Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О хороших, в сущности, людях!
Юмор для дураков
Это был солидный господин с легкой наклонностью к полноте, с лицом, на котором отражались уверенность в себе и спокойствие, с глазами немного сонными, с манерами, полными достоинства, и с голосом, в котором изредка прорывались ласково-покровительственные нотки. — Вот вы писатель, — сказал он мне, познакомившись, — писатель-юморист. Так. Наверное, знаете много смешного. Да?.. — О, помилуйте… — скромно возразил я. — Нечего там скромничать. Расскажите мне какую-нибудь смешную штуку… Я это ужасно люблю. — Позвольте… Что вы называете «смешной штукой»? — Ну, что-нибудь такое… юмористическое. Я думаю, вы не ударите лицом в грязь. Слава богу — специалист, кажется! Ну, ну… не скромничайте! — Видите ли… Я бы мог просто порекомендовать вам прочесть книгу моих рассказов. Но, конечно, не ручаюсь, что вы непременно наткнетесь в них на «смешные штуки». — Да нет, нет! Вы мне расскажите! Мне хочется послушать, как вы рассказываете… Ну, что-нибудь коротенькое. Вот, наверное, за бока схватишься!.. Я незаметно пожал плечами и неохотно сказал: — Ну слушайте… Мать послала маленького сына за гулякой-отцом, который удрал в трактир. Сын вернулся один, без отца, — и на вопрос матери: «Где же отец и что он там делает?» — ответил: «Я его видел в трактире… Он сидит там с пеной у рта». — «Сердится, что ли?» — «Нет, ему подали новую кружку пива». Не скажу, чтобы эта «смешная штука» была особенно блестящей. Но на какой-нибудь знак внимания со стороны моего нового знакомого я все-таки мог надеяться. Он мог бы засмеяться, или просто безмолвно усмехнуться, или даже, в крайнем случае, покачать одобрительно головой. Нет. Он поднял на меня ясные, немного сонные глаза и поощрительно спросил: — Ну? — Что «ну»? — Что же дальше? — Да это все. — Что же отец… вернулся домой? — Да это неважно. Вернулся — не вернулся… Все дело в ответе мальчика. — А что, вы говорите, он ответил? — Он ответил: отец сидит там с пеной у рта. — Ну? — Видите ли… Соль этого анекдота, сочиненного мною, заключается в том, что мальчик ответил, что называется, буквально. Он видел кружку пива с пеной, кружку, которую отец держал у рта, и поэтому ответил в простоте душевной: «Отец сидит с пеной у рта». А мать думала, что это — фигуральное выражение, сказанное по поводу человека, которого что-нибудь взбесило. — Фигуральное? — Да. — Взбесило? — Да! — Ну? — Что еще такое — «ну»? — Значит, мать думала, что отец за что-нибудь сердится, а он вовсе не сердится, а просто пьет себе преспокойно пиво. — Ну да. — Вот-то ловко! Ха-ха! Ну и здорово же: она думает, что он сердится, а он вовсе и не сердится… Хо-хо! Вообще, знаете, эти трактиры… — Что-о?.. — Я говорю — трактиры. Если еще холостой человек ходит, так ничего, а уж женатому, да если еще нет средств — так трудновато… Не до трактиров тут. Тут, как говорится, не до жиру, быть бы живу. Я молчал, глядя на него сурово, с замкнутым видом. Человек он был, очевидно, вежливый, понимавший, что в благодарность за рассказанное автор имеет право на некоторое поощрение. Поэтому он принялся смеяться: — Ха-ха-ха! Уморил! Ей-богу, уморил. Папа, говорит, в трактире пену пьет, сердится… А мать-то, мать-то! В каких дурах… О-ох-хо-хо! Ну еще что-нибудь расскажите. «Э, милый, — подумал я. — Тебя такой вещью не проберешь. Тебе нужно что-нибудь потолще». — Ну я вас прошу, расскажите еще что-нибудь… — Ладно. В один ресторан пришел посетитель. Оставив в передней свой зонтик и боясь, чтобы его кто-нибудь не украл, он прикрепил к ручке зонтика такую записку: «Владелец этого зонтика поднимает одной рукой семь пудов… Попробуйте-ка украсть зонтик!» Пообедав, владелец зонтика вышел в переднюю — и что же он видит! Зонтик исчез, а на том месте, где он стоял, приколота записка: «Я пробегаю в час пятнадцать верст — попробуйте-ка догнать». Любитель «смешных штучек» поощрительно взглянул на меня и сказал: — Ну и что же? Догнал он похитителя или нет? Я вздохнул и начал терпеливо: — Нет, он его не догнал. Да тут и неважно дальнейшее. Вся соль анекдота заключается именно в курьезном совпадении этих двух записок. Автор первой, видите ли, думал, что он непобедим, рассчитывая на свои здоровые руки, и никак он не рассчитывал, что здоровые ноги гораздо важнее. — Важнее? — Да. — Сколько он там написал, что пробежит в час? — Пятнадцать верст. — Это много считается? — Порядочно. — А ведь поймай этот первый-то владелец зонтика похитителя в то время, как тот писал записку, он бы ему задал перцу, а? Тут и ноги не помогут, а? — Не знаю. — Это, наверное, было давно, я думаю? В прежнее время? Теперь-то ведь в передних ресторанов всюду швейцары, которые и отвечают за пропажу вещей. — Да. — Теперь все как-то сделалось культурнее. Положим, раньше-то и воровства было меньше. А? — Да. Мы помолчали. — Вопрос еще, догнал ли бы он похитителя, если бы даже и умел бегать быстрее его. Потому что раньше нужно узнать, в какую сторону он побежал, да не свернул ли с дороги, а то мог просто припрятать зонтик, да и отпереться от всего: «Знать не знаю, ведать не ведаю — никакого зонтика не воровал и никакой записки не писал». — Да. По моим сухим, сердитым репликам любитель анекдотов почуял, что я им не совсем доволен, и, решив, по своему обыкновению, щедро вознаградить меня смехом, — неожиданно захохотал. — Ха-ха! Ох-хо-хо! Ну и уморил. Выходит он — где зонтик? Хвать-похвать, ан зонтика-то и нет. Ну и ловкие ребята бывают. Прямо-таки пальца в рот не клади. И откуда вы столько смешных штучек знаете?! Ну расскажите еще что-нибудь. Ну, пожалуйста, ну, миленький… — Рассказать? — прищурился я. — Извольте! Один господин, явившись на обед к родителям своей невесты и страдая от тесной обуви, снял потихоньку под столом с ноги башмак, но в это время собачонка схватила башмак да бежать, а жених испугался, вскочил, опрокинул стол, причем миска с горячим супом опрокинулась на тещу, — и помчался за собачонкой. По дороге он разбил дорогую вазу, а потом, желая достать для разутой ноги какой-нибудь башмак, ударил тестя ногой в живот, повалил его и стал стаскивать с ноги ботинок. Но оказалось, что у тестя одна нога была искусственная, и вдруг она отрывается вместе с ботинком, и наш жених грохается на пол, обрывая портьеру; но в это время собачонка, с башмаком во рту… Дальше я не мог продолжать: нечеловеческий страшный хохот душил моего нового знакомого. Он буквально катался по дивану, отмахиваясь руками, ногами, задыхаясь и кашляя. Лицо побагровело, и на глазах выступили слезы. — О-ох, — визжал он тонким голосом. — Довольно! Ради бога, довольно! Вы меня убьете вашим рассказом!..
* * *
Раньше я не понимал: для чего и кому нужны десятки тысяч метров кинематографических лент, на которых изображены: солдат, попавший в барабан и заснувший там; рассеянный прохожий, опрокидывающий на своем пути детские колясочки и влюбленные парочки; свадебный обед, участникам которого шутник насыпает за ворот «порошок для чесания», молодой человек, которого кусает блоха во время объяснения с невестой и который начинает бегать по комнате, ловя эту блоху; пьяный, залезший в матрац и катающийся в таком положении по людной улице, — для чего и кому все это нужно? — Я не понимал. Теперь — понимаю.
Одиннадцать слонов
I
Схватив меня за руку, Стряпухин быстро спросил: — В котором ухе звенит? Ну! Ну! Скорее!! — У кого звенит в ухе? — удивился я. — Да у меня! Ах ты, господи! У меня же!! Скорее! Говори! Я прислушался. — В котором? Что-то я не слышу… А ты сам сразу не можешь разобрать? — Да ты угадай, понимаешь? Угадай! Какой ты бестолковый!.. — Да угадать-то нетрудно, — согласился я. — Если бы ушей было много — ну, тогда другое дело… А то два уха — это пустяки. Левое, что ли? — Верно, молодец! Я самодовольно улыбнулся. — Еще бы! Я могу это — и вообще… многое другое… А зачем тебе нужно было, чтобы я угадал?.. — А как же! Такая примета есть… Я что-то задумал. Если ты угадал, значит, исполнится. — А что ты задумал? — Нельзя сказать. Если скажу — оно не исполнится. — Откуда ты знаешь? — Такая примета есть. — Ну тогда прощай, — проворчал я, немного обиженный. — Пойду домой. — Уже уходишь? Да который теперь час? — Не могу сказать, — упрямо ухмыльнулся я. — Почему? — Такая примета есть. Его лицо выразило беспокойство. — Неужели есть такая примета? — Еще бы… Самая верная. Несчастье приносит. — А ты знаешь, я ведь часто отвечал на вопрос: «Который час?» — Ну вот, — улыбнулся я зловеще. — И пеняй сам на себя. Обязательно это к худу. Он призадумался: — Постой, постой… И верно ведь! Вчера у меня шапку украли в театре. — Каракулевую? — спросил я. — Нет, котиковую. — Ну тогда это ничего. — А что? — Примета такая есть. Пропажа котиковой шапки — в доме радость. Он даже не спросил: в чьем доме радость — в его или воровском. Просиял. — Я тоже с тобой выйду. Прислуга побежала за ворота — дай я тебе пальто подержу. Я натянул с его помощью пальто, а когда он снял с вешалки свое, я сказал: — Ты прости, но я тебе тем же услужить не могу. — Почему? — Такая примета есть: если гость хозяину пальто подает — в доме умереть должны. Стряпухин отскочил от меня и наскоро натянул в углу сам на себя пальто. Когда мы шагали по улице, он задумчиво сказал: — Да, приметы есть удивительные. Есть счастливые, есть несчастливые. Но на днях я узнал удивительную штуку, которая приносит счастье и застраховывает от всяких неудач. — Это еще что? — Слоны. Одиннадцать слонов. Нужно купить одиннадцать штук от самого большого до самого маленького и держать их в доме. Поразительная примета. — Что ж ты, уже купил их? — Девять штук. Двух еще нет. Самых больших. Да они дорогие, большие-то. Рублей по тридцати… Кстати, ты не можешь одолжить мне пятьдесят рублей? Я бы завтра комплект уже имел. — Что ты! Разве можно одалживать деньги в пятницу?! Есть такая приме… — Да сегодня разве пятница? Нынче ведь четверг, — возразил он. Сначала я растерялся, а потом улыбнулся с видом превосходства. — Я знаю, что четверг. Но ведь четверг — это у нас? — Ну да. — А в Индии-то что теперь? Пятница! — Пятница, — машинально подтвердил он, приоткрыв от недоумения рот. — Ну вот. А слоны-то ведь индийские? — Какие слоны? — Да которых ты собираешься покупать! — Предположим. — То-то и оно. Как же можно в пятницу деньги давать взаймы? Несчастье… Страшная примета есть. Он замолчал.
II
Стряпухин исчез на долгое время. Но однажды пришел ко мне расстроенный, с явными признаками на лице и в костюме целого ряда жизненных неудач. — Эге, — сочувственно встретил я его. — Твои дела, вижу, неважные. Как поживаешь? — Да, брат, плохо… У жены чахотка. — Гнусная вещь, — согласился я. — Впрочем, вези ее на юг. Теперь это легко поправить можно. — Да откуда же я денег-то возьму? — А у жены-то были ведь деньги… я знаю… Несколько тысчонок. — Были да сплыли. На бирже проиграл. — Эх, ты, Фалалей! Ну, на службе возьми аванс. — Хватился! Со службы уволили. За биржевую игру. Вы, говорят, еще наши деньги проиграете, казенные. — Однако! А что же твой дядя какой-то? Помнишь, ты говорил: собирался умереть и тебе дом оставить. — Да и умер. Только не тот дядя, а другой. Вдовец с двумя детьми. Детей мне оставил… Прямо беда! — Так ты бы продал что-нибудь из обстановки… У тебя ведь обстановка хорошая, я помню, была… Он тоскливым взглядом посмотрел на меня. — Продано, брат. Почти все. Кроме слонов. — Каких слонов? — удивился я. — Да тех, что я, помнишь, говорил. — А они дорогие? — Рублей полтораста… — Так ты бы их и пустил в оборот. Это ведь жене месяц жизни в Крыму. Стряпухин откинулся назад и всплеснул руками: — Что ты! Как же я могу их продать, когда они приносят счастье!
III
Я долго прохаживался по кабинету, бормоча себе под нос всякие рассуждения. Остановился перед Стряпухиным и сказал: — Дурак ты, дурак, братец! — Почему? — Такая примета есть. Он бледно, насильственно улыбнулся. — Вот ты теперь уже и ругаешься. Ругаться-то легко. — И ругаюсь! Обрати внимание: не было у тебя этих слонов — жена была здорова, деньги в банке лежали, и служба была. Появились слоны, которые, ты говорил, счастье приносят, — и что же? — А ведь верно! — охнул он, побледнев. — Я совсем не обратил на это внимания… Действительно… Знаешь, тут есть какой-то секрет. Может быть, не одиннадцать слонов нужно, а какое-нибудь другое количество? Я кивнул головой: — Весьма возможно… И может быть, нужно было не слонов покупать, а каких-нибудь верблюдов или зайцев. — А в самом деле! — ахнул он, приоткрыв по своей привычке от изумления рот. — И может быть, не покупать их, а украсть нужно было… — Да, да!.. — …и держать не в доме, а в погребе. Оба мы замолчали. Он поднял опущенную голову и несмело спросил: — Ну, как ты думаешь — верблюда или зайца? Я пожал плечами: — Конечно, верблюда. — Почему? — Примета такая есть. — А сколько их надо?.. — Тридцать восемь штук. — Ого! — с оттенком уважения в голосе пробормотал Стряпухин. — Вот это число! Что же их… покупать нужно? — Украсть! Только украсть! И держать в погребе на бочке с огурцами. Такая примета есть. Он внимательно разглядывал выражение лица моего, и в глазах его я прочел легкое колебание. — Что это ты?.. — робко заметил он. — Не то говоришь серьезно… не то насмехаешься надо мной. Я горячо воскликнул: — Что ты, что ты! Я говорю совершенно серьезно. Слоны ведь тебе не помогли, а? Одиннадцать слонов мал мала меньше. Ведь не помогли? Так? — Не помогли, — вздохнул он. — Ну вот! Попробуем верблюдов. Тридцать восемь верблюдов! Не купим их, а стащим в магазине: это и дешевле и практичнее. Поставим в погреб и посмотрим — не повернется ли фортуна к тебе лицом? Если все будет по-прежнему плохо — верблюдов к черту, купим лисиц или лягушек, индийских болванчиков, крокодилов, черта, дьявола лысого купим! Попробуем покупать по семнадцать, по тридцать три, по шестьдесят штук, будем держать их под полом, на крыше, в печной трубе — все испробуем, все испытаем!! Как только тебе повезет — стоп! Вот, значит, скажем мы, это и есть настоящая примета! — Да ты это… серьезно? — А то как же, братец? Слоны твои провалились — нужно искать других путей. Какой-то немец-профессор сделал свыше девятисот комбинаций лекарства, пока не наткнулся на настоящую. У нас будет девять тысяч комбинаций — но ничего! Ведь он открывал только новое лекарство, а мы ищем секрет счастья… Разрешить проблему счастья — какая это великая миссия!! — Да ведь этак всю жизнь провозишься… — А ты что же думал? И провозишься. Он устало опустил голову. — Боже, как все это неопределенно… А может быть, вся штука в том, что слонов нужно не одиннадцать, а двенадцать. Прикупим еще одного… — Может быть! Жаль, что это не ослы. Если бы ты имел одиннадцать ослов, — то двенадцатого и прикупать бы не стоило. С видом человека, окончательно запутавшегося в сложной тине жизни, он поднял на меня глаза: — Почему?
IV
Уходя, он небрежно спросил, боясь выказать интерес к ответу и вызвать тем новые мои насмешки: — Сколько, ты сказал, верблюдов? — Тридцать восемь, — ехидно улыбнулся я. — Думаешь купить? — Нет, не то. А вот нужно бы запомнить цифру тридцать восемь. Буду нынче в клубе, возьму карту лото с этой цифрой. — Ага! Ты и этим занимаешься? Что же, везет? — Пока нет. И в глазах его светилось отчаяние. — Почему? — допрашивал я безжалостно. — На какую, например, цифру ты вчера брал карту? — Восемьдесят шесть. Счастливое число. Мой кузен Гриша на эту цифру в лотерею корову выиграл. — Значит, и ты выиграл?!! — Нет, — робко прошептал он, запуганный моим криком, моими оскорблениями, моей иронией. Я схватил его за шиворот. — Так как же ты, каналья, находишь это число счастливым?! — Постой… Пусти! Я бы, может быть, и выиграл, а только, уходя из дому, забыл ключ и с дороги вернулся. А это считается очень нехорошо. Примета…
* * *
Рассказанную мною правдивую историю я считаю очень нравоучительной. Тем не менее я уверен, что среди моих читателей найдется пара-другая людей, которые запомнят цифры 38 и 86. И подумают они: «Что ты там себе ни говори, а мы на эти цифры возьмем карточку и сыграем в лото». Так и быть, сообщу я для них еще одну, самую верную счастливую цифру: 59. Играйте на нее… Замечательная цифра. А проиграете, — значит, покойника встретили или кошка дорогу перебежала. Так вам и надо! Мне все равно вас не жаль.
Наслаждение жизнью
I
Скупость — одно, а бережливость — совсем другое: насколько мы все относимся с брезгливостью и презрением к скупому человеку, настолько мы обязаны относиться с уважением к человеку бережливому, к человеку, который не повесится из-за копейки, но и не швырнет ни за что даром, куда попало, лишний рубль. Именно о таком человеке, о студенте ветеринарного института, неизвестном мне по фамилии, — и расскажу я. Зайдя однажды жарким днем в прохладную полутемную пивную, я сел за угловой столик и потребовал себе пива. Кроме меня, в пивной сидели за целой батареей бутылок два студента: ветеринар — бережливый и универсант — простой, обыкновенный, безличный. Вели они такой разговор. — А вот ты не разобьешь еще один бокал, — говорил безличный студент, улыбаясь с самым провокаторским видом. — Ни за что не разобьешь. — Я? Не разобью? — Конечно, не разобьешь. Где тебе!.. — А как же я первый стакан разбил?.. — Ну, первый ты разбил нечаянно… Это что! Это всякий может разбить. А ты специально разбей. Ветеринар с минуту подумал. — Нешто разбить? Постой… Эй, человек! Бледный тупой слуга, с окаменевшим от скуки и бессонницы лицом, приблизился… — Послушай, человек… Сколько вы берете за стакан, если его разбить? — Десять копеек. — Только-то?! Господи! А я думал, полтинник или еще больше. Да за эти деньги я могу хоть шесть стаканов разбить… На столе стояли четыре стакана, до половины наполненные темным и светлым пивом. — Эхе! — сказал ветеринар. — Позволить себе, что ли? И легким движением руки сбросил стаканы на пол. — Сорок копеек, — автоматично отметил слуга. — Черт с ним, — залихватски сказал ветеринар. — Плачивали и побольше. Люблю кутнуть! Потом в голову ему пришла какая-то другая мысль. — Эй, человеке! А пустую бутылку если разбить — сколько стоит? — Пять копеек-с. Ветеринар приятно изумился: — Смотри, как странно: маленький стакан — гривенник, большая бутылка — пятак. — А вот ты не разобьешь сразу шесть бутылок, — усмехнулся безличный студент. — Я? Не разобью?.. — Конечно. Где тебе! — Шесть бутылок? Плохо ж ты меня знаешь! Эхма! Со звоном, треском и лязгом полетели бутылки на пол. Хозяин вышел из-за стойки и упрекнул: — Нельзя, господа студенты, безобразить. Что же это такое — посуду бить!.. — Вы не бойтесь, мы заплатим, — успокоительно сказал ветеринар. — Я не к тому, а вот посетителю, может быть, беспокойно. Я пожал плечами: — Мне все равно. — Мерси, — общительно обратился ко мне студент. — Вы подумайте, какая дешевка: гривенник за бокал! — Да, — подтвердил его товарищ. — Хоть целый день бей. — В дорогом ресторане не очень-то разойдешься, — сказал ветеринар с видом экономной хозяйки, страдающей от дороговизны продуктов для стряпни. — Дерут там, наверное, семь шкур. Хм!.. А тут — гривенник. Он повертел в руках стакан, подробно осмотрел его и бросил на пол. — Во французском ресторане за бокал с вас рупь возьмут, — отозвался из-за стойки хозяин. — Подумайте, а? А тут за эти деньги десять разбить можно. Брось, Миша, свой стакан… Чего там! В кои веки разойдешься… Вот так… Молодец. Человек! Еще полдесяточка. Нельзя сказать, чтобы у амфитриона был вид беззаботного пьяного кутилы, безрассудно крушащего все на своем пути. Было заметно, что он не выходит из бюджета, доставляя себе и своему другу только ту порцию удовольствия, которую позволяли средства. — Человек! Сколько за посуду? — Девяносто копеек. — Вот тебе — видишь, Миша! А ты говорил: «Пойдем в ресторан». Там бы с нас содрали… Хо-хо! А тут… Девяносто? Получай рубль. Постой… Дай-ка еще стакан… Ну вот. Теперь сдачи не надо. Ровно рубль. Довольный, он откинулся на спинку стула и с благодушным видом стал осматривать комнату.
II
Пошептавшись с товарищем, ветеринар встал, подошел к стойке и спросил хозяина: — Сколько этот увражик стоит? «Увражиком» он назвал гипсового раскрашенного негра высотой в аршин, стоявшего на стойке и держащего в руках какую-то корзину. — Это-с? Четыре рубля. — Да что вы! В уме ли? За такую чепуху — четыре рубля! — Помилуйте — настоящий негр. — Какой он там настоящий!.. Тут, я думаю, матерьялу не больше чем на целковый… — А работа-с? Не цените? — Ну и работа — целковый. Предовольно с вас будет два рублика. Хотите? — Не могу-с. Обратите внимание на глаза — белки-то… вво! Материал? Настоящий гипс! — Ну — два с полтиной. Никто вам за него больше не даст. Негритишка-то подержанный. — Помилуйте, это и ценится: старинная вещь — третий год стоит. Обратите внимание на фартук — настоящего голубого цвета. — Вы отвлекаетесь, хозяин. Хотите три рубля? Больше — ей-ей гроша не дам. Миша, как ты думаешь? — Конечно, уступите, — отозвался Миша. — Чего там! Другого купите, лучше этого. — Ну знаете что, — сказал хозяин. — Ладно. Три с полтиной — забирайте. — За этого негра?! — фальшиво удивился ветеринар. — Ну, знаете ли. Еще вопрос — настоящий ли это гипс?! Вы бы еще пять рублей запросили… ха-ха! Берете три? А то и не надо — в другом месте дешевле уступят. — Да накиньте хоть двугривенный, — простонал корыстолюбивый хозяин. — Позвольте-ка, я его еще осмотрю. Гм! Ну ладно. Куда ни шел еще двугривенный. Верно, Миша? — Верно. — Значит — три двадцать? — Три двадцать. — Эхма! — дико вскричал ветеринар, поднимая над головой негра. — Кутить так кутить. Ур-ра! Он хватил негра об пол, оттолкнул ногой подкатившуюся к нему гипсовую голову и вынул из кармана кошелек. — Дайте с пяти рублей сдачи.
Потом он расплачивался со слугой за пиво. — Сколько? — Два с полтиной. Он повертел в руках трехрублевую бумажку и наклонился к товарищу: — Я думаю, ему за два с полтиной — полтинник на чай — много? — Много, — кивнул головой товарищ. — Нужно десять процентов. — Верно. Постой… (Оопустив голову, он погрузился в какие-то расчеты.) Ну вот! Он смел рукой на пол два стакана, бутылку и отдал слуге три рубля. — Теперь правильно и сдачи не надо. Пойдем, Миша. И они ушли оба, напялив на лохматые головы фуражки, — тот, что казался безличным, — универсант Миша, и ветеринар — бережливый, хозяйственный человек, рассчитывающий каждый грош.
Фат
Подслушивать — стыдно. Отделение первого класса в вагоне Финляндской железной дороги было совершенно пусто. Я развернул газету, улегся на крайний у стены диван и, придвинувшись ближе к окну, погрузился в чтение. С другой стороны хлопнула дверь, и сейчас же я услышал голоса двух вошедших в отделение дам: — Ну вот видите… Тут совершенно пусто. Я вам говорила, что крайний вагон совсем пустой… По крайней мере, можем держать себя совершенно свободно. Садитесь вот сюда. Вы заметили, как на меня посмотрел этот черный офицер на перроне? Бархатное контральто ответило: — Да… В нем что-то есть. — Могли бы вы с таким человеком изменить мужу? — Что вы, что вы! — возмутилось контральто. — Разве можно задавать такие вопросы?! А в-третьих, я бы никогда ни с кем не изменила своему мужу!! — А я бы, знаете… изменила. Ей-богу. Чего там, — с подкупающей искренностью сознался другой голос, повыше. — Неужели вы в таком восторге от мужа? Он, мне кажется, не из особенных. Вы меня простите, Елена Григорьевна!.. — О, пожалуйста, пожалуйста. Но дело тут не в восторге. А в том, что я твердо помню, что такое долг! — Да ну-у?.. — Честное слово. Я умерла бы от стыда, если бы что-нибудь подобное могло случиться. И потом, мне кажется таким ужасным одно это понятие: «измена мужу»! — Ну, понятие как понятие. Не хуже других. И, помолчав, этот же голос сказал с невыразимым лукавством: — А я знаю кого-то, кто от вас просто без ума! — А я даже знать не хочу. Кто это? Синицын? — Нет, не Синицын! — А кто же? Ну, голубушка… Кто? — Мукосеев. — Ах, этот… — Вы меня простите, милая Елена Григорьевна, но я не понимаю вашего равнодушного тона… Ну можно ли сказать про Мукосеева: «Ах, этот»… Красавец, зарабатывает, размашистая натура, успех у женщин поразительный. — Нет, нет… ни за что! — Что «ни за что»? — Не изменю мужу. Тем более с ним. — Почему же «тем более»? — Да так. Во-вторых, он за всеми юбками бегает. Его любить, я думаю, одно мученье. — Да ежели вы к нему отнесетесь благосклонно — он ни за какой юбкой не побежит. — Нет, не надо. И потом он уж чересчур избалован успехом. Такие люди капризничают, ломаются… — Да что вы говорите такое! Это дурак только способен ломаться, а Николай Алексеевич умный человек. Я бы на вашем месте… — Не надо!! И не говорите мне ничего. Человек, который ночи проводит в ресторанах, пьет, играет в карты… — Милая моя! Да что же он, должен дома сидеть да чулки вязать? Молодой человек… — И не молодой он вовсе! У него уже темя просвечивает… — Где оно там просвечивает… А если и просвечивает, так это не от старости. Просто молодой человек любил, жил, видел свет… Контральто помедлило немного и потом, после раздумья, бросило категорически: — Нет! Уж вы о нем мне не говорите. Никогда бы я не могла полюбить такого человека… И в-третьих, он фат! — Он… фат? Миленькая Елена Григорьевна, что вы говорите? Да вы знаете, что такое фат? — Фат, фат и фат! Вы бы посмотрели, какое у него белье, — прямо как у шансонетной певицы!.. Черное, шелковое — чуть не с кружевами… А вы говорите — не фат! Да я…
* * *
И сразу оба голоса замолчали: и контральто, и тот, что повыше. Как будто кто ножницами нитку обрезал. И молчали оба голоса так минут шесть-семь, до самой станции, когда поезд остановился. И вышли контральто и сопрано молча, не глядя друг на друга и не заметив меня, прижавшегося к углу дивана…
Date: 2016-07-18; view: 257; Нарушение авторских прав |