Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмпиризм философии Нового Времени ( Ф. Бэкон, Т. Гоббс)
17 в был временем перехода от Возрождения в Новому времени. В конце 18 в начался новый этап философии – немецкий идеализм. В обществе и культуре происходили глубокие изменения. Происходило развитие товарно-денежных отношений, возрастание автономии личности; отношения между обществом и государством, между личностью и государством и в какой-то степени между отдельными личностями изменились с традиционных на формально-правовые. Возникло договорное сознание, изменилось восприятие социального пространства. Пространство стало действовать как однородное, где действуют единые законы. Изменилось восприятие природного пространства. Оно также стало мыслить как однородное. Изменилось восприятие времени. В средние века мыслилось как циклическое. В эпоху нового времени время стало линейным. Оно тоже однородно. Эти идеализации присущи физике Нового времени. Наука Нового времени – продукт европейского общества. Средством познания мира является, во-первых, математика, во-вторых, эксперимент. Знание нужно для применения на практике. Основоположник философии эмпиризма – ф. Бэкон. Эмпиризм – философия опыта. Он считал, что в основе познания находится опыт. Подверг критике средневековую схоластику (за отрыв от опыта). Источник знания для схоластов – авторитет, в частности – философия Аристотеля. Но все могут ошибаться. А устранить ошибки можно при помощи опыта. Бэкон подверг критике и теорию познания Аристотеля. По Аристотелю есть совершенный и несовершенный вид познания. Совершенное – познание дедуктивное, т.е. умозаключение, опирающееся на известные истины. Несовершенное – познание при помощи органов чувств. Но здесь возможны ошибки. Он говорит, что основной вид познания – индукция – движение мысли от отдельных фактов к обобщению. А факты получаются из опыта. Индукция дает нам новое знание, а дедукция делает выводы из уже известного. Бэкон утверждал, что наука должна быть полезной, должна служить практике, т.е. знание ради пользы. Знание есть сила. Задача науки состоит в том, чтобы создать натуральную магию. Он выделил 3 вида познания: 2 неправильный и 1 правильный. Неправильные: 1) «путь паука» - паук из себя выделяет паутину, а философ-схоласт выдумывает теории, не имеющие отношения к действительности. 2) «путь муравья» - муравей ползает и видит мелкие подробности, но не видит общей картины мира. Бессмысленно просто собирать факты без их обобщения. Правильный путь – путь пчелы. Она то садится на цветок, чтобы собрать нектар, то поднимается. Так и ученый должен собирать факты и затем обобщать их. Он говорит, что научные исследования бывают плодоносные и светоносные. Светоносные дают новое знание, а плодоносные ищут способы применения тех знаний, которые уже есть. Указывал на то, что без светоносных не будет плодоносных. Бэкон сделал выводы о том, что существуют трудности в познании, связанные с несовершенством самого человека. Эти трудности присутствуют всегда, но их надо учитывать и преодолевать. Трудности: несовершенство органов чувств; господство авторитетов в науке; господство общепринятых мнений, которые могут быть ошибочными; недоразумения, вызванные употреблением слов. Слова могут иметь разные значения, разные люди могут понимать одно и то же слово по-разному, один и тот же предмет может называться разными словами. омас Гоббс (1588–1679) – одна из главных фигур философской школы, которая позднее в политической теории получила название школы социального контракта. В своей самой знаменитой книге «Левиафан» Гоббс высказывался за установление государства, основанного на согласии между всеми людьми пожертвовать своей естественной свободой и подчиниться приказам суверена. Гоббс был материалистом; верил в то, что физические атомы, находящиеся в движении, являются единственными реальными вещами. Он объединил эту метафизическую теорию с психологической теорией, согласно которой всякое человеческое существо всегда действует в направлении удовлетворения своих желаний и усиления своей власти. В «Левиафане» он попытался вывести свою теорию социального контракта из этих двух фундаментальных положений. Гоббс был одновременно тонким наблюдателем человеческого поведения и изящным стилистом. Основным предметом изучения философии и науки он считает природу и человека, источником философии – разум, а источником религии – авторитет церкви. Доказать существование Бога, по его мнению, нельзя, но в Бога можно верить. Основными философскими положениями Гоббса можно считать следующие: 1. Онтологические. Мир – это единая материальная субстанция, и никакой другой не существует. Материя вечна, состоит из отдельных тел, которые возникают и исчезают. Любое тело обладает протяженностью и формой, имеет длину, высоту и ширину. Мир состоит из материальных фигур, фигуры – на плоскости создаются из линий, а линии представляют собой сумму материальных точек. Механистический подход обнаружился у Гоббса также и в толковании движения материи, которое он понимает лишь в механической форме как перемещение тела из одного пространства в другое. Понять движение как самодвижение Гоббс не мог в силу исторических условий развития научных знаний. 2. Гносеологические. Он признает познаваемость мира и считает, что источником знаний человека является объективная действительность. В основе познания находятся «идеи» – конкретные представления, возникающие на основе чувственного опыта. Познание, начинаясь с ощущений, завершается в разуме. Первоначально возникшие идеи в дальнейшем перерабатываются сравнением, сочетанием и разделением идей. Философия – рациональное познание связей вещей. Всю деятельность познания Гоббс пытался свести к простейшим математическим операциям – сложению и вычитанию. В теории познания Гоббс пытался обосновать материалистическое понимание истины. Под истиной он понимал правильное суждение, верно отражающее причины связи. Однако в толковании истины он порой допускал субъективизм. Истина и заблуждение у него зависели от правильного и неправильного расположения слов в суждениях. В учении о человеке как гражданине Гоббс рассматривает отношение человека к обществу. Основное внимание он уделяет государству. Государство – «искусственное тело», возникшее на основе общественного договора с целью прекратить войну всех против всех.
Date: 2016-07-18; view: 786; Нарушение авторских прав |