Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сенсуализм философии Нового времени
Сенсуализм (от лат. sensus - чувство, ощущение) - теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания Наиболее развитую форму сенсуализм получил в философии Нового времени и в течение длительного периода был главной формой эмпиризма. Однако последовательное осуществление позиций сенсуализма оказалось непростой задачей. Сенсуализм развил понятие опыта. В нем ставится вопрос что такое опыт и из каких элементов он состоит. Ответ: опыт состоит из отдельных ощущений. Отсюда и название – сенсуализм. У Локка сенсуализм имеет материалистических характер. Он считал: ощущения и мысли человека – это отражение внешнего мира. Ощущение отображает отдельное свойство предмета. Предмет представляет собой устойчивый комплекс ощущений. Он выделяет первичные и вторичные качества или свойства предметов. Первичные – механические свойства предметов (масса, плотность). Вторичные – субъективная форма восприятия человека первичных качеств (тепло, холод, цвет и т.д.). он выделяет первичные и вторичные идеи. Ощущение и восприятие предмета – первичные идеи, а мысли человека – вторичные идеи. Считал, что всё, что есть в сознании человека зависит от его воспитания. Дж. Локк признавал наряду с ощущениями и второй источник знаний - рефлексию, внутренний опыт разума о собственной деятельности. Джордж Беркли создал идеалистический сенсуализм. Он отрицал понятие материи как причины ощущений. Ощущение – единственная реальность. Существовать – значит быть воспринимаемым. При последовательном проведении этой идеи она ведет к существованию одного единственного сознания, в рамках которого существует ощущение. Субъективный идеализм – исходная позиция. Но т.к. он ведет к нелепости, он на этой позиции не остановится. Он переходит к объективному. Он говорил, что «если я что-то вижу, это могут видеть и другие». Поэтому оно все равно существует. Существует бог, который воспринимает одновременно всё, что существует в мире. Признание бога – объективный идеализм. Он сочетает объективный и субъективный идеализм и при этом остается в рамках сенсуализма. С философией Беркли сенсуализм вышел за рамки материализма и появился идеалистический сенсуализм. Гораздо последовательнее сенсуализм Д. Юма, который и само Я попытался свести к совокупности ощущений. Теорет-ие взгляды англ. философа Д.Юма логически завершают эмпиризм как философское направление. Выступал с позиций абсолютизации опытного знания. Юм добавлял к «внешнему опыту», из которого исходили все прежние представители сенсуализма «внутренний опыт». Первичными восприятиями он считал непосредственные впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — чувственные образы памяти (идеи) и впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Он утверждал зависимость простых идей (т.е. чувственных образов памяти) от внешних впечатлений, а образование сложных идей трактовал как психологические ассоциации простых идей. Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой существует только человек и его сознание, а объективный мир, в т. ч. и люди, существует лишь в сознании индивида. В некотором отношении всякая субъективно-идеалистическая философия неизбежно приходит к солипсизму. Точка зрения солипсизма лишает всякого смысла человеческую деятельность и науку. Гносеологическим основанием солипсизма служит абсолютизация ощущения как источника познания. С. находится в противоречии со всем жизненным опытом, с данными науки и практич. деятельностью. В последоват. виде солипсизм встречается крайне редко, у отдельных мыслителей.
Date: 2016-07-18; view: 963; Нарушение авторских прав |