Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неклассический тип научной рациональности и психологическая методология.





Научная картина мира неклассического типа рациональности: вторая половина 19-го – начало 20-го века. Становление неклассического естествознания взаимосвязано с третьей глобальной научной революцией (конец 19-го – середина 20-го века). Этот период отличается цепью локальных научных революций в разных областях знания. Квантово-релятивистская теория в физике. Концепция нестационарной вселенной в космологии. Квантовая химия. Становление генетики в биологии. Кибернетика и теория систем.

В конце 19-го века начали появляться первые свидетельства признания учеными относительности, конвенциональности отдельных научных истин, рассматриваемых в качестве абсолютных в науке классического типа. Происходит отказ от элементалистской направленности науки. Целое теперь признается несводимым к простой сумме его частей. При этом проверяемость знания не должна пострадать во многом по причине понижения требований к последней. В неклассической науке признается возможным использование опосредованных данных. Возникают понятия вероятностного (А.О.Курно), целевого (благодаря Ч.Дарвину) и кольцевого детерминизма, онтологизация случайности.

Идеалы и нормы познания неклассической науки. Отказ от прямолинейного онтологизма и понимание относительной истинности теорий и картины природы. Допускается множественная истинность, т.е. возможность существования нескольких альтернативных теорий, описывающих одну и ту же предметную действительность. Предполагается, что каждая из теорий может вмещать в себя отдельные аспекты объективно-истинностного знания (Степин, 2000). Субъект в неклассической картине мира рассматривается как часть изучаемой им предметной действительности. Исследователи начинают уделять особое внимание специфике используемого метода познания, а также когнитивным (а позже и личностным) особенностям познающего субъекта. Детерминирование в исследовательской системе субъект-объектных отношений признается взаимным. Учитывается зависимость полученных результатов от характера постановки научной проблемы.

Реформируются также идеалы и нормы обоснованности научного знания. Так обоснование в науках предполагает здесь выяснение связей между исторически сменяющими друг друга научными теориями. Принятие неклассической наукой новых идеалов и норм исследования обеспечило принципиальную возможность существования также объектов исследования нового типа – саморегулирующихся систем.

Философские основания неклассической науки: экзистенциально-феноменологическое, марксистское, неокантианское философские направления.

Практически все представители неклассической философии (Маркс, Кассирер, Риккерт, Виндельбанд, Вебер, Фрейд, Ницше и др.) в различных формах реализовывали идею о включенности познающего субъекта в мир, который он познает, и о том, что свойства познаваемых объектов определяются тем, как эти объекты участвуют в деятельности человека.

Важным представляется учение Э. Маха, об относительности применявшихся в науке фундаментальных представлений о реальности и принципов, фундирующих ее существование.

Важными философскими течениями, обозначившими переход к логике неклассической рациональности стали конвенционализм и эмпириокритицизм.

Представители конвенционализма поставили проблему вненаучности принятия отдельных онтологических постулатов науки. В свою очередь в рамках эмпириокритицизма решалась проблема эмпирического обоснования научных абстракций с целью отделения вненаучных вымышленных понятий от эмпирически обоснованных.

Философские концепции, являющиеся методологической основой неклассической науки в значительной большей степени, чем классические философские концепции оказывали неопосредованное воздействие на становление психологических теорий и подходов (Dasein –анализ Л.Бинсвангера и Dasein-аналитика М.Босса; культурно-историческая психология Л.С. Выготского, деятельностный подход С.Л. Рубинштейн и др.).

Отдельно следует сказать о психологических подходах, включающих в свою структуру самостоятельно сконструированные неклассические философские представления и концепции (например, концепция З. Фрейда).

Общенаучные концепции и концептуальные подходы. Неклассическая наука богата общенаучными концепциями и концептуальными подходами. Часто в качестве наиболее яркого примера общенаучных концепций неклассического типа приводят концепцию ноосферы В.И.Вернадского. По мнению Вернадского, в результате познавательной и, как следствие, преобразующей деятельности человека развитие биосферы выходит на новый уровень. Образуется ноосфера, представляющая собой новый элемент космоса, характеризующийся социальным опосредованием природы.

Еще одним общенаучным подходом становится тектология А.А.Богданова. Тектология опиралась на философию всеединства В.С.Соловьева и философию общего дела Н.Ф. Федорова. А.А. Богданов замыслил тектологию как обобщение организационного опыта человека. Всякую систему элементов, по мнению Богданова, следует рассматривать в ее отношении к среде, а элементы этой системы в отношении к целому.

В психологии общенаучные концепции стали появляться, начиная с середины 20-го века.

В рамах кибернетики создано представление о системах, самоорганизующихся по принципу обратной связи. Эта концепция нашла свое применение в т.ч. в физиологии (Бернштейн) и психологии (Бейтсон (алкоголизм)).

Теория систем Л.Берталанфи. В основе теории систем - обобщение экосистем как живых систем. Основные принципы системного подхода:

1. Холизм против атомизма (целое не равно сумме частей).

2. Циклический характер причинности.

3. Оптимальное функционирование границ как условие выживания системы (проницаемость, но жесткость).

Реализуются в разных подходах, в т.ч. семейной психотерапии.

· Семейный подход (Щедровицкий)

· Системно-структурный подход (Выготский, Пиаже)

· Системно-функциональный (Рубинштейн, Ухтомский, Анохин, Лурия).

К общенаучному уровню методологии Первин, Джон фактически относят концепцию К.Г.Юнга, которая, по мнению авторов, оказала огромное влияние на многие области научного знания за пределами психологии.

Критерии, определяющие неклассический характер метода. Следует выделить следующие критерии определения возможности отнесения исследовательских методов к неклассическим: соотнесение предмета, орудием изучения которого является рассматриваемый метод, со шкалой «холизм-элементализм»; степень предопределенности результатов исследования характеристиками его метода; характер взаимоотношений субъекта и объекта исследования. В наибольшей степени этим критериям удовлетворяет группа методов, которые В.И. Слободчиков, Е.И.Исаев определяют как методы описательной психологии [Слободчиков, Исаев 1995]. Неклассический этап научной рациональности характеризуется отказом от элементалистской (в пользу холистской) направленности и линейного (в пользу вероятностного и кругового) детерминизма. Эти же тенденции наблюдаются и в ходе анализа принципов построения психологии описательного типа. Но главным свойством, объединяющим неклассическую рациональность и описательную психологию, является принятие неизбежности влияния операционально-познавательных особенностей исследователя на получаемые им в ходе исследования результаты.

Неклассическая и «понимающая» методология в психологии. В то же время, в неклассической психологии существуют направления, которые можно в полной мере назвать неклассическими, но при этом не включенными в поле описательной психологии: культурно-историческая психология Л.С.Выготского, опирающегося на метод генетико-моделирующего эксперимента, и фрейдизм, опирающийся на метод психоанализа.

Рассматривая методы неклассической психологии, мы, таким образом, можем обратиться к классификации и описанию методов описательной психологии, предложенным Слободчиковым, Исаевым [1995], дополнив ее генетико-моделирующим методом Л.С.Выготского, а также психоанализом.

Методы неклассической психологии.

Интроспекция становится методом неклассического типа, только если исследователь при рассмотрении объекта познания восходит над атомистическим его видением, а также не проводит жестких границ между собой как субъектом исследования и интересующей его стороной психического как его объектом. Формальные особенности метода интроспекции рассматривались нами в предыдущем разделе.

Самоотчет выступает продолжением метода интроспекции, позволяя фиксировать результаты самонаблюдений. Самоотчет может оформляться в виде писем, дневников, автобиографий, исповедей и имеет в данном контексте смысл только если опирается на интроспекцию как метод неклассической психологии. Одним из недостатков самоотчета выступает социальная желательность, свойственная для самоотчетов испытуемых.

Включенное наблюдение, в отличие от невключенного, предполагает реальное участие исследователя в изучаемом явлении или в процессе исследования. Исследователь вербализует свои роли в исследовании, заявляет о своих переживаниях, смыслах, ценностях и т.д.

Эмпатическое слушание предполагает отождествление себя с испытуемым с целью переживания идентичных эмоциональных состояний.

Идентификация предполагает мысленную постановку исследователем себя на место исследуемого. В отличие от эмпатического слушания идентификация опирается на когнитивные механизмы понимания другого: сравнение, анализ, синтез, отвлечение, обобщение и пр.

Диалогическая беседа выстраивается на принципах равноправности общения. Познание исследуемого субъекта усматривается только через его понимание. Исследовательская задача не является преобладающей, но выступает наряду с коррекционной, педагогической и др.

Биографический метод основан на описании биографии человека. Биографический метод предполагает психологическую реконструкцию жизненного пути личности с целью фиксации последовательных изменений его психологии как целого.

Метод интуиции предполагает интуитивное «схватывание» психологических особенностей человека, не предполагающее специальных техник, а также осознанного использования интеллектуальных операций.

Метод интерпретации внутреннего мира человека предполагает обращение при понимании психологического состояния другого к аналогиям из собственной жизни.

Герменевтика представляет собой истолкование психологии исследуемого субъекта как текста. Такое истолкование предполагает соотнесение психики как текста с контекстами и подтекстами ее становления и объективизации, ориентация на традицию истолкования текстов подобного рода.

Экспериментально-генетический метод разработан Л.С.Выготским как часть его культурно-исторического подхода к проблеме развития высших форм психической активности человека. Основная идея этого метода заключалась в изучении перспективных путей развития высших форм психической деятельности на определенном возрастном этапе и определении условий, обеспечивающих возможности такого развития. Особенностью формирующего метода является ориентация на проект-програмный тип научности.

Метод психоанализа, разработанный З.Фрейдом (частично, совместно с К.Г.Юнгом), предполагает анализ исследователем сновидений, описок, оговорок, а также свободных ассоциаций пациента, которые затем истолковываются в соответствии с основными положениями фрейдизма.

Date: 2016-07-18; view: 1661; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию