Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Производственная гимнастика
Производственная гимнастика — использование физических упражнений в режиме рабочего дня с целью повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления, профилактики профессиональных заболеваний._3 Внедрение гимнастики в режим трудовой деятельности советских людей — одно из проявлений заботы Коммунистической партии и Советского государства о сохранении и укреплении здоровья нашего народа. В Советском Союзе производственная гимнастика стала внедряться с 1930 г. В 1930 г. в Постановлении Президиума ЦИК СССР указывалось, что физическая культура должна быть всемерно использована как массовый фактор повышения производительности труда и борьбы с профессиональными вредностями производства. Это указание на связь физической культуры с трудом вызвало к жизни новую форму занятий физическими упражнениями — производственную гимнастику. Научные исследования убедительно доказали положительное влияние производственной гимнастики на здоровье трудящихся, повышение работоспособности, снижение травматизма и производственного брака, а следовательно, на повышение производительности труда. С внедрением гимнастики на производстве производительность труда возрастает. Гимнастические упражнения, применяемые в системе научной организации труда, оказывают разностороннее воздействие на организм человека. С их помощью можно целена- правленно влиять на различные функции организма. При регулярном выполнении упражнений улучшается точность движений, они становятся экономными, ловкими и целенаправленными. Таким образом, под влиянием систематических занятий производственной гимнастикой, улучшается здоровье, повышается работоспособность человека, воспитывается организованность, дисциплина. К настоящему времени производственная гимнастика получила ширбкое развитие. Занятия гимнастикой на производстве отнимают лишь несколько минут рабочего времени, но они приносят неоценимую пользу трудящимся. В отличие от других форм занятий физическими упражнениями и спортом, гимнастика на производстве проводится непосредственно в цехе, отделе, лаборатории и т. п. перед началом смены (вводная гимнастика) или в специальные перерывы в течение рабочего дня (физкультпауза). Особенности производственной гимнастики предопределяют ее специфические виды, средства и методы проведения занятий. Задачами производственной гимнастики являются: 1) улучшение здоровья трудящихся, которое достигается в результате систематических занятий физическими упражнениями; 2) увеличение работоспособности трудящихся, снижение профессионального утомления; 3) повышение общей культуры движений. Улучшение двигательной координации обеспечивает более точное выполнение рабочих операций; 4) содействие вовлечению широких масс трудящихся в занятия массовыми формами физической культуры; 5) эстетическое воспитание занимающихся. Этому во многом способствует четкий, красивый показ упражнений, их выполнение с музыкальным сопровождением. За внедрение,* организацию и проведение занятий гимнастикой отвечает администрация предприятия или учреждения. Методическую работу ведут методисты и начальники цехов и отделов. В подготовительной работе участвуют представители общественных организаций, завкома, комитета комсомола и др. Наиболее распространенной и оправдавшей себя формой занятий гимнастикой на производстве сейчас является такая, при которой комплекс упражнений ежедневно транслируется по радио в цех, отдел, управление, заводскую лабораторию, а большая армия общественных инструкторов (по 2 человека на каждых 25— 30 работающих) организует занятия в своем цехе, демонстрирует упражнения, руководит каждым из этих занятий. Для успешной организации занятий производственной гимнастикой необходимо провести подготовительную работу: радиофицировать цехи, приобрести звукозаписывающую аппаратуру, оборудовать места записи комплексов, определить наиболее удобные места для занятий, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. Очень ответственной работой (обычно методиста производственной гимнастики) является изучение особенностей двигатель-
х\ч ной деятельности рабочих, установление динамики работоспособности в течение смены, определение мышц, которые больше всего утомляются, изучение особенностей рабочей позы и совершаемых движений и т. п. Крайне важен_ анализ состояния здоровья занимающихся, так как индивидуальный подход к ним в процессе занятий является решающим условием эффективности занятий. Научно'обоснованный, конкретный подход к разработке комплексов упражнений позволит подбирать такие упражнения, которые окажутся наиболее полезными и эффективными для данной профессии. Общественные инструкторы для проведения занятий гимнастикой подготавливаются из числа работников данного подразделения на семинаре (обычно 3-дневный, с отрывом от производства), где они изучают теоретические основы производственной гимнастики, методически разбирают комплексы гимнастики для различных профессий, овладевают навыками практического проведения упражнений. Основные формы занятий производственной гимнастикой: 1. Вводная гимнастика. Ее цель — ускорить протекание физиологических процессов в организме и повысить функциональную готовность к работе. Период врабатываемости организма при различных видах труда разный. Иногда он продолжается до 1,5—2 ч. Гимнастика перед работой позволяет значительно сократить пе* риод врабатываемости. Продолжительность вводной гимнастики 7—10 мин. 2. Физкультурная пауза. С помощью физкультурных пауз, проводимых в режиме рабочей смены, обеспечиваются условия активного отдыха, достигается устойчивая, высокая работоспособность центральной нервной системы, снижается профессиональное утомление. Время проведения физкультурных пауз определяется первыми признаками наступающего утомления. На занятие отводится до 10 мин. Для людей, занятых однообразным трудом, полезно проводить две физкультурные паузы: первую за 1,5—2 ч до обеденного перерыва, вторую — за такое же время до конца смены. 3. Физкультминутки (малые формы активного отдыха) имеют Физкультминутки состоят из 2—3 упражнений. Они практикуются там, где нет возможности проводить физкультурные паузы организованно. 4. Микропаузы, проводимые в течение 20—30 с непосредственно Для консультирующей, руководящей и контролирующей работы утверждается совет здоровья (методический совет). Под его руководством ведется работа на предприятии (в учреждении и др.) по внедрению гимнастики, по подготовке общественных инструкто- ров, проводятся смотры или конкурсы по лучшим комплексам производственной гимнастики, ведется агитационно-пропагандистская работа. Организация производственной гимнастики требует тщательного учета особенностей профессиональной деятельности занимающихся. Однако профессий много, и они слишком разнообразны. Поэтому сходные по своим особенностям профессии применительно к задачам производственной гимнастики объединяют в следующие группы: 1-я группа — профессии с преобладанием нервного напряжения при незначительной физической нагрузке и однообразных рабочих движениях (сборщики мелких механизмов, монтажницы электроламп, перфораторщицы, швеи-мотористки, работники на конвейерах, например часовых заводов, обувных фабрик). Обычно это монотонный труд, выполняемый сидя, движения ограниченные, но требующие точной координации и напряжения внимания, зрения. 2-я группа — профессии, в которых сочетается физическая и умственная деятельность при средней физической нагрузке и некотором разнообразии движений (токари, фрезеровщики, строгальщики, сборщики моторов и др.). Работа выполняется стоя. Она характеризуется частой сменой динамических и статических компонентов деятельности, постоянным напряжением внимания и зрения. 3-я группа — профессии, характеризующиеся разнообразными рабочими операциями, требующими больших физических напряжений (формовщики, прокатчики, шахтеры, строительные рабочие и др.). 4-я группа — профессии, связанные с умственным трудом (врачи, инженеры, счетные работники, диспетчеры и др.), требующие постоянного умственного напряжения. Особо выделяются профессии, требующие внимания, большого нервного напряжения, умения быстро реагировать на изменяющуюся обстановку и действовать при шуме, вибрации и других внешних раздражителях (летчики, космонавты, водители автомашин, машинисты локомотивов и др.), а также профессии, связанные с работой под землей (забойщики, проходчики в шахтах), с работой в изменяющихся температурных и других условиях (верхолазы-монтажники, лесорубы, сельскохозяйственные рабочие и др.), где применяются вибрирующие инструменты и механизмы (обрубщики, клепальщики, шлифовщики и др.). Для рациональной организации гимнастики в режиме труда важно наиболее точно определять задачи и содержание проводимых занятий, основываясь на учете особенностей профессиональной деятельности рабочих данного цеха, отдела, исходя из конкретных условий (мест) проведения упражнений. При подборе упражнений и составлении комплекса для производственной гимнастики (вводная гимнастика или физкультурная пауза) рекомендуется исходить из следующих общих принципов, вытекающих из задач гимнастики на производстве:
1. Содержание комплекса должно соответствовать по задачам той или иной форме производственной гимнастики — вводной или физкультурной паузы. 2. В комплекс подбираются упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм занимающихся. 3. Упражнения должны соответствовать особенностям занимающихся в условиях проведения занятий (цех, рабочий костюм, пол, возраст и др.). 4. Располагать упражнения в комплексе надо так, чтобы предыдущее подготавливало к более успешному выполнению последующего. 5. Физическая нагрузка должна соответствовать подготовленности занимающихся и не утомлять их. Схема комплекса упражнений вводной гимнастики: I. Ходьба. 2. Потягивание (с глубоким дыханием). 3. Упражнения для мышц туловища. 4. Подскоки, бег на месте или быстрые приседания. 5. Упражнения для плечевого пояса, рук и кистей. 6—7. Специальные упражнения, напоминающие рабочие движения (по напряжению мышц, характеру и темпу движений). Эти упражнения рекомендуется выполнять в темпе, несколько превышающем средний темп рабочих движений. При составлении комплексов упражнений для физкультурные пауз необходимо наиболее точно учитывать особенности рабочей позы и динамику работоспособности. Так, по данным И. Ловицкой, Л. Сорокиной и С. Фейгина, производительность труда увеличивается на 6,4% и более при сохранении работоспособности на высоком уровне до конца рабочей смены, чему способствуют физкультурные паузы, а это в итоге огромный экономический эффект. Схема комплекса упражнений для 1-й группы профессий: 1. Потягивание, закапчивающееся расслаблением мышц рук. 2- Упражнения для мышц туловища, рук, ног. 3. Те же типы упражнений, но более интенсивные (комбинированные), 4- Подскоки, бег, быстрые приседания, переходящие в ходьбу. 5. Упражнения для туловища, рук, ног. 6. Упражнения на расслабление мышц рук. 7. Упражнения на координацию движений. Благодаря физкультурной паузе у лиц данной профессии достигается улучшение деятельности дыхательной системы и кровообращения, устранение застойных явлений, возникающих при однообразной рабочей позе и расслаблении мышц плечевого пояса, предплечий и кистей, активно выполнявших рабочие движения. Схема комплекса упражнений для 2-й группы профессий: 1. Потягивание, заканчивающееся расслаблением плечевого пояса и рук. 2. Упражнения для мышц туловища, рук, ног (сокращение, растягивание, сменяющееся расслаблением). 3. Упражнения махового характера с участием большинства групп мышц тела,
4. Бег, прыжки, подскоки, переходящие в ходьбу, приседания. 5. Маховые движения ногами, позволяющие расслабить мышцы голени и стопы. 6. Расслабление других частей тела, движения руками, ногами и др- 7. Упражнения на координацию движений. Этими упражнениями достигается улучшение деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой системы и воздействие на мышечную систему в целях расслабления мышц всего тела, в особенности рук; выпрямление позвоночника и улучшение осанки, а также укрепление мышц, поддерживающих своды стопы. Схема комплекса упражнений для 3-й группы профессий*: 1. Потягивание глубоким дыханием, заканчивающееся расслаблением мышц рук и плечевого пояса. 2. Наклоны, повороты, вращения туловища. 3. Приседания, подскоки, бег.
4. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса (для улучшения подвижности в грудино-ключичных суставах и увеличения подвижности грудной клетки 5. Упражнения на координацию движений. Регулирование нагрузки при проведении комплекса осуществляется в строгом соответствии с учетом характера производственной деятельности, а также состояния рабочих (пол, возраст, подготовленность и др.). Для этой группы профессий особенно важно выпрямление позвоночника (туловища), что способствует улучшению дыхания, подвижности суставов и расслаблению мышц. Схема комплекса упражнений для 4-й группы профессий: 1. Потягивание. 2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног. 3. Те же упражнения, но более динамичные по характеру и интенсивности. 4. Приседания, бег, прыжки (подскоки), переходящие в ходьбу. 5- Упражнения для мышц туловища и рук.
6. Упражнения на расслабление мышц рук. 7. Упражнения на координацию движений. С помощью физкультурной паузы надо добиться улучшения кровообращения и обмена веществ, улучшения дыхания и воздействовать на мышечную систему с целью укрепления мышц всего тела, развития подвижности суставов и улучшения осанки. В комплекс физкультурной паузы следует включать такие упражнения, которые влияли бы иначе, чем трудовые движения, воздействовали на другие мышечные группы и части тела, так как принцип активного отдыха наиболее эффективно реализуется при переключении с одного вида деятельности на другой. Для физкультминутки с общим воздействием рекомендуется подбирать упражнения таким образом: 1. Выпрямление спины и отведение плеч назад. 2. Для туловища (наклоны-повороты) в сочетании с движениями руками, ногами. 3. Упражнения махового характера для рук и ног. А для физкультминутки с локальным воздействием — следующие упражнения: 1. С воздействием на утомленный орган, систему или уставшие мышцы. 2. Упражнения с целью расслабления. * По исследованиям Н. В, Решетникова.
На основании исследований (ВНИИФК) проводить производственную гимнастику рекомендуется в режиме трудового дня следующим образом: Для 1-й группы профессий: вводную гимнастику — перед началом работы; через 2,5—3 ч — физкультурную паузу, затем в середине 2-й половины рабочего дня — вторую физкультурную паузу (с меньшей интенсивностью); для 2-й группы профессий: перед работой — вводную гимнастику; через 2 ч работы — физкультурную паузу; вторую физкультурную паузу — во 2-й половине дня и (по необходимости) физкультминутки; для 3-й группы профессий: через 1,5 — 2 ч работы физкультурную паузу, физкультминутки (по мере необходимости) и пассивный отдых в сочетании с активным; для 4-й гр у п п ы профессий: сначала вводная гимнастика, через 3—3,5 ч — физкультурная пауза; во 2-й половине дня — физкультпауза и физкультминутки (по мере необходимости). Особенностью занятий является прежде всего то, что они проводятся непосредственно после работы или до нее, в цехе (отделе, заводской лаборатории и др.), в обычных рабочих костюмах, со всем составом рабочих или служащих (мужчины, женщины) самого различного возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Переключение от производственной деятельности к физическим упражнениям осуществляется по установленному на предприятии сигналу (радио), по которому все рабочие (служащие) данного цеха, отдела выходят на свободные места вблизи своего станка (стола) и занимают исходное положение так, чтобы можно было выполнять упражнения стоя лицом к руководителю (методисту или общественному инструктору производственной гимнастики). Руководитель должен находиться на некотором возвышении (подставка, тумба), лицом к занимающимся. Руководящий занятием обязан: 1) правильно (зеркально) показывать каждое упражнение; 2) контролировать, чтобы все выполняли упражнения точно и с достаточной амплитудой движений; 3) подсказывать, на что обратить внимание при выполнении отдельных упражнений или комплекса в целом; 4) регулировать физическую нагрузку с учетом подготовленности занимающихся (кому увеличить нагрузку, а кому выполнять упражнение вполсилы, не с полной амплитудой и др.). Занятия производственной гимнастикой проводятся, как правило, с музыкальным сопровождением. Это помогает руководителям (инструкторам) вести занятия почти без пауз между упражнениями (особенно когда они уже усвоены занимающимися), в хорошем темпе, эмоционально. Эффект занятия заметно возрастает. Во время занятий, транслируемых по радио, роль руководителя не умаляется. Он в соответствии с записью и текстом диктора должен обеспечить точный (зеркальный) показ, позволяющий занимающимся нагляднее представить себе каждое упражнение. Проводящий занятия по ходу выполнения упражнений может допол- нительно к записанному дикторскому тексту давать более точные и конкретные указания в форме кратких требований. Например: «выше ногу», «ниже наклон», «больше поворот», «не сгибать ноги (или руки)», «вдохните поглубже», «потянитесь», «выдох». Методист (или общественный инструктор), проводивший занятия, обязан подметить основные ошибки. Важная особенность проведения занятий производственной гимнастикой — подготовка к переходу на новый комплекс. Обычно прибегают к следующим приемам. Например: а) записанный (на пленку) комплекс зарисовывают (плакат) и б) проводят ознакомление с упражнением в период послеобе в) печатают комплекс в заводской многотиражке за 4—5 дней Музыкальное сопровождение должно быть ярким, призывным, создающим бодрое настроение, выразительным, соответствующим динамике выполняемых упражнений. В последние годы практикуют поточное выполнение, так называемые музыкальные комплексы. Их суть в том, что весь комплекс из 6—8 упражнений выполняется на одно музыкальное произведение. Это повышает плотность занятий и, следовательно, их действенность. Занятия гимнастикой в режиме труда немыслимы без соответствующего научного обоснования и без тщательного врачебно-педа-гогического контроля, который осуществляет врач медицинской части или заводской поликлиники, а также методист или общественный инструктор. Улучшение здоровья, физического развития рабочих и служащих, уменьшение заболеваемости и производственного травматизма — самый важный итог занятий производственной гимнастикой. Date: 2016-07-05; view: 370; Нарушение авторских прав |