Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бюджетно-налоговая политикаСтр 1 из 5Следующая ⇒ Введение Одним из главных завоеваний кейнсианской революции является принципиально новая оценка значения бюджетно-налоговой политики государства, которая до тех пор воспринималась преимущественно как инструмент перераспределения ресурсов между частным и государственным сектором. Общепринятая точка зрения о неэффективности бюджетно-налоговой политики в силу значительного эффекта вытеснения сменилась на противоположную: в условиях неполной занятости, особенно в период рецессии, действенность фискальной политики дополнительно усиливается мультипликативным эффектом. Выяснилось, что она способна оказывать существенное влияние на совокупный выпуск и занятость в краткосрочном периоде, а также может иметь долгосрочные последствия для экономики. В течение тридцати лет, пока длилась эпоха кейнсианства, правительства в большинстве развитых стран проводили активную макроэкономическую политику. Однако экономическая действительность никогда полностью не подходила под какую-либо теорию или идеологию, она непрерывно развивается и существующие теории перестают адекватно описывать реальную ситуацию. Так кейнсианство со временем уступило место другим течениям с принципиально иной позицией в отношении государственной макроэкономической политики. Проблема воздействия мер бюджетно-налоговой политики на краткосрочные колебания макроэкономических показателей и долгосрочный экономический рост занимала множество экономистов, в частности таких выдающихся как Р.Солоу, М.Фридман, Р.Барро и др. Она продолжает быть актуальной и по сей день, особенно для экономики в кризисном состоянии. На сегодняшний день подавляющее большинство экономистов сходятся на том, что осознанная и продуманная бюджетно-налоговая политика необходима, однако инструменты и степень государственного вмешательства все еще вызывают множество разногласий. Цель данной работы состоит в том, чтобы дать общий обзор теоретических подходов различных экономических школ и направлений к осуществлению бюджетно-налоговой политики.
Бюджетно-налоговая политика Сущность, инструменты и цели БНП Государственный бюджет – правительственный документ, в котором отражены планируемые расходы и доходы государства на финансовый год (в России совпадает с календарным). Основную часть доходов государственного бюджета составляют налоговые поступления, пошлины и сборы. Среди основных статей расходов гос. бюджета государственные закупки товаров и услуг, государственные инвестиции, выплата трансфертов и субсидий частному сектору, обслуживание государственного долга. Разные компоненты доходов и расходов государственного бюджета оказывают неодинаковое влияние на экономику. Величина государственных доходов и расходов говорит о степени государственного вмешательства (путём сбора налогов, предоставления субсидий, осуществления государственных капиталовложений и т. д.) в деятельность частного сектора. Государственный бюджет сбалансирован, если государственные расходы равны доходам. Если расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит BD. · Фактический бюджетный дефицит BD*=G-(Ta+tY*) может быть представлен в виде суммы структурного дефицита BDS и циклического дефицита BDC. · Структурный дефицит – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости, как следствие, он не зависит от воздействия циклических колебаний. Такой бюджетный дефицит возникает как результат дискреционной бюджетно-налоговой политики правительства. BDS= G-(Ta+tYf) · Циклический дефицит возникает автоматически в результате циклических колебаний экономики. В период спада падает совокупный доход и возрастает безработица, это приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет и увеличению государственных трансфертов. BDC= BD*- BDS=t(Yf-Y*) По величине бюджетного дефицита экономические агенты могут судить об устойчивости государственных финансов и проводимой фискальной политике. В случае, если поступления в бюджет превышают расходы, говорят о бюджетном излишке или профиците BS. Циклически сбалансированный бюджет не обязательно сводится с нулевым сальдо в отдельные годы, но сбалансирован по итогам экономического цикла, так что дефициты, возникающие в периоды спада, компенсируются бюджетными излишками в периоды подъёма экономики. Путем манипулирования основными статьями государственного бюджета государство осуществляет бюджетно-налоговую политику (БНП). БНП располагает количественными инструментами: величиной государственных расходов на закупку товаров и услуг, величиной и типом налогообложения, трансфертов. Итак, бюджетно-налоговая или фискальная политика – политика манипулирования доходами и расходами государственного бюджета с целью достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости ресурсов и долгосрочного экономического роста.
Виды БНП · По направлению воздействия на совокупный выпуск БНП подразделяется на стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая БНП (или фискальная экспансия) проводится в период циклического спада и направлена на стимулирование повышения совокупного выпуска. Это предполагает увеличение государственных расходов (G), сокращение налогов (T) или комбинирование этих мер. Сдерживающая БНП (фискальная рестрикция) проводится в период «перегрева» экономики и направлена на снижение совокупного выпуска. Она подразумевает снижение государственных расходов (G), повышение налогов (T) или одновременное использование этих мер. · БНП бывает дискреционной и недискреционной. Дискреционной называется политика, проводимая по специальному решению правительства. Если она осуществляется с использованием государственных расходов и налогов одновременно, то такая политика называется комбинированной. Недискреционная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих автоматическое (без специальных мер со стороны правительства) сглаживание циклических колебаний совокупного выпуска и занятости. К встроенным стабилизаторам относятся система государственных трансфертов таких, как пособия по безработице, а также подоходное налогообложение, налоги на прибыль корпораций, косвенный налог. · Кроме того, правительство может выбирать между “политикой твёрдого курса” (“игрой по правилам”) и политикой “свободы действий”. Проводя “политику твёрдого курса”, правительство или ЦБ заранее объявляет “правила игры”, то есть конкретные меры, которые могут быть предприняты в той или иной ситуации, и впоследствии не отклоняется от выбранного курса независимо от сложившейся в экономике ситуации. Если правительство или ЦБ ориентируется на сложившуюся ситуацию, и определяют план действий в каждом конкретном случае, такая непоследовательная политика называется политикой “свободы действий”. · Различают также активную и пассивную макроэкономическую политику. Представители различных экономических школ ведут давний спор о преимуществах и недостатках этих альтернативных подходов.
|