностороннего стиля исследования к двусторонней интерактивной модели» [1997, c. 58]. Shotter также ставит под сомнение исследовательскую процедуру, требующую включения в плоскость рассмотрения поточности и континуальности феноменологии. Этот взгляд, в целом, отражает общую направленность постнеклассически ориентированных психологов в отношении будущего психологической науки. Принципы и общенаучные концепции, конституирующие разработку методов постнеклассической психологии. Разработка методов психологического исследования постнеклассической типа предполагает ориентацию на общенаучные концепции позднего модернити. К последним следует отнести синергетику, концепцию диссипативных структур Пригожина, концепции автопоэзиса У.Матураны и Ф.Варелы, заката метанаррации Ж-Ф. Лиотара, а также активно используемую в культурологии, религиоведении, истории, археологии концепцию деконструкции Ж.Дерриды. Принципами научного познания, конституирующими постнеклассические методы исследования в психологии являются размывание границ между человеком и средой, принцип самоорганизующихся систем, принципы диалогичности и рефлексии. В целом постнеклассическая исследовательская методология, как указывает В.А.Янчук, носит диалогический характер и реализуется в таких основных методах исследования психики человека как многоголосое исследование, нарративный метод и метод совместного исследования [Янчук, 2007]. Методы исследования в постнеклассической психологии. Нарративный метод. Нарративный метод предполагает самоописания (автобиографии, рассказы и пр.), дополняемые и уточняемые их авторами. Авторы нарратива также имеют возможность отнестись к предложенным исследователем интерпретациям представленных содержаний. Многоголосое исследование. Идея многоголосого исследования опирается на идею о необходимости и принципиальной возможности совместного участия в интерпретации текста трех сторон, причастных к исследованию: автора текста, исследователя и читателя текстовых описаний. Причем, критическую решающую роль здесь приобретает именно позиция читающего. Большое внимание в рамках данного метода уделяется переживаниям исследователя, которые также фиксируются в итоговом отчете и открываются для свободных интерпретаций читающего. Совместное исследование. Наконец, совместные исследования предполагают вооружение исследуемого средствами анализа и осуществления исследования в целом. Выводы, осуществленные в результате собственного исследования представленных испытуемым текстов дополняются в этом случае интерпретациями испытуемых. Date: 2016-07-18; view: 1173; Нарушение авторских прав |