Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
Существует 2 противоположных подхода: 1. Универсализм с идеей наличия в истории универсального магистрального пути развития для всех народов, стран, цивилизаций. 2. Партикуляризм отстаивает идею отсутствия каких-либо универсальных законов.
Идеи универсализма имеют давнюю историю. Согласно Августину существует стадиальное прогрессивное движение человечества к царству Божьему. Франц. просветители 18 века – история – стадиальное движение к царству разума. И.Конт – существует 3 универсальных фазы развития: теологическая, метафизическая, позитивная. В 18 – второй половине 19 века в европейском мышлении утвердилось 2 мысли: 1. Европоцентризм – это представление, что европейский путь развития является пригодным для всех народов и стран. 2. Прогресс понимался как стадиально-линейный процесс. Во второй половине 19 века возникла критика этих идей (партикуляризм):
Одним из первых изложил эти мысли Н.Данилевский в труде «Россия и Европа»: история образована локальными и замкнутыми культурно-историческими типами(КИТ). Еще более радикальную мысль сказал О.Шпенглер: историю образуют автономные, замкнутые, уникальные, неспособные к диалогу локальные культуры. Оба они отрицали единство человечества, развитие понимали как круговорот и отрицали единообразие исторического развития. В 20-м веке эти идеи отчасти развил А.Тойнби в работе «Постижения истории»: историю образуют автономные и относительно замкнутые локальные цивилизации. Они способны к диалогу, существование единого человечества возможно. В то же время существовали концепции, пытающиеся примерить универсализм и партикуляризм. По Гегелю: история – это процесс мирового духа в сознании свободы. Магистральная линия истории. Но эта линия реализуется своеобразно. И это заключается в том, что мировой дух – в специфических культурах разных народов. По такому же пути двигался Маркс: у истории есть магистральная линия: первобытное общество – рабовладельческое – феодальное – капиталистическое – коммунистическое. Однако Маркс считал, что все народы не обречены развиваться одинаково. Магистральная линия может быть вариативна: 1.Разные народы могут развиваться с разной скоростью 2. Прохождение всех этапов необязательно Во второй половине 20-го столетия Карл Ясперс: с одной стороны у истории есть универсальный смысл и цель. Она состоит в реализации духовного единства человечества как следствия «осевого времени». С другой стороны она реализуется через разные или многообразные….
Во второй половине 20-го века противостояние универсализма и партикуляризма продолжилось. Прежде всего, с идеей универсализма выступил У.Ростоу в рамках «Теория стадий экономического роста». Он утверждал: Западная цивилизация прошла в своем развитии 5 стадий и переход от традиционного к индустриальному обществу. Этим же путем должны идти страны Азии, Африки, Лат.Америки. Если западный путь доказал свою эффективность, то он пригоден для всех. В начале 70-х годов возникла концепция теория информационного общества. Основатель Д.Бэлл, его последователь А.Тоффлер. Универсальным вектором истории является переход от доиндустриального общества к индустриальному, затем к постиндустриальному. Первой этот путь прошла западная цивилизация. Нет препятствий для того, чтобы и другие не шли этим путем. Ф.Фукуяма «Конец истории»: универсальным вектором современности является глобальное тождество западной либеральной демократии. Во второй половине 20-го века партикуляризм поддерживал, прежде всего, постмодернизм. Согласно постмодернизму ни в бытии вообще, ни в истории нельзя выделить что-то центральное. Западная цивилизация не может быть универсальным центром развития. Пути развития незападных обществ не менее ценны, чем западные. Незападные культуры столь же важны, а то и более важны, чем западные. В истории тоже действует принцип ризомы (хаотичности), означает, что никакого прогресса, онозначности и единообразности в истории нет. Синтез партикуляризма и универсализма предпринял И.Валлерстайн «Современная миросистема». Изначальное многообразие истории сменилось современным единообразием. Историческая система: 1. Мини-системы 2. Миро-системы: 1) мироимперии 2) мироэкономики Приблизительно до 16 века все три типа систем сосуществовали в разных регионах. В 16 – 20 веках происходила экспансия европейского капиталистического мира экономики. В ходе этого процесса все остальные исторические системы были ликвидированы. К началу 20-го века осталась только одна миросистема, существующая по сей день. В ней господствует универсализм. Существует один способ производства – капитализм. Различие культур сглаживается мировым капитализмом.
Date: 2016-07-18; view: 1674; Нарушение авторских прав |