Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия экзистенционализма. Религиозная философия 20 века.





Экзистенциализм (лат. exsistentia - существование) или философия существования - самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века.

Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны - в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.

Теоретические истоки экзистенциализма весьма обширны и уходят вглубь XIX в. К ним относятся: религиозно - мистическое учение датского философа С. Кьеркегора (1813-1855), иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше (1844-1900), интуитивизм французского идеалиста А. Бергсона (1859-1941), феноменологические концепции. Близки к экзистенциализму были и позиции выдающегося испанского философа и писателя Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955). В самом экзистенциализме выделяются две ветви: религиозная, которую за рубежом представляли К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер (в России Н. Бердяев, Л. Шестов), и атеистическая - М. Хайдеггер. Ж.-П. Сартр, А. Камю. Обе эти ветви различаются по ряду позиций. В то же время экзистенциализм в целом как современное западное философское течение содержит ряд принципиальных общих черт.

Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.

Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире.

Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: "Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-бытия.

Немецкий экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер)

В Германии, где экзистенциализм стал развиваться после Первой мировой войны 1914-1918 гг., крупным представителем этого течения был Карл Ясперс (1883-1969). По образованию медик, написал специальные работы «Всеобщая психопатология», «Психология мировоззрений». В 1937г. За свои демократические убеждения был удален фашистами из Гейдельберского университета, где занимал должность профессора. Основные философские труды мыслителя: трехтомник «Философия»; написанные в 30-е годы «Разум и экзистенция», «Ницше», «Декарт и философия», «Экзистенциальная философия», и др.

Экзистенциалистическая философия во Франции (Ж. П.Сартр, А. Камю, Г. Марсель)

Во французском экзистенциализме можно выделить две его формы: консервативно-католический и радикальный атеистический.

Существует несколько направлений религиозной философии XX века: неотомизм, религиозный экзистенциализм, теология освобождения и другие. Наиболее влиятельными являются неотомизм и персонализм. Обратимся к их общей характеристике.

Неотомизм. Его активно поддерживает римско-католическая церковь. Ее усилиями введено в католических школах преподавание философии Фомы Аквинского. Отсюда название — «томизм», который называют «вечной философией».Среди авторитетных приверженцев томизма называют Э. Жильсона, Ж. Маритена. Они интенсивно развивали так называемый экзистенциальный неотомизм. В этом учении бытие рассматривается как сущность(единое и определенное) и как существование (вечное божественное творение). Каждый человек — это центр мироздания, и только Бог и сам человек способны осмыслить сущность личности. Другими человек познается лишь как объект. Высшим типом познания является чувственное познание в его экзистенциальной неповторимости. Действия познавательных способностей субъекта называются интеллекцией, ее высшая ступень сверхрациональна, интуитивна. Через нее осуществляется связь Бога с человеком.

Человек состоит из души и тела. Отсюда дается толкование индивида (единицы человеческого рода) и личности, которая только и обладает свободой. Свобода выбора приобщает человека к Богу, который помогает реализации личности и покровительствует ее творчеству и культуре. Кстати, будущее европейской культуры Маритен видит в соединении христианских и гуманистических начал, или в «интегральном гуманизме». Сам же гуманизм может быть теоцентрическим и антропоцентрическим (нередко атеистическим). В целом интегральный гуманизм ориентирован на заботу о человеке и с помощью христианских ценностей должен быть направлен на создание единства Истины, Красоты и Блага.


Таковы главные идеи, в данном случае французского неотомизма, оказывающие значительное влияние на развитие духовной культуры западных стран.

Неопротестантизм – о познаваемости бога и своеобразии христианской веры. Но познание бога связано с познанием себя. Поэтому учение о боге выступает в форме учения о человеке. Он может существовать как «подлинный» – верующий и «неподлинный» – неверующий. «Неверующий» человек находится в видимом мире, его жизнь тревожна. Вывести из страха может только религия. Она оставляет человека наедине с богом и приобщает его к высшему миру. Задача – создать теологию культуры, которая бы с позиции религии объясняла все явления жизни. Бог не над миром, не вне мира и не в частном бытии человека, а в мире, как его первооснова и глубина. Изучение культуры и истории показало нам бога, как первооснову всего сущего.

Персонализм. Видные его представители Э. Мунье, Ж. Лакруа, П. Тибо и другие. Философия персонализма выступает за сближение христианства с жизнью, мирскими делами, за конструктивный диалог религии, церкви с государством, политикой, культурой. Центральная проблема персонализма — человек. Степень его свободы в рамках окружающего мира, процесс становления личности (персонализации) определяется собственным выбором. Контактируя с людьми и средой, человек вовлекается в активную деятельность. При этом проявляются два начала: экстериоризация (взаимодействие с внешним миром) и интериоризация (сосредоточение личности на внутреннем мире). Успех персонализации зависит от степени сочетания этих начал. Основой вовлечения человека является его труд и его высшее проявление — творчество. И все это сопряжено с приобщением человека к Абсолюту (Богу). Познание — это тоже проявление вовлеченности, активной, заинтересованной деятельности личности, итог ее выбора, свободы.

Французские персоналисты выдвинули концепцию «персоналистской общинной революции», сопровождая се резкой критикой капитализма. Таким образом, неотомизм и персонализм пытаются обратить церковь к мирским общечеловеческим заботам, модернизировать доктрины римско-католической церкви.

 







Date: 2016-07-18; view: 478; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию