Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности логопедической работы по устранению ринофоний





Логопедическая работа по устранению ринофонии представля­ет определенные трудности. Они обусловлены рядом психо-физио-логических факторов, как-то: эффективность логопедических за­нятий зависит от длины, подвижности мягкого нёба, функции uvula, т. е. от образования замыкающего глоточного кольца; во-вторых, от возраста ребенка (чем моложе ребенок, тем степень эффективности занятий увеличивается, но появляются трудности иного плана — полученный навык труднее автоматизируется и вводится в повседневную речевую практику ребенка); в-третьих, ребенок привыкает к своему назализованному голосу и не диффе­ренцирует звучание носовое от неносового.

Устранение этих отрицательных факторов определяет эффек­тивность логопедической работы, что в свою очередь зависит от мастерства логопеда, его знания анатомо-физиологических ме­ханизмов голосообразования в нормальных и патологических условиях.

Методика логопедической работы по устранению назализации, применяемая в настоящее время, использует опыт немецкой и французской логопедической школы.

Так, немецкий ученый Г. Гутцман предлагал артикуляционные, дыхательные упражнения, общую гимнастику тела при устране­нии ринолалии. Всю логотерапию он делит на «активные» и «пас­сивные» мероприятия. К пассивным относится электромассаж мягкого нёба, вибрационный массаж при помощи ручного вибра­тора. Активные мероприятия — это речевые упражнения. Автор разработал комплекс дыхательных упражнений, благодаря чему достигается изоляция ротовой полости от носовой. Будучи пред­ставителем силового метода, Г. Гутцман предлагал толчкообраз-ное, резкое, короткое произнесение звуков с большим напряжени­ем мышц шеи и плечевого пояса, с сильными ударами кулаков по столу или коленам. При постановке согласных звуков он реко­мендовал зажим крыльев носа, чтобы создать сильное внутриротовое давление воздуха, которое должно пассивно поднять вялую нёбную занавеску. Большое внимание Г. Гутцман уделял работе над голосом, рекомендуя фальцетный голос, так как при этом гор­тань поднята, надставная трубка укорочена, мягкое нёбо подня­то и маленький язычок сильно укорочен. Он предлагал в течение 2—3 месяцев использовать фальцетный голос, а затем воспиты­вать голос на грудном резонансе. Все упражнения носили сило­вой характер и требовали большого напряжения от обучающего­ся. Тренировку фальцетного звучания голоса использовал впос­ледствии советский ученый М. Е. Хватцев.

Представители щадящего направления — французы В. Во, С. Борель-Мезони предлагали постановку правильного дыхания и голоса «в маску», как при обучении пению. При этом они ре­комендовали естественные, ненапряженные дыхательные и ре­чевые движения. Особую роль отводили вокальным упражнениям. Французская логопедическая школа заложила основы ортофонического метода постановки голоса.

Советские логопеды модифицировали и дополнили француз­ский метод. Так, Е. Ф. Pay указывала на необходимость стиму­ляции глоточной мускулатуры. Проф. М. Е. Хватцев предлагал использовать и щадящую терапию, и силовой метод в особенно трудных случаях. Другие специалисты рекомендовали ставить звуки на диафрагмальном дыхании, с открытым носом. Особенно большое внимание они уделяли работе над голосом. Каждый гласный отрабатывался сначала шепотом, затем громко, резко, отрывисто (на твердой атаке), потом в различной тональности, начиная с высокой, А. Г. Ипполитова использует артикуляцион­ную и дыхательную гимнастику.

Существуют и другие направления. Так, М. Зееман рекомен­дует фониатрический метод устранения ринофонии. Речевую тре­нировку он предлагает начинать с шепотного произнесения, затем включается тихий голос с мягким голосовым началом. Сторонни­ки этого метода (А. Митринович-Моджеевска, Т. Н. Воронцова и др.) так же применяют фониатрический подход к реабилитации речи и голоса ринолаликов, что включает артикуляционные, ды­хательные упражнения, постановку голоса «в маску» для полу­чения высоких формант, введение грудного резонатора для полу­чения низких формант. Т. Н. Воронцова предлагает дифференци­рованный подход к устранению ринолалии в зависимости от длины и подвижности мягкого нёба. Каждый этап логопедических занятий включает ортофонические упражнения различной интен­сивности и длительности. При этом важно необходимо обра­тить внимание на одновременность работы над голосом и поста­новкой звуков у ринолаликов.

Таким образом, в существующей литературе довольно полно отражены некоторые разделы работы по исправлению речи при ринолалии (артикуляционная и дыхательная гимнастика, поста­новка, закрепление, автоматизация звуков речи), но почти не раскрыта методика работы над голосом

Наиболее целесообразным и эффективным методом реабили­тации голосовой функции при ринофонии является комплексный ортофонический метод, который включает как физиомеханотера-певтическое воздействие на мышцы мягкого нёба и глотки, так и фониатрическое и психотерапевтическое воздействие.

Основная цель ортофонического лечения — восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием, дифференциация носового и ротового дыха­ния, получение громкого, звонкого, «полетного» звучание голоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка. Работа прово­дится под контролем слуховых, зрительных, тактильно-вибра­ционных и мышечных ощущений, играющих роль тех проприо-цептивных (афферентных) раздражителей, которые сигнализи­руют в центральную нервную систему о правильности работы резонаторов.

Выделяются два этапа логопедической работы по устранению назализации:

I. Подготовительный, который включает:

1) психотерапию,

2) физиомеханотерапевтическое воздействие на мышцы мягкого нёба, задней стенки глотки,

3) артикуляционную гимнастику,

4) дыхательную гимнастику.

II. Основной э т а-п, который включает:

1) развитие высоты голоса,

2) развитие длительности и силы звучания голоса,

3) развитие тембра голоса,

4) постановку певческого голоса.

5) развитие ритмико-мелодико-интонационной стороны речи.

В процессе логопедических занятий трудно провести резкое разграничение этих этапов.

Подготовительный этап преследует цель подготовить лич­ность ребенка, его артикуляционный и дыхательный аппарат к последующим интенсивным голосовым упражнениям.

Логопедическая работа начинается с проведения рациональ­ной психотерапии. Путем ежедневных бесед с ребенком логопед вселяет в него уверенность в успехе занятий, а прослушивание магнитофонных записей голосов других детей до и после занятий доказывают ему их реальную пользу.

На фоне психотерапии проводится логопедическая работа с детьми. Она начинается с активизации мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. При этом применяются общепринятые в логопедической практике методы (позевывание, покашливание, полоскание горла, глотание воды, слюны, имитация «жевания», произнесение гласных а, э на твердой атаке). Тренируется способность одномоментного подъема мягкого нёба, а затем и дли­тельного удерживания его в поднятом положении под счет. В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого нёба—металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки, а также мас­саж мягкого нёба и гортани. Стимуляция глоточной мускулату­ры осуществляется с помощью вибромассажа (ручного вибрато­ра). Перечисленные упражнения активизируют нёбно-глоточ-ный затвор, создают нормальные условия фонации.

Общая.артикуляционная гимнастика применяется при вяло­сти движений или, наоборот, при излишнем напряжении губ, языка, челюстей, особенно глотки и гортани. Такая гимнастика активизирует ротоглоточную полость и способствует в дальней­шем звучанию голоса «в позиции резонатора». С другой стороны, релаксация гортанных мышц уменьшает чрезмерное участие гор­тани в процессе фонации (ларингеальную гиперфункцию).

При проведении артикуляционной гимнастики важная роль отводится упражнениям для нижней челюсти. От движений ниж­ней челюсти зависит степень раскрытия рта, что определяет фор­манты гласных звуков. В свою очередь широкий ротовой резона­тор при произнесении а, э способствует максимальному подъему мягкого нёба, узкий резонатор (при произнесении я, о, у) — его опусканию.

Тренировка дикции, включающей произнесение гласных, сог­ласных, слогов, слов, фраз, поговорок, скороговорок, вырабаты­вает четкое произнесение различной сложности речевого мате­риала при условии изоляции ротовой полости от носовой.

Одновременное применение дыхательной гимнастики (стати­ческой и динамической) преследует цель дифференциации носо­вого и ротового дыхания. При этом обращается особое внимание на силу и продолжительность ротового выхода под контролем движений диафрагмы[42].

Как известно, диафрагма регулирует уровень подсвязочного давления воздуха, увеличивая или уменьшая силу смыкания, частоту, амплитуду колебаний голосовых складок, степень их напряжения в процессе фонации. Поэтому дыхательные упраж­нения являются и релаксационными, так как уменьшают напря­жение диафрагмы, мышц брюшного пресса, а следовательно, и гортанных мышц, что способствует легкому, свободному, естест­венному и «полетному» звучанию голоса.

При ринофонии на начальном этапе логопедической работы особенно важны статические дыхательные упражнения, которые фиксируют внимание ребенка на дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. При этом, вслед за дутьем на вату, воду, спичку, свечу, надуванием резиновых игрушек и т. д., включаются упражнения со звуком громким (а не шепотным)— кратким и длительным произнесением гласных и звонких щеле­вых согласных. Введение громкого произнесения объясняется ря­дом анатомо-физиологических условий образования глухих и звонких согласных. Так, звонкие согласные требуют:

1) активных колебаний голосовых складок (при глухих— отсутствие колебаний),

2) меньшей силы артикуляции (при глухих — большая сила артикуляции),

3) опускания гортани (при глухих—подъем гортани),

4) меньшей длительности смычки (при глухих — большая длительность смычки),

5) меньшей силы взрыва (при глухих — большая сила взрыва).

Перечисленные условия облегчают деятельность фонаторий-ной системы при произношении звонких звуков, так как снима­ется напряжение артикуляционного аппарата гортани и глотки за счет меньших мышечных усилий.

Шепотное произнесение гласных и согласных звуков целесооб­разно в том случае, если наблюдается ларингеальная гиперфунк­ция, т. е. сдавленное, напряженное, зажатое, хриплое звучание голоса. В этом случае «выключается фонйция для устранения па­тологического участия гортани в артикуляции»[43]. После исчезно­вения ларингеального оттенка начинается тренировка громкого звучания.

Таким образом, статическая дыхательная гимнастика услож­няется за счет голосовых упражнений. В последующем приме­няется динамическая гимнастика, которая вначале играет роль общеукрепляющих упражнений (дыхательные движения в соче­тании с движениями туловища и конечностей), а в дальнейшем она дополняется голосовыми упражнениями. Проведение стати­ческой и динамической дыхательной гимнастики физически ук­репляет организм ребенка, вырабатывает навык глубокого и сильного фонационного диафрагмального дыхания и подготав­ливает его к интенсивным голосовым упражнениям.

Получив ротовой выдох и активизировав движения мягкого нёба, можно перейти к интенсивным голосовым упражнениям[44].

При этом особое внимание уделяется вокальным упражне­ниям, которые проводятся на всех этапах обучения ребенка. При пении поднято мягкое нёбо, опущена нижняя челюсть, активны, но не напряжены голосовые складки, звуковая волна подается в широко открытый рот, глоточный и ротовой резонаторы почти не меняют своего объема и формы. Поэтому при пении созда­ются наилучшие условия для голосообразования, в частности для устранения носового оттенка голоса. Поются вокализы на legato, мелодии без слов, затем доступные ребенку песни.

При выполнении всех упражнений важно постоянно контроли­ровать звучание голоса в «позиции резонатора», при максимально поднятом мягком нёбе и правильно направленной воздушной струе. Сознательное и активное отношение ребенка к процессу устранения назализации—основной залог эффективности лого­педической работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Игорь С., 8 лет. Афония на почве рубцового стеноза гортани, сложная дислалия.

В год мальчик заболел дифтерией была произведена трахеотомия в свя­зи с затрудненным дыханием. Неоднократно иссекались рубцы гортани. Пла­стическое закрытие стомы произведено в 6-летнем возрасте. В течение 7 лет говорит шепотом.

Данные ларингоскопии: голосовая щель широкая. Подвижность левой половины гортани ограничена. Истинные голосовые складки рубцово изменены, смыкаются не полностью.

Психическая сфера: умственное развитие без отклонении от^нормы. Мальчик живой, легко вступает в контакт. По характеру спокойный, уравно­вешенный, дисциплинированный. Настроение бодрое, жизнерадостное. Крити­чески относится к своему дефекту, страдает из-за отсутствия голоса, охотно занимается с логопедом. Учится в I классе массовой школы. Очень переживает невозможность петь на уроках пения в школе.

Логопедический статус: движения артикуляционного аппарата вялые, неловкие. Дыхание свободное, поверхностное, выдох резко укорочен. Часто говорит на вдохе. Голос отсутствует, говорит внятным шепотом. Речевое развитие соответствует возрасту. Звукопроизношение: парасигматизм шипя­щих (ш, ж—с), ламбдацизм (л—двугубный), отсутствие озвончения.

Логопедические занятия по восстановлению голоса включали артикуляци­онную, дыхательную гимнастику, лечебную физкультуру. На 4-м занятии на стоне был вызван голос — слабый, хриплый, сдавленный. На 6-м занятии голос был введен в слоги со звукамия, т, к. На первых занятиях голос звучал гор­танно, резко, при напряжении мышц гортани и шеи. Привлечение тактильно-вибрационного, зрительного и слухового контроля помогло направить звук голоса в «позицию резонатора», в результате чего голос стал громче, но все-таки оставался грубым и хриплым. Было поставлено речевое диафрагмальное дыхание, но недостаточно глубокое и сильное. Движения артикуляционного аппарата стали ловкими и точными. Были поставлены, автоматизированы де­фектные звуки.

Через год занятия были продолжены. Было проведено 44 логопедических занятия по комплексной методике. Основное внимание было направлено на звучание голоса в «позиции резонатора», восстановление певческого голоса и развитие мелодико-интонационной стороны речи. Очень медленно, с большим трудом нам удалось уменьшить напряжение мышц гортани и снять неприят­ный гортанный призвук голоса. Лишь к концу курса логотерапии голос его приобрел модулированность, достаточную громкость, звонкость. Был восста­новлен и певческий голос. Полученный голос был образован за счет фонации ложных голосовых складок.

Катамнестические данные: у мальчика громкий, звонкий голос, который стал свободнее, легче, сильнее в процессе повседневного речевого общения.

Данный случай примечагелен тем, что голос, отсутствовавший у ребенка в течение 7 лет, восстановлен, несмотря на тяжесть органических изменении в гортани. Полноценное интеллектуальное развитие ребенка, его желание восста­новить голос, упорство в достижении этой цели значительно облегчили вос­становительную задачу.

2. Александр Б., 13 лет, хронический рубцовый стеноз гортани дифте­рийного происхождения, афония, сложная дислалия.

В трехлетнем возрасте была произведена трахеотомия. Производилось неоднократное иссечение рубцов гортани. Мальчик был деканюлирован в 13-летнем возрасте. Голоса нет в течение 10 лет.

Мальчик физически ослаблен. Выражен астенический синдром. По сред­ней линии шеи трахеостома, в которую введена трахеотомическая трубка. При закрытии трубки дыхание не затруднено.

Данные ларингоскопии: просвет гортани широкий. Надгортанник деформирован. Истинные голосовые складки рубцово изменены. Ложные голо­совые складки гипертрофированы.

Психическая сфера: мальчик очень угнетен своей болезнью и от­сутствием голоса, не верит в возможность его восстановления. В контакт вступает с большим трудом. Занимается неохотно. Настроение неустойчивое, быстро меняющееся, обычно подавленное и грустное. Часто бывает необосно­ванно раздражительным, негативистичным, проявляет неуважение к товари­щам, матери, хотя и очень скучает по дому.

Учится в V классе массовой школы, не успевает. Уроки в школе отвечает в. письменной форме. Критика к себе снижена, трудностей в усвоении школь­ной программы не осознает. Новый материал запоминает плохо, с трудом за­учивает наизусть. Мышление конкретно. Внимание быстро истощается.

Логопедический статус: понимание речи не ограничено. Словар­ный запас бедный, фраза стереотипная. Движения артикуляционного аппарата вялые, неловкие.

Звукопроиэношение: парасигматизм свистящих и шипящих (за­мена звуком (х-о), отсутст­вие озвончения.

Дыхание — поверхностное, ключичное, смешанное — через трахеотомиче­скую трубку, рот и нос. Речевое диафрагмальное дыхание отсутствует. Выдох очень короткий и слабый, часто говорит на вдохе.

Голос отсутствует. В речевом общении пользуется «квакающей» речью — монотонной, непонятной окружающим, лишенной назализации, вокализации, консонизации.

Логопедические занятия с мальчиком начались в период ношения им тра­хеотомической трубки. Было проведено 40 логопедических занятий. Проводи­лась психотерапия, артикуляционная, дыхательная гимнастика, лечебная физ­культура, а после деканюляции были введены голосовые упражнения. Прово­дилась коррекция звукопроизношения.

Учитывая характерологические особенности личности мальчика, психоте­рапия имела особенно большое значение. Она проводилась ежедневно, в те­чение всего процесса обучения ребенка.

Одновременно с артикуляционными, дыхательными упражнениями, лечеб­ной физкультурой были включены упражнения по образованию шепотной ре­чи (со 2-го занятия). С этой целью мальчик на выдохе, с закрытой трубкой произносил гласные, согласные, слоги, слова, фразы. После деканюляции была ликвидирована и причина «квакающей речи»—дыхание через трубку, но ос­талось характерное произношение (замена всех звуков звуком т).

Звук голоса был вызван на имитации стона на 8-м занятии. Это был гру­бый, хриплый, низкий, напряженный, сдавленный звук, лишь отдаленно напо­минающий человеческий голос. Полученный звук соединялся с гласными о, у, а, а, э в прямых, обратных, закрытых слогах. Основное внимание обращалось на звучание голоса в «позиции резонатора», при минимальном напряжении мышц шеи, гортани, брюшного пресса. С этой целью включался слуховой, зри­тельный, тактильно-вибрационный контроль, массаж гортани, физиотерапия. Лишь к 30-му занятию голос стал звучать в «ротовой позиции», приобрел бо­лее приятный, мелодичный тембр, стал громче, звонче, свободнее.

Одновременно были поставлены и введены в речь все дефектные звуки.

Мальчик был выписан с громким, модулированным голосом несколько грубого тембра. Восстановление голоса положительно повлияло на его настрое­ние, характер: он стал активным, бодрым, более уравновешенным; почувство­вал себя полноправным членом детского коллектива, так как получил возмож­ность общаться со сверстниками при помощи громкого голоса

По катамнестическим сведениям голос у мальчика громкий, модулированный, несколько хриплый, звучит без напряжения.

Данное наблюдение представляет интерес: голос, отсутствовавший у ре­бенка в течение 10 лет, восстановлен, несмотря на грубые анатомические изме­нения в гортани. Это наблюдение подтверждает положение о роли восстанови­тельной логотерапии в оздоровлении личности ребенка в целом.

3. Нелля А., 14 лет, хронический рубцовый стеноз гортани на почве па. пилломатоза гортани, афония в течение 11 лет.

Девочка с 3 лет страдает папилломатозом гортани. В связи с затруднен­ным дыханием была произведена трахеотомия с введением трахеотомической трубки. Производилось удаление папиллом из гортани, а впоследствии — ис­сечение рубцов гортани. Физическое развитие соответствует возрасту. Девочка бледная, вялая. Со стороны внутренних органов изменений не обнаружено. Выражен астенический синдром: девочка быстро утомляется, жалуется на го­ловную боль. По средней линии шеи—ларингостома, в которую введена тра­хеотомическая трубка.

Данные ларингоскопии: голосовая щель широкая. Подвижность правой половины гортани резко ограничена. Левая половина гортани подвиж­на. Правый черпаловидный хрящ отечный, менее подвижен, чем левый. Ис­тинные голосовые складки утолщены, при попытках фонации расходятся на 1—1 1/2 мм.. Они рубцово изменены, смыкаются не полностью. Правая истин­ная голосовая складка менее подвижна, чем левая. В подсвязочном простран­стве рубцовое сужение. Папиллом нет.

Психическая сфера: болезнь и отсутствие голоса наложили серьез­ный отпечаток на эмоционально-волевую сферу девочки. Она очень угнетена своим состоянием, в контакт вступает с трудом. Обычно вялая, пассивная, настроение подавленное, грустное. Не верит в возможность выздоровления и восстановления голоса. Сомневается в своих силах, боится трудностей и не умеет их преодолевать. Говорит мало и неохотно. Часто плачет. Учится в VI классе массовой школы. Со стороны умственного развития отклонений нет.

Логопедический статус: движения артикуляционного аппарата вялые. Мускулатура губ, щек паретичная. Дыхание свободное, поверхностное, ключичное. Речевое дыхание отсутствует. Выдох резко укороченный и слабый. Голос отсутствует. Говорит внятным, громким шепотом. Речевое развитие со­ответствует возрасту.

Логопедические занятия по восстановлению голоса начались в период но­шения Т-образной резиновой трубки, были продолжены после деканюляции и вступили в решающую и завершающую фазу после пластического закрытия лирингостомы. Логопедические занятия включали психотерапию, артикуляци­онную, дыхательную гимнастику, лечебную физкулмуру и ортофонические уп­ражнения. Было проведено 120 занятий. Психотерапевтические беседы имели особое значение, так как необходимо было вселить в девочку бодрость и уве­ренность, заставить ее поверить в возможность восстановления голоса, улуч­шить ее настроение. Кроме бесед, мы демонстрировали магнитофонные ^запи­си голосов других детей до и после проведения логопедических занятий, по­казывали ей катам нестические анкеты.

Все эти меры способствовали установлению более тесного контакта, по­явлению у девочки воли и желания восстановить голос. Каждое логопедиче­ское занятие начиналось с психотерапии. Одновременно проводилась артикуля­ционная, дыхательная t-имнастика, логопедическая лечебная физкультура, а с 3-го занятия (после деканюляции) были введены и ортофонические упраж­нения.

Голос был вызван на имитации стона на 10-м занятии. Это был грубый, хриплый, гортанный звук, отдаленно напоминающий человеческий голос. Но появление даже такого звука имело огромное психотерапевтическое значение.

Полученный звук голоса соединялся с гласным у в прямых и обратных слогах при этом обращалось внимание на звучание голоса в «позиции резонатора» Это было весьма сложной задачей, так как в фонации принимали участие ложные голосовые складки в большей степени, чем истинные. Слуховой конт­роль подкреплялся зрительным и тактильно-вибрационным. Лишь на 18-м занятии перешли к произнесению слове у, а на 25-м—к коротким фразам. Это уже было началом автоматизации процесса голосообразования. На после­дующих занятиях голос автоматизировался в словах и фразах с другими гласными звуками, а затем — ив самостоятельной речи (сначала — отражен­ной, затем — спонтанной).

В результате логопедических занятий был восстановлен громкий, звонкий голос, несколько грубого тембра. Было поставлено речевое грудобрюшное ды­хание, активизировалась деятельность артикуляционного аппарата. Восстанов­ление голоса положительно повлияло на состояние эмоционально-волевой сфе ры девочки — она стала живой, активной, улучшилось ее настроение, появи­лась вера в свои силы и желание продолжать работу над улучшением качества голоса. По катамиестическим сведениям, голос у девочки стал громче и звон­че. Она окончила среднюю школу, работает на ткацкой фабрике и общается с окружающими при помощи громкого голоса.

Наблюдение представляет интерес. Голос, отсутствовавший в течение 1 ] лет, был восстановлен, несмотря на тяжесть органических изменений в горта­ни и характерологические особенности личности девочки, возникшие в резуль­тате перенесенного в раннем детском возрасте тяжелого и длительного заболе­вания гортани.

Приведенные выше выписки из историй болезни детей дока­зывают эффективность ортофонического метода, применяемого при восстановлении тяжелых органических расстройств голоса. Однако ортофоническая методика применяется также при функ­циональных нарушениях голоса у детей и подростков и при орга­нических его нарушениях различной этиологии — при псевдо-бульбарном параличе, снижении слуха и паталого-анатомических изменениях в строении и функции мягкого нёба. Применение этой методики при функциональных расстройствах голоса требу­ет меньших усилий со стороны логопеда и ребенка, сокращается длительность логопедической работы, и качество голоса норма­лизуется быстрее и лучше. Освоение ортофонического метода расширяет возможности логопедического воздействия на ребен­ка, являясь существенным звеном в системе логопедической по­мощи детям. Восстановление голоса способствует перевоспита­нию личности ребенка, возвращению его в детский коллектив, к нормальному общению с окружающими.

ЛИТЕРАТУРА

Алмазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса. В сб. «Очерки по па­тологии речи и голоса», вып. 1. М., Учпедгиз, 1960.

Алмазова Е. С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями голоса. В сб. «Очерки по патологии речи и голоса», вып. 2, М., Учпедгиз, 1963.

Алмазова Е. С Логопедическая работа и ее значение в комплексном методе лечения расстройств голоса при органических заболеваниях гор­тани. «Вопросы дефектологии». «Ученые записки МГПИ им. В. И. Лени­на», 1964.

Алмазова Е. С. Нарушения голоса у детей и подростков. В сб. «Рас­стройства речи у детей и подростков». М., «Медицина», 1969.

Алмазова Е. С. Патология речи. «Ученые записки МГПИ им. В. И. Ле­нина», т. 406, 1971.

Бельтюков В. И., Нейман Л. В. Восприятие звуков речи при нор­мальном и нарушенном слухе. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

Богомильский Р. Д. Опыт работы детского сурдологопедического стационара. Сб. «Проблемы оториноларингологии детского возраста», вып. 17. М„ 1971. -

Вербовая Н.П., Головина О. М., УрноваВ.В. Искусство ре­чи. Учебное пособие для театральных учебных заведений. М., «Советская Россия», 1964.

Вознесенская И. А. Папилломы гортани. М., Медгиз, 1953. Воронина Е, М. Лечение спастической афонии и дисфонии при помо­щи ортофонического метода. ЖУНГБ, 1939, № 2.

Гетте В. А. Опыт лечения функциональной афонии. «Военно-медицин­ский журнал», 1952, № 12.

Гольмберг В. В. Наблюдение при лечении афоний, «Военно-медицин­ский журнал», 1952, № 12.

Грачева М. С. Материалы о возрастных особенностях морфологии ин­нервации гортани и мягкого нёба. В сб. «Развитие детского голоса», М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

«Детский голос (экспериментальные исследования)». Под ред. В. Н. Шац­кой. М., «Педагогика», 1970,

Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., «Музыка», 1968.

Ермолаев В. Г. Некоторые вопросы фониатрии. Руководство ho ото­риноларингологии, гл. 12. М., Медгиз, 1963.

Ермолаев В. Г., Лебедева Н. Ф., Морозов В. П. Руководство по фониатрии, Л. «Медицина», 1969.

Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. Жинкин Н. И. О теориях голосообразования. В сб. «Мышление и речь». М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

Жинкин Н. И. Речевой и певческий режимы фонации. В сб. «Развитие детского голоса», М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., Медгиз, 1962. Ивановская Ф. А. О методике занятий при некоторых расстройствах голоса. В сб.: «Из опыта логопедической работы». М., Изд-во АПН РСФСР 1955.

Ивановская Ф А. Сборник логопедических упражнений при расстрой­ствах голоса. М., Учпедгиз, 1961.

Ипполитова А. Г. Логопедические приемы работы при открытой гну­савости и псевдобульбарном параличе. В сб. «Из опыта логопедической рабо­ты». М., Изд-во АПН РСФСР, 1953.

Лебедева Н. Ф. Применение фонетической ортопедии для лечения различных проявлений ложносвязочного голоса. «Труды Ленинградского 'НИИ уха, носа, горла и речи», т. 10, 1952.

Левидов И. И. Охрана и культура детского голоса. М.—Л., Музгиз, 1939.

Малютин Е. Н. К этиологии расстройств голоса. «Клиническая медици­на», т. 12, 1934.

Малютин Е. Н., Артемьева Е. Н. Лечение расстройств голоса, на­ступивших в результате боевой травмы. Сборник научных работ по лечению огнестрельных повреждений уха, горла и носа. М., Медгиз, 1944. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. Л., «Наука», 1967. Найденов Б. С. и др. Выразительное чтение. Учебное пособие для сту­дентов пед. институтов. М., «Просвещение», 1972.

«Некоторые особенности логопедических занятий со взрослыми, перенес­шими операцию по поводу расщелины мягкого и твердого нёба». В сб. «Врож­денные расщелины верхней губы и нёба». М., «Медицина», 1964.

«О детском голосе». Под ред. Н. Д. Орловой. М., «Просвещение», 1966. Правдина О. В. Голос и его нарушения. В сб. «Очерки по патологии речи и голоса», вып. 2. М., «Просвещение».

Ржевкин С. Н. Слух и речь в свете современных физических исследова­ний. М.—Л., Медгиз, 1936.

Рябченко А. Т. Функциональные нарушения голоса. М., «Медицина», 1964.

Рау Е. Ф. Практическое руководство по исправлению речи при различных видах гнусавости. М.: Учпедгиз, 1933.

Сийрде Э. К. О дыхательных рефлекторных механизмах при фонации. «Вестник отоларингологии», 1953, № 3.

Скучик Е. Основы акустики. Пер. с нем. М., Изд-во иностр. лит-ры, т. 2, гл. 26, 1959.

Сысоева А. Ф., Фомичев М. И. Комбинированный метод фониче­ской ортопедии в соединении с заглушением и ритмическим сотрясением

«Труды Ленинградского НИИ по болезням уха, носа горла и речи» т Я

1947.

Трубецкой Н. С. Основы фонологии. Пер. с немецкого. М, Изд-во иностр. лит-ры., 1960.

Фант Г. Акустическая теория голосообразования. М., «Наука», 1964.

ФомичевМ.И. Основы фониатрии. «Медицина», 1949.

Фомичев М.И., БлескинаМ.П. Лечение афоний и дисфоний по методу вибраторно-фонической ортопедии. «Труды Ленинградского НИИ уха, носа, горла и речи», т. 7, 1944.

Фомичев М. И., Сафаров А. Н. Опыт применения фонической орто­педии при лечении афоний и дисфоний. «Архив советской отоларингологии» № 2, 1936.

Фролов Ю. П. Пение и речь в свете учения Павлова. М., Муз­гиз, 1966.

Храковская-Черняк В. П. Диагностика и лечение функциональных расстройств голоса методом заглушения. ЖУНГБ, т. 14, 1937.

Чистович Л. А. Речь, артикуляция и восприятие. М.—Л., «Нау­ка», 1965.

Юрченко С. К. К вопросу о клинике и лечении больных с функцио­нальными афониями. «Вестник отоларингологии», 1953, № 4, стр. 20—21.

Berry М., Eisenson J. Speech disorders. New York, 1956. Brodnitz F. Goals, results and limitations of vocal rehabilitation. Ar­chives of Otolaryngology, New York, 1963, vol. 77, No. 2. Caskey K. Aphonia. London, 1941. G r е е n е М. The Voice and its disorders. London, 1957. Gutxmann G. Sprachheilkunde, Berlin, 1924. Husson R. Etude des phenomenes physiologiques et acoustiques fondamentaux de la voix chantee. These. Fac. Sciences. Paris, 17 juin 1950, Rev. Scientif. 88, 1950.

Murphy A. Functional voice disorders. 1964.

Riper V., I r w i n J. Voice and articulation. London, 1959.

Stein L. Speech and voice; their evolution, pathology and therapy. London, 1942.

Farneaud J. et Seeman М. La voix et la parole. Etudes cliniques et therapeutiques, Paris, 1950.

Willmore L. The role of speech therapy in voice cases. "Journal of Laryngology and Otology". London, 1959, No. 2.

Wi1sоn D. Voice re-education of children with vocal modules. "Laryn­goscope", 1962, No. I.

Сноски

[1] См.: Н. Ф. Лебедева. Применение фонической ортопедии для лечения различных проявлений ложносвязочного голоса. «Труды Ленинградского НИИ уха, носа, горла и речи», т. 10, 1952, стр. 171—17 В; А. Т. Рябченко. Функ­циональные нарушения голоса. М., «Медицина», 19в4; Т. Е. Ш а м ш е в а. Особенности нарушения голосовой функции профессиональных певцов при фо-настении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Л., 1966.

[2] См: Ф. А. И в а н о в с к а я. Сборник логопедических упражнений при рас­стройстве голоса. М., Учпедгиз, 1961; М. Зееман. Расстройства речи в дет­ском воарасте. Пер. с чешек. М., Медгиз, 1962.

[3] Гипокинезия гортани— пониженная двигательная функция гор­тани.

[4] Гиперкинезия гортани—повышенная двигательная функция гортани.

[5] Аллергия—повышенная чувствительность организма к некоторым пищевым продуктам, лекарствам, растениям, охлаждению.

[6] Представленный ниже материал написан автором совместно с И. И. Панченко

[7] см: м. Зееман. Расстройства речи в детском возрасте. М., Медгиз,1962

[8] Ларингеальная гиперфункция— повышенная двигательная функция гортани.

[9] См.: Е. Ф. Pay. Практическое руководство по исправлению речи при различных видах гнусавости. М., Учпедгиз, 1933: 3. Г. Нелюбова. Книга по исправлению недостатков речи. М., Учпедгиз, 1938; А. Г. Ипполитова. Логопедические приемы работы при открытой гнусавости и псевдобульбарном | параличе. В сб.; «Из опыта логопедической работы». М., Изд-во АПН РСФСР, 11953; Т. Н. Воронцова. Логопедическая работа с больными открытой ринолалией после уранопластики. Кандид. дис. М., 1966.

[10] М. 3ееман. Расстройства речи в детском возрасте. М., Медгиз, 1962,.стр. 128.

[11] М. М. Ванкевич. Современные методы логопедии при щелинных дизартриях. «Труды II Всесоюзного одонтологического съезда». М., 1925 стр. 168.

[12] М. Зееман. Расстройства речи в детском возрасте. М., Медгиз, 1962 стр. 144—145.

[13] А.Митринович-Моджеевска. Патофизиология речи, голоса и слу­ха. Варшава, 1965, стр. 285.

[14] См.: Т. Н. Воронцова. Логопедическая работа с больными откры­той ринолалией после уранопластики. Кандид. дис. М., 1966.

[15] См.: М. С. Грачева. Материалы о возрастных особенностях иннер­вации гортани и мягкого нёба. В сб. «Развитие детского голоса». М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

См.: М. 3ееман. Расстройства речи в детском возрасте. М., Медгиз, 1962.

[17] С. Н. Ржевкин. Слух и речь в свете современных физических иссле­дований. М.—Л., ОНТИ, 1936, стр. 299.

[18] Пoлeтнocть голоса— способность хорошо поставленного голоса звучать сильно и звонко, по выражению вокалистов, «перелетать через оркестр».

[19] Нарушения голоса при нарушении слуха представляют собой погранич­ную группу между органическими и функциональными нарушениями. По кли­нической симптоматике (имеется в виду функция голосообразующего аппара-га) они ближе к функциональным нарушениям. Но хроническое и стойкое про­явление расстройства голоса, трудность его коррекции приближают этот де­фект к органическим нарушениям голоса.

[20] Гипоксия— кислородное голодание.

[21] Трахеотомия — рассечение трахеи оперативным путем.

[22] Деканюляция — удаление трахеотомической трубки

[23] Г. М. 3емцов, А. И. Юнина. Особенности внешнего дыхания у тра­хеотомированных. «Труды НИИ уха, горла, носа», т. VI. М., 1955,стр.341—356

[24] См.: Н. Н. Усольцев. Лечение огнестрельных ранении и их отдален­ных последствии. Докторская дис. М., 1946—1947; А. Т. Рябченко. К воп­росу о лечении функциональных расстройств голосообразования (афония и дисфония). Кандид дис. М., 1958.

[25] См.: М. И. Фомичев, А. Н. Сафаров. Опыт применения фонической ортопедии при лечении афоний н дисфоний. «Архив советской отоларинголо­гии», 1936, № 2, стр. 150—161: Е. М. Воронина. Лечение спастической афо­нии и дисфоний при помощи ортофонического метода. ЖУНГБ, 1939,.№ 2, стр. 159—171.

[26] См.: М. И. Фомичев, М. П. Блескина. Лечение афонии и дисфо-нии до методу вибраторной фонической ортопедии. «Труды Ленинградского НИИ уха, горла, носа и речи», т. 7, 1944, стр. 95—101; Н. Ф. Лебедева. Применение фонической ортопедии для лечения различных проявлений ложно-связочного голоса. Там же, т. 10. 1952, стр. 171—175.

[27] Н. Н. Усольцев. Лечение огнестрельных ранений гортани и их отда­ленных последствий. Докторская дис. М., 1946—1947.

[28] См.: Ф.А. Ивановская. Сборник логопедический упражнений при расстройствах голоса. М., Учпедгиз, 1961.

[29] См.: А. Т. Рябченко. Функциональные нарушения голоса. М., «Меди­цина», 1964.

[30] См.: Р. Д. Богомильский. Опыт работы детского сурдологопедического стационара. В сб.: «Проблемы отоларингологии детского возраста». М.-Л. «Медицина», 1971, вып. 17.

 

Date: 2016-07-05; view: 723; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию