Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Защита интересов несовершеннолетних детей





Детство - короткий, но крайне важный этап в жизни человека, в котором формируются качества, необходимые во взрослой жизни. От того, какими людьми мы воспитаем наших детей, зависит и наша будущая жизнь, наша спокойная и устроенная старость. Однако для того, чтобы рассчитывать на детей в старости, в настоящем надо самим позаботиться о них, удовлетворить их насущные потребности.

Специалисты, изучающие проблемы детства, выделяют следующие насущные потребности детей: физические, эмоциональные, социальные, духовные, потребность в развитии. К физическим потребностям они относят потребность детей иметь достаточное и полноценное питание, здоровую пищу, безопасную питьевую воду; безопасное и удобное жилье; благоприятную окружающую среду и чистые безопасные места для игр; требуемое качество услуг здравоохранения; потребность в защите от жестокого обращения и несправедливого отношения. К еще более важным детским потребностям они относят их эмоциональные потребности быть любимыми, чувствовать себя уверенно и в безопасности, осознавать собственное достоинство и значение. Также важно для правильного воспитания ребенка обеспечивать его участие в принятии решений в семье и в
обществе, прививать ему понимание категорий «хорошо и плохо», тем самым формируя систему жизненных ценностей.

Потребность в нормальном развитии удовлетворяется посредством семейного общения и общения с ровесниками и с
«достойными взрослыми», доступом
к знаниям, возможностью интеллектуального развития, творческими занятиями и воспитанием независимости и ответственности за свои поступки.

С целью защиты прав и интересов детей и удовлетворения их насущных потребностей международное сообщество в лице Организации Объединенных Наций в 1989 году приняло Конвенцию о правах ребенка. Главную идею этого документа можно сформулировать следующим образом: «Человечество обязано давать ребенку все лучшее, что оно имеет, обеспечить его интересы наилучшим образом». В настоящее время Конвенцию о правах ребенка признали почти все государства мира, тем самым, взяв на себя обязательства по исполнению ее положений.

Согласно Конвенции, ребенком является
лицо в возрасте до 18 лет, если по национальным законам не указан более ранний возраст достижения совершеннолетия.

В Конвенции указывается, что свобода, которая необходима для умственного, нравственного и духовного развития ребенка, требует, помимо прочего, создания здоровой безопасной обстановки, доступа к медицинскому обслуживанию и достижения минимальных стандартов в обеспечении продовольствием, одеждой и жильем. В Конвенции закрепляется право ребенка на активную роль в процессе своего собственного развития, на выражение своего мнения и на то, чтобы его
учитывали при принятии решений, касающихся его жизни.

Республика Беларусь первой из стран СНГ не только взяла на себя обязательства по выполнению международной Конвенции о правах ребенка, но и приняла в 1993 году национальный Закон о правах ребенка, развивающий многие положения Конвенции. В дальнейшем в республике был принят целый ряд нормативных документов, направленных на обеспечение прав детей.

Действующим законодательством Республики Беларусь, как и положениями Конвенции, признается главенствующая роль семьи и родителей в уходе за детьми и в обеспечении их защиты, а также обязанность государства помогать им в выполнении этих задач.

Согласно нормам КоБС РБ родители ребенка имеют следующие права и обязанности:

· право определять имя, отчество и фамилию ребенка;

· право определять гражданство ребенка в случаях, предусмотренных законодательством о гражданстве;

· право определять место жительства детей;

· право на воспитание детей, осуществление ухода и надзора за ними;

· право осуществлять представительство от имени своих детей;

· обеспечивать защиту прав и законных интересов детей.

Родители имеют право совершать от имени ребенка в
возрасте до четырнадцати лет имущественные сделки, да-
вать согласие на совершение сделок с детьми в возрасте
от четырнадцати до восемнадцати лет, а также управлять
имуществом ребенка до достижения им совершеннолетия в качестве его
законных представителей. Они обязаны с надлежащей заботой осуществ-
лять управление имуществом ребенка, сохранять размер
этого имущества, а при возможности и умножать его.

Родители обязаны воспитывать своих детей, забо
титься об их физическом, духовном и нравственном развитии, здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.


Все вопросы, относящиеся к воспитанию детей, должны ре-
шаться обоими родителями по взаимному согласию. При
отсутствии согласия спор разрешается органом опеки и
попечительства с участием родителей.

Отец и мать имеют равные права и обязанности в от-
ношении своих детей. Родители пользуются равными правами и несут рав-
ные обязанности в отношении своих детей и в случае рас-
торжения брака между ними, если иное не предусмотрено
в Соглашении о детях. Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет
право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании. Родитель, с которым проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с ними и участвовать в их воспитании. Суд может принять решение об ограничении общения
с ребенком одного или обоих родителей на определенный
или неопределенный срок, если они нарушают Соглаше
ние о детях или решение суда либо если их общение
ущемляет права и законные интересы ребенка.

Родители вправе требовать возврата детей от любого лица, удерживающего детей у себя без законных оснований. Иск в защиту родительских прав может быть предъявлен также органом опеки и попечительства или прокурором. Суд вправе отказать в удовлетворении этих требова
ний, если придет к выводу, что передача ребенка родите
лям не отвечает интересам ребенка. Если в ходе судебного разбирательства выяснится, что
ни родители, ни лица, у которых ребенок находится, не в
состоянии обеспечить надлежащее воспитание ре6енка,
суд передает ребенка на попечение органа опеки и попе
чительства.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолет
них и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совер
шеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним и нуждающимся в помощи
нетрудоспособным совершеннолетним детям, средства
на их содержание (алименты) взыскиваются с родителей
в судебном порядке. Нетрудоспособные совершеннолетние дети имеют право
на получение содержания от родителей независимо от
времени и причины наступления у них инвалидности. За уклонение от содержания своих несовершен
нолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совер
шеннолетних детей родители несут уголовную ответственность.

Родители несут ответственность и за ненадлежа
щее воспитание детей. Воспитание признается ненадлежащим, если не обес
печиваются законные права и интересы ребенка и у него
не формируется устойчивый иммунитет к асоциальному
поведению, к нарушению законов государства, прав и за
конных интересов других людей.

При ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязан­ностей по воспитанию либо при злоупотреблении родительскими правами дети вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в органы опе­ки и попечительства, прокуратуру, в суд по достижении 14 лет.

Иск о лишении родительских прав вправе предъявить
один из родителей, опекун, попечитель ребенка, проку-
рор, орган опеки и попечительства, комиссия (инспекция)
по делам несовершеннолетних, другие государственные
органы, учреждения и организации, на которые возложе-
на обязанность по защите прав и интересов несовершен-
нолетних детей. Иные органы, а также граждане, которым стало из-
вестно о нарушении прав ребенка, могут сообщить об
этих нарушениях в вышеуказанные органы.


Если суд при рассмотрении дела о лишении родитель
ских прав обнаружит в действиях родителей или одного
из них признаки преступления, он сообщает об этом про
курору для решения вопроса о возбуждении уголовного
дела.

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права,
основанные на факте родства с ребенком, в отно
шении которого они были лишены родительских прав, в
том числе и право на получение содержания от него, право на пенсионное обеспечение после смерти ребенка и
право наследования по закону. Родитель, лишенный родительских прав, не может быть опекуном, попечителем или усыновителем. Лишение родительских прав не освобождает родите
лей от обязанностей по содержанию детей.

По просьбе родителей, лишенных родительских прав,
органы опеки и попечительства могут разрешить им сви
дание с детьми, если общение с родителями не окажет на
детей вредного влияния. Разрешение на свидание оформляется решением орга
на опеки и попечительства, в котором указываются вре
мя, место и продолжительность свидания. Решение органа опеки и попечительства может
обжаловано в судебном порядке.

Восстановление в родительских правах допускается,
если этого требуют интересы детей и если дети не усы
новлены. Восстановление в родительских правах произ
водится только в судебном порядке по иску лица, лишен
ного родительских прав.

Иски о восстановлении в родительских правах предъявляются к другому родителю, опекуну, попечителю
или детскому учреждению, на чьем попечении нахо
дится ребенок, и рассматриваются с обязательно участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

Защита прав и интересов детей в случаях отсутствия попечения родителей в соответствии с ч. 1 ст. 116 КоБС РБ возлагается на органы опеки и попечительст­ва.

Органами опеки и попечительства являются местные исполни­тельные и распорядительные органы. Защита прав детей, лишенных родительской заботы, также обеспечивается комиссиями и инспекциями по делам несовер­шеннолетних, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей.

Государственные органы
охраны детства должны принимать
все меры для определения детей, ос
тавшихся без родительской опеки, в
другую семью через усыновление, в
опекунскую (приемную) семью или
детский дом семейного типа. При невозможности опре-
деления такого ребенка в семью в
Республике Беларусь допускается его
усыновление, установление опеки
(попечительства) в интересах ребен-
ка гражданами другой страны в установленном законом по-
рядке. В
этом случае за ребенком сохраняют-
ся права на гражданство, имущество,
жилье, материальную помощь госу-
дарства согласно действующему
законодательству Республики Бела-
русь. Если для ребенка, оставшегося
без родителей, не нашли семью, то его
направляют в детский дом или интер-
нат, где о нем заботится государство.
Ребенку открывают счет в банке, куда
перечисляется пенсия за родителей и
другие причитающиеся ему деньги. Об устрой-
стве на работу, получении без очере-
ди жилья, пособий и других правах
выпускников детских домов и школ-
интернатов заботятся работники этих
учреждений и государственных орга-
нов власти. Защита прав и интересов выпус-
кников детских интернатских учреж-
дений, находившихся на полном
государственном обеспечении, предоставление им во внеочередном поряд-
ке жилья, выдача установленного ма-
териального обеспечения, страхова-
ние, трудоустройство возлагаются на
администрацию этих учреждений и
органы местного самоуправления.


Дети, у которых есть физические
или умственные недостатки, имеют
право на особую заботу
. Их бесплат
но лечат, они могут учиться в той школе, которую
выберут сами или их
родители. Им помогают получить
профессию и устроиться на работу,
которая им по силам, с тем, чтобы они чувст
вовали себя полноправными членами
общества.

Государство гарантирует детям-
инвалидам, детям с недостатками ум-
ственного или физического развития
бесплатную специализированную ме-
дицинскую, дефектологическую и
психологическую помощь, выбор ими
и родителями учебного заведения,
базовое и профессиональное обра-
зование, трудоустройство в соответ-
ствии с их возможностями, соци-
альную реабилитацию, полноценную
жизнь в условиях, обеспечивающих
их достоинство, способствующих ак-
тивному включению в жизнь обще-
ства. Одновременно государство осу-
ществляет комплекс медицинских,
правовых, социально-экономических
мер, сдерживающих рост численно-
сти таких детей.

 

Рекомендуемые источники:

1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.: ратифицирована постановлением Верховного Совета Респ. Беларусь от 28 июля 1990 г. // Ведамасцi Вярхоўнага Савета Беларускай ССР. - 1990. - № 1. - ст. 7; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2001. - № 115. - 2/813.

2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 55. - 2/53; 2002. - № 55. - 2/847; 2003. - № 8. - 2/932; № 80. - 2/969; 2004. - № 107. - 2/1047; № 195. - 2/1097; 2005. - № 120. - 2/1134; 2006. - № 112. - 2/1244; № 122. - 2/1261; 2007. - № 170. - 2/1348; № 305. - 2/1398; 2008. - № 14. - 2/1412; № 158. - 2/1451; № 275. - 2/1543; 2009. - № 173. - 2/1595.

3. О правах ребенка: Закон Респ. Беларусь от 19 ноября 1993 г. // Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. - 1993. - № 33. - ст. 430; 1996. - № 21. - ст. 380; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - № 103. - 2/215; 2004. - № 107. - 2/1047; 2007. - № 147. - 2/1336; 2008. - № 170. - 2/1462; № 277. - 2/1547.

4. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях: Декрет Президента Респ. Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - № 198. - 1/8110; 2009. - № 110. - 1/10672; 2010. - № 66. - 1/11477.

5. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий: утверждена постановлением Министерства юстиции Респ. Беларусь от 23 октября 2006 г. № 63 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - № 188. - 8/15268; 2007. - № 14. - 8/15584; № 70. - 8/15964; № 264. - 8/17368; 2008. - № 5. - 8/17858; № 146. - 8/18957; № 304. - 8/19998; 2009. - № 96. - 8/20792; № 145. - 8/21037; № 175. - 8/21235.

6. Аземша, Я. Так что же такое гражданский брак? // Юстиция Беларуси. – 2003. - № 1.

7. Аземша, Я. Брачный договор как способ регулирования правоотношений супругов // Юстиция Беларуси. – 2003. - № 6.

8. Бруй, М. Г. Семейное право: ответы на экзаменационные вопросы. – Минск, 2006.

9. Воробей, Г.А. К вопросу о совершенствовании законодательства, регулирующего отношения, связанные с брачным договором // Вестник Конституционного Суда РБ.- 2005. - № 1.

10. Кацубо, С. П., Жорова, М. А. Семья в жизни человека: правовые основы. - Гомель, 2003.

11. Кеник, А. А. Защита прав ребенка и несовершеннолетних в Республике Беларусь. - Минск: Амалфея, 2007.

12. Круглов, В. А., Шейпак, Е. В. Семейное право Республики Беларусь. Краткое изложение курса. - Минск: Амалфея, 2007.

13. Несовершеннолетние в Республике Беларусь: основы правового положения, правовой защиты и ответственности: науч.-практ. коммент. к законодательству / Под ред. И.Ю. Грунтова. – Минск: Тесей, 1999.

14. Пенкрат, В. И. Семейное право. 2-е изд. – Минск, 2007.

15. Рагойша, П. Гарантии государства по социальной защите детей-сирот: опыт кодификации // Юстиция Беларуси. – 2006. - № 1.

16. Функ, Я. Брачный договор. Имущественные отношения супругов, их участие в хозяйственных обществах и товариществах. - Минск, 2003.

17. Якимович, В. Брак и не брак. Приоритеты очевидны // Юстиция Беларуси. – 2006. - № 4.

18. Яхновец, С. Брачный договор // Судовы веснiк. – 2004. - № 2.

 







Date: 2016-07-18; view: 320; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию