Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь государства и гражданского общества.





  Государство Гражданское общество
По содержанию Сфера реализации общезначимых интересов, социальных групп, классов, наций Сфера реализации повседневных интересов человека
Средства реализации Право, власть, принуждение Убеждение, моральные и правовые нормы, обычаи и традиции.
Основы Органы законодательной, исполнительной и судебной власти, политические институты, элита. Свобода индивида с неотьемлимыми правами и некоммерческие организации
     
     
     
     

Условия формирования гражданского общества в России.

Экономические предпосылки: рыночная экономика, углубление специализированного производства и разделение труда, развитие товарно-денежных отношений, формирование частной собственности.

Политические предпосылки: формирование системы разделения властей, формирование реальной многопартийности, проникновение принципов гласности, справедливости, законности и гуманизма, деятельности государственного аппарата, равноудаленность политических элит от бизнес элит, формирование госаппарата по принципу профессионализма.

Идеологические условия: повышение уровня политической и правовой культуры граждан, становление идеологии либерализма.

Социальные условия: повышение социальной активности граждан в решении актуальных проблем в жизни общества, формирование социальной инфроструктуры общества, обеспечивающих интересы различных групп населения.

Экологические условия обеспечения безопасной окружающей среды.

 

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

2. РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

3. ПРИНЦИПЫ

4. ПРИЗНАКИ

5. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

1. Правовое государство – реальное воплощение принципов законности и идей социальной справедливости. Главное для правового государства – законность, стремление оградить человека от произвола со стороны государства, а также гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права человека.

Правовое государство – такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Право играет приоритетную роль в том случае если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Таким образом ценностный смысл идеи правового государства состоит в суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы и подчинении государства обществу.

Правовое государство – такое демократическое государство в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Сущность правового государства выявлена в: 1. Теории государства законопорядка:

· идея упрядоченности общественной и государственной жизни с помощью закона.

· Государство регулирует общественные отношения, опираясь на право.

· Государство подчиняется власти закона, что обеспечивается надлежащей организацией государственной власти.

2.в доктрине правления права:

· Идея ограниченного государства и свободного общества

· Права и свободы человека – это высшая ценность, государство не в праве их нарушать, они определяют смысл и границы его деятельности

2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

1.АНТИЧНОСТЬ создание теоретических предпосылок концепции правового государства. Платон, Аристотель, Цицерон.

Платон: видит близкую гибель государства, где закон не имеет силы и находится под чьей либо властью. «Там где закон владыка над правлениями, а они его рабы, видится спасение государства».

Аристотель: Там где отсутствует власть закона - там нет места какой либо форме государственного строя.

2.НОВОЕ ВРЕМЯ (СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НЕТ 3-14 века – ТАМ БЫЛ ТЕОЦЕНТРИЗМ) 16-18 ввекка созданы основы учения о правовом государстве.

Кант: государство – это объединение множества людей подчиненных правовым законам. Государство призвано служить личности, охранять ее от любого произвола в том числе от произвола государства.

Гегель: государство, охватывая всю систему права, есть царство реализованной свободы.

Кистяковский: основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена, в правовом государстве власти положены определенные пределы, которые она не должна и не может преступить. Ограничения власти в правовом государстве создается путем признания за человеком неотъемлемых, не нарушаемых, не прикосновенных и неотчуждаемых прав.

3.19-20 ВЕКА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА, укрепление ее основ в конституции и в иных законодательных актах.

Еллинек, Дуги, МОЛЬ.

В этот период созданы основы учения о правовом государстве.

Правовое государство – форма организации политической власти в гражданском обществе при которой признаются и гарантируются права человека, обеспечивается верховенство закона и взаимная ответственность государства и гражданина.

Правовое государство – форма организации и деятельности публичной политической власти, обеспечивающей свободу гражданского общества и автономию гражданина.

 

3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА:

1.Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона правового государства), принцип нашел свое конституционное закрепление в статье 2ой конституции РФ, где сказано, что человек его права и свободы являются высшей ценностью. Таким образом правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение, гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности.

2.Наиболее последовательное связывание посредством права политической власти формирование для государственных структур режима правового ограничения(формально юридическая сторона правового государства).

Малько (классификация принципов).

 

4. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

1. ВЕРХОВЕНСТВО прав над государством

2. Верховенство правового закона

3. Признание гарантирование (обеспечение) прав и свобод человека

4. Взаимная ответственность государства и личности

5. Правовой режим законности и стабильность правопорядка

6. Разделение властей

7. Независимый компетентный суд

8. Подчиненность государства обществу и его контролируемость со стороны общества

9. Режим демократического конституционного правления – реальное осуществление народовластия

10. Открытость власти, обращенность ее к человеку.

11. Равенство закона для всех и всех перед законом.

12. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

13. Высокий уровень правовой культуры в обществе

14. Наличие развитого гражданского общества

15. Создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком либо одном звене или институте.

16. Единство прав и обязанностей граждан.

 

5. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

- ЭТО экономическая, политическая, социальная нравственная.

 

Экономическая основа правового государства являются определенные производственные отношения базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически; в свободном предпринимательстве и заключается в борьбе с экономическим монополизмом.

В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ. Индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

 

Политическая основа правового государства проявляется в его суверенитете, те правовое государство концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

 

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан носителей общественного прогресса.

В центре такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

 

Нравственная сфера – нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие признаки гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

 

Вывод: целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального развития общества, государства, личности.

 

Правовое государство – суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну, осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА (40? НА ГОСАХ)

 

пСИхологическая теория правопонимания.

 

Право практически всегда содержит нормы призванные обеспечить общественную безопасность и регламентировать деятельность биологически активных людей. Право выступает как первичный наиболее простой способ регулирования отношений между человеком и природой. Опыт этих отношений утверждается в системе норм обязательных для представителей этого общества. Природная среда внутри человека, мир его психики, как опосредующее звено в цепи взаимодействия сознания и внешней реальности, является одним из важнейших факторов формирования права.

 

Лев Иосифович Петражицкий – основатель психологической школы права. Основная монография «теория права и государства в связи с теорией нравственности»

Психологическая школа права Петражицкого боролась с позитивистскими концепциями к числу которых было отнесено понимание права как внешнего государственного веления. Правовые начала человеческого поведения, также как и нравственные коренятся в психике человека, в эмоциях долга. Переживание должного как свободное самоопределение личности ведет к ее нравственному поведению, но если то, что личность переживает как должное одновременно понимается и как нечто причитающееся другому человеку, то возникает правовое отношение, где выступают управомоченный и обязанный субъекты. Активная роль государства в возникновении такого рода правоотношений не является решающей. Переведя сущность права в эмоциональную психологическую схему петражицкий различает объективное (позитивное, официальное право) и интуитивное (определяемое психологическим отношением адресата к объективному праву).

 

Интуитивное (автономное право) образует переживания исполняющиеся по зову внутреннего голоса совести. Оно носит индивидуально свободный и изменчиво разнообразный характер. Индивидуальные переживания человека.

 

Объективное право – основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте. Оно способно создавать правовые предписания, обязательные для всех субъектов права. – позитивное право.

 

Право исходит от индивида, но оно рождается в глубинах человеческой психологии как интуитивное право которое в отличии от позитивного не зависит от массы внешних факторов, построено на внутренних убеждениях индивидуальных восприятиях человеком своего положения.

По Петражицкому реально существуют только психические процессы. Следовательно он считал, что науки о хозяйстве, праве государстве должны опираться на анализ психических явлений, поэтому Петражицкий вводит понятие эмоций, которые носят двусторонний активно- пассивный характер. Среди эмоций особую роль играют моральные и правовые эмоции. Моральные эмоции императивны, те обязательны. Правовые эмоции императивно- атрибутивны, обладают обязательно притязательным свойством: не только какое либо лицо обязано что-либо делать, но и другое лицо в праве требовать от него выполнения данных обязанностей.

 

Государство служит праву обеспечивает осуществление определенной системы правовых норм и изменяется с ее потребностями. Петражицкий, выделяя психологические начала правового регулирования акцентировал эмоциональную восприимчивость правовых требований адресатам права. Эмоции, импульсы, переживания – это доминанта в переводе правовых предписаний в реальное поведение индивида.

Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность. Если наш долг в этическом сознании представляется связанным по отношению к другому человеку, психически закреплен за ним как принадлежащий ему, а этот другой имеет притязания на наш долг, на исполнение нами обязанности, то речь идет о юридическом долге. Если обязанность не представляется нам принадлежащей другому и этот другой не имеет притязания на исполнение нами нашего долга, то речь идет о нравственной обязанности.

 

Соответственно юрические связи между двумя сторонами состоящие в долгах, лежащих на одной стороне и закрепленных за другой стороной составляют правовые отношения.

В своем воздействии на социальное поведение выделяются такие специальные функции права как распределительная и организационная. Содержание распределительной функции выражается в том что правовая психика распределяет различные материальные блага между индивидами и их объединениями, она наделяет граждан идеальными благами (неприкосновенность личности, свобода совести, свобода слова и другие).

Наделение объектов властными полномочиями составляет суть организационной функции права.

 

Вывод: многие тонкости теории Петражицкого обнаруживаются там где он объясняет деление права на объективное и субъективное, законодательная практика могла бы использовать некоторые выводы данной теории. Например нельзя издавать законы без учета социальной психологии. Нельзя их применять не учитывая психологического мира индивида. Психологические процессы разных уровней это такая же реальность как экономические и политические процессы, право опосредуется ими, проявляет через них свою эффективность (достоинства данной теории).

Недостатки психологической теории:

1. Односторонний характер теории

2. Отрыв от объективной реальности

3. Невозможность в рамках психологической теории структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Социологическая юриспруденция оформилась как самостоятельное направление в связи с потребностью целенаправленно изучать и использовать право в качестве инструмента регулирования и социального контроля. В этой области анализа и обобщений известность получили концепции солидаризма в праве (Леон Дюги). Концепция свободного судейского усмотрения (Евгений Эрлих) и социальная инженерия в праве (Роско Паут).

 

1. Австро- германская юриспруденция ЕЕвгений Эрлих труд «Социология права»

Коцепция Эрлиха получила название концепции свободного права тк для нее характерным являлся свободный подход к праву который можно обнаружить в практике судебного разбирательства где имеет место свобода судейского усмотрения. Исходные начала права следует искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества, общины и само государство. В своей монографии «Основы социологии права элих указывает что право коренится не в текстах законов, а в жизни». Главный пункт концепции – минимазация различий между законом и другими нормами социального регулирования. Различие это относительно, потому что принудительная сила юридических норм в меньшей степени чем такая же сила иных социальных норм является выражением социального принуждения а не власти государства. Право это нечто более широкое чем правовое государственное регулирование. Государство это лишь одна из целого ряда правовых ассоциаций, включая семью, церковь, корпоративные организации, как имеющие, так и не имеющие статус юл. В тоже время существуют некоторые типично юридические нормы принуждения, такие как наказание или приведение в исполнение приговоров.

Эти специфические средства принуждения государство образует с целью обеспечения своих главных целей, таких как военная организация, налогообложение, полицейское упарвление, но даже эти специфически государственные нормы принуждения имеют функцию защиты норм сформировавшихся в самом обществе.

Эрлих исходит из своего основного принципа, что право определяется главным образом через общество. Под обществом он понимает совокупность человеческих союзов которые он разделяет на самобытные и новые. В качестве самобытных союзов выступают род, семья, семейная общность. Зарождаются самобытные союзы внутри самого общества и они связаны с бессознательными человеческими порывами. В примитивных обществах эти самобытные союзы являлись единственно организованными группами из объединения которых в последствии образовалось государство.

К новым союзам, возникшим в результате осознанной целенаправленной человеческой деятельности относятся государства, религиозные общины, политические партии, общественные группы, общественные объединения и союзы в транспортных организациях, в промышленных обществах, на фабриках, в сх хозяйстве.

 

Право – нормы самодействующего порядка вытекающие из непосредственного определения жизни, торговли, обычаев и привычек из организационных и уставных положений различных союзов как признанных союзом, так и игнорируемых и даже отрицаемых им.

Таким образом подчеркивается социальная обусловленность права, в своей концепции Эрлих проводит четкое разграничение между правовой областью, правопорядком и другими областями социальной жизни: моралью, религией и тд. Подчеркивая при этом, что государство основывает свою деятельность не только на правовых нормах.

 

Американская социологическая юриспруденция – Роско Паунд.

Паунд поставил вопрос об исследовании права в действии в его социальном контексте. Паунд придерживался мнения что право необходимо рассматривать как средство социального контроля. Задачей социологии права является выявление и анализ социальных результатов законодательства а также общественных изменений, которые обуславливают изменение в законодательстве.

Паунд подчеркивает необходимость соответствия правотворчества экономическим факторам в обществе. Он обращает внимание на необходимость изучения деятельности юристов и особенно судей от которых зависит реализация права.

Под правом в действии Паунд понимает три взаимосвязанных его проявления в социальной жизни.: 1. Правопорядок

2. Совокупность предписаний

3. Правоприменительная деятельность в суде или администрации.

Цель права – примирение и гармонизация сталкивающихся и перекрещивающихся интересов и требований. Взятые все вместе интересы и требования должны обеспечить защиту интересов с помощью права. Своеобразие с позиции паунда состояло в оценке роли важнейших из традиционных средств социального контроля (обычай, мораль, религия, права), которые на начальных стадиях не были отдиференцированны друг от друга, со временем обособились и стали по разному совместимыми с общественным и политическим бытом. В современном обществе важным средством социального контроля стало право и такой контроль стал функцией государства, которое осуществляет его через парво. Идея социального контроля при помощи права предполагает что право должно быт по крайней мере стабильным но постоянные изменения условий жизни общества требуют постоянных поправок следовательно правовой порядок должен быть настолько же изменямым насколько стабильным. Он должен постоянно пересматриватся в соответствии с изменениями общественной жизни, которую должен регулировать.

 

Положительное в социологических концепциях:

1. Общество и право рассматриваются как целостные взаимосвязанные явления

2. Теория доказывает то что изучать нужно не только нормы права установленные государством но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений.

3. Учение подчеркивает роль права как средство социального контроля и достижение социального равновесия возвышает роль судебной власти.

Минус:

1. Отрицание нормативности как важнейшего свойства права,

2. недооценка в праве нравственно-гуманистических начал

3. Смешение одного из факторов образования права – интереса с самим правом.

 

 

ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ БИЛЕТ №40

Разновидностью социологического направления в юриспруденции является теория солидоризма. Основоположником является леон Дюги. В обществе люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности. Дюги является защитником социально-юридического (компромиссного между позитивистским и социологическим подходами) пониманием права, но акцент делал на естественно-правовую традицию. Дюги попытался упразднить в юриспруденции некоторые понятия и конструкции, которые называл метафизическими. К ним он относил понятие суверенная личность государства, субъективное право личности и одновременно ввел такие новые понятия как юридическая ситуация, функция, социальное право и тд. Дюги рассматривал государство и право как институты функционирование которых удовлетворяет потребности всего общества. Государство это орган выявляющий и развивающий социальную солидарность. Государство, индивида и различные социальные группы Дюги рассматривал не как носителей определенных прав а как исполнителей определенных социальных функций. Дюги определяет, что публичная власть это просто факт, он также заявляет, что государство в его прежних формах коллективности исчезнет и на место этих форм придет новый государственный строй «более гуманный, защищающий индивида». Этот строй покоится на двух элементах: 1. Концепция социальной нормы, которая основывается на факте взаимной зависимости, соединяющей все человечество вообще и членов любой социальной группы в частности (социальная норма входит в состав объективного права).2. Децентрализация (синдикальный федерализм) «Современное общество движется к федерализму классов сорганизованных в синдикаты и со временем федерализм будет скомбинирован с центральной властью, которая не упразднится, но будет сведена к функциям контроля и надзора».

Главная идея в теории Дюги заключалась в концепции солидаризма. «В солидарности видится только факт взаимной зависимости, соединяющей между собой в силу общности потребностей и разделения труда людей в частности членов одной социальной группы.» Помимо социальной солидарности людей объединяют и интегрируют в новые общности те правила поведения, которые заданы социальной нормой. Социальная норма это не есть моральная норма, она считается правовой нормой. Социальная норма относится к внешним проявлениям человеческой воли и необязательна для его внутренней жизни. Соц норма – источник человеческого благополучия и стоит выше государства. «Государства подчинено нормам права как и сами индивиды. Воля властвующих является правовой волей, Способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах начертанных нормой права». Правила социальной солидарности и составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет государство себе. Социологическая теория наполняет право социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории выражают сущность правового государства в котором и само государство и граждане должны подчинятся предписаниям в интересах общего блага.

Билет №66 НОРМОТИВИСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Нормотивиская школа права – направление в теории и философии права представители которого рассматривают право как единую систему норм и стремятся исследовать эту систему саму по себе. Эта теория получила распространение в первой трети 20 века. Авторы: Кельзин, Штармер, Новгородцев.

Нормотивиское направление объединяет неоднозначные взгляды на право и его роль в общественной жизни. Теоретичесике положения нормотивизма были изложены Штармером в его работе «Хозяйство и право», в которой он определяет право как внешнее регулирование социальной жизни, целью которого является удовлетворение потребностей людей. Совместное действие, связанных в обществе людей он называет социальной матрерией или хозяйством, определяя соотношение права и хозяйства, Штамлер пишет, что оно представляет отношение и материала общественной жизни. В развитии права он видит развитие самого общества. «Закономерность социальной жизни – это закономерность ее правовой формы. Уразумение и следование основной идее права как конечной цели человеческого общества.» Указанная закономерность проявляется только в такой социальной жизни, регулирование которой осуществляется в интересах свободы каждого, кто находится в сфере права.

 

Основоположником нормотивистской теории права является ханс Кельзин. Свою теорию назва «Чистые учения о праве» Чистота в теории Кельзина заключается в устранении из юридической науки всего метаюридического материала в первую очередь политико-идеологических положений, а также элементов социологии, психологии и политической теории. Основные идеи: 1. Исходным для концепции Кельзина является представление о праве как системе (пирамиде норм)где наверху находится основная норма, принятая законодателем и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы.

2.По Кельзину бытие права принадлежит к сфере должного а не к сфере сущего. Оно не имеет обоснования вне сферы норм должноствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения, поэтому Кельзин считал, что юридическая наука должна изучать право в чистом виде вне его связи с политико-социально экономическими оценками.

3. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые также должны соответствовать основной норме. Суть нормативистской теории составляют следующие положения:

1. право – пирамида норм

2. во главе пирамиды суверенная норма, определяющая смысл остальных норм. Каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и в итоге от суверенной нормы.

3. сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы.

4. право существует только в кодифицированных юридических нормах, те не может быть право вне норм (например естественного).

5. право необходимо изучать и воспринимать вне связи с религией, философией и моралью.

Достоинства нормотивистской теории:

1. Признание необходимости структурирования правовой системы, те построение ее в виде иерархии.

2. Идея о суверенной норме, которая венчает всю правовую систему.

3. Признание в качестве права только кодифицированных юридических норм.

4. Нормы права издаются государством, в них выражена государственная воля возведенная в закон.

5. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения.

6. Само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства.

7. От норм права зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

8. Подчеркивается нормативность права.

9. Фиксированность средств государственного принуждения в случаях нарушения права.

10. Ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики.

11. Широкие возможности государства влиять на общественное развитие тк именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Недостатки теории:

1. Отрицание обусловленности права потребностями общественного развития.

2. В игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм.

3. Абсолютизация государственного влияния на правовую систему.

4. Повышенное внимание к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование содержательной стороны права. Недооценка связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами.

 

ГОСУДАРСТВО И КОНФЕССИИ №62 ВОПРОС

Государство и конфессии.

Термины конфессия, денаминация, религия, церковь –это.

По мннию ряда исследователей вся совокупность государственно-конфессиональных отношений может быть определена через юридическую формализацию правового статуса религиозных объединений. В этом случае отношения государства и конфессий складываются в двух формах:

1.отношения с государственной религией (церковью, конфессией) те закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.

2. это режим отделения религии от государства (церкви, конфессии). В данном случае понимаемый как любые разновидности государственно-конфессиональных отношений не предусматривающие наличие государственной конфессии, чей статус законодательно закреплен. Данная типология не является полной, поэтому морозова со ссылкой на зарубежную литературу говорит о наличии внутри режима отделения церкви от государства такого явления как партнерства особого рода между отдельными кофессиями и светским государством. (напримере Германии). Потанина С. В. Делит модель отношений государства с господствующей религией на: 1. Государственная религия, 2. Национальная религия 3. Официальная религия 4. Религия народа. Все приведенные потаниной термины встречаются в законодательстве различных государств. Но это не связано с обозначением какого либо определенного статуса конфессии или законодательно закрепленной модели государственно конфессиональных отношений, использование всех приведенных потаниной определений подчерквает неустойчивость терминологии применяемой для описания явлений одного порядка.

Широко распространенной в современном российском правоведении является универсальная типология государств основанная на отношении к господствующей конфесссии или к группе кофессий. Эта типология разделяет государство на

1. Светские (обеспечивающие равенство всех религий и свободу любого исповедания, религизного индеферентизма и антирелигиозной пропаганды.

2. Клерикальные (декларирующие особый статус одной господствующей государственной конфессии и допускающие участие государства в управлении ею равно как и исполнение конфессией по поручению государства ряда государственных функций.

3. Теократические государства (признающие за религиозной догматикой и религиозными органами высший авторитет как в области законодательства так и в области реальной политики.

4. Атеистические государства (проводящие политику запрета или максимального ограничения конфессиональной деятельности. Сходная классификация применяется многими европейскими специалистами описывающими типы государственно конфессиональных отношений как систему однопорядковых явлений. При этом содержание данных моделей сочетается с описанными в российском правоведении моделями светсткого клерикального и теократического государств.

Данная классификация не является бесспорной, тк не исчерпывает всего многообразия форм таких отношений, а ряд выделенных ею моделей государственно- конфессиональных отношений трактуются другими авторам в совершенно ином ключе, так Чиркин соглашаясь с выше приведенным понятием светского государства подчеркивает что наличие государственной церкви если оно не связано с притеснением других конфессий, не означает выпадение таких стран из числа светских, например великобритания и Швеция. Одновременно в понятие клерикальное государство Чиркин вносит уточнение, утверждая что антиподом светского является теистическое государство в котором: «жизнь общества подчинена религиозным канонам, а за отступление от них возможны суровые наказания». Таким образом клерикальное государство в интерпритации чиркина это лишь разновидность теистического в котором «государственные посты занимают свещеннослужители». С мнением Чиркина относительно трактовки понятия клерикальное государство солидарен академик Кутафин О. Е., выдвигающий следующие положения:

1. Клерикальное государство с церковью не слито, однако церковь через институты установленные законодательством оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов, таков например Иран. Таким образом предлагаемый термин клерикальное государство по объему и содержанию практически совпадает с однобоким определением теократии.

2. Более четкое и универсальное определение теократии дают Е. Н. Салыгин и К. В. Арановский, выделяющие в данном специфическом режиме государственно-конфессиональных отношений несколько существенных элементов каждый из которых взятый в отдельности еще не позволяет судить о наличии теократической концепции. Так Арановский критикуя однобокие определения советских энциклопедий помимо выделяет три ключевых признака теократической модели государственно конфессиональных отношений: 1.признание и закрепление верховенства божественной воли в вопросах социального регулирования. 2. Придание религиозным текстам высшей нормативной силы по отношению к праву или господство религиозного права одной конфессии. 3. Фактическое а не формальное сосредоточение важнейших властных функций в руках представителей духовенство господствующей конфессии.

«Теократия по Арановскому – это режим в котором политическая власть реально принадлежит духовным лидерам, божеству, а регулятором общественных в том числе политических отношений являются предписания религиозного происхождения, каноны.»

В полной мере указанные признаки теократической модели отражены в принятых в 1992 году основах системы власти саудовской аравии, теократическая модель государственно-конфессиональных отношений не является исключительно принадлежностью стран исламского мира. Классическим примером современной теократии в европе является город –государство Ватикан.

 

Требует уточнение понятие атеистического государства. Распространенное мнение западных политологов о религиозном характере тоталитарных идеологий (коммунизм, фашизм) неизбежно приводит к мысли о том что в коммунистических (атеистических по выше приведенной класиификации) государствах происходила подмена объекта веры и культа. Коммунистическая идеология приобретавшая религиозные черты и идеологизированное государство вытесняло традиционные конфессии, создавая квазитеократическое государство.

 

Более современным вариантом классификации государственно профессиональных отношений является теоретическая схема Мирошниковой Е.М., которая выделяет три основные модели этих отношений вне теократических государствах: 1.идентификационная модель государственной церкви, например, дания, англия, греция, финляндия, Норвегия.

2.Сепарационная (отделительная модель, принятая во франции, нидерландах, США).

3.Кооперационная (модель нейтралитета и сотрудничества, действующая в Германии, Испании, Италии, Бельгии, Люксимбурге, Австрии и Португалии).

Эту терминологию для описания моделей государственно-конфессиональных отношений в европе применяет и ряд европейских исследователей.

 

Логинов А. В. Видоизменяет данную классификацию, сводит ее к двум принципиально различным моделям: сепарационной и кооперационной. Каждая из них по мнению Логинова строится на базе принятого типа правового регулирования. 1.Для сепарационной модели характерен универсальный тип правового регулирования не допускающий каких либо различий в правовом статусе денаминации. 2.для кооперационной модели свойственен дифференцированный тип регулирования, предполагающий что государство оставляет за собой право дифференцированного отношения к различным конфессиональным сообществам, наделяемым разным объемом полномочий.

К сепарационной модели с точки зрения классификации Логинова относятся как такие традиционно светские государства например фраанция, так и государства советского блока, обеспечивающие всем денаминациям «равенство в бесправии». Кооперационная модель в интерпритации Логинова подразделяется на три подмодели:

1. Государственного статуса одной церкви (греция, англия, ирландия, норвегия, исландия).

2. Консенсуальных отношений конфессии с государством (испания,италия, венгрия, беларусия, грузия).

3. Законодательное выделение прзнанных (традиционных) конфессий (Россия, Болгария, Бельгия, Литва, Армения). При этом автор замечает, что в ряде случаев выделенные им подмодели могут сочетаться в рамках одного государства. Предложенная Логиновым классификация кажется несовершенной в силу того, что многие выделяемые им подмодели слишком расплывчеты и перекрывают друг друга кроме того данная схема не может быть применена к реалиям азиатских государств.

Разумно было бы выстроить интегративную типологию не сводящуюся к трем обычным разновидностям отношений государства и конфессий, опираясь на классификацию профессора Фонгезау и профессора Лазарева. Фонгейзау выделяет 4 различных сценария этих отношений в европе 20 века:

1. Государство с укорененными конфессиями, имеющими привилегированный статус и находящимися в зависимости от государственной власти (ВБ, Страны скандинавии).

2. Страны в которых произошло формальное отделение господствующей церкви от государства, но их отношения были урегулированы соглашениями конкордатами, свидетельствующими об особом отношении светской власти к католической церкви (австрия, Бельгия, ирландия, италия).

3. Страны со смешанным в конфессиональгом отношении составом населения, которые приняли законодательство базирующееся на принципах нейтральности государства по отношению к религии (франция, германия, нидерланды).

4. Страны в которых примат одной конфессии закреплен конституционно. (Греция).

Типологизация по Фонгейзау может быть дополнена моделью теократии (в интерпритации Салыгина и Арановского) и конфронтационной моделью, которую выделяет Лазарев (он имеет ввиду не приследование конфессий государством, а противостояние церкви государству, проведение ею антигосударственной компании основанной на религиозных нормах, как это было в Латинской Америке середина 60-х годов.)

Четкое обозначение места современной России в любой из приведенных типологий вызывает затруднения ввиду того что формально провозглашенные конституционные принципы светского государства на практике применяются непоследовательно создавая правовые и политические коллизии. В России происходит процесс коррекции формально закрепленной в начале 90-х годов модели государственно-конфессиональных отношений и если прогматично посмотреть на тенденции последних десятилетий, стоновится очевидным что провозглашенная модель государственно-конфессиональной нейтральности по французскому или американскому образцу врятли является органичной для россии.

 

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА в РОССИИ

 

Становление философии права в россии происходит в 18 веке. Ведущие правоведы: Десницкий, Третьяков, Козельский, Юркевич,, формируют понятийный аппарат фп. Обсуждается вопрос об отношении права и нравственности, также в россии выделяются два варианта позитивистской теории права: 1. Юридический позитивизм, представители которого трактовали право как некую самодавлеющую форму, представитель Шершеневич. 2. Социологический позитивизм в рамках которого особое внимание обращалось на связь права с социальными явлениями (представители Муромцев, Каркунов, Ковалевский). Право рассматривалось с позиции понимания добра в пределах традиции естественного права. Представители: Соловьев, Чичерин, Новгородцев, Ильин.

Период 19-начало 20 веков ознаменован распространением либеральных идей, на первый план выдвигаются идеи абсолютного достоинства личности, приоритета права над политикой, свобода. Одним из ключевых вопросов либеральной доктрины это вопрос о соотношении права и морали.

С одной стороны подчеркивалось единство права и морали. Право определялось как минимум нравственности. На уровне общества выражением справедливости выступает право как область негативно понятой справедливости которая обеспечивает личную свободу и формальное равенство. Право как справедливость составляет низшую и отрицательную ступень нравственной добродетели а высшая и положительная ступень нравственной добродетели представлена любовью и симпатией, но это не означает принижение права, тк отношения строятся таким образом, что без исполнения меньшего (соблюдение юридических законов) нельзя исполнить большего (соблюдение нравственных законов). (билет Право и Мораль).

 

Соловьев.

Обозначил концепцию в «оправдании добра», в которой фигурировали положения:

1. Требования права строго ограничены тогда как нравственные требования являются неограниченными и всеобъемлющими.

2. Хотя требования права минимальны по сравнению с требованиями нравственности право ориентирует на обязательную реалиацию минимального добра в общественной жизни.

3. Нравственность полагает добровольное исполнение своих требований, а право допускает и даже требует принуждения. Положение о принудительной реализации определенного минимума добра по Соловьеву означает обеспечение всем людям достойного существование. Выполнение данных требований предполагало разные ограничения индивидуальной свободы. Например из права на индивидуальное согласие Соловьев выводил постулат: право на защиту ест среды обитания человека и запрет на бесконтрольное завоевание природы предпринимателями. В своем учении о праве соловьев различает положительное и естественное право.

4. Взаимное отношение между нравственной областью и правовой есть вопрос о связи между идеальным и нравственным сознанием с одной стороны и действительной жизнью с другой стороны. Сдесь существует промежуточная область права и закона, служащая воплащением добра и ограничением и исправлением зла. Правом и его воплощением государством обусловлена действительная организация нравственной жизнив обществе.

Понятие права и соотносительно с ним понятие обязанности входят в область нравственных идей и служат их выражением.

 

 

Право возникает в истории человечества на ряду с такими проявлениями общечеловеческой жизни как религия, язык, художества. В своем развитом и теоретически осознанном виде естественное право выступает как всеобщая идея права, его разумное начало. Соотношение естественного и положительного права Соловьев рассматривает как соотношение разумной сущности права и ее реального проявления в действующем праве. Отношение между нравственной и правовой областью - это вопрос о связи между нравственным сознанием и действительной жизнью. Между данными областями есть промежуточная составляющая права и закона. Правом и его воплощением- Государством, обусловлена действительная организация нравственной жизни общества. Понятие права и соотнесенное с ним понятие обязанности входит в область нравственных идей и служат для их выражения.

Нравственное требование это нравственное совершенствование.

Право – принудительное требование реализации определенного минимума добра или порядка. Таким образом естественное право становится позитивным правом: право это исторически подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага. Закон по существу есть общепризнанное и безличное определение права или понятие о должном равновесии между частной свободой и общественным благом. Отсюда три отличительных признака закона: 1. Публичность 2. Конкретность 3. Реальная применимость в каждом конкретном случае, с применением закона всегда связана санкция.

Право должно иметь в обществе действительных носителей или представителей. «Могущественных для того что бы издаваемые ими законы могли иметь принудительную силу. Власть – такое реальное представительство права и такая дееспособная законность называется властью». Выделяется три ветви власти: 1. Власть издавать обязательные законы – законодательная 2. Власть судить сообразно этим общим законам о частных делах и поступках – судебная 3. Власть – принуждать всех к исполнению как этих судебных приговоров так и прочих мер необходимых для общей безопасности – исполнительная.

ВывоД: три указанные ветви власти при всей их необходимой раздельности находятся в единстве и служат общественным интересам.

 

Общественное тело с определенной организацией заключающее в себе полноту позитивного права или единую верховную власть называется государством.

Различаются: 1. Верховная власть 2. Различные ее органы или подчиненные власти 3. Субстрат государства, те масса населения определенной территории состоящая из лиц, семей, частных союзов, подчиненных государственной власти.

Только в государстве право находит все условия для своего действительного осуществления и с этой стороны государство есть воплощенное право.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО.

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦ ГОСУДАРСТВА

СГ – это особый тип современного высокоразвитого государства в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной экономической и других сфер жизнедеятельности общества установлению в нем социальной справедливости и солидарности.

СГ – характеристика относящаяся к конституционно правовому статусу государства.

СГ – демократическое государство служащее интересам общества обеспечивающее социальную ориентацию развития рыночной экономики проводящее активную сильную и эффективную социальную политику направленную на реализацию принципов социальной справедливости, социальной защищенности, социального партнерства и соц солидарности членов общества, на повышение или стабильное обеспеченье жизненного уровня населения защиту и осуществление прав и свобод граждан, создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспеченья, поддержание неимущих и малоимущих социальных слоев на предотвращение и разрешение социальных конфликтов.

СГ – социальное правовое государство – это государство которое служит обществу, стремится исключить или свести к минимуму социальные различия и на этой основе обеспечить достижение социального мира в обществе. Это государство характеризующееся конституционным правлением, развитой правовой системой, верховенством правового закона в общественной жизни, существующей системой социального контроля над властью и наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую социальную защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование всего комплекса общепризнанных прав и свобод.

СГ – правовое государство развитого гражданского общества, которое соединяет в своей деятельности принципы свободы и равенства, социальной справедливости надклассовости, реально обеспечивает социально-экономические права человека.

§ Социальное государство и правовое государство это единое целое в том смысле что социальное государство есть сторона правового государства, те государство реальных прав человека среди которых есть социально-экономические права (право на труд, соцобеспечение, достойный человека прожиточный минимум).Обеспечение реальности которых является задачей социального государства.

§ Социальное государство надклассово в том смысле что оно направлено на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом защищает права, свободы, законные интересы всех его граждан и является орудием снятия социальной напряженности в стране.

§ Социальное государство – государство развитого гражданского общества, являющегося условием существования и развития социального государства. Развитое гражданское общество – обратная сторона социального государства, последнего без первого не бывает.

§ Социальное государство нивелирует неоправданные социальные различия, обеспечивает достойные условия существования своих граждан, социальную защищенность населения, участвуя в производстве и распределении экономических благ оно вмешивается в свободную экономическую деятельность.

§ Сг способствует формированию в стране среднего класса.

 

 

2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВА

 

1) Понятие социальное государство было выдвинуто Лоренсом Фон Штейном, его теория сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в германии. Штерн считал что ф-ции государства заключаются в восстановлении равенства и свободы в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве.

2) Либеральная концепция социального государства развита Фридрихом Науманном. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок но и материально и марально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ.

3) Адольф Вагнер: его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в государство «культуры и всеобщего благоденствия».

4) Рузвельт «новый курс Рузвельта» теория приходится на мировой экономический кризис 32-39 годоов и втор мир войну. Законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов. Общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, реформы социального обеспеченья, ликвидация детского труда, сокращение рабочего дня и введение пенсии по старости.

5) План Бевериджа 1942 год предусматривал новую организацию всей системы соцобеспечения через расширение социального страхования всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого хватала бы на поддержание жизни. Доминантой в плане была связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. Предусматривалось создание безвозмездной доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль за заработной платой и ценами и другие меры. План Бевериджа использовался в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании, Нидерландов. При создании современной системы соцобеспечения Швеции, а также служил моделью при обсуждении вопросов социально политического развития в послевоенной Германии.

6) После 2ой мировой войны начался новый этап в развитии социального государства а именно его возведение в конституционный принцип, интерпретация как особого типа государства. Впервые социальный характер государства был провозглашен в конституции ФРГ в 1949 году; Япония, Фр, Италия в 70-ых годах Испания, Португалия, Швеция.

В настоящее время все развитые страны мира являются социальными государствами.

 

3. ОБЪЕКТОМ

СОЦИАЛЬНЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕК, ЕГО СОЦИАЛЬНЫЕ

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ, СОЦИАЛЬНЫЙ КОМФОРТ И СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ.

Сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций, народностей в единое целое, объединенное в понятие гражданское общество.

Цель социального государства – обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом.

Такое государство построено на признании прав, ……

Баклай: СГ – государство, берущее на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан и их социальной защищенности.

Эбзеев: СГ – фактор общественного благополучия, основывающийся на принципах социального равенства, солидарности и взаимной ответственности членов общества.

 

4. ПРОЦЕСС ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА МОЖНО АНАЛИЗИРОВАТЬ НА ТРЕХ УРОВНЯХ:

1. На научном, как идею и ее развитие в ряде концепций

2. На нормативном как конституционный принцип, закрепленный в основных законах

3. Эмпирический уровень как реальная практика деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

 

 

5.МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 

1. Либеральная модель в основе которой лежит индивидуальный принцип предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в данной модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется за счет частных сбережений и частного страхования. Задача государства сводится к стимулированию роста личных доходов граждан. США, Англия.

2. Корпоративная модель, предполагающая механизм ответственности предприятий и организаций за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпарацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспеченье, частичную оплату медицинских, образовательных и иных услуг. В основе социального обеспеченья лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций работодателей.

3. Модель в основе которой лежит ответственность всего общества за судьбу своих граждан. Государство перераспределяет поступающие налоговые отчисления через бюджет, социальные страховые фонды, социальные программы, систему социального обслуживания.

6.ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА:

1. экономическая основа, в экономической политике сг должно сочетать меры государственного регулирования, поощрение конкуренции и развитие личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.

2. в политической сфере консенсус главных политических сил считается необходимым по отношению к основным целям и задачам развития данного общества. Это позволяет обеспечить преемственность социальной политики государства в случаях демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц.

3. духовная основа характеризуется развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

4. социальная основа:

v гарантия для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспеченья и повышения своего благосостояния

v Создание равных стартовых возможностей всем членам общества через систему воспитания, образования и соцподдержки. Переход от политического и правового равноправия граждан к их социальному равноправию.

v Обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоев и отдельных граждан, не имеющих возможности самостоятельно трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.

7.ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СГ:

v Многоукладная рыночная социальноориентированная экономика в условиях которой свободное предпринимательство сочетается с определенным государственным регулированием

v Развитое гражданское общество, а также способность государства защищать человека от произвола.

v Демократия, народный суверенитет, высокая политико-правовая культура граждан, развитое чувство ответственности и законопослушности, политический и идеологический плюрализм при согласии основных политических партий о необходимом наборе социальных программ.

v Равенство всех перед законом

v Уважение чести и достоинства человека

v Гуманизм

v Социальная справедливость

v Свобода личности

 

8.ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА:

v ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСВЛАСТИ

v ВЫСОКИЙ ПРАВОВОЙ И НРАВСВЕННЫЙ УРОВЕНЬ ГРАЖДАН и должностных лиц государства

v Мощный экономический потенциал позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов не ущемляя существенно положения собственников

v Социальноориентированная структура экономики что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

v Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства

v Существование гражданского общества в руках которого государство выступает инструментом проведения социальноориентированной политики.

v Ярковыраженная социальная направленность политики государства что проявляется в разработке разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации

v Наличие у государства таких целей как установление всеобщего блага утверждение в обществе социальной справедливостей и обеспечение каждому человеку достойных условий существования, социальной защищенности, равных возможностей для самореализации.

v Наличие развитого социального законодательства

v Закрепление формулы социальное государство в конституции страны

 

 

8.ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 

Говоря о ф-циях социального государства следует иметь ввиду: 1.ему свойственны все традиционные функции обусловленные его природой государства как такового. 2.на содержание всех ф-ций государства налагает отпечаток его общее социальное назначение и можно вести речь о наличии общей социальной ф-ции в рамках которой выделяются специфические ф-ци социального государства:

1. Поддержка социально незащищенных категорий населения

2. Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

3. Охрана труда и здоровья людей

4. Сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями,

5.

Date: 2016-07-18; view: 467; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию